Научная статья на тему 'К истории Свердловского горного института (продолжение)'

К истории Свердловского горного института (продолжение) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
392
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории Свердловского горного института (продолжение)»

ИСТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТА

К ИСТОРИИ СВЕРДЛОВСКОГО ГОРНОГО ИНСТИТУТА

(продолжение)

Рудничный факультет. Первым деканом факультета был профессор Александр Иванович Крылов - крупный инженер, привлеченный к преподавательской работе с производства. Он прекрасно знал состояние горной, особенно угольной промышленности не только Урала, но и всей страны. А. И. Крылов активно взялся за организацию кафедр. В 1919 г. возникает кафедра горного искусства, которой Александр Иванович руководил с 1919 по 1923 гг., пока не уехал на работу в Москву. Название кафедры было исторически обусловлено: в старой России добыча полезных ископаемых велась мелкими шахтами, почти вручную, без применения техники, с очень примитивной технологией производства. Успех дела зависел от опытности и искусства людей, проводивших работы. Деятельность горного инженера или техника была настоящим искусством; инженеры готовились широкого профиля, без специализации. При кафедре в это время организуются лаборатории буровзрывных работ, строятся две вышки для разведочного бурения, лаборатория горного дела. Обе они активно использовались в учебных и научно-исследовательских целях.

Много сил отдал налаживанию работы лабораторий и организации учебного процесса профессор Александр Иванович Смирнов, который пришел в институт, имея большой опыт инженерной работы на производстве. Почти 20 лет (1923-1942) он заведовал кафедрой, сменив профессора А. А. Крылова. Помощниками А. А. Смирнова были доценты А. П. Шипов и В. П. Любимов. Препараторами работали студенты С. Д. Постнов, С. В. Галкин. Были и добровольные помощники: Дор-тальц, Фофонов, Кокоуров, Готвальд.

С 1919 г. по 1930 гг. кафедрой были выпущены 22 инженера, одним из первых выпускников был С. Д. Постнов. После многих лет работы на производстве он в 1951 г. вернулся в институт и работал на кафедре разработки пластовых месторождений доцентом до конца своих дней.

Один из выпускников кафедры - доцент Петр Васильевич Ваганов. Вся жизнь его была связана с институтом. Он поступил на учебу после разгрома белогвардейцев и интервентов, в борьбе с которыми принимал активное участие. Петр Васильевич много сил и энергии отдал подготовке инженеров по разработке россыпных месторождений, в этой области являлся одним из наиболее крупных специалистов на Урале.

Активный деятель партийной организации Николай Михайлович Попов окончил кафедру горного искусства, участвовал в гражданской войне. Почти все годы учебы он возглавлял ячейку техфаков университета, а затем горного факультета УПИ.

В 1921 г. на факультете организуется кафедра обогащения полезных ископаемых. Возглавил ее бывший доцент Варшавского политехнического института, выдающийся инженер и ученый в области обогащения полезных ископаемых, профессор, доктор наук Михаил Федорович Ортин. Он руководил кафедрой 39 лет.

Первым горным инженером по обогащению был В. А. Кулибин. Он стал известным в стране специалистом по обогащению железных руд. Автор множества книг и статей по этой теме. Особенно ценна монография «Подготовка железных руд к доменной плавке», выдержавшая несколько изданий.

Выпускниками кафедры являлись участ-

Начало в номере 4 (32), 2013 г., с. 101.

74

Известия Уральского государственного горного университета

ники гражданской войны Петр Яковлевич Ярутин (с 1930 по 1935 г. был директором Уральского горного института) и Дмитрий Сергеевич Неустроев.

