Вестник ПСТГУ.
Серия IV: Педагогика. Психология.
2018. Вып. 49. С. 59-68
Светлова Настасья Евгеньевна, аспирант кафедры ПиМНО,
ПСТГУ,
Российская Федерация, 141704, г. Долгопрудный, Московское шоссе, д.55/2, кв. 179 svetanastasis@gmail.com
ORCID: 0000-0003-3288-2602
К. П. Победоносцев и церковно-приходские школы России в начале XX в.*
Н. Е. Светлова
В статье приводится краткий обзор развития церковного школьного образования в России со времени возникновения самых первых школ, дана характеристика системы церковно-приходских школ в конце XIX — начале XX в., раскрыта деятельность К. П. Победоносцева по развитию церковно-приходских школ в России в начале XX в. Церковно-приходская школа рассматривается как результат его государственной политики. Взгляды К. П. Победоносцева на постановку школьного дела были главным образом сформированы церковным сознанием, пониманием значимости веры и Церкви для общества. Его педагогические воззрения реализовывались на практике церковно-приходских школ, которые наибольшего расцвета достигли в исследуемый период. Исследование состояния церковных школ за период 1900—1907 гг., постановки учебного и воспитательного процесса, отражающие влияние и попечение обер-прокурора о школах, позволило заключить о наличии мощной системы церковно-приходских школ, созданной и управляемой Святейшим Синодом, которая внесла большой вклад в историю развития образования в России. Отмечена важность исследования устройства и состояния данного вида школ для современной системы российского школьного образования.
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам духовного и нравственного развития личности учащихся, в том числе через тенденции к возрождению религиозного компонента в содержании учебно-воспитательного процесса. Поощряется, и в некоторой степени становится даже необходимым, участие Русской Православной Церкви в деле образования, в связи с чем актуальными становятся исследования ее исторического значения и роли в отечественном образовании, чему посвящены работы ряда исследователей: Л. Н. Беленчук, М. А. Гончарова, С. Ю. Дивногорцевой, Н. П. Красновой, Е. В. Крутицкой, А. Ю. Полунова, Р. В. Ященко и др. Среди прочих историко-педагогических реалий и проблем часть их работ посвящена изучению развития церковно-приходских школ в России как источника опыта преподавания религиозных предметов и возвращения к православным традициям воспитания
* Работа поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900-1918 гг.» (01-0317/КИП 3).
и обучения. Обращение к проблемам функционирования церковно-приходских школ важно, во-первых, для того, чтобы проанализировать причины успеха и извлечь из ошибок прошлого опыт, а с другой стороны, для попытки иного, чем это было принято ранее в отечественной педагогике, взгляда на их роль, значение, образовательные возможности, поскольку в советский период преобладало исключительно негативное отношение к этому виду образовательных учреждений в России. В то же время, обращаясь к рассмотрению и анализу деятельности церковно-приходских школ России конца XIX — начала XX в., представляется целесообразным изучать этот вопрос в тесной связи с деятельностью обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева, поскольку церковно-приходская школа в период именно его обер-прокурорства получила самое высокое свое развитие и распространение в Российской империи.
Константин Петрович Победоносцев занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода с 1880 по 1905 г., являлся членом Государственного Совета с 1872 г. После смерти императора Александра II он был видным представителем консервативной партии и ближайшим советником Александра III. Деятельности К. П. Победоносцева касались многие вопросы, связанные не только с церковной, но также и с национальной, внешней политикой, главным образом относящиеся к образовательной области. Он был идеологом возрождения и распространения церковно-приходских школ в России в конце XIX — начале XX в., занимался вопросами их организации и финансирования. В данной статье нас интересует развитие школ в начале XX в. (как период наибольшего расцвета) — на заключительном этапе жизни и деятельности К. П. Победоносцева. Отметим, что все представленные и встречающиеся в статье количественные изменения по церковно-приходским школам были прослежены по Верноподданнейшим отчетам за необходимый временной период.
