НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
261
УДК 378:74
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНО ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОМУ
РИСУНКУ
Ю.В. Чернышев
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: journal@bgiik.ru
Рассматриваются вопросы, направленные на решение проблемы развития мыслительных способностей, творческого воображения, конструктивного мышления дизайнеров в процессе обучения рисунку, в основе которого лежит метод бионических преобразований. Обоснование эффективной методической системы развития конструктивно-пространственного мышления, включающей разработку и внедрение в учебный процесс графических заданий и упражнений.
Ключевые слова: проектный рисунок, творческое воображение, конструктивный рисунок, конструктивно-пространственное мышление, метод бионических преобразований, биодизайн.
Проблема, на участие в решении которой направлена данная статья, сформулирована на основе новых требований к профессиональной подготовке специалистов в области дизайнерско-проектной деятельности.
В современной проектной педагогике разным аспектам проблемы формирования профессиональных навыков будущего специалиста средствами изобразительного искусства посвящены работы Н. Ладовского, В. Кринского, К. Зайцева, Я. Чернихова, И. Леонидова, С. Тихонова, О. Максимова, А. Степанова, Д. Мелодинского, В. Соняка, Е. Прокофьева и др.
В рамках этой общей проблемы научная проблема, решение которой предполагается научным исследованием - развитие конструктивно-
пространственного мышления.
Анализ научных исследований по данной теме показал, что предпринимались неоднократные попытки найти оптимальные методические условия, способствующие развитию конструктивно-пространственного мышления студентовпри обучении рисунку с натуры геометрических, архитектурных и бионических форм, обосновывалась необходимость структурного видения объемных тел, выделялись методы конструктивного восприятия натуры, заключающиеся в решении средствами линейно-конструктивного рисунка структурно-пространственных задач.
Однако исследователями менее всего использовались те огромные возможности, которые содержит в себе метод бионических преобразований, при освоении которого средствами рисунка наиболее эффективно развивается конструктивно-пространственное мышление, так необходимое будущему проектировщику в дальнейшем дизайнерско-проектном творчестве1.
1 Чернышев Ю.В. Развитие пространственно-конструктивного мышления архитекторов, проектировщиков средствами архитектурного рисунка на основе применения метода архитектурнобионических преобразований / Ю.В. Чернышев // Сборник статей по материалам региональной научно-
262
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
Исследование возможности применения новых методик в учебно-творческом процессе всегда актуально, поскольку направлено на постановку задач образовательного и развивающего характера, эффективное решение которых способствует повышению уровня качества подготовки специалистов дизайнерской направленности, развитию их умений, навыков, творческих и мыслительных способностей, что, несомненно, будет сказываться на их профессиональном будущем.
Цель статьи заключается в раскрытии вопросов, направленных на решение проблемы развития мыслительных способностей, творческого воображения, конструктивного мышления студентов-дизайнеров в процессе обучения проектному рисунку, в основе которого лежит метод бионических преобразований.
Основной задачей данной проблемы является обоснование эффективной методической системы развития конструктивно-пространственного мышления, включающей разработку и внедрение в учебный процесс графических заданий и упражнений.
Анализируя результаты работ студентов в аудитории и на пленэре под руководством преподавателей и в процессе самостоятельной работы, а также в процессе подготовки и участия в творческих конкурсах рисунка было замечено, что, несмотря на достаточно высокое графическое исполнение, уровень рисунков студентов оставляет желать лучшего, особенно в плане целенаправленной избирательности восприятия, обеспечивающей вычленение видения конструктивных характеристик природных форм, а также недостаточности запаса пространственных представлений для свободного воображения и создания новых образов.
В государственном образовательном стандарте определяется, что бакалавр дизайнер должен уметь изображать не только с натуры, но и по памяти, представлению, воображению, а для этого необходимы развитое пространственное, конструктивное, фантазийное мышление.
Мыслительные особенности человека определяются многими показателями, одним из которых является конструктивно-пространственное мышление,
представляющее собой разновидность образного мышления (П.П. Блонский, А.В. Брушлинский.П.Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, И.Я. Каплунович, И.С. Якиманская, Р. Арнхейм, М. Дональдсон, Ж. Пиаже).
