История
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 6, с. 71-76
УДК 93; 281.93; 929
К НАЧАЛЬНОЙ ИСТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ
© 2016 г. А.В. Морохин, Ф.А. Дорофеев, В.Н. Беляева
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
Пиступило в редокцию 31.10.2016
Рассматриваются материалы, позволяющие пролить свет на ранние годы истории Нижегородской митрополии, связанные с управлением епархией Филаретом (1672-1686). Высказывается ряд предположений, объясняющих выбор именно этой фигуры на пост руководителя новоучрежденной епархии, систематизируются основные направления его деятельности и дается им оценка. Прослеживается связь личности Филарета с делом Никона и сложные взаимоотношения светских и церковных властей с «раскольниками». Подчеркивается своеобразие и значимость личности первого нижегородского митрополита, отмечается его влияние на деятельность иных церковных иерархов в регионе.
Ключевые сливо: Нижегородская епархия, РПЦ, Никон, Филарет, старообрядчество, Минин, патриаршая область, ХУП в.
История Нижегородской епархии уже не одно столетие привлекает к себе внимание исследователей [1, с. 19-242; 2, с. 287-290; 3, с. 44-46, 59-60, 157-168]. Вместе с тем следует признать, что первые годы существования митрополии в регионе на сегодняшний день представляют собой один из наименее изученных вопросов. Ряд новых источников, впервые введенных в научный оборот, позволяет несколько расширить наши представления о начальном периоде истории епархии, связанном с деятельностью первого нижегородского митрополита Филарета (1672-1686).
В марте 1672 г. церковный собор, созванный по инициативе царя Алексея Михайловича, принял решение об учреждении в «нижегородских пределах» епархии, территория которой выделялась из Патриаршей области [2, с. 287; 4, с. 40]. Новоучрежденная епархия была сравнительно небольшой и включала в себя территории, ранее входившие в состав Патриаршей области: города Нижний Новгород, Алатырь, Курмыш и Ядрин «с сопредельными селениями» [2, с. 289; 5, с. 77]. Однако, даже учреждая новую епархию, церковный собор принял решение сохранить за Патриаршей областью ряд богатых монастырей - Благовещенский в Нижнем Новгороде, Амвросиев Дудин.
Интересно, что, несмотря на невеликие размеры новой епархии, возглавить ее должен был сразу митрополит. 24 марта 1672 г. в нижегородские митрополиты был поставлен архимандрит Рождественского монастыря во Владимире Филарет. Выбор этого человека, надо полагать, был обусловлен тем обстоятельством, что Филарет, видимо, был нижегородцем по
происхождению, а следовательно, должен был быть хорошо знаком с территорией, вошедшей в состав учрежденной митрополии. Биографических сведений о Филарете сохранилось немного. Известно, что он был постриженником Макарьевского Желтоводского монастыря, откуда вышло большинство известных церковных деятелей середины - второй половины XVII в.1 [2, с. 289; 5, с. 77]. Сохранились сведения о том, что до 1658 г. Филарет являлся игуменом Спа-со-Прилуцкого монастыря в Вологде, затем в 1658 г. был переведен в Нижний Новгород настоятелем Вознесенского Печерского монастыря, а в ноябре следующего, 1659 г., стал архимандритом Рождественского монастыря во Владимире [6, с. 663; 7, с. 11-12].
Помимо нижегородского происхождения, вторым важным обстоятельством, способствовавшим назначению Филарета нижегородским митрополитом, видимо, являлось то, что он зарекомендовал себя человеком, проявлявшим усердие и заметную активность в церковных делах. Например, архиепископ Коломенский Иосиф позднее свидетельствовал, что «на соборе только и говорят нижегородский митрополит да я...» [Цит. по: 8, с. 331]. Проявил Филарет и лояльность к светской власти во время дела патриарха Никона. Неслучайно в 1667 г. вселенские патриархи Паисий Александрийский и Ма-карий Антиохийский, также поддержавшие светскую власть в ее противостоянии с духовной, посетив Владимир, пожаловали Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении архиерейский посох [7, с. 11-12].
