Научная статья на тему 'К ОПИСАНИЮ СИСТЕМЫ ИМЕННЫХ КЛАССОВИ КЛАССНОГО СОГЛАСОВАНИЯ В ЯЗЫКЕ ГИНЬАНГА'

К ОПИСАНИЮ СИСТЕМЫ ИМЕННЫХ КЛАССОВИ КЛАССНОГО СОГЛАСОВАНИЯ В ЯЗЫКЕ ГИНЬАНГА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИГЕР-КОНГО / ЯЗЫКИ КВА / ЯЗЫКИ ГУАНГ / ИМЕННОЙ КЛАСС / ИМЕННАЯ МОРФОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Позднякова В. А.

В статье представлен предварительный анализ системы именных классов и классного согласования в языке гиньанга (ква, северные гуанг). По согласовательному критерию в гиньанга выделяется восемь именных классов, которые маркируются именными префиксами. Проанализированы корреляции сингулярных и плюральных классов и семантические доминанты каждого из классов. Рассмотрены морфосинтаксические явления, связанные с классным согласованием и проявляющиеся при согласовании числительных, демонстративов, кванторов, глаголов, а также при выборе конкретных местоимений базовой и объектной серии. Результаты исследования показывают, что в гиньанга сохранилась полноценная система именных классов и классного согласования, что характерно для языков северной ветви группы гуанг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TENTATIVE DESCRIPTION OF GINYANGA NOUN CLASS SYSTEM AND NOUN CLASS AGREEMENT

This paper features a preliminary overview of Ginyanga (Kwa, North Guang) noun class system and agreement. This is the first study that addresses Ginyanga morphology in detail and puts it into typological perspective. Although Kwa languages are generally known for their reduced morphology, the North Guang branch is distinguished by its rich noun class system. This is also the case with Ginyanga: based on agreement I define eight noun classes, three of which are singular and five are plural. Classes are marked with noun prefixes that are subject to ATR harmony. Agreement classes are further divided into morphological subclasses, that share the agreement paradigm, but feature different noun prefix. Singular / plural pairings of classes and semantic bases of each class are discussed; in particular, the role of the semantic parameter of animacy. Class marking alternation is observed both in singular / plural correlations and derivational processes (diminutive formation), which is characteristic of active noun class systems.The following agreement contexts are viewed: class agreement of cardinal numerals, demonstratives and quantifiers, subject-verb agreement, pronoun series. Cardinal numerals from ‘1’ to ‘6’ get class indexation from the head noun, numerals from ‘7’ to ‘10’ retain their default marking. There are two demonstratives that agree in class with the head noun, -bali ‘this’ and -bʋnʋ ‘that’. Ginyanga class agreement system also includes two series of verbal prefixes: factative and imperfective, and two pronoun series, basic (independent and possessive) and object. Based on these data I argue that Ginyanga follows the North Guang pattern and demonstrates a fully fledged system of noun classes and noun class agreement. The paper adds to the evidence of a rich class system that should have existed in Proto-Guang and contributes to the typology of noun classes in West African languages.

Текст научной работы на тему «К ОПИСАНИЮ СИСТЕМЫ ИМЕННЫХ КЛАССОВИ КЛАССНОГО СОГЛАСОВАНИЯ В ЯЗЫКЕ ГИНЬАНГА»

Acta Linguistica Petropolitana. 2021. Vol. 17.1. P. 271-305 DOI 10.30842/alp23065737171271305

К описанию системы именных классов и классного согласования в языке гиньанга

В. А. Позднякова

Институт языкознания РАН (Москва, Россия); [email protected]

Аннотация. В статье представлен предварительный анализ системы именных классов и классного согласования в языке гиньанга (ква, северные гуанг). По согласовательному критерию в гиньанга выделяется восемь именных классов, которые маркируются именными префиксами. Проанализированы корреляции сингулярных и плюральных классов и семантические доминанты каждого из классов. Рассмотрены морфосинтаксические явления, связанные с классным согласованием и проявляющиеся при согласовании числительных, демонстра-тивов, кванторов, глаголов, а также при выборе конкретных местоимений базовой и объектной серии. Результаты исследования показывают, что в гиньанга сохранилась полноценная система именных классов и классного согласования, что характерно для языков северной ветви группы гуанг.

Ключевые слова: нигер-конго, языки ква, языки гуанг, именной класс, именная морфология.

Благодарности: Работа выполнена в рамках проекта «Языки Западной Африки: описание и сопоставительный анализ» по гранту РНФ № 17-78-20071 П.

A tentative description of Ginyanga noun class system and noun class agreement

V. A. Pozdniakova

Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia); [email protected]

Abstract. This paper features a preliminary overview of Ginyanga (Kwa, North Guang) noun class system and agreement. This is the first study that addresses

© В. А. Позднякова, 2021

Ginyanga morphology in detail and puts it into typological perspective. Although Kwa languages are generally known for their reduced morphology, the North Guang branch is distinguished by its rich noun class system. This is also the case with Ginyanga: based on agreement I define eight noun classes, three of which are singular and five are plural. Classes are marked with noun prefixes that are subject to ATR harmony. Agreement classes are further divided into morphological subclasses, that share the agreement paradigm, but feature different noun prefix. Singular / plural pairings of classes and semantic bases of each class are discussed; in particular, the role of the semantic parameter of animacy. Class marking alternation is observed both in singular / plural correlations and derivational processes (diminutive formation), which is characteristic of active noun class systems.

The following agreement contexts are viewed: class agreement of cardinal numerals, demonstratives and quantifiers, subject-verb agreement, pronoun series. Cardinal numerals from '1' to '6' get class indexation from the head noun, numerals from '7' to '10' retain their default marking. There are two demonstratives that agree in class with the head noun, -bali 'this' and -bvnv 'that'. Ginyanga class agreement system also includes two series of verbal prefixes: factative and imperfective, and two pronoun series, basic (independent and possessive) and object.

Based on these data I argue that Ginyanga follows the North Guang pattern and demonstrates a fully fledged system of noun classes and noun class agreement. The paper adds to the evidence of a rich class system that should have existed in Proto-Guang and contributes to the typology of noun classes in West African languages.

Keywords: Niger-Congo, Kwa, Guang, noun class, noun morphology.

1. Введение

В работе представлено предварительное описание системы именных классов и классного согласования в языке гиньанга (геньанга, аньанга).

Гиньанга принадлежит к группе тано-гуанг семьи ква (см. Схему 1) и распространен в префектуре Блитта на севере Того и на северо-востоке региона Вольта в Гане. Количество носителей в Того по данным 2011 г. — около 10600 человек [Ка1е88ои 2011: 9].

Схема 1. Генетическая классификация гиньанга [Hammarström et al. 2020; Blench 2006: 3] Fig. 1. Ginyanga Classification [Hammarström et al. 2020; Blench 2006: 3]

нигер-конго ^ ква ^ тано ^ гуанг ^ северные гуанг ^ гиньанга

Гиньанга посвящено несколько публикаций: краткий грамматический очерк [Cleal 1976], обзорная статья в энциклопедии [Gblem-Poidi, Kantchoa 2012], социолингвистическое исследование [Jordan-Diller, Diller 2008], описание сегментной фонетики [Kalessou 2011], а также доклады [Аплонова, Мамонова, Позднякова 2019; Позднякова 2019] и работы по фонетике и фонологии [Мамонова 2019]. Несмотря на то, что данные гиньанга и близкородственного гичоде фигурируют в ряде типологических исследований [Snider 1988; Casali 2008; Fiedler, Güldemann 2018; Güldemann, Fiedler 2019], детальных описаний морфосинтаксиса гиньанга до сих пор не предпринималось.

В работе использованы данные двух экспедиций в деревни Аг-банди и Дигина (Того, префектура Блитта) в 2019 и 2020 гг. Работа велась с участием шести информантов (мужчины от 30 до 60 лет). Наши данные включают грамматические анкеты, полученные методом элицитации, словник из 1500 лексем и коллекцию естественных текстов.

