Научная статья на тему 'К постановке проблемы школьного буллинга в ситуации социального развития'

К постановке проблемы школьного буллинга в ситуации социального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
857
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьный буллинг / социальное развитие / буллинг / травля / развитие / агрессия / отношения / school bullying / social development / bullying / bullying / development / aggression / relationships.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Тельминова

В данной статье рассмотрена проблема школьного буллинга. Обосновывается мисль о том, что школьный буллинг является глобальной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваются причины буллинга, предупреждающие признаки. На основе материала статьи рассмотрены примеры занятий по профилактике буллинга. Целю данной статьи является изучить проблему школьного буллинга в ситуации социального развития. Задачи: рассмотреть научные работы авторов как зарубежной, так и российской литературы по проблеме школьного буллинга; изучить понятие «буллинг»; рассмотреть причины школьного буллинга в социуме; на основании изученной литературы разработать рекомендации по профилактике школьного буллинга. Школьная «травля» является достаточно распространенной формой психологического насилия. Причиненный вред психическому здоровью и социализации соответствует определенным критериям., которые рассматриваются в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А В. Тельминова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF SCHOOL BULLYING IN THE SITUATION OF SOCIAL DEVELOPMENT

The article discusses a problem of school bullying. The author substantiates the idea that school bullying is a serious global problem of modern society. The paper discusses causes of bullying and warning signs. Examples of bullying prevention classes are considered. The purpose of this article is to study the problem of school bullying in the situation of social development. The tasks of the work are to review the scientific works of authors of both foreign and Russian literature on the problem of school bullying; to study the concept of “Bullying”; to consider the reasons for school bullying in society; based on the literature studied, develop recommendations for the prevention of school bullying. School bullying is a fairly common form of psychological violence. The harm caused to mental health and socialization meets certain criteria. These criteria are discussed.

Текст научной работы на тему «К постановке проблемы школьного буллинга в ситуации социального развития»

«МЭШ» предлагает наряду с другими курсами разработку сценария урока по предмету «Музыка». Учитель имеет возможность создать свой сценарий, наполнив его содержанием, которое отвечает запросам обучающихся, индивидуальным особенностями каждого класса или группы детей. Это повышает эффективность уроков и развивает у подростков дальнейший интерес к занятиям. В настоящее время у столичных школьников открыт доступ к урокам, созданным лучшими педагогами города. Материалы электронной библиотеки позволяют учителям разнообразить уроки искусства и дают возможность ученикам познакомиться с лучшими образцами мирового музыкального искусства. Проверить знания и узнать впечатления обучающихся от прослушанных музыкальных произведений позволяет тестовая система библиотеки МЭШ, представленная как отдельно взятое тестовое задание, так и тест (комплекс из нескольких тестовых заданий).

Расширить слуховые познания учащихся в камерной и симфонической музыке на уроках музыкального искусства поможет метод использования компьютерных проектов информационного, исследовательского, творческого направлений. Материалы библиотеки «МЭШ» (так называемые «Атомики») помогают школьникам в выполнении следующих видов компьютерных проектов: информационные - живая музыкальная газета, музыкальный справочник, виртуальная экскурсия в мир камерной или симфонической музыки и исследовательские проекты - исследование творческого наследия композитора, нахождение интересных классических произведений, обоснование их значимости для слушателей и др.

Особое внимание необходимо уделять применению различных творческих форм работы со школьниками: коллективные фронтальные задания, групповые

Библиографический список

задания; индивидуальные или парные формы работы, использование электронных материалов (отдельных типов файлов: изображения, видео, аудио, анимации), создание учениками собственных уроков-презентаций (интеграция различных объектов в один формат - \меЬ-страницы) о творчестве композиторов и тому подобное.

Под влиянием учебно-воспитательной работы образовательных учреждений и детских школ искусств у подростков начинают формироваться и ярко проявляться способности, связанные с их интересами и склонностями. Очень важно для художественно-творческой самореализации подростков создать условия для накопления запаса музыкальных впечатлений, объема репертуара, опыта музыкальной слуховой деятельности.

