тимной). По темпераменту это в основном сангвиники (также как и в группе с высоким уровнем адаптивности при обследовании на предыдущем этапе).
Для группы с низким уровнем адаптивности выявлены прямые корреляционные связи адаптивности с нервно-психической устойчивостью (г8 = 0,976 при р0,001), гипертимной акцентуацией характера (г8 = 0,340 при р0,01), экстраверсией (г8 = 0,270 при р0,05). Выявлены обратные корреляционные связи адаптивности с личностной тревожностью (г8 = - 0,844 при р0,001); реактивной тревожностью (г8 = - 0,925 при р0,001); возбудимой (г8 = - 0,443 при р0,001), тревожной (г8 = - 0,575 при р0,001), дистимной (г8 = - 0,311 при р0,05) акцентуациями характера и нейротизмом (г8 = - 0,724 при р0,001).
Обобщая результаты исследования военнослужащих всех групп и студентов можно сделать выводы, что для высокого уровня адаптивности характерно отсутствие акцентуаций характера, высокая нервно-психическая устойчивость, низкие значения реактивной и личностной тревожности. По типу темперамента это, в основном, сангвиники. Для среднего уровня адаптивности и военнослужащих, и студентов характерно наличие акцентуаций характера, имеющих обратную взаимосвязь с адаптивностью. Лица с низкими адаптивными способностями имеют низкие показатели нервно-психической устойчивости, высокие показатели реактивной и личностной тревожности.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. Проведенный анализ теоретико-методологических подходов к исследуемому понятию позволил обобщить материалы по проблеме психологической адаптации, уточнить содержание этого понятия, уточнить особенности адаптации личности к условиям службы.
Проведенное эмпирическое исследование с использованием надежных и валидных психодиагностических методик подтвердило гипотезу, что индивидуально-психологические особенности личности имеют разные уровневые показатели, что находит свое отражение в адаптивности военнослужащих.
Главными факторными нагрузками являются такие индивидуально-психологические особенности как: нервно-психическая устойчивость; реактивная и личностная тревожность; тревожная, циклотимная, педантичная акцентуации характера. Лучше всего к новым видам деятельности адаптируются сангвиники, достаточно хорошо холерики и флегматики и хуже всех - меланхолики. Для лиц с высоким уровнем адаптивности характерен высокий уровень нервно-психической устойчивости, практическое отсутствие акцентуаций характера, низкие значения реактивной и личностной тревожности. По типу темперамента это в основном сангвиники. Для лиц со средним уровнем адаптивности характерны средние показатели нервно-психической устойчивости, наличие акцентуаций характера, средние значения реактивной и личностной тревожности. Для лиц с низким уровнем адаптивности характерны низкие показатели нервно-психической устойчивости; тревожная, застревающая, дистимная, циклотимная акцентуации характера, высокие значения реактивной и личностной тревожности.
Процесс адаптации проходит в условиях реального, конкретного коллектива, условий, где влияние психогенных факторов имеет свой отпечаток, свои особенности [2]. Глубокий и всесторонний анализ реального характера психогенного воздействия конкретной среды, позволяет разработать систему мер по снижению уровня этого воздействия на психику личности с учетом индивидуально-психологических особенностей, изучить наиболее остро переживаемые неудовлетворенные потребности и изыскать возможность для их адекватного удовлетворения, или же оказать помощь в конструктивной переоценке ситуации. Правильно организованные мероприятия по формированию стойкой адаптации личности, а также целенаправленный, комплексный, дифференцированный подход при их проведении, позволит значительно сократить количество происшествий и преступлений в коллективах, являющихся следствием дезадаптивного поведения.
Библиографический список
1. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р Кудашев, А.А. Баранов. - Спб., 2006.
2. Бархаев, Б.П. Военная психология и педагогика профессиональной деятельности офицера / Б.П. Бархаев, А.Г. Караяни, В.Ф. Перевалов, И.С. Сыромятников. - М., 2006.
Bibliography
1. Rean, A.A. Psikhologiya adaptacii lichnosti / A.A. Rean, A.R. Kudashev, A.A. Baranov. - Spb., 2006.
2. Barkhaev, B.P. Voennaya psikhologiya i pedagogika professionaljnoyj deyateljnosti oficera / B.P. Barkhaev, A.G. Karayani, V.F. Perevalov,
I.S. Sihromyatnikov. - M., 2006.
