Научная статья на тему 'К изучению исторического опыта выхода Хакасской автономной области из состава Красноярского края: периодическая печать и формирование общественного мнения'

К изучению исторического опыта выхода Хакасской автономной области из состава Красноярского края: периодическая печать и формирование общественного мнения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
377
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ / REPUBLIC OF KHAKASSIA / ХАКАССКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / KHAKASSIA AUTONOMOUS REGION / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / KRASNOYARSK TERRITORY / ФЕДЕРАЛИЗМ / FEDERALISM / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / PERIODICAL PRESS / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тышта Елена Владимировна

Статья посвящена анализу процесса преобразования Хакасской автономной области в Республику Хакасия. Выделены основные экономические и политические условия этого процесса, охарактеризованы основные субъекты, инициировавшие этот процесс, а также основные его этапы. Особое внимание уделено роли региональных органов периодической печати и национальной интеллигенции в формировании общественного мнения в вопросе о выходе Хакасской автономной области из состава Красноярского края, в повышении политико-правового статуса региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Study of Historical Experience of the Khakas Autonomous Region Seceding from the Krasnoyarsk Region: The Periodicals and Formation of the Public Opinion

This article analyses the transformation process Khakassia Autonomous Region in the Republic of Khakassia. The author explores the major economic and political conditions of the process, describes the main actors who initiated this process, as well as its main stages. Particular attention is paid to the role of regional bodies of the periodical press and the national intelligentsia in shaping public opinion in the autonomous region of Khakassia output from the Krasnoyarsk Territory, increasing political and legal status.

Текст научной работы на тему «К изучению исторического опыта выхода Хакасской автономной области из состава Красноярского края: периодическая печать и формирование общественного мнения»

Е.В. Тышта

К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА ВЫХОДА ХАКАССКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ИЗ СОСТАВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Статья посвящена анализу процесса преобразования Хакасской автономной области в Республику Хакасия. Выделены основные экономические и политические условия этого процесса, охарактеризованы основные субъекты, инициировавшие этот процесс, а также основные его этапы. Особое внимание уделено роли региональных органов периодической печати и национальной интеллигенции в формировании общественного мнения в вопросе о выходе Хакасской автономной области из состава Красноярского края, в повышении политико-правового статуса региона.

Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Хакасия, Хакасская автономная область, Красноярский край, федерализм, периодическая печать, общественное мнение.

Вторая половина 1980-х гг. - время коренного перелома в российской истории. Модернизационные процессы, начавшиеся в этот период, кардинальным образом изменили как политическую, так и социально-экономическую сферы общества. Первоначально эти процессы затрагивали только центральную власть и две столицы. Но примерно к 1987 г. в них оказались втянуты и регионы. Одним из направлений политической модернизации советского общества стало реформирование российского федерализма. Устройство РСФСР на тот период времени имело многоуровневый характер. Автономные области и округа входили в состав более крупных территориальных образований, как правило, краев, которые в свою очередь являлись административно-территориальными образованиями РСФСР. Столь сложная система не устраивала большинство автономий, в том числе и Хакасскую автономную область.

© Тышта Е.В., 2014

Целью данной статьи является анализ основных направлений, способов и методов формирования общественного мнения по вопросу о выходе Хакасской автономной области из состава Красноярского края, а также определение и характеристика основных субъектов данного политико-правового решения. В качестве исторического источника для написания данной статьи были использованы в основном газетные материалы.

На рубеже 1980-1990-х гг. круг печатных СМИ в Хакасии был небольшой. Главным образом он был представлен рядом официозов. В первую очередь это областная (позже республиканская) общественно-политическая газета «Советская Хакасия» («Хакасия»). Данное периодическое издание являлось официальным рупором региональных властей. Именно на ее страницах неоднократно высказывали свои суждения руководители региона, в том числе и по вопросу повышения его политико-правового статуса. Редакторский коллектив часто предоставлял возможность местным ученым использовать газетные страницы для популяризации своих идей. Официозность издания, которая в принципе была характерна для печатных СМИ эпохи последних лет советской власти, смягчалась публикациями критического характера. Эпоха гласности оказала влияние на редакционную политику, тем не менее критика существующего социально-экономического положения чередовалась с изданием официальных публикаций. Несмотря на некоторые недостатки, отмеченные нами, именно страницы «Советской Хакасии», впоследствии «Хакасии», стали полем для борьбы идей и взглядов. Объяснить это можно прежде всего авторитетом газеты (издается с 1930 г.) и широкой сетью ее распространения.

