Научная статья на тему 'К истории традиционной музыкальной культуры Исфары конца XIX начала ХХI вв'

К истории традиционной музыкальной культуры Исфары конца XIX начала ХХI вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
794
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МУЗЫКИ / "ШАШМАКОМ" / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА / ПЕСНОПЕНИЕ / ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / HISTORY OF MUSIC / SHASHMAKOM / MUSICAL LIFE / SONG SINGING / VOCAL ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исомитдинов Жорабек Бобобекович, Рустамов Дадо Абдужабборович

В данной статье прослежена историческая эволюция традиционной профессиональной музыки таджиков конца XIX начала XX вв. на примере творческой школы народных исполнителей макома Исфаринского района. Раскрыта деятельность певцов и музыкантов Умара-хофиза, Зебопари, Мирзосолеха Курбанова, Абдурахима Шерматова, Исроила Файзиддинова и др. В историческом контексте проанализировано неповторимое исполнительское и творческое мастерство музыкантов и певцов, раскрыт их вклад в профессиональное традиционное музыкальное искусство, а также в создание новых направлений этого вида творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the History of Traditional Musical Culture of Isfara at the End of the XIX-th the Beginning of the XX-th Centuries

In his article the author traces back the historic evolution of the traditional professional music of Tajiks of the end of the XIX-th the beginning of the XV-th centuries; the creative school of folk makom performers of Isfara nokhiya (a minor administrative-territoriat unit in Tajikistan) being adduced as an example. The author reveals the activities of such singers and musicians as Umar Khofiz, Zebopari, Mirzosolekh Kurbanov, Abdurakhim Shermatov, Isroil Fayziddinov and others. The author has analyzed the inimitable executive and creative mastership of singers and musicians, their contribution into professional traditional musical art and into the creation of its new trends as well.

Текст научной работы на тему «К истории традиционной музыкальной культуры Исфары конца XIX начала ХХI вв»

Исомитдинов Жорабек Бобобекович,

к.и.н., доцент кафедры истории таджикского народа ТГУПБП Рустамов Дадо Абдужабборович,

к.и.н., ст. преподаватель Колледжа искусств имени С. Хофиза

К ИСТОРИИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИСФАРЫ

КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ! ВВ.

Таджикский народ издревле славился своей неповторимой музыкальной культурой. Дошедшие до нас археологические и литературные памятники, искусство восточной миниатюры, а также произведения (трактаты) по музыке свидетельствуют о развитии в музыкальной культуре как народных, так и профессиональных жанров. На протяжении многих веков в Северном Таджикистане сложился своеобразный стиль традиционной народной и профессиональной музыки.

Исторически сложилось так, что традиционные песнопения и инструментальное музыкальное исполнительство всегда играли немаловажную роль в культурной жизни таджикского народа. Особенно велика роль в таджикской музыкальной культуре профессиональных певцов-исполнителей. Именно они способствовали сохранению и распространению бессмертных образцов традиционного музыкального искусства, передавая из поколения в поколение и бережно сохраняя для потомков шедевры таджикской музыки. Творчество народных профессиональных композиторов и певцов устной традиции явилось исторической предпосылкой развития музыкального просвещения в Северном Таджикистане.

В эволюции традиционной профессиональной музыки Севера Таджикистана на рубеже Х1Х-ХХ вв. большое место занимали профессиональные музыканты-певцы (хафизы) и инструменталисты, искусные исполнители макомов и других жанров профессиональной музыки устной традиции Исфары (район на севере Таджикистана). Формирование исфаринско-ферганского локального стиля макомного искусства связано с творческой деятельностью певцов (хофиз) и музыкантов (мут-риб) Исфары - Худойберди Хофиза (Зебопари, 1826 - 1910) и Умара Хофиза (Мадумар, Муллоумар, Муллотошмухаммад Халифа, 1844 - 1927).

Зебопари (так он был прозван кокандским ханом Худояр-ханом за красивый голос) родился и вырос в Исфаре, некоторое время был придворным певцом кокандского хана (18).

Исполнительский стиль Зебопари при пении «Шашмакома» был широко распространен не только в Ферганской долине, Худжанде, Истаравшане, но и получил огромное признание в Бухаре и Самарканде (3, 345).

