УДК 37.048.45:378
ГРУШЕВСКИЙ Сергей Павлович Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
АНДРАФАНОВА Наталия Владимировна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия
О ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАТЕМАТИКОВ
В статье представлен подход к формированию педагогических компетенций математиков в процессе профессиональной подготовки на основе реализации сквозных траекторий профессионально-педагогической подготовки (бакалавриат + магистратура) в условиях двухуровневой системы высшего образования. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) подготовки бакалавров математики по направлениям 01.03.01 «Математика» и 02.03.01 «Математика и компьютерные науки» педагогическая деятельность выделена в качестве одного из видов профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата. Именно выпускники университетов всегда составляли и составляют основу корпуса преподавателей математики и информатики как средних, так и высших учебных заведений. Однако ввиду проблемных особенностей образовательных стандартов подготовки бакалавров математики акцент подготовки смещается в сторону общей теоретической педагогической подготовки, формирования базовых компонентов профессиональной подготовки. Нехватка учебного времени не позволяет выпускникам получать необходимый опыт применения педагогических знаний, психолого-педагогический блок фактически не завершается получением квалификации преподавателя. Для решения существующей проблемы предлагается формирование профессиональных педагогических компетенций в современных математико-педагогических магистерских программах, завершающих профессионально-педагогическую подготовку математиков. Такой подход предусматривает сквозную траекторию профессионально-педагогической подготовки по схеме «бакалавриат + магистратура» в двухуровневой структуре высшего образования, эффективность которого подтверждается опытом реализации математико-педагогических магистерских программ «Информационные технологии в образовании» и «Преподавание математики и информатики» на факультете математики и компьютерных наук Кубанского государственного университета. В статье раскрываются основные структурные компоненты представленных магистерских программ, опыт их реализации.
Ключевые слова: педагогическая подготовка магистров математики, двухуровневая структура системы высшего образования.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00
Sergei P. GRUSHEVSKIY
Kuban State University Krasnodar, Russia
Natalia V. ANDRAFANOVA Kuban State University Krasnodar, Russia
ABOUT FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE IN PROFESSIONAL PREPARATION OF MATHEMATICIANS
This article presents the approach to formation of pedagogical competences of mathematicians in the course of vocational training on the basis of realization of through trajectories of professional and pedagogical preparation (the bachelor + the master) in conditions of a two-level system of higher education. In accordance with the Federal State Educational Standards of higher education bachelor of mathematics in directions 01.03.01 "Mathematics", 02.03.01 "Mathematics and Computer Science" pedagogical practice is highlighted as one of the professional activities of graduates who have mastered the undergraduate program. That university graduates always form the basis of the body of teachers of mathematics and computer science both a secondary and higher education institutions. However, due to problematic features of the educational standards of bachelor of mathematics training emphasis shifts toward a general theoretical pedagogical training and towards the formation of the basic components of vocational training. Lack of training time does not allow graduates to get the necessary experience with pedagogical knowledge, so psychological and pedagogical unit does not complete with obtaining of the teacher qualification. In order to solve the existing problem, we propose the formation of professional pedagogical competence in modern mathematical and pedagogical master's programs, completing vocational teacher training of mathematicians. This approach provides a pass-through trajectory of vocational teacher training scheme Bachelor + Master in a two-level structure of higher education, the effectiveness of which is confirmed by experience in implementing mathematical and pedagogical master's programs "Information Technology in Education" and "Teaching Mathematics and Computer Science" at the Faculty of Mathematics and Computer Science of Kuban State University. The article reveals the basic structural components of the submitted master's programs, the experience of their implementation.
Keywords: pedagogical training of masters of mathematics, two-level structure of higher education.
В рамках модернизации современной российской высшей школы осуществлен переход на двухкомпонентную структуру профессиональной подготовки: бакалавриат - магистратура. Изменения коснулись и профессионального математического образования, что потребовало новых подходов к разработке его структуры и содержания.
В настоящее время разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) подготовки математиков: бакалавриата и магистратуры по направлениям 01.03.01 (01.04.01) «Математика», 02.03.01 (02.04.01) «Математика и компьютерные науки».
В характеристике профессиональной деятельности ФГОС ВО по математическим направлениям включено преподавание цикла математических дисциплин (в том числе и
информатики), педагогическая деятельность выделена в качестве одного из видов профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, а педагогическая подготовка - одним из стержневых компонентов в их профессиональной подготовке. В этой связи особую важность приобретает проблема формирования в процессе профессиональной подготовки математиков педагогических компетенций [1, с. 91; 2, с. 31].
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 01.03.01 бакалавр математики должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими в том числе такому виду профессиональной деятельности, как педагогическая деятельность [3]:
- способностью к организации учебной деятельности в конкретной предметной области (математика, физика, информатика) (ПК-9);
- способностью к планированию и осуществлению педагогической деятельности с учетом специфики предметной области в образовательных организациях (ПК-10);
- способностью к проведению методических и экспертных работ в области математики (ПК-11).