Перед описанием характеристики церковно-приходской школы в России в начале XX в. необходимо сделать краткий предварительный экскурс в историю ее возникновения и развития в целом. Традиция православного образования на Руси берет свое начало со времени Крещения Руси в 988 г. и появления первых школ, которые были религиозными по своему характеру. Главное место в них отводилось нравственному становлению учащихся, изучению православного вероучения и умственному воспитанию. Начиная с Петра I открываются светские школы, и все внимание государства сосредоточивается на их развитии. В начале XIX в. возникает необходимость обратить внимание государства на церковно-приходскую школу в связи с поиском путей дальнейшего развития русской школы, отражающей национальные черты русского народа и связанной с его менталитетом. Все чаще стали обращаться к традиционным православным идеалам воспитания и образования с целью предотвратить западные влияния на школу и общество. Возникают идеи создания русской народной школы, с середины XIX в. отмечают деятельность в данном направлении К. Д. Ушинского, С. А. Рачинского, а также К. П. Победоносцева.
К началу XX в. в Российской империи существовало несколько видов начальной школы: земские, министерские, церковно-приходские и проч. Среди других церковно-приходские школы выделялись главным образом тем, что на-
ходились в ведомстве православного исповедания — Святейшего Синода. По своему количеству церковно-приходских школ было не меньше, чем земских, а в некоторых районах их число было даже больше.
Знаменитый русский мыслитель и современник К. П. Победоносцева В. В. Розанов в начале XX в. высказался следующим образом о значении церковноприходской школы: «...говорят, школы грамоты и церковно-приходские суть продукт высших государственных и даже почти историко-политических соображений. Это как бы голос Минина и Пожарского. Минин и Пожарский как бы смотрят из могилы и завещают нам учить детей непременно начиная с "Псалтири", а не с чего-нибудь другого»1.
Церковно-приходскую школу конца XIX — начала XX в. по праву можно считать детищем К. П. Победоносцева, им выращенным и воспитанным. В своих воспоминаниях и письмах он неоднократно говорил о том, что развитие этих школ считает самым важным делом своей жизни2.
На момент вступления К. П. Победоносцева в должность обер-прокурора в 1880 г. по всей стране насчитывалось только 4488 церковно-приходских школ со 119 740 учащимися в них. Это было связано с деятельностью министра народного просвещения и одновременно обер-прокурора Святейшего Синода Д. А. Толстого, благодаря которой стало возрастать количество начальных народных училищ Министерства народного просвещения, роль духовенства в связи с этим уменьшалась, а церковно-приходские школы не имели поддержки и широкого распространения.
Начиная же с 1884 г. — года издания «Правил о церковно-приходских школах» — церковно-приходская школа в России получила официальный статус начальной школы, наиболее полное развитие и распространение в стране. До этого времени уже существовала церковно-приходская школа, но, как отмечено в «Историческом очерке развития церковно-приходских школ», она была предоставлена сама себе и находилась в печальном состоянии3. Константин Петрович взял их дальнейшее развитие под свой контроль и благодаря своей высокой должности не только обращался за помощью к императору и держал связь с другими министерствами, но и сам заботился об учащихся и учителях этих школ, старался оказывать необходимую помощь и поддержку, постоянно следил за состоянием школ в епархиях.
Константин Петрович Победоносцев имел свою точку зрения на вопрос дальнейшего развития системы отечественного образования, которая носила консервативный характер и отражала его обеспокоенность духовным и нравственным состоянием соотечественников. К. П. Победоносцев считал, что знания, не освященные нравственностью и получаемые в министерских школах, бессмысленны и не нужны ни учащимся, ни обществу в целом. Христианская вера была для него исходным пунктом нравственности, источником силы, чтобы уйти от зла, распознать ложь и правду, определить цели в жизни. По его мысли,
1 Розанов В. В. Около церковных стен: в 2 т. СПб., 1906. Т. 1. С. 172.
2 Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884— 1909 гг.). СПб., 1909. С. 83—84.
3 Там же. С. 1.
настоящее воспитание должно утверждаться на религиозных началах, которые составляют главную потребность человеческой души. Также К. П. Победоносцев утверждал то, что нарушение устоев веры народа послужит угрозой крушения России. Сохранению же этой веры в народе и должны служить церковноприходские школы.
Однако учреждение и распространение церковно-приходских школ в конце XIX в. было встречено в обществе неоднозначно: против них выступили демократические и либеральные круги, отвергая все консервативное и высказываясь о давлении Церкви на общество через образование, которое, по их мнению, должно быть светским и свободным от какого-либо влияния Духовного ведомства. Отрицалась возможность существования церковно-приходских школ наравне с министерскими и земскими, как построенных на противоположных началах.