Статья поступила в редакцию 29.10.11
УДК 614.253.8
Knyazeva O.V. THE ARTTICLE IS DEVOTED TO THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS OF THE MEDICAL COLLEGE. The correlation of эмпатийной communicative and professional competence of the specialist, which are formed in the process of psychological readiness of students for professional work, including the engagement with older people. The emotional outburst of students of younger courses, difficulties in establishing a rapport with the patients, as well as the negative images of ageing and older people are in the basis of special psychological and pedagogical programme.
Key words: psychological readiness, the demographic situation, empathy, эмпатийная sociability.
О.В. Князева, соискатель АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, Email: shcooll2006@vandex.ru
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
Статья посвящена проблеме подготовки студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пациентами пожилого возраста. Выявленные в ходе изучения специальных дисциплин и практики трудности студентов младших курсов в установлении взаимопонимания с пациентами особой возрастной (эмоциональная несдержанность, негативные образы старости и людей пожилого возраста) положены в основу специальной программы, направленной на формирование психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, психологическая готовность, эмпатия, коммуникативность.
Модернизация образования предусматривает опережающее развитие среднего профессионального образования, предполагающее не только наращивание масштабов, но и коренное улучшение качества подготовки специалистов [1]. В условиях модернизации системы профессионального образования предусматривается реформирование и совершенствование качества среднего медицинского образования в соответствии с изменениями в области здравоохранения. Здравоохранению нужна медицинская сестра не только как исполнитель профессиональных обязанностей, но с творческим подходом, умеющая учитывать психологические особенности больного, обладающая высокой адаптивностью и способной к самосовершенствованию и саморазвитию [2].
В соответствии с изменяющимися задачами, стоящими перед здравоохранением, интенсивно меняются и профессиональные функции медицинских сестер. Одним из новых видов профессиональной деятельности медицинских работников стала медико-социальная работа, связанная с оказанием медицинской помощи людям пожилого возраста, как численно растущей доли российского населения. Согласно прогнозам демографов, к периоду 2000-2030 гг. в большинстве экономически развитых стран мира доля лиц в возрасте 60 лет и старше составит 20-30% всего населения, не составит исключения в этом отношении и Россия. К 2055 г. средний возраст населения России увеличится до 57 лет, численность пенсионеров возрастет до 75 млн. и составит около 55% во всем населении [3]. Таким образом, изменения в области здравоохранения и среднего медицинского образования, а также прогрессирующее демографическое постарение России обусловили необходимость совершенствования процесса подготовки студентов медицинского колледжа, в том числе подготовки студентов к взаимодействию с людьми пожилого и старческого возраста.
В последние годы появилось достаточное количество работ, посвященных профессиональной подготовке среднего медицинского персонала (А. Аганесова, В. Соболь, И.С. Бахтина, Т.В. Орлова, Ф.Н. Кадыров, Г.М. Перфильева, Г.И. Ибрагимов, Т.М. Резер, Х.Н. Лебедева и др.). Становление личности медицинского работника среднего звена, в том числе и медицинских сестер, основательно представлено в исследованиях профессиональной направленности (Т. Л. Бухарина, А.С. Ткаченко, Н.Н. Аниськина), ценностного отношения к профессионализму (М.Н. Дёмина), профессиональной рефлексии (Е.Е. Рукавишникова), эмпатии (Н.В. Козина) и др.
Исследования показывают, что гуманизация образования, приближение общечеловеческих заповедей к реалиям нашей жизни являются одним из основных направлений подготовки будущих медицинских сестер. Особую актуальность сформулированный тезис приобретает в условиях сложного и противоречивого развития современного общества, неопределенности молодежи в отношении будущей жизни, работы, карьеры. Не исключение в этом смысле и студенты медицинских колледжей, особенно сестринский персонал. В этой связи перед преподавателями медицинских образовательных учреждений как никогда остро встает проблема воспитания у сту-дентов-медиков духовности, нравственных ценностей как своеобразного проявления «человеческого в человеке», что и послужит одним из способов формирования у студентов навыков бережного и уважительного отношения к пациентам, чувства ответственности за их жизнь и здоровье.
