УДК 316.723
П.И.Захарова
К ПРОБЛЕМЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В предлагаемой статье рассматривается проблема соотношения социальной и личностной идентификаций городской молодежи как основного механизма адаптации к социальной среде. Личностная идентификация анализируется в трёх измерениях - гендерном, этническом и конфессиональном. Социальная идентификация исследуется в контексте социокультурной стратификации городской молодежи относительно её принадлежности к различным субкультурам.
Ключевые слова: идентификация, личностная идентификация, социальная идентификация, гендерная идентичность, этническая идентичность, конфессиональная идентичность, молодежь, городская молодежь, молодежная субкультура.
P.I. Zakharova The problem of identification of urban youth
In this paper we consider the problem of the relation of social and personal identities of urban youth as a major mechanism of adaptation to the social environment. The personal identification is analyzed in three dimensions - gender, ethnic and religious. Social identity is explored in the context of social and cultural stratification, urban youth with respect to its membership in various subcultures.
Key words: identification, personal identification, social identity, gender identity, ethnic identity, denominational identity, youth, urban youth, a youth subculture.
Обилие ролей, исполняемых человеком в современном обществе, обостряет проблему личностной и социальной идентификации индивида. Личностная идентификация - это установление и сохранение в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, о котором человек может сказать «это я». В противном случае личность потеряется за множеством своих ролей. Социальная идентификация - это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой.
Понятие «идентификация» (от лат. identificare - отождествлять), по мнению ряда исследователей,[2] вошло в европейскую культуру благодаря криминалистике. В ней идентификация означала процесс ста-новления личности, то есть соответствие идентифицируемого некоторому набору характеристик, обозначенному в документе.
Следующий штрих в это понятие внес психоанализ, в котором идентификация была связана с психо-логической процедурой отождествления человеком самого себя с родителями. [2]
Далее этим термином занялась социология. В науке об обществе понятием «идентификация» обозна-чается процесс соотнесение самого себя (или индивида сторонними лицами) с какой-либо группой. [1] Как пишет В.А.Ядов, «социальная идентификация обусловлена глубокой потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите, но также в самореализации, ожиданием позитивной оценки со стороны «своих» - референтных групп и общностей». [5]
Хотя существуют различные виды идентификации, в данной статье остановимся на трех -гендерной, этнической, конфессиональной.
Гендерная идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. [4] Это понятие трактуется и как один из пяти компонентов человеческой сексуальности, определяемый как самоидентификация индивида с тем или иным гендером (социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается), как внутреннее самоощущение в качестве мужчины, женщины или кого-то промежуточного (бигендерное или кроссгендерное самоощущение).
Этническая идентификация - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая определяет осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В её структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особен-ностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). [6] К ней относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции.
Конфессиональная идентичность определяется, в частности, как отнесение себя к какой-либо конфес-сии (вероисповеданию), а в целом - возросшей ролью религии в современном российском обществе. Последнее актуально в таком межнациональном регионе как Республика Татарстан.
Процесс идентификации - и личностной, и социальной - для молодежи как специфической социальной категории является ведущим механизмом адаптации в процессе перехода из детства во взрослую
жизнь. Выделение из общества социальной группы под названием «молодежь» не может носить умозрительный или волюнтаристский характер. Большая российская энциклопедия определяет молодежь как соци-ально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик и особенностей социального положения.
Первостепенным критерием выделения из общества молодежи служит возраст. Однако в зависимости от задачи дифференциации на первый план выступают либо фактический возраст индивидуума (например, средний возраст вступления в брак или завершения образования), либо нормативно-юридический (например, вступление в гражданское совершеннолетие).
Следовательно, молодежь - это не столько специфическая социальная или демографическая группа общества, сколько находящаяся в становлении особая его часть, положение которой детерминировано социально-экономическим составом общества. Специфика заключается, прежде всего, в том, что молодежь в социальном и возрастном положении находится в переходном состоянии. Это её особенное переходное положение диктует необходимость исследовать молодежь как дифференцированную часть общества по ряду признаков, основные из которых - возраст, пол, вид занятий и деятельности, социально-экономическое положение и т.д. Однако даже по первому признаку понятно, что группа молодежи неоднородна.
Есть весомые отличия городской и сельской молодежи, которые отражаются во всех социальных сферах её жизнедеятельности. Так, главным отличием является ведущий род деятельности (город -населённый пункт, жители которого заняты, как правило, несельскохозяйственной деятельностью). Городская культура является одной из важнейших характеристик, опосредующих влияние города на личность. Под воздействием городской культуры формируется особая картина мира молодых горожан. Все названные особенности являются предпосылками к появлению различных субкультур в среде молодого поколения, и с точки зрения социологического знания резонно изучать именно городскую молодежь с целью познания процесса становления её идентификации.
Молодежная субкультура - совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. В этом случае от удовлетворенности досугом зависит удовлетворение жизнью в целом.[3] Молодежные субкультуры выступают как альтернативные существующему образу жизни и культуре. Они характеризуются попытками сформировать собственное мировоззрение, собственными манерами поведения, стилем одежды и формами проведения досуга и т.д. Как наиболее популярные у современной российской молодёжи выступают такие субкультуры как:
^ Социально активная молодежь: главная цель - общественно полезная деятельность (защитники окружающей среды (гринписовцы), волонтеры);
^ Связанные с музыкой - музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей (рокеры, металлисты, панки);
^ Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;
^ Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры;
^ Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры и др.;
^ Связанные с играми: ролевики, толкиенисты, геймеры;
^ Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, геймеры;
^ Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, гопники, люберы, нацисты и
др.
Классификация субкультур может быть представлена в различных версиях, но каждая из них будет наполнена своими яркими представителями и неповторимой философией. Идентификация городской молодежи проходит через самосознание причастности к одной из субкультур, поскольку для неё очень важно быть оригинальной, такой, чтобы на неё обращали внимание. Именно по этой причине молодёжь создает свои особенные стили жизни, одежду, организации, журналы, музыку.
Для городской молодёжи идентификация с субкультурами выступает как необходимый инструмент самовыражения, адаптации к неидеальному окружающему миру, проведения досуга, отстаивания своей жизненной позиции, подтверждения своей социальной индивидуальности и самостоятельности. Субкультуры выступают для молодёжи как мосты перехода из мира детства во взрослую жизнь.
Молодёжь в субкультурах проходит личностную и социальную идентификацию - одна вытекает из другой. Молодой человек не сможет себя познать, если не будет сравнивать себя и находить общие черты или характеристики с другими, той же возрастной группы. То есть в процессе социальной идентификации у него будет формироваться, а точнее укрепляться и личностная идентификация.
Литература
1. Волков, Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков; под ред. доктора фил.наук, профессора В.И. Доброденькова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука Спектр, 2011. -384 с.
2. Гражданин мира или пленник территории?: к проблеме идентичности современного человека: сб. материалов второй ежегодной конференции в рамках исследовательского проекта «Локальные истории: научный, художественный и образовательные аспекты» М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 432 с.
3. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие / В.Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУП, 2000. - 219 с.
4. Петрова, Р.Г. Гендерология и феминология: Учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 232 с.
5. Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2000. - С. 331.
6. Лавриненко, В.Н. Социология: учебник для вузов / по ред. проф. В.Н.Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 448 с.