Геологоразведочный факультет. Первым деканом был профессор Константин Константинович Матвеев. Вначале на факультете читались курсы кристаллографии (М. К. Елиашевич), динамической геологии (М. О. Клер), минералогии (К. К. Матвеев). В начале 1920 г. на факультет были зачислены выдающиеся ученые А. В. Шубников, Н. К. Высоцкий, А. A. Гапеев, П. И. Преображенский, О. М. Шубникова и другие. Развернулась большая работа по организации учебного процесса и научных исследований. Весь коллектив факультета дружно и безотказно выполнял всякую работу, которая нужна была для лаборатории и учебных занятий. Среди студентов тех лет были С. А. Вахрамеев (в дальнейшем профессор Иркутского политехнического института), А. Н. Игумнов (научный сотрудник УНЦ АН СССР), В. П. Трифонов (впоследствии профессор института) и другие. Вместе с А. В. Шубниковым они выполняли слесарные, столярные работы при ремонте зданий и изготовлении моделей и приборов для курса кристаллографии и кристаллооптики.

Обширные связи приехавших в институт А. В. Шубникова и Н. К. Высоцкого позволили получить для факультета литературу из библиотек Москвы и Ленинграда: почти все геологические издания Академии наук и Геологического комитета. Прислали книги ученые Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман и др. Из различных организаций было получено ценное оборудование для лабораторий. Стараниями проф. К. К. Матвеева были собраны коллекции минералов и изделий из мрамора, малахита и др. Они были переданы городскими властями институту и до сих пор являются украшением Уральского геологического музея.

В 20-е годы появляются кафедры: минералогии, петрографии, исторической геологии и палеонтологии, общей и динамической геологии и гидрогеологии, геологии месторождений полезных ископаемых.

Учебная работа. Первые шаги в налаживании учебной работы были тяжелыми. Преподавателей не хватало почти по всем дисциплинам. Учебных планов и программ также не было. Вначале за основу был взят учебный план Петроградского горного института. Но уже в 1918 г. составляется свой план. 17 июля он утверждается для рудничного факультета [1].

Вначале учебные планы были рассчитаны на трехгодичный курс обучения. Студенты должны были выпускаться со званием инженера-практиканта. По истечении двухгодичной практики они должны были писать дипломные работы или проекты и защищать их. Затем учебные планы были составлены на четырехгодичное обучение, и после защиты дипломных работ выпускались инженеры. Летом 1923 г. был составлен 3,5-годичный план, который соответствовал примерным планам Главпрофобра. 19 октября 1923 г. он был утвержден.

Первый курс включал общую физико-математическую подготовку [2]. На первые два семестра было запланировано по 40 часов в неделю: математика - лекций 5 часов, практические занятия - 2; начертательная геометрия соответственно 1 и 2 часа; физика - лекций и 3 практических занятий; химия неорганическая - 4 и 3; кристаллография - 1 и 2; геодезия - 2 и 2; черчение - практические занятия 8 часов. В 3 и 4 семестрах предусматривалось чтение курса и практические занятия по общей геологии, сопромату, теоретической механике, палеонтологии и исторической геологии, основам машиностроения, магнитометрии, горному искусству. Учебным планом не было предусмотрено ни одной социальноэкономической дисциплины. Только в следующем, 1919/1920 учебном году включается в небольшом объеме курс политической экономии и некоторых конкретно-экономических дисциплин. Но преподавание их не было налажено, и практически они только числились в учебном плане. В городе не было в то время сколько-нибудь подготовленных для этого кадров, к началу следующего учебного года намечалось создание кафедры или предметной

№ 4(36), 2014

75

комиссии по общественным наукам.

Включение в учебные планы общественных дисциплин только начиналось во всех вузах страны. Толчком к тому послужило постановление Совета народных комиссаров от 4 марта 1921 г., подписанное В. И. Лениным. В нем говорилось об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех вузах Российской федерации. Вводились следующие общественные науки: развитие общественных форм, исторический материализм, пролетарская революция, политический строй РСФСР, план электрификации РСФСР [3].

