русско-визАнтийский
ВЕСТНИК
Научный журнал
Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 1 (3) 2020
О.Л. Фетисенко
к поэтической агиологии вячеслава иванова (из путевых заметок филолога)
DOI: 10.24411/2588-0276-2020-10020
Аннотация: Заметка представляет собой комментарий к ранее не объясненному фрагменту из важного для биографии Вяч. Иванова текста — письма к сыну и дочери с рассказом о первом знакомстве с городом, где поэт проведет несколько лет, трудясь в Collegio Borromeo. Локальный, казалось бы, сюжет тесно связан с основной «темой жизни» поэта и мыслителя — культуры как памяти.
Ключевые слова: В. И. Иванов, культура, агиократия, агиология, христианское искусство, эпистолярий, биография, св. Иоанн Непомук, Павия.
Об авторе: ольга Леонидовна Фетисенко
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.
E-mail: betsy98@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5670-2656
Ссылка на статью: Фетисенко О.Л. К поэтической агиологии Вячеслава Иванова (Из путевых заметок филолога) // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 332-337.
332
Русско-Византийский вестник № 1 (3), 2020
RUSSIAN-BYZANTINE
HERALD
Scientific Journal
Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 1 (3) 2020
Olga L. Fetisenko
To the Vyacheslav Ivanov’s Poetic Hagiology (From the Travel Notes of Philologist)
DOI: 10.24411/2588-0276-2020-10020
Abstract: The note is a comment on a previously unexplained fragment of an important text for the biography of Vyacheslav Ivanov. It is a letter to his son and daughter with a story about the first acquaintance with the city, where the poet will spend several years working at the Collegio Borromeo. The plot which would seem to be local is closely connected with the main “theme of life” of the poet and thinker — culture as memory.
Keywords: V. I. Ivanov, culture, hagiocracy, hagiology, Christian art, epistolary, biography,
St. John Nepomuk, Pavia.
About the author: Olga Leonidovna Fetisenko
Doctor of Philology, leading researcher at the Institute of Russian literature (Pushkin’s House) of the Russian Academy of Sciences.
E-mail: betsy98@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5670-2656
Article link: Fetisenko O. L. To the Vyacheslav Ivanov’s Poetic Hagiology (From the Travel Notes of Philologist). Russian-Byzantine Herald, 2020, no. 1 (3), pp. 332-337.
Памятные даты России. К 70-летию со дня кончины Вячеслава Иванова (1866-1949) 333
Один из крупнейших отечественных мыслителей ХХ в., Е. Л. Шифферс (1934— 1997), трактовал «русскую идею» как идею агиократии (власти святых), понимая при этом святых прежде всего как носителей культурной памяти народа, призванного исполнять «наднациональное всечеловеческое служение»1. Вячеслава Иванова философ относил к числу «русских гениев» (в одном ряду с Пушкиным, Достоевским, К. Леонтьевым), создавших «формулу» агиократии: «соборность вокруг святых»2. Основой для этой концепции послужило, как нетрудно догадаться, главным образом программное произведение позднего Иванова — «Повесть о Светомире царевиче», и особенно его «Книга пятая», повествующая о царстве, где правит через соименного «пресвитера Иоанна» сам не покидавший землю св. Иоанн Богослов3. Источники, опубликованные уже в наши дни, подтверждают верность взгляда Шифферса, его единомыслие с «Вячеславом Великолепным», еще в 1910-е гг. рассматривавшим культуру в высоком смысле слова sub speciae Ecclesiae4.
Случилось так, что полноценной и насыщенной церковной жизнью Вяч. Иванов стал жить лишь после присоединения к Католической церкви (ср. в его письмах к детям многочисленные упоминания об исповедях, праздничных богослужениях и т. д.), однако он не забывал при этом и своих детских впечатлений, воспринятых в Православной церкви (вспомним, к примеру, его с московского младенчества идущее почитание св. Георгия: «Я у Георгия крещен...»). Поэту и мыслителю было присуще глубоко прочувствованное понимание связи Церкви воинствующей и Церкви торжествующей. Характерно для него признание в письме к сыну и дочери от 18 декабря 1927 г.: «Христианство — Ecclesia militians, особенно в наши дни. Молюсь, чтобы жизнь Димы, на каком бы то ни было поприще, была в этом смысле служением Богу, militia Dei»5. Он размышлял о Церкви как шествии верных «вроде крестного хода, в истоке которого доселе идут первосвидетели Христовы»6.
