- образовательно-информационные модели (изучение теории и истории медиа и медиаобразования, языка медиакультуры).
Вопросы медиаобразования исследуются в научных трудах отечественных и зарубежных авторов. В частности, Ю. Н. Усов разработал методику внедрения медиаобразования в учебную, внеучебную и досуговую деятельность учащихся. Главной целью медиаобразования он выдвигал «эстетическое, аудиовизуальное, эмоционально-интеллектуальное образование аудитории» [1. С. 238]. Привлечь к поиску мотивации и цели приобретения таких знаний, овладев которыми личность повысит качество своей жизни и принесет пользу обществу в целом, вот конечная цель педагогов. Ведь известно, что увлеченные своей работой люди счастливы в своем творчестве и вносят неоценимый вклад в развитие своей Родины: «Новые информационные технологии не вытесняют традиционные -количество информации продолжает нарастать. Возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в обществе. Появление и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное “информационное поле”, представляет собой специфическое информационное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений). Проблемы развития навыков пользования визуальной и аудиовизуальной информацией исследует такое направление в современной педагогике как визуальная грамотность (англ. visual literacy)» [3].
Кроме этих серьезных, но во многом частных целей, представляется, что развитие ме-
диаобразования подтверждает правильность сторонников так называемой теории информационного общества, согласно которой основным средством развития общества выступает не производство сельскохозяйственной продукции, а затем индустриальных средств, но получение, накопление, передача и, наконец, продажа информации, технологий и научных знаний. Вероятно, для решения возникающих при этом проблем медиабезопасности, кроме обсуждения морального аспекта проблемы, необходимы и запретительные меры. Вот почему принятие Закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» приветствуется всеми, кто неравнодушен к проблеме воспитания детей.
Список литературы
1. Библер, В. С. На гранях логики культуры: книга избранных очерков. М., 1997. 440 с.
2. Капица, П. Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи: доклад на Международном конгрессе по вопросам подготовки преподавателей физики для средней школы // Вопр. философии. 1972. № 7. С. 16-19.
3. Столбникова, Е. А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог, 2006. 160 с.
4. Федоров, А. В. Медиаобразование в России: краткая история развития / А. В. Федоров, И. В. Челышева. Таганрог, 2010. 148 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 16-23.
С. В. Аникиенко
К ПРОБЛЕМЕ ДОСТОВЕРНОСТИ МЕДИАИНФОРМАЦИИ (на примере фактологического материала о М. Ф. Гнесине)
Ставится проблема достоверности медиаинформации на примере фактологического материала о работе выдающегося советского педагога и композитора Михаила Гнесина в Екатерино-дарском музыкальном училище в 1911-1913 гг. Обращение к теме обусловлено выявленными многочисленными фактологическими ошибками в источниках медиаинформации.
Ключевые слова: М. Ф. Гнесин, Екатеринодар, 1911-1913 гг., фактологический материал, медиаинформация.
Еще 15-20 лет назад публикации в средствах массовой информации (а это были в основном газетные и журнальные материалы) представляли собой определенный историографический интерес. Это было связано в первую очередь с недостатком специальной литературы и ее малыми тиражами.
Сегодня на помощь печатным изданиям пришли электронные. Однако приходится отметить, что современные медиасредства стали представлять собой информационную опасность - не только для неискушенного и молодого исследователя, но и для школьников, студентов, простых читателей и пользователей интернет-ресурсов. Влияние «синдрома печатного слова», как мы назовем это явление (по принципу: если это опубликовано, значит - это и есть истина), оказывает пагубное влияние.
Все чаще в медиаинформации стали встречаться фактологические ошибки, неточности, а иногда и откровенные домысливания «авторов от журналистики». Справедливости ради заметим, что неточности встречались в публикациях и более раннего периода.
Намного сложнее ситуация с Интернетом. Это, как правило, зона без авторства, анонимная. Перепечатки с одной М1р-страницы на другую здесь в порядке вещей.