Для магистра математики (01.04.01) выделены следующие компетенции в педагогической деятельности [4]:
- возможность преподавания физико-математических дисциплин и информатики в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного образования (ПК-10).
Однако необходимость и важность профессионально-педагогической подготовки математиков обусловлена не только тем, что в характеристике профессиональной деятельности бакалавров (магистров) в качестве области профессиональной деятельности выделена педагогическая деятельность, но и рядом иных причин, среди которых отметим следующие:
- выпускники математических факультетов классических университетов всегда составляли и составляют основу корпуса преподавателей математики и информатики как средних, так и высших учебных заведений;
- активное использование информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека требует подготовки квалифицированных специалистов в области применения информационных и дистанционных технологий в образовании.
Несмотря на требования ФГОС ВО существует одна проблемная особенность образовательных стандартов подготовки математиков: бакалавры получают лишь общую теоретическую педагогическую подготовку при отсутствии педагогической практики из-за нехватки учебного времени, психолого-педагогический блок фактически не завершается получением квалификации преподавателя. На недостаток практической подготовки обращается внимание и в Концепции развития математического образования в РФ: «Выпускники образовательных учреждений высшего образования педагогической направленности... имеют мало опыта применения педагогических знаний» [5].
Отметим, что ранее система профессионально-педагогической подготовки студентов осуществлялась на основе интеграции программ подготовки специалистов математики и программы дополнительной квалификации «Преподаватель», которая на факультете математики и компьютерных наук Кубанского государственного университета в течение многих лет зарекомендовала себя как эффективная система подготовки преподавателей математики [6, с. 19].
В настоящее время, временные рамки образовательных программ бакалавров математики позволяют формировать только базовые компоненты профессиональной подготовки или теоретические основы. В связи с этим возникает необходимость завершения профессионально-педагогической подготовки бакалавров математики. Такую возможность предоставляют современные математико-педагогические магистерские программы, которые, наряду с высокопрофессиональной подготовкой в области математики, должны завершить профессионально-педагогическую подготовку. Таким образом, профессионально-педагогическая подготовка математиков может быть организована по схеме «бакалавриат + магистратура». При этом необходимо обеспечить реализацию в основных образовательных программах магистратуры основных блоков психолого-педагогического цикла, включая и дисциплины, формирующие профессионально-педагогические компетенции преподавателя.
Опыт реализации магистерских программ на факультете математики и компьютерных наук Кубанского государственного университета подтверждает эффективность выстраивания сквозных компетентностных линий «бакалавриат - магистратура». Профессиональная подготовка магистров по математическим направлениям осуществляется в рамках таких
математико-педагогических программ, как «Преподавание математики и информатики» (направление подготовки «Математика») и «Информационные технологии в образовании» (направление подготовки «Математика и компьютерные науки») [6, с.19].
Магистерская программа «Информационные технологии в образовании» обеспечивает формирование профессиональных компетенций магистра в области теории и практики использования информационных технологий в математическом и педагогическом образовании, методики преподавания математики и информатики, методологии и технологии дистанционного образования. Актуальность организации и реализации данной магистерской программы обусловлена активным использованием информационных и дистанционных технологий во всех сферах научно-педагогической деятельности человека, требующих подготовки квалифицированных специалистов в области применения технологий в науке и образовании.
В структуру образовательной программы «Информационные технологии в образовании» включены современные технологии обучения математики и информатики, теория и практика применения информационных технологий в образовании, методы и технологии создания обучающих программ, методология и технология дистанционного обучения математике и информатике, дополнительные разделы методики преподавания математики и информатики. Направления научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности магистров -вопросы теории и методики обучения математики и информатики, информационные технологии в науке и образовании; информационные технологии в математических исследованиях.
Магистерская программа «Преподавание математики и информатики» ориентирована на профессионально-педагогическую подготовку математиков. Целью программы является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных проектировать и реализовывать образовательные программы по математике и информатике в разных типах учебных заведений в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и высшего образования, используя современные технологии обучения.
Формирование профессиональных педагогических компетенций в рамках магистерской программы «Преподавание математики и информатики» осуществляется выбором дисциплин, включенных в вариативную часть профессионального цикла: «Психолого-педагогические основы обучения математике», «Современные технологии обучения математике и информатике», «Математика в современном профессиональном образовании», «Интерактивные технологии в образовательном процессе», «Интеллектуальные и нейросетевые технологии в образовании», «Интеграция содержательных линий курсов математики и информатики», «Дистанционные технологии обучения математике». С содержанием программ дисциплин профессионального цикла можно познакомиться на сайте КубГУ: http://www.kubsu.ru/Education/programs.
Учебный план подготовки магистров структурирован в соответствии с ФГОС ВО. Практическая подготовка магистров в структуре учебного времени занимает около 40% и включает в себя следующие компоненты:
^ практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (учебная практика);
^ практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (производственная практика);
^ практика для выполнения выпускной квалификационной работы (преддипломная практика);
^ научно-исследовательская практика (НИР).