Безусловно, образовательная платформа «МЭШ» помогает ученику в восприятии музыкального искусства, пробуждает у него интерес к камерной и симфонической музыке, особенно если уроки преподает педагог который владеет инновационными методами обучения, полихудожественно компетентен и очень любит свою работу. И старания учителя не будут напрасными, а станут более плодотворными, если подростка вне общеобразовательного учреждения окружает атмосфера любви и уважения к классической музыке. В первую очередь это касается его семьи, если в ней поддерживается интерес к музыкальному искусству.

Таким образом, платформа «МЭШ» представляет собой перспективное инновационное поле, обладающее широким педагогическим потенциалом в отношении стимулирования и развития интереса подростков к классической, в частности камерной и симфонической музыке.

1. Бурлина Е.Я. О понятии «музыкальный интерес». Музыка, 1975.

2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Москва: Педагогика, 1988.

3. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Москва, 1977; Т. 5.

4. Теплов Б.М. О музыкальном переживании. К 35-летию научной деятельности Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1945.

5. Московская электронная школа (МЭШ). Available at: http://mes.mosedu.ru

References

1. Burlina E.Ya. O ponyatii «muzykal'nyj interes». Muzyka, 1975.

2. Schukina G.I. Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nyh interesov uchaschihsya. Moskva: Pedagogika, 1988.

3. Suhomlinskij V.A. Izbrannye proizvedeniya: v 5 t. Moskva, 1977; T. 5.

4. Teplov B.M. O muzykal'nomperezhivanii. K 35-letiyu nauchnoj deyatel'nosti D.N. Uznadze. Tbilisi, 1945.

5. Moskovskaya 'elektronnaya shkola (M'ESh). Available at: http://mes.mosedu.ru

Статья поступила в редакцию 07.05.20

УДК 378

Telminova A.V., postgraduate, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosova (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected]

ON THE PROBLEM OF SCHOOL BULLYING IN THE SITUATION OF SOCIAL DEVELOPMENT. The article discusses a problem of school bullying. The author substantiates the idea that school bullying is a serious global problem of modern society. The paper discusses causes of bullying and warning signs. Examples of bullying prevention classes are considered. The purpose of this article is to study the problem of school bullying in the situation of social development. The tasks of the work are to review the scientific works of authors of both foreign and Russian literature on the problem of school bullying; to study the concept of "Bullying"; to consider the reasons for school bullying in society; based on the literature studied, develop recommendations for the prevention of school bullying. School bullying is a fairly common form of psychological violence. The harm caused to mental health and socialization meets certain criteria. These criteria are discussed.

Key words: school bullying, social development, bullying, bullying, development, aggression, relationships.

А.В. Тельминоеа, аспирант, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, г. Магнитогорск,

E-mail: [email protected]

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье рассмотрена проблема школьного буллинга. Обосновывается мисль о том, что школьный буллинг является глобальной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваются причины буллинга, предупреждающие признаки. На основе материала статьи рассмотрены примеры занятий по профилактике буллинга. Целю данной статьи является изучить проблему школьного буллинга в ситуации социального развития. Задачи: рассмотреть научные работы авторов как зарубежной, так и российской литературы по проблеме школьного буллинга; изучить понятие «буллинг»; рассмотреть причины школьного буллинга в социуме; на основании изученной литературы разработать рекомендации по профилактике школьного буллинга. Школьная «травля» является достаточно распространенной формой психологического насилия. Причиненный вред психическому здоровью и социализации соответствует определенным критериям., которые рассматриваются в статье.

Ключевые слова: школьный буллинг, социальное развитие, буллинг, травля, развитие, агрессия, отношения.

В ситуации социального развития школьный буллинг является глобальной проблемой в социуме. В психолого-педагогической науке вопрос буллинга представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся в последнюю четверть века (И.С. Кон, Д.Б. Джексон,А. Миллер и др.).

Целью данной статьи является изучить проблему школьного буллинга в ситуации социального развития.

Задачи: рассмотреть научные работы авторов как зарубежной, так и российской литературы по проблеме школьного буллинга; изучить понятие «буллинг»;

рассмотреть причины школьного буллинга в социуме; на основании изученной литературы разработать рекомендации по профилактике школьного буллнга.