За период 1900—1907 гг. К. П. Победоносцев издает самые главные свои педагогические труды, в которых изложены взгляды на воспитание, обучение, на постановку всего школьного дела в России. Понимание педагогической системы К. П. Победоносцева позволяет шире судить о его деятельности по отношению к церковно-приходским школам.
В небольшой по объему работе «Воспитание характера в школе» (1900) выделены задачи воспитателя церковно-приходской школы, охарактеризованы такие методы, как награды и наказания, обоснована необходимость дисциплины в школе и другие вопросы, связанные с главным аспектом воспитания — воспитанием характера ребенка.
Педагогические заметки «Ученье и учитель» (1900—1904 гг., два издания) составлены в виде советов учителю по организации обучения в школах, практических рекомендаций, как поступать в конкретной сложной ситуации, как следует вести и поставить себя учителю по отношению к учащимся, описан характер их взаимоотношений, а также обоснованы нравственные позиции школы, церковный и народный ее характер.
Книга «Призвание женщины в школе и в обществе» (1901) является переводом с французского статьи Стефана Лями. В ней охарактеризована возможность обучения женщин, восприимчивость их к воспитанию, особенно церковного характера. Поскольку не только семья, но и учитель занимает важное место в воспитании ребенка в школе, ясна мысль о понимании ответственности женщиной-учителем, возложенной на нее, в деле преподнесения религиозных истин: «их призвание — образовать и преобразовывать нравы»4. Все это К. П. Победоносцев старался применять во вновь открываемых и уже существующих школах.
Деятельность К. П. Победоносцева сложно описать: нет списка конкретных действий, которые бы ее характеризовали. Для него наиболее важным было влияние на сознание, на общество, на характер системы образования в стране — через сформированное мировоззрение и понимание важности духовных ценностей у людей должны были и происходили изменения в школе и обществе. К. П. Победоносцев влиял через печать, личную переписку, взаимодействие с государственными структурами и императором, встречи с представителями
4 Лями Этьен Мари Виктор. Призвание женщины в школе и в обществе. М., 1901. С. 61.
школ, учителями и учащимися. Он наблюдал за развитием школьной системы и давал свои комментарии и советы о том, как должно быть и что следовало бы поменять. В случаях недостатка средств или книг в школах он старался найти возможности для помощи этим районам.
Анализ Всеподданнейших Отчетов обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1901—1907 гг. позволяет кратко охарактеризовать действительное положение церковно-приходских школ в начале XX в. К началу 1901 г. в России было 42 604 церковные школы (для сравнения, в 1884 г. было только 4348 церковно-приходские школы) и уже к концу года их число увеличилось и составляло 43 602 школы, несмотря на неурожайный 1901 г. Число учащихся в школах в указанном году было 1 764 912 человек, что больше, чем в предыдущем году на 130 451 человек. Так, каждый год происходил рост числа школ и учащихся в них5. В каждом Отчете К. П. Победоносцев указывает, что не все школы имели свои помещения, но эти цели поощрялись и, по возможности, оказывалась различная помощь: бесплатный отпуск леса на строительство, создание примерных проектов зданий, выделение помещений для проведения занятий. Исключительно благодаря стараниям К. П. Победоносцева удалось увеличить сумму, выделяемую из Государственного Казначейства на развитие данного вида школ. Если в 1901 г. она составляла 6 826 046 руб., то уже к концу 1905 г. выделялось 10 091 916 руб. — значительное изменение, несмотря на неурожаи и русско-японскую войну. Недостаток учителей мог оправдаться только лишь скудостью вознаграждения их труда во все вышеобозначенные годы. Это хорошо понимал обер-прокурор и добивался различных льгот: бесплатных квартир для учителей, выдачи пособий и наград, постоянно оказывалась методическая помощь учителям в виде советов, указаний, организации педагогических собраний и краткосрочных курсов, проводились образцовые уроки для учителей с последующим их обсуждением.
Увеличение местных средств на развитие школ происходило за счет обращения к «сельским и волостным обществам, земствам, городам, приглашения к пожертвованиям частных лиц, сборов с духовенства»6. В отдельных епархиях на школы шел доход от продажи книг и письменных принадлежностей от складов Уездных Отделений.