Основная причина учреждения епархии в Нижегородском Поволжье заключалась в широ-
72
А.В. Морохин, Ф.А. Дорофеев, В.Н. Беляева
ком распространении в регионе «раскола». Уже в настольной грамоте, выданной митрополиту Филарету 2 июня 1672 г., отмечалось: «в настоящее убо время жительства нашего зрящим всем нам велие волнение во благочестии быти, и непрестанное колебание в догматех восточ-ныя церкве... Таковым убо прелестником и развратником умножившимся, наипаче в Великом княжении Низовския земли, в преименитом и начальнейшем тоя страны граде, именуемом в Нижнем Новеграде, с окрестными его грады и весьми» [9, ч. 18, с. 111-113; 10]. Соответственно, главной задачей нижегородского митрополита являлась борьба со старообрядчеством.
Уже в конце июня 1672 г. Филарет отправился в новоучрежденную епархию «в сопровождении образа Иверской Божьей Матери» [11]. Прибыв в Нижний Новгород, владыка сразу же взялся выполнять поставленные перед ним задачи. В связи с тем что следственных дел у митрополита возникло немало, уже в сентябре 1672 г. он «бил челом» царю с просьбой о том, чтобы воеводы не отказывались от розыска и суда над «раскольниками» [12; 13, с. 14]. Борясь с «расколом», Филарет начинает активно применять и такое наказание для старообрядцев, как их заключение в монастырские и другие тюрьмы Нижнего Новгорода. Так, в 1682 г. в Печерский монастырь «под начал» был отправлен старовер А. Мартемьянов [14]. В 1688 г. в эту же тюрьму был заключен еще один «раскольник» - Митька Сапожник, которого «велено держать в чепи и в железах, и смотреть того накрепко, чтоб он с монастыря не ушел» [15, с. 252]. Из других источников также известно, что старообрядцы содержались в Нижнем Новгороде в «земляной тюрьме под городовой стеной», причем отдельно от других арестантов. Это особое содержание объяснялось властями тем, что «им таким раскольникам в большой городовой тюрьме с прочими христианами и для приходящих людей быть невозможно, потому что такие раскольщики церковные этих православных христиан своим злым учением прелщают и от святыя Божия церкве развращают» [16]. В 1682 г. старообрядец Савва Романов свидетельствовал, что «в Нижнем под Ивановскою башнею выкопана яма сажен с десять и тут сидят и доныне три человека за крест и молитву», которых в «ту яму велел бросить» митрополит Филарет [17].
Можно предположить, что начало массовых самосожжений старообрядцев было связано с началом активных преследований их со стороны епархиальной власти. Неслучайно «Нижегородский летописец» зафиксировал их под 1672 годом - годом учреждения в регионе митрополии [5,
с. 72]. Сохранились сведения и о других самосожжениях нижегородских старообрядцев 1670-х гг. Известна, например, грамота царя Алексея Михайловича нижегородскому митрополиту, датируемая августом 1673 г., из которой явствует, что Филарет сообщал царю о самосожжениях старообрядцев и связывал их с пропагандой «раскола» от неких «чернцов», которые «с собою носят книги и тайно их простолюдинов прелщают воровски». Царская грамота предписывала нижегородскому митрополиту разослать по епархии «памяти» поповским старостам, «чтоб они по вся дни детей своих духовных и всех православных християн... поучали от божественнаго писания», а распространителей учения о самосожжении «в домы свои не пускали и ничего у них не слушали», ловили их и отдавали в руки к священникам официальной церкви. Самому Филарету царь также указывал «всячески подщится» искоренять учение старообрядцев и усилить контроль над духовенством, «чтоб и они. о тех делех радели прилежно ж». В документе говорится и о некоем «крестьянине Васке», бывшем старовере, перешедшем затем в официальную церковь, который был отправлен Филаретом в Москву, а затем отпущен в Нижний Новгород с приказом «чтоб он, будучи в тамошнех местех простолюдинах от тех потаенных ворах розыс-кивал» и выступал с контрпропагандой самосожжений [18]. Практика самосожжений «раскольников» сохранялась в нижегородской округе и позднее [19, с. 180-188; 20; 21].
