Научная статья на тему 'К проблеме содержания деятельности психологической службы в различных образовательных организациях'

К проблеме содержания деятельности психологической службы в различных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3942
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОНЛАЙН-ОПРОС / ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗНАЧИМОСТЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / СТАЖ РАБОТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / MODERNIZATION OF EDUCATIONAL SYSTEM / PSYCHOLOGICAL SERVICE IN EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD / PROFESSIONAL ACTIVITY / ONLINE SURVEY / ACTIVITY GOALS / IMPORTANCE OF ACTIVITIES / EDUCATIONAL INSTITUTION TYPE / WORK EXPERIENCE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветкова Лариса А., Волкова Елена Н., Коржова Елена Ю., Микляева Анастасия В.

Введение. Авторами доказывается актуальность пересмотра целей, задач и основных направлений деятельности психологической службы образовательных учреждений, разработки единых стандартов функционирования психологической службы, которые бы отвечали реалиям современного образования. Новизна исследования заключается в выявлении представлений педагогов-психологов, работающих в настоящее время в различных образовательных организациях, о содержании своей профессиональной деятельности, ее цели и видах. Материалы и методы. Для сбора эмпирических данных использовался метод онлайн-опроса. В исследовании приняли участие 2135 педагогов-психологов, занятых в различных образовательных организациях: детских садах, школах, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, детских домах-интернатах, учреждениях дополнительного образования, средних специальных учебных заведениях. Результаты исследования. Полученные данные показывают, что представления педагогов-психологов о целях и средствах собственной профессиональной деятельности отражают особенности образовательной организации, в которой осуществляется их профессиональная деятельность (цели и задачи организации, специфику контингента обучающихся, организационные аспекты работы педагога-психолога и т. д.). При этом, вне зависимости от того, в какой сфере заняты педагоги-психологи, они ориентированы на реализацию трудовых функций «психодиагностика», «коррекционно-развивающая и просветительская работа», «психологическое консультирование»; функции, связанные с сопровождением реализации образовательных программ и экспертизой образовательной среды, реализуются педагогами-психологами значительно реже. Обсуждение результатов. Полученные данные демонстрируют неоднородность представлений педагогов-психологов о целях своей профессиональной деятельности на современном этапе развития психологической службы в образовательных учреждениях. Содержание представлений опосредовано спецификой образовательных услуг, а также организационными условиями профессиональной деятельности. Результаты свидетельствуют о необходимости создания концепции психологической службы в образовании, обобщающей потребности различных образовательных организаций. На основе полученных результатов предложено дополнить «Концепцию развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» описанием вариативных моделей организации профессиональной деятельности педагогов-психологов в образовательных организациях разных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цветкова Лариса А., Волкова Елена Н., Коржова Елена Ю., Микляева Анастасия В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Service Activities in Various Educational Institutions

Introduction. Goals, aims, and main directions of psychological service activities in educational institutions need revising. Uniform standards for psychological service, meeting the new realities of modern education, should be developed. The present study reveals representations about the content of professional activities, its goals and types in educational psychologists currently working in various educational institutions. Materials and Methods. The study involved 2135 educational psychologists working in various educational institutions: (a) kindergartens, (b) schools, (c) psycho-pedagogical, medical, and social assistance centers, (d) boarding schools, (e) establishments of additional education, (f) and vocational schools. The study employed online survey for the collection of empirical data. Results. The findings showed that the educational psychologists' representations about goals and means of their own professional activities depended on characteristics of educational institutions where they worked (goals and objectives of an organization, features of its student body, organizational aspects of an educational psychologist's work, etc.). Regardless the field of activity, the educational psychologists implemented the following labour functions: (a) psychodiagnostics, (b) correctional developing and educational work, and (c) psychological counseling. The educational psychologists supported the implementation of educational programs and the expertise of the educational environment much less frequently. Discussion. The obtained data demonstrate heterogeneity in the educational psychologists' representations about goals of their professional activities at the present stage of the development of psychological service in educational institutions. Characteristics of educational service and also organizational conditions of professional activities affect the content of the representations. Future work will involve creating the concept of psychological service in education generalizing the needs of various educational institutions. The findings can be readily used for supplementing the Concept of the Development of Psychological Service in the Education System in the Russian Federation by 2025 by the variable models of educational psychologists' professional activities in various educational institutions.

Текст научной работы на тему «К проблеме содержания деятельности психологической службы в различных образовательных организациях»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.99

DOI: 10.21702/rpj.2017.4.2

К проблеме содержания деятельности психологической службы в различных образовательных организациях

Лариса А. Цветкова, Елена Н. Волкова, Елена Ю. Коржова, Анастасия В. Микляева*

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация * E-mail: a.miklyaeva@qmail.com

Аннотация

Введение. Авторами доказывается актуальность пересмотра целей, задач и основных направлений деятельности психологической службы образовательных учреждений, разработки единых стандартов функционирования психологической службы, которые бы отвечали реалиям современного образования. Новизна исследования заключается в выявлении представлений педагогов-психологов, работающих в настоящее время в различных образовательных организациях, о содержании своей профессиональной деятельности, ее цели и видах. Материалы и методы. Для сбора эмпирических данных использовался метод онлайн-опроса. В исследовании приняли участие 2135 педагогов-психологов, занятых в различных образовательных организациях: детских садах, школах, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, детских домах-интернатах, учреждениях дополнительного образования, средних специальных учебных заведениях.

