Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). Философия. Социология. Культурология. Вып. 36. С. 112-117.
УДК 37.013
ББК 421.27
Г. О. Барбаков, Ю. Р. Валикина
К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Формирование профессионализма кадров муниципальной службы - сложная интегральная задача. Одним из важнейших инструментов ее продуктивного решения выступает дополнительное профессиональное образование. В статье рассматриваются современные подходы к «инновационному образованию» муниципальных служащих, а именно ориентация на современную концептуальную модель государственного служащего; применение компе-тентностного подхода к формированию профессионализма муниципальных служащих; переход к инновационным образовательным технологиям.
Ключевые слова: дополнительное образование; муниципальные служащие; инновационная система дополнительного профессионального образования.
О том, что современные государственная и муниципальная службы нуждаются в росте уровня профессионализма ее кадрового состава, говорят многочисленные исследования [2; 7; 8; 13; 15]. Так, результаты опроса государственных гражданских служащих Марий-Эл, Мордовии и Чувашии, а также Нижегородской и Кировской областей, проведенного в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. под руководством В. А. Мальцева, показывают потребность в дополнительном профессиональном образовании 60 % госслужащих. Кроме того, респонденты с высокой самооценкой собственного профессионального уровня испытывают не меньшую потребность в дополнительном образовании, чем служащие, менее уверенные в своем профессионализме [7].
Согласно исследованиям И. Газиевой, проведенным в 2010 г. каждый четвертый госслужащий (28 %) - профессионально не реализовавшийся, 39 % имеют средний уровень профессиональной самореализации, и лишь 24 % являются профессионалами своего дела, заинтересованными в качестве своей деятельности; имеющими представление об оценке этой деятельности руководством; находящимися в процессе саморазвития и построения карьеры [2]. Обобщая полученные в ходе факторного и кластерного анализа данные социологического исследования, И. Газиева делает вывод о необходимости разработки программ ДПО с учетом особенностей типологических групп государственных служащих по степени их профессиональной самореализации.
Другое, не менее интересное исследование, проведенное в июне 2013 г. Б. В. Зали-ванским в целях оценки информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих администрации г. Белгорода, показало, что знания муниципальных служащих об информационной компетентности специалиста достаточно поверхностны. Лишь единицы респондентов указали в качестве элементов информационной культуры такие варианты, как знание негативных возможных последствий работы с компьютерной техникой (9,3 %), понимание современной картины мира (6,98 %), доступ к информации, составляющей государственную тайну (2,33 %). При этом 88 % опрошенных считают уровень своей информационной компетентности достаточным для эффективного выполнения должностных обязанностей [3].
Результаты исследований в рамках научного проекта «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России» под руководством В. Ф. Анурина, проведенных в 2011 г., также свидетельствуют о существенных проблемах в сфере дополнительного образования муниципальных служащих. Это такие проблемы, как отсутствие в органах государственного и муниципального управления достаточного числа вакантных мест для карьерного продвижения, несоответствие программ профессионального обучения служебным функциональным обязанностям и др.
Основная причина, по которой ДПО не способствует профессиональному развитию
чиновников, видится в отсутствии прямой корреляции между профессиональным развитием муниципального служащего и повышением оплаты труда, карьерным ростом.
Так, по результатам исследований В. А. Мальцева, верхние позиции рейтинга причин низкой мотивации служащих к дополнительному образованию занимают: отсутствие вакантных должностей в системе муниципальной службы (68,8 %), неэффективность системы управления карьерой в органах власти (39,6 %).
Как справедливо отмечает М. Маленькая, современная система дополнительного профессионального образования муниципальных служащих опирается на большой опыт, однако она нацелена не на перспективу, а на решение сегодняшних проблем [8]. По мнению А. В. Сурина, «реальная управленческая практика генерирует противоречия и проблемы настоящего, и при этом существующая система образования закрепляет все это в качестве эталона, опираясь на сакраментальный тезис о связи науки и практики. Возникает парадоксальная ситуация - ориентация на сложившуюся практику становится фундаментально непрактичной, поскольку в этом случае на вызовы будущего современный управленец отвечает методами прошлого» [12].
В сложившейся ситуации требуется трансформация системы дополнительного образования государственных служащих. Обобщая представленные в научной литературе мнения ученых о том, какой должна быть инновационная система ДПО государственных служащих, выделим основные составляющие «инновационности».
1. Ориентация ДПО на современную концептуальную модель государственного служащего.
В определении содержания модели государственного служащего существует широкий спектр выводов и рекомендаций школ и научных направлений, что обуславливает необходимость интеграции идей, с тем, чтобы сделать модель приемлемой для различных регионов. А. Г. Панькова предлагает выделить в модели государственного служащего следующие блоки: качества личности; способности; знания, умения, навыки; опыт; воспитание; мотивацию деятельности [10].
