ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Научный журнал
№ 1 (4) 2020
Д. О. Бохонский
К истории подготовки биографического словаря выпускников Санкт-Петербургской духовной академии
1871-1918 гг.
DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10013
Аннотация: Статья посвящена истории подготовки к изданию продолжения биографического словаря выпускников Санкт-Петербургской духовной академии. Сохранившиеся материалы находятся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. В статье дана информация об обстоятельствах появления и воплощении самой идеи в пробных изданиях; роли К. Я. Здравомыслова, Н. В. Смирнова, преподавателей и выпускников академии в работе. Автор дает источниковедческую характеристику массива документов, приводит примеры биографических сведений, сообщает данные об информационной полноте материалов с перспективной оценкой возобновления работы по созданию Словаря. Данная работа должна стать продолжением труда библиотекаря Санкт-Петербургской духовной академии А. С. Родосского «Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.-Петербургской духовной академии: 18141869 гг.» (СПб., 1907).
Ключевые слова: Санкт-Петербургская духовная академия, Биографический словарь, К. Я. Здравомыслов, Н. В. Смирнов, А. С. Родосский.
Об авторе: Дмитрий Олегович Бохонский
Соискатель кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии.
E-mail: dmitriy_b@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2070-7252
Ссылка на статью: Бохонский Д. О. К истории подготовки биографического словаря выпускников Санкт-Петербургской духовной академии 1871-1918 гг. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 168-176.
HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY
Scientific Journal No. 1 (4) 2020
D. O. Bokhonsky
On the History of Making a Biographical Dictionary of Graduates of the Saint Petersburg Theological Academy
in 1871-1918
DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10013
Abstract: The article is devoted to the history of preparation for the publication of the continuation of the biographical dictionary of graduates of the Saint Petersburg Theological Academy. The preserved materials are located in the Department of manuscripts of the Russian national library. The article provides information about the circumstances of the appearance and implementation of the idea in trial editions; the role of K. Ya. Zdravomyslov, N. V. Smirnov, teachers and graduates of the Academy. The author gives a source description of the array, provides examples of biographical information, reports data on the information completeness of the materials with a prospective assessment of the resumption of work on creating a Dictionary. This work should be a continuation of the work of the librarian of the Saint Petersburg Theological Academy A. S. Rodossky "Biographical dictionary of students of the first XXVIII courses of the Saint Petersburg Theological Academy: 1814-1869" (St. Petersburg, 1907).
Keywords: Saint Petersburg Theological Academy, Biographical dictionary, K. Ya. Zdravomyslov, N. V. Smirnov, A. S. Rodossky.
About the author: Dmitry Olegovich Bokhonsky
Applicant of the Department of Church history of the Saint Petersburg Theological Academy.
E-mail: dmitriy_b@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2070-7252
Article link: Bokhonsky D. O. On the History of Making a Biographical Dictionary of Graduates of the Saint Petersburg Theological Academy in 1871-1918. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 1 (4), pp. 168-176.
В 1907 г., к 100-летнему юбилею Санкт-Петербургской духовной академии (далее — СПбДА), вышел труд ее библиотекаря А. С. Родосского1 «Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.-Петербургской духовной академии: 18141869 гг.»2. Этот справочник создавался более 20 лет и вмещал в себя биографии разного объема 1380 воспитанников академии. Сам А. С. Родосский понимал, что словарь не полон, требует уточнений и дополнений, тем более, что он не был доведен до 1907 г.
Рецензент этого труда, начальник архива и библиотеки Святейшего Синода Константин Яковлевич Здравомыслов тогда же отметил, что для полного «Биографического словаря студентов» за 100 лет существования академии потребуется составить еще более 2000 биографий. При этом он отметил, что нужно сохранить принцип деления по периодам действий уставов, т. е. 1869-1884 гг. и 1884-1909 гг.3
В 1908 г. преподаватель Одесской духовной семинарии Лев Степанович Мацеевич предлагал открыть специальный раздел в журнале «Христианское чтение», в котором публиковались бы как исправленные биографии из Словаря А. С. Родосского, так и новые данные о последующих за 1869 г. выпусках4. Здесь же поставлен вопрос об обязательном упоминании о «неудачниках», которые после выпуска не смогли реализоваться, а также не окончивших по той или иной причине курс.