Результаты исследования. Полученные данные показывают, что представления педагогов-психологов о целях и средствах собственной профессиональной деятельности отражают особенности образовательной организации, в которой осуществляется их профессиональная деятельность (цели и задачи организации, специфику контингента обучающихся, организационные аспекты работы педагога-психолога и т. д.). При этом, вне зависимости от того, в какой сфере заняты педагоги-психологи, они ориентированы на реализацию трудовых функций «психодиагностика», «коррекционно-развивающая и просветительская работа», «психологическое консультирование»; функции, связанные с сопровождением реализации образовательных программ и экспертизой образовательной среды, реализуются педагогами-психологами значительно реже.

Обсуждение результатов. Полученные данные демонстрируют неоднородность представлений педагогов-психологов о целях своей профессиональной деятельности на современном этапе развития психологической службы в образовательных

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

учреждениях. Содержание представлений опосредовано спецификой образовательных услуг, а также организационными условиями профессиональной деятельности. Результаты свидетельствуют о необходимости создания концепции психологической службы в образовании, обобщающей потребности различных образовательных организаций. На основе полученных результатов предложено дополнить «Концепцию развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» описанием вариативных моделей организации профессиональной деятельности педагогов-психологов в образовательных организациях разных типов.

Ключевые слова

модернизация системы образования, психологическая служба образования, профессиональный стандарт педагога-психолога, профессиональная деятельность, онлайн-опрос, цели деятельности, значимость видов деятельности, тип образовательной организации, стаж работы, образование

Основные положения

► на современном этапе развития психологической службы образования представления педагогов-психологов о содержании своей профессиональной деятельности неоднородны и отражают цели и задачи конкретных образовательных организаций, а также специфику их контингента; также отмечается разная динамика представлений о содержании своей профессиональной деятельности, сопряженная с накоплением профессионального опыта;

► педагоги-психологи в большей степени ориентированы на реализацию традиционных видов профессиональной деятельности (психодиагностика, психологическое консультирование и просвещение, коррекционно-развивающая работа); сопровождение реализации образовательных программ и экспертиза образовательной среды, предусмотренные Профессиональным стандартом деятельности педагога-психолога, отражены в их представлениях о содержании своей профессиональной деятельности в меньшей степени;

► полученные результаты демонстрируют необходимость разработки концепции психологической службы в образовании, обобщающей специфику деятельности различных образовательных организаций.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках работы по ГК «Разработка механизмов аттестации педагогов-психологов», № госрегистрации 07.029.11.0001. Инв. № 40/17.

Для цитирования

Цветкова Л. А., Волкова Е. Н., Коржова Е. Ю., Микляева А. В. К проблеме содержания

деятельности психологической службы в различных образовательных организациях // Российский психологический журнал. - 2017. - Т. 14, № 4. - С. 26-48.

Материалы статьи получены 23.10.2017

UDC 159.99 DOI: 10.21702/rpj.2017.4.2

Psychological Service Activities in Various Educational Institutions

Larisa A. Tsvetkova, Elena N. Volkova, Elena Yu. Korzhova, Anastasiya V. Miklyaeva*

Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation * Correspondence author. E-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Abstract

introduction. Goals, aims, and main directions of psychological service activities in educational institutions need revising. Uniform standards for psychological service, meeting the new realities of modern education, should be developed. The present study reveals representations about the content of professional activities, its goals and types in educational psychologists currently working in various educational institutions. Materials and Methods. The study involved 2135 educational psychologists working in various educational institutions: (a) kindergartens, (b) schools, (c) psycho-pedagogical, medical, and social assistance centers, (d) boarding schools, (e) establishments of additional education, (f) and vocational schools. The study employed online survey for the collection of empirical data.

Results. The findings showed that the educational psychologists' representations about goals and means of their own professional activities depended on characteristics of educational institutions where they worked (goals and objectives of an organization, features of its student body, organizational aspects of an educational psychologist's work, etc.). Regardless the field of activity, the educational psychologists implemented the following labour functions: (a) psychodiagnostics, (b) correctional developing and educational work, and (c) psychological counseling. The educational psychologists supported the implementation of educational programs and the expertise of the educational environment much less frequently.

Discussion. The obtained data demonstrate heterogeneity in the educational psychologists' representations about goals of their professional activities at the present stage of the development of psychological service in educational institutions. Characteristics of educational service and also organizational conditions of professional activities affect the content of the representations. Future work will involve creating

the concept of psychological service in education generalizing the needs of various educational institutions. The findings can be readily used for supplementing the Concept of the Development of Psychological Service in the Education System in the Russian Federation by 2025 by the variable models of educational psychologists' professional activities in various educational institutions.

Keywords

modernization of educational system, psychological service in education, professional standard, professional activity, online survey, activity goals, importance of activities, educational institution type, work experience, education

Highlights

► Educational psychologists' representations about the content of their professional activities are heterogeneous and reflect goals and objectives of a concrete educational institution, and also the characteristics of its student body. The accumulation of professional experience determines different dynamics of representations about the content of professional activities.

► Educational psychologists are more focused on the implementation of the traditional professional activities (psychodiagnostics, psychological counseling, education, and correctional developing work). The educational psychologists supported the implementation of educational programs and the expertise of the educational environment much less frequently.

► It is necessary to create the concept of psychological service in education generalizing the needs of various educational institutions.

Acknowledgments

The paper was prepared in the framework of the project "Development of Mechanisms for Educational Psychologists' Certification", project no. 07.029.11.0001-40/17.

