УДК 159.9:343.8 ТАТЬЯНА ИВАНОВНА САВЕЛЬЕВА,
ББК 88.473 кандидат психологических наук,
С12 доцент кафедры психологии профессиональной деятельности
в уголовно-исполнительной системе (Академия ФСИН России), е-шай: [email protected]
К ПОНЯТИЮ ЛИЧНОСТНОЙ АВТОНОМИИ ОСУЖДЕННЫХ
Реферат: в статье предпринята попытка систематизировать психологические подходы к изучению понятия «личностная автономия» в отечественной и зарубежной психологии, а также предложить его собственное определение. Личностная автономия осужденных является одним из значимых компонентов личности, который оказывает влияние на успешность ресоциализации осужденных после их освобождения. Высокий уровень проявления личностной автономии является одним из критериев психологической успешности и психического здоровья человека, а отсутствие или дефицит этого качества -сигналом о неблагополучии и потребности в психологической помощи.
Неоднозначность понятия автономии в психологии развития находит отражение в различных концепциях, описывающих феноменологию личностной автономии.
В зарубежной психологии под понятием личностной автономии понимаются: самоопределение своих жизненных позиций (Ж.-П. Сартр); независимое поведение (Г. Олпорт); свободный выбор и ответственность за него (Э. Фромм); свобода управления своим развитием (Р. Мей); выбор отношения к условиям, в которой оказалась личность (В. Франкл); самодетерминация и саморегуляция (Э. Л. Деси и Р. М. Райан); способ к самостоятельному, внутренне регулируемому поведению и субъектно-личностному способу присвоения социального опыта (Тхонг Ле Динь).
В отечественной психологии под личностной автономией понимается: право на самостоятельное принятие решения (Д. А. Леонтьев); качества личности, характеризующее ее стремление к самоактуализации, саморегуляции и самодетерминации, необходимые для самостоятельной деятельности, проявления независимости в принятии решений (Т. И. Ежовская); дистанцирование себя (Э. Ю. Майкова); способность субъекта к адекватному использованию собственных потенциальных возможностей при разрешении проблемных ситуаций в деятельности (Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова); проявление таких личностных особенностей, как самостоятельность, ответственность, гибкость и креативность мышления и деятельности (О. А. Трещева); сочетание механизмов свободы и ответственности, которые проявляются в суверенности различных личностных проявлений (М. Ю. Луков).
По нашему мнению, под личностной автономией осужденных понимается такое личностное образование, в структуру которого входят поведенческий, коммуникативный, волевой, правовой, рефлексивно-оценочный, эмоциональный, ценностно-мотивационный, когнитивный и регулятивный компоненты, оказывающие влияние на процесс их ресоциализации и реадаптации.
Ключевые слова: личностная автономия, осужденный, зарубежная психология, отечественная психология, самодетерминация, саморегуляция, самоактуализация, свобода, ответственность, независимость, самостоятельность.
Общественная опасность рецидивной преступности обусловлена тем, что совершение лицом более одного преступления указывает на упорное стремление продолжать преступное поведение, укрепление в сознании преступника навыков, стойких антиобщественных взглядов и убеждений. Удельный вес рецидивной преступности высок и в зависимости от региона в течение последних лет колеблется в пределах от 25 до 50 % (в среднем 30 %) [1, с. 72-75].
Одной из основных целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.
Действенным способом сокращения рецидивной преступности является ее профилактика, кото-
рая может быть общей, специальной и индивидуальной. В рамках психологической работы с осужденными в местах лишения свободы наиболее эффективной является индивидуальная профилактика рецидивной преступности. Она представляет собой комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения повторных преступлений: изучение и устранение субъективных специфических условий возможного совершения новых преступлений ранее судимыми; постановка на оперативно-профилактический учет; закрепление результатов исправления и др. [2, с. 87-90].
Важнейшая задача исправления личности осужденного - это подготовка ее к правопослушному поведению в разнообразных сферах жизнедеятельности при решении жизненных проблем в различных условиях и ситуациях. В психологическом складе личности осужденного присутствуют компоненты, которые играют существенную роль в детерминации правовой направленности социального поведения осужденного [3, с. 17-25]. Одним из таких компонентов является личностная автономия, которая оказывает существенное влияние на процесс ресоциализации личности осужденного. Высокий уровень проявления личностной автономии давно признан одним из критериев психологической успешности и психического здоровья человека, а дефицит этого качества - сигналом о возможном неблагополучии и потребности в психологической помощи.
Слово «автономия» (в пер. с древнегр. - «свое-законие») берет начало из политического контекста, в котором оно возникло в античности и означало независимость древнегреческих городов-государств, выражающуюся в наличии у них собственных законов, по которым они существовали.
