Таким образом, формирование учебно-познавательной компетенции является одним из важных факторов повышения уровня обученности у младших школьников с нарушением интеллекта. Формирование учебно-познавательной компетенции в начальной школе позволит поднять уровень образования на более высокую ступень. Мы убедились, что современное образование имеет основания для изменения цели и задач педагогического процесса, которое заключается в переориентации со знаниевого на личностно-ориенти-рованный и компетентностный подходы, взаимно дополняющие друг друга. Компетентностный подход предусматривает формирование ключевых компетенций, которыми личность овладевает в процессе обучения и воспитания.
Список литературы
1 Ващенко Л. И. Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников через систему воспитательной работы (на примере организации совместных творческих дел /Л. И. Ващенко // Открытый урок РФ : [сайт]. - Текст : электронный. - URL: http:// festival.1september.ru/articles/587237 (дата обращения: 10.04.2018).
2 Витальева М. В. Структура и сущность учебно - познавательной компетенции / М. В. Витальева. - Текст : электронный // Социальная сеть работников образования : [сайт].- URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ obshchepedagogicheskie-tekhnologii/struktura-i-sushchnost-uchebno-poznavatelnoi-kl (дата обращения: 10.04.2018).
3 Воровщиков С. Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования / С. Г. Воровщиков // Завуч. Управление современной школой.
- 2007. - № 6. - С. 81-103.
4 Захарова Т. В. Психолого-педагогические предпосылки развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности / Т. В. Захарова,
Н. О. Павлова. - Текст : электронный // Открытый урок РФ : [сайт]. - URL: https://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82% D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/420007/(дата обращения: 10.04.2018).
5 Романова Е. А. Формирование социальных и личностных компетенций у современных дошкольников и младших школьников [Текст]/Е. А. Романова //Журнал научно-педагогической информации. - 2010. - № 2 [Электронный ресурс] / http://www.paedagogia.ru/2010/40-02/120-romanova (дата обращения: 10.04.2018).
References
1 Vashchenko L. I. Formirovaniye uchebno-poznavatelnoy kompetentsii u mladshikh shkolnikov cherez sistemu vospitatel-noy raboty (na primere organizatsii sovmestnykh tvorcheskikh del / L. I. Vashchenko // Otkrytyy urok RF: [sayt]. - Tekst: elektron-nyy. - URL: http://festival.1september.ru/articles/587237 (data obrashcheniya: 10.04.2018).
2 Vitalyeva M. V. Struktura i sushchnost uchebno - pozna-vatelnoy kompetentsii/M. V. Vitalyeva. - Tekst: elektronnyy // Sotsialnaya set rabotnikov obrazovaniya : [sayt].- URL: http://ns-portal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ struktura-i-sushchnost-uchebno-poznavatelnoi-kl (data obrash-cheniya: 10.04.2018).
3 Vorovshchikov S. G. Uchebno-poznavatelnaya kompetent-nost shkolnikov: opyt sistemnogo konstruirovaniya /
S. G. Vorovshchikov//Zavuch. Upravleniye sovremennoy shkoloy. - 2007. - № 6. - S. 81-103.
1 Zakharova T.V. Psikhologo-pedagogicheskiye predposylki razvitiya kompetentnosti uchashchikhsya v sfere poznavatelnoy deyatelnosti/ T. V. Zakharova, N. O. Pavlova. - Tekst: elektronnyy // Otkrytyy urok RF: [sayt]. - URL: https://otkrytyyurok.rf/% D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/420007/ (data obrashcheniya: 10.04.2018).
2 Romanova E. A. Formirovaniye sotsialnykh i lichnostnykh kompetentsiy u sovremennykh doshkolnikov i mladshikh Shkolnikov [Tekst]/E. A. Romanova //Zhurnal nauchno-pedagogich-eskoy informatsii. - 2010. - № 2 [Elektronnyy resurs]/http://www. paedagogia.ru/2010/40-02/120-romanova (data obrashcheniya: 10.04.2018).
УДК 376.1
А.С. Крылова, Н.В. Рябова Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, Саранск
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация. В статье охарактеризована сущность универсальных учебных действий, показаны их виды. Охарактеризованы коммуникативные универсальные учебные действия, показаны их особенности у младших школьников с особыми образовательными потребностями, обучающимися в условиях инклюзивной практики.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, концепция, коммуникативные универсальные учебные действия, младшие школьники с особыми образовательными потребностями, инклюзивная практика.
A.S. Krylova, N.V. Ryabova
Mordovian state pedagogical institute named
after M.E. Evsevyeva, Saransk
TO THE STUDY OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS
Abstract. The article describes the essence of universal educational activities and their types are shown. The communicative universal educational actions are characterized, their features at younger schoolboys with the special educational needs which are trained in the conditions of inclusive practice are shown.
