йй
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
I
ш
I
О С о
и
2
2S
I
о с
х
3
О О m
из О
Ё
ш
X
н <с
А.А. Петрусевич, д.п.н., профессор ОмГПУ, г. Омск;
Д.С. Соломина,
студентка третьего курса ОмГПУ, г. Омск
Нег1зг1 сездер: инклюзивтг бшм беру ортасы; денсаулыгында mym-кшдт шектеулг балалар; тYзе-ту-дамыту жумыстары; психологи-ялыц-педагогикалыц цолдау жуйеЫ.
Ключевые слова: инклюзивная образовательная среда; дети с ограниченными возможностями здоровья; коррекционно - развивающая работа; система психолого - педагогического сопровождения.
Keywords: inclusive educational environment; children with limited opportunities of health; correction and development work; system of psychologist and pedagogical support.
К ПРОБЛЕМЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ацдатпа
Денсаулыгында мYмкiндiгi шектеулi бала-ларды окыту мен тэрбиелеудщ инклюзивт бЫм беру ортасын жасау мэселелерш шешу-дщ езектшт карастырылады. Инклюзивт бЫм беру ортасы ^гымына аныктама береди Ерекше кажеттiлiктерi бар эр бiлiм алушыга когамныц толыкканды мYшесi жэне оньщ оныц субъектiсi болуга мYмкiндiк беретш катынастар мен к¥ндылы;тар жYЙесi ^сыны-лады.
Аннотация
Рассматривается актуальность решения проблемы создания инклюзивной образовательной среды обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Дано понятие инклюзивной образовательной среды. Представлена система отношений и ценности инклюзивной среды, которые позволяют каждому обучающемуся с особыми потребностями стать полноправным членом общества и быть его субъектом.
Annotation
Relevance of creation of inclusive educational environment for children with limited healthy opportunities is considered. The concept "inclusive educational environment" is given. The system of relationship and values of inclusive environment to allow each student with special needs to become a full-fledged member and subject of the society is presented.
Ш
Согласно статистике в современном мире постоянно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно они больше всего испытывают трудности в усвоении школьной общеобразовательной программы. Поэтому для них требуется создание специальных условий обучения и воспитания, одним из которых является комплексное сопровождения в образовательном учреждении.
По официальным данным ЮНЕСКО только за последние 3 года количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5%. Дети с ограниченными возможностями - это дети с различными отклонениями в психическом или физическом плане. Наличие этих нарушений не позволяет им вести полноценную жизнь. Сегодня чаще всего детей с ОВЗ называют: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети" и др.
Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Очевидно, что в работе с такими детьми важнейшими задачами являются помочь научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно, раскрыть их личностный потенциал, формировать положительную мотивацию к учению, повысить самооценку, активность, общительность и снизить их изолированность и замкнутость. Иными словами необходима безбарьерная образовательная среда, которая бы позволила детям с ОВЗ реализовать в полной мере свои образовательные возможности и потребности. В связи с этим возникает необходимость создания инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ.
Что мы понимаем под «инклюзивной образовательной средой? Анализ научных ис-
следований различных аспектов инклюзивного образования и его организации в школе (С.В. Алехина, Е.В. Ковалев и др.), затруднений педагогов в работе с детьми, требующих особой педагогической заботы (М.С. Гончаренко и др.), подготовки педагогических кадров (С.В. Алехина, А.С. Сунцова и др.), свидетельствуют об активном развитии данного вида образования. Но вопрос о проектировании инклюзивной образовательной среды мало изучен и отдельно не рассматривается.
Инклюзивное образование сегодня рассматривается как стратегия развития образования в целом, как системный подход в организации деятельности общеобразовательной школы по всем направлениям. Инклюзивное образование выступает формой обучения и касается всех субъектов школьного образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками [2].
Прежде чем характеризовать инклюзивную образовательную среду мы обратились к родовому понятию «образовательная среда». Как известно, образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности; совокупность возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (Н.Б. Крылова). Понятие «образовательная среда» связывает понимание образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования (Е.В. Ковалев). Так например, Н.Б. Крылова рассматривает образовательную среду как окружающее человека социальное пространство,
х
ш §
О С о
I—
H
! о с
о о
m
из О
Й -а X
H
<с
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
Ё
ш
X
н <с
зону непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия, а также включает в её структуру феномены социальной и личной жизни человека: опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п. [4].