Таким образом, в процессе практической подготовки магистры формируют практические навыки как научно-исследовательской, так и научно-педагогической деятельности в области преподавания дисциплин естественнонаучного цикла.
Результаты освоения магистерской программы определяются формированием как общекультурных компетенций (научным мировоззрением, культурой мышления и речи, принципами и методами работы с информацией), так и профессиональных компетенций -способностью к преподаванию физико-математических дисциплин и информатики в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного образования, применению в этой деятельности инновационных технологий, способностью к интенсивной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
Отметим, что опыт реализации математико-педагогических магистерских программ на факультете математики и компьютерных наук Кубанского государственного университета показывает эффективность подготовки в рамках этих программ преподавателей математики и
информатики высшей квалификации, что подтверждается заключениями экспертов, сделанными ими в процессе аккредитации этих программ.
Таким образом, бакалаврские программы подготовки математиков закладывают теоретические основы подготовки, а завершается профессионально-педагогическая подготовка в магистратуре. При этом представляется важным осуществление в магистерских программах такого подхода к формированию профессиональных педагогических компетенций, при котором они формируются на основе сквозных траекторий профессионально-педагогической подготовки математиков (бакалавр + магистр) в двухуровневой структуре высшего профессионального образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Гоушевский С.П. О формировании педагогических компетенций в современных образовательных программах профессиональной подготовки математиков // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №3. - С. 89-93.
2. Андрафанова Н.В., Гоушевский С.П. Реализация математико-педагогических магистерских программ в рамках направления «Математика» и «Математика и компьютерные науки». В сб.: Проблемы теории и практики обучения математике: сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию «66-е Герценовские чтения» / под редакцией В.В. Орлова. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.Н. Герцена, 2013. - 379 с. - С.31-33.
3. ФГОС ВО по направлению подготовки 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата) www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_168629 [Электронный ресурс].
4. ФГОС ВО по направлению подготовки 01.04.01 Математика (уровень магистратуры) // минобрнау-ки.рф/документы/3894 [Электронный ресурс].
5. Концепция развития математического образования в Российской Федерации // минобрнау-ки.рф/документы/3894 [Электронный ресурс].
6. Гоушевский С.П., Андрафанова Н.В. О математико-педагогических магистерских программах // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 2-2(78). - С. 018-021.
REFERENCES
1. Grushevskiy S.P. O formirovanii pedagogicheskikh kompetentsiy v sovremennykh obrazovatel'nykh programmakh professional'noy podgotovki matematikov. [About forming the teaching competencies in the contemporary educational programs for mathematicians professional training]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development. 2012. № 3. Pp. 89-93.
2. Andrafanova N.V., Grushevskiy S.P. Realizatsiya matematiko-pedagogicheskikh magisterskikh programm v ramkakh napravleniya «Matematika» i «Matematika i komp'yuternye nauki». [Implementation of teaching Mathematics and Master's programs in the areas of «Mathematics» and «Mathematics and Computer Science»]. Problemi teorii i praktiki obucheniya matematike: sbornik nauchnih rabot, predstavlennyh na Mezhdunarodnuyu nauchnuyu konferentsiyu «66 Gerzenovskie chteniya» = Problems of Theory and Practice in Teaching Mathematics: collected scientific works, submitted to the International Scientific Conference "66 Gerzen readings". edited by V.V. Orlov - St.P: publishing house of RSPU named after A.N. Gerzen [izdatelstvo RGPU im. A.N. Gertsena], 2013. 379 p. Pp. 31-33.
3. The Federal State Educational Standard of higher education in direction of preparation 01.03.01 Mathematics (bachelor's level). Available at: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_168629
4. The Federal State Educational Standard of higher education in direction of preparation 01.04.01 Mathematics (master's level) Available at:минобрнауки.рф/документы/3894 Conception of mathematic education in the Russian Federation // минобрнауки.рф/документы/3894
5. Grushevskiy S.P., Andrafanova N.V. O matematiko-pedagogicheskikh magisterskikh programmakh . [About Mathematical Educational Master's Programs]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta = The News of Altai State University. 2013. No. 2-2(78). Pp. 018-021.
Информация об авторе
Грушевский Сергей Павлович, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета математики и компьютерных наук, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
Андрафанова Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информационных образовательных технологий,
Information about the author
Sergei P. Grushevskiy, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Dean of Faculty of Mathematics and Computer Science, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]
Natalia V. Andrafanova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of educational IT, Faculty of Mathematics and
факультет математики и компьютерных наук, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
Получена:01.07.2016
Для цитирования статьи: Грушевский С.П., Андрафанова Н.В. О формировании педагогических компетенций в профессиональной подготовке математиков. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 4. Часть 1. с. 00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.
Computer Science, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Received: 01.07.2016
For article citation: Grushevskiy S.P., An-drafanova N.V. O formirovanii pedagogicheskikh kompetentsiy v professional'noy podgotovke matematikov. [About formation of pedagogical competence in professional preparation of mathematicians]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 4. Part. 1. Pp. 00-00.
doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)