Яркое подтверждение этому - освещение в современных медиасредствах педагогической и музыкально-просветительской деятельности в Екатеринодаре в 1911-1913 гг. Михаила Фа-биановича Гнесина (1883-1957), композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля. Он окончил в 1909 г. Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова. Позднее стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР, доктором искусствоведения, лауреатом Сталинской премии. Михаил Гнесин - представитель знаменитой династии Гнесиных, основавших ряд музыкально-педагогических заведений в Москве, ныне носящих их имена.
Вопрос о корректности подачи информационных материалов о Гнесине в различных медиаресурсах заслуживает, на наш взгляд, особенно пристального изучения.
Сложилась устойчивая мифилогема, что работа Гнесина в Екатеринодаре носила эпизодический характер, и, как следствие, никакого значительного следа в музыкальной жизни региона (и России в целом) она не оставила. Косвенным подтверждением этому может служить тот факт, что в Государственном архиве
Краснодарского края и Музее Краснодарского музыкального колледжа имени Н. А. Римского-Корсакова (преемника музыкального училища Екатеринодарского отделения ИРМО) не сохранилось никаких документов исследуемого нами периода. Крайне скудная информация о работе Гнесина в Екатеринодаре содержится и в опубликованных материалах. Кроме того, имеется ряд разночтений и разногласий и по вопросу о конкретном времени работы Гне-сина в Екатеринодаре, и по поводу его педагогической и общественно-музыкальной деятельности - как в опубликованных материалах самого композитора, так и в современных источниках разного характера.
Выявленные нами в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) документы позволяют уточнить фактологическую сторону работы Гнесина в Екатеринодаре и по-новому взглянуть на роль композитора в развитии музыкальной культуры южного региона и России в целом. На основании этих архивных документов мы смогли установить точное время работы Гнесина в Екатеринодарском музыкальном училище ИРМО, восстановить круг его общения и уточнить сферу его деятельности в столице Кубанской области.
Работа Гнесина в Екатеринодаре, по нашему мнению, стала предвестницей многих культурно-музыкальных и музыкально-педагогических начинаний не только в жизни самого композитора, но и послужила началом многих инициатив музыкального и педагогического характера в России, вплоть до наших дней.
Рассмотрим всего два аспекта (наиболее полно освещенных в средствах массовой информации) из многогранной деятельности Гнесина в Екатеринодаре: дата начала работы композитора в местном музыкальном училище и обзор его музыкально-педагогической и просветительской работы.
Окончив в 1909 г. консерваторию, Гнесин уезжает в родной Ростов-на-Дону. Его мечта - организовать там бесплатные народные музыкальные школы - «Школы музыкального ремесла», как называл их сам композитор. «Но <...> к открытию таких школ встретились почти непреодолимые препятствия», -писал Гнесин в «Воспоминаниях о музыкально-просветительской и педагогической деятельности в Ростове-на-Дону и Екатерино-даре»* [11. Л. 23]. (Здесь и далее материалы, обозначенные *, публикуются впервые). Ком-
позитор вынужден был вернуться в Петербург. Здесь он и получает от Екатеринодар-ского отделения ИРМО предложение о работе в музыкальном училище.
21 мая 1911 г. между Гнесиным и Дирекцией Екатеринодарского отделения ИРМО был подписан Договор о работе в Музыкальном училище Екатеринодарского отделения ИРМО «на 1911/12 и 1912/13 учебные годы, сроком с 25 августа 1911 г. и до окончания в мае 1913 г. экзаменов»* [12. Л. 1-1 об.]. Сотоварищ Гнесина по консерватории А. Н. Дроздов занял пост директора училища. Жители Екатерино-дара узнали об этом из публикации в газете «Кубанский край» 24 мая 1911 г.: «Директором музык[ального] учил[ища] и преподавателем высшего и среднего курса фортепиано приглашен лауреат (окончил с золотою медалью) Петербургской консерватории Анатолий Николаевич Дроздов. Приглашен также композитор-теоретик М. Ф. Гнесин, окончивший по классу теории композиции Римского-Корсакова...»* [26].
