К проблеме определения понятия и предмета постпенитенциарной педагогики
С.И. ЗЛОБИН - начальник Пермского института ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор
В статье рассматривается становление постпенитенциарной педагогики как науки дается интерпретация понятия, предмета, категорий постпенитенциарной педагогики, анализируются особенности постпенитенциарной адаптации и ресоциализации.
Ключевые слова: постпенитенциарная педагогика; постпенитенциарный период; профилактика рецидивных преступлений.
Concerning the problem of definition of the concept and subject of Post-Penitentiary Pedagogic
S.I. ZLOBIN - the director of the Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia, Doctor of Education, professor
The article is devoted to the question of the modern development of Post-Penitentiary Pedagogic as a new scientific discipline. The author suggests his own interpretation of the concept, subject and basic categories of Post-Penitentiary Pedagogic and analyses the peculiar traits of the post-penitentiary adaptation and resocialization.
Key words: Post-Penitentiary Pedagogic; post-penitentiary period; recidivism prevention.
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденной указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 7611, в числе мер, направленных на улучшение положения лиц в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период, предусматривается «распространение на лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте от 18 до 23 лет, права на получение социальной поддержки, сопровождение и постпенитен-циарную реабилитацию со стороны служб, осуществляющих эту работу».
Именно уровень рецидивной преступности, как полагает Е.А. Тохова, является показателем эффективности воспитательно-профилактической и испра-
вительно-карательной работы в местах лишения свободы, результатом деятельности уголовно-исполнительной системы в целом и ее структурных подразделений2.
В последнее десятилетие, по оценкам В.М. Позднякова, в России при среднегодовом приросте преступлений на 4,5% наблюдается рост количества ранее судимых осужденных в среднем на 12,4%. Юристы все чаще говорят о необходимости разработки более действенной системы предупреждения постпенитенциарного рециди-ва3. Однако данная работа не может быть эффективной без понимания задач и предмета постпенитенциарной педагогики, которая, по мнению В.Я. Кикоть, как самостоятельная отрасль пока не сформировалась4.
Вопросы постпенитенциарного воспитания становились объектом изучения таких
ученых, как В.И. Колесов5, В.М. Садовнико-ва6, В.А. Уткин7, отдельные аспекты постпе-нитенциарной педагогики рассматривались в работах Ю.В. Андреевой8, Р.М. Рыбак9, Н.Ф. Уфимцевой10.
Но в отечественной науке, по оценкам В.И. Колесова, практически отсутствуют специальные исследования, раскрывающие собственно социально-педагогический аспект воспитания в системе постпенитен-циарной адаптации бывших осужденных11. Не сформирован и понятийный аппарат постпенитенциарной педагогики.
Так, ученые-юристы рассматривают пост-пенитенциарную педагогику как вид профилактики совершения рецидивных преступлений лицами, отбывшими уголовные наказания, и как разновидность воспитательной деятельности12, а не как раздел педагогики, в то же время выделяя такую отрасль права, как постпенитенциарное право13.
Достаточно часто исследователи юридического профиля процесс адаптации и ресоцализации именуют термином «пост-пенитенциарный период» или «постпени-тенциарная практика», при этом используют методы постпенитенциарной педагогики14. Например, А.И. Абатуров рассматривает постпенитенциарный контроль как один из основных методов в отечественной постпе-нитенциарной педагогике15. Также следует отметить, что в основном исследования посвящены постпенитенциарной адаптации и ресоциализации.
Ресоциализация - это возобновленная или вторичная социализация. Ресоциализация и социальная адаптация являются понятиями взаимосвязанными и взаимодополняющими. Процесс ресоциализации может включать в себя несколько видов адаптации. М.Н. Садовникова выделяет постпенитенци-арную стадию как важнейшую в ресоциализации16.
Постпенитенциарная адаптация - это двусторонний процесс приспособления личности судимого к социальной среде, связанный с комплексом мер, которые проводятся государственными учреждениями, органами и институтами общественности, носят добровольный или принудительный характер, применяются в целях закрепления результатов исправительного воздействия и предупреждения совершения новых преступлений17.
М.Т. Дибиров, В.М. Трубников, И.В. Шма-ров понятия «социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы» и «постпенитенциарная адаптация» рассматривают как синонимичные. Но, на наш
взгляд, формулировка «постпенитенциар-ная адаптация» более корректна.
Ряд исследователей полагают, что пост-пенитенциарная система воспитания входит в систему постпенитенциарной адаптации. В данном случае происходит сужение понятия «система воспитания» как одного из ключевых в педагогике. Вероятно, это связано с отсутствием четкого определения понятия и предмета постпенитенциарной педагогики.