На горфаке в 1920/1921 учебном году удалось ввести только некоторые курсы, опять-таки из-за отсутствия преподавателей. При помощи местных партийных и государственных организаций к преподавательской работе стали привлекаться лица, имеющие историческую или экономическую подготовку. Делалось это медленно, с большим скрипом. Студенческий актив обратился в Уралбюро ЦК РКП(б) с просьбой прислать для преподавания общественных наук коммунистов. Вскоре из Москвы и Петрограда в Екатеринбург были направлены профессора С. Я. Бобин-ский и А. И. Буковецкий. Станислав Янович Бобинский до приезда в Екатеринбург преподавал в социалистической академии в Москве исторический материализм. Первая его лекция в Уральском университете состоялась 24 ноября 1922 г. На лекцию собрались студенты всех факультетов университета, многие члены городской партийной организации. В газете «Уральский рабочий» он выступил со статьей «Коммунисты, на учебу!» [4].

Курс политической экономии и другие экономические дисциплины читал А. И. Бу-ковецкий. Позднее общественные науки стал читать Леонид Александрович Лазарев. Лазарев окончил Петроградский горный институт в 1914 г. Член большевистской партии с 1917 г. После окончания института приехал работать на Урал. Включился в активную революционную работу. После февральской революции стал членом Лысьвенского совета рабочих депутатов, председателем Делового

совета Лысьвенского горного округа. Весной 1918 г. избирается членом Областного правления национальных предприятий Урала. В декабре 1920 г. командирован уполномоченным ВЦСПС в правление Уральского университета. Был проректором по административно-хозяйственной части, членом Уездного комитета партии, принимал деятельное участие в партийной пропаганде, читал лекции по экономической политике на курсах профдвижения при Губпрофсовете и советской партийной школе. Читал лекции по научной организации труда в Уральском университете, а затем в Уральском политехническом институте.

Все преподаватели общественных наук объединились в предметную комиссию. Организовали кабинет. Многие студенты ответственно относились к изучению общественных наук, особенно рабфаковцы. В их среду влились бывшие бойцы и командиры Красной Армии. Они принесли в вуз свой боевой задор, дисциплину, упорство и повели за собой массы молодежи. Но перед партийной организацией и преподавателями общественных наук стояла задача - привлечь к овладению революционной теорией преподавателей, большинство которых были далеки от идеалов коммунизма, поэтому на факультете создаются марксистские кружки, при кабинете проводятся лекции для всех желающих. Вместе с партийной организацией кабинет проводит встречи студентов и преподавателей с видными государственными деятелями страны.

Стабилизировалось и преподавание общественных наук. Количество дисциплин уменьшилось, и главное внимание стали обращать на изучение марксистско-ленинской теории. Был введен курс ленинизма. В 1926 г. в цикл общественных наук включается политическая экономия, исторический материализм, ленинизм и экономическая политика. На горфаке читались курсы по экономике горной промышленности, технике безопасности, административно-технической организации промышленных предприятий, горное дело, горная статистика и др. Все дисциплины чи-

76

Известия Уральского государственного горного университета

тались в тесной связи с общественно-политическими науками, преподаватели которых входили в предметную комиссию. Руководил предметной комиссией Л. А. Лазарев, читавший курс исторического материализма и ленинизма. В этой же комиссии состоял ректор института С. А. Бессонов, преподававший политическую экономию.

«Вершиной доходчивости, культуры речи, красоты изложения предмета были лекции красного профессора - ректора УПИ Сергея Алексеевича Бессонова, - пишет в своих воспоминаниях выпускник горфака Илья Петрович Зорин, - он излагал материал логично-убедительно и очень интересно. Мне вспоминается его прибытие в институт и первое выступление в актовом зале горфака на общем собрании. ин рассказывал о поездке по Германии, о быте и культуре человека. Доклад длился часа полтора, в зале проходы были заняты, и тишина стояла абсолютная... При нем был заведен порядок - после 11 часов вечера никого постороннего в общежитии не должно быть. Нередко он часов в 10 вечера в том или другом общежитии заходил в каждую комнату... Очень хотел, чтобы студенты жили культурно» [5].

Наркомпрос в соответствии с решением Июльского пленума ЦК ВКП(б) 1928 г. «Об улучшении подготовки новых специалистов» [6] установил перечень общественных наук в вузах промышленно-технического профиля: политическая экономия, исторический материализм и ленинизм, экономическая политика и основы хозяйственного и трудового законодательства, экономика соответствующей отрасли промышленности, основы хозяйственного и трудового права. Ректорат и предметные комиссии института приняли энергичные меры к улучшению постановки и качества преподавания общественных наук.

