Научная статья на тему 'К обоснованию мониторинга факторов риска ухудшения здоровья учащихся учебных заведений начального профессионального образования'

К обоснованию мониторинга факторов риска ухудшения здоровья учащихся учебных заведений начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шубочкина Е. И., Молчанова С. С., Куликова А. В., Ибрагимова Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К обоснованию мониторинга факторов риска ухудшения здоровья учащихся учебных заведений начального профессионального образования»

К ОБОСНОВАНИЮ МОНИТОРИНГА ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.И. Шубочкика, С.С. Молчанова, A.B. Куликова, Е. М. Ибрагимова НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва

В работах последних лет рассматриваются варианты отраслевых подсистем ведения социально-гигиенического мониторинга здоровья детей, пребывающих в образовательных учреждениях различных видов. В этих моделях предлагается учитывать многокомпонентную систему факторов самого образовательного учреждения и факторы, формирующие образ жизни ребенка в широком его

понятии [I]. Отмечается необходимость создавать прогнозные модели формирования здоровья школьников в едином приоритете «качество жизни» и «количество здоровья», учитывая факторы окружающей и образовательной среды, жилой среды и социума [3].

Подростки, обучающиеся в учебных заведениях начального профессионального образования (УНПО), отличаются более низ-

ким качеством жизни по целому ряду параметров по сравнению со своими сверстниками - старшеклассниками. Они чаще живут в неполных семьях (30-50%), имеют более низкую материальную обеспеченность, в связи с этим чаще занимаются подработкой во внеучебное время, характеризуются более высокой распространенностью вредных привычек. Дополнительный риск ухудшения здоровья для этой группы подростков может быть также связан с практическим освоением профессии [4].

Выделение приоритетных для этой группы учащихся факторов риска и оценка их вклада в ухудшение здоровья подростков важны для обоснования программ ведения социально-гигиенического мониторинга условий формирования здоровья учащихся УНПО и разработки профилактических программ по охране здоровья. Для этой цели с позиции доказательной медицины [2] разрабатывались материалы по донозологической оценке состояния здоровья учащихся профессиональных училищ, обучающихся в разных условиях, с учетом комплекса социальных факторов и образа жизни, оценивались показатели функционального состояния в зависимости от величины учебной нагрузки и условий производственного обучения.

Для оценки медико-социального статуса учащихся использовалась стандартизованная программа анкетирования, включавшая оценку качества жизни и блок донозологичес кой оценки состояния здоровья международного опросника МегАсЫ, в разработке которого участвовал Институт. База данных содержит результаты обследования более 500 учащихся по 114 параметрам. Дополнительно для оценки репродуктивного здоровья девушек включались анкеты оценки менструальной функции (МФ), разработанные гинекологами. Функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности оценивалось обще-

принятыми методами (корректурные пробы Анфимова, тест САН).

Данные донозологической оценки состояния здоровья разрабатывались по трем условным группам факторов, характерных для этой группы учащихся:

социальные (тип семьи, психологический микроклимат семьи, характер питания, подработка в свободное от учебы время);

образ жизни (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ, режим дня, занятия спортом);

учебно-производственные (суммарная учебная нагрузка, условия производственного обучения).

Результаты показали, что социальные факторы вносят достоверный существенный вклад в увеличение признаков «нездоровья» учащихся. Фактор ухудшенного питания, которое имела треть учащихся, влиял на пять донозологических характеристик «нездоровья»: количество подростков, имеющих повторяющиеся жалобы, в том числе жалобы на расстройства пищеварения, чувствующих себя больными, имеющих плохую физическую форму, плохое настроение, с диапазоном относительных рисков (ОР) для отдельных показателей от 1,3 до 2,7. Фактор семейного неблагополучия, на которое указали 22 % подростков, также влиял на увеличение пяти негативных показателей (повторяющиеся жалобы, число подростков, чувствующих себя больными, имеющих плохую физическую форму, плохо переносящих учебную нагрузку, болевших ОРЗ), хотя величина ОР для них была несколько ниже - диапазон ОР составлял от 1,5 до 1,9.

