2. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 2010. 211 с.
3. Ковригина Л.В. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. 170 с.
4. Нейропсихологические основы диагностики, коррекции и профилактики нарушений речи у детей /сост. Г.М. Вартапетова; Новосибирский ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2013. 143 с.
К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ 1 2 Сорокин А.В. , Качурин А.С.
1Сорокин Александр Валерьевич - старший преподаватель;
2Качурин Александр Сергеевич - преподаватель, кафедра физической подготовки и спорта, Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация: в статье анализируется развитие физической культуры и воспитания от первобытных времен до современности. Раскрыто развитие и устройство системы физического воспитания в разное время и на разных территориях, в том числе в Древней Греции, Америке, Советском Союзе. Изучается хронологическая последовательность становления различных систем физического воспитания и культуры, делается сравнительный анализ. Авторы рассматривают проблему развития физического воспитания как одну из составляющих гармоничного и устойчивого развития любого общества, что подтверждается многочисленными историческими примерами, изложенными в статье.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, развитие, Олимпийские игры, образование, история.
УДК 796/799
Возникновение физического воспитания и культуры относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жильё и в ходе этой необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей: силы, выносливости, быстроты.
Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, были более сильными и выносливыми. Это привело к пониманию людьми упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.
Мифические герои, обладающие сверхъестественными физическими и духовными способностями, были у всех народов: Геракл и Ахиллес — у греков, Гильгамес — у вавилонян, Самсон — у иудеев, Илья Муромец, Добрыня Никитич — у славян. Люди, возвеличивая их подвиги, победы в состязаниях, борьбе со злом и силами природы, стремились сами быть здоровыми, сильными, умелыми и трудолюбивыми, что, естественно, отражалось и на особенностях воспитания, физического воспитания, культуры физической.
Физическая культура - это специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения соответствующих знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях.
Термин "физическая культура" впервые появился в Англии в конце прошлого века.
Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания; социально -педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства.
Академик Н.И. Пономарев, опираясь на результаты исследования обширного материала, пришел к выводу, ставшему основополагающим для истории возникновения и первоначального развития физического воспитания, что «человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого, человеческого тела».
Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным, спортивным играм и физическим упражнениям. Античная физическая культура достигла довольно высокой степени развития, о чём свидетельствует четкая, методически разработанная постановка военно-физической подготовки в Спарте, Афинах и других государствах-полисах. В это время возникают и пользуются большой популярностью Олимпийские, Пифейские и Немейские игры, которые стали оказывать влияние на межгосударственные отношения.
Традиция проведения Олимпийских игр, существовавшая в Древней Греции, зародилась как часть религиозного культа. Игры проводились с 776 года до н. э. по 394 год н. э., всего было проведено 293 Олимпиады в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. [2, С.32]
С точки зрения греков древности, тренировка тела имела первенствующее значение (как логически, так и исторически, хронологически). Поэтому они и ввели в общую систему обучения и просвещения в качестве первоочередной физическую тренировку и поддерживали ее в первую очередь. В одном из первых изданий «Британской Энциклопедии» говорится: «Греки уделяли физическому воспитанию юношей больше времени, чем всем другим дисциплинам, вместе взятым».
Греция не была однородной страной, и системы физического воспитания в разных ее частях были различными. В Спарте главная цель такого воспитания состояла в подготовке воинов. Там особенно ценили сильных и храбрых мужчин, умевших воевать. В Афинах, где успешно развивались философия и поэзия, физическая подготовка не была столь суровой. Хотя физическое воспитание и имело целью достижение мужественности и внешней красоты, но не занимало столь много времени у молодых людей, как занятие умственной культурой. Тем не менее и там понимали связь между телом и умом, зная, что последний не может быть полностью здоровым, пока не будет здоровым тело. Ни философы, ни врачи не считали никакое другое средство для восстановления здоровья более полезным, чем физические упражнения. Гимнастике придавали такое значение, что в курсах обучения она занимала больше времени, чем другие дисциплины.
