Научная статья на тему 'К проблеме системообразующего психологического фактора развития копинг-поведения будущего врача'

К проблеме системообразующего психологического фактора развития копинг-поведения будущего врача Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕСУРС ЛИЧНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме системообразующего психологического фактора развития копинг-поведения будущего врача»

М.В. Киреева

К ПРОБЛЕМЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА РАЗВИТИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ БУДУЩЕГО ВРАЧА

Ключевые слова: копинг-поведение, копинг-стратегии, психологическая культура, ресурс личности.

Быстрое изменение социальной среды заставляет человека искать новые формы и алгоритмы поведения, позволяющие выжить в новой ситуации, адаптироваться к ней, используя при этом свой прошлый жизненный опыт, умственные способности, творческий потенциал, ресурсы, активность и инициативность. Социально-экономическая ситуация в сегодняшней России нестабильна, что делает еще более актуальным изучение совладения с трудными жизненными ситуациями у современной молодежи как механизма адаптации к изменяющимся социальным условиям. В процессе построения взаимоотношений с действительностью индивид удовлетворяет свои потребности, ставит перед собой разнообразные цели и стремится к их достижению. Он создает и обретает ценности, которые необходимы ему и обществу. При этом у человека формируются определенные модели и стратегии поведения, способствующие реализации своих стремлений.

Под совладающим поведением в психологии понимают социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий, которые помогают человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами адекватными личностным особенностям и ситуации. Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что ко-пинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными, то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность [2]; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные» [2, с. 71].

Нами проведено исследование, направленное на поиск ресурсов, способствующих развитию оптимального копинг-поведения будущих врачей. Системообразующим фактором, способствующим развитию активного копинг-поведения, выступает психологическая культура. Под термином «копинг-поведение» в данном исследовании понимается готовность индивида решать (преодолевать) жизненные проблемы, которая не просто ведет к преодолению трудной жизненной ситуации, но и способствует личностному росту человека при наличии оптимального уровня психологической культуры. В свою очередь, психологическая культура рассматривается как инвариант любой формы культуры, в том числе и профессиональной [3, с. 25]. При этом профессиональная культура является способом преобразования окружающего мира, а психологическая культура -способом преобразования себя [3, с. 35].

© Киреева М.В., 2013

По определению М.К. Тутушкиной, психологическая культура - это забота о своем психологическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов и помогать другим. М.К. Тутушкина в психологической культуре выделяет следующие основные компоненты: самопознание и самооценку, познание других людей и умение управлять своим поведением [5]. Проблема психологической культуры как самостоятельного явления и отдельных ее сторон рассматривается в работах О.И. Моткова, Л.С. Колмогоровой, Л.А. Петровской, Н.Н. Обозова и др.

В рамках гуманистической психологии психологическая культура тождественна понятию «психологическое здоровье». Здоровая личность, по А. Маслову, это самоактуализирующаяся личность, отличными чертами которой являются более адекватное восприятие действительности, свободное от влияний актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному... [4]. Психологическая культура личности включает в себя комплекс развитых специальных стремлений, ориентаций, изначально присущих человеку в виде особых мотивационных тенденций; природных способностей, обеспечивающих реализацию культурно-психологических стремлений; соответствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения.

Исследование проводилось на базе медицинского факультета Национального исследовательского университета НИУ БелГУ. Общее количество испытуемых составило 263 человек, в возрасте от 19 до 25 лет. Для изучения копинг-поведения в стрессовых ситуациях использовалась методика: «Индикатор стратегий преодоления стресса» (Д. Амирхан). Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Для изучения состояния психологической культуры использовали методику «Изучение культуры самосознания личности», разработанную на основе методики О.И. Моткова «Психологическая культура личности». Ей оценивают силу культурно-психологических стремлений и степень осуществления психологических стремлений в каждодневной жизни. Выделяются 3 вида культурно-психологических стремлений в соответствии с компонентами самосознания: стремление к самопознанию, к позитивному самоотношению, к психической саморегуляции.

На основе анализа полученных данных отметим преобладание копинг-стратегии разрешение проблем (39 %), что свидетельствует о том, что в стрессовых ситуациях такие респонденты способны самостоятельно решать возникающие проблемы, находить внутренние ресурсы для преодоления проблемных ситуаций, сохраняя при этом уравновешенность и целостность. Такие люди способны анализировать трудности, верят в собственные ресурсы, а также уверенны в наличие выхода из любой ситуации.

В свою очередь, такая копинг-стратегия, как избегание отмечена в 32 %. Такие испытуемые в стрессовой ситуации предпочитают не решать возникающие проблемы, а скрываться от них. При этом снижаются возможности социальной адаптации личности, создаются психологические барьеры в общении, что вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Опираясь на подход И.В. Воеводина [1], стратегия избегания относится к неадаптивным стратегиям. Автор указывает, что такие люди предпочитают избегать мыслей о неприятностях, отказываются преодолевать трудности из-за неверия в свои силы, умышленной недооценки неприятностей. В эмоциональной сфере неадаптивность проявляется чувством безнадежности, покорности. Применение данной стратегии

тормозит развитие и реализацию личностного потенциала, снижает возможности самоконтроля и коррекции своих действий, мешает развитию личности.