При наличии такого фактора, как подработка во внеучебное время, повышался риск увеличения трех показателей: жалобы, связанные с ЖКТ, риск увеличения группы часто болеющих (ЧБД) и рост числа подростков с хронической патологией (ОР-от 1,8 до 2,2).

Фактор неполной семьи в подростковом возрасте проявляется менее выражено по сравнению с предыдущими факторами и увеличивает риск появления повышенной утомляемости после учебных нагрузок и плохого настроения (ОР - 1,7 в обоих случаях).

Среди факторов, характеризующих образ жизни учащихся, были рассмотрены три наиболее характерные: вредные привычки, дефицит сна, низкая физическая активность.

Курение рассматривалось, как манифестный фактор ухудшения образа жизни подростков, который часто сопровождается другими вредными привычками (употребление алкогольных напитков, знакомство с наркотическими веществами). Было установлено, что этот сочетанный фактор влияет на риск увеличения трех донозологических показателей состояния здоровья: увеличение группы ЧБД, снижение числа не болевших ОРЗ, повышение числа жалоб, связанных с ЖКТ (ОР -от 1,5 до 2,0). У девушек курение, особенно в сочетании с другими вредными привычками, приводило не только к ухудшению самочувствия, но и к выраженному риску появления таких нарушений МФ, как нерегулярность, болезненность, прием лекарств, жалобы в предменструальный период (ОР - от 1,3 до 2,8).

Из интегральных показателей, характеризующих режим дня, был выбран дефицит сна как важный показатель, недостаточно оцененный для подростков и распространенный среди учащихся. Почти у половины учащихся продолжительность сна составляет 7 часов и менее, из них почти у трети - менее 6 часов. Дефицит сна увеличивал риск появления четырех показателей: повышенная утомляемость, слабость, плохая физическая форма и плохое настроение (ОР - от 1,7 до 3,0).

Низкая физическая активность влияла на увеличение числа подростков с плохой физи-

ческой формой (ОР - 2,0) по сравнению с теми, кто занимался в спортивных секциях. Особенно наглядным становится вклад «нездорового» образа жизни в появление у подростков плохой физической формы при сравнении учащихся, не занимающихся спортом, и спортсменов, не имеющих вредных привычек. В этом случае ОР был очень высок - 7,4.

Вклад учебной нагрузки в увеличение признаков «нездоровья» зависел от объема нагрузки и ее соответствия функциональным возможностям подростков. По данным доно-зологической оценки состояния здоровья, повышение объема учебной нагрузки до 39-42 часов на втором году обучения (операторы ПЭВМ) сопровождалось выраженным риском увеличения четырех показателей: плохое самочувствие, плохое настроение, жалобы на раздражительность, выраженное утомление в конце учебного дня (ОР - от 1,5 до 2,7).

При обучении по 5-дневной неделе даже при нормативной величине суммарной нагрузки продолжительность учебного дня увеличивается до 7-8 часов. Для определения вклада учебной нагрузки в ухудшение показателей функционального состояния оценивалась динамика показателей выполнения корректурных проб, теста САН (самочувствие, активность, настроение) у учащихся при 5-6 и 7-8-часовой продолжительности занятий. По данным корректурных проб, разница в степени утомления к концу 5-6 и 7-8 уроков не была достоверной, проявления сильного утомления составляли соответственно 37,2 и 47,2% (р > 0,05). Результаты теста САН (см. таблицу) оказались более показательными. Установлено, что процесс обучения сопровождается ухудшением самочувствия к концу дня в обеих группах учащихся, что говорит о закономерном формировании утомления.