Письма и мемуарные свидетельства позволяют узнать «любимых», наиболее близких Вяч. Иванову святых, как западных, так и восточных7, увидеть преломление «общения святых» (слова из Апостольского Символа веры) в его творчестве. Так,
1 См.: Шифферс Е.Л. Памятник // ШифферсЕ.Л. Религиозно-философские произведения. М., 2005. С. 103, 110 (<Сочинения: в 3 т. Т. 2>). Шифферс цитировал слова Иванова из статьи «Лик и личины России» (1916).
2 См., например: Там же. С. 78-79. О Шифферсе как «читателе и почитателе Вяч. Иванова» см.: РокитянскийВ.Р. О наследии Е.Л. Шифферса // URL: http://www.olegen.com/colleague//шиф-ферс-евгений-львович/избранное/из-наследия-е-л-шифферса (Дата обращения: 30.05.2020).
3 См. современное издание этого произведения в серии «Литературные памятники»: Иванов Вяч. Повесть о Светомире царевиче. М., 2015.
4 Ср., например, в письме к С. И. Гессену 1913 г., где Иванов объясняет суть своих расхождений с философами-рационалистами так: «Для меня культура — становление духовной веократии, для „Логоса“ — гуманизм в лучшем случае, либо civitas Rationis» («Для меня культура — становление духовной ееократии...»: Неизвестное письмо Вяч. Иванова к С. И. Гессену // Вяч. Иванов: Исслед. и материалы. СПб., 2016. <Т.> II. С. 395). Напомним также ставшую хрестоматийной формулу Вяч. Иванова, определившего задачу христианской культуры как «Вселенский Анамнезис во Христе» (Иванов Вяч. Собр. соч.<: в 4 т.> Брюссель, 1979. Т. III. С. 445).
5 <ИвановВ.И.> Избранная переписка с сыном Димитрием и дочерью Лидией // Символ: Журн. христианской культуры. № 53/54. 2008. С. 571.
6 Слова из его исповедального письма к С. Л. Франку от 18 мая 1947 г., объясняющего мотивы, побудившие выбрать католическое исповедание (Иванов — Франк // Там же. С. 442). Поэтическим воплощением этой идеи «шествия верных» стало стихотворение, посвященное приходскому храму Иванова, базилике св. Саввы на Авентине. См. подробнее: Фетисенко О.Л. Эккле-сиология в поэтическом слове (О стихотворении Вячеслава Иванова «В стенах, ограде римской славы...») // Вяч. Иванов: Исслед. и материалы. <Т.> II. С. 260-274.
7 Это прежде всего — судя хотя бы по частоте упоминаний — св. апостолы — Петр, Павел, Иоанн (напомним стихотворения «В стенах, ограде Римской славы...», «Порывистый, простосердечный, ты мил мне Петр...», «Ты на пути к вратам Дамаска...» и др.), затем св. Августин. Ср. в письме от 30 октября 1926 г.: «Утром решил я первый свой выход в город посвятить маленькому паломничеству к гробнице мною особливо почитаемого и любимого блаженного
Русско-Византийский вестник № 1 (3), 2020
334
в дочери Лидии, даровитой органистке, он видит «святой Цецилии черты»* 8, а собственную судьбу отождествляет с судьбой св. Августина (см. стихотворение «И я был чадо многих слез...»,
1944; с эпиграфом из «Исповеди»
Блаженного Августина). Знание этого контекста позволяет точнее и детальнее прокомментировать соответствующие произведения (например, понять, какие реалии римской жизни стоят за словами «в праздник Агнии ягнятки» в известном программном стихотворении «Милы сретенские свечи...»9) или ответить на вопросы, которые, возможно, оставались не проясненными и для самого поэта.
На одном из таких сюжетов и остановимся в этой заметке.