Статья построена следующим образом. В Разделе 2 производится краткий обзор исследований именных классов в языках семьи ква и языках группы гуанг, к которой принадлежит гиньанга. В Разделе 3 дается общая характеристика системы именных классов гиньанга, обсуждаются соответствия классов по числу и семантические корреляты каждой группы. Раздел 4 посвящен согласованию членов именной группы: числительных, демонстративов и кванторов. В Разделе 5 обсуждаются серии личных местоимений: базовая и объектная. Раздел 6 рассказывает о классном согласовании глагола. Раздел 7 суммирует представленную в работе информацию.

2. Исследования именных классов в языках ква

Характерной чертой нигеро-конголезских языков являются системы именных классов. Несмотря на неоднородность именных классификаций внутри макросемьи, выделяются следующие общие черты: (а) все существительные относятся к конечному множеству классов, маркирующихся именными аффиксами; (б) система согласования по классу охватывает весь морфосинтаксис, в том числе затрагивая анафорические показатели; (в) в основе именной классификации прослеживается семантический критерий; (г) большинство классов формирует пары по единственному / множественному числу [Kießling 2013: 44; Konoshenko, Shavarina 2019: 1].

При этом языки ква традиционно рассматриваются как семья с бедной именной морфологией, в противоположность языкам банту с разветвленными системами именных классов [Good 2012: 299]. Считается, что большинство языков ква характеризуется утраченными или остаточными системами именной классификации, хотя встречаются и такие исключения, как языки гор Ганы и Того. [Aboh 2010: 11; Good 2012: 303]. Как показывает исследование [Konoshenko, Shavarina 2019] на материале 20 языков ква, в реальности именная морфология ква не сводится к этим двум крайностям и демонстрирует разные стадии упрощения полноценной классной системы, существовавшей в праязыке.

Языки гуанг выделяются сравнительно хорошо сохранившейся системой именных префиксов, в то время как сохранность системы классного согласования сильно различается между разными представителями группы [Dolphyne, Kropp Dakubu 1988: 92; Güldemann, Fiedler 2019: 121-122].

В Таблице 1 (с. 275) представлена современная классификация языков гуанг, которые разделяются на северную и южную ветвь.

Манесси [Manessy 1987] и Снайдер [Snider 1988] независимо реконструируют систему именных классов прагуанг. Различия этих двух реконструкций обсуждаются в [Ibid.; Fiedler, Güldemann 2018: 10; Güldemann, Fiedler 2019: 127-130]. В соответствии с реконструкцией

Таблица 1. Классификация языков гуанг [Hammarström et al. 2020] Table 1. Modern classification of Guang languages [Hammarström et al. 2020]

северные гуанг гонджа-домпо нконья-нками нтерато горные оти-северные гуанг: фоодо, гичоде, гиньанга, навури речные оти-северные гуанг: чумбурунг, нчумуну, крачи, дванг, чумбули

южные гуанг авуту-эфуту горные южные гуанг: лате, черепонг, анум, босо

Снайдера, северная ветвь гуанг отличается развитой системой именных классов, в то время как в южной она практически утрачена [Snider 1988: 138]. Гиньанга относится к северной ветви [Painter 1967; Stewart 1970].

Таблица 2 (с. 276) суммирует данные из исследования Снайдера: числовые пары именных классов прагуанг, их соответствия в современных гичоде и навури и семантические корреляты каждой группы. Заглавные буквы представлены в записи префиксов, имеющих алломорфы и подверженных ассимиляции. Языки гичоде и навури, данные которых использованы в реконструкции Снайдера, обнаруживают близкое генетическое родство с гиньанга по данным [Painter 1967, 1970] с совпадением 75 % и 68 % базовой лексики соответственно. Учитывая, что в гичоде и навури не наблюдается инноваций по сравнению с их общим предком (пра-горный гуанг / Proto-Mountain Guang) [Snider 1988: 153-154], это позволяет экстраполировать выводы Снайдера и на наши данные.

Еще одна реконструкция прагуанг предлагается в работе [Güldemann, Fiedler 2019]. Исследователи разделяют явления «согласовательного класса», «рода», «класса именной формы» и «дерифлекции». Класс именной формы объединяет лексемы с одинаковыми морфологическими или фонологическими характеристиками — например, именными аффиксами. Согласовательный класс выделяется на основании единого паттерна, который демонстрирует группа слов во всех согласовательных контекстах. Род определяется в соответствии с [Corbett 1991], дерифлекция

Таблица 2. Система именных классов прагуанг и современных языков гуанг [Snider 1988: 138-153]

Table 2. Noun class system of Proto-Guang and modern Guang languages [Snider 1988: 138-153]

прагуанг гичоде, навури семантические корреляты

ГруппаА *O- / *bA- O- / A- названия людей

Группа В *O- / *N- O- / I- нет

Группа С *kA- / *N- gA- / N- нет

Группа Б *kI- / *A- gI- / A- нет

Группа Е *0- / *A-, *0- / *I- 0- / A-, 0- / I- названия животных и растений

Группа Г *kI- / *I- gI- / I- нет (всего два слова)

Группа G *I- I- неисчисляемые существительные

Группа Н *A- A- абстрактные понятия

Группа I *N- N- жидкости, текучие субстанции

(портманто "derivation" и "inflection") — его морфо(но)логический аналог, т. е. соотношение сингулярных и плюральных классов с учетом их формальных признаков.

В силу методологического расхождения реконструкция [Güldemann, Fiedler 2019] отличается от предшественников: они выделяют в прагуанг 11 классов именной формы и девять согласовательных [Fiedler, Güldemann 2018: 10; Güldemann, Fiedler 2019: 127-130]. Еще одним важным отличием является добавление класса dV-/ DV, наблюдаемого только в языке фоодо, не включенном в предыдущие работы, и особой согласовательной модели для плюрального показателя -ana.

Схема 2. Сравнение систем гендера и дерифлекции прагуанг в реконструкциях разных авторов [Fiedler, Guldemann 2018: 10] (слева направо: система именных классов прагуанг [Manessy 1987: 42] и [Snider 1988: 138], система дерифлекции прагуанг (данные авторов), система гендера прагуанг (данные авторов))

Fig. 2. Comparison of the gender and deriflection system of Proto-Guang [Fiedler, Guldemann 2018: 10] (from left to right: noun class systems of Proto-Guang in [Manessy 1987: 42] and [Snider 1988: 138], deriflection system of Proto-Guang (authors' data), gender system of Proto-Guang (authors' data))

SG TN PL SG TN PL SG TN PL SG TN PL

-ana

0 ^ 0/

-/■■'bV *bA- BA ba-

*0- < 0- ^ O- <^0-

>*A. A-

»kl- ОГЛЛ *kl-< KVHi-<3

•е- / ЛД- I- I-

*ка- -wy\ *kA— HA- ka --Jra-

*N- *N- — N- —N-

*dl-y/ D V"'/ dVM-'

*к t-Ls BU- BVHl-

Système Noun class system of Deriflection system Gender system of

classiflcatoire proto proto Guang of proto Guang proto Guang

guang (Snider 1988:138) (Giiidemann and (Giiidemann and

(Manessy 1987: 42) Fiedler) Fiedler)

В настоящей работе именные классы выделяются по критерию согласования, в соответствии с синтаксической традицией [Klingenheben 1963: 51; Guthrie 1967: 343; Виноградов (ред.) 1997: 7-9]. Таким образом, мы употребляем термин «именной класс» в отношении группы существительных, разделяющих согласовательную парадигму. В рамках именного класса мы выделяем морфологические подклассы на основании формальных признаков: разных именных префиксов (см. Раздел 3.1). Чтобы избежать терминологической путаницы, мы не используем термин «род» и вместо этого говорим о сингулярных / плюральных корреляциях между именными классами (см. Раздел 3.2).

3. Система именных классов гиньанга 3.1. Общие характеристики

Как представитель северной ветви языков гуанг, гиньанга демонстрирует полноценную систему именных классов и именного согласования. На основании восьми паттернов согласования мы выделяем восемь именных классов. Первый класс (CL1) подразделяется на три морфологических подкласса по префиксу существительного: CL1 (э- / o-), CL1 (/-) и CL1 (0-).