В музыкальной традиции исполнения всех циклов макома, кроме цикла «Сегох», широкое признание у музыкантов и певцов получило авджи Зебопари (авдж -развитое кульминационное построение структуры как инструментального, так и вокального раздела «Шашмакома» и других песен макомного жанра), внесенное в исполнительскую практику Худойберди Хофизом (Зебопари). Исполнение этого авджа требует от исполнителей (певцов и музыкантов) макома большого дарования и мастерства (17, 38).

В самом известном и широко применяемом при исполнении макома музыкальном инструменте - танбуре - существует дополнительная парда (лад на грифе музыкального инструмента), которая называется «зебопарда» (3, 22).

Авдж Зебопари известен слушателям благодаря песням «Шашмакома» «Ироки Бухоро» (маком «Бузрук»), «Савти калон», «Савти Рост» (маком «Рост»), «Нимчу-пони» (маком «Сегох»), «Чапбар», «Сарахбори Ирок» (маком «Ирок»), а также классической музыке «Ушшоки Куканд» и «Бозургони» (Ходжи Абдулазиз) и другим песням (3, 22).

Зебопари воспитал таких известных певцов и музыкантов, как Умар Хофиз, Тура Хофиз, Каххор Хофиз, Мирзоаюби Хонанда, Маъруфи Хонанда и др. (17, 337).

В формировании исфаринской творческой школы исполнителей макома (мактаби макомхони) также большую роль сыграл Умар Хофиз (1884 - 1935 гг., Исфара). Его первым учителем на песенно-музыкальном поприще являлся отец -мулло Тошхалифа. Умар Хофиз был признанным мастером песнопений, инструменталистом и бастакором (сочинителем музыки) макомного жанра. Виртуозно исполнял «Наср», «Талкин», «Баёт», «Фигон», «Ушшок», «Сегох», «Гиря», «Сувора», «Чоргох», «Таронаи дугох» и другие макомы (17, 337).Текстами для музыки, сочиненной Умаром Хофизом, служили прежде всего стихотворения Хофиза Шерози, Амира Хусрава Дехлави, Абдурахмона Джами, Соиба Табрези, Бедиля и многих других классиков поэзии.

Умар Хофиз является автором музыкального трактата «Баёз», где собраны образцы газелей вышеперечисленных классиков поэзии, а также поэтов Исфары и Ферганской долины. Трактат «Баёзхои Умар Хофиз» был издан Н.И. Гиясовым и А. Самеевым в 2003 г. (2). Данная книга является важным источником изучения истории таджикской музыки и литературной среды Коканда, Исфары, Канибадама, Худжанда, Истаравшана, в целом Ферганской долины периода XIX - начала ХХ вв. Песенные сборники («Баёзы») как письменные источники XIX - начала ХХ вв. дают информацию о времени формирования, структуре и порядке следования макомов, о языке использованных стихов и авторах поэтических сочинений, названиях частей «Шашмакома» и др. жанров традиционного исполнительства, и т.д. «Баёзы» были написаны многими певцами. В диссертации Р.Н. Аминджанова сообщается о музыкальных «Баёзах», хранящихся в Институте востоковедения АН Узбекистана, а также об исследованиях «Баёзов «Шашмакома»», проведённых А. Джумаевым, Бобо Джалолом и Левичи, Ф. Азизовой и Ф. Шахобовым (1, 18).

Умар Хофиз воспитывал таких исполнителей макома, как Каххор Хофиз, Кори Носир, Маъруфи хонанда, Мамадбойи маргелони, Мулло Туйчи тошканди и др. (3, 307; 12, 100-101; 17, 338).

После Октябрьской революции 1917 года сложились новые социокультурные условия, в результате чего традиционное таджикское исполнительство приобрело новые формы. Широкое распространение музыки в народном быту, наличие замечательных исполнителей - певцов и инструменталистов, издавна сложившиеся формы ансамблевой игры были благоприятными предпосылками для вынесения исполнительского искусства на широкую арену общественной жизни.

Начиная со второй половины 20-х гг. ХХ столетия наиболее важной формой деятельности народных музыкантов по приобщению людей к музыке становятся кружки художественной самодеятельности, которые широко распространились по всей территории Таджикистана.