В процитированном выше письме к детям от 30 октября 1926 г. Иванов описывает свою первую прогулку по Павии (городу в Ломбардии), куда только что приехал, чтобы преподавать в Collegio Borromeo10. Обратим внимание на то, как переплетены для подлинного гражданина мира образы трех великих городов, которые встают перед его взором на берегу Тичино: «...мы пошли по живописной набережной, со спуском к реке, покрытым травой, как в Москве, и с видами на большие леса (да, леса!) со всех сторон за городом, к прелестному мосту, крытому, как Ponte Vecchio во Флоренции, с церковкой
S. Giovanni Nepomuceno посредине моста. В Праге есть так же знаменитый мост
Августина, как его называют на Востоке, тогда как на Западе он, как известно, Santo» (<Иванов В. И.> Избранная переписка с сыном Димитрием и дочерью Лидией // Там же. С. 488).
8 Цитата из стихотворения «Твоих мелодий и созвучий...» из цикла «Римский дневник» (1944).
9 Ягнята св. Агнии отсылают читателя не только к «соименности» св. мученицы Агнцу, взем-лющему грехи мира. Не позднее XV в. в Риме возник обычай в день св. Агнии (21 января) освящать на престоле одного из посвященных ей храмов («вне стен», Sant Agnese fuori le mura, где покоятся под алтарем ее мощи — кроме главы, что хранится в храме на Пьяцца Навона) двух белых агнцев, из шерсти которых затем ткался епископский омофор. Его украшали шестью черными крестами и подносили папе римскому от духовенства города. Толкуя этот обычай в ключе исповедания смиренной детской веры, дон Аугусто Фьори отсылает к евангельским словам: «не мудрая мира избра Бог» и «утаил от мудрых и открыл младенцам». Два освященных агнца отсылались в Латеранскую базилику, поскольку «регулярные латеранские каноники» окормляли монастырь, существовавший при базилике св. Агнии вне стен. Освящал агнцев сам генерал Ордена регулярных каноников, а участвовали в церемонии также отцы трапписты из аббатства Tre fontane. Вековой обычай прекратился в 1870 г. после захвата Рима войсками Гарибальди. Его попытались возобновить на рубеже XIX-XX вв. в указанном аббатстве. В наши дни церемония совершается в Апостолическом дворце в Ватикане, и трапписты непременно на ней присутствуют. Ягнята же поставляются теперь из монастыря св. Цецилии в Трастевере. Омофоры изготовляются монахинями-бенедектинками. Новый омофор каждый год подносится папе накануне дня св. Петра и Павла — 28 июня. Мы так подробно остановились на этих реалиях потому, что они, на наш взгляд, теснейшим образом связаны с финальной строкой стихотворения «Милы сретенские свечи...» о «неводах святого папы» (невод здесь, возможно, не только отсылка к евангельским сетям св. Петра, но и напоминание о святительском омофоре).
10 О жизни Вяч. Иванова в Павии см.: Angelini C. Venceslao Ivanov al “Borromeo” // Corriere della sera. 1966. 9 maggio; Vjaceslav Ivanov a Pavia / A cura di F. Malcovati. Roma, 1988.
Памятные даты России. К 70-летию со дня кончины Вячеслава Иванова (1866-1949) 335
Вход в церковь св. Иоанна Непомука на Крытом мосту в Павии. Фотография 1910-х (?) гг.
св. Непомука, который, очевидно имеет какое-то отношение к мостам»11.
«Церковка» св. Иоанна Не-помука, о которой упоминает Иванов, построена на середине Ponte coperto (букв.: Крытого моста) на месте древнего мостового храма во имя св. мученика Сатурнина и освящена в 1749 г., ровно через 20 лет после канонизации святого, пострадавшего в XIV в. за то, что сберег тайну исповеди. Это было время, когда почитание св. Иоанна распространилось далеко за пределы Богемии. Пожалуй, больше всего, кроме чешской земли, его стали почитать в Баварии, где он стал (наряду с итальянским святым — Гаэтаном Тиенским) небесным покровителем страны. Вспомним хотя бы освященную во имя него изящную Asamkirche (1733-1746) в центре Мюнхена11 12. Итальянцы, в отличие от славян и немцев, мало знают св. Иоанна Непомука, поэтому в Павии до сих пор называют храм, берегущий главную переправу через Тичино, просто «церковкой на мосту».