Неоднозначность понятия автономии в психологии развития находит отражение в существовании различных концепций, описывающих феноменологию личностной автономии. Так, Ж.-П. Сартр рассматривает автономию личности как способность к самоопределению своих позиций, тесно взаимосвязанную с такой личностной характеристикой, как духовность. При этом Ж.-П. Сартр считает, что человек - это то, что он из себя делает сам. Г. Олпорт ввел термин «функциональная автономия» для обозначения поведения, которое стало независимым (развитая автономия) от его первоначальной цели. Когда мы осуществляем действие, мы предполагаем получить за него вознаграждение, но когда действие становится автономным, то оно само несет в себе награду [4, с. 155].
Особое значение проблема личностной автономии приобретает в работах представителей
экзистенциальной психологии. По их мнению, свобода человека заключается в приобретении чувств радости, счастья и осмысленности именно за счет собственной позиции (Э. Фромм, Р. Мей, В. Франкл).
Э. Фромм первым в психологии обратил внимание на проблему свободы. Он считал, что свобода неразрывно связана с ответственностью, с осознаванием и пониманием ситуации, а также с выбором и ответственностью за этот выбор. Таким образом, свобода связана с возможностью сделать разумный выбор с осознанием его альтернатив и последствий [5, с. 94-102].
Р. Мэй называет свободу одной из составляющих личности человека. Под свободой он понимает возможность управлять своим развитием, в основе которого лежат выбор и открытость. Свобода человека находится в прямой зависимости от его душевного здоровья, подразумевающего обретение личной ответственности и свободы. Развитие человека происходит через осуществление поступков, в основе которых лежит разумное решение [6, с. 18-19].
По мнению В. Франкла, свобода - это возможность выбора отношения к тем условиям, в которых он оказался. «В конечном итоге человек не подвластен условиям, с которыми он сталкивается; скорее эти условия подвластны его решению» [7, с. 78].
Направлением, в котором понятие автономии представлено наиболее полно, является теория самодетерминации, разработанная Э. Л. Деси и Р. М. Райаном. Она затрагивает одну из сложных проблем - самодетерминацию (автономия) -способность выбирать и иметь право выбора. Психологическим критерием самодетерминации является воможность выбора, который основывается на осознании своих потребностей и сопоставлении их с внешними условиями. Потеря самодетерминации осуществляется в двух случаях: 1) при отказе осуществлять намеченные цели; 2) при отсутствии осознания, с какой целью осуществляются эти действия. Авторы тесно связывают понятие самодетерминации с такими понятиями, как воля, эмоции и внутренняя мотивация.
Тхонг Ле Динь трактует автономность как сложноструктурное личностное образование, позволяющее человеку самостоятельно действовать и усваивать социальный опыт. В структуре личностной автономии автор выделяет следующие компоненты: мотивационно-смысловой, когнитивный, целеполагающий, эмоционально-волевой, рефлексивно-оценочный и деятельностно-практический.
По мнению Д. А. Леонтьева, автономия - право самостоятельного принятия решения.
Т. И. Ежовская под автономностью понимает качество личности, характеризующее ее стремление к самоактуализации, саморегуляции и самодетерминации, позволяющее самостоятельно и независимо принимать решения для осуществления различных видов деятельности.
Э. Ю. Майкова считает, что автономия личности - это дистанцирование себя, понимаемое как диалектика независимости и зависимости действий и мотивов. По ее мнению, автономность проявляет себя с помощью свободы, отвественности, воли и рефлесивности.
Э. Ф. Зеер и А. М. Павлова полагают, что личностная автономия - это способность субъекта к адекватному использованию и развитию собственных потенциальных возможностей при разрешении проблемных ситуаций в деятельности и взаимодействии с внешним социальным пространством.
О. А. Трещева определяет личностную автономию как форму личностного бытия, сущность которой проявляется в таких личностных особенностях, как самостоятельное целеполагание, осознание своих подлинных интересов, ценности и убеждения, ответственность за свободно принятые решения, гибкость и креативность мышления и деятельности.
По мнению М. Ю. Лукова, личностная автономия - сочетание механизмов свободы и ответственности, при этом основой личностной свободы является суверенность жизненного пространства
личности, складывающаяся из следующих компонентов: суверенность телесности, суверенность личностной территории и вещей, суверенность привычек, суверенность социальных связей, суверенность вкусов и ценностей.
Автономность в психологическом понимании можно определить как некое социально-психологическое качество, позволяющее человеку действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности, а автономия выступает как потребность в проявлении этого качества.
Таким образом, единого подхода к пониманию личностной автономии не существует, отечественные и зарубежные исследователи рассматривают ее как структуру, включающую в себя такие константы, как свобода и ответственность.