Работа Гнесина в Екатеринодаре продолжалась вплоть до мая 1913 г. Например, в письме Гнесина Вс. Мейерхольду из Екатеринодара от 29 апреля 1913 г. композитор сообщает: «До 12 мая я в Екатеринодаре, затем - Алушта, Таврической губернии» [22. С. 24].
Многочисленные интернет-страницы, посвященные биографии Гнесина, называют преимущественной две даты начала его работы в Екатеринодаре: 1908 и 1911 гг. Однако о сроках его работы здесь (за редким исключением) не упоминается вообще. Анализ информационных ресурсов показал, что в основе большинства из них лежат сведения, приведенные в академических энциклопедических изданиях - Большой Советской энциклопедии (БСЭ, 2-е и 3-е издания) [5; 6], «Музыкальной энциклопедии» [21] и «Музыкальном энциклопедическом словаре» [20]. Следует отметить, что эти сведения несколько не согласованы друг с другом.
Так, во 2-м издании БСЭ указывается, что Гнесин, после окончания в 1909 г. Петербургской консерватории, преподавал в рабочих музыкальных кружках Петербурга, музыкальных училищах Ростова-на-Дону и Екатеринодара [5. С. 551], тогда как в 3-м издании БСЭ информация несколько размыта: «В 1901-09 учился в Петербургской консерватории <...>. С 1908 занимался музыкально-просветительской деятельностью в рабочих кружках Петербурга
и провинции, преподавал теоретические дисциплины в музыкальных училищах Екатери-нодара <...> и Ростова-на-Дону» [6]. Из этого следует, что Гнесин преподавал в провинции, будучи студентом консерватории, чего физически не могло быть.
Это подтверждается и сведениями из «Музыкальной энциклопедии»: «С 1908 вел большую пед[агогическую] и муз[ыкально]-просветит[ительскую] работу. Будучи студентом, руководил муз[ыкальными] рабочими кружками в Петербурге, затем в Ростове-на-Дону и Екатеринодаре <...>, преподавал в муз[ыкальных] школах, уч[или]щах и кружках...» [21. С. 1025]. Здесь ключевым является слово затем, т. е. педагогическая работа в Ростове и Екатеринодаре осуществлялась Гне-синым уже после окончании консерватории.
Составители «Музыкального энциклопедического словаря», по всей вероятности, опирались на 3-е издание БСЭ: «С 1908 вел пед[агогическую] и муз[ыкально]-просве-тит[ительскую] работу Екатеринодаре <...>, Ростове-на-Дону...» [20. С. 141].
На некоторых web-страницах имеются ссылки на источник информации или автора статьи. Однако и в этом случае сведения не всегда корректны. Например, Академическая Вики-энциклопедия по еврейским и израильским темам [1] со ссылкой на Электронную еврейскую энциклопедию [35] утверждает, что Гнесин преподавал в музыкальном училище Екатеринодара с 1908 г. В самой же Электронной еврейской энциклопедии говорится, что Гнесин преподавал в музыкальных училищах Ростова-на-Дону, Екатеринодара и в консерваториях Москвы и Ленинграда с 1911 г.
Не избежали фактологических ошибок и составители статьи о Гнесине на официальном сайте Московской консерватории [19]. Так, они утверждают, что Гнесин преподавал в Екатеринодаре в 1911-1912 гг., а с 1912 г. работал в Ростове.
Следует заметить, что некоторые информационные ресурсы регулярно следят за точностью информации и исправляют свои фактологические ошибки. Так, на странице, посвященной Гнесину, в русской Википедии (и размещенной до октября 2012 г.) [8] указывалось, что он преподавал в Екатеринодаре с 1908 г. В обновленной версии той же страницы указаны более точные сведения: «С 1911 г. преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре» [7].
Полученные из информационных ресурсов данные мы обобщили в табл. 1. В первом столбце указывается информационный ресурс, на котором помещена информация о Гнесине; во втором - даты работы Гнесина в Екатери-
нодаре; в третьем - ссылка на источник приведенной информации или автора статьи; в четвертом - наши предположения о первоначальном источнике приведенной информации.