Сформулированная проблема особенно актуальна в отношении пожилых и престарелых пациентов, которые наиболее остро нуждается в медицинской помощи. Справедливость наших рассуждений подтверждается мнением главного геронтолога Министерства здравоохранения Российской Федерации, профессора Л.Б. Лазебника о том, что «гериатрия - это царство медицинских сестер: за старым человеком надо ухаживать, его надо выхаживать, с ним надо уметь общаться» [4,
с. 4] - тем самым можно добиться не просто лечения заболеваний, а улучшения качества и продолжительности его жизни. В связи с этим студенты медицинского колледжа - будущие медицинские сестры должны быть готовы к профессиональному взаимодействию с пожилыми людьми, именно у них необходимо сформировать потребность во взаимодействии с пожилыми людьми, развить определенные личностные качества, позволяющие эффективно работать в данной области.
Теоретические и практические аспекты подготовки профессиональных кадров социальной сферы к работе с пожилыми людьми излагаются в работах В.Г. Бочаровой, Г. В. Му-хаметзяновой, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Т.М. Трегубовой, Л.В. Топчего, Холостовой, Н.Б. Шмелевой, РС. Яцемирской. В ряде исследований, к сожалению, отмечается, что в последнее время сложился негативный стереотип восприятия пожилых, который достаточно распространен среди медицинских работников, что особенно важно, среди студентов - будущих медицинских сестер. Признавая наличие позитивных свойств у пожилого человека, молодые люди, тем не менее, не заносят их в его актив, существующие негативные геронтологические стереотипы носят скрытый, характер и относят пожилого человека к категории «отработанного ресурса».
Указанные тенденции учитываются в учебно-воспитательном процессе медицинских образовательных учреждений, в которых предпринимаются меры, направленные на формирование осознанного отношения студентов к старости, гуманного отношения к представителям пожилого возраста, на подготовку студентов к профессиональной деятельности с пожилыми людьми. Но, несмотря на вводимые инновации, средние специальные медицинские учебные заведения не обеспечивают должного уровня личностной, профессиональной и психологической готовности будущих медицинских сестер к взаимодействию с пожилыми людьми. В то же время, в условиях освоения ФГОС СПО, основанных на компетентност-ном подходе к профессиональной подготовке, проблема формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми приобретает особую значимость и актуальность.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми пациентами может быть рассмотрена с позиций общих научных подходов и теорий, а также с точки зрения отдельных ее аспектов. Весьма важными являются теоретические положения и выводы относительно сущности психологической готовности личности к деятельности (А.Г. Асмолов, А.А. Дергач, М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, В.Н. Зинченко, Л.А. Кандыбович, Г.А. Ковалёв, Н.В. Кузьмина, Е.Б. Моргунов, В.А. Сластенин, Б.А. Сосновский, В.Д. Шадриков). Особым образом отметим исследования соотношения готовности и установки (А.С. Пран-гишвили, Д.Н. Узнадзе).
Исследования проблем взаимодействия, развития соответствующих умений, в том числе и в профессиональной сфере (B.C. Грехнев, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, А.В. Мудрик), также важны для нашей работы.
Особый интерес вызывают исследования проблем профессиональной подготовки медицинских сестер (И.Г. Глотова, А.Я. Иванюшкин, В.А. Лапотников, С.А. Мухина, Г.М. Перфильева, В.П. Романюк, В.А. Саркисова, И.И. Тарновская, А.К. Хетагурова), формирования профессионально значимых качеств личности медицинской сестры (М.Н. Дёмина, Е.Е. Рукавишникова, О.С. Сергеева, Н.В. Козина).
Анализ и выводы исследователей В.М. Блейхера, A.JI. Гройсман, М.И. Жуковой, М.М. Кабанова, Б.Д. Карвасар-ского, В.Н. Мясищева, Ю.М. Орлова, Г.М. Перфильевой, Э.С. Пушковой, Н.Д. Твороговой, И.А. Сомовой, Н.П. Хрипу-новой, В.Н. Шабалина, Н.В. Яковлевой, а также практика преподавания в медицинском колледже позволили выявить ряд
трудностей в подготовке студентов к профессиональной деятельности, в том числе к взаимодействию с пожилыми людьми. Исследователи отмечают во-первых, усложнение требований к личности и качеству сестринской деятельности, во-вторых, формирование у студентов установки на лечение болезни с помощью манипуляций, без выделения значимости общения с пациентом, в-третьих - отсутствие специальной медико-социальной подготовки, в-четвертых, формирование у молодежи негативных образов пожилых людей и старения вообще и т.д. Авторы подчеркивают необходимость взаимодействия медицинской сестры с пациентами по типу «субъект - субъект» вместо «субъект - объект» и большую значимость доверительных контактов. Наиболее важно для медицинской сестры установление доверительного контакта с пациентами пожилого и старческого возраста, так как пожилые люди чувствительны к фальши и реагируют порой слишком эмоционально не только на грубость медицинского персонала, но и на равнодушие.
