_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 373.29
Вахитова Галия Хамитовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, Томский государственный педагогический университет, galija2000@mail.ru,Томск
к проблеме использования игры в предшкольном образовании
Аннотация. В статье актуализируется проблема использования игры на этапе предшколь-ного образования. Автор обращает внимание на тот факт, что в дошкольном возрасте закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творческие способности. Все эти качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной, ведущей деятельности дошкольника - игре. Автор подчеркивает, что для современных детей игра по сути должна быть «школой произвольного поведения», и никакая другая деятельность заменить эту функцию не может.
Ключевые слова: предшкольное образование, игровая деятельность, игра, дошкольник.
Главной заботой родителей, когда их ребенок достигает трех-четырех лет, становятся не игры и игрушки, не сказки и потешки и даже не укрепление здоровья, а его поступление в школу. Парадоксальная ситуация вполне объяснима. Для того чтобы ребенка приняли в школу с высоким статусом (а значит, для того чтобы он получил впоследствии достойное образование и хорошую работу), ему уже в шесть лет нужно выдержать ответственный экзамен на готовность к обучению в этой школе. Следовательно, нужно как можно раньше начать обучение. Родители, желая максимально развить интеллект ребенка, отдают его в те образовательные учреждения, где учат читать, писать, считать до ста в прямом и обратном порядке, решать сложные задачи и примеры; где обязательно изучают иностранный язык и риторику, развивают логику, дают основы грамматики и еще многое другое. За такое обучение родители готовы платить немалые деньги - ведь для успешного будущего своего ребенка ничего не жалко. Педагоги этих образовательных учреждений в соответствии с законами рыночной экономики охотно идут навстречу потребителю (в данном случае родителям) и учат ребенка всему. И хотя по всем психофизиологическим параметрам и педагогическим правилам ребенок должен еще играть [8], заказ родителей ориентирует педагогов в сторону выбора учебных программ, часто соответствующих по содержанию программам первоклассников. В результате обучение в предшколе все
больше превращается в начальную ступень школьного образования. Данное положение устраивает, прежде всего, родителей и, как ни парадоксально, многих педагогов тоже.
Исходя из понимания, что предшкольное образование - это образование ребенка до школы, обеспечивающее, с одной стороны, развитие его способностей, а с другой - его успешную социализацию, т. е. вхождение в общество, важно развивать ребенка полноценно. А полноценное развитие происходит, по нашему убеждению, только в том виде деятельности, который в полной мере удовлетворяет потребности ребенка и благодаря которому происходят главнейшие изменения в психике дошкольника, подготавливающие переход к новой, более высокой ступени развития [1]. Организуя непосредственную образовательную деятельность в предшколь-ных группах, мы исходим из понимания: дошкольника необходимо учить так, чтобы он не осознавал, что здесь и сейчас происходит процесс его обучения. Мы твердо убеждены в том, что, организуя жизнь детей только в игре, педагог может комплексно воздействовать на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Для выявления отношения активных участников предшкольного образования к использованию игры нами было проведено анкетирование педагогов (в количестве 12 чел.) и родителей детей (общим количеством 107 чел.) на базе учебно-методического кабинета «Развивайка» ТГПУ, МОАУ ДОД
ЦТРГО «Томский Хобби-центр», МБОУ «Поломошинская СОШ Яшкинского муниципального района», Кемеровской области, МАОУ СОШ № 27 г. Томска, в период с 2013 по 2014 гг. Проведенный анализ опроса родителей и педагогов выявил, что отношение к использованию игры в предшкольный период весьма неоднозначное. Все опрошенные родители отметили необходимость перехода на учебную деятельность, считая, что игра не может в полной мере подготовить ребенка к школе. Педагоги же выразили двойственное отношение к использованию игры. С одной стороны, многие программы из разных учебно-методических комплексов (УМК) изначально ориентированы на поступающих в первый класс уже со сформированными навыками чтения, письма, счета и т. п.; с другой стороны, дети пяти-шести лет быстрее утомляются от чрезмерного использования учебных заданий. И как компромиссное решение, по их мнению, в сложившейся противоречивой ситуации в предшкольном образовании необходимо чаще, чем в 1-м классе использовать игровые приемы, чередуя их с учебными заданиями/задачами.