Классы CL1, CL4 и CL5 сингулярные, остальные — множественные.

Классы маркируются именными префиксами, хотя значительная часть лексем, относящихся к 1 классу, имеют нулевое маркирование самого существительного (0-подкласс). Классные показатели подвержены гармонии гласных по признаку продвинутости / отодвинутости корня языка ([±ATR]). Вокалическая система гиньанга включает девять фонем, из которых к [+ATR] относятся /i, e, u, o/, а к [—ATR] — /i, e, э, и, a/. Гласные образуют следующие гармонические пары: /i~i, e~e, e~a, u~u, о~э/.

В Таблице 3 (с. 279) представлены именные классы гиньанга с их согласовательной парадигмой.

В гиньанга имеется две серии глагольных префиксов, фактатив-ная и имперфективная (подробнее см. в Разделе 6). Имперфективные формы имеют нулевое маркирование при выраженном субъекте.

Помимо согласования субъекта с предикатом, к наиболее распространенным мишеням согласования в нигеро-конголезских языках относятся числительные, прилагательные, демонстративы и неопределенные местоимения [Hepburn-Gray 2016; Konoshenko, Shavarina 2019: 28]. В гиньанга по классу согласуются количественные числительные от '1' до '6' и демонстративы -bunu 'тот' и -bali 'этот'. Последние две колонки таблицы демонстрируют две серии личных местоимений: базовую, выступающую в самостоятельной (эмфатической) и посессивной функции, и объектную.

Таблица 3. Согласовательная парадигма именных классов гиньанга Table 3. Ginyanga noun class agreement

класс число префикс местоимения пример

сущ. фактатив имперфекгив числит. -bunu -bali базовые объектные

CL1 SG Э-/ o- э-l o- э-l о- (0- при выраженном субъекте) э- Э- 0- та wa / м'е э-kpre 'собака'1

I- i-sa 'человек'

0- kitiki 'маниока'

CL2 PL a- ma- те- а- a- a- пи пи a-sa 'люди'

CL3 PL i-/i- ma- те- 1-1 i- i- i- пи пи i-lqn-e 'собаки'

CL4 SG ga- ga- §£- ga- ga- ga- ga-tm 'дом'

CL5 SG gi-lgi-l gu-lgu- ga- g'- gi-lgi-l gu-lgu- gr- gr- g¿ g¿ gi-ye 'мышь'

CL6 PL 11- ga- ge- ii- ii- ii- ijma ijma n-tiii 'дома'

CL7 PL a- a- £- a- a- a- awa awa a-ye 'мыши'

CL8 PL i-/i- ya- I-/Í- i-l i- i- i- eya eya i-kitiki 'маниока (мн.)'

1 Как и другие языки ква, гиньанга является тональным языком, но поскольку тональная система гиньанга изучена в недостаточной степени, языковые примеры в статье приводятся без тональной маркировки.

Пример (1) демонстрирует согласовательные контексты существительного кШк 'маниока', относящегося к 1 классу:

(1) а. Ф-кШкл э^э1

сь 1-маниока сь Ррьу-падать 'Маниока упала'.

б. Ф-кШк1 Ф4э1

сь 1-маниока сь 1.1рьу-падать

'Маниока падает'.

в. Ф-кШк э-кы

сь 1-маниока сь1-один

'одна маниока'

г. Ф-кШк э-Ъипи сь 1-маниока сь1-бем2

'та маниока'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д. Ф-кШк Ф-ЪаИ сь 1-маниока сь1-бем1

'эта маниока'

е. Ф-кШк э-Ыа, та э-Ыа сь1-маниока сь1-величина сьРрсж сь1-величина

'величина маниоки, ее величина'

ж. п^ы Ф-кШЫ, п-м>ы ^е ^о.шьу-видеть сь1-маниока 180.1рьу-видеть сь1.ов.т

'Я вижу маниоку, я ее вижу'.

Как следует из Таблицы 1, существительные, относящиеся к СЬ2 / СЬ7 и СЬ3 / СЬ8, имеют одинаковые префиксы. Эти классы различаются по семантическому критерию одушевленности: во 2 и 3 класс входят одушевленные существительные, а в 7 и 8 класс — неодушевленные.

Одушевленность — один из определяющих параметров в системах классного согласования языков гуанг [Копо8Ьепко, БЬауаппа 2019: 25]. Это выражается в том, что слова, разделяющие формальные

признаки (именной префикс), но различающиеся по одушевленности, имеют разную согласовательную парадигму. Напротив, слова, которые формально относятся к разным классам, ведут себя одинаковым образом в терминах согласования, если совпадают по одушевленности (ср. [Güldemann, Fiedler 2019: 126]).

Это проиллюстрировано в примере (2), где в парах предложений (2а), (2б) и (2в), (2г) использованы разные объектные местоимения mo и awa, хотя референты a-safo 'иностранцы' и a-bi 'горы' имеют один и тот же именной префикс a-. Одушевленные антецеденты в (2а) и (2в) требуют одинакового местоимения mo, несмотря на то, что относятся к разным классам (CL2 и CL3).

(2)

а. n-wu a-safo, lso.iPFV-видеть сь2-иностранец

'я вижу иностранцев, я их вижу

б. n-wu a-bi, lso.iPFV-видеть сь7-гора

'я вижу горы, я их вижу'

n-wu

1 SG.IPFV-видетЬ

n-wu

1 SG.IPFV-видетЬ

в. n-wu

1 SG.IPFV-видетЬ

i-kpre, сь3-собака

'я вижу собак, я их вижу'

г. n-wu

1 SG.IPFV-видетЬ

i-kitiki, сь8-маниока

n-wu

1 SG.iPFV-видеть

n-wu

1 SG.iPFV-видеть

mo

cl2.obj

awa cl7.obj

mo

cl3.obj

eya cl8.obj

я вижу маниоки, я их вижу

Продуктивность системы именной классификации оценивается [Konoshenko, Shavarina 2019] на основании регулярной смены классного показателя при изменении существительного по числу, образовании диминутивов и номинализации; при этом первый критерий считается определяющим. Гиньанга относится к языкам с активной системой, что отражено в устойчивых сингулярных / плюральных корреляциях (см. Раздел 3.2) и деривационных процессах: в частности, образовании диминутивов (tiri 'коза' ^ ga-tiri-bi 'козленок') и номинализации (til 'звать, звонить' ^ ga-til 'звонок').

3.2. Корреляции классов по числу

В Таблице 4 представлены корреляции сингулярных и плюральных именных классов гиньанга. Логически возможные пары, отмеченные "п.а.", не были обнаружены в наших данных.

Таблица 4. Корреляции именных классов гиньанга по числу Table 4. Singular / plural correlations of Ginyanga noun classes

Класс Префикс SG Префикс PL Пример

CL2 a- o-pm 'мужчина'—a-pm 'мужчины'

э- / o- CL3 i- / i- o-kpre 'собака'—i-kpre 'собаки'

CL6 a- n.a.

CL8 i- / i- o-kplo 'стол'—i-kplo 'столы'

CL1 i- / i- CL2 a- i-safo 'иностранец'—a-safo 'иностранцы'

CL2 a- gbede 'кузнец'—a-gbede 'кузнецы'

0- CL3 i- / i- misin 'пчела' — i-misin 'пчелы'

CL7 a- n.a.

CL8 i- / i- kitiki 'маниока' — i-kitiki 'маниока (мн.)'

CL2 a- n.a.

CL4 ga- CL3 i- n.a.

CL6 n- ga-bwi 'птица'—n-bwi 'птицы'

CL8 i- / i- ga-yowa 'борода'—i-yowa 'бороды'

CL2 a- giye 'мышь' — a-ye 'мыши'

CL5 gI-/gi- CL3 i- n.a.

CL7 a- gi-bwi 'камень'—a-bwi 'камни'

CL8 i- / i- go-ju 'ямс'—i-ju 'ямс (мн.)'