В качестве одного из средств борьбы с «расколом» Филарет активно использует и постройку новых православных храмов в районах, где была заметна активизация старообрядчества. В селе Городище в 1672/73 году возводится деревянная Троицкая церковь с приделом в честь Ильи Пророка. Строится храм в честь иконы Казанской Божией матери и в починке Рожнове. В селе Неклюдове в 1673 году перестраивается обветшавшая Воскресенская церковь. В том же 1673 г. в селе Собчине появляется деревянный храм в честь Богоявления, а в селе Кантаурове была построена Троицкая церковь. Примерно в то же время перестраивается храм и в селе Новом на Бору [22, с. 52, 56, 57, 58; 23].
Для поднятия авторитета официальной церкви среди населения митрополиту необходимо было провести ряд публичных мероприятий. Одной из таких акций Филарета стала постройка придела во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова при Архангельском соборе в Нижнем Новгороде [1, с. 296; 24, с.126-127; 25, с. 166]. Мы рассматриваем это мероприятие не просто как церковно-устроительное, а как пуб-
личное, потому что речь идет о центральном и древнейшем соборе города, расположенном в Нижегородском кремле. Нижегородский историк Н.И. Храмцовский считал, что придел был построен «по благословенной грамоте патриарха Иосифа II, к епархии которого принадлежал тогда Нижний... над тем самым местом, где во время чумы, в 1658 году, священники Архангельского собора погребали мертвых» [26, с. 47]. Аналогичного мнения придерживался и архимандрит Макарий [1, с. 296]. Но существует и другая версия возведения придельного храма, согласно которой причиной этого послужили воспоминания, что когда-то именно на этом месте «приснопамятный Козьма Минин во время бедствий России, в 1612 году, одушевленный патриотизмом, возвысил свой глас, призывая на защиту Отечества» [27].
К числу публичных мероприятий также можно отнести подновление Спасского собора Нижегородского кремля - главного храма Нижнего Новгорода [29, с. 16]. Безусловно таковым следует считать и перенос из села Городец в Спасо-Преображенский собор останков великого князя Бориса Константиновича [1, с. 248, 266-267; 28, с. 17]. Возможно, с этими событиями связано формирование более поздней городской легенды о переносе останков К. Минина в Спасо-Преображенский собор именно в период управления епархией Филарета. Это утверждение появляется в 1840-е гг. в работе нижегородского чиновника М. Андроникова, который и утверждал, что дьякон По-хвалинской церкви Михаил Петров, занимавший эту должность 60 лет, передал эти сведения о переносе останков Минина в качестве устного предания своему племяннику - священнику Петру Александрову [29].
В годы руководства Нижегородской епархией митрополитом Филаретом процветает ктитор-ство. В 1672 г. за счет казны купца А.Ф. Олисова строится церковь Успения на Ильинской горе; в 1683 г. Г. Дранишников строит церковь Рождества Иоанна Предтечи, в 1685 г. - на средства Г.Д. Строганова к Рождественской церкви (построенной ещё в 1653 г. С. Задориным) пристраивается Георгиевский придел, тогда же начинается строительство на его же средства Смоленской церкви в с. Гордеевка [30, с. 46, 47, 48].