For citation

Tsvetkova L. A., Volkova E. N., Korzhova E. Yu., Miklyaeva A.V. Psychological Service Activities in Various Educational Institutions. Rossiiskiipsikhologicheskiizhurnal- Russian Psychological Journal, 2017, V. 14, no. 4, pp. 26-48 (in Russian).

Original manuscript received 23.10.2017

Введение

Система образования в настоящее время претерпевает обновление принципов ее функционирования, что предполагает глубокие изменения в содержании образовательной деятельности с учетом требований современной

жизни. В условиях модернизации всей системы образования наблюдается явная необходимость пересмотра целей, задач и основных направлений деятельности психологических служб образовательных учреждений, актуализируется проблема разработки единых стандартов функционирования психологической службы, отвечающей реалиям современной образовательной ситуации. Соответствующие вопросы сегодня довольно активно обсуждаются профессиональным психолого-педагогическим сообществом, и в этом обсуждении конкретизируются проблемы, требующие первоочередного решения.

Одна из основных проблем связана с определением целей деятельности психологической службы в образовательном учреждении. В различных источниках, многие из которых имеют статус официальных документов, предлагается широкий спектр вариантов целей, например:

- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ [1];

- обеспечение психологического здоровья обучающихся [2, 3];

- создание условий для личностного развития и жизненного самоопределения обучающихся [4];

- содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса; содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни [5];

- оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья [5];

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности [5]. Очевидно, что в проведенных выше формулировках прослеживается

существенная разница в трактовках ожидаемых результатов деятельности педагогов-психологов, а также в определении субъектов образовательного

процесса, которым преимущественно адресована психолого-педагогическая работа, что свидетельствует об отсутствии единых представлений о целях и задачах деятельности психологической службы образовательного учреждения на данном этапе развития.

Другой актуальный вопрос в контексте проблемы развития психологических служб в системе образования касается видов деятельности, которые реализуют педагоги-психологи. Традиционно принято выделять такие виды деятельности педагога-психолога, как психологическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение и психологическая профилактика [6, 7, 8]. Однако сегодня, в условиях перехода на новую образовательную модель, предполагающую реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, спектр видов деятельности психолога в образовательном учреждении значительно расширяется [9, 10, 11, 12, 13, 14], в деятельность психолога включается решение экспертных, методических, проектировочных задач в контексте организации и реализации образовательного процесса [15, 16, 17, 18, 19]. Параллельно с этим в мировой психологической практике последовательно формируется представление о школьном психологе как посреднике в отношениях между субъектами образования [20, 21, 22]. Это приводит к пересмотру традиционных моделей профессиональной деятельности педагога-психолога.

В частности, довольно распространенной становится тенденция к рассмотрению в качестве ведущего направления профессиональной деятельности психолога психопрофилактики, что характерно в последние годы как для отечественной [14, 23, 24, 25, 26, 27, 28], так и для зарубежной психологической практики [29, 30]. Психопрофилактика понимается в таком случае не как особый вид деятельности, а как «мегафункция» всей психологической службы в образовании, заключающаяся в создании максимально благоприятных условий для укрепления психологического здоровья обучающихся, предотвращения и своевременной коррекции нарушений их психического развития и социализации детей. Психодиагностическая, развивающая и психокоррекционная, психолого-просветительская, консультационная, экспертная, методическая и проектировочная деятельность выступают теми видами деятельности, которые операционализируют функционирование психологической службы образования. Формирующаяся сегодня профилактическая модель деятельности психологической службы образовательного учреждения представляется нам весьма перспективной и с точки зрения решения практических вопросов, связанных с организацией деятельности педагогов-психологов, и с точки зрения решения

теоретико-методологических вопросов, касающихся осмысления целей и задач функционирования психологической службы, ее места в системе образования в целом.

Однако в целом можно констатировать, что в данный момент психолого-педагогическое сообщество далеко от единства во взглядах на цели, задачи и приоритетные направления профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. В этой связи очевидна актуальность задачи прояснения и обобщения различных позиций, разделяемых представителями психолого-педагогического сообщества, что и определило цель нашего исследования.

Материалы и методы

Цель исследования заключалась в выявлении представлений педагогов-психологов, работающих в различных образовательных организациях, о содержании своей профессиональной деятельности. Исследование проводилось методом онлайн-опроса. Выборку составили 2135 специалистов (в том числе 2065 женщин и 70 мужчин, средний возраст опрошенных - 38,39 лет), занимающих должность педагога-психолога в различных образовательных организациях: школах - 31,15 %, детских садах - 30,30 %, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП) - 6,00 °%, детских домах-интернатах (ДДИ) - 0,61 %>, учреждениях дополнительного образования (УДО) - 2,67 °%, средних специальных учебных заведениях (ссуз) - 1,59 °%. Подробная характеристика выборки представлена в таблице 1.

Для проведения опроса использовалось анкетирование, в анкету были включены 18 вопросов. В данной статье анализируются результаты, полученные с помощью вопросов, в наибольшей степени отвечающих обсуждаемой проблематике:

1. Каковы, с Вашей точки зрения, цели деятельности психологической службы в образовательной организации? Респондентам были предложены варианты ответов, отражающие основные подходы к решению этого вопроса в современной психолого-педагогической литературе (см. выше), а также ответ «другое» с возможностью раскрыть свою точку зрения.

2. Какие виды деятельности, по Вашему мнению, в наибольшей степени соответствуют задачам, которые должен решать педагог-психолог в образовательной организации? Респондентам предлагалось оценить виды деятельности, зафиксированные в Профессиональном стандарте [1], за исключением психопрофилактической деятельности (поскольку, в соответствии с изложенным выше, мы понимаем психопрофилактику как основное направление деятельности психологической службы).