Некоторые существительные, относящиеся к 1 и 2 классу, образуют мн. ч. не путем классной конверсии, а с помощью плюрального маркера -ana, по всей вероятности, восходящего к показателю ассоциативной множественности [Fiedler, Güldemann 2018: 10]. Мы

не выделяем эти формы как отдельную согласовательную модель, потому что обе группы существительных с суффиксом -ana (обычное и ассоциативное множественное) следуют характерному для 2 класса паттерну. Так, в примерах (3 а) и (3б) глагол в обоих случаях имеет префикс me- и таким образом согласуется со множественным субъектом ka-ana 'жены' и Kojo-ana 'Коджо и остальные'.

(3) а. Ф-wul e ma ka-ana

cll-шеф def cli.poss жена-рь

me-so Ф-kitiki

3рь.1рру-покупать CLl-маниока

'Жены шефа покупают маниоку'.

б Kojo-ana me-so Ф-kitiki

Коджо-PL 3рь.1рру-покупать CLl-маниока

'Коджо и остальные покупают маниоку'.

Показатель мн. ч. -ana используется с терминами родства вместо соответствующих плюральных пар из 2 класса:

(4) а. a-kul e ma-jangal ma ka-ana

сь2-муж def Зрь.рру-встречать cl2.poss жена-pl

б. a-kul e ma-jangal ma a-ka

сь2-муж def Зрь.рру-встречать cl2.poss сь2-жена

'Мужья встретили своих жен'.

Вторая группа слов, с которыми употребляется этот суффикс, — названия животных и растений, у которых нет ед. ч.: они имеют префикс a- 2 класса даже в сингулярном значении. Их мн. ч. образуется с помощью маркера -ana:

(5) а. a-ko 'попугай' ^ a-ko-ana 'попугаи'

б. a-bumbwi kabu 'египетская цапля' ^ a-bumbwi kabu-ana 'египетские цапли'

в. a-gima 'хамелеон' ^ a-gima-ana 'хамелеоны'

г. a-yu 'чеснок' ^ a-yu-ana 'чесноки'

3.3. Семантические доминанты классов

Именные классы принято рассматривать не только как формальную согласовательную категорию, но и как компонент когнитивной категоризации мира [Виноградов (ред.) 1997: 10]. Однако несмотря на то, что система именных классов некоторых языков ква, например, лелеми, основана на сложной семантической классификации [Allan 1974], в языках гуанг наблюдается более обобщенная система [Konoshenko, Shavarina 2019: 25].

Как уже было замечено, 1, 4 и 5 классы — сингулярные и содержат как одушевленные, так и неодушевленные объекты. Остальные классы множественные. 6 класс объединяет одушевленные и неодушевленные существительные, но 2 и 3 классы строго одушевленные, а 7 и 8 классы — неодушевленные.

Термины родства относятся к морфологическому подклассу CL1 (э-/ o-): э-ka 'жена', o-pi 'мать', в то время как остальные слова, обозначающие людей, обнаруживаются во всех трех подклассах 1 класса: э-pan 'мужчина', i-saf? 'иностранец', gbsds 'кузнец'. Соответствующие множественные формы относятся ко 2 классу. Единственное обнаруженное нами исключение — слово gi-bi 'ребенок', относящееся к 5 классу с плюральным коррелятом в 6 классе: m-bi 'дети'.

В подкласс CL1 (э- / o-) также попадают номинализации статив-ных глаголов: kili 'быть большим' ^ э-kil-a 'величина'. Активные глаголы номинализуются через конверсию в 5 класс: gi-yu 'кража', gi-ka 'совет'. Деятели, образованные от активных глаголов, попадают в CL1^- / o-) и (0-): э-yu 'вор', kumbu 'защитник'.

Большинство названий животных и птиц принадлежат к подклассу CL1 (0-) (Группа Е в реконструкции [Snider 1988: 148]): caga 'крыса', nari 'бык',poli 'сокол'.

Растения и деревья относятся к 5 классу: gi-lal 'баобаб', gi-fs 'трава', gi-fara 'лист', в то время как большая часть фруктов и овощей сосредоточена в CL1 (0-):psya 'авокадо', bэrэd£ 'плантан', kitiki 'маниока'.

Заимствования из других языков не получают маркирования и, таким образом, попадают в подкласс CL1 (0-): lori 'машина' (от англ.

lorry), waci 'браслет' (от англ. watch), lakumi 'верблюд' (от хауса rakumi). Множественные корреляты попадают в CL2 / CL3 или CL7 / CL8 по критерию одушевленности: i-waci (сь8-браслет) 'браслеты', a-lakumi (сь2-верблюд) 'верблюды'.

Подкласс CL1 (i-) содержит, по нашим данным, лишь два одноко-ренных существительных: isa 'человек' и isafb 'иностранец'. Можно предположить, что они изначально принадлежали к 3 классу, но претерпели реклассификацию как собирательные существительные (collective nouns).

Некоторые обозначения частей тела относятся к 1 классу (o-tu 'сердце', э-jan 'нога') и 4 классу (ga-mal 'спина', ga-kan 'грудь'), но большая часть принадлежит к 5 классу: gi-ba 'рука', gi-mili 'колено'.

Артефакты относятся преимущественно к 4 и 5 классу: ga-ca 'удочка', ga-ta 'меч', gi-gba 'дверь', gi-pwal 'кувшин для воды', хотя есть исключения: o-pini 'пест', э-fe 'веревка'.

Жидкости относятся к 6 классу (Группа I у Снайдера) и не имеют сингулярных коррелятов: n-cu 'вода', n-ta 'вино'.

8 класс включает неисчисляемые существительные (i-jesi 'дым', i-pu 'суп, каша ), а также ряд особых существительных (i-la 'вещь', i-fal 'поле'), которые тоже не имеют соответствий в сингулярных классах.

Таблица 5 суммирует вышеперечисленные закономерности. Необходимо подчеркнуть, что семантика каждого класса очень неоднородна и не исчерпывается этими тенденциями.

Таблица 5. Семантические доминанты именных классов гиньанга

Table 5. Semantic correlates of Ginyanga noun classes

одушевленность семантические группы

о- / o- одуш., неодуш. термины родства, номинализации стативных глаголов

CL1 SG i- одуш. названия людей (два слова)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0- одуш., неодуш. названия животных, птиц, фруктов и овощей; заимствования

Продолжение Таблицы 5 на с. 286

одушевленность семантические группы

CL2 PL a- одуш. люди (кроме терминов родства)

CL3 PL i- / i- одуш.

CL4 ga- одуш., неодуш. артефакты

CL5 SG gi- / g1- одуш., неодуш. артефакты, диминутивы, части тела, названия растений, номинализации активных глаголов

CL6 PL n- одуш., неодуш. жидкости

CL7 PL a- неодуш.

CL8 PL i- / i- неодуш. неисчисляемые существительные

4. Согласование в именной группе

4.1. Структура именной группы и мишени согласования

В этом разделе мы рассматриваем согласование по именному классу в именной группе гиньанга. Она имеет следующую линейную структуру:

POSS — N — ADJ—NUM — DEM — DEF — REL—Q

Пример (6) иллюстрирует эту схему.

(6) а. n-wu 0-wul e n-tm pobal

lsG-видеть сь1-шеф def сь6-дом новый

n-po m-bali kpekpe

сь6-два cl6-dem каждый

'Я вижу каждый из этих двух новых домов шефа'.

б. na-ji i-muti sin-ss i-sa

lso.PFV-есть сь8-апельсин спелый-ADJ сь8-три

i-bunu fa-sa mi wa kinkim-e

cl8-dem2 2sg.pfv-давать Isg def каждый-def

'Я съел каждый из тех трех спелых апельсинов, что ты мне дал'.

4.2. Количественные числительные

В большинстве нигеро-конголезских языков количественные числительные получают классное маркирование даже вне согласовательного контекста — например, при счете [Pozdniakov 2018: 15]. В изоляции числительные гиньанга имеют показатели, приведенные в Таблице 6.

