НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2010, №1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.016: 821.09
К проблеме содержания понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе
НИ. Никонова
Театрализация в школьном образовательном процессе способствует развитию интереса как источника поисковой и творческой активности обучающегося. Она влияет на изменение направленности обучения от предметно-содержательной к процессуально-деятельностной. В обучении с использованием театрализации имеют место действенное «проживание» содержания обучения, рефлексивный анализ, перенос приобретаемого опыта в реальные отношения, направленность на личность обучающегося, что в совокупности обеспечивает единство обучения, воспитания и личностного развития школьников. Театрализация на уроке литературы - это путь изучения произведения через его сценическое воплощение с учетом возможностей и целей урока. Она не ставит целью постановку полного спектакля, это лишь имитация отдельных этапов работы над воображаемым спектаклем, которая поможет школьникам глубоко проникнуть в тайны художественного текста. Кроме этого, театрализованная атмосфера, созданная в классе, способствует возникновению сотрудничества, сотворчества, взаимопомощи, активной коллективной работы и, наконец, оптимизации всего образовательного процесса.
Ключевые слова: театрализация, драматизация, инсценирование, театральная технология, понимание, интерпретация.
Dramatization in schooling process promotes the development of the interest as a source searching and creating activity ofpupil. It influences teaching direction from subjectinformative to processactivity. In dramatization the main teaching points are "staying" content teaching, reflex cal analysis, the transfer of experience into real relations, direction to pupil's personal. All the mentioned above plays an important role in teaching unity, up bringing and pupils' development. Dramatization during Russian literature lesson is the way to study the work through dramatic embodiment; it is only the imitation of different parts but not the whole production. Besides, dramatic atmosphere at class promotes work in pairs, active work and the optimization of the educational process.
Key words: dramatization, dramatic atmosphere, understanding, interpretation.
Многие современные программы и методики обучения включают в себя разнообразные приемы, ситуации, упражнения, эксперименты и творческие задания. Именно практические задания, построенные на игровом моделировании, дают возможность школьникам перейти от пассивного потребления информации к активному участию в процессе познания. Основываясь на высказывании великого мыслителя Конфуция: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю. То, что я делаю сам, я понимаю» [1, с.37], осмелимся предложить использование театрализации в образова-
НИКОНОВА Надежда Ильинична - ст. преподаватель Саха государственной педагогической академии, аспирант ЯГУ, (8924) 86-58-35, nikon_nad@mail.ru.
тельном процессе как одно из средств особого постижения мира, других людей и, наконец, самих себя.
Театрализация использовалась как метод передачи знаний еще в первобытной архаической культуре, гуманисты Возрождения применяли этот метод в своих школах для изучения античного наследия. Советские педагоги и психологи 20-х гг. XX века пытались научно осмыслить и распространить его в преподавании. А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий считали необходимым разработать особую методику театрализации ряда школьных дисциплин. Педагоги Н.Ф. Бунаков, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский выделяли театральную игру как неотъемлемый элемент и важнейший принцип организации школь-
ного образовательного процесса. Элементы театрализации вводились в классную и во внеклассную работу, «классные занятия днем и всякие репетиции вечером превратились в захватывающую всех игру, в нечто похожее на повальное заболевание» [2,с. 187].
Позднее Л.С. Выготский подчеркивал существенную роль игры в психическом развитии ребенка, а также в образовательном процессе («Воображение и творчество») [3]. М.О. Кнебель в работе «Поэзия педагогики» акцентировала проблему гармоничного отношения учитель-ученик, одним из шагов разрешения которой является введение в образовательный процесс элементов театральной технологии [4].
Понятие театрализации активно разрабатывается в 70-80-е гг. XX века как возможность преподнесения идеи в художественной форме театральными средствами; как метод; «явление, принадлежащее области искусства, связанное с образным решением, ... обращение к эмоциональной сфере человеческого восприятия» [5, с.6]. Театрализация рассматривается как «содержание проводимого мероприятия; как деятельность его участников; как метод реальной и игровой деятельности масс, художественно организованный по законам театра» [6, с.9]. Существенно то, что в основе театрализации лежит коллективная театрализованная игра, в процессе которой индивид ощущает взаимосвязь между жизнью, материалом и условными игровыми действиями, которые театрализация синтезирует. Игровые отношения предоставляют каждому участнику возможность проявиться в деятельности, в разнообразных ролях [6].
