u
Вестник «Орлеу^-kst
S
Я <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡Г1
S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
Жаркенов А.К.,
директор КГКП «Костанайский колледж автомобильного транспорта»
Нег1зг1 свздер: арнайы орта бшм, кэЫби кадрлар, кэсгби вза-ра эрекет, кадрларды дайындауда болашац жумыс берушыермен кол-ледждщ взара эрекетг.
Ключевые слова: среднее специальное образование, профессиональные кадры, профессиональное взаимодействие, взаимодействие колледжа с будущими работодателями в подготовке кадров.
Keywords: higher education, professional staff, professional interaction, cooperation with the college of future employers in training.
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОЛЛЕДЖА С БУДУЩИМИ РАБОТОДАТЕЛЯМИ В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ»
Ацдатпа
«взара эрекет», «педагогикалык езара эрекет», «eшмдi езара эрекет», угымы аныщтамасына эртYр-лi кезкарастар, оньщ кырлары карастырылады. вз кезкарасы мен зертте^ талдауга CYЙене отырып «кэаби кадрларды дайындауда болашак жумыс берушшермен колледждщ езара эрекетЬ» мэселес угымын нактылау.
Аннотация
Рассматриваются различные точки зрения на определения «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «продуктивное взаимодействие», их аспекты. Исходя из анализа исследований и своей точки зрения на проблему уточнено понятие «взаимодействие колледжа с будущими работодателями в подготовке профессиональных кадров».
Annotation
Here are different points of view on the definition of «interaction», «pedagogical interaction», «productive interaction» their aspects. Based on the analysis of research and our point of view on the issue clarified the term «college cooperation with future employers in the training of professional staff».
Новейшие цели специального или профессионального образования - подготовка к принятию инновационной практики и к участию в новациях; подготовка администраторов и управленцев; развитие специфического собственно профессионального мышления; формирование способности изобретать успешные виды практики или связывать их с данной конкретной ситуацией; ознакомление учащихся с процедурами методами и техникой практического применения этих методов в зависимости от обстоятельств [1,с.173].
Эти цели определили сложные задачи повышения качества подготовки специалистов среднего звена, современного рабочего класса в системе среднего специального образования.
С целью системной реализации этих задач в Казахстане в Законе «Об образовании» продиктовано объединение действий колледжей и социальных партнё-
2(12)/2016
Вестник «Орлеу^-kst
Ш
ров в подготовке профессиональных кадров, принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года, в которой предусмотрено привлечение работодателей к социальному партнёрству, что предусматривает взаимодействие колледжа с работодателями.
В нашем исследовании интерес представляет педагогическое взаимодействие как необходимость успешного образовательного процесса подготовки профессиональных кадров и основа профессионального взаимодействия. И всё-таки рассмотрим в начале более общее определение, как исходное в нашем исследовании.
Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие как универсальная категория представляет собой и процесс воздействия объектов друг на друга, и вид отношений в виде непосредственных или опосредованных связей, и интегрирующий фактор по объединению частей в целое, и методологический принцип познания природы и людей, и форму движения любой системы [2,с.176]. С этой точки зрения проблемы взаимодействия рассмотрены в работах И. Канта, В. Гегеля, В. Соловьёва, И. Фролова и др.
Словарь-справочник по педагогике даёт важное для исследования определение этому феномену. Взаимодействие педагогическое - личностный контакт воспитателя и воспитанника (или воспитанников), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Взаимодействие педагогическое может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей её достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную или целенаправленную деятельность других её участников. Гуманистически-ориентированный педагогический процесс может быть только процессом взаи-
модействия, где оба участников выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей партнёры [3.с35], что очень актуально во взаимодействии колледжа с педагогическим сообществом, куда должны войти в процессе исследовательской деятельности и работодатели в качестве социальных партнёров. На наш взгляд, достижение результативного сотрудничества всех участников исследуемого процесса взаимодействия в подготовке квалифицированных кадров возможно в условиях образовательно-производственного кластера.
Выше перечисленные аспекты педагогического взаимодействия отражены в работах И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Н.И. Новиковой, А.А. Реана, Г. Л. Цукермана и др.
Теоретические основы взаимодействия в системе образования разработаны В.С. Гер-шунским, А.Н. Джуринским, Е.В.Коротаевой, Ю.А. Конаржевским, Б.Т. Лихачёвым, П.И. Пидкасистым, В.А.Сластёниным, Е.Н. Шия-новым и др.
