Научная статья на тему 'К МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

К МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

содержания мочевины в крови. Относительно других изученных показателей не отмечено изменений, отличающихся от таковых в контроле, во нее сроки наблюдения. Доза метола и фенидона, равная 1/50 LDso, не вызывала сдвигов ни одному из изученных показателей. Коэффициенты кумуляции, рассчитанные по С. Н. Черкинскому и соавт. [7], превышали 5, что свидетельствует о слабо выраженных кумулятивных свойствах веществ.

Таким образом, результаты токсикологических исследований показали, что метол и фенидон являются умеренно токсичными и малокумулятивными. Наши данные хорошо согласуются с результатами изучения токсичности и куму-лятивпости фенолов, полученными другими авторами [1, 3, 5J.

По классификации, предложенной Г. Н. Красовским [4], данные вещества относятся к III классу опасности. Это дало нам возможность отказаться от проведения хронических опытов с метолом и фенидоном и, опираясь на показатели токсимстрии, рассчитать максимально недействующие дозы (МНД) этих веществ, руководствуясь приемами, изложенными в «Методических указаниях по применению расчетных н экспресс-экспериментальных методов при гигиеническом нормировании химических соединений в воде водных объектов:» (М., 1979). Для метола МНД составила 0,09 мг/кг (1,8 мг/л), для фенидона — 0,06 мг/кг (1,2 мг/л).

Надежность полученных расчетными методами МНД метола и фенидона была проверена в опытах по изучению возможных отдаленных последствий действия этих веществ, в частности го оценке эмбриотоксического действия. Изучены дозы на порядок выше расчетных МНД: метола 1 мг/кг, фенидона 0,5 мг/кг. Вещества вводили белым крысам в течение всего срока беременности. По окончании эксперимента животных забивали и оценивали состояние плодов и плаценты общепринятыми методами. Полученные результаты представлены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что даже в дозах на порядок выше МНД вещества не оказывали неблагоприятного влияния на развитие эмбрионов, не вызывали изменений массы и размера плаценты. При макроскопических исследованиях не обнаружено ее дефектов и аномалий строения плодов у животных как опытных, так и контрольной групп. Результаты этого эксперимента являются убедительным доказательством надежности установленных МНД метола и фенидона.

Сравнение полученных пороговых концентраций по ор-ганолептическому, общссанитарному и саннтарно-токсико-логическому признакам вредности изученных веществ позволило нам рекомендовать в качестве Г1НД метола

0.3.мг/л, фенидона 0,5 мг/л. Лимитирующий признак вредности в обоих случаях ор.ганолснтический.

Литература

1. Велдре И. А. — Гиг. и сан., 1970, № 3, с. 10—14.

2. Величко Г. В., Денисова Е. Н.. Макареня АЛ — Техника кино и телевидение, 1979, № I, с. 23—28.

3. Костовецкий Я. И., Жолдакова 3. И. — Гиг. и сан., 1971, № 7, с. 7—10.

4. Красовский Г. Н. — В кн.: Вопросы охраны окружающей среды. Пермь, 1977, с. 19—22.

5. Можаев Е. А., Осинцева В. П.. Арзамасцев Е. В. — Фармакол. и токсикол., 1966, № 2, с. 238—240.

6. Трофимович Е. М. — Гиг. и сан., 1968, № 7, с. 15—18.

7. Черкинский С. Н . Красовский Г. //., Тугаринова В. II- — В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1964, вып. 6, с. 290—300.

8. Штабский Б. М. — Гиг. и сан., 1973, № 8, с. 24—27.

Поступила 02.03.84

УДК 613.95/.АЛ:572.511-07

Т. П. Филина, А. Г. Швецов

К МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ

Карагандинский медицинский институт

Охрана здоровья детей и подростков в СССР — государственная система, обеспечивающая врачебное наблюдение за ребенком с момента рождения.

Несмотря на большие успехи охраны здоровья детей во всей стране и Казахстане в частности, в организации медицинского обслуживания детского населения, особенно в проведении периодических медицинских освидетельствований детей и подростков, отмечаются серьезные упущения и ошибки, допускаемые как средним медицинским персоналом, так и врачами. В ряде случаев эти ошибки обусловливаются несовершенством и отсутствием единства взглядов в сложившейся системе исследования и оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков, но чаще они являются следствием недостаточной осведомленности в этом вопросе.

При изучении физического развития процессы его исследования и оценки разобщены. Так, по сложившейся традиции за проведение антропометрических исследований отвечает средний медицинский работник учреждения, а их оценку дает педиатр, школьный или подростковый врач. Средний медицинский работник часто умаляет значимость проводимых исследований, необходимость их полноты, своевременности и высокого качества, не видит конечных результатов своей работы.