Борьба со старообрядчеством являлась не единственным направлением деятельности епархиальных властей в первые годы существования Нижегородской митрополии. Филарет обратил внимание и на необходимость более активного распространения православия среди народов Поволжья. Такие попытки предпринимались в регионе и раньше, начиная с XV сто-
летия [31]. Большое значение для распространения христианства в регионе имели православные обители, в частности Алатырский Свято-Троицкий монастырь, который еще в начале XVII в. распространил свое влияние на довольно обширную территорию, втягивая в христианскую культуру мордву. В 1618, 1619, 1628 г. мордовские мурзы Д. Иванов, И. Карачюрин, К. Четаев, Р. Череватов передали алатырскому монастырю свои земли при условии их крещения и пострижения. Разумеется, это были лишь отдельные факты. Но со времени учреждения в «нижегородских пределах» митрополии христианизация мордвы в регионе становится более осознанной и определенной, что наблюдается уже в 80-е гг. XVII в. Как видно из грамоты приказа Казанского дворца от 15 февраля 1681 г. ядринскому воеводе Л.Г. Ефимьеву, до ее написания все «иноверцы» из Ядринского и других уездов за крещение получали денежное жалование, сукно, меха. Но затем денег «за недобором казны» не стало, и поэтому было принято решение предоставлять новокрещеным различные льготы: служилым людям - в службе на 6 лет, ясачным людям - в выплате ясака на такой же срок [32, с. 107]. Известна также грамота митрополита Филарета от 29 сентября 1686 г., адресованная архимандриту Вознесенского Печер-ского монастыря в Нижнем Новгороде Нилу о принятии в Архиерейский Духовный Приказ 58 принявших православие жителей мордовской Терюшевской волости для утверждения их в вере, так как новоявленные христиане оказались в вере «не тверды», «к церкви Божии не приходят и отцов духовных у себя не имеют» [33, с. 481-482]. В том же 1686 г. новокрещен поселили в деревне Ардатово, «что была деревня Пичевели (5 дворов), а нежелавших креститься переселили в другое место». Сюда же перевезли из сел Порецкого и Семеновского 10 русских семей во главе с Кирюшкой Степановым, построили церковь во имя Живоначаль-ния Троицы, перевели из Алатыря дворцовую и приказную избу. Так образовалась Новотроицкая дворцовая волость, объединившая свыше 80 мордовских деревень, ставшая одновременно организационной структурой уезда, где жили охраняемые от притеснений новокрещены, которые должны были стать примером для своих соплеменников в деле принятия христианской веры [34, с. 92-93].
Будучи митрополитом, Филарет значительную часть времени проводил в Москве, при патриархе. Так, даже после своего поставления митрополитом Филарет некоторое время оставался в Москве, где, в частности, присутствовал сначала на «родильном», а затем и на «кре-
74
А.В. Мирихин, Ф.А. Дирифеев, В.Н. Беляево
стильном» столах по случаю появления на свет царевича Петра. После этого, в июле 1672 г., он участвовал в церемонии наречения патриархом Питирима [35, с. 890-892; 36]. Затем, приехав в столицу в самом начале 1675 г., нижегородский митрополит уже 6 января участвовал в церемонии «хода со кресты на воду» и с тех пор продолжал находиться в Москве в течение всего 1675 г. [35, Стб. 1167, 1173, 1175, 1202, 12141215, 1222, 1223, 1225, 1228, 1234, 1239, 1241, 1251 и далее]. В следующем, 1676 г., Филарет вновь пребывал в столице, где, в частности, принимал активное участие в церемонии коронации Федора Алексеевича 16 июня 1676 г. [37]. В 1678 и 1681 г. нижегородский митрополит присутствовал на церковных соборах [38, с. 336, 346]. В 1682 г. Филарет принял участие во всех значимых политических событиях, происходивших в Москве: похоронах царя Федора Алексеевича, коронации Ивана и Петра Алексеевичей, прениях о вере со старообрядцами в кремлевской Грановитой палате [39, с. 301, 304, 307, 310; 40; 41]. Частое и длительное пребывание митрополита в Москве приводило к отсутствию полномасштабного контроля над церковной жизнью региона.
В последние годы управления Нижегородской епархией Филарета началось строительство Крестовоздвиженской часовни над спуском к святым воротам Печерского монастыря со стороны Нижнего Новгорода. Часовня строилась архимандритом Епифаном, который был участником суда над патриархом Никоном, инициатива строительства принадлежала бывшему архимандриту Печерского монастыря Иосифу, в свое время сопровождавшему опального патриарха в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь [30, с. 39]. Позднее в часовне была помещена копия резного креста, связанного, по преданию, с Никоном. Таким образом, в строительство часовни были вовлечены три иерарха Нижнего Новгорода, причастных к делу Никона.