О необходимости коллективной работы по составлению словаря говорили и К. Я. Здравомыслов, и Л. С. Мацеевич. Совет СПбДА в том же году, посредством журнала «Церковный вестник», обратился ко всем выпускникам с просьбой выслать краткие автобиографии5. Однако дело не сдвинулось с места. По истечении двух лет, в 1910 г. юбилейная организационная комиссия просила выпускников прислать «свои фотографические карточки с curriculum vitae и, кто может, фотографические карточки своих умерших товарищей по академии со сведениями о них, — в целях составления юбилейного альбома, который явился бы наглядным материалом для истории акаде-мии»6. В 1911 г., на одном из собраний Общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев СПбДА И. А. Уберский внес предложение — образовать
1 О нем см.: Родосский А.В. Библиотекарь Санкт-Петербургской духовной академии А. С. Родосский // Христианское чтение. 1997. № 15. С. 29-49.
2 Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.-Петербургской духовной академии: 1814-1869 гг. СПб., 1907. LXXXIV, 552 с.
3 Здравомыслов К. Я. Отзыв о сочинении А. С. Родосского «Биографический словарь студентов первых XXVni-ми курсов С.-Петербургской духовной академии: 1814-1869 гг.: К 100-летию С.-Петербург. духов. акад. СПб., 1907 г.». СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1909. [Отд. отт. из: Отчет о пятидесятом присуждении наград графа Уварова. СПб., 1908. С. 45-82].
4 Мацеевич Л.С. К материалам для «Биографического словаря» // Христианское чтение. 1908. №1. С. 164-188.
5 Церковный вестник. 1908. № 2. Стлб. 62.
6 Вниманию бывших питомцев академии: О юбилейном обществе взаимопомощи // Христианское чтение. 1910. № 2. С. 286-288.
Библиотекарь Санкт-Петербургской духовной академии А. С. Родосский
особую комиссию для составления биографического словаря бывших питомцев академии, который явился бы продолжением биографического словаря А. С. Родосского. Результатом этого предложения явилось учреждение при Совете Общества «Справочного отдела» под председательством К. Я. Здравомыслова. К задачам этого отдела относилось: а) ведение списков бывших питомцев академии и выдача справок о «курсовых товарищах»; б) ежегодное составление исторических записок о юбилейных курсах, которым отмечали 50- и 25-летие выпуска, с включением воспоминаний выпускников этих курсов об академии для опубликования в ежегодной «Памятной книжке» Общества7; в) подготовка издания биографического словаря бывших питомцев академии с 1869 г.; г) оказание по мере возможности научной помощи провинциальным членам Общества.
Собирая материалы для биографий студентов ХХ1Х-го курса 1871 г., Совет Общества по инициативе К. Я. Здравомыслова предложил выпускникам этого курса прислать автобиографии, копии формулярных списков о службе и другие сведения. По истечении более двух лет оказалось, что очень немногие из бывших питомцев откликнулись на этот призыв. Тем не менее, Совет решил приступить к изданию находившихся в его распоряжении биографических материалов. При этом выражалась надежда, что «польза и научное значение этого нового издания побудит бывших питомцев академии присылать для помещения в ближайших «Памятных книжках» соответствующие дополнения и исправления к печатаемым материалам, а равно дневники, заметки и воспоминания, если таковые найдутся»8.
В 1916 г. в качестве приложения к Памятной книжке Общества вышли первые страницы «Биографического словаря студентов императорской Петроградской духовной академии, начиная с ХХ1Х-го курса выпуска 1871 года»9. Они включали в себя предварительную информацию и 13 биографических статей10 о придворном протоиерее А. А. Автономове, чиновнике ведомства путей сообщения Е. И. Алферьеве, инспекторе народных училищ Минской губернии С. Ф. Альхимо-виче, казначее Императорской академии художеств А. А. Благовещенском, преподавателе Самарской духовной семинарии Н. С. Братолюбове, директоре Благовещенской классической гимназии Ф. О. Васильеве, П. Верхоустинском (чья жизнь после академии осталась неизвестной), священнике храма Главного управления уделов К. И. Ветвеницком и его брате, «правителе» канцелярии Главного штаба Н. И. Ветвеницком11, преподавателе Вятской духовной семинарии П. В. Виноградове, сербе Л. Вуйковиче (о котором составители также немного знали), управляющем Санкт-Петербургской синодальной типографией А. В. Гаврилове и профессоре Казанской духовной академии А. Ф. Гусеве.