Помимо общественно-политической газеты «Хакасия» с января 1992 г. в Абакане стала издаваться под учредительством Абаканского совета городских депутатов одноименная газета, которая стала своеобразным рупором либеральных воззрений и средством популяризации городских проектов.

Особое место в спектре печатного медиапространства Хакасии занимала «Сибирская газета». Подписка на нее не была широко распространенным явлением, чаще всего она распространялась через пункты продажи печатных СМИ. «Сибирская газета» издавалась в Новосибирске, в качестве учредителя выступала некая «Ассоциация сибирских и дальневосточных городов».

Проблема выхода Хакасской автономной области из состава Красноярского края в отечественной исторической науке рассматривается с двух позиций. Первая группа историков и публицистов (Ю.А. Шпигальских1, В.М. Чекалдина2 и Н.И. Сайбораков3,

П.М. Алексеев4) рассматривает данный процесс как процесс повышения политико-правового статуса региона. Второй подход предполагает анализ общественных сил, деятельность которых способствовала становлению Республики Хакасия. В рамках данного направления можно выделить работы Л.В. Анжигановой5.

Впервые робкие попытки обоснования вопроса о выходе Хакасской автономной области из состава Красноярского края были предприняты в 1989 г. Тогда на страницах региональных печатных средств массовой информации был опубликован ряд статей, посвященных неправомерному положению автономных областей в составе РСФСР. Данные публикации рассматривали как общие положения административно-территориального устройства РСФСР, так и статус Хакасской автономной области в составе Красноярского края. Инициаторами опубликования подобных материалов были чиновники региональных органов власти.

На страницах газет можно проследить два основных направления формирования общественного мнения по вопросу о выходе Хакасской автономной области из состава Красноярского края.

Первое - это экономическое обоснование необходимости региональной самостоятельности. Так, начальник областного планово-экономического управления В.М. Торосов следующим образом аргументировал неправомерность политико-правового статуса Хакасии. Главную причину подобного положения хакасский руководитель видел в экономической зависимости от Красноярского края. По его мнению, обладая развитой промышленностью и будучи весьма успешна в сельском хозяйстве, Хакасия полностью экономически была зависима от краевых властей. Она не имела прав самостоятельно планировать ни экономическое развитие, ни социальное. «Сегодня невооруженным глазом видно: по своему правовому положению автономные области оказались в условиях худших, чем равноценные им по экономическому и социальному потенциалу автономные республики и неавтономные области. У нас нет главного из того, чем обладают они: мы не можем самостоятельно решать все вопросы обеспечения комплексного экономического и социального развития на своих территориях. Это связано с тем, что автономные области РСФСР находятся не только в составе союзной республики, но и в составе края, что практически лишает их экономических основных прав»6.

Следует обратить внимание на то, что на данном этапе вопросы экономической самостоятельности Хакасии рассматривались не отдельно, а только в совокупности с политико-правовым статусом всех автономных областей РСФСР. это обуславливается началь-

ным этапом политической модернизации советского общества, особенно на региональном уровне.

Вторым направлением формирования общественного мнения стали попытки исторического обоснования необходимой полной автономии хакасского народа. На страницах газет были опубликованы материалы как исторического характера, знакомившие читателей с историей развития хакасской государственности, так и интервью с региональными учеными, исследовавшими данный процесс.

Если проследить исторический путь хакасской автономии, то следует отметить несколько моментов. Впервые в 1923 г. в составе Енисейской губернии был выделен Хакасский уезд. В 1925 г. в связи с перестройкой административно-территориального деления Сибири уезд был преобразован в округ, а спустя еще пять лет Президиум ВЦИК постановил преобразовать Хакасский округ в существующих границах в Автономную хакасскую область. С 1930 по 1934 г. область входила с состав Западно-Сибирского края, а с 1934 г. и после образования Красноярского края развивалась в его составе. Авторы исторических экскурсов пытались убедить читателя, что хакасский народ уже давно обладал многими элементами автономии. И только жесткие условия исторической реальности помешали Хакасии быть самостоятельным субъектом в составе РСФСР. Например, на страницах региональной газеты «Советская Хакасия» кандидат юридических наук Д.А. Митюков акцентировал внимание на разработке Конституций СССР в контексте административно-территориального устройства государства следующим образом: «Стоит напомнить, Конституция СССР 1936 г. не предусматривала вхождения автономных областей в состав краев. Проектом основного закона 1977 г. также планировалось, что автономные области входят только в союзные республики. Однако в окончательной редакции это положение было снято»7. История этого вопроса восходит к концу 1920-х - началу 1930-х гг. Причем вхождение автономных областей в край тогда обуславливалось не столько политическими моментами, сколько соображениями экономического районирования. В то время даже автономные республики были включены в края, но уже с 1936 г. они были выведены из их состава, и только автономные области РСФСР оставались в составе более крупных территориальных образований. В актах 1920 г. подчеркивались добровольность вхождения автономных областей в края, сохранение за ними самостоятельности в решении местных вопросов. С точки зрения юридической, на взгляд Д.А. Митюкова, «это дает основание любой автономной области ставить вопрос о целесообразности пребывания в крае»8.