Именно в рамках кружков и ансамблей художественной самодеятельности и при организации различных по форме и масштабу массовых культурных акций представителям музыкального искусства (певцам и музыкантам) была предоставлена возможность творческого самовыражения, обмена опытом, повышения исполнительского мастерства, а также утверждения в обществе деятельности народного музыканта как особого рода профессии.

В те годы организовывались смотры, олимпиады, конкурсы певцов и музыкантов. Они максимально охватывали различные административные и территориальные единицы Таджикистана, представляли слушателям стилевое и локальное многообразие разных видов, форм и жанров таджикской народной музыки, реально отражали существующее положение дел в сфере развития народного музыкального творчества республики. Все это активно стимулировало развитие народного творчества, выявляло и поддерживало развитие народных талантов (4, 14).

В довоенные годы большое признание получили певцы и музыканты-представители исфаринской традиционной музыкальной среды: Мухаммадумар Хофиз, Рахматходжа Эшон, Мирзо кори Рахимов, Ибн Ямин Асомиддинов, Иброхимджон Норматов, Юсуфджон Юнусов, Мамаджон Шарифов, Шарофатхон Юлдошева, Сафоулуг, Салохиддин Джура (7, 85; 8). В дальнейшем (во второй половине ХХ и начале XXI вв.) продолжателями традиций классической музыки в Исфаре являлись: Мирзокурбон Солехов, Муроджон Йулбарсов, Абдурахим Шерматов, Исмонджон Юсупов, Косимджон Хасанов, Усмонджон Каландаров, Исроилджон Файзиддинов, Юсуфджон Курбонов, Зафарджон Шарифов, Наимджон Косимов, Абдурашид Нуриддинов и др.

Наиболее ярким представителем исфаринской школы профессионального традиционного песенно-музыкального искусства - мактаби хунарии Исфара -являлся инструменталист Мирзокурбон Солехов (1912 -1997). Своеобразие его творческой биографии определилось в первую очередь особенностями музыкально -художественной среды начального, ученического и последующих этапов его исполнительской деятельности. Первоначальное музыкальное воспитание получил в семье, где его дяди по материнской линии Устообид - кушнагоранавоз и Устобобо -дуторнавоз обучали его исполнительскому искусству на народных музыкальных инструментах - дойре, гиджаке и дутаре (11, 4). Затем он усвоил мастерство макомного искусства у известных инструменталистов и певцов Умара - хофиза, Ибн Ямина - танбури, Кори Носира - созанда, Камолиддина - машшока, Усто Пулода-

гиджаки, Кори Миразиза, Рахматходжи Эшона (14, 15). В результате уже к 15 -летному возрасту М. Солехов освоил практически все произведения классического и макомного жанра (15, 8-9).

Когда в 1933 году по инициативе отдела просвещения Исфаринского района был создан районный театр комсомола под руководством народного хофиза Иброхим-джона Норматова, М. Солехов стал гиджакистом (скрипачом) ансамбля данного театра. Одновременно он участвовал в работе кружков художественной самодеятельности. В 1937 году комсомольский театр получил статус государственного. М. Солехов работал в театре до 1948 года, вплоть до его объединения с канибадамским театром (6, 284).

В дальнейшем, работая чайханщиком в чайхане «Лола» (бывшей чайхане Кори Носира) и собрав вокруг себя народных певцов и музыкантов, Солехов превратил чайхану в так называемый «народный театр музыкантов»: часто организовывал там выступления хофизов, даже известных представителей песенного искусства Ферганской долины Расулкори Мамадалиева, Акмалджона Суфихонова, Джурахона Султо-нова, Маъмурджона Узокова и др., которые были частыми посетителями чайханы.

Как известно, чайхана у народов Востока издревле считалась местом отдыха и просвещения. В условиях господства Советской власти чайхана использовалась в качестве центра агитации и пропаганды, здесь проводились собрания трудящихся, при чайхане создавали школы ликвидации безграмотности, народные театры. Чайхана Мирзокурбона также превратилась в подлинный центр искусства (6, 288).