К поиску социальной поддержки прибегают 29 % всех респондентов. Согласно подходу И.В. Воеводина копинг-стратегия поиска социальной поддержки относится к адаптивным копингам. Такие люди для эффективного разрешения проблем обращаются за помощью и поддержкой к окружающей их среде: семье, друзьям, значимым другим.

Состояние психологической культуры, в свою очередь, определялось по двум частным показателям: сила культурно-психологических стремлений и степень их реализации к одному общему: уровень гармоничности силы культурно-психологических стремлений и степени их реализации. Исследовательская программа строилась, исходя из рассмотрения психологической культуры как процесса саморазвития, направленного на постоянное становление «Я». В ходе сравнительного анализа показателей развития психологической культуры у студентов трех групп: 1) с доминированием копинг-страте-гии разрешение проблем, 2) поиск социальной поддержки и 3) избегание, были выявлены следующие закономерности (см. табл.).

Таблица

Средние значения силы культурно-психологических стремлений и степени их реализации у студентов-медиков с различным доминированием копинг-стратегий

Культурно-психологические стремления Сила стремления Уровень выраж-сти Степень реализации Уровень выраж-ти Уровень гармоничности

Группа Группа Группа

1 2 3 1 2 3 1 2 3

К самопознанию 4,65 3,90 3,50 В С Н 3,89 3,50 2,90 В С Н В С Н

К самоотношению 3,90 4,45 3,60 С В С 3,75 3,60 3,58 В С С В С С

К саморегуляции 4,50 3,65 3,00 В С Н 3,60 2,90 2,90 С Н Н С Н Н

Общий показатель 4,35 4,00 3,37 С С Н 3,74 3,33 3,12 В С С В С Н

Во-первых, у студентов первой группы динамические характеристики всех культурно-психологических стремлений отличаются средней силой (ср. знач. = 4,35) и высокой степенью их реализации (ср. знач. = 3,74). Эти данные свидетельствуют о высокой соразмерности стремлений студентов к самопознанию, самоотношению и саморегуляции и возможностей их достижения и выражают высокий уровень гармоничности внутреннего мира. Последний свидетельствует о достаточно развитой психологической культуре «Я», о ее оптимальном состоянии, способствующем эффективному решению жизненных задач. У студентов второй группы обнаружен потенциал к саморазвитию, о чем свидетельствует средний уровень выраженности их стремлений к саморазвитию (ср. знач. = 4,00). При этом реализуются культурно-психологические стремления недостаточно, об этом свидетельствует среднее значение оценки студентами своих возможностей в

их реализации, равное 3,33 балла. Студентам третьей группы характерно недостаточное развитие всех культурно-психологических стремлений. Был отмечен их низкий показатель (ср. знач. = 3,37), а также степень их реализации тоже имеет низкий показатель (ср. знач. = 3,37).

Во-вторых, обнаружено как общее, так и различное в значимости для студентов трех групп стремлений к изменению, к саморазвитию и самосовершенствованию. Студенты, которые имеют тенденцию к разрешению проблем, стремятся самопознавать себя, в отличие от тех, кто нацелен на избегание (t стат. = 3,5; t крит. = 1,6, при p = 0,01) или прибегают к помощи социального окружения (t стат. = 1,7; t крит. = 1,6, при p = 0,01). Различия обнаружены в структуре культурно-психологических стремлений, студенты с доминированием копинг-стратегии «разрешение проблем» больше стремятся познавать себя (ср. знач. = 4,65) и на этой основе регулировать себя (ср. знач. 4,50) и затем формировать отношение к себе (ср. знач. = 3,90). Студенты с преобладанием стратегии «поиск социальной поддержки» больше стремятся ценить и уважать себя (ср. знач. = 4,45), затем на этой основе заниматься самопознанием и далее уже регулировать собственное поведение. Студенты, которым свойственна такая стратегия поведения, как «избегание» (третья группа), больше стремятся ценить и уважать себя (ср. знач. = 3,60), затем на этой основе заниматься самопознанием (ср. нач. = 3,50) и далее уже регулировать собственное поведение (ср. знач. = 3,00). Каждая подсистема саморазвития (самопознание, самоотношение и саморегуляция) представляет собой систему, включающую отдельные культурно-психологические стремления.

Таким образом, делая выводы, следует отметить, что ведущим системообразующим фактором в развитии активного копинг-поведения является достижение оптимального состояния психологической культуры, которая, в свою очередь, и выступает ведущим условием развития копинг-поведения. Для достижения гармоничного состояния и формирования продуктивных форм совладающего поведения в стрессовых ситуациях, как было установлено, необходимо развитие оптимального уровня психологической культуры личности.

Библиографический список

1. Воеводин И.В. Копинг-поведение при аддиктивных состояниях: относительность критериев адаптивности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 2004. - № 4. - Т. 1.

2. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. - СПб., 2003.

3. Исаева Н.И. Профессиональная культура психолога образования / Н.И. Исаева. - М., Белгород: МПГУ, БелГУ. - 2002. - 235 с.

4. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб: Евразия, 1997. -498 с.

5. Тутушкина М.К. Практическая психология // СПбГАСУ. - СПб., 1993. - С. 3; 11-13; 27; 36-51.

6. Amirkhan J.H. A Factor Analytically Drived Measure of Coping: The Coping Strategy Indicator // J. of Personality and Social Psychology / 1990. - Vol. 59, № 5. - P. 1066-1074.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.