Научная статья на тему 'К проблеме формирования орфографических умений обучающихся'

К проблеме формирования орфографических умений обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1891
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиченко Д. Р.

В статье раскрывается проблема формирования орфографических умений обучающихся, описаны средства и условия формирования орфографических умений обучающихся, обосновывается педагогическая технология формирования орфографических умений обучающихся, описаны результаты формирования универсальных учебных действий внедрения педагогической технологии формирования орфографических умений обучающихся в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиченко Д. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования орфографических умений обучающихся»

11. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 144 с.: ил.

12. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 6 класса: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.: ил.

13. Карточки-задания по черчению для 8 класса: пособие для учителя / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.А. Терещенко: Под редакцией Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. 239 с.: ил.

14. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.

15. Михайлов Н.Г. Уроки первого года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. -С. 35-43.

16. Михайлов Н.Г. Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 35-41.

17. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическим планам уроков черчения, составленным к обновлённому учебнику черчения А. Д. Бот-винникова и др. // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2014. -№ 17. - С. 134-142.

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© Новиченко Д.Р.*

Гимназия № 1, г. Нижневартовск

В статье раскрывается проблема формирования орфографических умений обучающихся, описаны средства и условия формирования орфографических умений обучающихся, обосновывается педагогическая технология формирования орфографических умений обучающихся, описаны результаты формирования универсальных учебных действий внедрения педагогической технологии формирования орфографических умений обучающихся в учебный процесс.

Ключевые слова орфографические умения, орфографический навык, орфографические действия, орфографическая задача, универсальные учебные действия, педагогическая технология.

* Учитель начальных классов.

Орфографическая грамотность обучающихся является одной из важных задач процесса формирования навыка письма, которая предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься и проверить себя. В теории и методике обучения орфографии не единожды высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение обучающихся выявлять встречающиеся при письме трудности.

Исследователи Д.Н. Богоявленский, М.Р. Львов, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Гра-ник, П.С. Жедек, В.В. Репкин, методисты М.М. Разумовская, А.В. Текучев, Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, Н.С. Рождественский, Е.Г. Шатова подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от степени развитости у обучающихся способности обнаруживать в тексте орфограммы. Отсутствие или недостаточную сформированность данного умения считают основной причиной орфографических ошибок. Большое значение в формировании орфографических умений обучающихся играет установка на запоминание, внимание к слову, сознательное отношение к работе, активность мыслительных процессов, волевое напряжение.

Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, является орфограмма, под которой понимают написание слова, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определенному орфографическому правилу [3]. К признакам орфограммы относят:

- написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);

- наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный [6].

Бочкарева Т.Д. отмечает, что для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом случае имеет место орфографическое действие, направленное на достижение сознаваемой цели и состоящее из постановки орфографической задачи (выделение орфограммы) и решения орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Для совершения орфографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого пространства и осуществляется орфографическое действие, то есть проверка орфограммы [1].

При обучении правописанию большое значение имеют опознавательные признаки орфограмм, на основании которых у обучающихся формируются алгоритмы орфографических действий.

Под орфографическим навыком М.Р. Львов понимает автоматизированное действие, которое вырабатывается «сначала как действие сознательное, а затем подвергается автоматизации». Орфографический навык основывается на ряде других навыков и умений, таких, как навык письма букв, умений

анализировать слово с фонетической точки зрения, устанавливать его морфемный состав, обнаруживать орфограммы, определять ее тип [3]. Исходя из того, что орфографический навык как действие является достаточно сложным и формируется на основе целого комплекса знаний и умений, необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент того или иного орфографического навыка.

Для обучения орфографии необходимо выявить природу орфографического навыка, раскрыть психолого-дидактические основы его формирования, учитывая роль и место в этом процессе фонетических, грамматических, а также специальных орфографических умений. При этом следует учитывать:

1. Слух, речедвигательные восприятия, зрение, руководительные ощущения - предпосылки правильного письма, тот чувственный опыт, который необходим для формирования навыка письма.

2. Орфографический навык - это автоматизированное действие, которое вырабатывается «сначала как действие сознательное, а затем подвергается автоматизации».

В развитии орфографического навыка учеными выделены несколько основных направлений. Так, И.И. Срезневский, В.И. Водовозов, Д.И. Тихомиров, Г.М. Дьяченко рекомендуют включать объяснение правописания слов в процессе письма и выделять орфограммы путём подчёркивания. По мнению В.П. Шереметевского, И.П. Балтона, В.А. Флерова, необходимо запоминание зрительных, слуховых, руко- и речедвигательных образов в их взаимосвязи. Ушинский К.Д., Корф Н.А., Земницкий В.Г., Флеров А.П. рассматривают организацию самопроверки и взаимопроверки написанного и использование какографии.

Львов М.Р. выделяет условия, необходимые для формирования орфографических навыков: высокий научный уровень преподавания орфографии; связь между формированием орфографических навыков и развитием речи; знание орфографических правил; знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил; упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило.