Вклад продолжительности занятий в ухудшение функционального состояния учащихся

(по данным теста САН)

Урок Атрибутивный риск Относительный риск

АР достоверность ОР

Самочувствие

5-6 14,6% 0,05 1,5

7-8 17,5% 0,05 2,2

Активность

5-6 10,7% 0,15 1.3

7-8 7.5 % 0,4 1,2

Настроение

5-6 8,0 % 0.3 1,3

7-8 17,5% 0,05 2,8

При этом риск ухудшения показателей самочувствия в группах с более высокой нагрузкой оказывается выше <ОР - соответственно 1,5 и 2,2). Активность учащихся сохраняется в обеих группах. Обнаруживается достоверный выраженный риск ухудшения настроения учащихся в группе с большой нагрузкой (АР - 17.5 %, ОР - 2,8). Таким образом, сохранение активности учащихся при повышенной нагрузке сопровождается более высоким риском ухудшения двух других показателей теста САН. Полученные данные показывают необходимость регламентации и дифференциации объема учебной нагрузки, прежде всего для учащихся первого года обучения, и ее перераспределения по годам обучения с учетом возраста учащихся.

Таким образом, все оцениваемые факторы вносили достоверный вклад в снижение уровня здоровья учащихся профессиональных училищ, влияя на самочувствие и распространенность жалоб, психологический и физический статус, неспецифическую резистентность и заболеваемость ОРЗ, функциональные возможности, показатели репродуктивного здоровья девушек.

Используя количественный подход -число изменяющихся показателей и величину относительного риска, можно определить приоритетность оцениваемых факторов как факторов риска ухудшения состояния здоровья на донозологическом уровне. В нашем случае они расположены в следующем порядке:

ухудшенное питание, внутрисемейный сгресс, повышенная учебная нагрузка, нарушения режима дня (недостаточная продолжительность сна), подработка в свободное от учебы время, вредные привычки, фактор неполной семьи, низкая физическая активность.

В числе факторов риска не представлены условия обучения. Они оценивались только по данным показателей функционалы ют состояния и позволили выявить высокий риск ухудшения функционального состояния учащихся при прохождении производственной практики в условиях, не соответствующих нормативным. Так, ОР для показателей умственной работоспособности, мышечной выносливости, качества и времени выполнения сложных зрительно-моторных реакций составлял 1,4-2,8.

Таким образом, сложный многокомпонентный биосоциальный характер формирования здоровья на этапе подросткового онтогенеза предполагает необходимость учета и мониторинга факторов риска различной природы в целях их минимизации. Такая возможность обеспечивается при взаимодействии органов исполнительной власти, специалистов Роспотребнадзора, лечебно-про-филактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь учащимся, а также педагогического персонала образовательных учреждений. Направлениями, требующими пристального внимания, являются: организация полноценного питания учащихся учебных

заведений начального профессионального образования, регламентация учебно-произ-водственной нагрузки с увеличением объема занятий физической культурой и числа подростков, занимающихся в секциях, организация работы по гигиеническому воспитанию и обучению и снижение распространенности вредных привычек, медицинская и медико-социальная помощь подросткам из неблагополучных семей, поддержка подростков из социально незащищенных семей.

Список литературы

1. Маймулов В.Г., Якубова И.Ш. Методологические основы и задачи социально-гигиени-ческого мониторинга в гигиене детей и подростков на современном тгапе // Здоровье

населения и среда обитания. 2008. №2(179). С.10-15.

2. Онишенко Г.Г., Куценко Г.И., Беляев E.H., Зайцева Н.В., Шур П.З. Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. М., 2000. Часть 1. 197 с.

3. Фарино Н.Ф., НауменкоТ.Е., Грушковская Т.Н., Науменко A.A. Социальная компонента формирования здоровья школьников / Социально-гигиенический мониторинг: методология, региональные особенности, управленческие решения. Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и МЗ РФ (17-19 декабря 2003 г.). М., 2003. С. 41 1-413.

4. Шубочкина Е.И Новые подходы к гигиенической оценке условий обучения подростков в системе начального профессионального образования // Здоровье населения и среда обитания. 2006. № 8 (161). С. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.