Обладая всеми характерными особенностями образного мышления,
конструктивно-пространственное мышление имеет присущие только ему специфические черты. Термин «конструктивно-пространственное» мышление включает в себя две составляющие образного стиля мышления и не является в психологии общепринятым. Правомерность его употребления оспоривается на том основании, что всякое мышление есть обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее связях и отношениях, в том числе и конструктивных и пространственных. Данное определение означает гносеологическую функцию мышления, сходную с другими психическими процессами: восприятием, памятью, воображением. В то же время эта формулировка не выявляет специфики конструктивно-пространственного мышления как особого вида умственной деятельности, его качественного своеобразия. В психологической литературе и словарях нет специального толкования понятий «конструктивное мышление», «пространственное мышление». Их относят к наглядно-образному мышлению.
методической конференции «Непрерывное многоуровневое профессиональное образование: традиции и инновации». Воронеж, 2009. Ч.2. С. 149-151.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
263
Тесная взаимосвязь между конструктивным и пространственным мышлением позволяет высказать предположение о том, что в процессе обучения студентов графической грамоте средствами проектного рисунка развитие конструктивного мышления есть способ и средства стимуляции и развития пространственного мышления, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей художественно-дизайнерского стиля мышления.
Каждое из исследуемых понятий в своей основе имеет две составляющих: конструкция и мышление, пространство и мышление.
Под конструкцией предмета следует подразумевать взаимное расположение и связь его частей, т.е. его строение. При анализе конструкций различных предметов очень важно приучить видеть в них совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях. Предметы, сочетающие в себе различные геометрические формы, имеют более сложную структуру строения. Чем сложнее структура, тем сложнее изображать предмет, так как его конструкция, как правило, скрыта от глаз и выявить ее можно лишь по некоторым характерным признакам
Конструкция предмета определяет его форму. В учебном рисунке понятие «конструктивная форма» приобретает особое значение с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры внешнего пластического строения.
Графическое построение конструктивных форм осуществляется линейноконструктивным изображением с учетом пропорций и перспективы с различных точек зрения. Такой метод способствует развитию конструктивного мышления и закреплению навыков перспективного построения изображения.
Принципы линейно-конструктивного рисунка были заложены мастерами эпохи итальянского возрождения, которые утверждали, что такой рисунок лежит в основе изобразительных искусств и определяется прежде всего использованием в мышлении и для изображения основных узловых точек и направляющих линий формы.
Овладение проектным рисунком, основанном на применении метода линейноконструктивного рисования, должно стать для студентов обязательным условием в решении одной из важнейших задач и наиболее сложных проблем подготовки будущих специалистов - развитии конструктивно-пространственного мышления и творческого воображения, что является базой для комплексного обучения в процессе графической и проектной подготовки.
Будущему проектировщику дизайнеру важно уметь выразительно изображать конструктивную форму в пространстве, а по мнению Ле Корбюзье «- это значит наблюдать, открывать, изобретать, создавать»2, он должен уметь изображать предметы при отсутствии самих предметов, т.е. существующих лишь в воображении. В связи с этим технологическим требованием к проектировщику, среди других, таких как зрительная чувствительность к свойствам предметной формы, предметноконструктивная изобретательность и др. становится высокий уровень творческого воображения и пространственного мышления, обеспечивающих ориентировку в пространстве - видимом или воображаемом.
В психологии пространственное мышление рассматривается как специфический вид мыслительной деятельности, проявляющийся в особенностях материала, с которым оперирует мышление, и его содержание3.
2 Ле Корбюзье. Творческий путь. М., 1970. С.211-213.
3 Якиманская И.С. О некоторых путях диагностики развития пространственного мышления / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. М., 1971. №3.
264
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
Существует ряд задач, требующих ориентации в воображаемом пространстве и анализа пространственных свойств и отношений графических изображений. Решение таких задач опирается на зрительный образ (представление). Процесс пространственного мышления по своему содержанию протекает в образной форме в ходе различных пространственных представлений.
Различают два вида пространственных представлений (образов): образы памяти и образы воображения. Образы воображения по способу возникновения делятся на образы воспроизводящего (воссоздающего) воображения и образы творческого воображения, не имеющего для своего создания подобных эталонов, образцов. Образы творческого воображения необходимы при создании студентами-дизайнерами новых конструктивных форм и пространств. Следовательно, нужно усилить внимание к обогащению пространственных представлений студентов и развитию их конструктивно-пространственного мышления и творческого
воображения.