Так, первая опубликованная часть нового словаря оказалась единственной в этом большом деле. Следует сказать, что работа на этом не остановилась. Что было собрано в дальнейшем нам открывают материалы, которые хранятся в фонде СПбДА Отдела рукописей Российской национальной библиотеки12.
7 В итоге в «Памятных книжках» были изданы такие списки по выпускам 1861, 1863, 1885, 1886, 1888, 1889, 1891, 1910, 1912, 1913, 1915 гг.
8 Памятная книжка за 1913 г. Общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев С.-Петербургской духовной академии. СПб., 1914. Вып. IV. С. 10-11.
9 Биографический словарь студентов императорской Петроградской духовной академии, начиная с ХХ1Х-го курса выпуска 1871 года. Пг.: Тип. М. Меркушева, 1916.
10 Всего на курсе состояло 70 студентов.
11 Когда его бывшие сокурсники решили устраивать ежегодные собрания всех выпускников, Николай Иванович горячо откликнулся. Первое собрание воспитанников разных курсов прошло в его квартире в Главном Штабе. Хотя подобные товарищеские обеды со временем прекратились, этот опыт дал возможность создать в 1910 г. Общество духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев СПбДА.
12 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 897-918, 952, 954, 971.
В первом же деле собрания, посвященном словарю (д. 897), находятся рукописные и печатные материалы для составления биографий выпускников 1871 г. Сравнение опубликованного текста и материалов позволяет определить круг источников словаря.
В первую очередь это материалы, предоставленные как самими выпускниками (например, К. И. Ветвеницким или А. В. Гавриловым, составившим автобиографию за две недели до смерти), так и их родственниками (например, биография А. А. Ав-тономова была составлена его дочерью М. А. Диаконовой). Затем встречаются выписки из историй различных учебных заведений, некрологов. Наконец, архивные дела — канцелярии Святейшего Синода, канцелярии обер-прокурора, Министерства народного просвещения и др.
К биографиям студентов 1871 г. также относится д. 952, в котором содержится подборка документов, являющихся официальными архивными справками. Сведения из этих документов не принимались во внимание при первом издании «Словаря» выпускников 1871г.
В папке, посвященной курсу (д. 897), отсутствует информация о 20-ти выпускниках, при этом биографии 9-ти из них восполняются данными д. 952, а 6-ти — были опубликованы в издании Общества13. Последний факт позволяет предположить, что в 573 фонде сохранился далеко не весь комплекс материалов.
По всей вероятности, первоначально после 1918 г. сведения копировал К. Я. Здра-вомыслов, управлявший в то время 2-м отделением IV секции Главархива14. Реальным продолжателем работы по сбору материалов «Словаря» стал бывший член Общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев СПбДА Н. В. Смирнов. СослуживецК.Я.Здравомыслова15, выпускник СПбДА 1910 г. Николай Васильевич Смирнов (1885-1942) устроился в 1918 г. в Публичную библиотеку16, при которой состоял до сентября 1941 г., когда добровольцем был зачислен в рабочий отряд и направлен на работы на станцию Пери. С 15 января 1942 г. он был исключен из списков библиотеки «ввиду смерти». Автограф Н. В. Смирнова появляется на документах с начала 1920-х годов.
В массиве, кроме записей К. Я. Здравомыслова и Н. В. Смирнова и писем самих выпускников, встречаются автографы еще, как минимум, четырех лиц. В ходе изучения были выявлены пласты, которые возможно более или менее точно датировать. Это материалы 1896, 190717, 1911 (?), 1910, 1913 (?), 1916, 1919 (?), 1924, 1927 (?) и 1931 (сентябрь) гг. Весь комплекс, вероятно, вошел в состав фонда духовной академии в 1932 г. В 1995 г. материалы были сортированы в отдельные дела по годам выпусков. Составляющие этих материалов можно классифицировать следующим образом:
1) Собрание практически каждого года выпуска предваряет печатный или рукописный список студентов курса. Здесь также часто имеются пометы о происхождении и первом назначении того или иного выпускника.
2) Формулярные и/или наградные списки выпускников (как оригиналы, так и копии), переданные из соответствующих ведомств, либо присланные самими бывшими студентами.