Не меньшую трудность испытывали вузы и в преподавании технических дисциплин. Победа Октябрьской революции и коренное изменение целей и задач производства поставили перед учеными и вузами не виданную до сих пор задачу - тесно увязать преподавание специальных дисциплин с нуждами и потреб-

ностями производства. В июне 1920 г. Совет народных комиссаров принял решение о высших технических учебных заведениях. В нем говорилось: «1. Все преподавание в высших технических учебных заведениях должно строго соответствовать современным нуждам РСФСР. 2. Преподавание должно вестись на основе практического изучения производственных процессов и организации производства на государственных предприятиях...» [7]. Опыта в налаживании этих принципов не было. «Мы идем не по проторенной дорожке старого опыта. Новые условия выдвигают и новые задачи, - писал проф. П. И. Преображенский [3].

В Уральском горном институте, а позднее на горном факультете задача эта решалась более или менее успешно. Этому способствовало то, что к преподаванию были привлечены работники производства, хорошо его знавшие и обладающие большими организаторскими способностями. Так, первый декан горного факультета проф. А. И. Крылов много лет руководил одним из крупных горных предприятий Урала и принес в институт хороший производственный задор, решительность и умение сплотить людей для решения важнейших задач.

К преподаванию были привлечены также горные инженеры-производственники И. Г. Саухат, П. А. Грибасов, И. С. Покровский. Большим производственным опытом обладал Александр Иванович Смирнов. «Профессор А. И. Смирнов, - писал в своих воспоминаниях выпускник института академик Н. В. Мельников, - был крупным специалистом, с большим стажем работы на угольных шахтах. Одним из первых решил задачу выбора места расположения шахты и тем самым открыл научное движение в этом важном вопросе. А. И. Смирнов имел свой метод преподавания горных дисциплин. Он успевал в течение полутора академических часов изложить тему занятий и в оставшиеся полчаса побеседовать со студентами по пройденному курсу или по прочитанному материалу. К своим предметам он вызывал большой интерес у студентов, в частности, к курсу горных работ... А. И. Смир-

№ 4(36), 2014

77

нов обладал той чудесной способностью, при которой без панибратства устанавливались дружеские отношения между профессором и студентами» [9].

Доцент Анатолий Порфирьевич Шишов вел ряд курсов горного цикла, в частности, проветривание рудников. Очень содержательным был раздел курса, посвященный рудничной атмосфере. Лекции он читал на высоком теоретическом уровне и с большим мастерством. «А. П. Шишов любил математический анализ, умело пользовался им в своих лекциях, - пишет в воспоминаниях Д. Н. Оглоблин, впоследствии профессор, заслуженный деятель науки Украинской ССР, в военные годы директор института, - с широким использованием математического аппарата читал он курс «Откатка и доставка». Интересно читал А. П. Шишов курс «Рудничные пожары и спасательное дело». Это была тема его научной и практической деятельности. Он много лет руководил горноспасательной службой Урала, знал оперативно-спасательные работы и стремился передать свой богатый опыт студентам. Лекции его пользовались большой популярностью. Он читал их четко и ярко. Таких же четких ответов он требовал от студентов и на экзаменах. Студенты любили его за увлеченность наукой [10].

В начале 20-х годов началась подготовка инженеров по обогащению полезных ископаемых. Руководил этим выдающийся инженер и ученый страны Михаил Федорович Ортин. Он окончил Петербургский технологический институт в 1907 г. Участник революционных студенческих событий 1901-1902 гг. После окончания института работал на Урале в Ка-тав-Ивановском горном округе и на медеплавильном заводе Благодатского медного рудника. В 1911 г. находился в Германии, изучал опыт работы производства и вузов. Изучал опыт постановки преподавания в Массачусетском технологическом институте (г. Бостон, США). Посетил другие вузы и многие промышленные предприятия Америки. Первые годы после революции был консультантом горного дела Сибирского совнархоза. Затем был избран профессором Уральского универ-

ситета по обогащению. С 1921 г. и до конца своих дней работал в институте. М. Ф. Ортин с любовью читал курс обогащения, а студенты с большим интересом воспринимали каждое его слово. По курсу сдавали два экзамена и выполняли несколько лабораторных работ.