Св. Иоанн, священник из Ждара над Сазовой, королевский духовник в Праге, действительно стал в Западной церкви патроном мостов и речных переправ, «речным святым». Связано это с тем, что он после перенесенных мучений был сброшен во Влтаву с моста. Вяч. Иванов ошибся невольно: в Праге, конечно, нет никакого моста св. Непомука, есть лишь знаменитая (и, видимо, запомнившаяся ему) скульптура на Карловом мосту, т. е. над местом, откуда и было брошено в воду тело святого.
Зато есть мост св. Непомука в Брюгге (и тоже со скульптурой), скульптуры святого на мостах в Риме, Неаполе, Падуе, Ческом Крумлове и во множестве других городов. Так что определенно можно говорить не о «каком-то», но о самом непосредственном «отношении к мостам» забытого Вяч. Ивановым святого. Это его забвение тем более странно, что поэт носил имя тоже чешского святого, князя Вацлава.
Крытый мост через Тичино был разрушен еще при жизни Вяч. Иванова во время бомбардировки 5 сентября 1944 г., пострадала «кьезетта» (церковка), а статуя святого упала в воду, как бы повторив сцену из его жития, но сразу после войны началось восстановление и моста, и церкви13. Символично для нас, что она была вновь освящена в последний год земной жизни некогда трудившегося
11 <ИвановВ.И.> Избранная переписка с сыном Димитрием и дочерью Лидией // Символ. № 53/54. 2008. С. 489.
12 См. об этом храме: Lieb N. St. Johann Nepomuk, die Asamkirche in Munchen. Munchen; Zurich, 1983.
13 См. подробнее: Ponte coperto: tra storia e leggenda la cappella di San Giovanni Nepomuceno // URL: https://www.paviafree.it/20130629556/monumenti/ponte-coperto-tra-storia-e-leggenda-la-cappena-di-san-giovanni-nepomuceno.html (Дата обращения: 30.05.2020).
Русско-Византийский вестник № 1 (3), 2020
Статуя св. Иоанна Непомука на Карловом мосту в Праге. Фотография О. Л. Фетисенко, 2012 г.
336
в Павии14 русского поэта — семьдесят лет назад, в 1949 г., через несколько месяцев после его кончины — в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
Источники и литература
1. Иванов Вяч. Собр. соч. <: в 4т.> Брюссель, 1971-1987.
2. «Для меня культура — становление духовной ееократии...»: Неизвестное письмо Вяч. Иванова к С. И. Гессену / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. А. И. Резниченко // Вяч. Иванов: Исслед. и материалы. СПб., 2016. <Т.> II. С. 386-398.
3. Иванов Вяч. Повесть о Светомире царевиче / Изд. подгот. А. Л. Топорков, О. Л. Фети-сенко, А. Б. Шишкин. М., 2015 (Лит. памятники).
4. Рокитянский В. Р. О наследии Е. Л. Шифферса // URL: http://www.olegen.com/colleague// шифферс-евгений-львович/избранное/из-наследия-е-л-шифферса (Дата обращения: 30.05.2020).
5. Символ: Журнал христианской культуры. №53/54. 2008 <Выпуск целиком посвящен наследию Вяч. Иванова>.
6. Фетисенко О. Л. Экклесиология в поэтическом слове (О стихотворении Вячеслава Иванова «В стенах, ограде римской славы...») // Вяч. Иванов: Исслед. и материалы. СПб., 2016. <Т.> II. С. 260-274.
7. Шифферс Е. Л. Религиозно-философские произведения / Сост. и общ. ред. В. В. Роки-тянского. М., 2005. <Сочинения: в 3 т. Т.2>.
8. Ponte coperto: tra storia e leggenda la cappella di San Giovanni Nepomuceno // URL: https:// www.paviafree.it/20130629556/monumenti/ponte-coperto-tra-storia-e-leggenda-la-cappena-di-san-giovanni-nepomuceno.html (Дата обращения: 30.05.2020).
9. Vjaceslav Ivanov a Pavia / A cura di Fausto Malcovati. Roma, 1988.
14 Между прочим, здесь создавались и первые книги «Повести о Светомире царевиче», кристаллизации агиократических воззрений Вяч. Иванова.
Памятные даты России. К 70-летию со дня кончины Вячеслава Иванова (1866-1949) 337