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

Таблица 1. Характеристика выборки

Table 1. Characteristics of the sample

Характеристики респондентов Characteristics of respondents Образовательные организации Educational institutions

Школа School Детский сад Kindergarten ЦППМСП PPMSAC (Psycho-pedagogical, medical, and social assistance center) ДДИ BS (Boarding school) УДО EAE (Establishment of additional education) Ссуз VS (Vocational school)

Средний возраст, лет Mean age 38,3 37,9 39,1 35,1 40,8 36,5

Образование, % Education, % Высшее психологическое Higher psychological 75,5 76,3 83,6 84,6 61,4 85,3

Высшее педагогическое Higher pedagogical 11,2 13,5 5,5 7,7 15,8 5,9

Профессиональная переподготовка в области психологии Professional retraining in psychol ogy 10,5 6,8 8,6 7,7 22,8 8,8

Среднее профессиональное, психологическое или педагогическое Secondary vocational, psychological or pedagogical 1,1 0,5 - - - -

Непрофильное Nonspecialized 1,7 2,9 2,3 - - 5,9

зз

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Характеристики респондентов Characteristics of respondents Образовательные организации Educational institutions

Школа School Детский сад Kindergarten ЦППМСП PPMSAC (Psycho-pedagogical, medical, and social assistance center) ДДИ BS (Boarding school) УДО EAE (Establishment of additional education) Ссуз VS (Vocational school)

Стаж работы по специальности, % Work experience in a specialty, % Менее 1 года Less than a year 8,2 11,9 3,9 7,7 7,02 14,7

1-3 года 1-3 years 27,0 25,3 16,4 23,1 26,3 35,3

4-7 лет 4-7 years 23,0 25,1 18,6 30,8 17,5 17,7

8-15 лет 8-15 years 24,2 25,7 26,6 30,8 24,6 20,6

Более 15 лет More than 15 years 17,7 11,6 34,6 17,7 24,6 11,8

Результаты исследования

Данные, представленные в таблице 1, позволяют дать обобщенную характеристику педагогов-психологов, работающих в различных образовательных организациях. Чаще всего - это женщина среднего возраста, имеющая высшее психологическое образование. При этом наиболее опытные специалисты относительно чаще работают в ЦППМСП, педагоги-психологи с минимальным опытом работы встречаются, в первую очередь, в детских садах и школах. Также стоит отметить, что именно в ЦППМСП отмечается самый большой процент специалистов с профильным высшим образованием, соответствующим требованиям Профессионального стандарта; наименьшее количество таких специалистов наблюдается в школах, детских садах и особенно УДО.

Результаты опроса показывают, что представления педагогов-психологов, работающих в различных образовательных организациях, о целях своей профессиональной деятельности, различаются (см. таблицу 2).

Таблица 2. Частота различных категорий ответов на вопрос о целях деятельности психологической службы в образовательной организации,%

Table 2. Percentage of various answers to the question about the purpose of psychological service in educational institutions,%

Цели деятельности Objectives Образовательные организации Educational institutions

Школа School Детский сад Kindergarten ЦППМСП PPMSAC (Psycho-pedagogical, medical, and social assistance center) ДДИ BS (Boarding school) УДО EAE (Establishment of additional education) Ссуз VS (Vocational school)

Обеспечение психологического здоровья обучающихся Ensuring students' psychological health 17,3 14,6 15,0 15,4 20,0 20,4

Оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей Assisting students in determining their abilities 14,4 14,2 23,4 15,4 12,7 14,7

Создание условий для личностного развития и жизненного самоопределения обучающихся Creating conditions for students' personal development and self-determination 7,4 6,8 10,6 23,1 1,8 2,9

Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для достижения успеха в жизни Enhancing psychological knowledge and skill acquisition for success in life 4,5 4,8 5,3 7,7 10,9 -

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Цели деятельности Objectives Образовательные организации Educational institutions

Школа School Детский сад Kindergarten ЦППМСП PPMSAC (Psycho-pedagogical, medical, and social assistance center) дди BS (Boarding school) УДО EAE (Establishment of additional education) Ссуз VS (Vocational school)

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Psycho-pedagogical support of the educational process 13,9 13,8 15,0 15,4 12,7 29,6

Содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений в создании ситуации развития, обеспечивающей условия для охраны здоровья и развития личности участников образовательного процесса Assisting administration and pedagogical collectives in creating developmental situations ensuring health and personal development of the educational process participants 24,9 21,1 16,5 7,7 12,7 8,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся Assisting pedagogues and parents (legal representatives) in educating students 17,4 24,7 14,2 15,4 29,1 23,5

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

Педагоги-психологи, работающие в школах, детских садах, УДО и ссу-зах, ориентированы, прежде всего, на взаимодействие с «взрослыми» субъектами образовательного процесса: администрацией, педагогами и родителями (законными представителями) обучающихся; сами обучающиеся (воспитанники) оказываются в фокусе их профессионального внимания реже. По всей вероятности, в этом находит отражение тот факт, что в этих типах образовательных организаций довольно большой контингент обучающихся (воспитанников), охватить который в полной мере педагогу-психологу лично просто не под силу. В этих условиях администрация образовательного учреждения, педагоги и родители обучающихся становятся своеобразными «посредниками» между педагогом-психологом и обучающимися. Для педагогов-психологов ЦППМСП и ДДИ на первое место выходят цели, связанные непосредственно с обучающимися, что, вероятно, обусловлено «обозримостью» (ограниченностью численности) контингента образовательных организаций данного типа.