Key words: universal educational actions, concept, communicative universal educational actions, younger pupils with special educational needs, inclusive practice.
*Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государ-
ственный педагогический институт им. М.Е. Евсевь-ева) по теме «Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях модернизации образования».
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и ком-петентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия -это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях [2].
В концепции развития универсальных учебных действий, разработанной группой авторов (Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина) под руководством А.Г. Асмолова, на основе системного, деятельностного и компетентностного подходов выдвигается тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [2, с. 21]. С точки зрения ученых, концепция призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования, дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ, а также помогать планировать образовательный процесс [2, с. 21]. Анализ данного документа позволяет нам определить термин «универсальные учебные действия» (УУД) в двух значениях, а именно: во-первых, в широком значении - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; во-вторых, в узком значении - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В рамках концепции выделяется четыре блока УУД: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
В нашем исследовании интерес представляют коммуникативные УУД. Анализ исследований А.Г. Асмолова и др. позволяет утверждать, что ком-
муникативный блок занимает особое место в общей системе УУД. Во-первых, главной в активной мыслительной деятельности учащихся является способность верно воспринимать информацию и передавать ее другим. От качества коммуникации, от способности ученика работать с разными видами текстов зависит его успеваемость в обучении. Следовательно, формирование умений коммуникации у младших школьников должно стать первостепенной задачей каждого педагога. Во-вторых, данные умения особенно существенными становятся в условиях организации разных видов сотрудничества между учащимися, без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения. Ребенок готовится сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания, точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от него умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других. Таким образом, с учетом анализа информационных источников, в нашем исследовании коммуникативные УУД - это действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2].
Анализ научных трудов А.Г. Асмолова позволяет выделить следующие группы коммуникативных УУД: 1) умение спланировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, что включает постановку цели, способов взаимодействия функций участников; 2) постановку вопросов, которые направлены на сотрудничество при поиске и сборе информации; 3) разрешение конфликтных ситуаций, то есть раскрытие проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и их реализацию; 4) управление поведением партнера, включающее контроль, коррекцию и оценку его действий; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [2, с. 47]. В работах отечественных исследователей коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
1) коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
2) коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро - согласование усилий по достижению общей цели); 3) коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии)
39
[5, с. 8]. Таким образом, на основе изложенного, под коммуникативными УУД будем понимать действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности - это умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В нашем исследовании интерес представляют коммуникативные УУД детей, имеющих особые образовательные потребности. Формирование УУД на начальной ступени образования очень актуально. Особенно важно учитывать, что с каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Эта группа школьников весьма неоднородна. В нее входят не только часто болеющие дети, но и дети с ло-гоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (задержка психического развития, аутизм, эпилепсия, детский церебральный паралич). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме [4].
С целью формирования УУД ребенка с особыми образовательными потребностями следует прибегнуть к инклюзивному образованию - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку обучение в среде сверстников в общеобразовательной организации по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Цель и смысл инклюзивного образования - это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков. Данная работа проводится совместно со здоровыми сверстниками, с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии ребенка с особыми образовательными потребностями [1].
Главное в инклюзивном образовании для школьников - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Основной критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка наряду с освоением им академических знаний. К специальным условиям, обеспечивающим формирование коммуникативных УУД младших школьников, в инклюзивной практике можно 40
отнести: индивидуальную психолого-педагогическую карту развития ребенка; индивидуальный учебный план и индивидуальную образовательную программу учащегося по развитию академических знаний и жизненных компетенций; рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей в соответствии с образовательными стандартами; психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе обучения и социализации; тьюторское сопровождение ребенка в процессе обучения; адаптивную образовательную среду - оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (технические средства обеспечения комфортного и эффективного доступа); социальную реабилитацию ребенка в образовательной организации и вне ее; компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования в области социальной адаптации и реабилитации; повышение квалификации учителей общеобразовательной школы в области инклюзивного образования.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с особыми образовательными потребностями наряду с освоением им академических знаний. С приходом в общеобразовательную школу таких детей преподаватели осознают важность общения с каждым ребенком как с личностью. Педагоги, работающие в сфере специального образования, признают, что система общего образования эффективно зарекомендовала себя. Учителя общеобразовательных школ, в свою очередь, обращаются к системе специального образования в поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты обучающихся с особыми потребностями. С этой целью важно формирование коммуникативных УУД.
