К пониманию политики модернизации национальной безопасности
Кучерявый Михаил Михайлович
Руководитель управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) по Северо-Западному федеральному округу (Санкт-Петербург) Генерал-лейтенант запаса Доктор политических наук szfo@fstec.ru
РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются вопросы обеспечения национальной безопасности России в условиях угроз из глобального информационного пространства. Впервые акцентируется внимание на реализацию государственной политики информационного суверенитета в условиях современного глобального мира, а также вводятся новые категории и понятия информационного измерения суверенитета России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
национальная безопасность, политика модернизации национальной безопасности, государственная политика информационного суверенитета, информационный суверенитет, информационная безопасность, информационно-политическая безопасность, угрозы национальной безопасности России, угрозы в информационной сфере
Kucheryavyy M. M.
On Understanding of the Policy of National Security Modernization Kucheryavyy Mikhail Mikhailovich
The Chief of headquarters in the North-West Federal District of the Federal Service for Technical and Export Control
(Saint-Petersburg, Russian federation)
Lieutenant General reserve
Doctor of Political Science
szfo@fstec.ru
ABSTRACT
In the article questions of ensuring national security of Russia in the conditions of threats from global information space are considered. The attention to realization of a state policy of the information sovereignty in the conditions of the modern global world is for the first time focused, and also new categories and concepts of information measurement of the sovereignty of Russia are entered.
KEYWORDS
national security, policy of modernization of national security, state policy of information sovereignty, the information sovereignty, information security, information and political safety, threats of national security of Russia, threat in the information sphere
Статус России как великой мировой державы и ее ведущую роль в процессах обеспечения международной и национальной безопасности признают, а точнее вынуждены признавать все основные субъекты мирового сообщества. Это связано с целенаправленной деятельностью нашего государства по укреплению существующих и формированию новых центров политической, экономической и военной силы, таких как: СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС и других. В условиях современного глобального мира существенно меняется система международных отношений: с одной стороны, тенденции перехода к многополярному миру носят необратимый характер; с другой —
Кучерявый М. М.
m <
^ устремление США и их союзников сохранить монополярный диктат значительно уве™ личивает угрозы национальной безопасности России.
т В ежегодном послании Федеральному собранию 5 декабря 2014 г. Президент
| Российской Федерации В. В. Путин отметил: «Мы будем отстаивать многообразие
^ мира. Будем доносить до людей за рубежом правду. Чтобы все видели настоящий,
>| а не искаженный, фальшивый образ России. И делать это даже в тех случаях, ког-
™ да правительства некоторых стран пытаются выстроить вокруг России чуть ли не
^ новый „железный занавес"» [3].
СО " 1 -1
ш Президент России в ходе своего выступления на юбилейной 70-й Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке и в ходе завершения работы дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи в октябре этого года дал оценку сложившейся геополитической обстановке в мировом сообществе, охарактеризовал новые угрозы миру и определил роль России по укреплению международной безопасности в данных условиях.
Геополитическая ситуация вокруг Российской Федерации становится все более сложной и напряженной, возникли прямые угрозы национальной безопасности страны, что вызвано агрессивной, целенаправленной политикой США и стран Запада по поддержке вооружением и финансами от наркобизнеса и нелегальной торговли нефтью международных террористов в Сирии и Ираке, так называемого «исламского государства»; развертыванием элементов глобальной американской системы ПРО и продвижением непосредственно к нашим границам военно-политических и экономических блоков и союзов; подстрекательством нынешнего руководства Украины к развязыванию военных действий внутри страны.
Впервые термин «национальная безопасность» был введен в политический лексикон президентом США Теодором Рузвельтом в 1904 г. До 1947 г. он употреблялся в смысле «обороны», а не интеграции внешней, внутренней и военной политики.
В российской истории термин «национальная безопасность» впервые был применен в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» в 1995 г. [5]. Свое дальнейшее развитие понятие «национальная безопасность» получило в Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному собранию 13 июня 1996 года: «...национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства» [4].
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. дано определение понятию «национальная безопасность» как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [2].
Содержание национальной безопасности страны представлено на рис. 1.
Важное значение имеет постоянный политологический анализ всего спектра угроз национальной безопасности России. Причины угроз необходимо выявлять, проводить анализ для определения системности воздействия и вырабатывать пути, методы и средства их нейтрализации.
Обобщенная схема структуры угроз национальной безопасности представлена на рис. 2.