М. Солехов широко обращался в своем творчестве к народным и классическим музыкально - исполнительским традициям, постоянно совершенствовал свой талант, стремился к новаторству. Его творческие поиски были направлены на постижение профессионального макомного жанра музыкального искусства таджиков. На пересечении этих тенденций и сформировался неповторимо индивидуальный исполнительский стиль музыканта, получивший яркое воплощение в исполнении таких произведений макомного жанра, как «Наврузи Аджам», «Насри Сегох», «Насри уззол», «Мушкилоти дугох», «Мухаммаси ушшок», «Чапандози наво», «Талкини баёт», «Сегох», «Чоргох», «Бебокча», «Нимчупони», «Гиря», «Гиряи казокон», «Ча-зоир», «Дилхуруш» и др. Мирзокурбон Солехов вслед за представителями старого поколения мастеров - Зебопари, Умаром-хофизом и др. сформировался в качестве продолжателя традиций исфаринско-ферганского локального стиля музыкального искусства таджиков.

Особое внимание М. Солехов уделял передаче своего таланта и мастерства молодым. Еще в 1970 году при Дворце культуры города Исфары он создал группу (ансамбль) макомистов, члены которого успешно участвовали во многих смотрах и конкурсах областного и республиканского масштаба. В частности, устод подготовил своих учеников к участию в Республиканском телевизионном конкурсе народного творчества «Бустон-1,2,3» (12, 106; 11-5). Воспитанниками М. Солехова являются известные певцы и музыканты: Усмонхон Каландаров, Абдурахим Шерматов, Исмонджон Юсупов, Амрулло Кодиров, Муроджон Юлбарсов, Султонали Худой-бердиев, Обиджон Алиакбаров и др.

В 1979 году под руководством Аслиддина Низомова в Институте искусств Таджикистана имени М. Турсун-заде была создана кафедра музыки Востока (ныне кафедра традиционной музыки). На кафедру в качестве преподавателей наряду с Барно Исхоковой, Боймухаммадом Ниёзовым, Нериё Аминовым, Нисоном Шоуло-вым, Хакимом Махмудовым, Мамадато Таваллоевым, Алмосом Абдуллоевым был приглашен и Мирзокурбон Солехов, где он несколько лет преподавал секреты макомного искусства (9, 485).

М. Солехов до конца жизни (1997 г.) являлся руководителем ансамбля мако-мистов города Исфара. В репертуаре ансамбля было свыше 40 классических музыкальных произведений, исполнявшихся этим незаурядно талантливым музыкантом.

В целом музыкант освоил около 200 произведений инструментальной традиционной музыки классического и макомного жанра (14, 9). Но, к сожалению, только часть музыки в исполнении М. Солехова вписана в золотой фонд таджикского радио, что было осуществлено сотрудниками радио Абдулхайром Асроровым и Исматулло Рахимовым. Также известный журналист Мухиддин Олимпур в 1994 году в санатории «Зумрад» осуществил запись нескольких музыкальных произведений музыканта для радио БИБИСИ (Лондон) (14, 8-9).

Известным дутаристом, преподавателем факультета искусств Худжандского госуниверситета имени академика Б. Гафурова Обиджоном Алиакбаровым (учеником М. Солехова) и одним из авторов статьи осуществлена нотная запись четырех произведений, исполненных Мирзокурбоном Солеховым на дутаре («Сарбозча», «У фари Мирзокурбон», «Чоркух», «Дарёи Азим»), и семи его произведений, сыгранных на гиджаке: «Савти мискин», «Наврузи Ачам», «Турандод», «Чонон», «Калан-дари», «Чоргох» и «Абдурахмонбеги» (11, 8-26).

Сотрудниками студии «Таджикфильм» был снят документальный фильм «Охангхои Исфараи гулфишон» («Музыка цветущей Исфары»), посвященный жизни и творчеству этого великого мастера - инструменталиста (17, 340).

М. Солехов является участником международных симпозиумов шашмакомистов в Самарканде (1987) и Исфаре (1990), заслуженным артистом Таджикистана (1980).

Одним из видных представителей исфаринско-ферганского стиля музицирования является Абдурахим Шерматов (1953 г. рожд., Исфара). Его интерес к традиционной музыке сложился с детства в кругу семьи. Отец был дутаристом. Став учеником знаменитого музыканта-макомиста М. Солехова и певца М. Йулбарсова, А. Шерматов освоил многие секреты классической традиционной музыки. Работал руководителем передвижного клуба, художественным руководителем Дома культуры г. Исфары в 1977-1993 гг., руководителем ансамбля «Шашмаком» отдела культуры города Исфара, заместителем директора дворца «Шифокорон» (19931995), с 1996 года является преподавателем кафедры традиционной музыки факультета искусств ХГУ имени академика Б. Гафурова (3, 410). Совместная работа с Боймухаммадом Ниёзовым и Дж. Набиевым позволила ему освоить своеобразные формы бухарской и худжандской (худжандо-ферганской) школы макома (16, 518519). В репертуаре А. Шерматова более 200 традиционных песен. Он своим сильным, певчески активным, темброво своеобразным, приятным голосом мастерски исполняет 21 песню макома «Бузрук» и ещё более 70 песен макомного жанра (13).

