Психологические науки
УДК 159.9
К МЕТОДИКЕ «СЛОВЕСНЫЕ СУБТЕСТЫ». ТЕХНОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ВАРИАНТАМ МЕТОДИКИ «СЛОВЕСНЫЕ
СУБТЕСТЫ» 5
Л. Ф. Чупров, Редакция ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия).
Л. Л.Нарожная, МОУ СОШ № 20, (Черногорск, Россия).
Резюме. В данной методической разработке описана технология исследования динамики вербального развития детей по результатам методики «Словесные субтесты». Как показывает ознакомление с литературными данными, эта процедура известна далеко не всем психологам, применяющим «Словесные субтесты» в своей работе. Рекомендована разработка педагогам-психологам, работающим с детьми-дошкольниками и учащимися начальных классов.
Ключевые слова. «Словесные субтесты», технология исследования, интерпретация данных, динамика развития, статистическая обработка.
Методика «Словесные субтесты» была сконструирована в период 1984-1989 гг. Л.И.Переслени, Е.М.Мастюковой, Л.Ф.Чупровым [2] на основе
5 Первичное размещение: Чупров Л.Ф., Нарожная Л.Л. К методике «Словесные субтесты». Технология исследования индивидуальной и групповой динамики развития особенностей вербального мышления детей по вариантам методики «Словесные субтесты» // «СоцОбраз» - проект сетевого социально-педагогического сообщества [Электр. ресурс]. URL: http://www.socobraz.ru/index.php/K методике "Словесные субтесты" - 06 июня 2009.
экспериментальной проверки, апробации на российской выборке и анализа заданий психометрической методики (теста) Э.Ф.Замбацявичене, ориентированной на учащихся с родным литовским языком [1].
Методика «Словесные субтесты» уже имеют ряд вариантов, применяемых для экспресс-диагностики и обследования: дошкольников (Л.Ф.Чупров) [8]; первоклассников (Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупров, 1989) [4]; младших школьников (Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова, Л.Ф.Чупров, 1989) [2]. Позднее И.П.Чертыковой и Л.Ф.Чупровым (1995)[5] была разработана процедура исследования детей младшего подросткового возраста. Завершенный вариант «Словесных субтестов» опубликован в пособии, подготовленном Л.Ф.Чупровым (2008) [9].
Изучая возможности вариантов методик для их применения в школьной практике, был обнаружен один нюанс, что ставил в тупик многих практических психологов [3; 6; 7; 10]. Разные варианты имеют разное количество проб и сопоставление результатов первого исследования по одному из вариантов методики с меньшим количеством проб и другим (с большим количеством проб), проведенным позднее, что вызывает затруднение у практического психолога в оценке динамики развития учащихся. Не все догадываются как это делать. Хотя сама процедура обсчета и сопоставления и очень проста.
В данном сообщении описана технология сопоставления результатов в плане исследования динамики развития первоклассников.
Технология
При обработке из 40 проб полного варианта выделяют 25 проб, аналогичных варианту для экспресс-диагностики, которым дети исследовались в первый раз. Поскольку, сумма по первым и вторым попыткам первого обследования уже есть, отнимаем ее от полученной суммы по результатам решения «извлеченных проб» (так же сумма за первые и вторые попытки). «Извлеченные пробы» - совпадающие пробы в обеих вариантах субтестов. Такой подсчет производится по каждому ребенку и при индивидуальном варианте оценки динамики процедура трудности не представляет: из суммы по «извлеченным пробам» вычисляем сумму, полученную по результатам исследования экспресс-
вариантом (25 проб). Разность и будет показателем динамики. При групповом - это проделывается в отношении каждого из списка детей. Главное условие, чтобы дети в списках совпадали «строка в строку». Новые дети в списке класса и выбывшие из него в подсчете и сравнении не учитываются.
Исследование проведено на контингенте учащихся двух параллельных классов одной из черногорских школ Республики Хакасия. Диагностическое обследование учащихся проведено педагогом-психологом Л.Л.Нарожной.
Представим их результаты (см. табл. 1).
Таблица 1
Груп па/кол ичеег во 1-е обследование 2-е обследование (выбранный пробы) 2-й обследование (полный вариант) ДиНЬпикй
1.-25 учащихся 2С,1±2,8 22,1*2,8 32,2*4,15 = 2,Ой,8
2,-25 учащихся 12,0±4,0 13.5*4,1 17,8±5,1 = 0(5Ы,0
F- ä.)J,j><MJ J.ii^Ö.CJ Г- Щ piÜ,CJ
Таллица 1.