Помимо экономического и исторического аргументов авторы данных публикаций искали обоснования выхода Хакасии из состава Красноярского края с позиции политической целесообразности. «До недавнего времени пребывание автономных областей в краях объяснялось необходимостью оказания им экономической помощи со стороны государства. Конечно, этот фактор в 1920-1930-х гг. имел реальное звучание. Сейчас большинство автономных областей могут конкурировать по своему экономическому потенциалу со многими АССР или административными областями»9.

В ходе дискуссии на страницах хакасских газет читателям были предложены несколько вариантов решения вопроса о повышении статуса автономной области. Во-первых, обновление статуса автономной области в рамках краевого объединения. Такое решение предполагало бы наделение области дополнительными правами по вопросам бюджета, планирования, материально-технического обеспечения. Данный вариант, по сути, являлся «косметическим ремонтом». Между тем стоит отметить, что именно по этому пути происходило совершенствование законодательства об автономиях начиная с 1977 г. Во-вторых, более решительным шагом в вопросе повышения статуса автономной области стал бы вывод ее из состава края. Так традиционно думали многие государствоведы и экономисты. Плюсы были очевидны. Прежде всего, это упрощенная структура административно-политического устройства всей РСФСР. Автономная область перестает быть своеобразным довеском в народно-хозяйственном комплексе союзной республики и наделяется всеми правами административной области в вопросах экономического и социально-культурного строительства. В-третьих, радикально думающие представители местной интеллигенции полагали, что самым оптимальным вариантом повышения статуса автономных областей стало бы преобразование в автономные республики, что дало бы широкий простор экономическому, культурному и национальному развитию не только народов, образовавших их, но и всего населения этих регионов.

эта точка зрения была не нова, но на данном этапе модерни-зационного процесса политической сферы Хакасии она была несколько радикальна.

В 1989 г. на страницах региональной печати вопрос о преобразовании Хакасской автономной области в республику открыто не поднимался. это обуславливалось достаточно сильными позициями партийного аппарата в регионе и слабой организованностью институтов гражданского общества, в том числе и национальных организаций, что в принципе соответствовало общероссийским тенденциям.

Тем не менее в Хакасии не было столь спокойно. На страницах газет высказывались аргументы против выхода Хакасской автономной области из состава Красноярского края. Данный факт говорит о том, что в общественном сознании идея образования Республики Хакасия имела место. Поэтому политическая и интеллектуальная элита региона должна была объяснить читателям, чем данный процесс опасен: «Противники этой точки зрения ссылаются на незначительный удельный вес коренных народов в населении автономных областей, а также малую численность всего населения в них. эти утверждения, при всей их серьезности, сами по себе не являются бесспорными»10. Однако, по мнению Д.А. Митюкова, «преобразование автономных областей в АССР не решит ни одной из главных задач современности - задачи гармонизации межнациональных отношений»11.

Но несмотря на это, уже в январе 1990 г. на пленуме Хакасского обкома КПСС в положительном ключе обсуждался вопрос о республиканском устройстве Хакасии. Наиболее активно на страницах региональных газет вопрос о выходе Хакасской автономной области из состава Красноярского края стал обсуждаться в 1990 г. Почему именно в этот период был поднят вопрос об образовании самостоятельной хакасской автономии в составе РСФСР? Ведь еще год назад, на предыдущих выборах народных депутатов СССР, ни один из кандидатов в депутаты в своих программах даже не упомянул об этом. Участники тех событий отмечают, что даже публичные высказывания на данную тему не звучали. Впервые принародно необходимость придания статуса самостоятельного административного образования прозвучали с трибуны XXXIII Абаканской выборной конференции КПСС в ноябре 1988 г. Далее официальным признанием этой идеи стал пленум обкома КПСС, который в декабре 1989 г. высказался за хакасскую самостоятельность. Данное решение было принято с рядом оговорок. Выход Хакасской автономной области из Красноярского края был предусмотрен лишь после того, как заработает новый закон РСФСР о Хакасской автономной области. По мнению автора статьи, «решение было принято революционное, но с... оттяжкой на неопределенный срок»12.