Театрализация изначально носит эстетический характер и связана со стремлением к совершенству. А.П. Ершова определяет понятие «театрализация» как «вид искусства, явление особое, выходящее за рамки привычного быта» [7,с.48]. Благодаря использованию театрализации в школьном образовательном процессе закладываются основы художественно-эстетического воспитания учащихся.
С точки зрения активизации школьного образовательного процесса усиливается внимание к театрализации как «комплексной системе использования всех выразительных средств искусства на основе драматического сценария для целостного воздействия на личность участника социального общения» [8, с.56]. Педагог Т.Н. Полякова рассматривает театрализацию в двух планах: «как широко применяемый в практической работе педагогов прием, построенный на принципе игры и как деятельность, пронизывающую весь педагогический процесс» [9, с.13].
Исследование понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе непосред-
ственно связано с театральной технологией. Театральная технология - это особая техника действия, основанная на системе К.С. Станиславского, на «теории действий» и «параметрах взаимодействий» П.М. Ершова; это социоигровые, интерактивные методики, которые интерпретируются и «приспосабливаются» к изучению любого предмета, способствуют как детскому, так и педагогическому творчеству [7]. Примечательно, что «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала» [10, с.5]. Причем в образовании в полном объеме можно технологизировать только обучение, а развитие и воспитание - только частично.
Согласно исследованию Н.В. Борисовой, применение в образовании театральной технологии предполагает изменение:
■ статуса преподавателя (от передатчика информации на менеджера учебного процесса);
■ содержания образования (от информации о деятельности плюс немного деятельности на деятельность, основанную на информации). В качестве содержания образования выступает социокультурный контекст, в котором осуществляется жизнедеятельность человека;
■ организационных форм обучения (от традиционных на формы активного, инновационного обучения: игра, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей и т д.);
■ характера общения (учителя и обучаемого, обучаемых между собой);
■ атмосферы взаимодействия (партнерство, равенство, ответственность, положительный эмоциональный фон) [11, с.17].
Отмечается, что театральная технология действий в школьном образовательном процессе является «реальным средством развития самоконтроля и сознательного самосовершенствования, помогающим быстро и безошибочно увидеть и оценить, как учатся ученики - в одиночку или коллективно» [8, с.9].
В.А. Ильев обосновывает направленность технологии театральной педагогики на достижение взаимодействия с учащимися и организацию открытого режиссерского действия. Он рассматривает условия открытого режиссерского действия школьного урока, когда «учитель организует процесс соигры посредством моделируемых ситуаций и открывает ученикам приемы взаимодействия; превращение урока в своеобразный импровизированный спектакль, когда сквозным действием становится сам процесс создания коллективного творчества на материале урока». Двуединая цель открытого режиссерского действия заключается в
НИКОНОВА
том, что «театральное действие направлено на постижение учебного материала посредством технологии режиссуры и мастерства актера, а как жизненное действие, оно стимулирует личную сопричастность учеников к совместным действиям» [12,с.49]. Но с окончанием урока сквозное педагогическое действие урока-спектакля не заканчивается, а продолжается в повседневной жизни и выражается в отношении учеников к окружающим людям, к событиям жизни и к самим себе.
Интересен в аспекте статьи действенный анализ этюда, предложенный М.О. Кнебель [4], состоящий из трех этапов: литературный текст автора; собственный, импровизированный текст актера в этюдах; освоенный актером литературный текст автора. В театрализованной деятельности учащихся также возможно использование представленного анализа, в котором основную роль играет «авторская» позиция исполнителя. В этюдах ребенок-актер наполняет исходный текст личными переживаниями, подробным осмыслением речи. Он широко импровизирует на втором этапе для того, чтобы убедительнее прозвучали неизменные авторские реплики на заключительном этапе выступления. И этот процесс переводится на третьем этапе в глубинное импровизирование через интонацию, взгляд, физическое действие, изменения темпоритма, физического самочувствия и другие средства богатой актерской психотехники при незыблемом сохранении текста как такового.
Итак, театральная технология трактуется как научное проектирование и воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех, направлена на повышение качества образовательного процесса. При этом меняется статус преподавателя, содержание образования, формы его освоения, характер общения и атмосфера взаимодействия. Театральная технология может использоваться при изучении любого предмета; «выводя» как детей, так и педагогов на творческую деятельность; способствуя организации взаимодействия учителя с учащимися, открытого режиссерского действия и рефлексии участников художественно-творческого процесса.
