Все сделанные наблюдения помогают на более глубоком уровне уяснить наиболее важные этапы творческой истории романа «Дым», имеющие непосредственное отношение к поэтике произведения. Кроме того, сопоставительный анализ мыслей писателя, отраженных в письмах, и идей, высказанных в романе, дает возможность говорить о том, что большинство этих идей Тургенев сначала проверял в письмах. Причем буквальное совпадение отдельных идей в письмах и самом произведении позволяет уяснить и этапы их рождения и развития. Результаты данных наблюдений позволяют внести существенные дополнения в уже имеющиеся научные данные, касающиеся жанрового своеобразия и образной системы романа «Дым».
Библиографический список
1. Винникова И.А. И.С. Тургенев в 60-е годы. -Саратов, 1965.
2. Курляндская Г. Б. Эстетический мир Тургенева. - Орел, 2002.
3. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. -М.: Просвещение, 1989. - 206 с.
4. Муратов А.Б. Тургенев после «Отцов и детей»: 60-е годы. - Л.: Ленинградский университет, 1972. - 144 с.
5. Орловский С. О религиозных исканиях Тургенева // Русская мысль. - М., 1911. - С. 82-105.
6. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. - М.: Наука, 1978.
УДК 882.09
Голотвина Ольга Владимировна
Липецкий педагогический университет golotwin @ mail.ru
К ПРОБЛЕМЕ НАРОДНОГО ХАРАКТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ ШОЛОХОВА И АБРАМОВА
В статье делается попытка анализа ключевых национальных черт, общих для героев романа-эпопеи Шолохова «Тихий Дон» и тетралогии Абрамова «Братья и сестры»: привязанность русского человека к земле, ответственность за нее, руководство совестью как негласным законом и обусловленные ею поиски правды-справедливости. Ключевые слова: литературная традиция, народный характер, земля, совесть, трудолюбие.
Шолохов и Абрамов, писатели глубоко национальные, создали в своих произведениях яркую, многоплановую картину жизни русского народа в реалиях сложнейших социо-политических и культурных изменений ХХ века. Творчество Шолохова явилось новым этапом в постижении феномена русской души, незыблемых основ национального бытия. Осмысление отечественными писателями его опыта, без сомнения, плодотворно сказалось на развитии нашей литературы. «Шолоховская традиция», как понятие, прочно вошедшее в современный научный обиход, по наблюдению Е.С. Князевой, имеет два уровня наполнения: «В узком понимании термина речь идет о присутствии Шолохова в поэтике художественных произведений в виде скрытого или явного наследования шолоховских сюжетов, мотивов, образов и т.д. В широком понимании шолоховская традиция включает в себя такие составляющие, как масштабность творчества, высокая духовность, глубина мировоззрения» [6, с. 10].
Абрамов неизменно обращался к наследию великого современника в процессе научной, педагогической и творческой деятельности. В поле его зрения в разные годы попадали «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина». Прибегая к литературоведческому анализу, будущий писатель овладевал художественной методологией великого мастера, постигал глубину его концепции жизни и человека, приемы типизации, описания психоло-
гии персонажа, отбирал средства изобразительности. Постижение «шолоховской школы», аналитическое мышление, знание отечественной истории и литературы, гражданская позиция и близость к народной культуре позволили ему со временем создать свой собственный стиль.
Внимание обоих писателей к истокам народной культуры и истории нашей страны, порой трагическим ее переломам породили неизменный интерес к национальной самобытности, традиционным ценностям, своеобразию русского характера. Его сложность, многогранность и историческая обусловленность в полной мере признавались и Шолоховым, и Абрамовым.
Анализ авторского осмысления граней народного характера в романе Шолохова «Тихий Дон» и тетралогии Абрамова «Братья и сестры» позволяет выявить общие для обоих писателей, наиболее значимые, с их точки зрения, национальные черты, а именно: привязанность к земле, ответственность за нее, руководство совестью как негласным законом и обусловленные ею поиски правды-справедливости.
Мотив земли становится сквозным в романах «Тихий Дон» Шолохова и последних романах тетралогии Абрамова «Братья и сестры». Реализуясь в полифонии смысловых вариантов, он способствовал не только обнажению остросоциальных проблем, но и обращению к вечным человеческим ценностям. Ослабление и утрата связи человека с зем-
© Голотвина О.В., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
103
лёй в совокупности с историческими перипетиями, утратой веры, по мнению обоих писателей, искажала не только жизнь крестьянина, но и несла с собой духовно-нравственное перерождение, оскудение. Проблема связи человека с землей из границ насильственного отлучения, о котором, по сути, писал Шолохов, в произведениях Абрамова трансформируется в порицание попустительства или даже забвения, добровольного отречения от нее в пользу комфорта и благоустройства. Абрамов ставит вопрос об ответственности человека-хозяина за судьбу земли, пашни.