Таблица 6. Простые количественные числительные гиньанга Table 6. Ginyanga simple cardinal numerals

числительное класс

1 э-ku CL1

2 i-po CL3/CL8

3 i-sa CL3/CL8

4 i-na CL3/CL8

5 i-nu CL3/CL8

6 i-si CL3/CL8

7 sonu CL1

8 gu-kwe CL4/CL5

9 soyu CL1

10 gu-du CL4/CL5

sala CL1

20 o-ku CL1

200 ga-kpan CL4

n-man CL6

Количественные числительные от '1' до '6' согласуются с вершинным существительным, числительные от '7' до '10' сохраняют свое «дефолтное» маркирование.

Таблица 7. Согласование количественных числительных гиньанга по классу Table 7. Noun class agreement of Ginyanga cardinal numerals

Контролер Мишень Примеры

Префикс существительного Префикс числительного

1 2 3 4 5 6

CL1 SG о- / o-, i- / i-, 0- о- kitiki э-ku 'одна маниока' i-safo э-ku 'один иностранец' o-ci э-ku 'одна женщина'

CL2 PL a- a- a-safo a-sa 'три иностранца' a-safo gu-du 'десять иностранцев'

CL3 PL i- / i- i- / i- ikpre i-sa 'три собаки' ikpre gakpan '200 собак'

CL4 SG ga- ga- ga-nan ga-ku 'один скорпион'

CL5 SG g1- / gi- gi- / gi- gi-ye go-ku 'одна мышь'

CL6 PL n- n- n-no n-sa 'три рта' mbwi gu-kwe 'восемь птиц'

CL7 PL a- a- a-su a-sa 'три уха' a-bwi gu-du 'десять камней'

CLS PL i- / i- i- / i- i-kitiki i-sa 'три маниоки' i-kitiki gu-du 'десять маниок'

Классное маркирование числительных не зависит от одушевленности в классах, содержащих одушевленные и неодушевленные существительные, как происходит, в частности, в языке нконья

(северные гуанг) [Reineke 1972: 45-46]. В примерах гиньанга (7а) и (7б) префикс n- получают и одушевленные существительные ('птицы'), и неодушевленные ('топоры'):

(7) а. n-bwi n-sa

сь6-птица сь6-три

'три птицы'

б. n-co n-sa

сь6-топор сь6-три 'три топора'

В дистрибутивных (8а), (8б) и партитивных (8в) контекстах количественные числительные могут подвергаться редупликации, сохраняя согласование с вершиной (и выступать в анафорической функции, как в примере (8в)):

(8) а. m-bi e ma-ji i-muti i-sa i-sa

сь6-ребенок def 3рь.рру-есть сь8-апельсин сь8-три сь8-три 'Дети съели каждый по три апельсина'.

б. jambw-a ma-de m-bwui n-po n-po сь2-охотник-ВЕР Зрь.рру-ловить сь6-птица сь6-два сь6-два

'Охотники поймали по две птицы каждый'.

в. me-ba a-po a-po gi-ja wa ro 3pl.ipfv сь2-два сь2-два сь5-рынок def loc

'Они ходят на рынок по двое'.

4.3. Демонстративы

В гиньанга два демонстратива, согласующихся по классу с вершинным существительным: -bali 'этот' and -bunu 'тот'. Согласовательные парадигмы, показанные в Таблице 8, практически совпадают: различие состоит в том, что с существительными, относящимися к CL1, демонстратив -bali получает нулевое маркирование (ср. (9а) и (9б)).

Таблица 8. Согласование демонстративов гиньанга по классу Table 8. Noun class agreement of Ginyanga demonstratives

класс число пре( >икс

-bunu -bali

CL1 SG o- 0-

CL2 PL a- a-

CL3 PL i- i-

CL4 SG ga- ga-

CL5 SG gi- gi-

CL6 PL n- n-

CL7 PL a- a-

CL8 PL i- i-

(9)

а. n-wu o-ci

18с-видеть сь1-женщина

'Я вижу эту женщину'.

б. n-wu 18с-видеть

'Я вижу ту женщину'.

o-ci

сь1-женщина

в. n-wu i-kpre 180-видеть сь3-собака

'Я вижу этих собак'.

г. n-wu i-kpre 180-видеть сь3-собака

'Я вижу тех собак'.

0-bali

cl1-dem1

o-bunu

cl1-dem2

i-bali

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cl3-dem1

i-bunu

cl3-dem2

Демонстратив ^ши также используется в относительных предложениях. В отличие от демонстратива -bali (см. неграмматичный пример (10в)), он может выражать анафорическое значение (10б-г). В таком случае он согласуется по именному классу с антецедентом: в примерах (10б) и (10г) он имеет разные префиксы, поскольку

опущенный антецедент i-sa 'человек' and ga-bwui 'птица' относятся к разным классам.

(10) а. i-sa

э-bunu ma-sa

a-temi

we

сь1-человек сь1-бем2 сь1.реу- давать сь7- деньги бее э-щ

3 &з. РБУ-исчезать

б. э-Ьипи ma-sa a-temi we э-уа

сь1-бем2 сь1.реу- давать сь7-деньги бее сь4.реу-исчезать

в. *3-bali cl1-dem1

ma-sa a-temi

cl1.pfv-давать cl7-деньги

'Человек, давший деньги, исчез'.

we

def

г. ga-bunu ga-ji we

сь4-бем2 сь4.реу-есть сь1-маниока бее

'(Птица), съевшая маниоку, исчезла'.

э-щ

сь4.РЕУ-исчезать

ga-pa

cl4. PFV-исчезать

4.4. Кванторы

В наших данных имеется лишь один квантор, согласующийся с вершиной в атрибутивной позиции, — э^и 'какой-то'. Согласовательная парадигма совпадает с уже приводившейся для числительных и демонстратива -bиnи, поэтому мы не дублируем ее в этом разделе.

(11) а. ma-kra иуи иЫ

Зрь.реу-ловить сь8-вор сь8-какой-то

'Какого-то вора поймали'.

б. na-me-ji тМ э-Ы

180.РЕУ-КЕ0-есть апельсин сь1-какой-то

'Я не ел никакого апельсина'.

Квантор кр^р£ 'каждый' маркируется, когда имеет анафорическую функцию:

(12) a. ga-bwui kpekpe ga-bu gale,

сь4-птица каждый Зво^у-иметь здесь

ga-kpekpe ga-bu gale

сь4-каждый Зво^у-иметь здесь

'все птицы здесь, все здесь'

б. i-safo kpekpe bu gale,

сь1-иностранец каждый иметь здесь

э-kpekpe bu gale сь1-каждый иметь здесь

'все иностранцы здесь, все здесь'

В анафорической функции он согласуется лишь с сингулярными классами и классом CL8:

(13) а. *a-safo kpekpe ma-bu gale, a-kpekpe

сь2-иностранец каждый Зрь.рьу-иметь здесь сь2-каждый

a-bu gale

Зрь.рьу-иметь здесь

Ожид.: 'все иностранцы здесь, все здесь'

б. i-la daqan-se kpekpe

сь8-вещь быть.хорошим-adj каждый

i-bu gale, i-kpekpe i-bu gale

Зрь.1рру-иметь здесь сь8-каждый Зрь.1рру-иметь здесь

'все нужные вещи здесь, все здесь'

5. Серии местоимений

5.1. Базовая серия

Гиньанга имеет две серии местоимений, базовую и объектную. Базовая серия используется в посессивных и эмфатических контекстах. Посессивные местоимения располагаются слева от вершинной именной группы. Эмфатические (самостоятельные) местоимения

используются при топикализации и сочинении и занимают позицию подлежащего.

(14) а. ma 0-kitiki

cli.poss CLl-маниока

'его (мужчины) маниока'

б. э-ci a ni, ma ni

1сь-женщина def cop cli.emph cop

'Это женщина, это она'.

В Таблице 9 представлена базовая серия личных местоимений. Пример (15) иллюстрирует их употребление: в предложениях (15а-з) посессоры относятся к разным именным классам, в результате чего к ним отсылают разные местоимения во второй клаузе.