Кроме того, можно отметить, что цели профессиональной деятельности, фиксируемые педагогами-психологами, имеют тенденцию в общем виде отражать цели и задачи образовательной организации, в которой осуществляется его профессиональная деятельность, а также специфику ее контингента. Так, для педагогов-психологов, работающих в ЦППМСП, приоритетной оказалась цель, связанная с оказанием помощи обучающимся, для педагогов-психологов ДДИ - содействие личностному развитию и жизненному самоопределению обучающихся, для педагогов-психологов ссузов - психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, для педагогов-психологов детских садов и УДО - содействие педагогам и родителям в воспитании обучающихся, для педагогов-психологов школ - содействие администрации и педагогическим коллективам в создании социальной ситуации развития, способствующей охране здоровья и развитию личности участников образовательного процесса. Таким образом, можно утверждать, что представление педагогов-психологов о целях своей профессиональной деятельности опосредовано спецификой той сферы образовательных услуг, в которой они заняты.

На фоне описанной неоднородности представлений педагогов-психологов о целях своей профессиональной деятельности возникает вопрос о том, какие средства ее осуществления оказываются в приоритете в образовательных организациях разного типа. В данной статье ответ на этот вопрос раскрывается через анализ видов профессиональной деятельности, которые педагоги-психологи считают в наибольшей степени соответствующими стоящим перед ними профессиональным целям (см. таблицу 3).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 3. Виды деятельности, в наибольшей степени соответствующие целям деятельности педагога-психолога,%

Table 3. Percentage of activities the most consistent with educational psychologists' objectives

Виды деятельности Activities Образовательные организации Educational institutions

Школа School Детский сад Kindergarten ЦППМСП PPMSAC (Psycho-pedagogical, medical, and social assistance center) ДДИ BS (Boarding school) УДО EAE (Establishment of additional education) Ссуз VS (Vocational school)

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации образовательных программ Psycho-pedagogical and methodical support of educational programs 63,5 74,3 70,3 92,3 70,2 61,8

Психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды Psychological expertise of comfort and safety in the educational environment 67,2 83,4 88,5 84,6 68,4 76,5

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса Psychological counseling 93,2 94,4 93,0 92,3 91,2 91,2

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе по восстановлению и реабилитации Psycho-correction and rehabilitation of students 91,4 95,2 96,1 100 91,2 97,1

Виды деятельности Activities Образовательные организации Educational institutions

Школа School Детский сад Kindergarten ЦППМСП PPMSAC (Psycho-pedagogical, medical, and social assistance center) ДДИ BS (Boarding school) УДО EAE (Establishment of additional education) Ссуз VS (Vocational school)

Психологическая диагностика обучающихся Psychological diagnostics of students 94,7 96,3 96,1 92,3 96,5 91,2

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса Psychological education of the educational process participants 88,4 90,7 93,0 100 86,0 82,4

Из таблицы 3 очевидно, что несмотря на определенные различия в представлениях о целях своей профессиональной деятельности, педагоги-психологи, вне зависимости от того, в какой образовательной организации они работают, ориентированы, прежде всего, на такие виды деятельности, как психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с обучающимися, а также психологическое консультирование и просвещение субъектов образовательного процесса. Трудовые функции «психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации образовательных программ» и «психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды», включенные в Профессиональный стандарт деятельности педагога-психолога, в целом воспринимаются как менее значимые в общей структуре видов деятельности. Стоит отметить также, что наиболее широкий спектр видов профессиональной деятельности, реализуемых в практической работе, характерен для педагогов-психологов, занятых в ЦППМСП и ДДИ.

Интересными представляются оценки значимости видов деятельности педагога-психолога, предложенные специалистами с различным стажем работы. К сожалению, ограниченный объем выборки специалистов, работающих в ДДИ, ссузах и УДО, не позволил провести подробный анализ в этих подгруппах. В выборках педагогов-психологов, работающих в школах, детских садах и ЦППМСП,

количество респондентов оказалось достаточным для того, чтобы проследить изменения значимости различных видов профессиональной деятельности в сознании педагогов-психологов на различных этапах их профессионального пути. Результаты анализа представлены в виде графиков (см. рисунки 1-3).

Данные, представленные на рисунке 1, свидетельствуют о том, что среди педагогов-психологов, работающих в школе, такие виды деятельности, как сопровождение реализации образовательных программ и экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды не рассматриваются в качестве достаточно значимых вне зависимости от этапа профессионального пути. На начальных этапах профессионализации школьные педагоги-психологи ориентированы, в первую очередь, на психодиагностику, высокие оценки значимости которой поддерживаются и по мере накопления профессионального опыта, а также на психологическое консультирование и коррекционно-развивающую работу, в чуть меньшей степени - психологическое консультирование. Интересно, что «пик» разнообразия трудовых функций, рассматриваемых школьными педагогами-психологами как значимые, приходится на период 1-3 лет работы по специальности; в дальнейшем все трудовые функции, за исключением психодиагностики, в большей или меньшей степени обесцениваются, и их значимость возрастает вновь лишь после 10-15 лет работы. Можно предположить, что за этим фактом стоит профессиональное выгорание школьных педагогов-психологов, работа которых зачастую сопряжена с необходимостью охватить большой по численности контингент учащихся, их родителей и педагогов, недостаточными возможностями получить своевременную методическую помощь и профессиональную поддержку, дистанцированностью от профессионального сообщества (ведь зачастую педагог-психолог оказывается замкнутым в пространстве своего образовательного учреждения, в котором он является единственным специалистом подобного профиля), противоречивыми ожиданиями со стороны администрации школы.

