Научная статья на тему 'К истории журнала «Спутник юного печатника»'

К истории журнала «Спутник юного печатника» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ламосова Н. В.

Среди многочисленных журналов, издававшихся в Краснодаре в начале 20-х годов ХХ века, выпуск которых прекращался после выхода нескольких, а то и одного-единственного номера, по своему содержанию и оформлению выделялся «Спутник юного печатника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории журнала «Спутник юного печатника»»

6. Жукова А. В. Женская пресса как фактор социализации личности: дис. ... канд. филол. наук. СПб.;, 1998. С. 88.

7. Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества: дис. ... канд. филол. наук. М., 1998.

8. Ботер-Смеюха В. В. Отечественные женские журналы... С. 8.

9. Алъперина С. И. Адаптация женских иностранных изданий к российскому медиарынку (на примере журналов «Космополитен» и «Элль»): дис.

... канд. филол. наук. М., 2003.

10. Плетгта Е. А. Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности: дис. ... канд. филол. наук. М., 2004. С. 3.

11. Ровеида М. Т. А.-Ш. Женская пресса в арабских странах: становление и развитие, типология,

жанровая структура (на материалах изданий Египта и ОАЭ): дис. ... канд. филол. наук. М., 2004.

12. Чермепская С. М. Зарубежные женские глянцевые журналы в информационном пространстве России: трансформация коммуникационных моделей в условиях глобализации: дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.

13. Зайдема-СмотгтаН. Г Феномен моды в СМИ 1990-хгг.: дис. ... канд. филол. наук. М., 2002.

14. Капкова Ю. В. Журналы о здоровом образе жизни: функциональные, тематические и жанровые особенности: дис. ... канд. филол. наук. М., 2005.

15. Щербакова Г. И. Журнал О. И. Сенковского «Библиотека для чтения» 1834-1856 гг. и формирование массовой журналистики в России: дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2005. С. 186-188.

Н. В. ЛАМ0С0ВА

К ИСТОРИИ ЖУРНАЛА «СПУТНИК ЮНОГО ПЕЧАТНИКА»

Среди многочисленных журналов, издававшихся в Краснодаре в начале 20-х годов XX века, выпуск которых прекращался после выхода нескольких, а то и одного-единственного номера, по своему содержанию и оформлению выделялся «Спутник юного печатника».

13 номеров его сохранилось в фондах Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина (1922 год, № 8-9, 11-12, и 1923 год, № 1-2, 3-4, 5-6, 10-11-12). Журнал кратко описан в библиографическом указателе Б. М. Городецкого (1). О содержании журнала также писал известный книговед А. И. Слуцкий (2). В основу нашей статьи положены материалы Государственного архива Краснодарского края и Центра документации новейшей истории Краснодарского края, подробно раскрывающие историю этого издания.

После революции, гражданской войны и последовавшей хозяйственной разрухи в 1920-е годы XX века в полиграфической промышленности Кубано-Черноморской области сложилась чрезвычайно тяжелая ситуация. Наряду с другими надо было решать и вопрос о подготовке профессиональных кадров.

В 1921 году в Кубано-Черноморской области существовало 28 предприятий полиграфического производства. Не хватало более 260 квалифицированных рабочих (3). Мысль о создании профессионально-технической школы для печатников зародилась среди местных активистов еще в 1917 году. Попытки ее создания были предприняты в 1918 и 1919 годах, однако тогда это не было осуществлено. В протоколе заседания педагогического совета профессионально-технической школы при Союзе полиграфического производства от 13 января 1921 года отражен вопрос об открытии школы и об избрании ее заведующего.

Единогласно был избран т. Спасебо, его помощником по учебной работе т. Леденев (4).

На заседании коллегии преподавателей школы от 15 февраля 1921 года четвертым вопросом слушали: «для ведения практических работ учащихся школы коллегия находит рациональным иметь свою (школьную) образцово оборудованную типографию, которую поручить особому лицу, для чего учредить должность помощника заведующего по технической части» (там же). На эту должность был выдвинут Я. Н. Мацухин. Однако школа «Полиграфическое искусство» была открыта в Краснодаре только 2 мая

1921 года. Уже в январе 1922 года вышел первый номер журнала «Спутник юного печатника». С № 6-7 он изменил подзаголовок - вместо «непериодический журнал» - «ежемесячный журнал». Всего было выпущено 25 номеров: в 1922 и

1923 годах - по 12 номеров и в 1924-м - 1 номер, причем шесть из них были сдвоенные и один -даже строенный. Редактором первого номера был Н. К. Лысенко. Издателем значилась профессионально-техническая школа«Полиграфическое искусство» Кубано-Черноморского отдела ВСРПП. Выходил журнал за счет КубЧерполиграфтреста. Печатался в Краснодаре, в типографии № 5, которая располагалась по улице Базарной, 30. Редактором 4-го номера, вышедшего в апреле

1922 года, был А. В. Вычужанов (один из самых опытных печатников края и преподаватель школы). Тираж первых номеров составлял 200 экземпляров.