Небрежность при антропометрических исследованиях проявляется в отсутствии полной даты проведения меди-

цинского осмотра (указывается только год или месяц и год), привлечении к проведению антропометрических исследований лиц, слабо владеющих методикой и техникой исследования (старшеклассников, учителей, воспитателей, нянечек), осуществлении антропометрических исследований зачастую у одетых детей и во вторую половину дня.

Ряд недостатков вытекает из несовершенства учетных форм медицинской документации (формы № 112, 26 и 25-ю), в листах и графах антропометрических исследований которых не предусмотрена регистрация комплексной оценки физического развития, не фиксируется национальность матери, что затрудняет, особенно в условиях Казахстана, установление антропологической национальности ребенка в смешанных браках.

При медицинских осмотрах детского контингента допускаются совмещение специалистов по нескольким узким профилям и неполное комплектование врачебных смотровых бригад. Это не позволяет проводить своевременную и полную группировку осмотренного контингента по группам здоровья. О последних, как и о комплексной оценке физического развития ребенка, врачи, обслуживающие детские учреждения, имеют весьма смутное представление.

В значении изложенного мы убедились, когда в 1981 г. приступили к массовым исследованиям физического развития и состояния здоровья детей и подростков в плане реализации приказа Минздрава СССР «О порядке сбора, об-

Схема оценки физического развития детей Караганды

Степень физического развития Дошкольники Школьники

Оценка физического развития Класс роста масса тела окружность грудной клетки масса тела окружность Грудной КЛС1КИ

I Хорошее (нормальное), гармоничное 2—5 Норма (от —1 Од ДО +1 ал) Норма (от —1 од до +2 од)

II Ухудшенное, дисгармоничное 2—5 Норма (от ±1 од до ±2 Од) Норма (от ±1 од до ±2од) Норма от —1 од до —2 о1( ОТ +2 Оц до +Зок Норма от —1 0 до —2 од ОТ +2 Од до +3 Од

III Плохое, дисгармоничное 2—5 Норма или ухудшение ±2 оп и более ± 1 ац и более Норма или ухудшение ±2 он и более ±2од и более Норма или ухудшение -гЗ од и более Норма или ухудшение —2 Од и более Норма или ухудшение —2 од и более +Зод и более

IV Общая задержка (отсталость) 1 и ниже Независимо от показателей массы тела и окружности грудной клетки Независимо от показателей массы тела и окружности грудной клетки

V Опережение Выше 5 То же То же

работки и представления данных об изменениях в состоянии здоровья населения, связанных с загрязнением окружающей природной среды».

Это побудило нас к разработке методических рекомендаций обобщающих существующие инструктивно-методические указания и рекомендации кафедры гигиены детей и подростков Карагандинского медицинского института. Приказом Минздрава Казахской ССР от 11/Х1 1981 г. они были утверждены в качестве основного методического руководства в 15 городских и областных центрах Казахстана, что позволило ввести унифицированную систему оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков на значительной территории республики.

При оценке физического развития мы принимаем за основу схему Института гигиены детей и подростков Минздрава ССС13, рекомендованную при комплексном изучении режимов труда и отдыха учащихся ПТУ (М„ 1978), внеся в нее ряд дополнений (см. таблицу) [2].

Отношение ребенка к каждой из указанных степеней физического развития исходит из соотношения трех ведущих антропометрических признаков: длины тела, его маемы и окружности грудной клетки. Согласно схеме, хорошее (нормальное), гармоничное развитие считается у детей дошкольного возраста, рост которых укладывается в интервале от «ниже среднего» (2-й класс роста) до «высокого» (5-й класс роста), а показатели массы тела и окружности груди отличаются от средних величин в пределах ±1оц (частной сигмы).

К «ухудшенному» и «плохому» физическому развитию относятся дети с таким же ростом, но с массой тела и окружностью груди, отличающимися от средних величин соответственно до ±2оп и более ±2ан. При итоговой оценке степени физического развития с помощью шифра отставание или опережение массы тела обозначается знаком минус или плюс перед степенью (±11; ±111), а отставание или опережение окружности грудной клетки — после степени (И±; Ш±).

«Общая задержка (отсталость) физического развития» диагностируется у детей, имеющих низкий и очень низкий рост (1-й класс роста и ниже) независимо от показателей массы тела и окружности грудной клетки.

Мы выделяем и V степень — «опережение физического

1 Организация и методика комплексной оценки состоя-

ния здоровья детей и подростков при массовых медицинских освидетельствованиях (методические рекомендации).

Караганда, 1981, с. 50.

развития», к которому относим детей очень высокого роста (выше 5-го класса). Мы не считаем возможным игнорировать в оценке данную группу детей-акселератов, поскольку она сравнительно представительна по численности (до 1 % обследованных) и эти дети зачастую имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья, связанные с феноменом акселерации.