13 Следует отметить, что в материалах вообще содержится только три полные биографии из всех опубликованных.
14 Свидетельством этому служит адресованное К. Я. Здравомыслову письмо помощника настоятеля русской посольской церкви в Константинополе протоиерея Н. В. Остроумова от 15 декабря 1915 г. В письме есть пометы более позднего времени, сделанные рукой Константина Яковлевича после возвращения отца Николая в Петроград, но до 1923 г. — времени ареста священника (См. ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 903. Л. 97-98).
15 Н. В. Смирнов занимал должность чиновника особых поручений при обер-прокуроре Синода, а затем столоначальника в канцелярии обер-прокурора.
16 Смирнов Николай Васильевич // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1999. Т. 2. С. 561-562.
17 Вероятно, оставшиеся записи А. С. Родосского.
3) Вырезки из периодических изданий, среди которых наибольшее количество из «Христианского чтения» и «Церковного вестника». В основном это некрологи или «юбилейные» статьи.
4) Списки печатных трудов, составлявшиеся по различным источникам. В основном это рукописные заметки. В материалах содержится много выписок из библиографических карточек Российской публичной библиотеки с указанием библиотечных шифров.
5) Заметки и выписки из различных источников. Из пометок видно, что в качестве источников часто использовались многие т. н. «Истории» духовно-учебных заведений. Список подобного рода изданий составил еще К. Я. Здравомыслов в своей рецензии на «Словарь» А. С. Родосского18.
6) Письма выпускников с автобиографиями, посланные Н. В. Смирнову в ответ на его запросы. По инициативе Н. В. Смирнова в создание Словаря было вовлечено много участников. Его корреспонденты проживали по всей территории бывшей Российской империи19.
Из текста писем, а также пометок составителей можно получить ценные сведения о дальнейшем жизненном пути студентов. О необходимости избавиться от сухого или панегирического характера справочника говорилось еще в 1908 г. Живые замечания о своих сокурсниках и студентах последующих двух курсов внес сам К. Я. Здра-вомыслов. Его пометы, как правило карандашные, отражают собственные впечатления, описывающие внешний вид или обычное поведение того или иного студента. А бывший профессор церковно-славянского и русского языков и палеографии академии Иван Евсеевич Евсеев даже составил небольшие очерки20.
Некоторые бывшие студенты, прибыв в Петроград, посещали Н. В. Смирнова и оставляли свои воспоминания21. Среди корреспондентов, сообщавших о выпускниках, был и служивший в храмах Ленинграда до 1971 г. отец Алексий Верзин.
В заметках и письмах содержится много фактов, которые раскрывают такие нюансы, которые невозможно встретить в официальных жизнеописаниях. В некоторых случаях зафиксированы настоящие трагедии. Так, в сведениях о выпускнике 1903 г. Дмитрии Федоровиче Яшине сообщается, что в 1911г. он был уволен с должности преподавателя гражданской истории Подольского епархиального училища по причине прогрессирующего паралича. Здесь же карандашом указано, что поводом послужило то, что у него «украли магистерскую диссертацию». В итоге Д. Ф. Яшин «сошел с ума» и был помещен в Винницкую больницу для душевнобольных22. В биографиях после 1918 г. часто попадаются сведения наподобие тех, что мы видим в материалах о выпускнике 1916 г. священнике Владимире Ефимовиче Озерянском: «В 1921г. замерз на пути в деревню для обмена хозяйственного скарба на предметы питания»23. О выпускнике 1894 г., ключаре Петроградского Петропавловского собора протоиерее Константине Ивановиче Велтистове, скончавшемся также в 1921 г.,
18 Здравомыслов К. Я. Отзыв о сочинении А. С. Родосского «Биографический словарь студентов первых ХХУШ-ми курсов С.-Петербургской духовной академии... С. 15-29.
19 Например, в Варшаве в 1924 г. было издано объявление о том, что преподававший тогда в Софийском университете Н. Н. Глубоковский собирает материалы для словаря (См. Воскресное чтение. 1924. № 13. С. 203). Об этом сообщает выпускник 1918 г. будущий протоиерей Николай Михайлович Тучемский в письме Николаю Никаноровичу. Последний, в свою очередь, переслал его Н. В. Смирнову (См. ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 918. Л. 36).
20 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 905.