Очевидно, что рамках инклюзивной среды осуществляется решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образования к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе [3]. В этой связи мы полагаем, что инклюзивная образовательная среда - вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития.
В рамках этой среды мы находим особую систему ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ОВЗ. Структурируя эти отношения можно отметить, что они вполне укладываются в целый ряд позиций-утверждений:
• ценность человека в инклюзивной среде не зависит от его способностей и достижений;
• каждый человек имеет право на общение в среде и на то, чтобы быть услышанным другими;
• все люди нуждаются друг в друге, поэтому подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений между ними;
• для всех обучающихся в инклюзивной среде достижение прогресса заключается в том, что они могут делать, а не в том, чего не могут;
• разнообразие усиливает все стороны жизни человека; каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способно-
сти и учебные потребности;
• современная школа - это место где все дети могут удовлетворить свои образовательные потребности.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной среды - создание специально-организованных педагогических условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников [1]. А поскольку учитель - «золотое сечение» инклюзии, главное условие успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику, то в инклюзивной образовательной среде школы педагогам требуется серьезная психолого-педагогическая и методическая поддержка, позволяющая реализовать образовательные программы со всеми школьниками.
Необходимо отметить, что любая общеобразовательная школа, которая начнет проектировать инклюзивную образовательную среду столкнется с целым рядом трудностей таких как:
• отсутствие необходимого опыта педагогов в организации продуктивной образовательной деятельности с классом, в котором обучаются дети с ОВЗ;
• слабая психологическая готовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ, проявляющаяся в недостаточном владении специальными методами, приемами, средствами обучения и воспитания таких детей;
• наличием психологических «барьеров», связанных с общественным мнением: отношение к детям с ОВЗ со стороны родителей детей нормы;
• недостаточная обеспеченность специальной психолого-педагогической, методической и другой литературой, отражающей специфику работы педагога в инклюзивной образовательной среде;
• проблемы, связанные с материально-техническим оснащением школы: специальные кабинеты, пандусы, возможность активно передвигаться в школе и др.
Ш
Инклюзивная образовательная среда школы требует наличия так называемой инклюзивной культуры, характеризующей уровень взаимоотношений субъектов образования. Это, в первую очередь, разработанная система психолого-педагогического сопровождения детей, состоящая в помощи по формированию и развитию общественного и учебного статуса обучающего с ОВЗ, в создании условий положительной динамики его психического самочувствия, в поддержке ребенка в различных ситуациях затруднений - социального или учебного плана, в организации жизнедеятельности его в социуме с учетом психических и физических возможностей.
Особое место в инклюзивной образовательной среде отводится проектированию и реализации образовательных программ, учитывающих особенности психофизического развития и возможностей детей. Эти программы должны включать вариативные формы и методы организации учебной и внеучебной работы. Их содержание отражает коррекционно-развивающую работу, обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии в условиях школы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся.
Инклюзивная образовательная среда это среда, которая обеспечивает здоровьесбе-регающие условия образования детей с ОВЗ (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм и др.).
Важной характеристикой инклюзивной образовательной среды общеобразовательной школы является наличие условий, когда участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их раз-
вития, вместе с нормально развивающимися детьми осуществляется в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуго-вых мероприятий.
Таким образом, инклюзивная образовательная среда школы характеризуется ценностями, которые способствуют каждому человеку с особыми потребностями стать полноправным членом общества и быть его субъектом. Это ценности, которые проявляются во взаимном уважении, толерантности, участии и сотрудничестве, взаимопомощи и возможности учиться друг у друга, общем позитивном отношении педагогов и детей в различных ситуациях школьной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. Ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
2. Гончаренко М.С. Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
3. Ковалев Е.В., Староверова М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования /Е.В. Ковалев, М.С. Строверова// Инклюзивное образование. Выпуск 1, М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 26 - 36.
4. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М. : Народное образование, 2000. - 269 с.
5. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 110 с.
ш §
О С о
I—
H
! о с
о о
m
из О
Й -а X
H
<с