Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 23 (352). Филология. Искусствоведение. Вып. 92. С. 51-54.
К ИСТОРИИ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО СОБСТВЕННОГО ИМЕНИ
«ОТОПКОВО»
На основе полевых материалов автора, преданий о древней чуди, этнографических работ, словарей и топонимических исследований лингвистов раскрывается этимология названия коми-пермяцкой деревни «Отопково».
Ключевые слова: коми-пермяки, этимология, топоним, Отопково, чудь, языческие верования, христианство.
Топонимикой Прикамья в свое время занимались ученые, любители-краеведы, писатели: Н. К. Чупин, И. Я. Кривощёков, А. Ф. Теплоухов, В. Н. Шишонко, И. Н. Нешатаев, Е. Н. Полякова, В. В. Климов и другие.
Интересный топонимический материал был опубликован Н. К. Чупиным в «Географическом и статистическом словаре Пермской губернии» в 1873 г., а через четыре десятилетия, в 1914 г., в «Словаре географическо-статисти-ческом Чердынского уезда Пермской губернии» - И. Я. Кривощёковым. Оба автора при составлении словарей использовали не только письменные источники, но и личные полевые материалы.
Значимы для топонимистов работы историка, археолога и этнографа А. Ф. Теплоухова, сопоставившего географические названия и фамилии, типичные для Пермяцкого края, в статье «Фамилии и географические названия Пермяцкого края в этнографическом и исто-рико-географическом отношении», которая была опубликована в девятом номере журнала «Коми му» за 1925 г., а также директора народных училищ, страстного любителя пермской старины В. Н. Шишонко, опубликовавшего в Перми в 1887 г. «Пермскую летопись. 1-У периоды». Однако для всех вышеназванных исследователей характерно отсутствие лингвистических знаний, незнание приемов этимологического анализа, что явилось причиной ошибок в толковании некоторых топонимов.
Большой вклад в исследование топонимики Прикамья внесла ученый-лингвист, автор коми-пермяцко-русского словаря А. С. Кривощёкова-Гантман, которая придавала большое значение топонимике как науке и подчеркивала, что для истории не меньшей ценностью, чем древние поселения, городища, могильники, места исторических событий, обладают их названия, кратко и точно характери-
зующие исторические памятники1. Еще в начале 70-х гг. ХХ в. А. С. Кривощёкова-Гантман отмечала, что по материалам Пермской области отсутствует топонимический словарь, нет монографических исследований по топонимике, слабо ведется работа по сбору топонимического материала2.
Прошло три десятилетия, но состояние по топонимике в крае улучшилось ненамного. Этимология многих собственных имен-топонимов Коми-Пермяцкого округа Пермского края до сих пор остается загадкой, в то время как выяснение происхождения названий населенных пунктов может внести дополнительные сведения в историю края и осветить с новой стороны этнодемографические процессы, происходившие в прошлом на современной территории региона.
Наше небольшое исследование, посвященное этимологии собственного имени-топонима Отопково, бытующего в Кочевском районе Коми-Пермяцкого округа, актуально, так как его происхождение уточняет историю края и способствует ликвидации белых пятен в топонимике Прикамья.
Деревня Отопково (отметим, на первое января 1970 г. деревня называлась Отопкова3) расположена у подножия горы, на вершине которой возвышается старинная деревянная часовня. Известный финно-угорский этнограф Л. С. Грибова отмечала: «Часовнями в крае называют деревянные сооружения для христианских молений, кресты или столбы с иконами. Таких часовен в прошлом было много. Они появлялись в местах дохристианских святилищ. Обычно таким путем православная церковь вытесняла традиционные культы, заменяя их своими» 4.
Как свидетельствуют наши полевые материалы, коми-пермяки называют деревню Отопка [Этэпка]. В речи жителей Кочевского района
можно услышать: «Ме ола Отдпкаын» («Я живу в Отопково») или «Ме муна Отдпкад» («Я еду в Отопково»).
Цель нашего исследования - выяснить, как образовалось собственное имя Отопково, и что означает слово-топоним Отдпка [Этэпка].
Известный коми-пермяцкий ученый И. Я. Кривощёков на основе своих личных наблюдений в 1911 г. и сборника статистических сведений по Чердынскому уезду в «Словаре географическо-статистическом Чердынского уезда Пермской губернии», изданном в 1914 г., вышеназванный населенный пункт характеризует следующим образом: «Отопкова, деревня при ключах, текущих в р. Урью, на земском Юрлинско-Юксеевском тракте, Юксеевской волости, от волостного правления в 13 верстах и от уездного города в 162 верстах. По исповедным росписям Юксеевской церкви селение значится как значительный населенный пункт уже в 1834 г. При экономическом исследовании земством уезда в 1884-1889 гг. в селении числилось 60 домохозяйств, из них никто не нуждался в покупном хлебе, избытки же хлеба имели 45 домохозяйств. Ныне экономические условия жизни понизились. Подсобными заработками являются заготовка леса, частью охота на лесную дичь, рыболовство, извоз, ручная пиловка лесу в окрестных селениях и другие мелкие заработки. Жители селения инородцы-пермяки. В селении находятся: православная часовня, земская школа, кузница, синильщик, две мукомольные мельницы и две мутовки-мельницы. По сведениям 1909 г. дворов в селении 84, в них жителей обоего пола 437 человек»5.