Для обоснования процесса изучения особенностей коммуникативных УУД младших школьников с особыми образовательными потребностями, в нашем случае - с детским церебральным параличом, нами были проанализированы научные работы Д.И. Бойко, Л.И. Акатова, А.В. Федотовой, что позволило выделить основные характеристики коммуникативных УУД детей данной категории. Лица с «детским церебральным параличом» (ДЦП) представляют собой группу детей, у которых имеются двигательные расстройства, возникающие при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющиеся в недостатке или отсутствии контроля центральной нервной системы за произвольными движениями. Функция общения у них развивается неравномерно, более всего нарушено развитие средств общения; наблюдается неспособность выразить свое эмоциональное состояние, в связи с нарушением координации и артикуляции. В этой связи отметим, что у данной категории обучающихся важно сфор-
мировать следующие коммуникативные УУД: осуществление учебного сотрудничества; постановка вопросов; управление поведением партнера; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации и т.д. [3].
На основе изложенного мы предположили, что изучение коммуникативных УУД у обучающихся указанной категории должно осуществляться по трем основным направлениям, а именно:
1) изучение коммуникативных действий по передаче информации, отображение предметного содержания и условий деятельности, а также учет позиции собеседника или партнера (аспект диа-логичности общения);
2) изучение коммуникативных действий, направленных на выявление уровня знаний младшими школьниками с ДЦП правил речевого этикета и умений соотносить их с конкретной ситуацией общения, а также осуществлять выбор социолингвистических переменных, содержащих формулы речевого поведения и средства языкового выражения социальных отношений (аспект этики общения);
3) индивидуальное изучение учащихся начальной школы с ДЦП с целью выявления уровня сформированности умений взаимодействовать на уроке и во внеурочной деятельности с педагогом и классом.
Таким образом, универсальные учебные действия представляют собой обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащимся в различных предметных областях; выделяют личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД. В нашем исследовании рассмотрены коммуникативные УУД, которые понимаются как действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативных УУД у лиц с особыми образовательными потребностями, в частности, у детей с детским церебральным параличом,требует создания специальных образовательных условий. Поэтому особое значение имеет процесс изучения (диагностики) сформированности данных УУД, что позволит спроектировать программу коррекционной работы, которая чаще всего реализуется в рамках индивидуальной работы с таким ребенком.
Список литературы
1 Об образовании в Российской Федерации : федер. Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. - Текст : электронный // КонсультантПлюс : официальный сайт. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 5.04.2018).
2 Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные
учебные действия: от действия к мысли /А. Г. Асмолов. -Москва : Просвещение, 2011. - 67 с.
3 Бойко Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : учеб.-метод. пособие/Д. И. Бойко. - Санкт-Петербург : КАРО, 2005. -275 с.
4 Комиссарова О. А. Понятие индивидуального образовательного маршрута / О. А. Комиссарова // Педагогика. -2014. - № 6. - С. 53-56.
5. Шкуричева Н. А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности /Н. А. Шкуричева // Начальная школа. - 2011. - № 11. -
C. 4-10.
References
1 Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: feder. Zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. - Tekst: elektronnyy// KonsultantPlyus : ofitsialnyy sayt. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/(data obrashcheniya: 5.04.2018).
2 Asmolov A. G. Kak proyektirovat universalnyye uchebnyye deystviya: ot deystviya k mysli /A. G. Asmolov. - Moskva : Prosveshcheniye, 2011. - 67 s.
3 Boyko D. I. Obshcheniye detey s problemami v razvitii: kommunikativnaya differentsiatsiya lichnosti: ucheb.-metod. posobiye /D. I. Boyko. - Sankt-Peterburg : KARO, 2005. - 275 s.
4 Komissarova O. A. Ponyatiye individualnogo obrazovatelnogo marshruta /O. A. Komissarova //Pedagogika. -2014. - № 6. - S. 53-56.
5 Shkuricheva N. A. Vzaimodeystviye mladshikh shkolnikov kak sredstvo razvitiya kommunikativnoy kompetentnosti /
N. A. Shkuricheva //Nachalnaya shkola. - 2011. - № 11. -S. 4-10.
УДК 376.112.4
Д.Е. Михирева1, Л.С. Дмитриевских2 1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15», Тюмень. 2Курганский государственный университет, Курган
МЕТОД ABA-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация. В статье представлено краткое описание метода ABA-терапии; использование приемов ABA-терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), ABA-терапия, поведение.
D.E. Mikhireva1, L.S. Dmitrievskikh2
1 Municipal autonomous educational institution secondary school No. 15, Tyumen. 2Kurgan state University, Kurgan
THE METHOD OF ABA-THERAPY IN WORKING WITH CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS
Abstract. The article presents a brief description of the ABA-therapy method; the use of ABA-therapy techniques in working with children with autism spectrum disorders.