Гуманисты делали попытки ввести физическое воспитание в школе. В Италии в начале 15в. Витторино да Фельтре открыл школу, в которой большое внимание уделялось физическому воспитанию, организации умственной и физической самодеятельности учащихся. Во Франции Ф. Рабле и М. Монтень проповедовали
физическое воспитание в единстве с нравственным воспитанием и умственным образованием. Монтень, утверждая потребность физического воспитания, писал: «Мы тренируем не тело и не разум, а человека, и мы не должны делить его на части». Я.А. Коменский рассматривал физическое воспитание как важнейшую часть семейного воспитания и педагогического процесса в школе (в «Великой дидактике» и «Материнской школе» значительное место занимают вопросы гигиены, питания, здорового режима детей, физические упражнения, игры). Созвучные с идеями Коменского мысли о физическом воспитании детей высказывал учёный монах Епифаний Славинецкий (17 в.), который первым на Руси сделал попытку классифицировать подвижные игры и выделить из них приемлемые для физического воспитания детей. Составной частью всестороннего воспитания подрастающих поколений считали физическое воспитание Т. Мор и Т. Кампанелла.
В 1651 году известный ученый Дж. Скалиджер опубликовал в Лионе книгу «Искусство физических упражнений». Через четыре года Леонард Фуч из Тюбингена выпустил книгу «Движение и отдых». Спустя 10 лет в Париже вышла книга Амбруаза Парэ «Искусство сохранения здоровья». В последующее столетие литература на эту тему пополнялась работами Борели, Бриссо, Полин, Огаля, Хоффмана, Бьюретта и других. Томас Фуллер (1654 — 1734) отстаивал необходимость возвращения к древнегреческим методам воспитания. На английском языке первая книга на эту тему была работа Николаса Бекона «Физическое воспитание» (1540).
Появление и укрепление дворянской империи Петра I (ХУЛ в.) оказало влияние на развитие физической культуры на государственном уровне в Российской империи. Это коснулось, прежде всего, боевой подготовки войск, физического воспитания в учебных заведениях и отчасти воспитаний дворянства.
Именно в эпоху реформ Петра I физические упражнения стали впервые применяться в России в системе обучения солдат и офицеров. Одновременно физические упражнения, главным образом фехтование и верховая езда, вводятся как учебная дисциплина в Московской школе математических и навигационных наук (1701 г.), в Морской академии и других учебных заведениях. При Петре I занятия физическими упражнениями вводятся также в гражданских гимназиях, организуются занятия гребным и парусным спортом молодежи. Эти меры явились первыми шагами государства по руководству делом физической культуры.
В дальнейшем физические упражнения все более применяются в учебных заведениях, и особенно в системе воинского воспитания. Большая заслуга в данном принадлежит великому русскому полководцу А.В. Суворову.
В 1852 году в США впервые была опубликована работа Тролла «Семейный гимназиум», а его «Джорнал» еще до того печатал статьи с иллюстрациями физических упражнений. То же делала «Энциклопедия гидропатии». Его соратник доктор Дж. Тейлор в 1860 году выпустил книгу «Описание шведского движения «исправление». Расширенное и улучшенное издание этой книги вышло в 1879 году под названием «Здоровье благодаря упражнениям». В 1885 году была впервые опубликована работа Тейлора, посвященная лечению физическими упражнениями «Лечение таза и грыжи». А позже появилась его книга «Здоровье для женщин». Работы Тролла и Тейлора близко следовали системе Линга. Действительно, Тейлор выполнил очень ценную и оригинальную работу по лечению грыжи и внутренних органов с помощью физических упражнений.
Подъем русской науки и культуры, педагогики, анатомии и медицины способствовал дальнейшему развитию научно-педагогических основ физического воспитания в России. Так, русский просветитель Н.И.Новиков (1744—1818) в последней четверти XVI в. в педагогических сочинениях рассматривал три составные
части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Попечение о своем теле он считал главной из всех забот.
Через все суждения И.Н. Новикова о воспитании человека проходит мысль о необходимости физического воспитания с первых дней жизни человека, с его младенческого возраста. Процесс физического воспитания, по его мнению, должен продолжаться на протяжении многих лет до полного сформирования организма. При этом особое внимание уделяется закаливанию организма и контролю за правильной осанкой детей.
Академик А.П. Протасов, профессор анатомии, впервые в России в конце XVIII в. вводит понятие «физическое воспитание». В опубликованных им работах по физическому воспитанию обоснована необходимость движений для сохранения здоровья.