А.М. Столяренко, подчеркивая связь постпенитенциарной педагогики с пенитенциарной, превентивной и социально-юридической педагогикой, а также ее актуальность в условиях гуманизации и демократизации общества, с одной стороны, и реальной криминализации - с другой, рассматривает ее как раздел юридической педагогики, разрабатывающий и реализующий педагогические пути и способы эффективного осуществления постпенитенциарной работы18.
Постпенитенциарная педагогика - это отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступления и осужденных к различным видам наказаний, в постпенитенци-арный период.
Объект - лица, освободившиеся из мест заключения, процесс их ресоциализации и среда, в которую они попадают после освобождения.
Объектом постпенитенциарного контроля в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» являются совершеннолетние лица, освобождаемые или освобожденные из исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость.
Предмет постпенитенциарной педагогики - целостный педагогический процесс, направленный на профилактику совершения социально неадаптивной личностью рецидивных преступлений и ресоциализацию. Данный процесс включает в себя целый комплекс мер, которые нашли отражение в задачах постпенитенциарной педагогики:
- предотвращение асоциальных поступков ресоциализирующейся личности;
- создание социально-нравственных установок поведения и конструктивных ориентиров в сфере общественно полезной деятельности и жизнедеятельности;
- активизация субъектной позиции путем включения в мир общечеловеческих ценностей;
- социально-педагогическое сопровождение и поддержка субъектного и личностного роста, включая оказание правовой и социально-психологической помощи после возвращения из учреждений пенитенциарной системы19.
Специалисты полагают, что постпенитен-циарную педагогику нельзя рассматривать в отрыве от пенитенциарной, которая меняет человека как личность. Однако, в отличие от пенитенциарной педагогики (важнейшей категорией которой является исправление осужденных) и общей педагогики (где глав-
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: СПС «КонсультантПлюс».
2 См.: Тохова Е.А. Понятие и современное состояние пост-пенитенциарного рецидива преступлений // Евразийский юридический журнал. 2010. № З. С. 86-88.
3 См.: Поздняков В.М. Задачи пенитенциарных психологов при современной реформе уголовно-исполнительной системы России // Психология и право. 2012. № З. http:// psyjournals.ru/psyandlaw
4 См.: Кикоть В.Я., Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Учеб. для студентов вузов. М., 2004.
5 См.: Колесов В.И., Олейников В.С. Социально-профессиональное образование в системе постпенитенциарной адаптации личности: Моногр. СПб., 2007.
6 См.: Садовникова М.Н. Некоторые проблемы ресоциализации несовершеннолетних на пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях // Сибирский юридический вестник.
2004. № 2. С. 81.
7 См.: Уткин В.А. Принцип соединения наказания с иными мерами воспитательного воздействия в истории советского исправительно-трудового права // Вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью / Под. ред. А.Л. Ремен-сона, В.Д. Филимонова. Томск, 1980; Он же. Наказание и исправительно-трудовое воздействие. Томск, 1984.
8 См.: Андреева Ю.В. Постпенитенциарная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2008.
9 См.: Рыбак М.С. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях: Учеб.-метод. пособие. Саратов, 1998.
10 См.: Уфимцева Н.Ф. Самодеятельные организации пенитенциарных учреждений как форма социально-педагогической реабилитации осужденных: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010.
11 См.: Колесов В.И. Социально-педагогические основы управления воспитанием в системе постпенитенциарной адаптации бывших осужденных: Дис. ... д-ра пед. наук. Петрозаводск, 2006.
12 См.: Криминология: Учеб. / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб., 2002.
13 См.: Крайнова Н.А. Проблемы ресоциализации неоднократно судимых лиц: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Владивосток, 2002.
14 См.: Феллер Я.В. «Первые 7»: проект социально-правового интерактива для несовершеннолетних, находящихся в Новосибирской воспитательной колонии и по решению суда готовящихся к условно-досрочному освобождению. Новосибирск, 2008.
15 См.: Абатуров А.И. Становление института постпени-тенциарного контроля в России (1844-2009 гг.) // Вопросы права и политики. 2012. № 4. С. 1З4-17З.
16 См.: Садовникова М.Н. Некоторые проблемы ресоциализации несовершеннолетних на пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях // Сибирский юридический вестник.
2005. № 1. С. 55-59.
17 См.: Андреева Ю.В. Постпенитенциарная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы.
ное - это воспитание, образование, обучение), категориями постпенитенциарной педагогики выступают социальная адаптация, ресоциализация.