Такая тенденция является не только неоправданной ни с педагогической, ни с психологической точки зрения, но и весьма опасной - она может вызвать непредсказуемые последствия. Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до семи лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, М. М. Безруких, Л. А. Венгер, Н. Ф. Виноградова и др.). Знания и умения, приобретаемые в процессе учебных занятий, плохо усваиваются и, естественно, не дают развивающего эффекта. Дошкольник, заучив какие-либо термины, формулировки, теоретические положения, не связанные с его личным жизненным опытом, не способен понять их и использовать на практике. Несмотря на огромные усилия педагогов и самих детей, готовность последних к школе остается весьма сомнительной. Дети не могут учиться только потому, что этого хотят взрослые. Причина этого - именно в специфике возраста.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ре-
бенка (и этот факт неоспорим и давно не обсуждается), когда закладываются базовые основы личности: вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творческие способности, общая инициативность [8]. Все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной, ведущей деятельности дошкольника -игре. Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство дошкольных педагогов, заключается в том, что сейчас дети не только в специально организованных учреждениях дополнительного образования, но и в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. В качестве главной причины этого обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве дошкольных учреждений режим дня столь перегружен различными занятиями, что на свободную игру остается очень мало времени. Однако даже в эти часы дети, по наблюдениям педагогов, не умеют содержательно и спокойно играть.
Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в доме, образовательных учреждениях - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они не только не умеют этого делать, но и не считают игру важной для развития ребенка. Если ребенок играет дома, то в большинстве случаев в компьютерные игры, часто его компаньоном становятся папа, брат, сестра, дети соседей. Но виртуальные игры обедняют развитие детей, не закладывают фундамент для позитивного реального общения, умения договариваться, строить конструктивный диалог. В результате реальная игра уходит из жизни дошкольника, а вместе с ней уходит и само детство. Как известно, именно благодаря игре наиболее интенсивно и полноценно развиваются мышление, эмоции, общительность, воображение, сознание ребенка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том,
UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS
что в ней ребенок добровольно подчиняется определенным правилам (открытым или заданным в игровой роли), причем именно их выполнение доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным.
Отношение современных дошкольников к игре (а значит, и сама игровая деятельность) существенно изменилось. Из игры уходит «правилосообразность»: дети в большинстве случаев не знают правил игры или не считают обязательным их соблюдение. Они перестают соотносить свое поведение, свои желания с идеей - с образом правильного поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребенок лишь вынужден принимать их, приспосабливаться к ним. В отличие от прямых указаний, рекомендаций взрослых, как ребенку следует вести себя в той или иной ситуации, преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми. Именно в правилах игры представление о том, что и как надо делать, слито с желаниями и эмоциями ребенка. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестает быть «школой произвольного поведения», но никакая другая деятельность для ребенка 5-6 лет заменить эту функцию не может. Отметим, произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого [3; 4; 6; 9].
Заметим, организация игры на этапе предшкольного обучения требует тщательной подготовленности педагога, связанной с умением не только подбирать разнообразные виды игр (от ролевых до дидактических), но и особым образом структурировать непосредственную образовательную деятельность с каждым ребенком с опорой на игру. Для педагога, недостаточно подго-
товленного к работе в предшкольной группе, возникает неоднозначная ситуация: с одной стороны, согласно новым нормативным требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [7], необходимо опираться на ведущую игровую деятельность детей, а с другой - обеспечивать переход к их дальнейшему систематическому обучению. В данной ситуации, как показывает практика, детям вместо игр предлагаются простые учебные логические задания на сравнение, обобщение, классификацию, анализ, умения ориентироваться в пространстве и т. д., представленные в занимательной форме. Но эти занимательные задания не могут всецело заменить игру, потому что значительная часть детей (как показали исследования автора - более 60 % исследуемых дошкольников) только через игру приходит к пониманию подобных заданий/задач.
Отметим, что фундаментальные исследования, проведенные в XX в. (Т. И. Бабаева, Л. А. Венгер, А. П. Лисина, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.), показали, что если у детей плохо развита игра, то, как правило, затормаживается и искажается развитие мышления. Данное весомое обстоятельство в пользу детских игр подтверждается и современными исследованиями (М. М. Безруких, Н. Ф. Виноградова, С. И. Поздеева, Л. Л. Тимофеева и др.). Обобщая результаты исследований в области предшкольного образования детей, можно заключить, что недооценка игры для психического развития ребенка и его подготовки к школьному обучению порождает ряд проблем, которые в большинстве случае в дальнейшем не могут быть решены вовсе или для их решения потребуется длительное время, и это будет стоить больших усилий не только для взрослых, но и для самих детей.