Аналогичным образом, но с учетом оптимальных значений массы тела и окружности грудной клетки в пределах — Ior +2ав, оценивается и физическое развитие детей школьного возраста (см. таблицу).

Несоответствие росту (отставание или опережение) одного из антропометрических показателей свидетельствует о дисгармоничном, непропорциональном развитии. Поэтому «ухудшенное» или «плохое» физическое развитие всегда дисгармонично. В тех случаях, когда показатели массы тела и окружности грудной клетки относятся к противоположным оценочным группам (один отстает от стандарта, а другой опережает), физическое развитие характеризуется как атипичное (резко дисгармоничное).

Масса тела и окружность грудной клетки оцениваются по отношению к росту в отдельности, но общая оценка физического развития дастся по худшему оценочному показателю.

Мы не можем согласиться с мнением А. А. Сычева и соавт., Ю. А. Ямпольской [3, 4], предлагающих ограничить определение физического развития детей двумя основными параметрами — длиной и массой тела. Несмотря на указанную этими авторами высокую корреляцию показателей окружности грудной клетки с массой тела, грудной периметр почти в 15 % случаев изменяет итоговую оценку физического развития, определенную лишь по длине и массе тела. Кроме того, уменьшение количества оценочных критериев (и так малочисленных) снижает их информативность в отношении гармоничности физического развития, в то время как последнее является одним из ведущих критериев здоровья [I].

Мы считаем необходимым привлечение к оценке физического развития по результатам массовых медицинских осмотров среднего медицинского персонала. Это существенно улучшит качество их деятельности, ответственность за своевременность и полноту исследований. Наиболее приемлемыми с точки зрения простоты и удобства работы по индивидуальной оценке физического развития мы считаем предложенные А. А. Сычевым и соавт. линейные арифметические диаграммы, несколько измененные нами (см. рисунок).

Во-первых, мы проводим оценку по совокупности трех

Линейные арифметические диаграммы для оценки физического развития мальчиков русской национальности в возрасте 5 лет, проживающих

в Караганде. По оси абсцисс — рост (в см); по оси ординат — масса тела (о. в кг), окружность грудной клетки (б. в см); а — отношение массы тела к росту (1*у/1. ап-1.54>: б — отношение окружности грудной клетки к росту (|?у/х-0.11; Оц-2,86).

антропометрических показателей, а не двух, как Л. А. Сычев и соавт. Во-вторых, часто заштрихованная часть диаграммы у нас соответствует оптимальным значениям массы тела н окружности грудной клетки (I степень физического развития) и редко ухудшенному физическому развитию (II степень); зона выше и ниже штриховки в пределах 2—5 класса роста характеризует плохое физическое развитие (III степень). Последние две (IV и V) степени физического развития устанавливаются только по данным роста.

Линейные арифметические диаграммы для оценки физического развития детей и подростков Караганды, внедренные нами в 1981 —1982 гг. путем проведения семинаров для врачей и среднего медицинского персонала, сравнительно легко были внедрены в практику работы медиков, обслуживающих школы и детские дошкольные учреждения.

Оценку групп здоровья мы даем по схеме Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР, но считаем нужным дополнить раздел показателей физического развития, снижающих группу здоровья. На наш взгляд, плохое физическое развитие (III степень), независимо от того, обусловлено ли оно дефицитом или избытком массы тела либо окружности грудной клетки, уже не согласуется с I группой здоровья, и такие дети, по-видимому, должны быть включены во И группу.

Это же касается и редко встречающихся форм атипичного (резко дисгармоничного) развития, которое, на наш взгляд, при ухудшенном физическом развитии должно снижать группу здоровья до II, а при плохом — до 111.

Приведенные оценки физического развития и состояния здоровья к количественным (в отличие от описательных) оценочным критериям значительно упростило разработку критериев физического развития и состояния здоровья детских йоллектнвов го результатам обследования. Оценка основывается на относительном распределении групп детей с одинаковым физическим развитием (группой здоровья) и сравнении его с предполагаемым нормальным распределением соответствующих групп в другом коллективе.

Литература

1. Калюжная Р. А. Школьная медицина. М., 1975.

2. Методика комплексного изучения режимов труда и отдыха учащихся средних профессионально-технических училищ. Под ред. Г. Н. Сердюковской, Н. М. Скороду-мова. М., 1978.

3. Сычев А. А., Дучкин А. С., Яровой Г. С. — Гиг. и сан., 1978, 5, с. 87—90.

4. Ямпольская Ю. А. — Там же, 1981, № 12, с. 47—50.

Поступила 24.10.83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.