Научная статья на тему 'К проблеме модернизации экономики депрессивных регионов'

К проблеме модернизации экономики депрессивных регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / DEPRESSIVE REGION / ECONOMIC DEVELOPMENT / INNOVATION / INVESTMENT / MEASURES OF STATE REGULATION OF THE INVESTMENT PROCESS / REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров Максим Николаевич

Рассмотрены инновационный и инвестиционный пути экономического развития депрессивного региона. Указана необходимость повышения роли государства и его институтов в регулировании инвестиционных процессов. Рассмотрены приоритетные задачи государственного регулирования инвестиционного процесса. Выявлены главные цели региональной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Reflections on the modernization of the economies of depressed areas

Basic model of economic development depressed region innovation and investment ways are considered in the article. Necessity to enhance the role of the state and its institutions in regulating the investment process is indicated. Priorities within the framework of state regulation of the investment process are considered also. The main goals of the regional policy are detected.

Текст научной работы на тему «К проблеме модернизации экономики депрессивных регионов»

ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

М. Н. Захаров1

К ПРОБЛЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ

К международной и отечественной практике отработан механизм решения проблем депрессивных территорий в условиях развитых рыночных отношений и устоявшихся институтов, например [7], а в условиях формирующихся рыночных институтов это явление достаточно новое. Попытки анализа данного опыта и обоснования его масштабного применения оказались малопродуктивными, столь же непродуктивной может оказаться попытка использования отечественного опыта прошлых лет. В то же время отдельные элементы и того, и другого можно использовать при формировании новой модели региональной политики. Однако они не могут служить методологической базой для решения прикладных управленческих задач, связанных с трансформационными процессами современной экономики, тем более применительно к условиям депрессивного региона. Поэтому сегодня ощущается потребность в комплексном, системном исследовании проблем, сопряженных с депрессивным характером регионального развития, обоснованием возможностей его преодоления на базе реализации отраслевых приоритетов.

Благосостояние любого общества зависит от его хозяйственном развития. Высокий уровень материального благосостояния граждан обеспечивается высокими темпами экономического роста национального хозяйства. Чтобы достичь нынешнего уровня благосостояния, странам Западной Европы потребовалось несколько столетий. Проблемы экономического развития, экономического роста, формирующих их факторов и условий составляли предмет экономической политики общества. Сегодня отечественная хозяйственная практика находится в состоянии активного поиска приемлемой теории экономического развития.

В основе экономического развития исторически лежат два пути -инвестиционный и инновационный. Они, как правило, дополняют друг друга, накапливая друг для друга резервы и ресурсы, поэтому различить эти направления бывает сложно. Но иногда это сделать нужно. В этой связи дадим отдельные характеристики одного из них.

Как известно, инновационный путь развития связан главным образом с открытиями и нововведениями, их введением в хозяйственную деятельность. Они преобразуют хозяйственную деятельность, трансформируют хозяйственный импульс в экономическое развитие [1, 3, 5, 10, 11]. Такое понимание взаимосвязи хозяйственной деятельности с инновациями позволяет предложить своеобразную модель их развития. Предположительно эта модель должна содержать несколько крупных конструкций. Во-

1 Захаров Максим Николаевич, аспирант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, e-mail: [email protected]

первых, должны быть инновационные толчки и взрывы. Их представляют, как правило, новые открытия. Открытия, как показано в исторической литературе, имеют свойство возникать в какой-то одной отрасли знаний и затем (весьма часто) веером «разлетаться», т. е. получать взрывной характер. Иначе говоря, происходит рассеивание взрыва, которое было названо процессом усвоения нововведений. Правда, не все нововведения приобретают взрывной характер. Для некоторых из них характерно более мирное развитие в виде толчков. Все зависит от силы открытия и степени его восприятия хозяйственной деятельностью [2]. Для инновационных толчков и инновационных взрывов имеются различные временные интервалы.

Другая особенность состоит в свойстве инноваций повторяться. Повторяемость инноваций обусловлена их возможным продолжением в других экономических системах и, следовательно, самым активным образом связана с интеграционными процессами в хозяйственной деятельности [5].

Изложенное показывает, что выбор инновационного пути, например для регионального развития, связан с огромными затратами, которых в хозяйственной системе часто не оказывается. И тогда экономическая система выбирает инвестиционный путь развития региона.

Инвестиционный путь регионального развития для экономических систем стал определяющим в начале XXI в.

Выбор инвестиционного пути развития регионов связан с наличием в национальном хозяйстве больших сырьевых ресурсов, освоение которых создает большие возможности для инвесторов; наличием больших инвестиционных ресурсов, которые нуждаются во вложениях, и большого потребительского рынка при низкой степени конкуренции в экономике.