В 1991 г. вопрос о выходе Хакасской автономной области из состава Красноярского края на страницах региональных газет рассматривался как вопрос уже решенный, но требующий некоторого урегулирования. Так в интервью с председателем Совета народных депутатов Хакасской автономной области В.Н. Штыгашевым в газете «Советская Хакасия» приводится следующее высказывание: «Что касается статьи 82 действующей Конституции РСФСР, то в

части автономных областей сделана конституционная поправка. Механизм этой поправки будет заключаться в следующем: будет дано поручение министерствам и ведомствам провести разделение собственности и компетенций»13.

Помимо объяснения правового механизма реализации принципа самоопределения хакасского народа региональные чиновники со страниц газет пытались объяснить читателям выгоды от повышения политико-правового статуса региона. В качестве примера можно привести мнение о том, что Хакасия должна получить все экономические права по управлению промышленностью региона, увеличение полномочий в сфере развития национальной культуры, образования и языка. Помимо этого, став республикой, Хакасия сможет принимать законы, которые отражали бы особенности территории, природы и национальной среды.

Одним из самых важных аргументов в данной дискуссии стал вопрос об экономических преимуществах самостоятельной Хакасии. На страницах газеты «Советская Хакасия» авторы публикаций приводили довольно-таки подробные аналитические сообщения. Так, в статье «Хакасии нужна реальная самостоятельность» приводятся следующие данные: «Производство промышленной продукции на душу населения в Хакасии составляет 4537 рублей, по Красноярскому краю - 4150 рублей, а по РСФСР данный показатель еще ниже. Прибыль в ценах 1989-1990 годах составила 470 миллионов рублей. Из этого можно сделать вывод, что экономика области может развиваться самостоятельно»14. Данную точку зрения поддержал В.М. Торосов, первый заместитель председателя облисполкома, начальник Планово-экономического управления облисполкома. По его мнению, «с точки зрения экономического и социального развития, область набрала значительный экономический потенциал, не уступающий самостоятельным регионам РСФСР. Ее территория составляет 61,9 тысяч квадратных километров, население более 600 тысяч человек, объем промышленного производства превышает три миллиарда рублей, сельского хозяйства - около миллиарда. Ежегодный объем капитальных вложений составляет 50 миллионов рублей»15.

Отмечая достижения Хакасии в экономическом развитии, он называл причины, которые тормозят дальнейшее развитие региона. «В Хакасской автономной области так же успешно пытаются решать задачи обеспечения населения социальной сферой, в том числе и количество вводимого в эксплуатацию жилищного фонда. Но вместо помощи в этих вопросах руководство края ежегодно увеличивает вывоз строительных материалов. Так, в последние годы

область произвела 150 миллионов штук кирпича в год. Однако для местного потребления краевое руководство оставило не более одной трети. То же самое касается средств для развития стройинду-стрии производственного объединения "Абаканвагонмаш" и Саянского алюминиевого завода, подобная ситуация касается не только стройматериалов, но и вывоза мяса из области»16. При этом он указывал на постоянные злоупотребления со стороны краевых инстанций в распределении общественных ресурсов - финансовых, материальных, производственных и т. д.».

По мнению В. Торосова, краевые власти во главе с первым секретарем краевого комитета КПСС Г.П. Казьминым игнорируют и саботируют все предложения Хакасской автономной области. Мало того, они практически шантажируют область финансовой не-состоятельностью17. В частности, в качестве аргумента он привел выступление Г.П. Казьмина на семинаре секретарей партийных комитетов: «Выдвигаются идеи о расчленении края путем выделения Хакасской автономной области и создания Северо-Енисейской области, краевой комитет партии придерживается следующей позиции. ни Хакасская автономная область, ни один из национальных округов не смогут, пользуясь лишь своими возможностями, не получая дотации с центра, динамично развиваться»18.