Целью журнала было: дать учащимся школы «надежного советника в стремлении пополнить свои профессионально-технические познания; в минуты передышек от производственных работ практиковаться по своей специальности, набирая журнал и приобретая навык в чтении рукописей» (5). Но в дальнейшем, в процессе работы школы, перед журналом встали и новые задачи. Отсутствие учебных пособий по специальным предметам ставило учебное заведение в затруднительное положение. Учащимся с первых же своих шагов пришлось учиться с «голоса». Программный материал нуждался в доступном для них понимании. Появилась нужда в ознакомлении школьников с отдельными специфическими отраслями полиграфического производства, не являющимися обязательными, но знание которых необходимо для них хотя бы в теоретической форме. И журнал должен был оказывать школе в этом существенную помощь. Как руководящий орган, «Спутник юного печатника» «заменяет собою недостающие и столь необходимые учебники по специальным предметам. Мало того, страницы журнала используются целым рядом разработанных и систематизированных статей как общеобразовательного, так и специального характера» (там же). Нужно сказать, что журнал начал популяризировать учебный материал, и учащиеся в кратчайший срок достигли значительных успехов в его восприятии. Таким образом, «Спутник юного печатника» стал важной культурно-воспитательной единицей школы. Он также восполнял пробелы в технических знаниях. Выполняя эти задачи, журнал выходил семь месяцев. В нем безвозмездно работали инструкторы и преподаватели школы, а также небольшая группа преданных ей опытных рабочих полиграфического производства.

На заседании бюро комячейки № 13 (печатников) от 26 декабря 1922 года (протокол № 18) пятым вопросом слушали «О профессионально-техническом журнале “Спутник юного печатника”» (6), в котором отмечалось, что Союзом печатников издается профессионально-технический журнал, выходящий два раза в месяц, но, между прочим, в нем нет ни одной руководящей статьи (передовицы). По этому поводу было вынесено постановление: поручить секретарю фракции Союза печатников на этот предмет договориться с товарищами Письменным и Литвин-Молотовым (С. М. Письменный - редактор газеты «Красное Знамя», Г. 3. Литвин-Молотов - заведующий подотделом печати Кубано-Черноморского област-кома РКП (б), редактор журналов «Путь коммунизма», «Пропагандист», председатель правления, заведующий партийно-кооперативным издательством «Буревестник»),

В первое время в журнале планировалось завести следующие разделы: «общий, литературный, техника печатного дела, история печатного дела, жизнь нашей школы и смесь» (7).

Кризис полиграфической отрасли, низкий уровень квалификации рабочих выдвинул перед редакцией журнала новые задачи - знакомить ра-

бочих с полиграфическим производством с научной стороны, с историей его развития, значением для государства. Журнал подробно освещал производственные вопросы отрасли. Кроме того, в № 8-9 за 1922 год в редакционной статье было написано, что, «желая прийти на помощь рабочим в производственных вопросах, в журнале вводится новый раздел - “Вопросы и ответы”, где будут помещаться статьи как по вопросам технического характера, так и по всем остальным, интересующим их. С этой целью редакция открывает свои страницы всем желающим и приглашает к сотрудничеству всех, кто может поделиться своими техническими познаниями и опытом в области полиграфического производства» (8). Редакция также расширяет отдел беллетристики и фельетона. Таким образом, из узко профессионального «Спутник юного печатника» должен стать журналом культурно-просветительским. «Ставя перед собой такие ответственные задачи <... > редакция обращается ко всем рабочим, инструкторам, преподавателям, учащимся школы, ко всем друзьям печати с просьбой: сдавать ей литературный материал безотносительно, будь то статьи и заметки технического свойства, научного (по общим вопросам), учебно-воспита-тельного, литературного и др. Все ценное и пригодное будет использовано и помещено в журнале с благодарностью, подкрепленной скромным построчным гонораром. <...> редакция обращается к читателям и компетентным лицам за содействием в виде беспристрастной критики по всем вопросам, выдвигаемым журналом, а также технического его выполнения» (там же).

И действительно, поставленные редакцией задачи постепенно стали воплощаться на его страницах. Насколько разнообразна тематика его статей, мы можем судить, познакомившись с содержанием сохранившихся в Краснодаре номеров. Так, почти все они помещают статьи на профессиональные темы, например: «Что такое ассюре», «Применение табличных линеек», «Быстрая сушка оттисков» (№ 8-9, 1922), «Типы шрифтов», «Фоновые пластины», «О цветном типографском печатании» (№ 11-12, 1922), «Многокрасочное печатание» (№ 1-2, 1923) (кстати, основные положения статьи о способе многокрасочного печатания были использованы на практике - обложка журнала была многокрасочной), «Верстка и ее виды», «Изготовление клише» (№ 5-6, 1923) и т. д.; статьи, посвященные истории книгопечатания, например: «О книгопечатании до Гуттенберга», «История русской книги», «Типографское дело в период ХУ1-ХУШ веков», главы из книги Ф. Булгакова «Иллюстрированная история книгопечатания и полиграфского искусства» (№ 11-12, 1922) и т. д.; статьи на исторические темы, например: «Памяти 9-го января 1905 г.» (№ 1-2, 1923), «Памяти Парижских коммунаров» (№ 3-4, 1923) и т. д. На страницах «Спутника юного печатника» также имеются статьи, посвященные проблемам профтехнической школы «Полиграфическое искусство»: «Профессиональная школа и безработица» (№ 11-12, 1922), «Юбилей школы», ко