Таким образом, анализ различных подходов к интерпретации понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе, описаний театрализации как педагогического и культурного феномена выявил множественность трактовок.
С позиций заявленной темы статьи уточним понятие театрализации: 1) театрализовать событие или текст - значит «интерпретировать его сценически, с использованием сцены и актеров для того, чтобы поставить ситуацию. Визуальный элемент сцены и постановка дискурсов (сценической
речи) - суть признаков театрализации» [13, с.364365]; 2) действие по значению глагола театрализовать - т.е. приспособлять для театра; для представления в театре; сцены; связанный с театром, с его деятельностью; посвященный театру; приспособление для сцены (литературного, недраматического произведения); внесение элементов драматического действия; 3) театрализацией называют игры-драматизации, если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового сюжетного зрелища.
Следовательно, понятие «театрализация» может применяться широко: 1) для интерпретации события (текста) сценически, с внесением элементов драматического действия; 2) как игра-драматизация в театральной форме; 3) как форма массового сюжетного зрелища.
Подробнее остановимся на некоторых приемах театрализации художественных произведений на уроке литературы: персонификация - литературный персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.); «кто я?» - ученик в костюме персонажа рассказывает о нем, учащиеся угадывают, кто он; «вымышленная встреча» выступление критика или оппозиции критиков (речь, программа, основные моменты и др.); сценка - небольшое представление посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов и др.
Наиболее интересными могут быть задания, связанные с актерской и режиссерской интерпретацией. Учащиеся в этом случае выступают как актеры или как режиссеры. Работа в качестве актеров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чем автор порой прямо не заявляет. «Актеру» нужно ответить на один единственный такой простой и такой сложный вопрос: «Что я должен передать зрителю?». Режиссерская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех героев и постигать авторскую позицию. «Режиссер» должен четко представлять, зачем и почему он что-то делает.
Не менее захватывающей является оформительская работа: создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев; музыкальное оформление произведений; афиши к спектаклям. Выполненные учениками работы не остаются незамеченными, проводятся защиты творческих заданий учащихся. Смысл их в том, что, придумывая оформ-
Цель Структура Результат Признаки
Намеренное интерпретационное воспроизведение определенного сюжета (в соответствии со сценарием) средствами театрального искусства ¡.Восприятие 2.Осмысление 3.Анализ 4.Понимание 5.Интерпретация 6.Рефлексия Создание в процессе взаимодействия участников; строится по принципу «если бы» Развитие личностных качеств (внимание, воображение, фантазия, мышление, воля, память); возможность испытать поведение, чувства, эмоции литературного героя; качественное усвоение содержания обучения Важны все участники события; важен собственно процесс подготовки спектакля; ведущую роль играет художественно -образное начало; реализация в моделируемых формах
ление, афиши, обложки, ученик обязательно заново анализирует произведение и создает свою художественную интерпретацию, таким образом, анализ, целью которого является личностное интерпретирование текста, становится результативнее и глубже.
И, наконец, одно из самых эффективных заданий - инсценирование текста (перевод текста в сценический вариант). «Прежде всего, инсценирование побуждает учеников к творческому претворению литературных образов и, как все приемы активизации читательского восприятия, возбуждает воображение и сопереживание. Во-вторых, инсценирование позволяет усилить динамизм конфликтов произведения, острее прочертить сюжетные линии в сознании учеников. В-третьих, инсценирование обостряет внимание к художественному тексту. Однако, для того, чтобы эта работа не превратилась в пародию, необходимо предлагать школьникам посильные задания» [14, с.196].
Таким образом, дидактические средства театрализации в школьном образовательном процессе можно оформить в виде вышеприведенной таблицы.
Театрализация - это использование средств театра в школьном процессе. В нашем случае театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с интерпретацией художественного произведения (повествовательность, сюжет, образы-характеры, конфликт, автор), а также с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, коммуникативность, индивидуальность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой. Театральная технология ложится в основу организации школьного образовательного процесса благодаря театрализации.