В этом плане, предполагаемом в исследовании международном сотрудничестве и создании учебно-производственного кластера, представляет интерес определение области педагогики взаимодействий Е.В. Коротаевой, которая включает несколько сфер: мегасферу, характеризующую педагогическое взаимодействие мирового образовательного пространства; метасферу, отражающую взаимодействия в системе образования конкретного государства; мезосферу, выявляющую совокупность интра и интервзаимодействий различных типов образовательных учреждений; микросферу, образуемую непосредственно контактами участников образовательного процесса [4,с.8]. Исследователем установлено, что взаимодействие в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей; где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его существования, а педагогическая создаёт ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогических взаимодействий [4,с.8]. Что будет учтено в исследовании проблемы взаимодействия в
S
к <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡г1 S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
■
Вестник «Oрлеу»-kst
К <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
подготовке квалифицированных кадров, организации опытно-экспериментальной работы в образовательно-производственном кластере, где возможно единство социальных, психологических, педагогических связей, обеспечивающих профессиональные связи в подготовке специалистов.
По мнению И.Н. Емельяновой, «взаимодействие предполагает взаимную активность субъектов взаимодействия: воспитателя и воспитуемого, коллектива и личности, личности и социума, и происходит в двух основных формах: в общении и деятельности... Побудительной причиной деятельности являются потребности. Связь между потребностью и деятельностью следующая: «деятельность -потребность - деятельность», т.е. потребности не только побуждают к деятельности и управляют ею со стороны субъекта, но и формируются в процессе деятельности» [5, с.96].
Следовательно, педагогическому сообществу участников профессионального образования студентов необходимо учесть, что продуктивность взаимодействия зависит от того, насколько педагогически целесообразно организована деятельность. «Продуктивное взаимодействие приносит человеку удовлетворённость, он становится открытым для мира и для других людей. Жизненные силы раскрываются. Непродуктивное взаимодействие сопровождается отрицательными эмоциями: страхом, тревожными ожиданиями, паникой, что приводит к отчуждённым, деструктивным отношениям, делает человека закрытым для мира и для других людей. Жизненные силы человека разрушаются» [5,с.97]. На наш взгляд, следует дополнить и учесть педагогам и социальным партнёрам, что непродуктивное взаимодействие нередко приводит к конфликтам, которые в процессе дальнейшего общения не удаётся устранить и приводят к неэффективности взаимодействия в процессе профессионального становления студента в дальнейшей его работе и взаимодействии в производственном коллективе.
По мнению современных исследователей педагогического взаимодействия, оно проявляется во множестве форм и вариантов: это индивидуально-дидактический контакт педагога с обучающимся, акты стимулирования к
творчеству и самостоятельности, индивидуальные обсуждения учебных программ и консультации, где доминируют субъект-субъектные взаимоотношения.
Исходя из выше приведённого анализа, применительно к педагогическому явлению, которым является взаимодействие колледжа с работодателями, собственной точки зрения на исследуемую проблемы, мы основываемся на следующем определении: взаимодействие колледжа с работодателями - согласованная активная деятельность, сотрудничество, диалог, взаимная заинтересованность, нацеленная на результативную профессиональную подготовку кадров, проявляющуюся в высокой работоспособности, технологической культуре, интеллектуальном развитии, мобильности в условиях социального партнёрства всех участников подготовки профессиональных кадров. Исходя из выше приведённого понятия, в исследовании предстоит результат взаимодействия колледжа с работодателями определить по уровню профессиональной подготовки выпускников колледжа, которая проявляется в высокой работоспособности, технологической культуре, интеллектуальном развитии, профессиональной мобильности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогический энциклопедический словарь[Текст] Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». - М.: - 2003. - 528с.
2. Морева, Н.А. Основы педагогического мастерства [Текст]: учеб. пособие для ву-зов/Н.А. Морева. - М.: Просвещение. 2006. -320с.
3. Словарь - справочник по педагогике [Текст]/Авт. - сост. В.А. Мижериков. Под общей ред.П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448с.
4. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе [Текст]:Введение диссертации (часть автореферата). /Е.В. Коротаева. - Екатеринбург. - 2000. - 18с.
5. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания [Текст]:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.Н. Емельянова. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 256с.