В данной статье были использованы следующие работы: «Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение» Л.С. Алексеева; «Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков» С. Аршада, В.Р Холокомба; «Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды» И.А. Баева; «Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций

в образовательной среде)» Е.В. Бурмистрова; «Профилактика агрессии и насилия в школе» Е.В. Гребенкина и др. В данных источниках авторы рассматривают проблему буллинга на современном этапе. Выявляют причины агрессии и их последствия. На фоне выявленных причин и последствий авторы разрабатывают рекомендации по профилактике школьного буллинга.

В рамках зарубежной педагогики и психологии в образовательной среде определение буллинга рассматривается как ситуация насилия над человеком (школьное издевательство). Практически в каждом классе есть ученики, которых отличают определенные особенности, в результате чего они становятся жертвами издевательств со стороны сверстников. Издевательство над жертвой логично связано с проявлением различных форм агрессии. Чрезмерная агрессивность современных детей провоцирует распространение издевательств в образовательной среде.

Английское слово буллинг (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [1]. В скандинавских и англоязычных странах используются следующие термины: притеснение, дискриминация, моббинг (преимущественно групповые формы притеснения человека), буллинг В настоящее время издевательства определяются в научной литературе как длительный процесс осознанного жестокого отношения, физического и (или) психического, причиненого одним ребенком или группой детей другому ребенку (детям). Это явление содержит три важных компонента: буллинг - это агрессивное поведение, которое включает нежелательные негативные действия; буллинг охватывает модель поведения, многократно повторяющуюся с течением времени, а издевательства - это дисбаланс силы и авторитета [2].

Причиной буллинга также может быть неусвоение детьми моральных и этических норм. Полное развитие и реализация личности возможно в определенных условиях. Эти условия состоят из качественной социализации и адаптации личности и психологической безопасности здоровья в образовательной среде. Также помимо личных качеств появлению буллинга способствует проблема социального развития. В семьях жертв издевательств систематически происходят бытовое насилие и гиперопека. Дети, подвергающиеся жестокому обращению в семье, часто инициируют травлю и являются жертвами.

Хулиганское поведение часто проявляется в детстве, и последствия для жертв могут длиться всю жизнь. Специалисты из Института образования ВШЭ провели исследование среди 1,5 тысячи старшеклассников и студентов первых -вторых курсов и пришли к выводу, что с буллингом в школах сталкиваются около 35% учеников по всему миру. В России эта цифра составила 27,5%. Чаще всего жертвами травли становятся дети, чьи родители чрезмерно их контролируют дома и не оказывают эмоциональной поддержки [3].

СМИ, транслируя насилие, создают опасную социальную среду, что имеет влияние, воспроизводящее соответствующее поведение ребенка. Риск насилия в школе возрастает в ассоциальной среде, где высок уровень алкоголизации, наркомании. Только за последний месяц 33% опрошенных не унижали в школе; 41% людей не выступали инициаторами травли; в среднем дети соприкасаются с буллингом около двух раз в месяц [3].

Травля (жарг. буллинг - англ. bullying) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, а также и коллег) со стороны другого, а также часто группы лиц, необязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива [4].

Школьная травля является достаточно распространенной формой психологического насилия. Вред, нанесенный психическому здоровью и социализации, соответствует определенным критериям. Это порождает враждебные намерения, дисбаланс в обществе, повторение, бедствие и провокацию. Травля может иметь большой спектр последствий для личности, включая гнев, депрессию, стресс и самоубийство. Помимо того, хулиган может развить различные социальные беспорядки или увеличить шансы на участие в преступной деятельности.

Причины буллинга сложны и разнообразны. Рассмотрим психоаналитический и этологический подходы.

В психоаналитическом подходе З. Фрейда агрессия рассматривается как продукт инстинкта борьбы вместе с инстинктами жизни, эроса, смерти, разрушения. З. Фрейд, изучая различные аспекты агрессии, предположил, что агрессивная энергия, которую он «выбрасывает» время от времени, даже иногда без видимой причины, постоянно генерируется у человека [5].

Со стороны этологического подхода К. Лоренца, агрессия рассматривается как часть человеческой природы, которая проистекает из присущего инстинкта борьбы за существование [6].