Мы анкетировали в феврале-марте 2014 г. жителей Кочевского района и педагогов Коми-Пермяцкого округа, повышающих квалификацию в Коми-Пермяцком институте усовершенствования учителей, на знание этимологии собственного имени Отопково.
Более 60 % анонимно проанкетированных жителей Коми-Пермяцкого округа считают, что название деревни образовалось от слова 'отопки', около 30 % затруднились с ответом.
'Отопки', как объясняет коми-пермяцко-русский словарь, - это обноски, изношенная обувь6.
Жители деревни Отопково не согласились с высказанной версией и пересказали нам различные истории о своей деревне и бытующие предания о происхождении ее названия. Пенсионер М. П. Гладиков 1954 года рож-
дения, долгое время работавший в колхозе бригадиром и интересующийся историей родного края, сообщил следующее: «Деревняыс IV вексянь, но, виднд, обосновали одзжык. Письменндй источниккезас 1816 годсянь. Зуев (ордся деревня - Н. М), Отопково существовали важын ни, олдмась дзимбырын чудскдй отир» («Деревня с IV в., но, видимо, ее обосновали раньше. В письменных источниках упоминается с 1816 г. Зуев (соседняя деревня -Н. М.), Отопково существовали давно, говорят, жили в дремучей тайге чудские люди,7» - буквальный перевод здесь и далее автора). Теща М. П. Гладикова, З. А. Пономарева, 1928 года рождения, уроженка деревни Вершинино Юксеевского сельского совета Кочевского района уточнила: «Чудскдй отир олдмась дзимбырын, учдтикдсь пд вдлдмась. Миян Вершининас чудскдй гряддэз видззез вылын сьдд галяись. Учдтнаным котрасям: мысдк, а сэсся, кыдз ямад, лэдзчисян, кыдз гряддэз коласд» («Чудские люди жили в дремучей тайге, говорят, ростом маленькие были. У нас в Вершининой на лугах чудские грядки из черных камней. Мы маленькими были, бегаем: пригорок, а потом, как в яму, провалишься, как между грядок»). «Кин врагыс локтд, чудскдй отирыс живьем хоронились: пырасд пд гуэзд, стдлббесд пд султдтасд, а сэсся нтд кераласд, муыс киссяс, тыртас - чтдб не шед-ны не пленд не мыйне. Галесникнас керлдмась стенаэз, днддз тыдалдны. Галесникыс сьддамдма тшыннас» (Если враг подходил, чудские люди живьем хоронились: заберутся в ямы, поставят столбы, а потом их подрубят, земля обвалится, засыплет - чтоб не попасть в плен. Из галечника выкладывали стены, до сих пор видны. Галечник потемнел от копоти»), - дополняет М. П. Гладиков и продолжает: «Ассим родословндйсд тдда 1790 гддсянь. Огородсиным (капусникдн эшд шуам) адззылгм зеленоватдй цвета чер, меч ли сабля ли адззылгм, школад сетлгм. Капусниккес миян -сэтдн дзиб вдр вдлдм, а улицаыс кытдн, сэт1 вдлдм топкдй - коккез вдйдны, улицаыс кузя вдлдлдмдсь вдр, медбы не вдйны. Этасянь пд и нимыс деревняыслдн Отопка, а не дтдпкисянь. Деревняыс пд озеро вылын, шусьдм перво Верх-Ключи, а сэсся осушили туйсд и переименовали Отопковад. Пдриссес баитл1сд, чтд локтдмась первдй ол1ссес Новгородсянь, сШдн и деревняыслдн роч ним» («Свою родословную знаю с 1790 г., изучал. В нашем огороде (капустником еще называем) мы находили
зеленоватого цвета топор, меч не то саблю, в школу отдали. Там, где наши огороды, густой лес рос, а где улица, там было топко - ноги вязли, по улице расстилали лес (стлань из деревьев - Н. М), чтоб не тонуть. От этого и название деревни Отопка, а не от слова 'отопки', изношенной обуви. Деревня, говорят, на озере, вначале называлась Верх-Ключи, а потом осушили дорогу и переименовали в Отопкову. Старики рассказывали, что первые жители деревни были выходцами из Новгорода, поэтому и название деревни русское»).
С версией информантов, современных жителей деревни Отопково, об истории возникновения названия поселения, на наш взгляд, следует согласиться.
Во-первых, как считают ученые, названия многих населенных пунктов образуются по особенностям их места расположения: «Некоторые поселения названы коми-пермяками по характерному признаку местности: Кыкворколас (буквальный перевод - место между двумя лесами), Нинмараск (липовая роща), Ойпожум (северная сосна)»8. Обычно объект обладает не одним, а несколькими признаками, которые отличают его от других, однако в названии отражается лишь один из них, тот, который в определенный исторический период оказывается главным.