2-й годовщине открытия школы (№ 5-6, 1923), имеется рубрика «Жизнь школы» и т. д.; познавательные статьи «История бумаги» и «О твердом знаке» (№ 5-6, 1923) и др. Тематика журнала расширяется и за счет появления художественных произведений как профессиональных авторов (стихотворение «Помрачение» Демьяна Бедного, очерк «Русские художники в Японии»

Н. Асеева (№ 1-2, 1923), рассказ «Колька - предводитель разбойников» Ал-ра Неверова (№ 11-

12, 1922)), так и совсем молодых, начинающих, например, стихотворения «Сказка будущего» Ал-ра Айно (№ 11-12, 1922), «Гримасы жизни» А. Дарского (№ 1-2, 1923) и др. Многие произведения, помещенные на страницах журнала, были подписаны псевдонимами.

В № 1-2-м журнала за 1923 год помещен некролог по поводу смерти от туберкулеза (профессиональной болезни печатников) 8 января 1923 года Андрея Васильевича Вычужанова, заведующего культотделом Союза печатников, одного из первых редакторов «Спутника юного печатника». С этого номера и до конца 1923 года журнал редактировал С. И. Лесничий. В 1924 году его возглавил А. Трофимов. Тираж его уже в 1923 году составлял от трехсот до четырехсот экземпляров. Он отличался высоким уровнем полиграфического исполнения, «распространялся преимущественно среди членов профсоюза печатников. Литературными сотрудниками журнала были: С. И. Лесничий, И. А. Талызин, Д. С. Архангельский, П. А. Власов, И. С. Евсеев, П. В. Чернов» (9). Однако, как и многие другие издания того

времени, журнал выходил недолго. В начале

1924 года он, к сожалению, прекратил свое существование. Очевидно, причиной этого явилась депрессия, охватившая многие предприятия нашей страны. Типографии не только не пополняли оборотные средства, но даже не вырабатывали содержания рабочим (10).

«Спутник юного печатника» является одним из забытых сегодня многочисленных образцов периодической печати нашего края начала 20-х годов XX века. Ценность же его заключается в том, что он является яркой иллюстрацией сложных и противоречивых событий тех лет, а также примером зарождающейся профессиональной периодики.

Литература и источники

1. Городецкий Б. М. Периодика Кубано-Черно-морского края. 1863-1925. Краснодар, 1927.

2. Слуцкий А. И. Страничка из истории кубанской периодической печати // Кубань в эпоху «серебряного века»: материалы краев, науч.-теорет. конф. Краснодар, 1997. С. 42-44.

3. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Р-МЗ.Оп. 2. Д. 516.

4. Там же. Р-365. Оп. 1. Д. 926.

5. Спутник юного печатника. 1922. № 8-9. С. 1.

6. Центр документации новейшей истории Краснодарского края. Ф. 8. Оп. 1. Д. 804. Л. 32.

7. ГАКК. Р-365. Оп. 1. Д. 1041.

8. Спутник юного печатника... С. 2.

9. ГАКК. Р-890. Д. 949.

10. Там же. Р-915, Оп. 1. Д. 1.

Н. Е. НАРЫК0ВА

ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В РОМАНЕ В. В. ЛИЧУТИНА «РАСКОЛ»

В. И. Гусев писал, что в формуле «единство содержания и формы» «есть верное ощущение внутренней сути художественного явления, но нет ощущения динамизма, жизни, борьбы, диалектики. Между тем умение схватить одновременно целостность, "органичность" и динамизм, диалектику художественного явления - ныне одна из труднейших и главных задач аналитического освоения художественного творчества» (1).

В произведениях В. В. Личутина можно отметить не динамизм, но диалектику исторического явления. Наряду с анализом причин Раскола, его хода развития, автор исследует человеческую душу: у героев происходит «диалог» внутри себя (между добрым и злым, высоким и низким, ясным и подлым). Поэтому на протяжении всего повествования монологичная внутренняя речь довлеет над разговорной. Мы наблюдаем, как каждый герой живет в своем мире и окружающем, а соединяет эти два мира Бог. Если Н. В. Ковтун в своей монографии «Социокультурный миф в современной прозе. Творчество В. Личутина» говорит о верти-

кальной шкале изображения мира героев в романах этого писателя, то, на наш взгляд, здесь можно говорить о троичности изображения человека:

БОГ

МИР ДУША

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.