Таким образом, анализ понятия «театрализация» свидетельствует о различных подходах к осмыслению его содержания. Общими признаками
интерпретируемого понятия являются игровая ситуация, действие, проблематизация обучения (конфликт рассматривается как постановка проблемы), творческое принятие личностью позиций и отношений, которые ей были раньше не свойственны и для нее не характерны. Следовательно, необходимо отметить многоаспектность проявления театрализации как технологии, построенной на принципе игры; как комплексной системы использования всех выразительных средств искусства на основе драматического сценария; как деятельность, пронизывающая весь учебный процесс. Использование театрализации обеспечивает гуманизацию всего школьного образовательного процесса, выраженную в формировании чувства личной и социальной ответственности, в появлении высокого уровня предметной и личностной рефлексии, знаний, опыта, гуманистически направленной системы ценностных ориентаций.
Литература
1. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
2. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения / Сост. А.Т. Губко. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
4. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М.: Искусство, 1976. - 156 с.
5. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. История и теория. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
6. Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы // Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. - Л.: ЛГИК 1982. - 141 с.
7. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока общения и поведения учителя: пособие для учителя. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 232 с.
8. Ольшанский О.В., Ярлыков Т.Н. Социально-психологическая сущность «драматизации» в воспитании личности // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. - М.: ГИТИС, 1984. -240 с.
9. Полякова Т.Н. Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся: автореф. дис....
скопин
канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 24 с.
10. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
11. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учебное пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 146 с.
❖
УДК 378.004.41
❖
12. Илъев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации школьного урока. - М.: АспектПресс, 1993. - 126 с.
13. Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991. -504 с.
14. Методика преподавания литературы / Под ред.
0. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана. В 2-х частях. Ч.
1. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 400 с. ❖
Ролевые игры в методике обучения руководству проектной деятельностью
И.Н. Скопин
Обсуждаются принципы методической поддержки игровых тренингов, следование которым способствует качеству обучения руководству проектной деятельностью. Эти принципы иллюстрируются на примерах организации двух реальных тренингов, опыт проведения которых показывает их эффективность. Указана область адекватной применимости предлагаемой методики.
Ключевые слова: тренинг, ролевая игра, проектная деятельность, развитие творческих способностей, методическая поддержка обучения
We discuss principles of a technique supported game training. The principles contribute increasing quality of project management activities learning. They are illustrated by two real trainings. Experience of these trainings shows their effectiveness. We specify a scope of a good applicability of the proposed technique.
Key words: training, roleplaying game, project development, development of creativity, methodical support of learning.
Принципы методической поддержки ролевых игр
Ролевые игры занимают заметное место среди методик обучения. Они позволяют в активной форме добиваться понимания материала, способствуют усвоению его, оживляют обстановку. Формирование знаний и навыков не до выполнения обучающей деятельности, а в процессе применения их к практике, характерное для целенаправленного и мотивированного участия в игре, существенно повышает эффективность обучения, что в полной мере согласуется с концепцией П.Я.Гальперина поэтапного формирования умственных действий [1].
В то же время нередко тренинги в форме ролевых игр ограничиваются предложением лишь набора поведенческих приемов, стереотипов поведения. Как следствие, у обучаемых появляется иллюзия простоты и готовности решить «все проблемы» методом, освоению которого посвящен тренинг. Это затрудняет осознание области применимости метода, препятствует критическому осмыслению полученного опыта. Для преодоления этого недостатка игра, нацеленная на получение знаний навыков, должна сочетаться с други-
СКОПИН Игорь Николаевич - к.ф.-м.н., н.с. Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, (383) 330-61-53, iskopin@gmail.com.
ми методиками обучения, с одной стороны, а с другой - со специальной методической поддержкой. В качестве принципов, на которых целесообразно организовывать такую поддержку, предлагается следующее:
1. Предварительная подготовка исходной информации для игры. Она должна включать не только разъяснение правил и соглашений, что обычно делается, но и изложение теоретической и понятийной базы, которая вводит участников в круг задач, сопутствующих целевым задачам тренинга, создает определенный контекст мероприятия в целом, показывает границы применимости осваиваемого в игре метода.
2. Анализ хода, результатов и, что особенно важно, ошибок участников игры. Он проводится после завершения игровой части тренинга или его этапа, включает перекрестную критику действий участников. Это не только повышает эффективность достижения целей тренинга, но раскрывает возможности творческого его осмысления, прививает навыки адаптации методов, демонстрируемых на тренинге, к различным условиям применения.
3. Внедрение в игру соревновательных элементов. Они повышают активность участников, позволяют самим обучаемым сравнивать выбираемые стратегии выполнения ролей. Соревнование зачастую обеспечивает продолжение обучения уже