Информация о работе М. Ф. Гнесина в Екатеринодаре (по данным интернет-ресурсов)
Таблица 1
Информационный ресурс Дата Источник или автор статьи Предположения о первоначальном источнике информации
Академиче ская Вики-энциклопедия по еврейским и израильским темам [1] С 1908 г. преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре. В 1914-1921 гг. в Ростове руководил музыкальной школой и Народной консерваторией Электронная еврейская энциклопедия [35]
Биографии людей [3] С 1908 г. вел педагогическую и музыкально-просветительскую работу: руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре. В Ростове-на-Дону в период с 1914 по 1921 г. Отсутствует Музыкальный энциклопедический словарьи (см. [20. С. 141])
Белополье[2] С 1908 г. вел педагогическую и музыкально-просветительскую работу: руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре Отсутствует Музыкальный энциклопедический словарь (см. [20. С. 141])
Википедия (ранняя версия) [8] С 1908 г. преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре. В 1914-1921 гг. в Ростове Отсутствует
Календарь событий [14] С 1908 г. руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре. В Ростове-на-Дону в 1914-1921 гг. Отсутствует Старая версия Википедии (см. [8])
Кроссворд-кафе [15] С 1908 г. занимался музыкально-просветительской деятельностью в рабочих кружках Петербурга и провинции, преподавал теоретические дисциплины в музыкальных училищах Екатеринодара и Ростова-на-Дону Автор - Г. М. Ципин 3-е издание БСЭ (см. [6])
Люди. Peoples.ru [18] С 1908 г. вел педагогическую и музыкально-просветительскую работу: руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре Отсутствует Музыкальный энциклопедический словарь (см. [20. С. 141])
Русский музыкальный академический каталог [29] С 1908 г. вел педагогическую и музыкально-просветительскую работу: руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре Отсутствует Музыкальный энциклопедический словарь (см. [20. С. 141])
Татар-информ [31] С 1908 г. руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатерино-даре. В Ростове-на-Дону в 1914 - 1921 гг. ***К. По материалам Calend.ru (Календарь событий, см. [14])
Окончание табл. 1
Чувашская энциклопедия [34] С 1908 г. вел большую педагогическую и музыкально-просветительскую работу: преподавал в музыкальных школах, училищах и кружках, читал лекции в Екатерино-даре и Ростове-на-Дону Автор -Л. И. Бушуева Музыкальный энциклопедический словарь (см. [20. С. 141])
RuData.ru. Энциклопедия кино [36] С 1908 г. преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре. В 1914-1921 гг. в Ростове Википедия Старая версия Википедии (см. [8])
Википедия (версия, проверенная 8 октября 2012 г.) [7] С 1911 г. преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре Отсутствует
Московская консерватория им. П. Чайковского [19] С 1908 г. вел большую музыкально-просветительскую и педагогическую работу, руководил музыкальными рабочими кружками в Петербурге. В 1911-1912 гг. работал в Музыкальном училище ИРМО Екате-ринодара, руководил рабочими кружками, организовывал музыкальные мероприятия. В 1912-1921 гг. преподавал в Музыкальном училище ИРМО Ростова-на-Дону Отсутствует
РИА Новости [27] В 1911-1912 гг. работал в Музыкальном училище Императорского русского музыкального общества (ИРМО) Екатеринода-ра, руководил рабочими кружками, организовывал музыкальные мероприятия. В 1912-1921 гг. преподавал в Музыкальном училище ИРМО Ростова-на-Дону На основе информации открытых источников Сайт Московской консерватории (см. [19])
Электронная еврейская энциклопедия [35] С 1911 г. преподавал в музыкальных училищах Ростова-на-Дону, Екатеринодара, в консерваториях Москвы и Ленинграда Отсутствует
Несколько иначе обстоят дела с печатными медиасредствами. Здесь информация об интересующем нас периоде практически отсутствует. Тем не менее, в публикации газеты «Краснодарские известия», посвященной истории Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова, работа Гнесина в Екатеринодарском училище отнесена автором к 1920-1930-м гг. [17].