Во-вторых, на вышеупомянутое название проливают свет и словари русского языка. Слово топкий, по словарю С. И. Ожегова, означает вязкое, болотистое место9. В словаре Владимира Даля читаем следующее: «Отопка, см. отапливать»10, «Отапливать, см. об»11, «О (об) <...> заменяет иногда предлоги: около, за, от, в, по, из, обок, окрай (около, у)...»12. Таким образом, по В. Далю, 'отопка' - это около топкого места или возле болотистого места.
Ученые утверждают: «Слова, устойчиво привязанные к конкретной местности, превращались в собственные имена»13. На основе этого утверждения мы предполагаем, что русское нарицательное слово 'отопка' постепенно стало собственным именем и заменило название деревни Верх-Ключи вначале на топоним Отопка, а позже - на Отопкова.
Возникает вопрос: почему люди построились на сыром месте?
По-видимому, на сухом месте, на горе нельзя было ставить жилье, так как по преданию в древности в глухом лесу на возвышенности (в дзимбыре) было чудское городище. По народным представлениям коми-пермяков, как
указывают этнографы, заселение чудских мест табуировано, святыням любого рода человек должен оказывать почести. Древняя чудь приравнивалась коми-пермяками к предкам, а также к христианским святым, те и другие карают, тех и других необходимо почитать14.
По сообщению информанта А. Г. Петровой, жительницы с. Юксеево Кочевского района 1941 года рождения, если не почитать древних, с людьми может произойти несчастье: чудские люди могут покарать (важжес вермасо мы-жйыны). Представления местного населения
0 святынях любого рода, которые необходимо почитать, по-видимому, были приняты и пришлым, русским, населением. Тем более, христианские миссионеры, возводя на дохристианских, языческих, священных местах коми-пермяков церкви и часовни, культивировали у населения эти представления.
По этой причине, скорее всего, новое поселение расположилось около ключей в низине, под горой. Вначале оно называлось Верх-Ключи, а позже стали называть Отопка или по-коми-пермяцки - 'Отопка' [Этэпка].
Сегодня Отопка известна как небольшая коми-пермяцкая деревня Отопково в Кочевском районе Коми-Пермяцкого округа Пермского края.
Таким образом, собственное имя-топоним Отопково русского происхождения. Пришлое русское население постепенно ассимилировалось, приобрело социально-культурные черты местного коми-пермяцкого населения. Современные жители Отопково - северные ко-синско-камские коми-пермяки, они адаптировали название деревни под фонетические особенности своего коми-пермяцкого языка и называют ее в просторечии 'Отопка' [Этэпка]15.
История деревни Отопково и ее названия -яркое свидетельство взаимодействия и взаимопроникновения двух мирно уживающихся национальных культур, коми-пермяцкой и русской.
Примечания
1 См.: Кривощёкова-Гантман, А. С. Откуда эти названия? Очерки по топонимике. Пермь, 1973.С. 10.
2 См.: Там же. С. 9.
3 См.: Указатель к карте «Коми-Пермяцкий округ» / авт.-сост. А. Е. Коньшин, Л. А. Никитина и др. Кудымкар - Хельсинки, 2010. С. 11.
4 Грибова, Л. С. Пермский звериный стиль : монография. М., 1975. С. 105.
5 Кривощёков, И. Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. Пермь, 1914. С. 578.
6 Коми-пермяцко-русский словарь : ок. 27 000 слов / Р. М. Баталова, А. С. Кривощёкова-Гантман. М., 1985. С. 299.
7 Чудские люди, чудь - название загадочно исчезнувших финских племен. См.: Грибова, Л. С. Пермский звериный стиль... С. 96. Автор утверждает, что «вся северная группа коми-пермяков, так или иначе, сознает свое происхождение от чуди».
8 Кривощёкова-Гантман, А. С. Откуда эти названия... С. 35.
9 Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 57 000 слов / под ред. проф. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М., 1984. С. 696.
10 Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 2: И-О. М., 1995. С.742.
11 Там же. С. 709.
12 Там же. С. 565.
13 Кривощёкова-Гантман, А. С. Откуда эти названия... С. 18.
14 См.: Грибова, Л. С. Пермский звериный стиль... С. 103. В речи косинско-камских коми-пермяков, жителей Коми-Пермяцкого округа, во многих словах русского происхождения гласный звук [о] заменяется гласным звуком [о].
15 См.: Кривощёкова-Гантман, А. С. 1) Коми-пермяцкий язык и его диалекты // Труды института языка, истории и традиционной культуры коми-пермяцкого народа / ред. кол. серии: А. С. Лобанова (отв. ред.), А. М. Белавин и др. Вып. 3 ; 2) Собр. соч.: в 2 т. Т. 1. Грамматика, диалектология, лексика и фразеология, проблемы развития языка. Пермь, 2006. С. 178.