УДК 316.44 Кашкабаш Татьяна Викторовна
аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова dom-hors@mail.ru
К ПРОБЛЕМАМ
МОСКОВСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Kashkabash Tatiana Viktorovna
PhD student of the Social Science Department, Lomonosov Moscow State University dom-hors@mail.ru
CONCERNING SOME ISSUES OF MOSCOW IDENTITY
Аннотация:
В данной статье рассмотрены особенности идентичности жителей столицьі в настоящее время и указаны существующие проблемы в рамках московского сообщества. Природа любого современного развитого города является генератором социокультурного разнообразия. Непрерывное развитие городской культуры ведет к ее дроблению и усложнению. Специфика городской среды воплощается в производстве самых разнообразных социальных, идеологических, стилевых, профессиональных, возрастных, этнических локу-сов, общностей, групп и субкультур.
Ключевые слова:
московская идентичность, московское сообщество, портрет москвича, мигранты.
Summary:
The article considers the current specific features of the Moscow residents’ identity and existing problems of the capital community. The environment of any modern metropolis generates sociocultural diversity. The continuous development of the city culture results in its disintegration and complication. The specifics of the urban environment is embodied in producing various social, ideological, style, professional, age, ethnic loci, societies, groups and subcultures.
Keywords:
Moscow identity, Moscow community, portrait of Moscow resident, migrants.
Современное российское общество и, особенно, столицу можно охарактеризовать противоречивостью и сложной системой внутрикультурных процессов. Социокультурное пространство Москвы складывается из многообразных субкультур, общностей, представляющих различные социальные, этнические и культурные группы населения. В настоящее время особенно высок уровень культурной дифференциации, поскольку различные субгруппы, по-разному относящиеся к перспективам развития Москвы, активно сегрегируются. Такая ситуация приводит к тому, что внутри московского сообщества актуализируются различные мировоззрения, так как повседневные практики жителей столицы существенно отличаются.
Подобное культурное многообразие актуализирует проблему размывания городской идентичности в рамках московского сообщества, а также потери общегородского самосознания и разрушения духовного единства москвичей. Тем актуальней становится проведение исследований и изучение московской идентичности и особенностей портрета жителя столицы.
Основываясь на эмпирических данных, необходимо отметить, что «москвичами» себя определяют только около одной трети жителей мегаполиса. В связи с этим следует то, что большая часть респондентов считает себя, прежде всего, россиянами, а уже потом - москвичами. Данный показатель легко объясняется усилившимся притоком в Москву людей из других регионов России.
Согласно возрастному распределению среди горожан, чья самоидентификация совпадает с московским сообществом, чаще встречаются представители старшего поколения. Среди молодежи доля лиц, определяющих себя, прежде всего как «москвичи», выше - 19,8 % против 16,8 % жителей старшего поколения. Тем не менее, особенности дифференциации населения Москвы по половозрастному показателю детерминируют преобладание старших возрастных групп над более молодыми: 52 % среди «москвичей» старше 45 лет и 30,2 % - моложе 35 лет [1, с. 28].
Однако по результатам проведенных исследований составить определенный портрет москвича с точки зрения самих жителей столицы оказывается затруднительным. Возможно выделить некоторые категории граждан, обладающих схожими чертами, исходя из времени проживания их в столице. Согласно мнению респондентов, длительность проживания в Москве и стремление участвовать и изменять к лучшему условия жизни в городе в наибольшей степени определяют принадлежность к общности «москвичей»: «Это человек, родившийся и выросший в Москве, получивший здесь образование, социализировавшийся в этом городе, ощущающий себя здесь комфортно» [2]. Этот аргумент подтверждает данные исследований: проживающие в Москве сравнительно недолго в меньше степени выражают желание и готовность проявлять гражданскую активность, нежели коренные москвичи.
По мнению жителей столицы, москвич должен хорошо ориентироваться в городе и знать «тайные места», а так же быть человеком, любящим свой город и заботящимся о нем, стремящимся «улучшать по мере своих сил благосостояние города и его сожителей». Однако такие показатели скорее можно отнести к желаемому и идеальному образу в представлении горожан.