Но не стоит думать, что на страницах хакасских газет не было дискуссий. Как ни парадоксально, большинство из них возникли уже после выхода Хакасии из состава края и образования Хакасской Автономной Советской Социалистической Республики. В ряде публикаций авторы, как простые корреспонденты, так и депутат Верховного Совета РСФСР Н.Д. Огородников, ставят под сомнение столь важный шаг. Главные аргументы, которые они приводят, - непроработанность процедур повышения политико-правового статуса. В частности, не разработана процедура выбора нового органа представительной власти и смены управленческой администрации. Так, предложенный сессии Верховного Совета РСФСР проект предусматривал «автоматическое преобразование ныне действующих областных советов в Верховные Советы новообразованных республик, а также наделение их правами, предусмотренными Конституцией РСФСР»19.

Второй аргумент противников выхода Хакасской автономной области из состава Красноярского края, это, как ни парадоксально, - продукты питания и предметы первой необходимости. Причем этот аргумент встречается на страницах газет на порядок чаще, чем политико-правовые аспекты процесса суверенизации региона. В эпоху «великого дефицита» именно сливочное масло, которое

свободно продавалось в соседнем Минусинске (25 км от Абакана, но это уже был Красноярский край), становится объектом политической дискуссии. Вывод автора статьи состоит в следующем: «Край в отместку устроил нашей области жесткую блокаду. Но произошло ли это вдруг? Нет! О возможности подобного развития событий и в прессе, и устно предупреждали те, кто сегодня у руля и кто столь увлекательно рассказывал, как хорошо мы будем жить, выйдя из состава Красноярского края. Однако, когда столь желанную самостоятельность получили, наши областные руководители беспомощно разводят руками: дескать, мы ни при чем, во всем виноват край»20.

Негативное отношение к некоторой поспешности образования Хакасской Автономной Советской Социалистической Республики во второй половине 1991 г. можно легко проследить по публикациям в региональной печати. В статье «Как образовали Хакасскую республику» автор отмечает «поспешность и сумбурность данного процесса»21, непродуманность принятия решений, т. е. из состава края вышли, а экономические рычаги управления (в том числе и распределение товаров первой необходимости) остались у краевого руководства. Автор статьи также ставит вопрос о проведении в Хакасии референдума или хотя бы опроса общественного мнения. Он считает, что общественность Хакасии выступила бы против выхода Хакасской автономной области из состава Красноярского края, так как в автономной области никогда не было ущемления прав коренного народа. Наоборот, хакасский этнос пользовался повышенным вниманием со стороны органов власти.

Практически сразу после образования Хакасской Советской Социалистической Республики, 9 июля 1991 г., на страницах газеты «Советская Хакасия» был опубликован ряд заметок под общим названием «Горькие плоды самостоятельности». Общее содержание их сводилось к критике сложившейся ситуации с различных позиций и призыву к руководству новоиспеченной республики с требованием ответить за свои обещания «прекрасной жизни в новом статусе»22. В качестве главного аргумента прозвучал тезис о значительном ухудшении продовольственного снабжения и в целом качества жизни населения. Некоторую политизированность этих заявлений и даже заказной характер публикации можно проследить по следующему факту. Данная статья была опубликована 6 июля 1991 г., а «де-факто» решение о выходе Хакасии из состава Красноярского края и образовании Хакасской Автономной Советской Социалистической Республики было принято 3 июля 1991 г. Вопрос, над которым стоило задуматься: реальное ухудшение со-

стояния экономики республики произошло за три дня? Или это был, говоря языком XXI в., элемент политической технологии по формированию негативного общественного мнения в республике? Конечно, определенные силы в регионе боялись изменений. Причины этого были очевидны. Новое многих пугало. И на наш взгляд, это мало связано с экономическим развитием региона, о чем часто писали на страницах газет. Как показало дальнейшее развитие, Хакасия - это достаточно динамично развивающийся субъект Федерации. На наш взгляд, главные опасения хакасской общественности, о которых не публиковались материалы в СМИ, касались межнационального вопроса. События в соседней Туве были широко известны. Поэтому региональные чиновники, осознававшие необходимость выхода из состава Красноярского края, без устали со страниц печатных СМИ говорили о необходимости правового решения вопроса и неприемлемости политических способов борьбы.

В целом достаточно спокойно отреагировали краевые печатные средства массовой информации на выход Хакасии из состава Красноярского края. В весьма небольшой редакционной заметке в «Красноярском рабочем» сказано, что в результате продолжительных и жарких дебатов Верховный Совет РСФСР утвердил ряд законов, согласно которым на политической карте появился ряд новых республик, в том числе Хакасская Советская Социалистическая Республика - «так называется бывшая наша автономная область»23.