К середине 1680-х гг., видимо из-за ухудшения здоровья, Филарет все больше времени стал проводить вне пределов Нижнего Новгорода. Он часто жил в своей загородной резиденции селе Ельня [42]. В декабре 1685 г. он уже проживал в Макарьевском Желтоводском монастыре, куда, например, просил казначея Павла «прислать. пенные денги что взято с Курмыш-ского попа Иосифа дватцат рублев» [43]. В декабре 1686 г. нижегородский митрополит просил патриарха Иоакима из-за своего плохого самочувствия «от священноцерковнослужения и всякого архиерейского управления бытии свободну, а быти по обещанию в том Макарьев-
ском монастыре», где он и собирался «до кончины своей пребывати», мотивируя свой выбор обители тем, что «всяк взыскует своего духовного отечества, где кто породился» [44, с. 18; 9, часть 16, с. 123]. Уйдя на покой, Филарет стал проживать в Макарьевском Желтоводском монастыре. Известно письмо бывшего владыки к казанскому митрополиту Адриану, датируемое апрелем 1688 г., в котором Филарет, благодаря за присланные «рыб две лососи» и «зернистой икры лукошко», сообщал: «аз во обители Пресвятыя Троицы и чудотворца Макария» [45].
Таким образом, митрополит Филарет в период своего управления Нижегородской епархией с 1672 по 1686 г. не только заложил основные направления деятельности официальной церкви в регионе (активная борьба со старообрядчеством, распространение православия среди народов Поволжья), но и смог их частично реализовать. Более активная работа по этим направлениям деятельности церкви будет вестись уже в следующем, XVIII столетии.
Работа выполнена в рамках проекта РГНФ № 14-010047.
Примечоние
1. В пользу этого утверждения говорят и записи второй половины XVII - начала XVIII в. рода Филарета в синодиках Макарьевского Желтоводского монастыря (Нижегородский государственный исто-рико-архитектурный музей-заповедник. Коллекция рукописей, собрание Государственного областного музея. КР-212 (ГОМ № 14042). Л. 38-38 об.; КР-104 (ГОМ № 137 48). Л. 74 об. - 75 об.). Кроме того, известен и значительный вклад Филарета в монастырь «деньгами и книгами, всего 450 рублев» (Центральный Архив Нижегородской области (далее - ЦАНО). Ф. 998. Оп. 588. Д. 829. Л. 1 об.).
Списик литеротуры
1. Макарий, архимандрит. Памятники церковных древностей. Н. Новгород, 1999.
2. Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Т. 1 (XVI-XVII вв.). Казань, 1897.
3. Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Т. 2 (XVIII-XIX вв.). Казань, 1913.
4. Соловьева Т.Б. Церковное управление в России и государственные проекты его реорганизации. 1681-1682 гг. // Государственные учреждения России XVI-XVIII вв. М., 1991.
5. Нижегородский летописец. Нижний Новгород, 1886.
6. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб.,1877.
7. Тихонравов К. Владимирский Рождественский монастырь. Владимир, 1869.
8. Богданов А.П. Перо и крест. Русские писатели под церковным судом. М., 1990.
9. Древняя Российская Вивлиофика. Изд. 2-е. М., 1791.
10. Настольная грамота Филарету // ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 1. Д. 12А. Л. 1.
11. Макарий, арх. Филарет, митрополит Нижегородский и Алатырский // Нижегородские Губернские Ведомости. 1848. № 44. С. 121.
12. Барсов Е. Челобитная нижегородского митрополита Филарета об указе воеводам принимать к розыску и градскому суду раскольников // ЧОИДР. 1882. Кн. 3. Смесь. С. 13-14.
13. Барсов Е. Новые материалы для истории старообрядчества XVП-XVШ вв. М., 1890.
14. ЦАНО. Ф. 579. Оп. 589. Д. 423. Л. 1.