Модель государственного служащего, предложенная С. Г. Зырьяновым, представлена деловыми, психологическими и личност-
ными качествами государственного служащего [4]. В ходе исследований ученый определил основные личностные характеристики государственного служащего, которыми явились честность (62,5 %), коммуникабельность (60,4 %), уравновешенность (51,9 %), приветливость (27,6 %), терпимость (22,3 %) и др. Из числа деловых характеристик верхние позиции рейтинга заняли такие как профессионализм и компетентность (87,9 %), организационный талант (48,7 %), умение общаться с людьми (45,6 %).
Логическим дополнением к работе С. Г. Зырьянова, посвященной разработке концептуальной модели государственного служащего, может служить исследование И. А. Коха. Ученый выявил иерархию ценностных ориентиров государственных служащих, лидирующие позиции в которой заняли здоровье (54,6 %), счастливая семейная жизнь (52 %), материальная обеспеченность (42,8 %), знания, компетентность (39,8 %), интересная работа (38,1 %) [6].
Дискуссионность в отношении содержательной структуры концептуальной модели государственного служащего позволяет сделать вывод об отсутствии единой модели специалиста в области муниципального управления, так как она обусловлена спецификой и уникальностью каждого отдельно взятого региона.
2. Применение компетентностного подхода к формированию профессионализма муниципальных служащих.
В работах отечественных и зарубежных авторов к настоящему времени отчетливо определены сущностные характеристики компетентностного подхода. Н. Г. Хайрулли-на, О. В. Устинова полагают, что компетент-ностный подход к ДПО должен быть основан на описании компетенций органа местного самоуправления, что позволит учитывать специфические особенности конкретных муниципальных образований [14].
По мнению Л. Смышляковой, Т. Пшеничниковой, в российском образовании компе-тентностный подход переходит из стадии самоопределения в стадию самореализации, когда заявленные им ценности и методологические установки должны подтвердить себя в разных прикладных разработках. Актуальным в этом случае становится выявление теоретических и технологических основ реализации компетентностного подхода в системе
ДПО государственных служащих, а также принципов его реализации [11].
Апробация компетентностного подхода в формировании профессионализма муниципальных служащих позволила Л. Смышляко-вой, Т. Пшеничниковой не только обозначить этапы его реализации, но и четко структурировать компетенции: 1) компетенции социального взаимодействия; 2) социально-деятельностные компетенции; 3) компетенции самоорганизации и самоуправления; 4) ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции; 5) компетенции самостоятельной познавательной деятельности.
Разноплановость подходов к оценке компетенций служащих образует достаточно широкое пространство для принятия решения о выборе компетентностного профиля должности государственного (муниципального) служащего.
3. Переход к инновационным образовательным технологиям.
Понятие «инновационности образовательных технологий» в большей степени относится к их внедрению в учебную практику, что до сих пор является скорее исключением, нежели правилом. В то же время среди основных принципов реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения обозначен инновационный характер образования и образовательных технологий [5].
Говоря об информатизации обучения, нельзя не затронуть получившее повсеместное внедрение дистанционное обучение, представляющее собой новую технологию образования, предполагающую реализацию всех традиционных форм обучения (очную, очно-заочную и заочную) и в определенной
мере стирающую границы между ними [1]. При всей прогрессивности дистанционных технологий образования здесь кроется немало проблем, непосредственно влияющих на уровень и качество ДПО государственных и муниципальных служащих. Это такие как низкая мотивация слушателей к самообразованию, отсутствие отлаженной системы контроля знаний обучающихся, коррупционные проявления и др. В этих условиях внедрение дистанционных технологий в обучение государственных и муниципальных служащих требует дальнейшего совершенствования организации образовательного процесса [9].
Построение инновационной системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих необходимо подчинить принципам: непрерывности, основанном на своевременном совершенствовании содержания образовательных программ; применения инновационных образовательных технологий; индивидуализации, основанной на развитии компетенций конкретного слушателя; опережающего обучения, формирующего способности управленческой деятельности в постоянно меняющихся условиях и др.
В итоге инновации в системе ДПО муниципальных служащих должны способствовать развитию у них мотивации к самообразованию как эффективному инструменту раскрытия и использования их личностного потенциала и способностей. Это особенно актуально в контексте осуществления реформы местного самоуправления, расширения и усложнений функций муниципального управления, постоянного изменения нормативно-правовой базы деятельности муниципальных служащих.
Список литературы
1. Бажин, И. Система образовательных программ повышения квалификации муниципальных служащих / И. Бажин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2009. - № 1. - С. 43-52.