На старейшем геологоразведочном факультете с первых дней стал читать курс кристаллографии А. В. Шубников. Он широко применял опыты, демонстрировал рост и растворение кристаллов, подробно излагал свою геометрическую теорию роста кристаллов, влияние перенасыщения и колебаний температуры на их форму, явления и т. д. Учебников по этому предмету тогда не было, как не было их по многим другим предметам. Курс лекций А. В. Шубникова был напечатан на стеклографе. Таким же способом печатались и методические руководства. А. В. Шубников был любимым преподавателем, и когда он уезжал в Москву, студенты с грустью расставались с ним.

Так же удачно сложилась судьба курса минералогии. Его основал проф. К. К. Матвеев. «Профессор К. К. Матвеев в наших глазах, а это так и было, казался подвижником науки, - писал академик Н. В. Мельников, - над дверью его кабинета висело не помню чье изречение: «Через покой и неподвижность камня издалека идут потоки его многообразной жизни»... Это изречение определяло интересы нашего профессора. Он жил в мире камня. При сдаче экзамена проф. Матвееву студент должен был «с первого взгляда» определить формы кристаллов и отлично знать многие и многие десятки минералов, их свойства, генезис, методы определения и т. д. Зато студенты, прошедшие через школу Матвеева, могли быть уверены, что хорошо знают минералогию».

Впервые курс лекций по петрографии начал читать в 1921 г. Н. К. Высоцкий, позднее проф. П. И. Преображенский, Н. И. Безбо-роцко, Н. Н. Горностаев. В конце 20-х годов создалась кафедра петрографии, которую возглавил Б. М. Романов. Он был одаренным ученым и большим знатоком петрографии Урала. Добрый и чуткий педагог, хотя внеш-

78

Известия Уральского государственного горного университета

не и очень суровый. Он был требователен и справедлив.

Первым заведующим кафедры геологии был утвержден М. И. Клер, он читал курс палеонтологии и исторической геологии, в 1922 г. была создана кафедра исторической геологии. Лекции проф. М. О. Клер читал очень увлекательно, его приходили слушать все студенты.

Общую геологию преподавал проф. Павел Иванович Преображенский, воспитанник Петербургского горного института. До революции он вел работы по геологическому картированию Ленского золотоносного района. Лекции его были очень интересны, содержательны, насыщены примерами из практики. Как преподаватель он не был требователен. «Я не могу назвать ни одного студента, - пишет Д. Н. Оглоблин, - который бы не сдал экзамен П. И. Преображенскому. Несмотря на это курс общей геологии студенты изучали основательно. Никто не шел на экзамен без основательной подготовки. Это была дань уважения учеников своему учителю».

В конце 1920 г. создается кафедра общей и динамической геологии и гидрогеологии. Это связано с приходом в институт проф. А. А. Гапеева. Александр Алексеевич Гапеев в середине 20-х годов уехал в Москву. Продолжал работу в Московской горной академии и Всесоюзном калийном тресте. Он был крупным ученым по геологии угольных месторождений, лекции по динамической геологии читал блестяще. Слушать его приходили с других факультетов, сидели на окнах, стояли в проходах. Два часа лекций пролетали незаметно. «Помню, на лекции А. А. Гапеев столь ярко и образно рассказывал об извержении Везувия, что нам казалось, что лава Везувия вот-вот зальет нашу аудиторию», - вспоминал Д. Н. Оглоблин.