Согласно ситуационной теории агрессии Дж. Долларда разочарование ведет к агрессии, однако агрессия не всегда проявляется из-за разочарования. Часто из-за боязни наказания, сильной реакции человек в ответ передает свои агрессивные действия в сторону другого человека или объектам, которые являются визуально более слабыми [7]. Н.Е. Миллер выдвинул систематическую модель, объясняющую возникновение такого явления. Он предположил, что такое поведение агрессивного человека обусловлено тремя факторами: силой побуждения к агрессии; силой факторов, сдерживающих это поведение; сходством каждой потенциальной жертвы с расстраивающим фактором [8].

В поведении ребенка всегда имеются предупреждающие признаки, что ребенок подвергается издевательствам или является хулиганом. Во всем мире существует множество программ и организаций, которые предоставляют услуги по предотвращению издевательств и информацию о том, как дети могут справиться, если они подвергаются издевательствам [9].

Как отмечает И.С. Кон, буллинг - это подкатегория агрессивного поведения, характеризующаяся следующими тремя минимальными критериями:

1) враждебное намерение (то есть вред, причиненный издевательствами, является умышленным);

2) дисбаланс власти (жестокое обращение может включать в себя абсолютное неравенство между проявляющим агрессию и жертвой);

3) неоднократное повторение негативного воздействия в определенных промежутках времени [10].

Далее И.С. Кон предлагает еще два дополнительных критерия к вышеупомянутым:

- дистресс жертвы (жертва страдает от легкой до тяжелой психологической, социальной или физической травмы);

- провокация (издевательства мотивированы предполагаемыми преимуществами их агрессивного поведения) [10].

Школьному буллингу сопутствуют причины, послужившие данному поведению ребенка. Основными причинами школьного насилия и издевательств являются гендерные и социальные нормы и более широкие контекстуальные и структурные факторы.

Дискриминационные гендерные нормы, которые определяют доминирование мужчин и подчинение женщин, а также закрепление этих норм с помощью насилия, встречаются в той или иной форме во многих культурах. Гендерное неравенство и распространенность насилия в отношении женщин в обществе усугубляют проблему. Точно так же социальные нормы, поддерживающие авторитет учителей над детьми, могут узаконить применение насилия для поддержания дисциплины и контроля [11].

Психологическое давление со стороны социума, требующее соответствовать доминирующим гендерным нормам, также является высоким [12]. Молодых людей, которые не могут или решают не соблюдать эти нормы, часто наказывают за это насилием и издевательствами в школе [13].

Как пишет А.А. Бочавер, сами школы могут «учить» детей насилию с помощью дискриминационных практик, учебных программ и учебников. Дискриминация по признаку пола и дисбаланс власти в школах могут поощрять отношение и практику буллинга, которые, в свою очередь, имеют влияние на детей в поддержании неравных гендерных норм, в терпении насилия, включая телесные наказания [14].

Р. Торнберг и Э. Кнудсен часть причин издевательств видят в социуме, в котором это происходит. Ученые заявляют в своем исследовании: «Атрибуция в школе означает приписывание причины запугивания школьной обстановке». Они говорят, что атрибуция в школе имеет две подкатегории: «скука в школе» и «плохая профилактика противозаконных действий». Скука в школе вовлекает ученика, которому больше нечего делать, кроме хулиганства. Плохая профилактика противозаконных действий может включать учителей и персонал, не проявляющих достаточной заботы и вмешательства, или школы, в которой не хватает учителей. Это может привести к тому, что ученики будут чувствовать себя нежеланными из-за отсутствия недостаточного внимания со стороны персонала школы [15].

Школы и система образования функционируют в более широких социальных и структурных факторах, они отражают и воспроизводят ту среду, которая не может в полной мере защитить детей и подростков от насилия и издевательств. Например, физическое и сексуальное насилие может быть более распространенным в школах в тех случаях, когда оно активизировано как в микросоциуме, так и в обществе в целом [16].

В своей статье «Предсказание издевательств: изучение вклада отрицательного жизненного опыта детей в прогнозирование поведения подростка в запугивании» Коннелл, Моррис и Пикеро выделяют три основных аспекта жизни ребенка - семью, школу и сверстников - в качестве основных показателей того, действительно ли это ребенок проявляет поведение, похожее на издевательства [17]. После рассмотрения данной статьи, можем сделать вывод том, что следование внешним и внутренним факторам может привести к издевательствам. Внешние факторы включают в себя меньшую мобильность в отношениях из-за закрытых учебных программ и среды, давления со стороны сверстников, отсутствия правил запрета издевательств, которые есть у каждого школьника, отсутствия руководителей и так далее. Внутренние факторы включают нетерпимость к гетерогенности и меньшинству, не признание того, что у других одноклассников есть норма, что издевательства неприемлемы, отсутствие когнитивной и эмоциональной эмпатии к тем, кто может подвергаться издевательствам, не рассмотрение агрессивного поведения как издевательства, оправдание издевательств, уверенность в том, что издевательства будут не найдены, и др.