2. Газиева, И. Дополнительное образование как направление повышения профессиональной эффективности государственных гражданских служащих / И. Газиева // Власть. - 2010. - № 9. - С. 101-104.
3. Заливанский, Б. В. Формирование информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих / Б. В. Заливанский // Гуманитар. науч. исслед. - 2014. - № 9. - URL: http://human.snauka.ru/2014/09/7711.
4. Зырьянов, С. Г. Деловые качества и имидж государственного служащего / С. Г. Зырья-нов // Государственная и муниципальная служба: проблемы становления и развития: тез. докл. Урал. регион. науч.-практ. конф. - Пермь: Изд-во УрАГС, 2011. - С. 70-72.
5. Комаров, А. М. Профессиональное развитие муниципальных служащих: проблемы и перспективы / А. М. Комаров, Л. Б. Осипова // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права: материалы Междунар. науч. семинара. - Тюмень, 2013. - С. 229-233.
6. Кох, И. А. Кадровый потенциал и социально-этические проблемы государственного и муниципального управления / И. А. Кох // Тезисы докладов Уральской региональной научно-практической конференции. - Пермь: УрАГС, 2008. - С. 82-87.
7. Маленькая, М. А. Инновации в дополнительном профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих / М. А. Маленькая // Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России: отчет о НИР / рук. В. А. Мальцев; исп. М. А. Маленькая и др. - Н. Новгород, 2010. - С. 291-299.
8. Маленькая, М. А. Инновационная система дополнительного профессионального образования муниципальных служащих / М. А. Маленькая // Власть. - 2011. - Сентябрь. - С. 40-44.
9. Осипова, Л. Б. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии / Л. Б. Осипова, О. М. Горева // Соврем. проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 723.
10. Панькова, А. Г. Проблема построения модели государственного, муниципального служащего / А. Г. Панькова // Сборник материалов научно-практической конференции «Региональное управление и кадровая политика: проблемы становления государственной и муниципальной службы в Тюменской области». - Тюмень, 2009. - С. 76-79.
11. Смышлякова, Л. Компетентностный подход к формированию профессионализма муниципальных служащих / Л. Смышлякова, Т. Пшеничникова // Гос. служба. - 2009. - № 2. -С.38-41.
12. Сурин, А. В. Подготовка управленцев нового поколения: кого, чему и как учить? / А. В. Сурин // Вопр. гос. и муницип. управления. - 2007. - № 1. - С. 183-189.
13. Устинова, О. В. Коммуникативные технологии в повышении эффективности взаимодействия муниципальных органов власти и населения / О. В. Устинова, И. А. Курашенко // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (28 сент. 2012 г.). - Тамбов, 2012. - С. 141-143.
14. Хайруллина, Н. Г. Профессиональное развитие муниципальных служащих / Н. Г. Хай-руллина, О. В. Устинова. - Тюмень, 2005. - 127 с.
15. Ustinova, O. V. The role of communicative technologies in the process of local governments and the population interaction / O. V.Ustinova, N. G. Khairullina // Life Science Journal. - 2014. -Р. 11 (12s).
Сведения об авторе
Барбаков Григорий Олегович - кандидат юридических наук, доцент Тюменского государственного архитектурно-строительного университета.
bara79@bk.ru
Валикина Юлия Раисовна - специалист Приемной комиссии Тюменского государственного нефтегазового университета.
bara79@bk.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 9 (364). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 36. Pp. 112-117.
INNOVATIVE SYSTEM OF COMPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION FOR MUNICIPAL OFFICIALS
G. O. Barbakov, Yu. R. Valikina
The formation of professional skills of employees in the municipal service is complex integrated task. One of the most important instruments of its productive solutions is the complementary profes-
sional education. The article considers modern approaches to the "innovative education" municipal employees: a focus on the modern conceptual model of a public servant; the use of competence-based approach to the formation of the professionalism of municipal employees; the transition to innovative educational technologies.
Keywords: complementary education; municipal employees; innovative system of complementary professional education.
References
1. Bazhin I. Sistema obrazovatel'nykh programm povysheniya kvalifikatsii munitsipal'nykh sluzhashchikh [System of educational training programs for municipal employees]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University], seria 21 Upravleniye (gosudarstvo i obshchestvo), 2009, no. 1, pp. 43-52. (In Russ.).
2. Gaziyeva I. Dopolnitel'noye obrazovaniye kak napravleniye povysheniya professional'noy effektivnosti gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh [Additional education as a way to improve the effectiveness of professional civil servants]. Vlast' [Power], 2010, no. 9, pp. 101-104. (In Russ.).