В результате многолетних наблюдений мы выделили трудности в предшкольном образовании, которые оказывают непосредственное влияние на дальнейшую школьную жизнь. Данные трудности можно объединить в две группы: социального и мотивацион-ного характера. Первая группа трудностей выражается в неумении дошкольников устанавливать позитивное общение как с ровесниками, так и со взрослыми. Вторая же группа трудностей связана с наличием у детей
интереса к познанию окружающего мира, потребностями в творчестве, любознательностью, верой в собственные силы: «Я хочу узнать новое!» и «Я могу это сделать!» Но часто у ребенка дошкольного возраста в силу несформированности воли любопытство не перерастает в познавательную потребность. У значительной части детей любознательность, потребность в творчестве в большей степени имеет ситуативный, неустойчивый характер. В связи с данным обстоятельством педагог, организуя совместную деятельность с дошкольником, должен учитывать не только его интеллектуальные способности, но в первую очередь чувства и мотивы каждого ребенка на данный момент деятельности, сотрудничества [2; 5].
Длительная работа автора статьи в качестве эксперта в аттестационной комиссии работников дошкольного образования убедительно доказала, что раннее обучение дошкольников по программам 1-го класса и игнорирование игровой деятельности не решает данных проблем, а ведет лишь к их усугублению. Как показывают наши исследования, дети, прошедшие на этапе предшкольного образования обучение по программам, ориентированным в большей степени на формирование навыков чтения, письма, счета и т. д., испытывают гораздо больше трудностей на адаптационном этапе в первом классе: выражают недовольство в случае, если их не спросили первыми, не вызвали к доске, не могут и не желают работать по инструкции педагога. В дальнейшем такие дети могут потерять не только интерес к учебе, но и веру в собственные силы. И как результат, такие дети чаще проявляют недовольство учителем, собой, становятся агрессивными.
Такое положение обязывает педагогов пересмотреть подходы к организации деятельности детей на этапе предшкольного образования. Педагог должен в обязательном порядке совместно с психологом проводить консультационную работу с родителями, рассказывать им не только о психофизиологических особенностях дошкольников,
но и знакомить с нормативно-правовыми положениями организации данного этапа образования. Напомним, что новый главный документ дошкольного образования - ФГОС ДО задает векторное направление дошкольным программам в сторону игровой деятельности [7]. И программы предшкольного образования в данном случае не являются исключением. В связи с чем игра должна стать ведущим видом деятельности для детей данной возрастной группы.
Таким образом, именно игра позволяет каждому ребенку с течением времени минимизировать существующие противоречия между стремлениями быть полноценным и вполне достойным участником взрослого мира и имеющимися у него реальными возможностями.
Библиографический список
1. Вахитова Г. Х. Полисубъектный подход к организации предшкольного образования // Открытое и дистанционное образование. - 2014. -№ 2 (54). - С. 20-26.
2. Вахитова Г. Х, Поздеева С. И. Приемы активизации речетворческой деятельности старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 3. - С. 75-81.
3. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: сб. научных трудов. - М.: Просвещение, 1994. - С. 32-36.
4. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспект / Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подъякова, Н. А. Короткова и др. - М.: Педагогика, 1987. - 190 с.
5. Тимофеева Л. Л. Дошкольное образование в предшкольный период. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 96 с.
6. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976. - 94 с.
7. ФГОС ДО [Электронный ресурс]. -URL: httpV/минобрнауки.рф (дата обращения: 20.01.2015).
8. Шульга И. И. Проблема подготовки педагога как воспитателя культуры досуга детей в меняющемся мире // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 68-72.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
Vakhitova Galiya Khamitovna
Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof. of the Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Tomsk State Pedagogical University, galija2000@mail.ru, Tomsk
the problem of the use of the game in PRE-SCHOOL education
Abstract. In the article the problem of the use of the game at the stage of pre-school education. The author draws attention to the fact that in the preschool age the foundations of the personality is laid, to the will and arbitrary conduct is developed, are actively developed the imagination, creative abilities. All of these essential qualities must be formed not in the process of training sessions, in the main, leading activities for preschool children - in the game. The author emphasizes that children in today's game should actually be a "school of arbitrary conduct", and no other operation can replace this function.
Keywords: pre-school education, play activity, game, preschooler.