15. Нижний Новгород в XVII веке. Сборник документов и материалов к истории Нижнего Новгорода и его округи. Горький, 1961.
16. ЦАНО. Ф. 998. Оп. 588. Д. 238. Л. 7-9.
17. Романов С. История о вере и челобитная о стрельцах // Летописи русской литературы и древности. Т. 5. М., 1863. С. 129.
18. Сироткин С.В., Морохин А.В. Новый источник о самосожжениях нижегородских старообрядцев 1670-х годов // Очерки феодальной России. Вып. 18. М. -СПб., 2015. С. 381-389.
19. Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986.
20. Сироткин С. В. «Раскольническая прелесть» в Арзамасском уезде в 70-е гг. XVII в. // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. трудов. М., 1999. С. 261-268.
21. Филатов Н. Ф. «Горели ево, Васильевы, кре-стьяня»: Сведения о самосожжениях старообрядцев в Нижегородском Поволжье. 1675 г. // Исторический архив. 1999. № 6. С. 217-219.
22. Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Вып. 2.: Балахнинской десятины жилые данные церкви и пустовые церковные земли. 7136 (1628) -1746 гг. М., 1903.
23. ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602-а. Д. 12. Л. 64.
24. Колесницкий Н. Основание нижегородского Архангельского собора и последующая его краткая история с указанием его достопримечательностей // Нижегородские епархиальные ведомости. Часть неофициальная, 1888. № 4.
25. Филатов Н.Ф. Нижегородский край в русском летописании. Н. Новгород, 2004.
26. Храмцовский Н.И. Краткий очерк и описание Нижнего Новгорода. Н. Новгород, 1859. Часть 2.
27. ЦАНО. Ф. 603. Оп. 1338. Д. 53. Л. 5-5 об.
28. Святители земли Нижегородской. Н. Новгород, 2003.
29. ОР РНБ. Ф.775. (Собрание А.А. Титова). № 2285. Л.12 -12 об.
30. Филатов Н.Ф. Нижний Новгород: Архитектура XIV - начала XX в. Н. Новгород, 1994.
31. Макарий, арх. Крещение черемис и чуваш в Нижегородской епархии и оставшиеся у них после крещения священные обряды // НГВ, часть неофициальная, 1848. № 25. С. 98.
32. Чибис А.А. Монастыри правобережья Казанской земли во второй половине XVI - первой половине XVIII в.: функционирование, землевладение и хозяйство: Дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2011.
33. Грамота Филарета, митрополита Нижегородского и Алатырского, архимандриту Печерского монастыря Нилу о принятии в Архиерейский Духовный Приказ Терюшевской Волости новокрещенов для утверждения их в христианской вере. 1686 сентября 29 // НГВ, часть неофициальная, 1848. № 46. С. 481-482.
34. Кочетков В.Д. Город-крепость на Суре: очерки истории г. Алатыря и уезда в XVI-XVII вв. Чебоксары, 2012.
35. Дворцовые разряды. Т. 3. СПб.,1852.
36. Дополнения к Актам Историческим. Т. 6. СПб., 1857. № 58. С. 215.
37. Древняя Российская Вивлиофика. Часть 6. СПб., 1774. С. 117.
38. Древняя Российская Вивлиофика. Часть 1. СПб., 1773.
39. Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Соловьев С.М. Сочинения. Т. 13. Дополнения. М., 1991.
40. Древняя Российская Вивлиофика. Изд. 2-е. Часть 7. М., 1788. С. 413.
41. Дополнения к Актам Историческим. Т. 10. СПб., 1867. № 15. С. 39.
42. Дополнения к Актам Историческим. Т. 11. СПб., 1869. № 33. С. 117.
43. ЦАНО. Ф. 998. Оп. 588. Д. 223. Л. 2.
44. Пискарев П. Описание Троицкого Макарьева Желтоводского второклассного мужского монастыря. Нижний Новгород, 1846. С.18.
45. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 2. Д. 14. Л. 1.