21 Так, 7 ноября 1924 г. Н.В. Смирнова посетил выпускник 1916 г. Иван Александрович Дубровский. К тому моменту он уволился по собственному желанию из Куюргазинской Ермола-евской профессиональной сельскохозяйственной школе (Башкирская АССР), где преподавал русский язык и литературу и историю. Причина увольнения — «вопрос о религии в школе» (См. ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 916. Л. 52-53).
22 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 910. Л. 118.
23 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 916. Л. 85-86.
мы узнаем, что он «оставил интересный дневник»24. А Анатолий Семенович Судаков, выпускник 1902 г., бывший преподаватель гражданской истории в Санкт-Петербургской духовной семинарии, а с середины 1920 г. — заместитель заведующего отделом хроники «Красной газеты», собирал сведения о семинаристах Санкт-Петербургской духовной семинарии, павших в боях I Мировой войны25.
В качестве примера писем к Н. В. Смирнову стоит привести текст письма от 21 октября 1926 г. выпускника 1916 г., заведующего архивом Псковского губернского совета профессиональных союзов в г. Пскове Владимира Николаевича Синайского:
«Я охотно исполняю Вашу просьбу и даю сведения о лицах, Вас интересующих. К ним я прибавляю и тех, хотя и не псковичей, но служивших в Пскове. Может быть эти сведения пригодятся Вам. Эти сведения мне дал о. Иерапольский, автограф коего я при сем и прилагаю.
О Вознесенском Е. К. и Голостенове я оставил пометки у Верзина. Скоропостижный о себе сам написал, будучи 26 сентября в Ленинграде. О Хвоинском Николае Тихоновиче ничего не знаю. О Тихомирове Николае Павловиче можно узнать у его брата священника села Тихомичи Холмского уезда Псковской губ., отца Александра. Его адрес: почт. отд. Ратно Холмского уезда Псковской губ., п. Тухомичи.
О профессоре Орлове М. И. ничего не знаю. Умер в Торопецком уезде Псковской губ. на родине.
Профессор Евсеев Иван Евсеевич умер в Карачуницах Порховского уезда Псковской губ., на родине.
Об Орлове Ал. М. знаю только то, что он сын псаломщика Холмского уезда, Псковской губ.
Затем, есть ли у Вас хоть краткие сведения о замечательном лице из нашей Академии. Я разумею митрополита Герасима Древней Селевкии. Архимандрит Герасим (Яред) (грек) поступил ректором в Псковскую семинарию в 1876 г., затем был ректором Рижской семинарии. Вошел с епископом Рижским Донатом в конфликт, оставил ректорство. Покидает русское подданство, перекочевывает на Восток и умирает митрополитом Селевкийским. Магистерское сочинение писал о Фотии патриархе.
Статьи, указанные Вами в "Псковских епархиальных ведомостях", принадлежат мне. В 1918 г. дом отца сгорел, а вместе с ним сгорела моя порядочная библиотека, потому у меня не сохранились епархиальные ведомости, и я не могу теперь припомнить заглавия своих статей. Но вообще я подписывал их буквами "В. С.", "В. Н. С." и "В. С-кий", "Учитель В. С-кий" (последняя подпись относится к 1911/12 уч. году). Иногда ставил полностью свою фамилию.
Желаю полного успеха в Вашей работе.
Уважающий Вас В. Синайский
Р. S. Если встретятся какие-либо недоразумения, касающиеся псковичей, пишите, чем могу помогу охотно Вам. С Голостеновым, Вознесенским, со Скоропостижным, Боголюбовым Н., Светловым В. я в переписке. Разлетовского, Миропольского, Боголюбова С., Лепорского А. П. (брат проф. Лепорского П. П.) встречаю в Пскове. Лепорский А. ныне митрофорный протоиерей в Дмитриевской кладбищенской церкви г. Пскова.
В. С.»26.
Можно предположить, что к 1930-м гг. был собран практически весь материал для Словаря. Тем не менее, повторим, что характер хранящихся в фонде 573 Отдела рукописей РНБ документов свидетельствует, что материал сохранился не в полном
24 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 906. Л. 43 об.
25 ОР РНБ.Ф.573. Оп.1. Д.909. Л.105-110об. Одна из современных попыток собрать сведения о воевавших на полях сражений Первой Мировой войны студентах и преподавателях Санкт-Петербургских духовных школ (как академии, так и семинарии) представлена здесь: Чернова А. И. Наставники, студенты и выпускники Петроградских духовных школ на полях сражений Первой Мировой войны (Биографический список) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 72-120.