Первое обследование проведено по варианту методики Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупрову (1989) [4] при приеме детей в школу. Второе обследование по полному варианту Л.И.Переслени, Е.М.Мастюковой, Л.Ф.Чупрову (1989) [2] - в конце обучения в первом классе. Статистическая обработка проведена с использованием дисперсионного анализа и критерия Р.Фишера.
Как видно из приведенных данных, динамика развития словесно-логического мышления у детей первой группы более заметна (прирост на 2,0 балла) и значительно превышает таковую во второй группе. В то же время, мы видим большой разброс данных в обеих группах. Отклонения от средней фактически остаются стабильными.
Приведенные данные еще далеки от полной интерпретации и использованы в настоящем сообщении как пример обработки результатов исследований по двум вариантам методик, отличающихся друг от друга по
количеству проб.
Литература:
1. Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. 1984. № 1. - С. 28-34.
2. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Особенности словесно-логического мышления младших школьников в аспекте диагностики интеллектуальной недостаточности // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1989. Том 89. - Вып. 3. - С. 35-39.
3. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
4. Переслени Л.И., Чупров Л. Ф. Определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников // Вопросы психологии. 1989. № 5. - С. 154-157.
5. Чертыкова И.П., Чупров Л.Ф. Особенности словесно-логического мышления учащихся младшего подросткового возраста // Актуальные проблемы подготовки учителя в ВУЗе: (Материалы II республиканских Катановских чтений). В 2-х томах. Т. 2. — Абакан: Изд-во ХГУ, 1995. Т. 2. -С. 16-17.
6. Чупров Л.Ф. Методика «Словесные субтесты»: опыт доработки и применения //Журнал практического психолога. 1997. №4. - С. 24-41.
7. Чупров Л.Ф. Стандартизация методики диагностики уровня умственного развития первоклассников (Словесные субтесты) // Психолог в школе. 2001. № 1-2. С. 51-62; То же самое // Журнал практического психолога. 2001. № 3-4. Март-Апрель. С. 51-62.
8. Чупров Л.Ф. «Словесные субтесты»: вариант для обследования детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. - 2002. - № 1. - С. 60-69.
9. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей словесно-логического мышления детей (практическое пособие для психологов) - Чупров Л. Ф./ Психологический журнал Л.Чупрова [Эл. ресурс] - Режим доступа: World
Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/issledovslm.html (дата обращения: 25.05.09).
10. Чупров Л.Ф., Распопов В.И. Методика «Словесные субтесты» для дошкольников и опыт региональной апробации // Сетевое методическое объединение психологов образования. - [Электрон. ресурс]. - режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat no=114250&d no=119467&ext=Attachment.aspx?I d=41007 -"15-04-2009.
11. Чупров Л.Ф., Нарожная Л.Л. К методике «Словесные субтесты» // «СоцОбраз» - [Электрон. ресурс]. - режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.socobraz.ru/index.php/K методике 'Словесные субтесты' (дата обращения: 26 июня 2009).
Chuprov L. F., Narozhnaja L. L. К metodike «Slovesnye subtesty».
Ejp Tehnologija issledovanija individual'noj i gruppovoj dinamiki razvitija osobennostej verbal'nogo myshlenija detej po variantam metodiki «Slovesnye subtesty» / L. F. Chuprov, L. L. Narozhnaja // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1.2.P , 2012.
Abstract: In the given methodical working out the technology of research of dynamics of verbal development of children by results of a technique «Verbal subtests» is described. As shows acquaintance with literary data, this procedure is known far not to all psychologists applying «Verbal subtests» in the work. Working out is recommended the teachers-psychologists working with children-preschool children and pupils of initial classes.
Keywords: «Verbal subtests», technology of research, interpretation of data, dynamics of development, statistical processing
Сведения об авторах
Леонид Федорович Чупров - главный редактор ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Кандидат психологических наук (ВАК СССР, Москва, 1988). Почётный доктор наук НОУ «ВосточноСибирская открытая Академия» (ВСОА, Красноярск, 2010). Профессор АЕ
(РАЕ, Москва, 2008 http://www.famous-scientists.ru/2952/). Почётный член и член Президиума Меж-дисциплинарной академии наук (МАН, Кшв, 2012 http://man-ua.at.ua/). Полноправный член (Full Member) Европейской академии естествознания (EuANH, London, 2008).
Лариса Леонидовна Нарожная - педагог-психолог, МОУ СОШ № 20 г. Черногорск, Хакасия.
© Л. Ф. Чупров, 2012. © Л. Л.Нарожная, 2012.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2012. — • —
Подписано в печать 22.01.2012.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2012. — • —