Буллинг может угрожать физической и эмоциональной безопасности учащихся в школе и может негативно повлиять на их способность к обучению. Лучший способ решить проблему буллинга - это остановить его до его начала. Есть много разных групп, которые могут вмешаться, чтобы

решить проблему буллинга (и кибербуллинга) в школах: родители, учителя и руководство школы [18]. Наиболее часто используемые учителями стратегии по предотвращению этого - общение, посредничество и обращение за помощью [3]. Обучение школьного персонала и учеников профилактике и устранению буллинга может значительно улучшить ситуацию в школах. Нет федеральных мандатов на программы по профилактике булинга или обучения персонала профилактике буллинга в школьной среде. В дополнение к решению проблемы запугивания, прежде чем оно произойдет, отличной стратегией профилактики является обучение студентов буллингу [19].

Таким образом, профилактика буллинга в образовательной среде может осуществляться различными способами. Профилактика буллинга - это комплексная психолого-педагогическая и социальная работа. Она не может осуществляться без таких специалистов, как психолог, педагог, социальный педагог, родитель. В данной проблеме требуется целенаправленная работа с привлечением в нее всех специалистов.

Библиографический список

На основе исследуемой информации были выявлены необходимые меры профилактики буллинга в школе. Рассмотрим примеры занятий по буллингу, которые могут включать в себя:

- Интернет или библиотечные исследования, такие как поиск типов издевательств, того, как их предотвратить, как дети должны реагировать;

- презентации, такие как речь или ролевая игра о прекращении издевательств;

- обсуждение таких тем, как травля в школе, что такое буллинг и т.д.;

- писательское творчество, такое как стихотворение, выступающее против издевательств, или расска, пародия, обучающие свидетелей конфликта тому, как помочь;

- художественные произведения, такие как коллаж об уважении или последствиях издевательств;

- встречи в классе, чтобы поговорить о взаимоотношениях со сверстниками [16].

Таким образом, цель и задачи в данной статье были достигнуты.

1. Буллинг как форма проявления агрессии в подростковом возрасте. Available at: https://bspu.by/blog/korzun/article/publish/bulling-kak-forma-proyavlenii-agressii-v-podrostkovom-vozraste.буллинг-3

2. От травли в школе до унижений в соцсетях. Буллинг, который растет и тупеет. Available at: https://360tv.ru/news/tekst/ot-travli-v-shkole-do-unizhenij-v-sotssetjah-bulling-kotoryj-rastet-i-tupeet/

3. Джексон Д.Б. Хулиганская виктимизация и здоровье детей и подростков: новые данные NSCH. Москва: 2016: 60 - 66.

4. Травля в школе: мифы и реальность. Available at: http://medportal.ru/budzdorova/child/625/

5. Фрейд 3. Психология бессознательного. Москва: Просвешение, 2019.

6. Лоренц К. Агрессия: так называемое «зло». Москва: Прогресс, 2016.

7. Доллард Д. Фрустрация и агрессия. Москва: Просвещение, 2015.

8. Миллер А. Воспитание, насилие и поколение. Москва: 2010.

9. Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. Москва: 2016.

10. Кон И.С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг. Available at: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/kon/1/j62.html

11. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды. Москва, 2010; № 128: 27 - 39.

12. Травля. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F

13. Гусейнова Е.А. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку. Москва: Психологическая наука и образование, 2014: 246 - 256.

14. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Москва: МГППУ 2016.

15. Торнберг Р Подростковый буллинг. Москва: 2016.

16. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

17. Коннелл Н.М. Прогнозирование издевательств: изучение вклада детского негативного жизненного опыта в прогнозирование подросткового издевательского поведения. Международный журнал психотерапии правонарушителей и сравнительной криминологии. 2016; № 9.