Проанализировав имеющиеся точки зрения на данное понятие, мы пришли к выводу о том, что под личностной автономией осужденных следует понимать такое личностное образование, в структуру которого входят поведенческий, коммуникативный, волевой, правовой, рефлексивно-оценочный, эмоциональный, ценностно-мотива-ционный, когнитивный и регулятивный компоненты. Каждый из компонентов личностной автономии осужденных оказывает влияние на процесс их ресоциализации и реадаптации.
Список литературы
1. Артемьев Н. С., Забелич А. А. Планирование предупреждения рецидивной и профессиональной преступности // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 72-75.
2. Артемьев Н. С., Елисеев С. В. Понятие и сущность предупреждения рецидивной преступности // Человек: преступление и наказание. 2010. № 2. С. 87-90.
3. Пастушеня А. Н. Готовность личности к правомерному поведению: структурно-содержательная характеристика // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 17-25.
4. Олпорт Г. Личность в психологии. М., 1998. С. 155. 345 с.
5. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. 430 с.
6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. 144 с.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 266 с.
TATYANA IVANOVNA SAVELYEVA,
phd in psychology,
associate professor of psychology of professional activity in penal system department
(Academy of the FPS of Russia), е-mail: [email protected]
TO THE CONCEPT OF THE PERSONAL AUTONOMY OF THE CONDEMNED
Annotation: in the work an attempt to systematize psychological approaches to studying the concept «personal autonomy» of domestic and foreign psychology, and also to offer our own definition of the personal autonomy of the condemned is made. The author considers that the personal autonomy of the condemned is one
of significant components of the personality which has its impact on the success of resocialization of the condemned after their release. High level of manifestation of the personal autonomy is one of the criteria of psychological success and mental health of the person, and absence or deficiency of this quality is a signal of trouble and need for psychological assistance.
Ambiguity of the concept of the autonomy of psychology of development finds its reflection in various concepts describing phenomenology of the personal autonomy.
Foreign psychology defines the concept of the personal autonomy as self-determination of the living positions (J.-P. Sartr); as independent behavior (G. Olport); as free choice and responsibility for it (E. Fromm); as freedom for development control (R. May); as a choice of the relation to conditions in which a personality finds itself (V. Frankl); as self-determination and self-control (E. L. Desya and R. M. Ryan); as a way to independent, internally adjustable behavior and to subject personal way of assignment of social experience (Tkhong Le Din).
In domestic psychology the personal autonomy is understood as the right for independent making decision (D. A. Leontyev); quality of the personality, characterizing its aspiration to self-updating, self-control and self-determination, necessary for independent activity, manifestation of independence in decision-making (T. I. Ezhovskaya); distancing (E.Yu. Maykova); ability of the subject to use adequately its own potential opportunities at solving problem situations in activity (E. F. Zeer, A. M. Pavlova); manifestation of such personal features as independence, responsibility, flexibility and creativity of thinking and activity (O. A. Treshcheva); a combination of mechanisms of freedom and responsibility which is shown in a sovereignty of various personal manifestations (M. Yu. Lukov).
The author of the article defines the personal autonomy of the condemned as such personal education, the structure of which includes the behavioural, communicative, strong-willed, legal, reflexive and estimated, emotional, valuable and motivational, cognitive and regulatory components paying attention to process of their resocialization and readaptation.
Key words: personal autonomy, condemned, foreign psychology, domestic psychology, self-determination, self-control, self-updating, freedom, responsibility, independence, independence.
References
1. Artemev N.S., Eliseev S. V. Ponjatie i sushhnost preduprezhdenija recidivnoj prestupnosti [The concept and the essence of preventing recidivism]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2010, no. 2, pp. 87-90.
2. Artemev N. S., Zabelich A. A. Planirovanie preduprezhdenija recidivnoj i professional'noj prestupnosti [Planning preventing recidivism and professional crime]. Ugolovno-ispolnitelnoe pravo - Penal law, 2012, no. 2, pp. 72-75.
3. Pastushenja A. N. Gotovnost lichnosti k pravomernomu povedeniju: strukturno-soderzhatelnaja harakter-istika [Willingness of an individual to lawful behavior: structural and substantial characteristic]. Prikladnaja ju-ridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2010, no. 3, pp. 17-25.
5. Olport G. Lichnost v psihologii [Personality in psychology]. Moscow, 1998, 345 p.
6. Fromm Je. Dusha cheloveka [Soul of man]. Moscow, 1992, 430 p.
7. Mjej R. Iskusstvo psihologicheskogo konsultirovanija [The art of counseling]. Moscow, 1994, 144 p.
8. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla [Man's search for meaning]. Moscow, 1990, 266 p.