Под угрозами национальной безопасности следует понимать возможность нанесения ущерба личности, обществу, государству с целью нарушения суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности страны.
В сегодняшнем глобальном мире одним из основных приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является безопасность в информационной сфере. В данной связи необходимо выделить угрозы, кото-
т <
Рис. 1. Содержание национальной безопасности
рые действуют через компоненты информационной сферы, и провести их классификацию.
Предлагается классификация угроз безопасности в глобальном информационном пространстве по следующим признакам: по происхождению угроз, по расположению источника угроз, по компонентам информационной сферы, по характеру деструктивного воздействия, по цели воздействия, по масштабу проявления (рис. 3).
Проведенный анализ основных групп угроз национальной безопасности показал, что на первый план в современной международной политике выходят вызовы и угрозы, имеющие трансграничную природу. Среди них в первую очередь следует выделить угрозы, которые воздействуют через компоненты информационной сферы. К ним можно отнести:
• информационное доминирование;
• информационную агрессию;
• возможность развязывания информационной войны;
• международный информационный терроризм;
• политическую пропаганду другими странами чуждых российскому менталитету идей;
• деструктивное воздействие интернета, СМИ на общественное сознание граждан, на систему политического управления государством;
• использование информационного пространства в ходе военных конфликтов всех масштабов — от локальных, региональных и до международных;
• борьбу за энергоресурсы и другие.
В этой связи общая стратегия политики модернизации национальной безопасности России на обозримый период будет определяться эффективностью решения глобальных проблем:
• предотвращением локальных и региональных конфликтов, борьбой с международным терроризмом и транснациональной преступностью;
• недопущением распространения ядерного оружия (ЯО), других видов оружия массового уничтожения (ОМУ) и их технологий;
со <
Рис. 2. Структура угроз национальной безопасности страны
• принятием адекватных мер в связи с приближением НАТО к границам России, развертыванием элементов ПРО и гонкой вооружений;
• разрешением финансово-экономических, экологических, энергетических кризисов и проблем миграции населения, беженцев.
Как видно, данная стратегия безопасности ориентирована на деятельность государства в реальном геополитическом пространстве.
Для проведения политики модернизации национальной безопасности страны необходимо учитывать сложившиеся характерные тенденции глобального информационного мира:
• превращение информационной безопасности в базовый элемент всей системы национальной безопасности;
• повышение ценности и значимости информации для поддержания безопасности;
• увеличение доли информационных коммуникаций в оборонном потенциале;
• возникновение новых угроз информационной безопасности глобального масштаба.
Предлагаем комплексный подход по реализации политики модернизации национальной безопасности по направлениям, учитывающим современные тенденции в глобальном информационном пространстве:
• прогнозирование и предотвращение кризисных явлений во всех сферах жизнедеятельности общества с широким использованием ИКТ;
<
=1
го
о
О гп
О х
О <
го
о
го >
ьо о
Ю СО
Рис. 3. Классификация угроз национальной безопасности в глобальном информационном пространстве
ЕВ РАЗ МИССИИ ВЫЗОВ
^ • сотрудничество с международным сообществом по предотвращению военных кон-га фликтов, борьбе с международным терроризмом и трансграничной преступностью; т • военно-политическая и дипломатическая деятельность по нераспространению | ЯО, неприменению ОМУ, ограничению системы ПРО;
^ • недопущение противоправного использования информационных технологий во >| всех сферах жизнедеятельности человечества.
Фактор воздействия военно-политической глобализации на национальную без-^ опасность страны выступает ключевым в модернизации всей системы националь-ш ной безопасности страны.
Во-первых, государство с хорошо подготовленными и оснащенными вооруженными силами, в условиях жесткого противостояния, способно гарантировано обеспечить свою обороноспособность.
Во-вторых, военно-политическая глобализация дала толчок развитию инновационных технологий, которые позволили создать новые современные вооружения, новые виды, рода войск и стратегическое командование.
В-третьих, глобализация привела к расширению сфер боевого применения вооруженных сил не только в традиционном геополитическом пространстве (сухопутные, морские и воздушные территории), но и в космическом, а также виртуальном информационном пространстве.
Таким образом обосновывается целостность введения в политическую науку новых категорий и понятий, необходимых для теоретического изучения и практического применения в информационном измерении системы безопасности страны.
