УДК 378
Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова
К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИМЕРНЫХ И КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Ключевые слова: специалисты в области химии и технологии полимерных и композиционных материалов, глобализация, глобальная компетентность современного инженера, инженерное образование
Проанализированы взгляды ученых, работодателей, специалистов на подготовку современных инженеров. Определены компоненты глобальной компетентности инженеров в условиях глобализации. Предложены пути формирования глобальной компетентности у выпускников технических вузов.
Key words: specialists in the field of chemistry and technology ofpolymeric and composite materials, globalization, global competence of the modern engineer, engineering educationin.
Views of scientists, employers, experts at preparation of modern engineers are analysed. Components of global competence of engineers in the conditions of globalization are defined. Ways of formation of global competence at graduates of technical colleges are offered.
Процессы глобализации, происходящие во все мире, требуют от современных инженеров новых способностей и новых компетенций. Сегодня многие ученые, работодатели и сами специалисты понимают, что кроме традиционных технических способностей, необходимы дополнительные навыки. Так, бывший президент и декан инженерного факультета Университета Мичигана James Duderstadt в недавно опубликованном докладе «Engineering for a Changing World» указывает, что современным инженерам необходимо не только понимание глобальных рынков и организаций, но и умение работать в мультидисциплинарных командах, характеризующихся большим разнообразием культур, а также мобильньность. Он подчеркивает, что американские технические учебные заведения должны «больше сосредоточиться на качестве выпускаемых инженеров, способных к пониманию исключительного значения инноваций, обладающих предпринимательскими навыками и глобальной компетентностью».
Его поддерживает Patricia Galloway, бывший президент Американского Общества Гражданских Инженеров, которая обращается к проблемам глобализации в книге «The 21st-Century Engineer, A Proposal for Engineering Reform», где она пишет: «Глубокое понимание глобализации - ключ к успеху инженеров в сегодняшнем глобальном обществе». Глобализация, по ее мнению, требует от современных инженеров понимания, что мировая экономика связана с новыми технологиями; знания других культур и их социальных элементов; умений работать в многонациональных командах; эффективного общения на языке международного бизнеса - английском; признания и понимания проблемы устойчивого развития; прозрачности при работе с местным населением; знания государственной мировой политики и политики той страны, в которой он работает. Наличие всех этих качеств предоставит возможность инженерам 21-го века превратиться в профессионалов, работоспособных и успешных как внутри страны, так и глобально, уважаемых общественностью и конкурентоспособных.
Continental AG опросил представителей восьми университетов, известных своими техническими образовательными программами, с целью выявить условия подготовки технических специалистов будущего. Главный вывод данного исследования - «глобальная компетентность должна стать ключевой квалификацией выпускников технических вузов.
Theodore Kennedy, основатель фирмы BE&K Inc., считает, что «бизнес-структурам нужны выпускники, которые не только знают что-то о работе в команде, но и понимают, что
их культура - не единственная! Университеты должны готовить инженеров, которые станут гражданами глобального общества. Они должны научиться транслировать идеи и планы в другие культуры, только тогда наш технический бизнес расширит свои границы».
С ним согласен старший вице-президент Celanese, James Alder, который утверждает, что сегодня главным условием успешности карьеры инженера становится глобальная компетентность или стремление к ее развитию.
Необходимость глобальной компетентности у современных инженеров обусловлена также глобальными проблемами, стоящими перед человечеством в настоящее время. К ним сегодня относят: предотвращение мирового ядерного конфликта и прекращение гонки вооружений; преодоление социально-экономической отсталости развивающихся стран; энергосырьевую, демографическую, продовольственную проблемы; охрану окружающей среды; освоение Мирового океана и мирное освоение космоса; ликвидацию опасных болезней.
В исследовании «Grand Challenges for Engineering», проведенном Национальной Академией инженеров и Национальным научным фондом США, подчеркивается, что «решение этих проблем возможно только при условии сотрудничества всех стран и народов. Однако при этом будут возникать политические и экономические, личные и социальные барьеры. Именно инженеры должны быть в состоянии не только преодолеть эти барьеры, чтобы достичь успеха, но и как члены общества, которые создают новые технологии, они должны обеспечить лидерство в ведении переговоров и осуществлении решений». Поэтому они нуждаются в расширенном наборе навыков и качеств, которые, на наш взгляд, составляют глобальную компетентность современного инженера.
Хотя этот термин все более широко используется, не всем понятно, что он означает. Grandin, Hedderich, Lohmann, Hunter, Deardorff в содержание глобальной компетентности включают такие навыки и качества, как культурная толерантность, знание иностранных языков, способность работать по специальности в международном пространстве. Downey рассматривает глобальную компетентность с точки зрения возможности эффективно работать в междисциплинарной команде. Parkinson предлагает 13 признаков глобальной компетентности, некоторые из которых, по его мнению, являются специфичными для инженеров.