Таблица 9. Базовая серия местоимений гиньанга Table 9. Ginyanga basic pronoun series

местоимение

1SG mi

лицо 2SG fu

1PL api

2PL fapi

1 ma

2 mo

3 mo

именной 4 go

класс 5 g°

6 yma

7 awa

8 eya

(15) а. 0-кШШ we э-Ыа, та

сь1-маниока беб сь1-величина, сь1

'величина маниоки, ее величина'

э-Ша рсж сь1-величина

б. a-gwini сь2-лев

э-Ыа,

сь1-величина

тэ

сь2.р088

'величина львов, их величина'

э-Ыа

сь1-величина

э-Ыа,

сь1-величина

в. I-kabwI сь3-курица

'величина куриц, их величина

тэ

СьЗ.РОББ

г. ga-bwuI сь4-птица

э-кИа, gэ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сь1-величина сь4.ро88

'величина птицы, ее величина'

д. gI-ba

сь5-рука

э-кИа, gэ

сь1-величина сь4.ро88

'величина руки, ее величина'

е. m-bwuI сьб-птица

э-кИа, рта

сь1-величина сьб.рсж

'величина птиц, их величина'

ж. а-ти сь7-голова

э-Ыа,

сь1-величина

awa сь7.р088

'величина голов, их величина'

з. икШк э-Ыа, еуа

сь8-маниока сь1-величина сь8.ро88

э-кИа

сь1-величина

э-Ыа

сь1-величина

э-Ыа

сь1-величина

э-Ыа

сь1-величина

э-Ыа

сь1-величина

э-Ыа

сь1-величина

'величина маниок, их величина'

5.2. Объектные местоимения

Объектные местоимения выступают в роли прямого дополнения. Они выполняют анафорическую функцию и согласуются по классу. Полная парадигма представлена в Таблице 10 и проиллюстрирована

примерами (16). Все предложения в (16) обладают одинаковой структурой, различаясь лишь объектом действия. Объектное местоимение во второй клаузе определяется именным классом антецедента.

Таблица 10. Объектные местоимения гиньанга Table 10. Ginyanga object pronouns

местоимение

1SG mi

лицо 2SG fu

1PL api

2PL fapi

1 wa / we

2 mo

3 mo

именной 4 go

класс 5 go

6 yma

7 awa

8 eya

(16) а. n-wu э-а,

18с.1РРУ-видеть сь1-женщина

'я вижу женщину, я ее вижу'

б. n-wu a-qan, 18с.1РРУ-видеть сь2-мужчина

'я вижу мужчин, я их вижу'

в. n-wu I-kabwI, 18с.1РРУ-видеть сь3-курица

'я вижу куриц, я их вижу'

n-wu

1 SG.IPFV-видеть

n-wu

1 SG.IPFV-видеть

n-wu

1 SG.IPFV-видеть

e

cl1.0bj

mo

cl2.obj

mo

cl3.obj

г. п^и gэ-cэ, п^и gэ 18с.1РРУ-видеть сь4-топор 180.1РРУ-видеть сь4.сш

'я вижу топор, я его вижу'

д. п^и gI-У£, nwu gэ 18с.1РРУ-видеть сь5-мышь 180.1РРУ-видеть сь5.сш

'я вижу мышь, я ее вижу'

е. п^и п-сэ, п^и ута 18с.1РРУ-видеть сьб-топор 18с.1РРУ-видеть сьб.сш

'я вижу топоры, я их вижу'

ж. п^и a-kwэdи, п^и awa 18с.1РРУ-видеть сь7-банан 18с.1РРУ-видеть сь7.сш

'я вижу бананы, я их вижу'

з. п^и Нау, п^и еуа 18с.1РРУ-видеть сь8-нога 180.1РРУ-видеть сь8.сш

'я вижу ноги, я их вижу'

Объектное местоимение СЬ1 подвержено гармонии гласных по признаку [±АТЯ]. Оно реализуется как ^а/ или ^е/ в зависимости от [±АТЯ]-характеристики финальной гласной предыдущего слова (примеры (17а-б)). Глайд опускается, если слово оканчивается на согласный (17в).

(17) а. п-т э-сг, п-т we

18с.1РРУ-знать сь1-женщина 180.1РРУ-знать стЛ.сда

'я знаю женщину, я ее знаю'

б. n-tasI э-а, n-tasI wa 180.1РРУ-спрашивать сь1-женщина 1&з.1РРУ-спрашивать стЛ.сда

'я спрашиваю женщину, я ее спрашиваю'

в. п^а1 э-сг, п^а1 а 18с.1РРУ-прятать сь1-женщина 18с.1РРУ-прятать стЛ.сда

'я прячу женщину, я ее прячу'

6. Классное согласование глаголов

В гиньанга именной класс, как и лицо и число субъекта, выражается кумулятивно с видовыми значениями глагола. Выделяется две серии префиксов: фактативная [Weimers 1973: 346] и имперфективная. Активные глаголы используют обе серии для выражения завершенных и продолжающихся событий соответственно, в то время как стативные глаголы обычно выступают с фактативными префиксами. Префиксы подвержены гармонии по [±ATR] и реализуются с тем или иным гласным гармонической пары в зависимости от [±АТЯ]-свойств корня.

Фактативные и имперфективные префиксы показаны в Таблице 11. Примеры (18)—(19) демонстрируют согласование с субъектом, относящимся к разным именным классам: префикс глагола tol 'падать' изменяется в зависимости от класса подлежащего. Пример (18) показывает завершенные ситуации (фактативная серия), в то время как (19) относится к незавершенным состояниям (имперфективная серия).

Таблица 11. Глагольные префиксы гиньанга Table 11. Ginyanga verbal prefixes

фактатив имперфектив

1SG na- n-

лицо 2SG fa- fi- /fi-

1PL a- e- / e-

2PL fa- fe- /fe-

1 o- / o- o- / o-, 0-

2 ma- me-

3 ma- me- / me-

именной 4 ga- ge- / ge-

класс 5 ga- gi- / gi-

6 ga- gi- / gi-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 a- e- / e-

8 ya- i- / i-

(18)

а. 0^и1 е сь1-шеф БЕБ

'Шеф падает'.

0-Ы

сь1.1реу падать

б. а^и1 е тЫэ1 сь2-шеф бее сь2.1РЕУ-падать

'Шефы падают'.

в. I-кэт а те^э1 сь3-рыба бее сь3.1РЕУ-падать

'Рыбы падают'.

г. ga-cэ g£-tэl сь4-топор сь4.1РЕУ-падать

'Топор падает'.

д. gi-y£ gi-tэl сь5-мышь сь5.1РЕУ-падать

'Мышь падает'.

(19)

а. 0^и1 сь1-шеф

'Шеф упал'.

е

БЕЕ

б. а^и1 е сь2-шеф БЕЕ

'Шефы упали'.

в. I-кэт а сь3-рыба БЕЕ

'Рыбы упали'.

э-Ш

сь1.Ест-падать

та^э1

сь2.Ест-падать

та^э1

сьЗ.ЕСТ-падать

г. ga-co ga-tэl сь4-топор сь4.Ест-падать

'Топор упал'.

д. gi-y£ ga-tэl сь5-мышь сь5.Ест-падать

'Мышь упала'.

В имперфективной серии глагол имеет нулевое маркирование при выраженном субъекте. Это проиллюстрировано следующей парой примеров, где в (20а) используется фактативная форма, а в (20б) — имперфективная. В первой клаузе каждого предложения подлежащее wul 'шеф' выражено, поэтому глаголji 'есть' маркирован только в (20а). Во второй клаузе глагольные префиксы отсылают к опущенному референту и должны быть выражены.

(20) а. wul e à-ji Ф-kitiki, à-ji

шеф DEF CLl.FCT-есть CLl-маниока CLl.FCT-есть 'шеф съел маниоку, он поел'

б. wul e ji Ф-kitiki, o-ji

шеф DEF есть CLl-маниока CLl.iPFV-есть

'шеф ест маниоку, он ест'

7. Заключение

В статье представлено описание системы именных классов и классного согласования в языке гиньанга в типологической перспективе. По согласовательному критерию в гиньанга выделяется восемь именных классов, которые маркируются именными префиксами. Классы образуют числовые пары. Семантические доминанты именной классификации не всегда очевидны, но заметна роль одушевленности.