Несмотря на наступивший, по данным официальной статистики, период относительной стабилизации и заметный рост макроэкономических показателей, реальное положение в экономике регионов страны остается сложным. Это связано со структурными преобразованиями, которые испытывает экономика переходного периода. Причинами неопределенности положения являются возрастающий дефицит инвестиционных ресурсов, низкая эффективность инвестиций в основной капитал и возрастание дифференциации регионов по показателю инвестирования.

Многие проблемы, связанные с инвестированием экономики, происходят от неопределенности роли государства и иных институтов общества, призванных регулировать инвестиционную деятельность в территориальных (региональных) социально-экономических системах различных таксономических уровней.

Некоторые авторы, например, С. Н. Бобылев, Э. В. Гирусов, считают, что в такой ситуации необходимо заметно повысить роль государства и его институтов в регулировании инвестиционных процессов [7]. Во многом данная позиция верна, особенно с учетом сегодняшних реалий национального хозяйства России. Речь идет о том, чтобы сконцентрировать небольшие разрозненные объемы инвестиций и направить их на выполнение основных задач экономики регионов. Вместе с тем это не следует связывать лишь с увеличением государственных инвестиций в экономику. Наоборот, роль государства должна заключаться в создании условий для высокоэффективного инвестирования, обеспечивающего устойчивый экономический рост страны в целом, который является необходимым условием обеспечения благосостояния граждан.

Таким образом, инвестиционный путь в стратегическом развитии региона приобретает важное значение в плане решения не только текущих задач, но и

перспективных. В то же время суть преобразований должна заключаться в переходе от безудержного наращивания объема инвестиций к обоснованному выбору направлений их эффективного использования. В первую очередь это относится к развитию территорий, так как на общем неудовлетворительном среднероссийском инвестиционном фоне положение отдельных регионов характеризуется экспертами как катастрофическое. Основная причина заключается в отсутствии четкой, последовательной региональной политики и развивающихся на этом фоне симптомов несправедливой межрегиональной конкуренции за инвестиционные ресурсы.

Формирование инвестиционного пути развития связано с разработкой государственной политики в области инвестиций. Представляется, что государство должно усилить влияние как на региональную политику, так и на макроэкономическую политику в целом. Меры государственного регулирования инвестиционного процесса могут выражаться в принятии решений, прежде всего в формировании государственных бюджетных и внебюджетных источников, в определении основных направлений приоритетного инвестирования, в создании конкурентной среды и др.

К числу приоритетных задач можно отнести:

1. Реформированиекоммерческих организаций. Суть реформирования заключается в проведении структурных, технологических и технических преобразований (в том числе в менеджменте), которые в итоге создадут благоприятную для освоения инвестиций среду и будут способствовать сокращению сроков «созревания» инвестиций. В рамках реформирования организаций необходимо провести реструктуризацию задолженности и изменить амортизационную политику, чтобы стимулировать рост собственных накоплений.

2. Реформирование финансово-кредитной системы. Меры по снижению уровня инфляции и ставки рефинансирования, предпринятые государством и его кредитно-финансовыми институтами, создали определенные условия для долгосрочного инвестирования, в том числе реального сектора экономики. Однако отсутствие выраженной тенденции к последовательному снижению ставки рефинансирования (до среднеотраслевого уровня рентабельности в реальном секторе экономики) повышает риск при долгосрочных вложениях. В этой связи государству необходимо стимулировать специализацию финансово-кредитных учреждений, в том числе путем предоставления дополнительных гарантий и льгот с учетом продолжительности сроков кредитования, величины процентной ставки и стратегическая значимости инвестируемой отрасли или предприятия.

3. Совершенствование системы межрегионального взаимодействия. Межрегиональная интеграция (прежде всего экономическая) будет способствовать выравниванию инвестиционных рисков и усилению суммарного инвестиционного потенциала отдельных регионов. Успех экономической интеграции улучшит инвестиционный климат не только потому, что стабилизирует социально-политические условия, но и за счет усиления суммарной экономической мощи, полученной в результате синергетического эффекта.

4. Формирование фондового рынка и институциональные преобразования, создающие условия для массового участия хозяйствующих субъектов в товаро- и капиталообмене. Эта задача гораздо важнее примитивной системы привлечения иностранных кредитов по так называемой связанной схеме, которая лишь способствует закреплению технологической отсталости регионов.

5. Совершенствование системы государственных инвестиций в крупные региональные и межрегиональные проекты. В данном случае имеется в виду прежде всего повышение эффективности инвестиционных механизмов использования ресурсов. Порочную систему безвозвратного предоставления государством инвестиционных ресурсов, не стимулирующую их эффективное использование, необходимо заменить платным (возмездным) предоставлением ресурсов или сократить государственные ресурсы, инвестируя лишь социально значимые объекты. В этой связи весьма важным представляется решение о бюджете развития, формирование которого построено на возможности кратного наращивания первоначального капитала через реализацию мультипликативного эффекта.