К. П. Победоносцев старался заботиться не только об учителях, но и о здоровье учащихся ввиду того, что многие школы были далеко от домов, дети были не подготовлены к такому длинному пути, и даже в случае болезни некоторые деревни были лишены возможности обеспечить должную медицинскую помощь, что препятствовало обучению в школах, а иногда и вовсе принуждало прервать обучение. Поэтому открытие школ рядом с деревней представлялось лучшей возможностью избежать большинства проблем, а в случае невозможности или применительно к уже существующим школам старались устроить рядом общежитие, ночлежные приюты, осуществить помощь детям теплой одеждой и обувью, а также обязательно горячей едой в течение учебного дня. Школы снабжались
5 См.: Всеподданнейший Отчет обер-прокурора Священного Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1901 г. СПб., 1905. С. 285—287.
6 Там же. С. 289.
учебными книгами, создавались школьные библиотеки. Также обязательным стало приобретение школами аптечек с необходимыми лекарствами и предметами первой медицинской помощи. Все эти вопросы волновали К. П. Победоносцева, о результатах своих стараний он и писал ежегодно во Всеподданнейших Отчетах, подробно останавливаясь на каждом из пунктов.
Учебный год в церковно-приходской школе завершался выпускными испытаниями, причем в присутствии родителей, учителей, попечителей и прихожан, для того чтобы можно было увидеть результат — пользу от занятий в церковноприходских школах в течение всего учебного года. После испытаний всем учащимся обычно дарили подарки и книжки. Если до 1901 г. этот день был переходящим и приурочивался к какому-нибудь празднику или воскресному дню, то в 1901 г. Святейший Синод (а в его лице выступал главным образом К. П. Победоносцев), «признав необходимым установить чествование памяти первоучителей словенских 11 мая, предоставил церковным школам приурочивать к 11 мая ежегодный акт, на коем производить выдачу свидетельств окончившим курс учения, а где позволят средства — и наград лучшим ученикам книгами или картинами духовно-нравственного содержания»7.
Начиная с 1900 г. каждый отчетный год заметно стало увеличиваться число школ со своими собственными земельными участками и дополнительными занятиями по сельскому хозяйству, ремеслу и рукоделию.
Церковно-приходская школа, ко всему прочему, по Отчету обер-прокурора за 1901 г., имела нравственное влияние на весь народ через учащихся: чтение молитв дома в кругу семьи и соседей, посещение детьми и их семьями богослужений, чтение и пение детей за богослужением. Школа благотворно влияла на любвь к знанию, делала детей воспитанными и вежливыми. Церковно-приходская школа растила и создавала круг так называемой православной молодежи, которые своим поведением отличались от других: отношением к делу, Церкви, вере, неучастием в различных увеселительных мероприятиях и языческих праздниках и обрядах, организуемых в городах и деревнях. Школа становится стражем Православия среди иноверцев, в частности католиков. Население, видя, какую пользу оно получает от обучения детей в церковно-приходских школах, добровольно жертвовало свои деньги на развитие школ8.
Ежегодно организовывались Съезды уездных наблюдателей для выяснения нужд церковно-школьного дела. Так, например, в 1900 г. на Съезде среди прочих других обсуждался вопрос финансирования и материального обеспечения учителей церковно-приходских школ, в результате которого было решено увеличить размер выплат учителям церковно-приходских школ в Псковской епархии с 10 до 15 рублей в месяц, а каждые пять лет увеличивать их на 25% в год. Для поддержки и обеспечения школ было принято решение о выделении части средств из собственного бюджета монастырями и приходами в распоряжение Епархиальных училищных советов9.
7 Всеподданнейший Отчет обер-прокурора Священного Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1901 г. СПб., 1905. С. 301.
8 См.: Там же. С. 310-312.
9 См.: Псковские епархиальные ведомости. Псков, 1900. № 1. С. 6-7.
В 1902 г. законодательно была закреплена организация церковно-приходских школ, улучшено материальное положение учительских школ, что, в свою очередь, давало надежду на обеспечение учителями церковно-приходских школ высокого уровня подготовки. «Положением о церковных школах ведомства Православного исповедания» от 1 апреля 1902 г. были обозначены сроки обучения и определен статус всех церковных школ: начальные — школы грамоты (два года) и церковно-приходские (три года для полной церковно-приходской и четыре года для инородческого населения) — и учительские (для подготовки учителей в начальные школы) — второклассные и церковно-учительские. Это внесло некоторый порядок в организацию церковных школ, четко определило их место в системе образования в России10. Преподавание предметов по-прежнему велось по программам 1888 г. и в конце учебного года завершалось экзаменами, но уже были составлены новые программы согласно изменению сроков обучения в школах. В плане организации школ были образованы Советы для решения учебно-воспитательных и хозяйственных вопросов при учительских и воскресных школах11.