Рассмотрены основные морфосинтаксические явления, проявляющиеся при классном согласовании. Внутри именной группы по классу согласуются количественные числительные от '1' до '6', демонстративы -Ъа1г 'этот' и -Ъипи 'тот' и квантор э-ки 'какой-то'. Глагол также согласуется с субъектом по классу; выделяются факта-тивная и имперфективная парадигмы глагольных префиксов. Кроме того, в гиньанга имеется две серии местоимений, различающихся по классу: базовая и объектная.

Таким образом, гиньанга обладает полноценной системой именных классов и классного согласования, не менее сложной, чем системы, реконструируемые для праязыка и сохраняющиеся в языках северной ветви группы гуанг.

Список условных сокращений

1, 2, 3 — 1, 2, 3 лицо; adj—квалитативная лексема; cl1, cl2, cl3, cl4, cl5, cl6, cl7, cl8 — показатели именных классов; cop — копула; def — артикль; dem — демонстратив; emph — эмфатическая частица; fct — фактатив; ipfv — имперфектив; loc — локативная частица; N — вершинное существительное; neg — маркер отрицания; NUM—количественное числительное; obj — объектное местоимение; pfv—перфектив; pl—множественное число; poss—показатель посессивности; REL — относительное предложение; sg — единственное число; Q—квантор.

Литература

Аплонова, Мамонова, Позднякова 2019 — Е. С. Аплонова, Т. В. Мамонова, В. А. Позднякова. Краткий обзор фонетики и морфосинтаксиса языка ги-ньянга. Доклад, прочитанный на конференции «XXX Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки», СПбГУ Санкт-Петербург, 19-21 июня 2019 г. Виноградов (ред.) 1997—В. А. Виноградов (ред.). Основы африканского языкознания. Именные категории. М.: Аспект-пресс, 1997. Мамонова 2019—Т. В. Мамонова. Фонетическая система языка гиньанга. Курсовая работа. М.: ВШЭ, 2019. Позднякова 2019—В. А. Позднякова. Система именных классов и классное согласование в языке гиньанга. Доклад, прочитанный на XVI Конференции по типологии и грамматике для молодых исследователей, Институт лингвистических исследований РАН. Санкт-Петербург, 21-23 ноября 2019 г. Aboh 2010 — E. O. Aboh. The morphosyntax ofthe noun phrase // E. O. Aboh, J. Essegbey (eds.). Topics in Kwa Syntax. (Studies in Natural Language and Linguistic Theory 78). Dordrecht; New York: Springer, 2010. P. 11-37. DOI: 10.1007/978-90-481-3189-1. Allan 1974 — E. J. Allan. A Grammar of Buem: The Lelemi language. PhD thesis. London: University of London, 1974.

Blench 2006 — R. Blench. A Comparative Study of the Ghana-Togo-Mountain Languages. Cambridge: S. n., 2006. URL: http://www.rogerblench.info /Language/Niger-Congo/GTML%20Website/GTML%20Comparative%20Data/ Comparative%20Central%20Togo%20intro.pdf (дата обращения 11.03.2021).

Casali 2008 — R. F. Casali. ATR harmony in African languages // Language and Linguistics Compass. 2008. Vol. 2. P. 496-549. DOI: 10.1111/j.1749-818X.2008.00064.x.

Cleal 1976 —A. M. Cleal. Genyanga // M. E. Kropp Dakubu (ed.). West African Language Data Sheets. Vol. 1. Legon; Leiden: West African Linguistic Society (WALS); African Studies Centre (ASC), 1976. P. 261-267.

Corbett 1991 — G. G. Corbett. Gender. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. DOI: 10.1017/CB09781139166119.

Dolphyne, Kropp Dakubu 1988—F. A. Dolphyne, M. E. Kropp Dakubu. The Vol-ta-Comoe languages // M. E. Kropp Dakubu (ed.). The Languages of Ghana. (African Languages. Occasional Publication 2). London: Kegan Paul International for the International African Institute, 1988. P. 50-90.

Fiedler, Güldemann 2018 — I. Fiedler, T. Güldemann. Toward the reconstruction of the Guang gender system. Paper presented at the International workshop "Gender across Niger-Congo", Humboldt-Universität zu Berlin. Berlin, November 29-30, 2018.

Gblem-Poidi, Kantchoa 2012—H. M. Gblem-Poidi, L. Kantchoa. Les langues du Togo. Etat de la recherche et perspectives. Paris: L'Harmattan, 2012.

Good 2012—J. Good. How to become a "Kwa" noun // Morphology. 2012. Vol. 22 (2). P. 293-335. DOI: 10.1007/s11525-011-9197-2.

Güldemann, Fiedler 2019 — T. Güldemann, I. Fiedler. Niger-Congo "noun classes" conflate gender with deriflection // F. Di Garbo, B. Olsson, B. Wälchli (eds.). Grammatical Gender and Linguistic Complexity. Vol. 1: General Issues and Specific Studies. (Studies in Diversity Linguistics 26). Berlin: Language Science Press, 2019. P. 95-145.

Guthrie 1967—M. Guthrie. Comparative Bantu: An Introduction to the Comparative Linguistics and Prehistory of the Bantu Languages. Vol. 1: The Comparative Linguistics of the Bantu Languages. London: Gregg International, 1967. DOI: 10.4324/9781315105536-1.

Hammarström et al. 2020—H. Hammarström, R. Forkel, M. Haspelmath, S. Bank. Glottolog 4.2.1. Jena: Max Planck Institute for the Science of Human History, 2020 (электронный ресурс). URL: http://glottolog.org (дата обращения 16.07.2020).

Hepburn-Gray 2016 — R. Hepburn-Gray. A survey of Niger-Congo noun class agreement systems. Paper presented at the 2nd International congress "Towards

Proto-Niger-Congo: Comparison and Reconstruction", LLACAN. Paris, September 1-3, 2016.

Jordan-Diller, Diller 2008—K. Jordan-Diller, J. Diller. Ginyanga Literacy Development: A Survey of Attitudes and Strategies. S. l.: SIL International, 2008.

Kalessou 2011 — T. K. Kalessou. Système phonologique de ginyanga. Mémoire. Lomé: Université de Lomé, 2011.

Kießling 2013—R. Kießling. On the origin of Niger-Congo nominal classification // R. Kikusawa, L. A. Reid (eds.). Historical Linguistics 2011: Selected Papers from the 20th International Conference on Historical Linguistics, Osaka, 25-30 July 2011. (Amsterdam Studies in the Theory and History of Linguistic Science. Series IV: Current Issues in Linguistic Theory 326). Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 2013. P. 43-65.

Klingenheben 1963 —A. Klingenheben. Die Sprache der Ful (Dialekt von Adamaua): Grammatik, Texte und Wörterverzeichnis. (Afrikanistische Forschungen 1). Hamburg: Verlag J. J. Augustin, 1963.

Konoshenko, Shavarina 2019—M. Konoshenko, D. Shavarina. A microtypological survey of noun classes in Kwa // Journal of African Languages and Linguistics. 2019. Vol. 40. Iss. 1. P. 75-114. DOI: 10.1515/jall-2019-0004.

Manessy 1987—G. Manessy. La Classification nominale en Proto-Guang // Afrikanistische Arbeitspapiere. 1987. Vol. 9. P. 5-49.

Painter 1967 — C. Painter. The distribution of Guang in Ghana, and a statistical pre-testing on twenty-five idiolects // Journal of West African Languages. 1967. Vol. 4. Iss. 1. P. 25-78.

Painter 1970 — C. Painter. Gonja: A Phonological and Grammatical Study. (Indiana University Publications African Series 1). Bloomington, IN; Berlin: Mouton de Gruyter, 1970.

Pozdniakov 2018 — K. Pozdniakov. The Numeral System of Proto-Niger-Congo: A Step-by-Step Reconstruction. (Niger-Congo Comparative Studies 2). Berlin: Language Science Press, 2018.

Reineke 1972 — B. Reineke. The Structure of the Nkonya Language, with Texts and Glossary. Leipzig: VEB Verlag Enzyklopädie, 1972.