References
ON THE EARLY HISTORY OF THE NIZHNI NOVGOROD DIOCESE A.V. Morokhin, F.A. Dorofeev, V.N. Beliaeva
In this paper, we turn to some materials which shed light on the early history of the Nizhni Novgorod archdiocese under Metropolitan Bishop Filaret (1672-1686). The authors suggest a number of hypotheses to explain the choice of this particular figure as head of the newly established diocese. The most important directions of his activities are systematized and assessed. Filaret's connection with the so called «case of Nikon» and the complex relationship of secular and ecclesiastical authorities with the «Old Believers» are also examined. The authors emphasize the importance of Filaret's personality and his influence on the activities of subsequent church hierarchs in the Nizhni Novgorod region.
Keywords: Nizhni Novgorod diocese, Russian Orthodox Church, Nikon, Filaret, Old Believers, Minin, patriarchal region, seventeenth century.
76
A.B. MopoxuH, 0.A. ffopo^eee, B.H. Eenneea
1. Makarij, arhimandrit. Pamyatniki cerkovnyh drevnostej. N. Novgorod, 1999.
2. Pokrovskij I.M. Russkie eparhii v XVI-XIX vv., ih otkrytie, sostav i predely. T. 1 (XVI- XVII vv.). Kazan', 1897.
3. Pokrovskij I.M. Russkie eparhii v XVI-XIX vv., ih otkrytie, sostav i predely. T. 2 (XVIII-XIX vv.). Kazan', 1913.
4. Solov'eva T.B. Cerkovnoe upravlenie v Rossii i gosudarstvennye proekty ego reorganizacii. 16811682 gg. // Gosudarstvennye uchrezhdeniya Rossii XVI-XVIII vv. M., 1991.
5. Nizhegorodskij letopisec. Nizhnij Novgorod, 1886.
6. Stroev P.M. Spiski ierarhov i nastoyatelej monas-tyrej Rossijskoj cerkvi. SPb.,1877.
7. Tihonravov K. Vladimirskij Rozhdestvenskij mo-nastyr'. Vladimir, 1869.
8. Bogdanov A.P. Pero i krest. Russkie pisateli pod cerkovnym sudom. M., 1990.
9. Drevnyaya Rossijskaya Vivliofika. Izd. 2-e. M., 1791.
10. Nastol'naya gramota Filaretu // CANO. F. 2013. Op. 1. D. 12A. L. 1.
11. Makarij, arh. Filaret, mitropolit Nizhegorodskij i Alatyrskij // Nizhegorodskie Gubernskie Vedomosti. 1848. № 44. S. 121.
12. Barsov E. Chelobitnaya nizhegorodskogo mitro-polita Filareta ob ukaze voevodam prinimat' k rozysku i gradskomu sudu raskol'nikov // ChOIDR. 1882. Kn. 3. Smes'. S. 13-14.
13. Barsov E. Novye materialy dlya istorii staroobry-adchestva XVII-XVIII vv. M., 1890.
14. CANO. F. 579. Op. 589. D. 423. L. 1.
15. Nizhnij Novgorod v XVII veke. Sbornik do-kumentov i materialov k istorii Nizhnego Novgoroda i ego okrugi. Gor'kij, 1961.
16. CANO. F. 998. Op. 588. D. 238. L. 7-9.
17. Romanov S. Istoriya o vere i chelobitnaya o strel'cah // Letopisi russkoj literatury i drevnosti. T. 5. M., 1863. S. 129.
18. Sirotkin S.V., Morohin A.V. Novyj istochnik o samosozhzheniyah nizhegorodskih staroobryadcev 1670-h godov // Ocherki feodal'noj Rossii. Vyp. 18. M. - SPb., 2015. S. 381-389.
19. Rumyanceva V.S. Narodnoe anticerkovnoe dvizhenie v Rossii v XVII veke. M., 1986.
20. Sirotkin S.V. «Raskol'nicheskaya prelest'» v Ar-zamasskom uezde v 70-e gg. XVII v. // Staroobryad-chestvo v Rossii (XVII-XX vv.): Sb. nauch. trudov. M., 1999. S. 261-268.