Кафедра геологии месторождений полезных ископаемых возникла в середине 20-х годов. Одним из ярких ее руководителей был Николай Акимович Шадлун. Он читал курс рудных месторождений. Обладал большим опытом полевой геологической работы. Это был всесторонне образованный геолог. В

читаемых им курсах раскрывалась глубокая научная теория образования месторождений. Это был небольшой по объему, но очень насыщенный содержанием курс. Только такая, строго научная основа позволяла студентам глубоко понимать сложную геологию калийных месторождений. Н. А. Шадлун был членом правления калийного треста, всегда был в курсе его дел. Это делало его лекции актуальными и увлекательными. Николай Акимович практиковал чтение лекций для академических групп непосредственно на рудниках. Такие лекции слушали вместе со студентами геологи-производственники.

В те годы решался вопрос об освоении вновь открытого Соликамского месторождения калийных и магниевых солей. Студентам было ясно, что часть их будет работать в Соликамске. Так и случилось. Почти весь выпуск 1928 года уехал в Соликамск.

В 20-е годы кафедра маркшейдерии входила в геологоразведочный факультет. С приездом в Екатеринбург профессора Петра Константиновича Соболевского работа ее активизировалась. Соболевский окончил Петербургский горный институт еще в прошлом веке. Много лет работал в Донбассе, затем в Томском технологическом институте. Но особенно плодотворной явилась его деятельность на Урале. Он пришел в институт в 1920 г., и впервые в стране здесь в институте он создает учебные и научно-исследовательские лаборатории по прикладной геофизике, ферромагнетизму, микромагнетизму, электрометрии, гравиметрии, сейсмометрии.

Организуются единственные пока в СССР горно-геометрическая, картографическая лаборатории, астрономии, служба времени и др. Они оснащаются приборами и аппаратами, оригинальными учебными пособиями, многие из которых создаются здесь же. В работе П. К. Соболевскому помогали студенты П. А. Корольков, Д. Н. Оглоблин, И. И. Дерягин, П. А. Рыжов и другие.

П. К. Соболевский преподавал целый цикл дисциплин, таких как сферическая тригонометрия, теория ошибок, маркшейдерское искусство, геофизические методы разведки.

№ 4(36), 2014

79

Он был создателем новой научной дисциплины - геометрии недр. В ней рассматривался весь комплекс вопросов геометрии и геометризации месторождений полезных ископаемых. В лекциях Соболевский доказывал, что для рациональной и правильной разработки того или иного месторождения необходимо прежде всего иметь планы, изображающие форму его залегания. Планы должны быть масштабные к натуре, удобные для решения различных инженерных задач.

Петр Константинович был удивительно энергичным человеком. Когда он стал деканом горного факультета, появился особый порядок и чистота в коридорах, курить стали в специально отведенных местах, и беда студенту, если Петр Константинович увидит его курящим в коридоре или на лестнице.

Когда появились первые радиоприемники (с наушниками), П. К. Соболевский организовал кружок по изучению радио и занимался со всеми желающими постичь это сложное тогда дело, вел занятия безвозмездно. Он и его жена были непременными участниками всех вечеров отдыха студентов. Профессор П. К. Соболевский прекрасно играл на пианино, а его жена пела.

Таков краткий рассказ о тех, кто стоял у истоков горного образования на Урале. Создавая подлинно народную высшую школу, они сознавали неограниченные перспективы развития горной промышленности этого богатого края, понимали, что в горы Урала должен прийти новый хозяин - свободный и трудолюбивый советский человек, вооруженный глубокими знаниями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

1. ГАСО, ф. 1151, оп. 1, д.11, л. 73.

2. Смирнов А. Горный факультет УрГУ Горный журнал». 1924. № 2. С. 209.

3. 50 лет СГИ. М.: Недра, 1967.

4. Уральский рабочий. 9 февраля 1923 г.

5. Воспоминания И. П. Зорина. Архив музея истории СГИ.

6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. II. 1963. С. 403.

7. Ленин В. И. О науке и высшем образовании. М.: Изд. политической литературы. 1971. С. 333-334.

8. Уральский рабочий». 22 февраля 1927 г.

9. Кузница горных кадров и научный центр Урала. Воспоминания акад. Н. В. Мельникова в книге 250 лет Свердловскому горному институту». М.: Недра, 1967. С. 341-342.

10. Там же, с. 345.

80

Известия Уральского государственного горного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.