В ходе проведенного исследования автором проделана работа по систематизации содержания понятия «суверенитет» по его видам: внешний и внутренний и аспектам: государственный, национальный и народный. Раскроем содержание данных понятий.
В целом понятие «суверенитет» означает состояние независимости государственной власти от какой-либо иной власти.
Внутренний суверенитет — верховенство и полнота государственной власти по отношению ко всем другим учреждениям в политической системе общества.
Внешний суверенитет — независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами.
Государственный суверенитет — это качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность; такое политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие во внешнем мире. В свою очередь основными видами государственного суверенитета являются: экономический, идеологический, дипломатический, военный, юридический.
Наряду с государственным суверенитетом используются такие понятия, как национальный и народный суверенитет.
Национальный суверенитет — полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни.
Народный суверенитет — верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу.
Охарактеризуем основные элементы, составляющие структуру государственного суверенитета.
Экономический суверенитет — это верховенство государства во внутренних экономических делах и обеспечение экономического равноправия страны среди всех государств мирового сообщества. Если внутри государства не обеспечиваются контрольные функции над своей экономикой, то ее будут контролировать другие зарубежные представители, которые в любой момент смогут обрушить экономику страны или сделать страну сырьевым придатком другого государства или союза
государств. В настоящее время развитие подобной ситуации наблюдается на тер- ^ ритории Украины. ™
Идеологический суверенитет определяется наличием своей государственной т идеологии, языка и культуры. Если государство не в состоянии иметь собственную идеологию, то обществу такой страны легко можно навязать любую чуждую куль- ^ туру, что может привести к потере самого государства. Именно с потерей идео- >| логического суверенитета начался распад такой мощной державы, как Союз Со- « ветских Социалистических Республик. ^
Военный суверенитет — безусловное обеспечение безопасности граждан своей ш страны, общества от внутреннего врага и надежная защита своего государства от внешнего военного нападения. Ослабление военного суверенитета СССР привело к выводу войск из Германии, Польши, Венгрии, краху Организации Варшавского договора и — как следствие — к развалу мощной структуры Вооруженных сил великой державы.
Дипломатический суверенитет — это возможность государства проводить независимую международную политику. Дипломаты свою деятельность сообразуют всегда с военной мощью государства и развитой экономикой.
Юридический суверенитет — это закрепление статуса суверенного государства в законодательной форме и признание его странами мирового сообщества. Закрепляя законное право на существование государства, он является одним из главных показателей его суверенности.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что утрата или ослабление любого из данных основных элементов (группы элементов) государственного суверенитета постепенно приведет к краху государства в целом.
В конце XX — начале XXI вв. значительно усилились процессы глобализации во всех сферах деятельности мирового сообщества, при этом многократно возрос информационный обмен с использованием информационно-коммуникационных технологий как внутри страны, так и за ее пределами. Здесь уместно процитировать слова академика А. И. Берга: «Информация пронизывает все поры жизни и общества» [6, с. 152].
Таким образом, в эпоху становления и дальнейшего развития информационного общества мы приходим к пониманию необходимости выделения в структуре государственного суверенитета обособленной ее части и определении его понятием как информационный суверенитет.
Структура и содержание информационного суверенитета представлены на рис. 4. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации сказано: «Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для обеспечения суверенитета и территориальной целостности России» [1]. Созданная глобальная информационная сфера привносит в информационный суверенитет и информационную безопасность новые черты: динамизм, быстрый обмен информацией и получение ее о событиях в мире в любой точке через сеть интернет; информационная сфера прозрачна, не существует четких границ для потока информации, поэтому в глобальной информационной сфере национальная безопасность и государственный суверенитет требуют принятия дополнительных организационных и технических мер.
При анализе проблемы информационного суверенитета принципиальное значение имеет рассмотрение и изучение проблемы угрозы информационному суверенитету.
Основные источники угроз информационному суверенитету следует разделить по источнику их происхождения на две большие группы: внешние и внутренние угрозы. Внешние угрозы:
• деятельность политических, экономических, военных, разведывательных и др. структур в информационной сфере, направленных против суверенной власти («холодная информационная война»);
со <
Независимость государственной власти
Верховенство
государственной власти - •
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
Ф ~
Государственный суверенитет
Экономический —»1 Дипломатический_Военный_
Юридический
Идеологический
Государственная информационная политика_
Реализация ф в сферах
Информационно-политическая Информационно-психологическая
1 -- ___Элем ШТЫ и—^
ВЛАСТНЫЙ МЕНТА ЛЬНЫЙ
Информационно-технологическая
1
ЦИФРОВОЙ
Рис. 4. Структура и содержание информационного суверенитета
• доминирование ряда стран в информационном пространстве с целью ущемления национальных интересов России и вытеснения ее с рынка информационно-коммуникационных технологий;
• деятельность международных террористических организаций;
• разработка странами Запада, во главе с США, концепций информационного противоборства и др.