Тем же Положением были утверждены новые формы для отчетности по церковно-приходским школам, касающиеся различных сторон: статистические данные, отчеты о проделанных работах, о составе учащихся, о семейном положении учителей и учащихся, о возрастном составе и др. Все эти данные использовались для анализа, структурирования процесса обучения, а также распределения средств и помощи школам и учащимся.
Происходившие в 1903 г. изменения непосредственно коснулись церковноприходской школы: было официально введено четырехгодичное обучение (что, впрочем, в отдельных епархиях долго, вплоть до 1917 г., так и не было установлено), введены новые учебные предметы (арифметика и геометрия, география, природоведение и др.), а это, несомненно, должно было унифицировать все школы Российской империи, независимо от их принадлежности ведомствам, отмечает проф. М. А. Гончаров12. Здесь необходимо отметить, что для церковноприходских школ введение программ не было настолько неожиданным и новым, поскольку в 1903 г. лишь законно утвердилось то, что практически уже применялось в отдельных епархиях13. Данный факт говорит о том, что церковноприходские школы имели светские предметы в своем учебном плане. К. П. Победоносцев писал по этому поводу: «Школьная жизнь не должна быть раздвоена на две отдельные части — религиозного и светского обучения, но должна составлять в гармонии частей одно органическое целое»14. За 1903—1904 гг. главными событиями в деле развития образования были: издание и введение новых программ, организация курсов для учителей по физике и естествознанию, кратко-
10 См.: ГончаровМ. А., Плохова М. Г. Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в России в конце XIX — начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. № 2 (25). С. 110.
11 См.: Всеподданнейший отчет обер-прокурора Священного Синода по ведомству православного исповедания за 1902 г. СПб., 1905. С. 283—285.
12 Гончаров, Плохова. Указ. соч. С. 112.
13 Исторический очерк развития церковных школ. С. 150.
14 Победоносцев К. П. Ученье и учитель: пед. заметки // Сочинения. СПб., 1996. С. 483.
срочных курсов по сельскому хозяйству, снабжение некоторых школ кабинетами физики и необходимыми приборами, участие в международной выставке «Детский мир», результатом которой стало присуждение международной комиссией наград школам и почетный диплом Училищному совету15. В связи с начавшейся войной на Дальнем Востоке был отмечен патриотический подъем в церковноприходских школах, отмечалось волнение учеников и учителей за судьбу своего народа, выразившееся в желании помочь соотечественникам; учителя отказывались от денег на школы в пользу раненых, устраивались концерты для сбора средств на армию и др.16
Отчет за 1903-1904 гг. был последним, составленным К. П. Победоносцевым в годы его обер-прокурорства, что видно и стилистически, и в характере изложения, и по затрагиваемым вопросам. Следующий Отчет за 1905-1907 гг. в разделе по церковным школам достаточно краток, приводится в самой последней части, даже не в «мероприятиях по духовно-учебному ведомству», а отдельно, без подробных объяснений и комментариев. Указано лишь, что принят ряд законов относительно школ, таких, например, как освобождение инослав-ный детей от изучения Закона Божия с православным священником17, что всегда было неотъемлемой частью церковно-приходской школы. Количество школ постепенно стало уменьшаться, хотя это в Отчете и не указано, но известно из других источников18.
После оставления государственных должностей 19 октября 1905 г. К. П. Победоносцев продолжал поддерживать связь с церковно-приходскими школами, учителями и попечителями, интересовался их судьбой, но огорчался, наблюдая нападки либерального общества и постепенное разорение взращенной им церковно-приходской школы. Это было связано с первой русской революцией 1905-1907 гг., когда в стране усилились антирелигиозные настроения, все больше требований было о придании образованию светского характера. Были даже прямые заявления о том, что в церковно-приходской школе уровень образования очень низкий и ее необходимо полностью подчинить земскому управлению.
Еще в марте 1901 г. на Константина Петровича было совершено покушение: четыре выстрела в окно дома на Литейном проспекте, где он жил. Дело разобрали и злоумышленника осудили, но данный инцидент предопределил дальнейшее настроение в обществе по отношению к консервативной политике обер-прокурора. Все чаще слышалась критика действий К. П. Победоносцева, осуждения в его адрес, относительно школ — предложение ввести всеобщее начальное обучение на светских началах, устранив Церковь от просвещения народа.