Выявленные тенденции потребовали уточнить понимание сущности психологической готовности в современной науке и практике профессиональной подготовки. Анализ работ показал, что некоторые исследователи понимают психологическую готовность либо как результат целенаправленной подготовки субъекта к конкретной деятельности [5]; либо как комплекс знаний и представлений об условиях и особенностях деятельности, владение способами и приемами работы и сформированность определенных профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности [6]; либо как целостное психологическое образование, которое проявляется в снятии барьера между реальным и желаемым состоянием на всех психологических уровнях её организации: когнитивном, мотивационном, эмоционально-волевом, операционально-поведенческом [7].
Анализ различных определений позволил сделать вывод о том, что психологическая готовность применительно к деятельности является существенной предпосылкой целенаправленной деятельности, ее регуляции устойчивости и эффективности, она помогает человеку успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личностные качества. Учитывая специфику профессиональной деятельности среднего медперсонала и возрастно-психологические особенности стареющих людей, считаем принципиально важным обратить внимание на сущностные и структурно-содержательные характеристики психологической готовности будущих медицинских сестер к взаимодействию с пожилыми пациентами. В этой связи отметим необходимость такого понимания сущности изучаемого феномена, которое отражало бы целостность, структурированность, интегративность составных частей, возможность развития как отдельных компонентов, так и целостного образования.
Обозначенная позиция представляется целесообразной, поскольку позволяет выстроить относительно управляемый, технологически обеспеченный процесс влияния на профессионально-личностное развитие студентов в контексте индивидуально-групповой дифференциации и личностного подхода в профессиональном образовании. Это требует наличия в структуре психологической готовности к взаимодействию с пожилыми пациентами компонентов, взаимодействие которых позволяло бы будущей медицинской сестре моделировать и разрешать различные профессиональные ситуации, испытывать потребность в оказании помощи людям пожилого возраста, а также обладать чувством профессиональной ответственности и уверенности в успехе при взаимодействии с людьми пожилого возраста.
В этом плане важной для нас является выявленная Соловьевой А.В. и Шиманской О.В. [8] взаимосвязь общения, наличия коммуникативных умений и профессиональной компетентности будущего специалиста в работе с людьми пожилого возраста. Эта взаимосвязь заключается в том, что именно умение общаться, базирующееся на знании психологических особенностей процесса общения, учитывая медико-соци-
альные проблемы пожилого человека, определяет коммуникативную и профессиональную компетентность специалиста, формирует психологическую готовность будущей медицинской сестры к профессиональной деятельности. Значимость выявленной взаимосвязи неслучайна, поскольку, обеспечивая уход и постоянное наблюдение за пожилыми больными, медицинская сестра должна уметь устанавливать первичный контакт и находить «общий» язык, уметь выслушать, уметь использовать доступный, понятный язык изложения, проявить заботу и внимательность, проявлять терпимость и сострадание. Практика свидетельствует, что психологический комфорт, минимум тревоги и относительная уверенность в заботливом уходе, достаточность внимания во многом способствуют если не выздоровлению, то в меру спокойному, без нервозности, раздражений и срывов течению лечебного процесса или необходимой помощи и поддержки.
Психологи отмечают, что успех понимающего общения зависит от индивидуальных свойств личности и эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на генетически обусловленных способностях в чувствовании, эмоциональном отклике другому [9]. Под влиянием чувства эмпатии, как подчеркивают исследователи, развиваются коммуникативные умения и привычки личности, которые помогают человеку в повседневном общении и в профессиональном росте. Л. Скрипка, Т. Федотюк, С. Максимец, О. Юдина отмечают положительное влияние роста уровня эмпатии на социальную и профессиональную адаптацию врачей, педагогов, школьных психологов, на совершенствование их коммуникативных умений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека по невербальным проявлениям.