Внутренние угрозы:
• отставание России по уровню и темпам информатизации от ведущих стран Запада и США;
• недостаточный уровень развития отечественного сектора науки и производства в области информационно-коммуникационных технологий;
• недостаточная координация со стороны федеральных органов государственной власти процессов информатизации в регионах;
• несовершенство нормативно-правовой базы и др.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сформулировать понятие информационный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти при формировании и реализации информационной политики в национальном сегменте и глобальном информационном пространстве. Принципиальное значение для обеспечения информационного суверенитета имеет государственная информационная политика.
Государственная информационная политика имеет основной целью реализацию национальных интересов государства в области безопасности в информационной сфере.
В свою очередь под информационной сферой понимается «совокупность инфор- ^ мации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, фор- « мирование, распространение и использование информации, а также системы ре- т гулирования возникающих при этом общественных отношений» [5].
Данная политика реализуется в информационно-технологической, информаци- ^ онно-психологической и информационно-политической сферах. >|
Информационный суверенитет предполагает наличие:
• в информационно-технологической сфере («цифровой» суверенитет) — ^ собственного технологического цикла, программно-аппаратной платформы, по- ш исковой и навигационной систем, сетевого оборудования и средств защиты информации отечественного производства, национального сегмента сети интернет и социальных сетей, национальной платежной системы и др.;
• в информационно-психологической сфере («ментальный» суверенитет) — национальной идеи, высокого уровня информационной культуры и образованности общества;
• в информационно-политической сфере («властный» суверенитет) — внятной информационной политики, правительства народного доверия, патриотически-настроенной элиты, прогосударственных средств массовой информации, устойчивой национальной валюты и др.
Составной частью и принципиально важным базовым элементом информационной политики является государственная политика информационного суверенитета.
Государственная политика информационного суверенитета представляет собой деятельность государства по осуществлению самостоятельной информационной политики на основе существующих законов страны и норм международного права в информационной сфере с целью обеспечения верховенства информационной безопасности личности, общества и государства внутри страны и ее независимости в глобальном информационном пространстве.
Государственная политика информационного суверенитета достигается деятельностью государства по следующим направлениям:
1. Определение геополитических информационных интересов страны в условиях глобализации всех сфер деятельности человечества (экономика, политика, идеология, дипломатия, вооруженные силы, культура и образование).
2. Создание нормативно-правовой базы, гарантирующей информационный суверенитет личности и общества, а на международной арене — участие в создании и развитии норм международного права в обеспечении информационного суверенитета государства
3. Образование национальных (государственных и социальных) защищенных информационных сетей и систем, способных безопасно взаимодействовать с глобальным информационным пространством.
4. Создание собственных сил и средств в области информационно-коммуникационных технологий.
5. Образование информационных войск, оснащенных современными средствами информационно-коммуникационных технологий для достижения целей и решения задач информационного противоборства.
6. Проведение широкой международной дипломатической деятельности по обеспечению информационного суверенитета страны на международной арене.
7. Контроль информационных потоков как внутри страны, так и поступающих извне с целью ограничения информации, пропагандирующей чуждые ценности.
Автором в политическую науку введены следующие понятия:
• Информационно-политическая безопасность — состояние защищенности государства, при котором обеспечивается информационный суверенитет страны в условиях существующих угроз из глобального информационного про-
^ странства с использованием сети интернет, СМИ и других средств коммунист кации.
т • Информационно-политическая устойчивость — способность государства осу-| ществлять нейтрализацию существующих угроз в информационном пространстве ^ с целью обеспечения стабильности политической сферы в системе национальной >| безопасности страны.
™ • Информационно-политический кризис — общественно-политическое явление, ^ для которого характерны перенос политической борьбы в информационную сфе-ш ру и использование в политических конфликтах средств информационного противоборства, что порождает возникновение серьезных негативных последствий для национальной безопасности государства.