Подчеркнем еще раз, что необходимым условием структурной перестройки и экономического роста развития регионов является наращивание объема инвестиций и повышение эффективности их использования.

В целом региональная инвестиционная политика должна быть направлена на достижение устойчивого экономического роста развития регионов на основе привлечения средств частных инвесторов, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу. Основными направлениями региональной политики, и здесь мы находим подтверждение в литературе [6, 9], должны выступать:

1. Поддержка ведущих коммерческих организаций в рамках осуществления структурной перестройки экономики региона.

2. Обеспечение наиболее полного использования природного, кадрового и производственно-технического потенциалов региона.

3. Установление взаимовыгодных кооперационных связей при реализации инвестиционных программ и проектов с компаниями других регионов, а также иностранными инвесторами в рамках складывающегося нового территориального разделения труда.

Одним из инструментов региональной экономической политики является реализация региональных и федеральных целевых программ (РЦП и ФЦП), которые разрабатываются на уровне республик, краев, областей и городов федерального значения. Задачи, решаемые с помощью региональных программ, определяются общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для применения программно-целевого метода осуществляется территориальными органами управления (региональными министерствами и ведомствами) исходя из значимости проблемы для эффективного развития экономики и социальной сферы субъекта Федерации, а также в целях решения проблем, актуальных для страны в целом, выполнения требований федеральных целевых программ. Особую актуальность реализация целевых программ приобретает в депрессивных регионах, где ее можно рассматривать как один из способов сокращения отставания в уровне социально-экономического развития [4, с. 113].

Список литературы

1. Анискин, Ю. П. Организационные аспекты инновационного развития экономики / Ю. П. Анискин // Экономическое возрождение России. - 2005. - №2(4). - С. 19-20.

2. Асаул, А. Н. Высокотехнологический комплекс: определение экономического роста страны / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2008. - №3(17). - С. 3-7.

3. Асаул, А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - №4(22). - С. 3-7.

4. Баланина, Г. Ф. Стратегия развития депрессивного региона / Г. Ф. Баланина; под ред. д-ра экон. наук. С. В. Парамонова. - Кызыл: ТувиКОПР СО РАН, 2009. - 344 с.

5. Введение в инноватику/ Асаул А. Н. [и др.] //Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 10.

6. Гордеев, Д. А. Формирование локальных инновационных систем в предпринимательстве/ Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. - 2008. -№3(17). - С. 47-56.

7. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики/ А. Г. Гранберг. - М.: ГУ ВШЭ,

2006.

8. Исляев, Р. А. Теоретические основы региональной политики: текст лекций/ Р. А. Исляев; под ред. Н. Т. Агафонова. - СПб.: СПбГИЭУ, 2003.

9. Ларченко, Л. В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов/ Л. В. Ларченко // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 3(19).

10. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

11. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул, Е. И. Рыбнов, О. А. Егорова, Т. М. Левченко. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 254 с.

The list of the literature

1. Aniskin, P. Ju. Organizational aspects of innovative development of economy/ P. Ju. Aniskin // Economic revival of Russia. - 2005. - №2(4). - P. 19-20.

2. Asaul, A. N. High-tech complex: definition of economic growth/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2008. - №3(17). - P. 3-7.

3. Asaul, A. N Problems of innovative development in domestic economy/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - №4 (22). - P. 3-7.

4. Balanin, G. F. Development Strategy depressed region/ G. F. Balanin; ed. by. Doct. Econ. Science. S. V. Paramonova. - Kyzyl: TuviKOPR SB RAS, 2009. - 344 p.

5. Introduction to Innovation / Asaul A. N. [etc.] //International Journal of experimental education. - 2010. - № 10.

6. Gordeev, D. A. Formation of local systems of innovation in business/ D. A. Gordeev // Economic revival of Russia. - 2008. - №3(17). - P. 47-56.

7. Granberg, A. G. Basics of the regional economy/ A. G. Granberg. - M.: Higher School of Economics, 2006.

8. Islyaev, R. A. Theoretical basis for regional policy: the text of lectures / R. A. Islyaev; ed. N. T. Agafonov. - SPb.: SPbGIEU, 2003.

9. Larchenko, L. V Economic problems of regions and industrial complexes/ L. V. Larchenko // Problems of Modern Economics. - 2008. - № 3 (19).

10. Modernization of the economy through technological innovation / A. N. Asaul [and others]. - St. Petersburg: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.

11. Creation of knowledge and information infrastructures of businesses / A. N. Asaul, E. I. Rybnov, O. A. Egorova, T. M. Levchenko. - SPb.: ANO «IPEV», 2010. - 254 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.