21. Filatov N.F. «Goreli evo, Vasil'evy, kre-st'yanya»: Svedeniya o samosozhzheniyah staroobry-adcev v Nizhegorodskom Povolzh'e. 1675 g. // Is-toricheskij arhiv. 1999. № 6. S. 217-219.
22. Materialy dlya istorii cerkvej Nizhegorodskoj
cerkvi i pustovye cerkovnye zemli. 7136 (1628) -1746 gg. M., 1903.
23. CANO. F. 2013. Op. 602-a. D. 12. L. 64.
24. Kolesnickij N. Osnovanie nizhegorodskogo Ar-hangel'skogo sobora i posleduyushchaya ego kratkaya istoriya s ukazaniem ego dostoprimechatel'nostej // Nizhegorodskie eparhial'nye vedomosti. Chast' neofi-cial'naya, 1888. № 4.
25. Filatov N.F. Nizhegorodskij kraj v russkom le-topisanii. N. Novgorod, 2004.
26. Hramcovskij N.I. Kratkij ocherk i opisanie Nizh-nego Novgoroda. N. Novgorod, 1859. Chast' 2.
27. CANO. F. 603. Op. 1338. D. 53. L. 5-5 ob.
28. Svyatiteli zemli Nizhegorodskoj. N. Novgorod, 2003.
29. OR RNB. F.775. (Sobranie A.A. Titova). № 2285. L.12 -12 ob.
30. Filatov N.F. Nizhnij Novgorod: Arhitektura XIV -nachala XX v. N. Novgorod, 1994.
31. Makarij, arh. Kreshchenie cheremis i chuvash v Nizhegorodskoj eparhii i ostavshiesya u nih posle kresh-cheniya svyashchennye obryady // NGV, chast' neofi-cial'naya, 1848. № 25. S. 98.
32. Chibis A.A. Monastyri pravoberezh'ya Kazanskoj zemli vo vtoroj polovine XVI - pervoj polovine XVIII v.: funkcionirovanie, zemlevladenie i hozyajstvo: Dis. ... kand. ist. nauk. Cheboksary, 2011.
33. Gramota Filareta, mitropolita Nizhegorodskogo i Alatyrskogo, arhimandritu Pecherskogo monastyrya Nilu o prinyatii v Arhierejskij Duhovnyj Prikaz Teryushevskoj Volosti novokreshchenov dlya utver-zhdeniya ih v hristianskoj vere. 1686 sentyabrya 29 // NGV, chast' neoficial'naya, 1848. № 46. S. 481-482.
34. Kochetkov V.D. Gorod-krepost' na Sure: ocherki istorii g. Alatyrya i uezda v XVI-XVII vv. Cheboksary, 2012.
35. Dvorcovye razryady. T. 3. SPb.,1852.
36. Dopolneniya k Aktam Istoricheskim. T. 6. SPb., 1857. № 58. S. 215.
37. Drevnyaya Rossijskaya Vivliofika. Chast' 6. SPb., 1774. S. 117.
38. Drevnyaya Rossijskaya Vivliofika. Chast' 1. SPb., 1773.
39. Solov'ev S.M. Istoriya Rossii s drevnejshih vremen // Solov'ev S.M. Sochineniya. T. 13. Dopolneniya. M., 1991.
40. Drevnyaya Rossijskaya Vivliofika. Izd. 2-e. Chast' 7. M., 1788. S. 413.
41. Dopolneniya k Aktam Istoricheskim. T. 10. SPb., 1867. № 15. S. 39.
42. Dopolneniya k Aktam Istoricheskim. T. 11. SPb., 1869. № 33. S. 117.
43. CANO. F. 998. Op. 588. D. 223. L. 2.
44. Piskarev P. Opisanie Troickogo Makar'eva Zhel-tovodskogo vtoroklassnogo muzhskogo monastyrya. Nizhnij Novgorod, 1846. S.18.
eparhii. Vyp. 2.: Balahninskoj desyatiny zhilye dannye
45. CANO. F. 570. Op. 2. D. 14. L. 1.