Введение и использование новых категорий и понятий позволяет всесторонне охарактеризовать информационное противоборство с позиций политической науки, а именно: раскрыть содержание и характерные черты данного феномена, определить его политические цели и выбрать основные способы его реализации, что наглядно показано на рис. 5.
Информационно-политическое противоборство направлено на повышение эффективности реализации государственной информационной политики Российской Федерации, в том числе в информационном пространстве зарубежных государств.
Информационно-психологическое противоборство определяет деятельность государственных, общественно-политических организаций и граждан по формированию позитивного образа страны с использованием возможностей сети интернет и других ИКТ.
Информационно-технологическое противоборство отражает способность государства не только использовать зарубежные информационно-коммуникационные технологии, но и создавать отечественные ИКТ.
Основные характерные черты информационного противоборства:
• скрытый, неявный характер осуществления;
• широкомасштабное использование ИКТ;
• действия в глобальном информационном пространстве;
• высокая скорость распространения информации.
В ходе глобального информационного противоборства государство преследует следующие политические цели:
• защита и продвижение национальных интересов;
• проведение политики модернизации национальной безопасности;
• усиление политики информационной безопасности как существенного элемента национальной безопасности;
• укрепление международной информационной безопасности, путем противодействия враждебному использованию ИКТ;
• проведение государственной политики по обеспечению импортозамещения в сфере информационных технологий.
Автором исследованы и охарактеризованы основные способы информационного противоборства:
• Контроль и управление потоками информации; представляет собой скрытое целенаправленное вмешательство в дела суверенного государства из глобального информационного пространства другого государства с использованием современных достижений ИКТ.
• Информационная асимметрия, которую следует понимать как выборочный, ограниченный ответ на агрессивные информационные воздействия противника. При этом нет необходимости в поддержании паритета с возможным агрессором ни в количестве вооружений, ни в наносимом ущербе.
>
го
о
О го
О го
О <
го
о
го >
ьо о
М СО
Рис. 5. Глобальный процесс информационного противоборства
ЕВ РАЗ МИССИИ ВЫЗОВ
g • Информационное доминирование, или достижение превосходства, в инфор-™ мационном пространстве дает возможность ведущим державам достигать по-m литических целей на мировой арене без применения вооруженных сил. | • Информационное сдерживание; включает систему сил и средств государства по ^ проведению экспансии страны-противника в ходе информационного противоборства. >| • Информационная агрессия; представляет собой одну из форм активного противоборства по причинению конкретного ощутимого ущерба государству-про-^ тивнику в важных для него сферах жизнедеятельности.
ш • Информационная война; является крайней, наиболее динамичной, активной формой комплексного информационного воздействия с целью нанесения неотвратимого ущерба государству-противнику во всех сферах жизнедеятельности.
Таким образом, в ходе комплексного политологического анализа политических процессов современного глобального мира, а также существующих и возможных угроз в глобальном информационном пространстве, автором вводятся новые категории и понятия в политической науке: «информационный суверенитет» и «государственная политика информационного суверенитета». Автор расширил содержание категории «информационный суверенитет» и включил кроме известного информационно-технологического («цифрового») суверенитета два новых понятия: информационно-психологический («ментальный») и информационно-политический («властный») суверенитеты.
В статье автором предложен механизм практической реализации «информационного суверенитета» в виде «государственной политики информационного суверенитета» и сформулированы ее основные направления.
Введенные автором статьи новые категории позволяют в теоретическом аспекте внести существенный вклад в развитие политической науки, а в практическом аспекте — предложить пути решения проблемы модернизации системы национальной безопасности Российской Федерации в целях обеспечения ее безопасности в современном глобальном мире.
Литература
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] / Утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895. URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/ min_and_vedom/mim_bezop/doctr.html
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. / Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая.
3. Путин В. В. Послание Президента Федеральному собранию [Электронный ресурс]. 5 декабря 2014 г. URL: http://президент.рф/news/17118.
4. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина Федеральному собранию от 13 июня 1996 года.
5. Об информации, информатизации и о защите информации: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.
6. Кибернетика — неограниченные возможности и возможные ограничения. Современное состояние. М. : Наука, 1980.
7. Кучерявый М.М., Вус М.А., Шакин Д.Н., Юсупов Р. М. Эскиз системного подхода к формированию понятийного аппарата информационной безопасности // Информатизация и связь. 2012. № 9. С. 22-24.