Snider 1988—K. Snider. The noun class system of Proto-Guang and its implications for internal classification // Journal of African Languages and Linguistics. 1988. Vol. 10. P. 137-164.

Stewart 1970 — J. M. Stewart. Tongue root position in the Volta-Comoe languages and its significance for the reconstruction of the original Bantu vowel sounds // African Language Studies. 1970. Vol. 11. P. 340-350.

Welmers 1973 — W. E. Welmers. African Language Structures. Berkeley: University of California Press, 1973.

References

Aboh 2010 — E. O. Aboh. The morphosyntax of the noun phrase. E. O. Aboh, J. Es-segbey (eds.). Topics in Kwa Syntax. (Studies in Natural Language and Linguistic Theory 78). Dordrecht; New York: Springer, 2010. P. 11-37. DOI: 10.1007/97890-481-3189-1.

Allan 1974—E. J. Allan. A Grammar of Buem: The Lelemi language. PhD thesis. London: University of London, 1974.

Aplonova, Mamonova, Pozdnyakova 2019 — E. S. Aplonova, T. V. Mamonova, V. A. Pozdnyakova. Kratkiy obzor fonetiki i morfosintaksisa yazyka ginyanga [Preliminary overview of Ginyanga phonetics and morphosyntax]. Paper presented at the conference "The XXX International congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa", St. Petersburg State University. St. Petersburg, June 19-21, 2019.

Blench 2006 — R. Blench. A Comparative Study of the Ghana-Togo-Mountain Languages. Cambridge: S. n., 2006. Available at: http://www.rogerblench.info/Lan-guage/Niger-Congo/GTML%20Website/GTML%20Comparative%20Data/ Comparative%20Central%20Togo%20intro.pdf (accessed on 11.03.2021).

Casali 2008 — R. F. Casali. ATR Harmony in African Languages. Language and Linguistics Compass. 2008. Vol. 2. P. 496-549. DOI: 10.1111/j.1749-818X.2008.00064.x.

Cleal 1976 —A. M. Cleal. Genyanga. M. E. Kropp Dakubu (ed.). West African Language Data Sheets. Vol. 1. Legon; Leiden: West African Linguistic Society (WALS); African Studies Centre (ASC), 1976. P. 261-267.

Corbett 1991 — G. G. Corbett. Gender. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. DOI: 10.1017/CBO9781139166119.

Dolphyne, Kropp Dakubu 1988—F. A. Dolphyne, M. E. Kropp Dakubu. The Vol-ta-Comoe languages. M. E. Kropp Dakubu (ed.). The Languages of Ghana. (African Languages. Occasional Publication 2). London: Kegan Paul International for the International African Institute, 1988. P. 50-90.

Fiedler, Güldemann 2018 — I. Fiedler, T. Güldemann. Toward the reconstruction of the Guang gender system. Paper presented at the international workshop "Gender across Niger-Congo", Humboldt-Universität zu Berlin. Berlin, November 29-30, 2018.

Gblem-Poidi, Kantchoa 2012—H. M. Gblem-Poidi, L. Kantchoa. Les langues du Togo. Etat de la recherche et perspectives. Paris: L'Harmattan, 2012.

Good 2012—J. Good. How to become a "Kwa" noun. Morphology. 2012. Vol. 22 (2). P. 293-335. DOI: 10.1007/s11525-011-9197-2.

Güldemann, Fiedler 2019 — T. Güldemann, I. Fiedler. Niger-Congo "noun classes" conflate gender with deriflection. F. Di Garbo, B. Olsson, B. Wälchli (eds.). Grammatical Gender and Linguistic Complexity. Vol. 1: General Issues and Specific Studies. (Studies in Diversity Linguistics 26). Berlin: Language Science Press,

2019. P. 95-145.

Guthrie 1967 — M. Guthrie. Comparative Bantu: An Introduction to the Comparative Linguistics and Prehistory of the Bantu Languages. Vol. 1: The Comparative Linguistics of the Bantu Languages. London: Gregg International, 1967. DOI: 10.4324/9781315105536-1. Hammarström et al. 2020—H. Hammarström, R. Forkel, M. Haspelmath, S. Bank. Glottolog 4.2.1. Jena: Max Planck Institute for the Science of Human History,

2020. Available at: http://glottolog.org (accessed on 16.07.2020). Hepburn-Gray 2016 — R. Hepburn-Gray. A survey of Niger-Congo noun class agreement systems. Paper presented at the 2nd International congress "Towards ProtoNiger-Congo: Comparison and reconstruction", LLACAN. Paris, September 1-3, 2016.

Jordan-Diller, Diller 2008—K. Jordan-Diller, J. Diller. Ginyanga Literacy Development: A Survey of Attitudes and Strategies. S. l.: SIL International, 2008. Kalessou 2011 — T. K. Kalessou. Système phonologique de ginyanga. Mémoire.

Lomé: Université de Lomé, 2011. Kießling 2013 — R. Kießling. On the origin of Niger-Congo nominal classification. R. Kikusawa, L. A. Reid (eds.). Historical Linguistics 2011: Selected Papers from the 20th International Conference on Historical Linguistics, Osaka, 25-30 July 2011. (Amsterdam Studies in the Theory and History of Linguistic Science. Series IV: Current Issues in Linguistic Theory 326). Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 2013. P. 43-65. Klingenheben 1963 —A. Klingenheben. Die Sprache der Ful (Dialekt von Adamaua): Grammatik, Texte und Wörterverzeichnis. (Afrikanistische Forschungen 1). Hamburg: Verlag J. J. Augustin, 1963. Konoshenko, Shavarina 2019—M. Konoshenko, D. Shavarina. A microtypological survey of noun classes in Kwa. Journal of African Languages and Linguistics. 2019. Vol. 40. Iss. 1. P. 75-114. DOI: 10.1515/jall-2019-0004. Mamonova 2019—T. V. Mamonova. Foneticheskaya sistema yazyka ginanga [Phonetic System of Ginyanga]. Course paper. Moscow: HSE University, 2019. Manessy 1987—G. Manessy. La Classification nominale en Proto-Guang. Afrikanistische Arbeitspapiere. 1987. Vol. 9. P. 5-49. Painter 1967 — C. Painter. The distribution of Guang in Ghana, and a statistical pre-testing on twenty-five idiolects. Journal of West African Languages. 1967. Vol. 4. P. 25-78.

Painter 1970 — C. Painter. Gonja: A Phonological and Grammatical Study. (Indiana University Publications African Series 1). Bloomington, IN; Berlin: Mouton de Gruyter, 1970.

Pozdniakov 2018 — K. Pozdniakov. The numeral system of Proto-Niger-Congo: A step-by-step reconstruction. (Niger-Congo Comparative Studies 2). Berlin: Language Science Press, 2018.

Pozdnyakova 2019 — V. A. Pozdnyakova. Sistema imennykh klassov i klassnoye soglasovaniye v yazyke ginanga [Noun Classes and Agreement in Ginyanga]. Paper presented at the 16th Conference on Typology and Grammar for Young Scholars, Institute for Linguistic Studies RAS. St. Petersburg, November 21-23, 2019.

Reineke 1972 — B. Reineke. The Structure of the Nkonya Language, with Texts and Glossary. Leipzig: VEB Verlag Enzyklopädie, 1972.

Snider 1988 — K. Snider. The noun class system of Proto-Guang and its implications for internal classification. Journal of African Languages and Linguistics. 1988. Vol. 10. P. 137-164. DOI: 10.1515/jall.1988.10.2.137.

Stewart 1970 — J. M. Stewart. Tongue root position in the Volta-Comoe languages and its significance for the reconstruction of the original Bantu vowel sounds. African Language Studies. 1970. Vol. 11. P. 340-350.

Vinogradov (ed.) 1997—V. A. Vinogradov (ed.). Osnovy afrikanskogo yazykoznani-ya. Imennyye kategorii [Fundamentals of African Linguistics. Noun Morphology]. Moscow: Aspekt-press, 1997.

Welmers 1973 — W. E. Welmers. African Language Structures. Berkeley: University of California Press, 1973.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.