В живом мире - множество интересных форм, но как к ним подойти, с чего начать, чтобы обнаружить, изучить, оценить и правильно использовать то, что нам нужно, что полезно в художественно-дизайнерском формотворчестве? На этот вопрос ответит методика исследования природных форм, заключающая в себе изучение, знание и понимание конструктивных построений, структурных связей, пластики и механики биологического объекта.
Обращение к закономерностям природного формообразования и структурообразования как образцам высокой степени экономии материала, рациональности его организации, переосмысление их через призму композиционных приемов и законов художественного творчества открывает студентам пути для дальнейших поисков нетрадиционных решений и находок в проектном творчестве.
С этой целью разработана и апробирована методика заданий и упражнений по рисунку на преобразование природных форм, выполнение которых направлено на конструктивный анализ растительных форм, выявление конструктивной основы природной формы и наглядную демонстрацию значения конструкции в дизайнерскопроектном формотворчестве. В основе данных заданий лежит метод бионических преобразований.
Структура заданий ориентирована на поэтапное формирование и развитие пространственно-конструктивного мышления, творческого воображения.
В процессе работы (аудиторная и самостоятельная внеаудиторная) студенты выполняют:
-на основе натурного рисунка живой природной формы аналитические рисунки на конструктивное преобразование, которым предшествует изучение структуры выбранного объекта, его геометрических закономерностей, выделение конструктивной формы, выявление связи конструктивной формы с системой пространственной организации;
-варианты эскизно-поисковых рисунков структуры природных форм, решения пластики движения и тональной организации пространственной среды;
-рисунок по воображению (фантазийный) на основе бионических преобразований природных форм, отражающий структурно-пространственный, композиционный и художественно-преобразующий аспекты организации
изобразительного пространства4.
4 Чернышев Ю.В. Развитие пространственно-конструктивного мышления архитекторов, проектировщиков средствами архитектурного рисунка на основе применения метода архитектурно-
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
265
Именно по пути перехода от натурных зарисовок через анализ природной формы к абстрактно-ассоциативному образу и созданию эскизного биодизайнерского графического изображения идет поиск новых объектов дизайна.
Биоизайн переосмысливает на интуитивном и ассоциативном уровне природные формы и дает им вместе с композиционными приемами, конструкцией, пространственной организацией новую жизнь.
Предлагаемая структура заданий и упражнений в курсе «Проектный рисунок», ориентированная на поэтапное формирование пространственного представления, творческого воображения и развитие конструктивно-пространственного мышления, позволяет более целенаправленно и эффективно решить задачу художественнографического образования бакалавров дизайнеров.
Список литературы
1. Чернышев Ю.В. Развитие пространственно-конструктивного мышления архитекторов, проектировщиков средствами архитектурного рисунка на основе применения метода архитектурнобионических преобразований / Ю.В. Чернышев // Сборник статей по материалам региональной научнометодической конференции «Непрерывное многоуровневое профессиональное образование: традиции и инновации». - Воронеж, 2009. -Ч.2. - С. 149-151.
2. Ле Корбюзье. Творческий путь. М., 1970. - С.211-213.
3. Якиманская И.С. О некоторых путях диагностики развития пространственного мышления / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - М., 1971. - №3.
4. Лебедев Ю.С. Архитектурная бионика / Ю.С. Лебедев // - М.: Стройиздат, 1990.
to the problem of development of constructive and spatial thinking of students designers in the course of training in design drawing
U.V. Chernyshev
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: journal@bgiik.ru
The questions directed on a solution of the problem of development of powers of thinking, creative imagination, constructive thinking of designers in the course of training in drawing which cornerstone the method of bionic transformations is are considered. Justification of the effective methodical system of development of constructive and spatial thinking including development and deployment in educational process of graphic tasks and exercises.
Keywords: design drawing, creative imagination, constructive drawing, constructive and spatial thinking, method of bionic transformations, biodesign.
бионических преобразований / Ю.В. Чернышев // Сборник статей по материалам региональной научнометодической конференции «Непрерывное многоуровневое профессиональное образование: традиции и инновации». - Воронеж, 2009. Ч.2. С. 149-151.