8. Кучерявый М. М. Роль России и евразийского региона в формировании глобального подхода к обеспечению международной информационной безопасности // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. № 12. С. 121-127.
9. Кучерявый М. М. К вопросу о концептуальных направлениях организационно-правового обеспечения информационной безопасности государств-участников СНГ // Информатизация и связь. 2012. № 4. С. 4-11.
10. Кучерявый М. М. Проблема информационной безопасности и развитие информационного т общества // Информатизация и связь. 2012. № 9. С. 3-6. т
11. Кучерявый М. М. Основные факторы влияния политики информационной безопасности на ^ национальную безопасность современной России // Евразийская интеграция: экономика, >х право, политика. 2013. № 14. С. 164-168.
12. Кучерявый М. М. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в о аспекте глобальных политических процессов современного мира // Власть. Общена- ^ циональный научно-политический журнал. 2014. № 2 (февраль). С. 105-109.
13. Кучерявый М. М. Роль информационной составляющей в системе политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Известия Российского государ- ш ственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014. № 164. С. 155-163.
14. Кучерявый М. М. Российские инициативы в сфере формирования международного режима информационной безопасности // Интеграционные процессы и правовое обеспечение национальной безопасности в Европейско-Азиатском регионе: монография. Екатеринбург : Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия, 2012.
15. Кучерявый М. М. Словарь-справочник терминов и определений понятий модельного законодательства государств-участников СНГ. СПб. : Издательство «Юридический Центр-Пресс», 2012.
16. Кучерявый М. М. Основные тренды в информационной безопасности Российской Федерации: международный аспект // Евразийский регион в глобальной архитектуре современного мира: матер. междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 25 октября 2013 г. СПб. : РАНХиГС, 2013.
17. Кучерявый М. М. Проблема информационной безопасности в современном обществе // Информационная безопасность. Невский диалог — 2012: матер. 4-й науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 23-24 октября 2012 г. СПб. : ЛЕНЭКСПО, 2012. С. 5-6.
18. Материалы международной научно-практической конференции на тему: «Суверенитет государств и концепция «ответственности по защите»: эволюция международной ситуации и интересы России», 30 октября 2013 г [Электронный ресурс]. 11Я_: ИП:р://\мм\м.сПрасас1ету. ги/31.10.13.Мт!.
References
1. Doctrine of Information Security of the Russian Federation [Doktrina informatsionnoi bezopas-nosti Rossiiskoi Federatsii ] [Electronic resource] / Approved by the President of the Russian Federation, on September 9, 2000. N Pr-1895. URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_ve-dom/mim_bezop/doctr.html. (rus)
2. Strategy of national security of the Russian Federation till 2020 [Strategiya natsional'noi bezo-pasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 g.] / Approved by the Edict of the President of the Russian Federation on, May 12, 2009 N 537 // Russian newspaper. 2009. May 19. (rus)
3. Putin V. V. Message of the President to Federal Assembly [Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobra-niyu] [An electronic resource]. On December 5, 2014. URL: http://prezident.rf/news/17118. (rus)
4. The message on national security of the President of the Russian Federation B. N. Yeltsin to Federal Assembly [Poslanie po natsional'noi bezopasnosti Prezidenta Rossiiskoi Federatsii B.N.El'tsina Federal'nomu sobraniyu], on June 13, 1996. (rus)
5. About information, informatization and about information security: The federal law of the Russian Federation. 27.07.2006. N 149-FZ [Ob informatsii, informatizatsii i o zashchite informatsii: Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 27.07.2006 g. № 149-FZ]. (rus)
6. Cybernetics — unlimited opportunities and possible restrictions. Current state [Kibernetika — neogranichennye vozmozhnosti i vozmozhnye ogranicheniya. Sovremennoe sostoyanie]. M. : Science [Nauka], 1980. (rus)
7. Kucheryavyy M. M., Vus M. A., Shakin D. N., Yusupov R. M. The sketch of system approach to formation of a conceptual framework of information safety [Eskiz sistemnogo podkhoda k formirovani-yu ponyatiinogo apparata informatsionnoi bezopasnosti] // Informatization and Communication [Informatizatsiya i svyaz']. N 9, 2012. P. 22-24. (rus)
8. Kucheryavyy M. M. Role of Russia and the Eurasian region in formation of global approach to ensuring the international information security [Rol' Rossii i evraziiskogo regiona v formirovanii global'nogo podkhoda k obespecheniyu mezhdunarodnoi informatsionnoi bezopasnosti] // Eurasian integration: economy, law, policy [Evraziiskaya integratsiya: ekonomika, pravo, poli-tika]. 2012. N 12. P. 121-127. (rus)
m 9. Kucheryavyy M. M. On a question of the conceptual directions of organizational legal support m of information security of the states — participants of the CIS [K voprosu o kontseptual'nykh
2 napravleniyakh organizatsionno-pravovogo obespecheniya informatsionnoi bezopasnosti gosu-
>x darstv- uchastnikov SNG] // Informatization and communication [Informatizatsiya i svyaz'].