Сегодня перед Федеральной службой исполнения наказаний и институтами гражданского общества стоит задача адаптации и ресоциализации лиц, отбывших наказание. Для этого необходима, с одной стороны, слаженная работа пенитенциарной и постпенитенциарной систем, а с другой -разработка теоретических основ постпени-тенциарной педагогики.
1 Sm.: SPS «Konsul'tantPljus».
2 Sm.: Tohova E.A. Ponjatie i sovremennoe sostojanie postpenitenciarnogo recidiva prestuplenij // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. 2010. № 3. S. 86-88.
3 Sm.: Pozdnjakov V.M. Zadachi penitenciarnyh
psihologov pri sovremennoj reforme ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii // Psihologija i pravo. 2012. № 3. http:// psyjournals.ru/psyandlaw
4 Sm.: Kikot' VJa., Stoljarenko A.M. Juridicheskaja
pedagogika: Ucheb. dlja studentov vuzov. M., 2004.
5 Sm.: Kolesov V.I., Olejnikov V.S. Social'no-professional'noe obrazovanie v sisteme postpenitenciarnoj adaptacii lichnosti: Monogr. SPb., 2007.
6 Sm.: Sadovnikova M.N. Nekotorye problemy resocializacii
nesovershennoletnih na penitenciarnoj i postpenitenciarnoj stadijah // Sibirskij juridicheskij vestnik. 2004. № 2.
S. 81.
7 Sm.: Utkin V.A. Princip soedinenija nakazanija s inymi merami vospitatel'nogo vozdejstvija v istorii sovetskogo ispravitel'no-trudovogo prava // Voprosy povyshenija jeffektivnosti bor'by s prestupnost'ju / Pod. red. A.L. Remensona, V.D. Filimonova. Tomsk, 1980; On zhe. Nakazanie i ispravitel'no-trudovoe vozdejstvie. Tomsk, 1984.
8 Sm.: Andreeva Ju.V. Postpenitenciarnaja adaptacija lic, osuzhdennyh k lisheniju svobody: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Krasnojarsk, 2008.
9 Sm.: Rybak M.S. Vospitatel'naja rabota kak sredstvo resocializacii osuzhdennyh v ispravitel'nyh uchrezhdenijah: Ucheb.-metod. posobie. Saratov, 1998.
10 Sm.: Ufimceva N.F. Samodejatel'nye organizacii
penitenciarnyh uchrezhdenij kak forma social'no-pedagogicheskoj reabilitacii osuzhdennyh: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2010.
11 Sm.: Kolesov V.I. Social'no-pedagogicheskie osnovy upravlenija vospitaniem v sisteme postpenitenciarnoj adaptacii byvshih osuzhdennyh: Dis. ... d-ra ped. nauk. Petrozavodsk,
2006.
12 Sm.: Kriminologija: Ucheb. / Pod red. V.N. Burlakova, N.M. Kropacheva. SPb., 2002.
13 Sm.: Krajnova N.A. Problemy resocializacii neodnokratno sudimyh lic: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Vladivostok, 2002.
14 Sm.: Feller Ja.V. «Pervye 7»: proekt social'no-pravovogo interaktiva dlja nesovershennoletnih, nahodjashhihsja v Novosibirskoj vospitatel'noj kolonii i po resheniju suda gotovjashhihsja k uslovno-dosrochnomu osvobozhdeniju. Novosibirsk, 2008.
15 Sm.: Abaturov A.I. Stanovlenie instituta postpenitenciarnogo kontrolja v Rossii (1844-2009 gg.) // Voprosy prava i politiki. 2012. № 4. S. 134-173.
16 Sm.: Sadovnikova M.N. Nekotorye problemy resocializacii
nesovershennoletnih na penitenciarnoj i postpenitenciarnoj stadijah // Sibirskij juridicheskij vestnik. 2005. № 1.
S. 55-59.
17 Sm.: Andreeva Ju.V. Postpenitenciarnaja adaptacija lic, osuzhdennyh k lisheniju svobody.
18 См.: Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М., 2000.
19 См.: Колесов В.И., Барболин М.П. Организационнопедагогическая модель воспроизводства социальной сущности человека в условиях постпенитенциарной системы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 50. С. 192-194.
18 Sm.: Stoljarenko A.M. Juridicheskaja pedagogika: Kurs lekcij. M., 2000.
19 Sm.: Kolesov V.I., Barbolin M.P. Organizacionno-
pedagogicheskaja model' vosproizvodstva social'noj sushhnosti cheloveka v uslovijah postpenitenciarnoj sistemy // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008. № 50. S. 192-194. н