3. Zalivanskiy B.V. Formirovaniye informa-tsionno-kommunikativnykh kompetentsiy munitsipal'nykh sluzhashchikh [Formation of information-communicative competence of municipal employees]. Gumanitarnyye nauchnyye issledovaniya [Humanitarian researching], 2014, no. 9. Available at: http://human.snauka.ru/2014/09/7711, accessed 30.04.2015. (In Russ.).
4. Zyr'yanov S.G. Delovyye kachestva i imidzh gosudarstvennogo sluzhashchego [Business qualities and image of the civil servant]. Gosudarstvennaya i munitsipal'naya sluzhba: problemy stanovleniya i razvitiya: tezisy dokladov Ural 'skoy regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [State and municipal service: the problems of formation and development: Proceesdings of the Ural regional researching and practical conference]. Perm', UrAGS Publ., 2011, pp. 70-72. (In Russ.).
5. Komarov A.M., Osipova L.B. Professional'noye razvitiye munitsipal'nykh sluzhashchikh: problemy i perspektivy [Professional development of municipal employees: problems and perspectives]. Vuzovskaya nauka: teoretiko-metodologicheskiye problemy podgotovki spetsialistov v oblasti ekonomiki, menedzhmenta i prava: materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo seminara [University science: theoretical and methodological problems of training specialists in the field of economics, management and law: Materials of the International Scientific workshop]. Tyumen', 2013, pp. 229-233. (In Russ.).
6. Kokh I.A. Kadrovyy potentsial i sotsial'no-eticheskiye problemy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Human resources and the social and ethical issues of the state and municipal management]. Tezisy dokladov Ural 'skoy regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the Ural regional researching and practical conference]. Perm', UrAGS Publ., 2008, pp. 82-87. (In Russ.).
7. Malen'kaya M.A. Innovatsii v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii gosudarstvennykh i munitsipal'nykh sluzhashchikh [Innovations in additional professional education state and municipal employees]. Razvitiye innovatsionnoy sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh sluzhashchikh Rossii: otchet o NIR [Development of innovative system of continuous professional education state and municipal officials in Russia: research report]. N. Novgorod, 2010, pp. 291-299. (In Russ.).
8. Malen'kaya M. A. Innovatsionnaya sistema dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya munitsipal'nykh sluzhashchikh [Innovative system of additional vocational training of municipal employees]. Vlast' [Power], 2011, September, p. 40-44. (In Russ.).
9. Osipova L.B., Goreva O.M. Distantsionnoye obucheniye v vuze: modeli i tekhnologii [Distance Learning in the university: models and technologies]. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 5, p. 723. (In Russ.).
10. Pan'kova A.G. Problema postroyeniya modeli gosudarstvennogo, munitsipal'nogo sluzhashchego [The problem of constructing a model of the state, municipal employee]. Sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii «Regional'noye upravleniye i kadrovaya politika:
problemy stanovleniya gosudarstvennoy i munitsipal'noy sluzhby v Tyumenskoy oblasti» [Collection of materials of scientific-practical conference «Regional management and personnel policy: problems of formation of the state and municipal service in the Tyumen region»]. Tyumen', 2009, pp. 76-79. (In Russ.).
11. Smyshlyakova L., Pshenichnikova T. Kompetentnostnyy podkhod k formirovaniyu professionalizma munitsipal'nykh sluzhashchikh [Competence approach to the formation of professionalism of municipal employees]. Gosudarstvennaya sluzhba [Public service], 2009, no. 2, pp. 38-41. (In Russ.).
12. Surin A.V. Podgotovka upravlentsev novogo pokoleniya: kogo, chemu i kak uchit'? [Training a new generation of managers: who, what and how to teach?]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Questions of state and municipal government], 2007, no. 1, pp. 183189. (In Russ.).
13. Ustinova O.V., Kurashenko I.A. Kommunikativnyye tekhnologii v povyshenii effektivnosti vzaimodeystviya munitsipal'nykh organov vlasti i naseleniya [Communication technologies in enhancing the effectiveness of interaction between municipal authorities and the public]. Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (28 sentyabrya 2012 g.) [Prospects of development of science and education: collection of researching papers on the materials of the International researching and practical conference (September 28, 2012)]. Tambov, 2012, pp. 141-143. (In Russ.).
14. Khayrullina N.G., Ustinova O.V. Professional'noye razvitiye munitsipal'nykh sluzhashchikh [Professional development of municipal employees]. Tyumen', 2005. 127 p. (In Russ.).
15. Ustinova O.V., Khairullina N.G. The role of communicative technologies in the process of local governments and the population interaction. Life Science Journal, 2014, p. 11 (12 s).