26 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 916. Л. 99-104.
объеме. Так, отсутствуют сведения о выпусках 1873-1885, 1896-1899, 1901, 1905-1910, 1914 гг. Однако то, что они существовали, косвенно подтверждается единичными листами с биографическими данными выпускников «отсутствующих» курсов.
Сведения о многих выпускниках содержат только краткие биографические данные (год рождения, происхождение, образование до поступления, год поступления в академию и название кандидатского сочинения). Как правило, они расположены на одном листе с незаполненным местом посередине, оставленным для последующей биографии, сведения о которой либо вписывались впоследствии (как правило, другим почерком), либо помещались на отдельных листах. Однако большое количество таких «заготовок» так и остались единственными сведениями о том или ином студенте.
До настоящего момента комплексный интерес к материалам для Словаря проявила И. В. Смирнова, затронувшая в своей статье вопрос о составе дел, собранных Н. В. Смирновым27. Поскольку интерес к судьбам воспитанников академии возрастает, в ближайшем будущем возникнет необходимость в возобновлении работы по созданию подобного справочника. Безусловно, в этом труде должны быть использованы материалы ОР РНБ, но также сведения из изданий, которые привел в своей «программе» К. Я. Здравомыслов, и документы из центральных и областных архивов. Здесь мы должны прислушаться к призыву 1908 г.: если работа начнется, то она должна быть обязательно коллективной.
Источники и литература
1. Биографический словарь студентов императорской Петроградской духовной академии, начиная с ХХ1Х-го курса выпуска 1871 года. Пг.: Тип. М. Меркушева, 1916.
2. Вниманию бывших питомцев академии: О юбилейном обществе взаимопомощи // Христианское чтение. 1910. № 2. С. 286-288.
3. Здравомыслов К. Я. Отзыв о сочинении А. С. Родосского «Биографический словарь студентов первых ХХУШ-ми курсов С.-Петербургской духовной академии: 1814-1869гг.: К 100-летию С.-Петербург. духов. акад. Спб., 1907 г.». СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1909.
4. Мацеевич Л. С. К материалам для «Биографического словаря» // Христианское чтение. 1908. № 1. С. 164-188.
5. ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 903. Материалы для «Биографического словаря выпускников СПбДА». Выпуск 1891 г.
6. ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 905. Материалы для «Биографического словаря выпускников СПбДА». Выпуск 1893 г.
7. ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 906. Материалы для «Биографического словаря выпускников СПбДА». Выпуск 1894 г.
8. ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 909. Материалы для «Биографического словаря выпускников СПбДА». Выпуск 1902 г.
9. ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 910. Материалы для «Биографического словаря выпускников СПбДА». Выпуск 1903 г.
10. ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 916. Материалы для «Биографического словаря выпускников СПбДА». Выпуск 1916 г.
11. ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 918. Материалы для «Биографического словаря выпускников СПбДА». Выпуск 1918 г.
12. Памятная книжка Общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев С.-Петербургской духовной академии за 1913 г. СПб., 1914. Вып. IV. 142 с.
27 СмирноваИ.В. «Человек не должен жаловаться на времена ...» (По страницам архива С.-Петербургской духовной академии) // История в рукописях и рукописи в истории: Сборник научных трудов к 200-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. СПб.: РНБ, 2006. С. 214-235.
13. Родосский А.В. Библиотекарь Санкт-Петербургской духовной академии А. С. Родосский // Христианское чтение. 1997. № 15. С. 29-49.
14. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVni-ми курсов С.-Петербургской духовной академии: 1814-1869 гг. СПб., 1907. LXXXIV, 552 с.
15. Смирнов Николай Васильевич // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1999. Т. 2. С. 561-562.
16. Смирнова И. В. «Человек не должен жаловаться на времена ...» (По страницам архива С.-Петербургской духовной академии) // История в рукописях и рукописи в истории: Сборник научных трудов к 200-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. СПб.: РНБ, 2006. С. 214-235.
17. Церковный вестник. 1908. № 2. Стлб. 62.
18. Чернова А. И.Наставники, студенты и выпускники Петроградских духовных школ на полях сражений Первой Мировой войны (Биографический список) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 72-120.