Для медицинских сестер, непосредственно взаимодействующих с людьми пожилого возраста, развитие эмпатичес-ких способностей становится важным профессионально-личностным требованием. В квалификационной характеристике по специальности «медицинская сестра» отмечено, что выпускник медицинского колледжа должен быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству как с сотрудниками, так и с пациентами. В этом смысле вполне справедливы выводы А.Т. Араслановой о том, что профессиональная компетентность выпускника медицинского колледжа заключается не только в умении студента работать самостоятельно, плодотворно сотрудничать, но и качественно осуществлять свою профессиональную деятельность на основе милосердия, толерантности и эмпатии [10, с.127]. Акцент в исследованиях проблем профессиональной компетентности на эмоциональной, коммуникативной, нравственной характеристиках среднего медперсонала позволяет считать их исходными в определении сущности и составляющих психологической готовности медсестер к работе с пациентами пожилого возраста.
Выявленная взаимосвязь коммуникативных умений, эмпатии и профессиональной компетенции студентов медицинского колледжа придает особый смысл изучаемой проблеме в связи с необходимостью и возможностью специально организованной в медицинском колледже педагогической деятельности, способствующей формированию у студентов психологической готовности к взаимодействию с пожилыми людьми на основе развития коммуникативности и эмпатии.
Сформулированная проблема в течение нескольких лет привлекает внимание преподавателей, руководителей практики, медперсонала МЛПУ и учебной части Арзамасского медицинского колледжа как одно из направлений обеспечения качества подготовки выпускников. В связи с результатами анализа итогов практики студентов II курса отделения «Сестринское дело» возникла необходимость изучения и целенаправленного развития личностных качеств, обеспечивающих необходимую и достаточную эффективность выполнения профессиональных обязанностей будущими медицинскими сестрами в ходе взаимодействия с пожилыми и престарелыми пациентами.
Использованный диагностический инструментарий включал методики изучения социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина) и экспресс-диагностики эмпатии (И.М. Юсупов), опросник «Готовность к возрастным изменениям» (Н.С. Глуханюк, Т. Б. Гершкович), а также проективные методики («Методика незаконченных предложений», «Метафорическое изображение старости»). Предполагалось изучить систему ценностных ориентаций студентов, общий уровень эмпатических способностей, а также выявить отношение студентов к собственной старости и восприятию лиц пожилого возраста.
Анализ результатов свидетельствует, что более 50% студентов на первое место поставили эгоистические ценности, а немногим более 20% респондентов испытывают затруднения в установлении контактов с другими людьми. Они не всегда уверены в своих силах, в общении ориентированы на себя, не умеют прогнозировать развитие отношений с людьми, не считают нужным скрывать свои чувства ни при каких обстоятельствах.
Полученные данные позволяют предположить, либо наличие серьезных факторов, которые привели к усвоению в предыдущих возрастах недостаточно позитивного опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, либо спровоцировали отсроченное освоение общения как ведущего вида деятельности, свойственного подросткам. Об этом свидетельствуют выявленный у студентов младших курсов низкий уровень коммуникационных навыков, а также отсутствие идентификации себя с будущей профессией.
В представлении более 65 % опрошенных студентов пожилые люди - это немощные и беспомощные старики. В их ответах преобладают негативные образы старости, а собственную старость молодые люди видят отдаленно и готовы к данному возрастному этапу жизни. Данный негативный стереотип представлений о пожилых у молодых людей складывается, прежде всего, в силу ценностно-возрастных предпочтений, а также вследствие снижения духовного и нравственного климата российского общества. Все это позволяет констатировать потребность в специальной педагогической работе по формированию психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми пациентами.
На основе полученных результатов разработана и реализована Программа формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми. В основу Программы была положена идея личностно-ориентированного образования [11], понимаемая как процесс подготовки будущих специалистов, направленный на создание субъект-субъектных взаимоотношений участников образовательного процесса, развитие способности студента к самопознанию и самореализации, воспитание гуманистических качеств милосердия и сострадания.
С этой целью был разработан курс занятий с элементами тренинга на основе ирландской методики «В свое время» 1993 г., а также организованы занятия в рамках работы кружка «Гериатр». Цель тренинговых занятий - формирование и развитие положительного отношения молодежи к старшему поколению и старению. В ходе занятий студенты узнали мно-
Библиографический список
гое о жизни пожилых людей и их возрастных особенностях, о том, какая им необходима помощь и кто ее должен осуществлять, задумались о старении и о своем будущем. Также студенты попытались разобраться, почему мы воспринимаем пожилых людей через призму негативных стереотипов. Тренинг помог понять, что старость не всегда связана с болезнью, бедностью и одиночеством, что важно не то, как ты выглядишь, а то, как ты себя чувствуешь.