В выборке педагогов-психологов, работающих в детском саду, в целом наблюдается весьма схожая картина (см. рисунок 2), однако снижение значимости основных трудовых функций после трех лет работы менее выражено. Роль психодиагностики, коррекционно-развивающей, консультационной и просветительской работы в структуре профессиональной деятельности так же, как и в случае школьных педагогов-психологов, оценивается довольно высоко, при этом деятельность по сопровождению реализации образовательных программ и экспертизе образовательной среды относительно более высока. В целом, несмотря на сходство данных, представленных на рисунках 1 и 2, оценки педагогов-психологов, работающих в детских садах, выглядят более сбалансировано.

График, отражающий значимость различных видов профессиональной деятельности педагогами-психологами ЦППМСП, отличается от аналогичных

графиков, полученных на материале оценок педагогов-психологов школ и детских садов (см. рисунок 3). На первых этапах профессионального пути педагоги-психологи ЦППМСП также отдают приоритет психодиагностической работе, к которой добавляется решение просветительских задач. По мере накопления профессионального опыта постепенно возрастают оценки значимости других трудовых функций, исключение составляет только деятельность по психолого-педагогическому сопровождению реализации образовательных программ (необходимо отметить, что образовательные программы, реализуемые на базе ЦППМСП, педагогом-психологом, как правило, не сопровождаются, а непосредственно проводятся).

Эффект обесценивания трудовых функций, отмеченный, прежде всего, у школьных педагогов-психологов, в данной выборке не выражен. В целом, по мере накопления профессионального опыта представления педагогов-психологов ЦППМСП о значимых видах профессиональной деятельности расширяются, количество трудовых функций, роль которых оценивается довольно высоко, постепенно возрастает. Одним из возможных объяснений этого факта могут являться организационные особенности деятельности педагога-психолога в ЦППМСП, представляющего собой учреждение, в котором психологическая помощь является одним из профилирующих направлений оказания услуг: конкретизированные цели и задачи профессиональной деятельности, ограниченный по объему контингент клиентов, возможность постоянного общения с коллегами, создающего условия для профессиональной поддержки и обмена опытом, более реалистичные ожидания со стороны администрации.

Рисунок 1. Оценка значимости различных видов профессиональной деятельности школьными педагогами-психологами с различным стажем работы,%

Figure 1. Importance of various professional activities (school educational psychologists with different work experience),%

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рисунок 2. Оценка значимости различных видов профессиональной деятельности педагогами-психологами детских садов с различным стажем работы,%

Figure 2. Importance of various professional activities (educational psychologists of kindergartens with different work experience),%

Рисунок 3. Оценка значимости различных видов профессиональной деятельности педагогами-психологами ЦППМСП с различным стажем работы,%

Figure 3. Importance of various professional activities (educational psychologists of psycho-pedagogical, medical, and social assistance centers with different work experience),%

Обсуждение результатов

По результатам проведенного исследования можно констатировать, что на современном этапе развития психологической службы в образовательных учреждениях наблюдается выраженная неоднородность представлений педагогов-психологов о целях и видах их профессиональной деятельности. Содержание этих представлений опосредовано спецификой образовательных услуг, предоставляемых той или иной образовательной организацией, а также организационными условиями, в которых осуществляется профессиональная деятельность педагога-психолога.

Полученные результаты свидетельствуют о насущной необходимости создания концепции психологической службы в образовании, обобщающей потребности различных образовательных организаций. Эта работа в данный момент начата, и ее результаты находят свое отражение, в частности, в проекте Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года [3]. Вместе с тем, на основе представленных выше данных напрашивается вывод о необходимости конкретизации содержания этого документа посредством формулирования целей и задач профессиональной деятельности педагога-психолога не только в соответствии с характеристиками различных образовательных ступеней (как это сделано в текущей версии Концепции), но и с учетом особенностей образовательных организаций разных типов (целей и задач деятельности образовательных организаций, специфики контингента обучающихся, организационных условий деятельности педагога-психолога и т. д.). Это позволит разработать вариативные модели организации деятельности педагогов-психологов в образовательных организациях разных типов, дифференцированные нормативы профессиональной деятельности педагогов-психологов, а также обеспечить доступ к информационным ресурсам, супервизии/интервизии и повышению квалификации, соответствующим конкретному содержанию профессиональной психолого-педагогической деятельности.

Литература

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». - URL: http://psyjournals.ru/files/77328/prof standart psychologist.pdf (дата обращения: 11.10.2017).

2. Климова Ж. В. Профилактика девиантного поведения подростков как направление деятельности психологической службы среднего профессионального образования // Региональное образование: современные тенденции. - 2016. - № 2 (29). - С. 81-86.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

3. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (проект). - URL: http:// www.psy.msu.ru/search.html?searchid=2110522&text (дата обращения: 11.10.2017).

4. Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. Министерство образования Республики Беларусь. 22 мая 2008 г. № 12-01-05/3871-2. -URL: http://uvd45.ru/30/8979/ (дата обращения: 11.10.2017).

5. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636 «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». - URL: http://legalacts.ru/doc/ prikaz-minobrazovanija-rf-ot-22101999-n-636/ (дата обращения: 11.10.2017).

6. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М. : Совершенство, 1998. - 298 с.

7. ОвчароваР. В. Практическая психология образования. - М. : Академия, 2005. - 448 с.

8. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. -СПб. : Питер, 2009. - 592 с.

9. Дубровина И. В. Задачи психологической службы на инновационном этапе развития образования // XXVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании : материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня образования ПГПИ-ПГПУ. -Пермь : Изд-во ПГГУ, 2011. - С. 18-21.

10. Дубровина И. В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Прихожан А. М., Толстых Н. Н., Пахальян В. Э. Психологическая служба в современном образовании. - СПб. : Питер, 2009. - 400 с.

11. ЗабродинЮ.М. Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога-психолога // Психологическая наука и образование. - 2014. -Т. 19, № 3. - С. 58-73.

12. Забродин Ю. М., Метелькова Е. И., Рубцов В. В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2016. - Т. 8, № 3. -C. 1-15. - DOI: 10.17759/psyedu.2016080301

13. Игнатова Е. С. Концепция психологической службы в современном образовании // Психология и психотехника. - 2011. - № 3. - С. 87-96.

14. Изотова Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении. - М. : Академия, 2009. - 288 с.

15. Мальцева А. А. Психологическая служба как компонент системы образования современной образовательной организации // Наука в со-

временном мире: теория и практика : Материалы II Международной научно-практической конференции. - Уфа : Изд-во ИЦИПТ, 2014. - С. 57-60.

16. Метелькова Е. И. О стратегии модернизации Службы практической психологии образования как инструмента социального развития системы образования // Психологическая наука и образование. - 2010. -№ 2. - С. 99-108.

17. Савицкая Е. М. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: психологическое сопровождение (из опыта работы психологической службы МГБОУ Гимназия № 11, Самара) // Поволжский педагогический вестник. - 2014. - № 2 (3). -С. 36-43.

18. ХванА. А. Проблемы методического обеспечения деятельности психологов образования // Нижегородское образование. - 2014. - № 1. - С. 17-22.

19. Шарапановская Е. В., Брылева О. А. Актуальные проблемы развития психологической службы в образовании. - Барнаул : Изд-во АлтГПА, 2010. - 236 с.

20. Ashton R., Roberts E. What is valuable and unique about the educational psychologist? // Educational Psychology in Practice. - 2006. - Vol. 22. -Р. 111-123. - DOI: 10.1080/02667360600668204

21. Buck D. Reconstructing educational psychology reports: an historic opportunity to change educational psychologists' advice? // Educational Psychology in Practice. - 2015. - Vol. 31, № 3. - Р. 221-234. - DOI: 10.1080/02667363.2015.1030724

22. MacKay T. A. The educational psychologist as a community psychologist: Holistic child psychology across home, school and community // Educational and Child Psychology. - 2006. - Vol. 23. - Р. 237-245.

23. Бокова О. А. Теоретические аспекты работы психологической службы образования по предупреждению возникновения социально-психологических проблем в поведении и развитии личности // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 4 (65). - С. 226-227.

24. Буравлева Н. А. Приоритетность профилактической деятельности психологической службы современного учреждения образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 4. - С. 47-49.

25. Варенникова А. Д. Психолого-педагогическая работа как основа профилактики аддиктивного поведения студентов // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1. - С. 93-98.

26. Пахальян В. Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С. 103-113.

27. ХудаеваМ. Ю. Профилактика нарушений психологического здоровья ребенка как одна из важнейших задач психологической службы в системе

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

образования // Экология субъективной сферы личности. - Белгород : ИД «Белгород», 2016. - С. 231-237.

28. ArtamonovaE. G., Efimova O. I., KhydyrovaA. V. Psychologist in the Educational System: His Role in the Prevention of Addiction and Deviance? // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11, № 17. - P. 9891-9901.

29. Bagley C., Hallam S. Is there a role for educational psychologists in facilitating managed moves? // Educational Psychology in Practice. - 2017. - Vol. 33, Issue 3. - Р. 323-333.

30. Schmidt N. The promotion of emotional wellbeing for children, parents and families: What gets in the way? // Educational Psychology in Practice. -2008. - Vol. 25. - Р. 8-18.

References

1. Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation dated January20,2015, no. 23n "Adoption of the professional standard for an educational psychologist (a psychologist in the field of education)". [Online]. Available at: http://psyjournals.ru/files/77328/prof standart psychologist.pdf (Accessed 11 October 2017).

2. Klimova Zh. V. Preventing deviant behavior among adolescents as the direction of psychological service activities in vocational schools. Regional'noe obrazovanie: sovremennye tendentsii - Regional Education: Current Trends, 2016, no. 2 (29), pp. 81-86 (in Russian).

3. The concept of the psychological service development in the Russian Federation education system by2025. [Online] Available at: http://www.psy.msu.ru/ search.html?searchid=2110522&text (Accessed 11 October 2017).

4. Guidelines for socio-pedagogical and psychological service in educational institutions dated May 22,2008, no. 12-01-05/3871-2. [Online] The Ministry of Education of the Republic of Belarus. Available at: http://uvd45.ru/30/8979/ (Accessed 11 October 2017).

5. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated October22,1999, no. 636 "Regulations on the practical psychology service in the system of the Ministry of Education of the Russian Federation". [Online] Available at: http://legalacts.ru/ doc/prikaz-minobrazovanija-rf-ot-22101999-n-636/ (Accessed 11 October 2017).

6. Bityanova M. R. Organizatsiyapsikhologicheskoirabotyvshkole [Psychological work in school]. Moscow, Sovershenstvo Publ., 1998. 298 p.

7. Ovcharova R. V. Prakticheskayapsikhologiyaobrazovaniya [Practical educational psychology]. Moscow, Academy Publ., 2005. 448 p.