Большую известность ему принесло исполнение таких песен, как «Наврузи сабо», «Насри ушшок», «Ироки Бухоро», «Насруллои», «Насри Сегох», «Талкини Баёт», «Савти Чоргох» и др. А. Шерматов относится к числу исполнителей, в совершенстве освоивших такие сложные макомные мелодии, как «Савт», «Талкин», «Наср», а также строго соблюдающих во время исполнения вокальные разделы макома -даромад, миёнхат, дунаср, авдж, авджи миёна, авджи калон и фуровард.

А. Шерматов не только является исполнителем песен, но и сочинителем (бастакором). Его авторские песни, сочиненные в народно-классическом стиле: «Модарам» (стихи Джонибека Кувнока), «Эътибори точик» (стихи Мехмона Бахти), «Нони гандум» (стихи Джумы Куввата), «Эй, сарвиноз» (мухаммас Сайидо), «Ком-рон кунанд» (газель Хафиза), «Мохи тобон хонамаш» (стихи Сайфи Исфаранги), «Чахони пурагёр» (газель Пахлавон Махмуда) и др. - получили большое признание слушателей (10).

А. Шерматов неустанно передает свой опыт и мастерство молодым. В Центре таджикской музыкальной культуры «Хунар» обучает учеников по традиционной методике «Устод-шогирд». Его учениками являются заслуженная артистка Республики Таджикистан Малохат Абдушукурова, лауреат международного фестиваля в Китае Гулчехра Курбонова, победители областных конкурсов макомистов Малика Окилова, Фотима Хомидова, Джамол Шокиров, Халимджон Салими, Сардор Солиев, Субхон Эшонов и др.

За последние 10-15 лет уровень исполнительского мастерства исполнителей «Шашмакома» с севера Таджикистана значительно продвинулся вперед. Появились десятки талантливых молодых певцов и музыкантов, лауреатов республиканских и международных конкурсов, чей высокий исполнительский уровень, безусловно, свидетельствует об эволюции жанра.

Известным представителем исфаринской исполнительской школы традиционной музыки является солист Исроил Файзиддинов (1965 г. рожд, село Навгилем Исфаринского района), отличник культуры Республики Таджикистан (1987). Он с детства приобщился к искусству музыки, окончил Институт искусств имени М. Турсун-заде (1986). И. Файзиддинов освоил навыки народных и классических песнопений у известных певцов и музыкантов Барно Исхоковой, Алиджона Солиева, Джурабека Муродова, Алмоса Абдуллоева, Мирзокурбона Солехова, Муроджона Йулбарсова, Исмонхона Юсупова, Додохона Темурова. Работал преподавателем кафедры восточной музыки Института искусств имени М. Турсун-заде и солистом ансамбля шашмакомистов имени Ф. Шахобова при Комитете по радио и телевидению (1987-1992). С 1992 года - солист, художественный руководитель ансамбля «Шашамаком» г. Исфары. Участник Фестиваля дружбы молодежи в Германии (1987), международных симпозиумов шашмакомистов в Самарканде (1987) и Исфаре (1990, 2003). Является автором более 60 песен, таких как «Дарди миллат», «Арусбиёрон», «Вовайло», «Падарам», «Точикистон», «Ният», «Модари чон», «Ояд х,аме», «Сомони ман» и др. Более 30 его песен сохранены в золотом фонде таджикского радио. Обладатель Почетной грамоты Президента Республики Таджикистан и премии «Шохрохи Вахдат» (5).

Таким образом, краткий анализ истории музыкальной культуры Исфары в контексте творческой деятельности известных певцов и исполнителей М. Солехова, А. Шерматова, И. Файзидиннова и др. показывает, что они, являясь продолжателями исфаринско - ферганской песенно - музыкальной школы, своим неповторимым исполнительским и творческим мастерством внесли много новых оттенков в профессиональное традиционное музыкальное искусство, а также в создание новых направлений этого вида творчества. Именно их творчество дало толчок к формированию и эволюции самобытной школы профессионального традиционного певческого искусства северного региона Таджикистана постсоветской эпохи.