По словам Б.В. Ничипорова, патриотизм - это «осознание русской земли как своей, это осознание себя ответственным за эту землю, за ее благосостояние, это осознание себя в диалоге с живой историей земли. Это, наконец, и осознание себя в ряду поколений, населявших эту землю» [Цит. по:
10, с. 183]. Сказанное в полной мере справедливо и для Григория Мелехова, и для Михаила Прясли-на. Люди земли, они ощущают, чувствуют свою близость к природе не только в процессе труда, они спаяны с нею всей душой, нравственными корнями своего существования. И если та подвергается истязанию, осквернению, то они стремятся встать на ее защиту, переживают за ее судьбу, сами испытывают терзания, так как не представляют себя отделенными от нее.
В романе «Тихий Дон» Шолохова проблема «жизни по совести» рассматривается на срезе военного кровопролития, сопровождающего нравственный выбор героя угрозой смерти. Стремление следовать норме народной жизни - «человеческой правде» - толкает Григория Мелехова на ее поиски во враждующих станах. Эта правда характеризуется в его сознании созидательными целями - свободно трудиться на своей земле, растить детей, соблюдая духовные заповеди предков. Поиски, скитания приводят его к осмыслению ценностной составляющей той самой правды, «жизни по совести» - отказ от насилия и своего рода смирение. Отрицание героем совести в себе самом опровергается его интуитивными стремлениями, руководством в поступках чести, порядочности, доблести и жажды справедливости.
Жизненная позиция автора тетралогии «Братья и сестры» цементирует сам образ абрамовского героя, не подвергающего сомнению однозначность такой базовой для русского самосознания характеристики, как совестливость. Его взгляд на категорию «совесть» делает акцент на таких ее составляющих, как «личная ответственность за все» и «человеческая активность». По сути, она поднимается автором до высоты национальной идеи, что подчеркивала и Л.В. Крутикова-Абрамова [8, с. 111]. Герои Абрамова, живущие по совести (Лиза, Михаил, Анфиса Петровна, Лукашин, Нетесов, Варвара), часто вступают в открытое столкновение
с непониманием, враждебностью или даже презрением. Они готовы к конфронтации с общественной косностью, негативными проявлениями социальнополитической системы, своими делами показывая пример нравственного подвижничества, духовного величия.
Русское правдоискательство, свойственное как герою Шолохова, так и герою Абрамова, выводит на страницы их произведений тип странника нового времени. В «Тихом Доне» дорога становится тем образом, в котором соединяются социально-исторический и личностно-бытийный планы изображения. Дорога - место встреч и разлук, перекресток дорог, распутье - выбор своей судьбы, широкий шлях, железная дорога революции, потерянная дорога, бездорожье, «козья тропка» недоверия и сомнений, дорога домой, дорога смерти и скорби, дорога в отступ, смиренная дорога на Голгофу - всё это становится частью трагической судьбы Григория Мелехова, каждую из них он проходит, ища блага и справедливости, той правды, «под крылом которой мог бы посогреться всякий» [11, т. 4, с. 194].
Соизмерение разных жизненных дорог позволяет Абрамову вскрыть сущность социально-исторического и нравственно-бытийного конфликта, который стал следствием «великого перелома» деревни. В авторском видении горизонталь земного пути сопряжена с нравственной вертикалью. Жизненная дорога Михаила, на протяжении многих лет шедшая «в угор», приводит его на нравственную высоту, вершину, где он навсегда останется в построенном своими руками доме в окружении родных и близких. Калина Иванович, для которого «вся страна домом была», уходит в последний путь спокойным, умиротворенным, взмывая над толпой в шорохе алых полотнищ. Егорша же мчится легко, словно под уклон, в результате, предав, разрушив свой дом, в одиночестве оказывается у затянутого илом омута.
Согласно исследованиям С.Г. Дрыга структуры концептуального поля «путь» [5], сферу его дальней периферии пересекает концепт «дом», что свидетельствует о связи этих значимых для носителей языка категорий. В художественной ткани романа «Тихий Дон» и тетралогии «Братья и сестры» мотивы дороги и дома имеют непосредственное смысловое пересечение. Григорий, путано идя по своей дороге, душой устремлен домой. В этом случае понимание «дома» сродни мирному, семейному, традиционно-патриархальному. У Абрамова конфигурация «душа в доме» принимает вид «дом в душе», подразумевающий проявление хозяйственности, созидательного труда, чистоты и изобилия Ковчега, ответственности по отношению ко всему окружающему, а также взаимопомощи и согласия.