Условиями успешного овладения решением орфографических задач являются: достаточная основа в виде грамматических и других языковых знаний, речевое развитие, богатый и активный словарь; высокий уровень ана-литико-синтетических умений в области фонетики, графики, словообразования, грамматики; необходимый уровень орфографической зоркости; быстрота выполнения умственных операций [3].

Львов М.Р.выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить вид орфограммы: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку [4].

Орфографические умения - это способность использовать совокупность правил, устанавливающих написание слов и их форм, оперировать ими для овладения орфографическим навыком. Орфографические умения формируются на основе выполнения определенных орфографических действий [4]. Орфографические действия включают в себя отчётливое осознание орфограмм и правил, а также операции по применению правил, при помощи которых происходит решение орфографических задач, относятся к орфографическим умениям.

Рассматривая обучение орфографии как процесс формирования обобщённых орфографических умений, П.С. Жедек выделяет следующие орфографические умения: находить орфограмму; устанавливать тип орфограммы; применять правило (правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи); осуществлять орфографический самоконтроль [2]. В методике обучения русскому языку выделяют следующие виды упражнений, способствующих формированию орфографических умений у обучающихся: списывание, орфографическое чтение, комментированное письмо, письмо с проговариванием, зрительный диктант, какографические упражнения, письмо по памяти, различные виды диктантов.

На констатирующем этапе экспериментального исследования по формированию орфографических умений обучающихся нами определены критерии и показатели сформированности орфографических умений обучающихся: умение обнаруживать орфограммы, умение классифицировать и дифференцировать орфограммы, умение владеть правилом как способом действия, умение осуществлять орфографический самоконтроль.

На формирующем этапе эксперимента нами разработан проект педагогической технологии формирования орфографических умений у обучающихся, состоящий из четырех модулей: целевого, содержательного, процес-суально-деятельностного и диагностико-результативного. Технология осуществляется поэтапно: 1 этап - формирование умения обнаруживать, классифицировать и дифференцировать орфограммы; 2 этап - формирование умения владеть правилом как способом действия, осуществлять орфографический самоконтроль; 3 этап - формирование орфографических умений в учебных условиях и во внеурочной деятельности. Технология направлена на формирование и закрепление навыков сознательного поиска орфограмм

и умения самостоятельно применять орфографические правил, для чего должны быть созданы условия для реализации практических действий обучающихся с учебным материалом с помощью таблиц, схем на печатной основе и карточек.

Ожидаемые результаты формирования универсальных учебных действий внедрения педагогической технологии формирования орфографических умений обучающихся в учебный процесс:

В области личностных учебных действий обучающиеся получат возможность научиться: осознавать роль языка и речи в жизни людей; положительно относиться к изучению русского языка; формулировать собственное мнение и позицию.

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность научиться: формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием памяток, схем; проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ; строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся получат возможность научиться: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; сотрудничать с товарищем в группе; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

В области регулятивных учебных действий: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Технология орфографической работы с обучающимися позволяет включать детей в активную учебную деятельность, предлагая им последовательно выполнять ряд операций, требующих запоминания, воспроизведения и обобщения материала, что способствует развитию познавательного интереса и формированию орфографических умений.

Список литературы:

1. Бочкарева Т.Д. Предупреждение орфографических ошибок / Т.Д. Боч-карева // Начальная школа. - 2001. - № 3. - С. 34.

2. Жедек П.С. Методика обучения письму / П.С. Жедек, М.С. Соловейчик // Русский язык: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 476 с.

3. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах / М.Р. Львов // Начальная школа. - 1984. - № 12. - С. 74.

4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов. - М.: ООО Астрель; ООО АСТ, 2001. - 271 с.

5. Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Н.С. Рождественский. - М.: «Просвещение», 1975. - 299 с.

6. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости / З.А. Савинова // Начальная школа. - 1996. - № 1. - С. 45.

ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Оганнисян Л.А.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Самообразовательная деятельность есть цель и способ образовательной деятельности субъекта, обеспечивающая самодеятельную систематическую деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей, удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и образовательных запросов, качественное изменение личности (базовые и специальные умения самообразовательной деятельности, мотивация и самооценка) в процессе самостоятельного получения субъективно и объективно новых знаний в условиях школьного образования.

Ключевые слова: самообразование, компетентность, образовательная система, познавательная деятельность, самообразовательная деятельность.

Глобальные изменения, связанные с переходом общества от постиндустриального к информационному, предполагающему в качестве ведущего вида самообразовательную деятельность человека ставят перед высшим образованием задачу развития умений самообразовательной деятельности. Быстрый темп приращения знаний в современном мире и ограниченные возможности усвоения их индивидом требует поиска путей максимального развития способности человека к саморегуляции и самообразованию. Такой подход к субъекту обучения является по сути акмеологическим, поскольку он предполагает рассмотрение человека в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных сферах самореализации. При этом образовательная система становится адаптированной не только к потребностям государства (выполнение социального заказа), но и к растущим образовательным, социокультурным и духовным запросам самой личности обучающегося.

* Доцент кафедры Технологии и психолого-педагогического образования, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.