Значимым итогом работы явилось то, что студенты считают необходимым укрепление семейных связей, тесное общение со старшим поколением, так как у старших многому можно научиться, а также согласны с тем, что пожилым людям обязательна, нужна помощь со стороны детей и внуков. Именно тренинговые занятия позволила у 82% участников экспериментальной группы сформировать положительное отношение к старости и пожилым людям.
В рамках кружка «Гериатр» в Арзамасском медицинском колледже работает общество «Милосердие», цель которого заключается в формировании навыков саморазвития профессионально важных качеств личности (гуманизм, доброта, сострадание). Общаясь с людьми пожилого возраста в Муниципальном центре социальной помощи пожилым, студенты медицинского колледжа учились конструктивному взаимодействию с людьми пожилого возраста, а люди преклонного возраста находили в них заинтересованных, благодарных слушателей. Этому помогали общие беседы, культурно-досуговые мероприятия, специальные акции для пожилых, в которых студентам приходилось не только работать профессионально в качестве волонтеров, но и проявлять, тренировать свою личность.
По окончании Программы участники экспериментальной группы говорили о стремлении и дальше развивать в себе такие качества, как доброжелательность, отзывчивость, чуткость по отношению к другим людям, интерес к пожилому человеку как к личности, наблюдательность и внимательность, самоконтроль, самообладание. Задумались о важности в профессии медсестры и медика вообще умения слушать собеседника и грамотно излагать свои мысли, умения найти подход к любому человеку. Важным результатом явилось выраженное частью студентов желание работать в медико-социальной сфере.
В целом результаты выполненного исследования позволяют сделать вывод о реальной возможности в условиях освоения медицинскими образовательными учреждениями ФГОС СПО решить проблему формирования соответствующих компетенций, позволяющих будущим специалистам развиваться и профессионально, и личностно. Специфика контингента, с которым общается специалист, возрастно-психологические особенности определенных категорий населения диктуют необходимость целенаправленного развития психологической готовности к взаимодействию с ними. Представленный в статье материал может стать полезным для соответствующих образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации среднего медперсонала для оказания медицинских услуг пожилым и престарелым людям.
1. Ибрагимов, Г.И. Принципы управления качеством среднего профессионального образования // Педагогика. - 2007. - № 4.
2. Нестерова, Н.Л. Формирование профессиональной компетенции у студентов медицинского училища в условиях профессиональнорефлексивного тренинга: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2010.
3. Бреев, Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социологические исследования. - 2002. - № 2.
4. Лазебник, Л.Б. Вот и старость в окне маячит // Здоровье Вологодчины. - 2000. - № 1.
5. Комова, С.Ю. Формирование психологической готовности студентов-социальных педагогов к работе с семьей: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Тамбов, 2009.
6. Лунегова, Е.А. Формирование психологической готовности к деятельности с детьми-инвалидами у будущих специалистов социальной работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2008.
7. «Саморегуляция как один из компонентов формирования психологической готовности студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности» // Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь, 2004.
8. Соловьева, А.В. Особенности взаимодействия медицинского персонала с пожилыми пациентами // Медсестра. - 2010. - № 2.
9. Дьяченко, М.И., Краткий психологический словарь: личность, образование, профессия / под ред. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -Минск, 2006.
10. Арасланова, А.Т. Педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа // Вестник Башкирского университета. - 2007. - № 2.
11. Бороева, О.П. Реализация идей гуманистической этики в условиях личностно-ориентированного образования у будущих медицинских специалистов // «Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского». - 2010. - № 6 (35).
Bibliografy
1. Ibragimov, G.I. Principih upravleniya kachestvom srednego professionaljnogo obrazovaniya // Pedagogika. - 2007. - № 4.
2. Nesterova, N.L. Formirovanie professionaljnoyj kompetencii u studentov medicinskogo uchilitha v usloviyakh professionaljno-refleksivnogo treninga: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. - M., 2010.
3. Breev, B.D. K voprosu o postarenii naseleniya i depopulyacii // Sociologicheskie issledovaniya. - 2002. - № 2.
4. Lazebnik, L.B. Vot i starostj v okne mayachit // Zdorovje Vologodchinih. - 2000. - № 1.
5. Komova, S.Yu. Formirovanie psikhologicheskoyj gotovnosti studentov-socialjnihkh pedagogov k rabote s semjeyj: avtoref. dis. .kand. ped.
nauk. - Tambov, 2009.