Яркие характеры героинь Шолохова и Абрамова являют собой продолжение укоренившегося в русской литературе образа «величавой славянки»,
104
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
умеющей любить, жалеть, быть верной, целомудренной, сильной, милосердной, готовой к самопожертвованию.
В «Тихом Доне» Шолохова среди женских типов доминирует образ матери (Ильинична, Лукинична, матери Мишки Кошевого и Ильи Бунчука, безымянной «доброй» матери, спасшей красноармейца, матери-старушки, хозяйки постоялой избы, Анны Ивановны Моховой, Натальи), обладающий большой обобщающей силой и являющийся символом добра и сострадания. Он составляет в романе триаду - мать-земля, Божья матерь и мать человеческая.
В художественном мире Абрамова наибольшую весомость имеет характер женщины-труженицы, доходящей в этом качестве до самоотвержения и приобретающей черты святости (трудницы), а также женщины-помощницы (сестры по духу). Терпение, одухотворенность, самоотверженность, самопожертвование, совестливость, «чувство подлинности», отзывчивость отмечались Абрамовым как качества, выработанные преимущественно женщиной и неизменно устремленные к гармонизации национального характера: «Дух русский проявляется в мужских деяниях, а поддерживать подлинную духовность, дух, совесть - женщине» [4, с. 271]. Судьба матери, часто воспитывающей детей в одиночку, омрачена непосильной, изнуряющей работой. Иногда этой омрачающей святое материнство силой являются неблагодарные или равнодушные люди (даже дети), получившие свою «ущербность» вследствие погони за материальными благами.
При некотором сходстве Григория и Михаила, возникшем, на наш взгляд, в результате попыток писателей выразить национальный тип, национальный идеал, неправомерно говорить о тождественности героев. Абрамов сумел создать самобытный художественный образ, не повторяющий своего предшественника.
Шолохов изобразил казака как вариант южного русского характера. В силу исторического обособления и особого воинского статуса казачества, в нем в значительной мере развиты такие качества, как лихость, удаль (храбрость, мужество, безрассудство), потребность в воле, соборность.
У Абрамова - северный вариант народного характера. На Севере необходимым условием выживания в условиях сурового климата, скудного плодородия земли была повышенная работоспособность крестьянина. Трудолюбие в изображении Абрамова гиперболизируется и абсолютизируется, на что не раз указывали исследователи творчества
писателя. Озабоченный проблемами увядающей деревни, он говорит о необходимости самоотверженного труда по совести для сохранения и процветания деревни как консерватора народной нравственности и духовности, питающего «хлебом духовным» всю страну и, в конечном итоге, весь мир. Атмосфера эпохи раскрестьянивания традиционно аграрной страны позволяет автору обратиться к таким граням русского характера, как устремленность вдаль и домоседство, долготерпение и бунт, общинность, самопожертвование, сила воли, отзывчивость, непрактичность, поиски справедливости и др.
Библиографический список
1. Абрамов Ф.А. «Поднятая целина» М. Шолохова: Дис. ... канд. филолог, наук. - Л., 1951. - 375 с.
2. Абрамов Ф. Братья и сестры. Роман в 4 кн. / под ред. К.М. Успенской. - Л.: Советский писатель, 1982. - 808 с.
3. Абрамов Ф.А. Слово в ядерный век: статьи; очерки; выступления; интервью; литературные портреты; воспоминания; заметки. - М.: Современник, 1987. - 448 с.
4. Абрамов Ф. О русской женщине // Абрамов Ф. Душа и слово. Размышления о литературе, об искусстве, о слове и творчестве, о призвании и роли художника, о судьбе страны, народа и человека: статьи, выступления, беседы, интервью, заметки. -Архангельск: ОАО «ИПП Правда Севера», 2011. -С.270-272.
5. Дрыга С.Г. Концепт «путь» в русской языковой картине мира: Автореф. дис. . канд. филолог. наук. - Ставрополь, 2010. - 24 с.
6. Князева Е.С. Традиции Шолохова в русской прозе 60-70-х годов ХХ века о судьбе крестьянина: Дис. ... канд. филолог, наук. - Сургут, 2007. -189 с.
7. Крутикова-Абрамова Л.В. Жива Россия. Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. - СПб.: АТОН, 2003. - 416 с.
8. Крутикова-Абрамова Л.В. Жить по совести // Аврора. - 2009. - №2. - С. 106-113.
9. Поль Д.В. Универсальные образы и мотивы в реалистической эпике Шолохова: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2008. - 52 с.
10. Стюфляева Н.В. Соборный идеал жизни «по совести» и его художественная реализация в романе Шолохова «Тихий Дон». - Липецк: ЛГПУ, 2008. - 258 с.
11. Шолохов М. Собр. соч.: в 9 т. / прим. Л. Воль-пе. - М.: Художественная литература, 1969.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
105