Результаты опроса молодого поколения москвичей показывают, что в их сознании четко сложилось разделение на «своих» и «чужих». Именно процесс категоризации и различения образа чужого - отличного - лежит в основе идентификации. Юные жители столицы достаточно четко различают категории и соотносят себя с «русскими» в противоположность «нерусским» и «москвичами» в противоположность «немосквичам». Под категорией «русские» они начинают осознавать себя патриотами страны, в числе «москвичей» - членами избранного сообщества, которое им хотелось бы видеть еще более элитарным и закрытым [3, с. 2].
При сравнении представления старшего поколения респондентов о том, каков образ «москвича», с понятиями молодежи различия очевидны. У первых стоит отметить присутствие определенной романтизации образа под влиянием советского прошлого и воспоминаний о моделях поведения и образе жизни. Тем не менее, как характерные черты москвича указывались: размеренность, самоуглубленность, гостеприимство и интеллигентность. Безусловно, образ горожан, проводящих время за долгими чаепитиями, интеллигентными беседами и посиделками, относится к коренным жителям города старшего поколения. Это черты «другой» Москвы, непривычной нынешнему москвичу, не отличающейся бешеным ритмом жизни, стремлением к заработкам и развлечениям, достижениям.
После продолжительности жизни в столице в качестве основной черты москвича указывалось ответственное отношение к городу. Согласно ответам респондентов старшего поколения (после 35 лет), которых можно отнести к группе коренных жителей столицы, москвич должен отличаться ответственным отношением к своему городу, он «гордится чем-то в городе, активно воспринимает происходящее в городе, возражает, если что-то не нравится и участвует в событиях, испытывает радость за развитие города» [4].
Однако, мнения большинства респондентов независимо от их возраста и категории, сходятся в идее о том, что Москва слишком разнородна. Опрошенные отмечали, что «Москва всегда принимала новых людей и переваривала их, в отличие от Санкт-Петербурга, например, где все гостеприимны, но не более».
Вследствие этого возник кризис московской идентичности, которая представляет собой не общность интересов, а скорее может быть определена как ощущение «особого статуса», скорее пользователя благами мегаполиса, чем благодарного и ответственного жителя столицы. В связи с этим возникают проблемы, например, «неинтегрируемость» мигрантов, которую нельзя решить уже лишь посредством этнокультурной политики и воспитания толерантности. Необходима обновленная социальная политика. Новые москвичи хорошо интегрированы в родное этническое и культурное пространство и при этом плохо - в правовое и социальное пространство столичных жителей.
При этом достаточно важно понимать тот факт, что не все мигранты нуждаются в интеграции, так как у определенной категории приезжих такая потребность может отсутствовать. Среди них можно выделить так называемых временных трудовых мигрантов. Такие группы нацелены, в первую очередь, на заработки. Однако среди мигрантов есть и те, кто ориентирован на постоянное жительство в Москве. Вторые в своих стратегиях адаптации ориентируют существующую целостность местного сообщества, проявляют желание освоить особенности московской культуры. Данное стремление обеспечивает им значительные преимущества в интеграции в столичную жизнь.
Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что согласно результатам проведенного исследования идентификацию с сообществом москвичей формирует в наибольшей степени длительность проживания в Москве и стремление участвовать и изменять к лучшему условия жизни в городе.
При этом у многих приезжих стремление приобщиться к сообществу москвичей возникает лишь в связи с функцией социальной компенсации, которую выполняет московская идентичность. Быть жителем столицы, значит обладать высоким статусом и расширенными возможностями в сравнении с представителями других городом и регионов.
В связи с объективным существованием проблем единства московского сообщества легко сделать вывод о том, что московская идентичность размывается, происходит стандартизация жизни и утрачивается былая самобытность жителей столицы.
Ссылки и примечания:
1. Вендина О.И. Московская идентичность и идентичность москвичей // Известия РАН. Серия «Географическая». 2012. № 5.
2. Авторское исследование, проводившееся в июле 2013 г.
3. Борусяк Л. Патриотизм как ксенофобия (результаты опроса молодых москвичей) // Вестник общественного мнения.
Дискуссии. 2004. № 6 (74).
4. Авторское исследование ...