Список использованной литературы:

1. Аминчонов Р.Н. Эволюция «Шашмакома» во второй половине XIX - начале 40-х годов ХХ века: Автореф. дисс... канд. исторических наук. - Худжанд, 2008.

2. Баёзхои Умар Хофиз (Мураттибон Н. Гиёсов, А. Самеев.-Хучанд, 2003.

3. Донишномаи Шашмаком /Муаллифони асоси: А. Абдурашидов, Ф. Азизи, А. Рачабов, Н. Хакимов.- Душанбе, 2009.

4. Зубайдов А.Д. История профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в 30 - 80-е годы ХХ века: Автореф. дисс... канд. исторических наук.-Душанбе, 2005.

5. Исроил Файзиддинов // http: //www. isfara.com /forum /index. php? Topic =59.0 (Дата обращения - 24.05. 2012.)

6. Латифи О., Рабиев А. Рузгори сохибдилон. - Душанбе: Ирфон, 1985. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. Вып.1 - Душанбе, 1974.-174 с.

7. Районный театр в Исфаре //Коммунист Таджикистана.- 1937.- 17 июля.

8. Низомов А. Таърих ва назарияи Шашмаком.-Душанбе, 2006.-504 с.

9. Рустамов Д. Абдурахим Шерматов. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись. - Худжанд, 2011.

10. Рустамов Д. Мирзокурбон Солиев - ромишгари мумтози точик. - Хучанд, 2008.

11. Рустамов Д. Мутрибони Шашмаком /Баъд аз сари ганчур.- Хучанд, 2003.- С. 100101;

12. Сайфуллоев А. Булбули хушнаво // Тирози чахон. - 2003. -№ 100.- 17 декабр.

13. Субуони Аъзамзод. Навои видоъ. /Баъд аз сари ганчур - Хучанд, 2003.- С.11-27.

14. Умарзода Г. Навои дил.-Хучанд, 1997.

15. Худойбердиев С. Музыкальное искусство древних городов Согда: аспекты традиции и возрождения / Очерки истории и культуры таджикского народа. Т. 4. - Душанбе, 2010. -С. 510-525.

16. Хакимов Н. Шашмаком дар карниХХ: анъана ва навовари.-Хучанд, 2006.

17. Шерматов А. Муганнии сохибном (Насими Исфара.- № 36 (8420).- 23 мая 2003.

Ж. Исомитдинов, Д. Рустамов К истории традиционной музыкальной культуры Исфары конца XIX - начала XXI вв.

Ключевые слова: история музыки, «Шашмаком», музыкальная жизнь, традиционная музыка, песнопение, певческое искусство.

В данной статье прослежена историческая эволюция традиционной профессиональной музыки таджиков конца XIX - начала XX вв. на примере творческой школы народных исполнителей макома Исфаринского района. Раскрыта деятельность певцов и музыкантов Умара-хофиза, Зебопари, Мирзосолеха Курбанова, Абдурахима Шерма-това, Исроила Файзиддинова и др. В историческом контексте проанализировано неповторимое исполнительское и творческое мастерство музыкантов и певцов, раскрыт их вклад в профессиональное традиционное музыкальное искусство, а также в создание новых направлений этого вида творчества.

Zh. B. Isomitdinov, D. Rustamov

To the History of Traditional Musical Culture of Isfara at the End of the XlX-th - the

Beginning of the XX-th Centuries

Key words: history of music, shashmakom, musical life, song singing, vocal art

In his article the author traces back the historic evolution of the traditional professional music of Tajiks of the end of the XIX-th - the beginning of the XV-th centuries; the creative school of folk makom performers of Isfara nokhiya (a minor administrative-territoriat unit in Tajikistan) being adduced as an example. The author reveals the activities of such singers and musicians as Umar Khofiz, Zebopari, Mirzosolekh Kurbanov, Abdurakhim Shermatov, Isroil Fayziddinov and others. The author has analyzed the inimitable executive and creative mastership of singers and musicians, their contribution into professional traditional musical art and into the creation of its new trends as well.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.