В период существования СССР главная социальная функция физического воспитания состояла в формировании физически совершенных, социально активных, морально стойких, предельно преданных этому строю здоровых людей.
В СССР государственная система физического воспитания строится на основе марксистских положений о значении его для всестороннего развития человеческой личности. «Под воспитанием мы понимаем, - писал К. Маркс, - три вещи. Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение...». [5, С.65]
В. И. Ленин отмечал: «Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт - гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, - разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно!» [1, С.134]
С приходом советской власти, преследуя цель массовой военной подготовки трудящихся и воспитания физически закаленных бойцов армии, в апреле 1918 г. был принят Декрет об организации всеобщего военного обучения (Всеобуча). За короткий срок было построено 2 тыс. спортплощадок, В 1918 г. организуется первый в стране ИФК в Москве и Ленинграде. Остро встал вопрос об укреплении в стране государственных форм руководства физкультурной и спортивной работой. 27 июля 1923 г. издается Декрет ВЦИК РСФСР об организации научной, учебной и организационной работы по физическому воспитанию.
Принятое 13 июля 1925 г. постановление ЦК РКП(б) «О задачах партии в области физической культуры» явилось программой развития физкультурного движения в новых условиях социалистического общества. В постановлении были определены сущность физической культуры и ее место в советском государстве, подчеркнуто ее воспитательное значение.
В честь 10-летия физической культуры в СССР (считая с момента организации Всеобуча) в 1928 г, была проведена Всесоюзная спартакиада, привлекшая свыше 7 тыс. участников.
В 1931-1932 г. вводится разработанный специальной комиссией Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Только за годы существования комплекса его нормы сдали свыше 2,5 млн. человек.
В современном мире спорт и физическая культура развивается очень быстрыми темпами.
В Беларуси физической культуре и спорту, который уже стал визиткой страны на мировой арене, уделяется огромное внимание. Об этом говорят высокие достижения белорусов на международных соревнованиях, наличие спортивных сооружений мирового класса и, конечно, активная поддержка здорового образа жизни и спорта среди жителей.
Каждый год количество крупных международных турниров, проводимых в Беларуси, растёт: в 2015-м - 30, в 2016-м - 67, а в 2017-м - более 80. Среди самых значимых - чемпионат мира по хоккею-2014, юниорский чемпионат мира по биатлону-2015, этапы Кубка мира по фристайлу и художественной гимнастике, чемпионат мира по конькобежному спорту-2018.
Список литературы
1. Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1955.
2. Захаров П.Я. История физической культуры и спорта. Учебно-методический комплекс. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009.
3. Захаров В.П. История развития физической культуры и ее роль в жизни общества // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27).
4. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. 120 с.
5. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». / Ю.И. Евсеев Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.
REFORMS IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF UZBEKISTAN Akamova N.M.1, Umaraliev Z.B.2
1Akamova Nozima Muzaffarovna - Senior Teacher of English, DEPARTMENT OF TEACHING LANGUAGES;
2Umaraliev Zokhidjohn Bakhodirjohn o 'g 'li - Student, FACULTY OF MANAGEMENT OF PRODUCTION, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article under discussion discusses the reforms done in the sphere of education during the years of independence in Uzbekistan, which focus on the measures to improve foreign languages learning system.
Keywords: essential, create, aim, worldwide, system, Programme, electronic resources, testing, broadcast.
After getting the Independence the Republic of Uzbekistan has worked out an own model of development, taking into account the specific social and political traditions in the country. One of the most important conditions for the development of any country is a well functioning educational system.
In foreign language education, an important arena can be established for the development of cultural understanding, respect and tolerance. Knowledge of English has become essential in more and more fields of life, and it has become increasingly important for all parts of the worldwide population. Nowadays in our republic a great attention is being paid to broadcasting of the English language. Earlier English has been taught from the fifth grade in most secondary schools of Uzbekistan, whereas now a decree on further development of foreign languages teaching was issued on 10 December 2012 concerning teaching of this language from the first grade of all secondary schools.[ 1, p.67-68]
The decree runs that in the framework of the Law of the Republic of Uzbekistan "About education" and the National Programme on training of personnel in the country, a comprehensive system of teaching foreign languages was established, aimed at creating harmoniously developed, highly educated, modern-thinking of the younger generation for