Кстати, эта статья просто изобилует фактологическими ошибками. Так, например, избранные в 1906 г. почетными членами Екате-ринодарского отделения ИРМО М. Балакирев,
Н. Римский-Корсаков, Э. Направник и другие великие русские композиторы [9] названы автором статьи почетными попечителями училища, хотя попечительского совета училища никогда не существовало. Неверно указаны и
адреса, по которым в разные годы располагалось училище: «“Музыкалка” не раз переезжала: из здания гостиницы “Метрополь” (ныне “Центральная”) на Гимназическую, откуда фашисты выселят студентов, и педагоги будут вести лекции на дому». Точные сведения обо всех адресах училища указаны в монографии краснодарского музыковеда В. Фролкина [33]. Кроме этого, давно опубликовано и письмо Гнесина Вс. Мейерхольду, в котором он указывает точный адрес училища: «Екатерино-дар Кубанской области. Музыкальное училище императорского Русского музыкального общества. Карасунская ул[ица]» [22. С. 20]. Еще одно упоминание об адресе училища в 1912 г. мы нашли в письме Гнесина его жене: «Пиши мне на Училище: Екатеринодар. Муз[ыкальное] Училище Имп[ераторского]
Р[усского] М[узыкального] Общ[ества] на Ка-расунской ул[ице]» [24. Л. 36об.].
К слову, этот автор до сих пор не может определиться с точным месторасположением училища в 1911-1913 гг. В другой статье, в которой затрагивается вопрос о роли Гнесина в организации первой выставки русского художественного авангарда в провинции в 1912 г., она указывает очередной адрес музыкального училища - по улице Пушкина, тот, где училище стало располагаться только с 1960-х гг. [16].
Другой вопрос, который, на наш взгляд, наиболее полно освещен в средствах массовой информации, - сфера деятельности Гнесина в Екатеринодарском музыкальном училище.
Сам Гнесин достаточно скупо говорит об этом: «Кроме занятий композицией, я преподавал <...> решительно все предметы, имеющие отношение к музыкальной теории и композиции, также вел хоровые и оркестровые классы, читал лекции по истории музыки и эстетике (как в училищах, так и публичные), неоднократно дирижировал в симфонических концертах, руководил образованными мною же музыкальными кружками» [10. С. 118-119].
А. Н. Дроздов свидетельствует, что художественная деятельность Гнесина в этот период была весьма многообразна: преподавательская работа, дирижерские выступления, чтение многочисленных лекций по вопросам музыкального искусства и связи искусства с бытом, руководство музыкальными кружками, организация концертов и музыкальных торжеств (совместно с директором музыкального училища) и т. д. [13. С. 16-17].
Очень важная информация о видах деятельности Гнесина содержится в его письмах того времени жене [23-25].
По информации интернет-сайта «Русский Биографический Словарь» [28], основанной на статье «Нового Энциклопедического Словаря» (1910-1916 гг.), Гнесин в музыкальном училище Екатеринодара заведует хоровым и оркестровым классами. А известный исследователь музыкальной культуры Кубани А. Сле-пов уточняет: для наиболее подготовленных учащихся Гнесин читал курс специальной теории музыки (включая композицию), который открывал перед ними более широкое представление о гармонии, полифонии, строении музыкальной речи, приемах тематического
Таблица 2
Музыкально-педагогическая и музыкально-просветительская деятельность М. Ф. Гнесина в Екатеринодарском музыкальном училище в 1911-1913 гг.