Автора (или авторов) статьи в большей степени интересовало, каким образом будут урегулированы экономические связи между регионами, в частности в энергетическом секторе. Новый статус Хакасии в принципе не вызывал какого-либо ажиотажа.

Любая реализация крупного политического решения (выход Хакасской автономной области из состава Красноярского края таким являлся) требует поддержки со стороны гражданского общества. Поэтому заинтересованным политическим силам необходимо было сформировать общественное мнение по данному вопросу. В рамках вышеуказанного процесса можно выделить три периода. Первый - конец 1988-1989 г. В это время осуществлялись первые попытки публичного высказывания по вопросу отделения Хакасии от Красноярского края, но без образования республики. Основными политическими силами стали местный управленческий аппарат и региональные партийные деятели. Главные аргументы - экономическая зависимость области от края. Наиболее активно вопрос о выходе Хакасской автономной области из состава Красноярского края обсуждался в 1990 г. Этому процессу способствовали как об-

щероссийские демократические тенденции, так и выборы, которые проводились в этот период в регионе. В результате на страницах региональных газет прошла политическая дискуссия. На этом этапе к представителям государственной власти присоединяется местная интеллигенция, главным образом национальная. Для нее характерна большая политизированность требований. Помимо экономической аргументации со страниц газет звучали призывы развивать хакасский этнос, его культуру, язык и т. д. На третьем этапе, в 1991 г., вопрос об образовании Республики Хакасии был уже решен. Но именно в этот период времени данное политическое решение подверглось максимальной критике со страниц региональных печатных СМИ.

Проблема экономической и политической самостоятельности имела объективные предпосылки. Она неоднократно поднималась на практике, особенно рельефно обозначилась в середине 1970-х гг. при обсуждении Конституции СССР и РСФСР, когда появилось немало обоснованных предложений о выходе автономных областей из состава их образующих краев и их непосредственном вхождении в состав РСФСР. Причины неприятия данных предложений носили как субъективный, так и объективный характер. Но главная из них - это позиция краевого руководства, его нежелание лишиться такого экономически сильного как в промышленном отношении, так и в сельскохозяйственном региона. Большая часть руководства Хакасской автономной области в конце 1980-х гг. понимала, что дальнейшее нахождение Хакасии в составе Красноярского края не способствует ее дальнейшему экономическому развитию, и поэтому, воспользовавшись общероссийскими тенденциями, начала борьбу за повышение политико-правового статуса региона.

Примечания

Шпигальских Ю.А. Становление и развитие системы государственного управления и местного самоуправления // Республика Хакасия как субъект Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы. Вып. 2. Абакан, 2000. С. 13-14. Чекалдина В.М. Республика Хакасия в составе сибирского федерального округа // Там же. Вып. 3. Абакан, 2001. С. 61.

Сайбораков Н.И. Государственность Хакасии на современном этапе: состояние и перспективы развития // Там же. Вып. 2. С. 83.

Алексеев П.М. Политико-правовая модернизация в Хакасии // Постсоветская Хакасия: трансформационные процессы и этнорегиональные модели адаптации. М., 2005. С. 178.

2

3

5 Анжиганова Л.В. Этнополитическое развитие хакасского народа в начале ХХ1 века // Власть и общество. Абакан, 2003. С. 14-20.

6 Торосов В.М. Хакасия: какой ей быть // Советская Хакасия (Абакан). 1989. 13 авг.

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же.

10 Штыгашев В.Н. Как образовывали Республику Хакасия // Советская Хакасия (Абакан). 1991. 14 дек.

11 Торосов В.М. Указ. соч.

12 Огородников Н. За хакасскую самостоятельность // Советская Хакасия (Абакан). 1990. 20 янв.

13 Штыгашев В.Н. Жить в русле законов, а не политических страстей // Там же. 1991. 6 апр.

14 Торосов В.М. Хакасии нужна реальная самостоятельность // Там же. 11 апр.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 Там же.

19 Егоров А. За что боролись... // Советская Хакасия (Абакан). 1991. 6 июля.

20 Там же.

21 Егоров А. Горькие плоды самостоятельности // Советская Хакасия (Абакан). 1991. 6-9 июля.

22 Там же.

23 Нас стало меньше // Красноярский рабочий (Красноярск). 1991. 11 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.