18. Лоренц К. Агрессия: так называемое «зло». Москва: Прогресс, 2016.

19. Гаффни Х. Оценка эффективности программ профилактики издевательств в школе: обновленный мета-аналитический обзор. Москва: 2019: 111 - 133. References

1. Bulling kak forma proyavleniya agressii vpodrostkovom vozraste. Available at: https://bspu.by/blog/korzun/article/publish/bulling-kak-forma-proyavlenii-agressii-v-podrostkovom-vozraste.bulling-3

2. Ot travli v shkole do unizhenij v socsetyah. Bulling, kotoryjrastet i tupeet. Available at: https://360tv.ru/news/tekst/ot-travli-v-shkole-do-unizhenij-v-sotssetjah-bulling-kotoryj-rastet-i-tupeet/

3. Dzhekson D.B. Huliganskaya viktimizaciya izdorov'e detejipodrostkov: novye dannye NSCH. Moskva: 2016: 60 - 66.

4. Travlya v shkole: mify ireal'nost'. Available at: http://medportal.ru/budzdorova/child/625/

5. Frejd 3. Psihologiya bessoznatel'nogo. Moskva: Prosveshenie, 2019.

6. Lorenc K. Agressiya: tak nazyvaemoe «zlo». Moskva: Progress, 2016.

7. Dollard D. Frustraciya i agressiya. Moskva: Prosveschenie, 2015.

8. Miller A. Vospitanie, nasilie ipokolenie. Moskva: 2010.

9. Alekseeva L.S. Zhestokoe obraschenie s det'mi: ego posledstviya i predotvraschenie. Moskva: 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kon I.S. Shkol'noe nasilie: bulling i hejzing. Available at: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/kon/1/j62.html

11. Baeva I.A. Obschepsihologicheskie kategorii vpraktike issledovaniya psihologicheskojbezopasnostiobrazovatel'nojsredy. Moskva, 2010; № 128: 27 - 39.

12. Travlya. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F

13. Gusejnova E.A. Vliyanie poziciipodrostka v bullinge na ego agressivnoe povedenie i samoocenku. Moskva: Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2014: 246 - 256.

14. Burmistrova E.V. Psihologicheskaya pomosch' v krizisnyh situaciyah (preduprezhdenie krizisnyh situacij v obrazovatel'noj srede). Moskva: MGPPU. 2016.

15. Tornberg R. Podrostkovyj bulling. Moskva: 2016.

16. Grebenkin E.V. Profilaktika agressii inasiliya v shkole. Rostov-na-Donu: Feniks, 2017.

17. Konnell N.M. Prognozirovanie izdevatel'stv: izuchenie vklada detskogo negativnogo zhiznennogo opyta v prognozirovanie podrostkovogo izdevatel'skogo povedeniya. Mezhdunarodnyj zhurnal psihoterapii pravonarushitelej i sravnitel'noj kriminologii. 2016; № 9.

18. Lorenc K. Agressiya: tak nazyvaemoe «zlo». Moskva: Progress, 2016.

19. Gaffni H. Ocenka 'effektivnostiprogramm profilaktiki izdevatel'stv v shkole: obnovlennyj meta-analiticheskij obzor. Moskva: 2019: 111 - 133.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

УДК 372.881.1

Temyanikova E.B., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow Higher All-Arms Command Military School (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

TEACHING ENGLISH IDIOMS: TRADITIONAL APPROACH AND CURRENT ONLINE RESOURCES. The article deals with a problem of teaching English idioms to non-language students, particularly to the cadets in Moscow Higher All-Arms Command Military School. Emotional potential of idioms in professional military language and in the language of war conflicts enables to use these vocabulary items to increase students' learning motivation and to develop their cultural background and linguistic competence. The author addresses the main problems the students are faced with and suggests a set of training exercises to overcome or reduce their learning problems. Teaching practice description is accompanied with the analysis of modern online resources aimed at studying idiomatic expressions. Practical experience of using most teaching websites allows the author to arrive at the conclusion that for the time being educational online resources to learn idioms are a valuable but still secondary tool which can make traditional techniques even more effective.

Key words: teaching techniques, non-language student, idiomatic expression, idiom, motivation, linguistic competence, students' learning problem, teaching website.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.