Анализ точек зрения перечисленных ученых позволил нам выделить следующие компоненты глобальной компетентности инженера:
1) культурная толерантность, которая противоположна идее этноцентризма, являющегося барьером для понимания других культур. Выпускники технических вузов должны понимать суть этой проблемы и быть терпимыми и восприимчивыми к другим культурам;
2) межкультурная коммуникация (как непосредственная, так и опосредованная) -способность общаться с представителями других наций с учетом культурных различий. Проявляется также в вопросах дизайна производимого продукта, распространяемого в различных странах и маркетинговой политики, обусловленной культурными особенностями;
3) геополитическая и социально-экономическая грамотность предполагает знакомство с историей, государственно-политической системой, экономикой тех стран, с которыми осуществляются или планируются деловые контакты. Обеспечивает эффективность экспортно-импортных операций, которые связаны с обменным курсом между евро и долларом;
4) знание иностранных языков на разговорном уровне является ключом для глубокого понимания культуры народа другой страны, а также показателем уважения и доброжелательности по отношению к ней;
5) знание иностранного языка в аспекте профессиональной коммуникации -
обеспечивает профессиональное взаимодействие специалистов в определенной области науки, техники и технологий; позволяет избегать ошибок и недоразумений, являющихся результатом плохого перевода;
6) способность работать в полиэтнической и междисциплинарной команде -
связана со сложностью и многопрофильностью технических проблем, возникающих в эпоху глобализма, и необходимостью их решения в технических командах, включающих специалистов из разных стран и разных областей знания;
7) знание этики делового общения - обусловлено тем, что этические проблемы могут усугубиться этнокультурными проблемами, которые в свою очередь могут быть связаны с проблемами личной безопасности персонала;
8) международная логистическая грамотность позволяет осуществлять торговые сделки на международном рынке товаров и услуг, а также управлять цепями поставок с целью координации технологических процессов в транснациональных корпорациях;
9) участие в разработке глобальных технических проектов, в том числе и виртуальных, с проработкой всех практических действий, вплоть до подготовки к внедрению;
10) глобалистическая гражданственность - восприятие себя не только как гражданина своей страны, но и как «гражданина мира»; включает в себя понимание таких проблем, как бедность, охрана окружающей среды, охрана здоровья, безопасность, использование новых источников энергии, пополнение запасов чистой воды. Решение подобных проблем невозможно в рамках отдельной страны, но требует международного сотрудничества.
Таким образом, на наш взгляд, термин «глобальная компетентность» охватывает широкий спектр качеств и способностей. Чтобы понять, какие компоненты глобальной компетентности более важны, а какие - менее, нами был проанализирован проведенный исследователями университета Род-Айленда опрос среди руководителей международных компаний, деканов инженерных факультетов, заведующих техническими кафедрами. Анализ результатов опроса показал, что в число наиболее важных попали позиции: 1, 2, 6, 7, 9, причем такой выбор сделали как лидеры международного бизнес-сообщества, так и университетские администраторы.
Совершенно очевидно, что сформировать все компоненты глобальной компетентности будущего инженера в рамках учебного процесса не предоставляется возможным, так как учебные планы всех инженерных образовательных программ переполнены и очень напряженны. Поэтому можно предложить техническим вузам сосредоточиться на некоторых компонентах и попытаться развивать их. Например, такой компонент как «способность работать в полиэтнической и междисциплинарной команде» может быть развит через опыт работы студенческой команды, в которую входят студенты разных вузов, находящихся на территории разных стран. Такая команда работает над дизайн-проектом через видеоконференцсвязь и другие Интернет-средства. Кроме того, этот вид деятельности также требует от студентов культурной толерантности, знания иностранных языков как на общем, так и на уровне профессиональной коммуникации, геополитической и социально-экономической грамотности, которые также входят в состав «глобальной компетентности».
Литература
1. Steger, M. Globalization, A Very Short Introduction / M. Steger. - Oxford: University Press, 2003.
2. Galloway, P.D. The 21st Century Engineer, A Proposal for Engineering Reform / P.D. Galloway. - ASCE Press, 2008.
3. Kennedy, Theodore C. The ‘Value-Added’ Approach to Engineering Education: An Industry Perspective / Theodore C. Kennedy. The Bridge, National Academy of Engineering. Summer 2006.
4. Lohmann, J.R. Defining, developing and assessing global competence in engineers / J.R. Lohmann, H.A. Rollins, J J. Hoey // European Journal of Engineering Education. - Vol. 31. - No. 1. - March 2006. - Р. 119-131.
5. Downey, G.L. The Globally Competent Engineer: Working Effectivelywith People Who Define Problems Differently / G.L. Downey, J.C. Lucena, B.M. Moskal and others // J. of Engineering Education. - April 2006.
6. Parkinson, А.З. Developing Global Competence in Engineers: What does it mean? What is most important? / АЛ. Parkinson, S. Harb. // MaglebyPaper. - June 2009.
© Н. Ш. Валеева- д-р пед. наук, проф., зав.каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ; Г. Б. Хасанова - д-р пед. наук, проф. той же кафедры, [email protected].