6. Lunegova, E.A. Formirovanie psikhologicheskoyj gotovnosti k deyateljnosti s detjmi-invalidami u buduthikh specialistov socialjnoyj rabotih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kazanj, 2008.
7. «Samoregulyaciya kak odin iz komponentov formirovaniya psikhologicheskoyj gotovnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha k professionaljnoyj deyateljnosti» // Teoreticheskie i prikladnihe problemih pedagogicheskoyj i detskoyj antropologii: Materialih III Vserossiyjskoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii. - Stavropolj, 2004.
8. Solovjeva, A.V. Osobennosti vzaimodeyjstviya medicinskogo personala s pozhilihmi pacientami // Medsestra. - 2010. - № 2.
9. Djyachenko, M.I., Kratkiyj psikhologicheskiyj slovarj: lichnostj, obrazovanie, professiya / pod red. M.I. Djyachenko, L.A. Kandihbovich. - Minsk,
2006.
10. Araslanova, A.T. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kuljturih professionaljnogo obtheniya studentov medicinskogo kolledzha // Vestnik Bashkirskogo universiteta. - 2007. - № 2.
11. Boroeva, O.P. Realizaciya ideyj gumanisticheskoyj ehtiki v usloviyakh lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya u buduthikh medicinskikh specialistov // «Uchenihe zapiski Zabayjkaljskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N.G. Chernihshevskogo». -2010. - № 6 (35).
Статья поступила в редакцию 31.10.11
УДК 517 (07)
Konkova M.I. INTRINSIC CHARACTERISTICS OF THE CATEGORY CONTINUITY AND ITS FUNCTION IN TRAINING TO BASES OF THE MATHEMATICAL ANALYSIS IN SYSTEM SCHOOL-HIGH SCHOOL. In article various approaches to definition of a category of continuity are described, is noticed that the category satisfies “continuity” to characteristics laws of teaching and educational process also it can be considered as a training principle. For specification of essence of the formulated principle of continuity, its functions which have conditionally divided on standard and technological are allocated.
Key words: category of “continuity”, principle, school-university system, the formalism, regulatory and technological functions.
М.И. Конькова, аспирант АГПИ, г. Саров, E-mail: konkovami1@rambler.ru
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕГОРИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ЕЕ ФУНКЦИИ В ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ ШКОЛА - ВУЗ
В статье описаны различные подходы к определению категории преемственности, отмечено, что категория «преемственность» удовлетворяет характеристикам закономерности учебно-воспитательного процесса и может рассматриваться как принцип обучения. Для уточнения сущности сформулированного принципа преемственности, выделены его функции, которые условно разделены на нормативные и технологические.
Ключевые слова: категория «преемственность», принцип, система школа-вуз, формализм, нормативные и технологические функции.
Вузовский курс математики развивает, углубляет и расширяет теоретические сведения, приемы и методы решения математических задач, полученные учащимися на уроках математики в старшей школе. В связи с этим обеспечение преемственности в обучении основам математического анализа в школе и вузе занимает одно из важнейших мест в методике преподавания математике.
Преемственность как закономерность развития нашла отражение в философской и психолого-педагогической литературе, в специальных исследованиях. Понятие «преемственность», как философская категория, является многоплановым. Это, видимо, объясняется тем, что разные ученые, ориентируясь на различные стороны этого понятия, дают различные определения преемственности. Например, доктор философских наук В.К. Чалоян [1, с. 32-34] указывает, что «преемственность - это единство унаследованного старого и качественно нового, которому присуща целостность и которое, как таковое, является определенной ступенью развития действитель-
ности». Это определение преемственности характеризует «унаследованное» в развивающейся системе. Э.А. Баллер [2] в своем определении преемственности акцентирует внимание на отражении сути процесса становления этого «унаследованного». Он пишет, что «преемственность - это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных сторон его организации при изменении целого как системы.
В исследовании доктора педагогических наук С.М. Год-ник [3, с. 23] преемственность рассматривается «как закон функционирования всех специально организуемых, управляемых процессов, ибо без преемственности невозможно поступательное прогрессивное развитие. Преемственность предполагает необходимый элемент связи прошлого, настоящего и будущего, который позволяет диалектически сочетать старое с новым, осуществлять замену одной формы другой, более совершенной, находить новые формы и создавать предпосылки для их успешного развития». Автор указывает на то,