g 2012. N 4. P. 4-11. (rus)
o 10. Kucheryavyy M. M. Problem of information security and development of information society [Problema informatsionnoi bezopasnosti i razvitie informatsionnogo obshchestva] //Informatiza-™ tion and communication [Informatizatsiya i svyaz']. 2012. N 9. P. 3-6. (rus)
^ 11. Kucheryavyy M.M. Major factors of influence of policy of information security on national uj security of modern Russia [Osnovnye faktory vliyaniya politiki informatsionnoi bezopasnosti na
natsional'nuyu bezopasnost' sovremennoi Rossii] // Eurasian integration: economy, law, policy [Evraziiskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika]. 2013. N 14. P. 164-168. (rus)
12. Kucheryavyy M. M. Ensuring national security of the Russian Federation in aspect of global political processes of the modern world [Obespechenie natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii v aspekte global'nykh politicheskikh protsessov sovremennogo mira] // The Power. National political-scientific journal [Vlast'. Obshchenatsional'nyi nauchno-politicheskii zhurnal]. 2014. N 2 (February). P. 105-109. (rus)
13. Kucheryavyy M. M. Role of information component in system of policy of ensuring national security of the Russian Federation [Rol' informatsionnoi sostavlyayushchei v sisteme politiki obespecheniya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii] // News of the Herzen State Pedagogic University [Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena]. 2014. N 164. P. 155-163. (rus)
14. Kucheryavyy M. M. Russian initiatives in the sphere of formation of the international mode of information security [Rossiiskie initsiativy v sfere formirovaniya mezhdunarodnogo rezhima informatsionnoi bezopasnosti // Integration processes and legal support of national security in the European-Asian region [Integratsionnye protsessy i pravovoe obespechenie natsional'noi bezopasnosti v Evropeisko-Aziatskom regione]: monograph. Yekaterinburg : Publishing house «Ural state legal academy» [Izdatel'skii dom «Ural'skaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya»], 2012. (rus)
15. Kucheryavyy M. M. Dictionary reference of terms and definitions of concepts of the model legislation of the State of the CIS [Slovar'-spravochnik terminov i opredelenii ponyatii model'nogo zakonodatel'stva gosudarstv-uchastnikov SNG]. SPb. : Legal Center Press publishing house [Izdatel'stvo «Yuridicheskii Tsentr-Press»], 2012. (rus)
16. Kucheryavyy M. M. The main trends in information security of the Russian Federation: international aspect [Osnovnye trendy v informatsionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: mezhdun-arodnyi aspekt // Eurasian region in global architecture of the modern world: materials of Intrernational Scientific and Practical Conference [Evraziiskii region v global'noi arkhitekture sovremennogo mira: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.], St. Petersburg, on October 25, 2013 SPb. : RANEPA [RANKhiGS], 2013. (rus)
17. Kucheryavyy M. M. Problem of information security in modern society [Problema informatsionnoi bezopasnosti v sovremennom obshchestve / /Information security. The Nevsky dialogue — 2012 [Informatsionnaya bezopasnost'. Nevskii dialog — 2012]: materials of the 4th scientific and practical conference, St. Petersburg, October 23-24, 2012. SPb. : LENEKSPO, 2012. P. 5-6. (rus)
18. Materials of the international scientific and practical conference on a subject: «The sovereignty of the states and the concept "responsibility on protection": evolution of the international situation and interests of Russia» [Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii na temu: «Suverenitet gosudarstv i kontseptsiya «otvetstvennosti po zashchite»: evolyutsiya mezhdunarodnoi situatsii i interesy Rossii»], on October 30, 2013 [Electronic resource]. URL: http://www .dipacademy.ru/31.10.13.shtml. (rus)