(на основе публикаций в прессе и архивных документов)
Договор с Екатери-нодарским отделением ИРМО [12] Письма Гнесина жене [23] Гнесин. Автобиография [10] Дроздов [13] Русский биографический словарь [28] Слепов [30] Титов [32]
Класс специальной теории музыки (включая композицию) + + + + + +
Вспомогательные теоретические дисциплины + + + +
Преподавание теории на регентских курсах + + + +
Преподавание теории в классе нотной грамоты + + +
Класс ансамбля + + + +
Оркестровый класс + + + + +
Хоровой класс + + + +
Публичное чтение лекций по истории музыки и эстетике + + +
Дирижирование симфоническим оркестром + + +
Руководство кружками + +
Организация концертов + +
развития, сочинения фуги и простых форм вокальной, инструментальной музыки [30]. Исследователь С. Титов указывает, что Гнесин в Екатеринодарском музыкальном училище возглавлял класс теории музыки и композиции [32. С. 200]. В то время термин «теория композиции» обозначал весь комплекс музыкально-теоретических дисциплин: теория музыки, сольфеджио, гармония, контрапункт, канон, фуга, оркестровка и свободное сочинение. Поэтому «теорию композиции» изучали не только композиторы, но и теоретики и исполнители [4].
Согласно же «Договору о работе в музыкальном училище Екатеринодарского отделения ИРМО» Гнесин принял на себя «обязанности по классу специальной теории музыки, по всем вспомогательным теоретическим предметам, преподавание теории на регентских курсах и классе нотной грамоты, класс ансамбля, оркестровый и хоровой»* [12. Л. 1].
Полученные данные можно свести в табл. 2.
Из этой таблицы видно, что наиболее полные сведения о музыкально-педагогической и просветительской работе Гнесина в Екате-ринодаре содержатся только в воспоминаниях и письмах самого композитора, а также в воспоминаниях его ближайшего соратника
А. Н. Дроздова. Однако авторы воспоминаний ограничиваются более общими сведениями, не конкретизируя виды деятельности. Опубликованная медиаинформация не отражает в полной мере весь спектр музыкально-педагогической и просветительской работы Гнесина в Екатеринодаре.
Таким образом, мы убедились, что достоверность медиаинформации в большинстве случаев не отвечает фактологическим критериям и, в силу своей неполной достоверности, может представлять собой некоторую информационную угрозу для чересчур доверчивых и некритично настроенных пользователей.
Список литературы
1. Академическая Вики-энциклопедия по еврейским и израильским темам [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://ejwiki.org/wiki/
2. Белополье [Электронный ресурс]. иЯЪ: http://belopolye.narod.ru/known_people/february/ gnesin.htm
3. Биографии людей [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://great-people.ru/biog_04_gnesin.html
4. Бобылев, Л. Б. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862-1917) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1992. 27 с.
5. Большая советская энциклопедия : в 51 т. Т. 11. Германик-Голубь. М., 1952. 647 с.
6. Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 6. Газлифт-Гоголево. М., 1971. 894 с.
7. Википедия: Свободная энциклопедия. Версия, проверенная 8 октября 2012 г. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://ru.wikipedia.org
8. Википедия: Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://ru.wikipedia. org/w/index.php
9. Гаврюшенко, Н. Четыре письма выдающихся русских композиторов в Екатеринодар / Н. Гаврюшенко, С. Аникиенко // Вопросы ре-гионоведения : сб. ст. Вып. 1. Краснодар, 2002. С. 40-44.
10. Гнесин, М. Ф. Автобиография // Гнесин М. Ф. Статьи. Воспоминания. Материалы. М. : Совет. композитор, 1961. С. 117-121.
11. Гнесин, М. Ф. Воспоминания о своей музыкально-просветительской и педагогической деятельности в Ростове-на-Дону и Екате-ринодаре, о сочинении «Реквиема», «Розариума» и др., поезде в Москву в 1920 г., встречах с А. В. Луначарским и занятиях с Н. А. Римским-Корсаковым. 1930-1949 гг. // Рос. гос. арх. литературы и искусства (далее - РГАЛИ). Ф. 2954. Оп. 1. Ед. хр. 182. 87 л.
12. Договоры М. Ф. Гнесина с Екатерино-дарским отделением РМО, Большим драматическим театром, Совкино, Комитетом радиовещания, Союзом советских композиторов, филармониями и др. о преподавательской работе, написании произведений, музыкальном оформлении спектакля и др. // РГАЛИ. Ф. 2954. Оп. 1. Ед. хр. 877.
13. Дроздов, А. Н. Михаил Фабианович Гне-син. М., 1927. 48 с.