15 Всеподданнейший Отчет обер-прокурора Священного Синода по ведомству православного исповедания за 1903-1904 гг. СПб., 1909. С. 270-272.
16 Там же. С. 272-273.
17 Всеподданнейший Отчет обер-прокурора Священного Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 гг. СПб., 1910. С. 294.
18 Исторический очерк развития церковных школ... С. 8-9.
Несмотря на некоторые организационные недоработки церковноприходских школ (в основном связанные со скудостью и недостатком средств), особенно заметные с отставкой К. П. Победоносцева, нам кажется несправедливым заключение некоторых современных исследователей о том, что система церковно-приходских школ оставила незначительный след в истории образования в России и не оправдала возложенных на нее надежд19. Напротив, благодаря своему уникальному опыту, действенности и реализации поставленных перед церковно-приходской школой задач в конце XIX — начале XX в. мы можем обращаться к ее опыту на современном этапе развития школы по возвращению к православным традициям образования.
Ключевые слова: К. П. Победоносцев, Святейший Синод, церковно-приходская школа, начальные школы, развитие образования, воспитание, мировоззрение.
Список литературы
Всеподданнейший отчет обер-прокурора Священного Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1901 г. СПб., 1905. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Священного Синода по ведомству православного исповедания за 1902 г. СПб., 1905. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Священного Синода по ведомству православного исповедания за 1903—1904 гг. СПб., 1909. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Священного Синода по ведомству православного исповедания за 1905—1907 гг. СПб., 1910. Гончаров М. А., Плохова М. Г. Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в России в конце XIX — начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. № 2 (25). С. 101—117. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884—
1909 гг.). СПб., 1909. С. 83—84. Лями Этьен Мари Виктор. Призвание женщины в школе и в обществе. М., 1901. Победоносцев К. П. Ученье и учитель: пед. заметки // Сочинения. СПб., 1996. С. 472—508. Псковские епархиальные ведомости. Псков, 1900. № 1. С. 6—7. Розанов В. В. Около церковных стен: в 2 т. СПб., 1906. Т. 1.
19 Гончаров М. А., Плохова М. Г. Указ. соч. С. 116.
67
St. Tikhon's University Review. Svetlova Nastasya,
Series IV: Pedagogy. Psychology. Graduate Student,
2018. Vol. 49. P. 59-68 St Tikhon's Orthodox University for the Humanities,
55/2-179, Moskovskoe shosse, Dolgoprudny 141704, Russian Federation svetanastasis@gmail.com
ORCID: 0000-0003-3288-2602
K. P. Pobedonostsev and Parish Schools
of Russia in the Early 20th Century N. Svetlova
This article provides a brief overview of the development of church school eduation in Russia since the time of emergence of the very first church schools (Russ. церковноприходские школы). It also describes the system of parish schools in the late 19th — early 20th centuries and examines K. P. Pobedonostsev's work on the development of parish schools in Russia at the beginning of the 20th century. The parish school is regarded as a result and one of the tasks of K. P. Pobedonostsev in his state policy. K. P. Pobedonostsev's views on the arranging of schools were, in the main, formed by the ecclesiastic consciousness, understanding of the importance of faith and the church for society. His pedagogical views were implemented in parish schools that reached their peak in the period in question. The study of the state of church schools during the period of 1900-1907, the arrangement of the educational process which reflects the influence and care of the Ober-Procurator for schools, made it possible to conclude that there was a powerful system of church and parish schools created and guided by the Holy Synod, which made a great contribution to the development of education in Russia. The article also highlights the importance of research into the structure of this type of school for the modern system of Russian school education.
Keywords: K. P. Pobedonostsev, Holy Synod, church parish school, primary schools, development of education, upbringing, worldview.
References
Goncharov M. A., Plohova M. G., "Cerkovno-prihodskie shkoly i ih mesto v podgotovke uchitelej v Rossii v konce XIX — nachale XX v.", in: VestnikPSTGU. Ser. IV:Pedagogi-ka. Psihologija, № 2 (25), 2012, 101-117.
Pobedonoscev K. P., "Uchen'e i uchitel': ped. zametki", in: Sochinenja. St. Petersburg, 1996, 472-508.