8. Dubrovina I. V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya [Practical educational psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 592 p.

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

9. Dubrovina I. V. Zadachi psikhologicheskoi sluzhby na innovatsionnom etape razvitiya obrazovaniya [Objectives of psychological service at the innovation stage of education development]. Materialy vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 90-letiyu so dnya obrazovaniya PGPI-PGPU [Proc. the All-Russian Scientific Conference Dedicated to the 90th Anniversary of Perm State Pedagogical University "Merlin readings-26: Psychological innovations in education"]. Perm, PSPU Publ., 2011, pp. 18-21.

10. Dubrovina I. V., Andreeva A. D., Danilova E. E., Prikhozhan A. M., Tolstykh N. N., Pakhal'yan V. E. Psikhologicheskaya sluzhba v sovremennom obrazova-nii [Psychological service in modern education]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 400 p.

11. Zabrodin Yu. M. Modernization in psycho-pedagogical education as a strategic guideline for the development of the professional standard for a psychologist. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological Science and Education, 2014, V. 19, no. 3, pp. 58-73 (in Russian).

12. Zabrodin Yu. M., Metel'kova E. I., Rubtsov V. V. The concept and organizational structural models for psychological service in education. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru - Psychological Science and Education psyedu.ru, 2016, V. 8, no. 3, pp. 1-15 (in Russian). DOI: 10.17759/psyedu.2016080301

13. Ignatova E. S. The concept of psychological service in modern education. Psikhologiya i psikhotekhnika - Psychology and Psychotechnics, 2011, no. 3, pp. 87-96 (in Russian).

14. Izotova E. I. Psikhologicheskaya sluzhba v obrazovatel'nom uchrezhde-nii [Psychological service in educational institutions]. Moscow, Academy Publ., 2009. 288 p.

15. Mal'tseva A. A. Psikhologicheskaya sluzhba kak komponent sistemy obrazovaniya sovremennoi obrazovatel'noi organizatsii [Psychological service as a component of the education system of a modern educational institution]. Nauka v sovremennom mire: teoriya i praktika: Materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. the 2nd International Theoretical and Practical Conference "Science in the modern world: Theory and practice"]. Ufa, ITsIPT Publ., 2014, pp. 57-60.

16. Metel'kova E. I. The strategy of modernization of the Service of Practical Psychology in Education as a tool for social development of the education system. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological Science and Education, 2010, no. 2, pp. 99-108 (in Russian).

17. Savitskaya E. M. Implementation of federal state educational standards in general education: Psychological support (on example of psychological service at Samara gymnasium no. 11). Povolzhskii pedagogicheskii vestnik, 2014, no. 2 (3), pp. 36-43 (in Russian).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

18. Khvan A. A. Methodical support of activities of educational psychologists. Nizhegorodskoe obrazovanie - Education in Nizhny Novgorod, 2014, no. 1, pp. 17-22 (in Russian).

19. Sharapanovskaya E. V., Brylev O. A. Aktual'nye problemy razvitiya psikho-logicheskoi sluzhby v obrazovanii [Current problems of the development of psychological service in education]. Barnaul, Altai State Pedagogical University Publ., 2010. 236 p.

20. Ashton R., Roberts E. What is valuable and unique about the educational psychologist? Educational Psychology in Practice, 2006, V. 22, pp. 111-123. DOI: 10.1080/02667360600668204

21. Buck D. Reconstructing educational psychology reports: an historic opportunity to change educational psychologists'advice? Educational Psychology in Practice, 2015, V. 31, no. 3, pp. 221-234. DOI: 10.1080/02667363.2015.1030724

22. MacKay T. A. The educational psychologist as a community psychologist: Holistic child psychology across home, school and community. Educational and Child Psychology, 2006, V. 23, pp. 237-245.

23. Bokova O. A. Theoretical aspects of psychological service activities in education for preventing socio-psychological problems in the individual's behavior and development. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The World of Science, Culture, and Education, 2017, no. 4 (65), pp. 226-227 (in Russian).

24. Buravleva N. A. The priority of preventive activities of psychological service in modern educational institutions. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstven-nogo universiteta - Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2011, no. 4, pp. 47-49 (in Russian).

25. Varennikova A. D. Psycho-pedagogical work as the basis for preventing addictive behavior among students. Pedagogicheskoe obrazovanie v Ros-sii - Pedagogical Education in Russia, 2011, no. 1, pp. 93-98 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Pakhal'yan V. E. Psychoprophylaxis in education. Voprosypsikhologii, 2002, no. 6, pp. 103-113 (in Russian).

27. Khudaeva M. Yu. Preventing disorders of a child's psychological health as the most important goal of psychological service in the educational system. In: Shvetsova V. A. Ekologiyasub"ektivnoisfery lichnosti [The ecology of the individual's subjective sphere]. Belgorod, Belgorod Publ., 2016, pp. 231-237.

28. Artamonova E. G., Efimova O. I., Khydyrova A. V. Psychologist in the Educational System: His Role in the Prevention of Addiction and Deviance? International Journal of Environmental and Science Education, 2016, V. 11, no. 17, pp. 9891-9901.

29. Bagley C., Hallam S. Is there a role for educational psychologists in facilitating managed moves? Educational Psychology in Practice, 2017, V. 33, Issue 3, pp. 323-333.

30. Schmidt N. The promotion of emotional wellbeing for children, parents and families: What gets in the way? Educational Psychology in Practice, 2008, V. 25, pp. 8-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.