14. Календарь событий [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.calend.ru/person/1509/
15. Кроссворд-кафе: Кроссворды, сканвор-ды, словари, биографии, афоризмы [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.c-cafe.ru/days/ bio/14/035_14.php
16. Куропатченко, А. От Серебряного века и далее // Краснодар. изв. 2012. 1 сент. С. 12.
17. Куропатченко, А. Рожденные ноябрем и искусством // Краснодар. изв. 2011. 1 нояб. С. 28.
18. Люди. Peoples.ru [Электронный ресурс]. URL:http://www.peoples.ru/art/music/composer
19. Московская консерватория им. П. И. Чайковского [Электронный ресурс] // Персоналии. иЯЬ: http://mosconsv.ru/ru/
20. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. 1126 с.
21. Музыкальная энциклопедия : в 6 т. Т. 1. А-Гонг. М., 1973. 584 с.
22. Переписка В. Э. Мейерхольда и М. Ф. Гнесина // Вс. Мейерхольд и Мих. Гне-син : собрание документов. М., 2008. С. 18-42.
23. Письма М. Ф. Гнесина Надежде Товиев-не Гнесиной (жене). 1911 г. // РГАЛИ. Ф. 2954. Оп. 1. Ед. хр. 240. 79 л.
24. Письма М. Ф. Гнесина Надежде Товиев-не Гнесиной (жене). 1912 г. // РГАЛИ. Ф. 2954. Оп. 1. Ед. хр. 241. 110 л.
25. Письма М. Ф. Гнесина Надежде Товиев-не Гнесиной (жене). 1913 г. // РГАЛИ. Ф. 2954. Оп. 1. Ед. хр. 242. 90 л.
26. Приглашение директора музыкального училища // Кубанский Край. 1911. 24 мая.
27. РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/spravka/20130202/920649481.html
28. Русский биографический словарь [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://rulex.ru/01040220. Ыт
29. Русский музыкальный академический каталог [Электронный ресурс]. URL: http:// composers.ru/2G11-G8-18-G1-25-34/145
3G. Слепов, А. Гений русской музыки: Римский-Корсаков и его ученики в Eкaтеринодaре-Краснодаре // Вольная Кубань. 1994. 19 марта. С. 3.
31. Татар-информ [Электронный ресурс]. URL: http://www.tatar-inform.ru/news
32. Титов, С. Eкaтеринодaрское отделение ИРМО // Музык. академ. 1995. J№ 5. С. 198-2G1.
33. Фролкин, В. А. Краснодарский музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова. История, события, факты (19G6-2GG6). Краснодар, 2GG6. 24G с.
34. Чувашская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://enc.cap.ru/?lnk=1542&t= prsn
35. Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.eleven. co.il/article/11216
36. RuData.ru: Энциклопедия кино [Электронный ресурс]. URL: http://rudata.ru/wiki/
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 23-29.
В. В. Антропова
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРЕССЫ В КОНТЕКСТЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕДИАТЕКСТОВ: ЭКСПАНСИЯ МАССКУЛЬТА
Бесспорный тезис о культурологической маркированности медиатекстов потребовал обоснования возможности экстраполировать типологию культуры на печатные СМИ, функционирующие в неоднородном пространстве медиакультуры. Тексты каждого типа журнально-газетной периодики репрезентируют различные типы дискурсов, ранжирующих определенным образом ценностные смыслы лингвокультурных концептов, что напрямую соотносится с мыслью о «яростном противостоянии полярных ценностей» (В. А. Сидоров) медийного пространства.
Ключевые слова: медиакультура, типы культуры, типология СМИ, медиатекст, дискурс, лингвокультурология, аксиология журналистики, ценности.
Ценностный ракурс анализа действитель- на рубеже столетий, в эпоху «ускользающих» ности, актуализировавшийся во второй поло- ценностей, инициировал появление новых ис-вине ХХ в., усиленный новейшими социокуль- следовательских парадигм синтезирующего турными трансформациями и потрясениями, типа, ключевым понятием которых стала «цен-