МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 930+372.881.161.1
Н.А. Ладонина
преподаватель Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет) г. Владикавказ, Российская Федерация
К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАВКАЗСКОМ
УЧЕБНОМ ОКРУГЕ
Аннотация
В статье речь идет о реформах Министерства народного просвещения начала 1870-х гг. и их роли в развитии системы среднего образования в Кавказском учебном округе. Сделан вывод об определяющем характере проведенных реформ, заложивших основы стройной системы народного просвещения в Кавказском учебном округе.
Ключевые слова
Кавказский учебный округ, гимназическая реформа, училищная реформа, Терская область, народное
образование
60-е гг. XIX в. в Кавказском наместничестве были отмечены ощутимыми подвижками в сфере народного образования. Активность правительственных органов в этот период была направлена на унификацию учебного дела в наместничестве и стандартизацию системы народного просвещения на всех ее уровнях. В первой половине 1870-х гг. были предприняты еще более решительные унифицирующие меры по интеграции кавказской школы в систему российского образования.
После введения в Терской области гражданского управления ускорилось социально-экономическое развитие края. Возникла потребность в специалистах для нужд сельского хозяйства, промышленности, торговли, управленческого аппарата. Соответственно, остро встал вопрос о создании средней ступени системы образования, предназначенной для подготовки специалистов низшего звена, которые могли бы обеспечить экономическое развитие региона в новых условиях хозяйственной и политической жизни.
На рубеже 60-70-х гг. XIX в. в правительственных верхах разгорелась дискуссия по поводу соотношения реального и классического образования. С принятием 19 июня 1871 г. «Изменений и дополнений в Уставе гимназий и прогимназий 1864 г.» началась реформа образования в России. 30 июля 1871 г. был утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения» [5]. Этот акт в корне преобразил всю систему гимназического и среднеспециального образования. Устав резко отграничивал классические гимназии от других учебных заведений, которые по положению 1867 г. приближались к гимназиям по образовательной программе, но были ориентированы на профессиональное обучение. Новый устав отменял деление гимназической ступени на классические и реальные гимназии и прогимназии. Цель гимназий заключалась в предоставлении общего образования и подготовке к поступлению в университеты и другие высшие учебные заведения. Учебный курс прогимназии был приравнен к первым четырем классам гимназии. Основным типом общеобразовательного и всесословного среднего учебного заведения стала классическая гимназия.
Реформа застала кавказские гимназии на полпути к освоению классической системы 1864 г. Одни из них были реальными, другие - полуклассическими с одним латинским языком. Даже Ставропольская классическая гимназия еще не набрала опыта преподавания по новой системе, поскольку изучение древних языков началось там только с 1866 г. Кроме того, усвоение латыни и древнегреческого - языков,
89
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
обязательных для гимназий по новому уставу, - было довольно сложным для местных уроженцев. Большая их часть только начинала осваивать и русский язык - язык преподавания. Особенные трудности возникали с принятием нового положения в Закавказье. Однако отступление от новой гимназической системы могло закрыть кавказской молодежи доступ в университеты.
Новые правила в Кавказском учебном округе вступили в силу уже в январе 1872 г. Еще до принятия законодательных актов по поводу учебных заведений среднего звена, Владикавказская реальная гимназия 3 января 1872 г. была преобразована в реальное училище с сохранением при нем горского пансиона. Несмотря на то, что училище имело всесословный характер, высокая плата за обучение закрывала в него доступ представителям низших сословий. К примеру, еще до реорганизации, во Владикавказской реальной гимназии в 1871 г. обучалось 280 учеников, из которых 222 были детьми чиновников и дворян, 10 человек -из духовного сословия, 44 - городских обывателей, 5 - сельских, 11 - «иностранноподданных». В горском пансионе из 177 воспитанников 69 происходило из дворян и чиновников, 28 - из казачьего сословия, 69 детей - из «почетных» горских фамилий, 3 - из духовенства и 8 - из купеческого сословия [4, с. 55]. К 1900 г. численность горцев в общем составе учащихся достигла 23,6%, причем среди них были представители разных народов Северного Кавказа: осетины, кабардинцы, балкарцы, чеченцы и др. Владикавказское реальное училище стало первым в Осетии среднеспециальным учебным заведением и сыграло значительную роль в развитии народного образования. Оно давало своим воспитанникам прочные знания по разным областям.
15 мая 1872 г. был высочайше утвержден Устав реальных училищ ведомства Министерства народного просвещения [6]. Этим актом была открыта новая эпоха в истории среднего образования в России [2, с. 527]. Реальные училища заменяли прежние реальные гимназии. По Уставу, цель реальных училищ заключалась в предоставлении общего образования и приобретении технических познаний. Преподавание общеобразовательных предметов предполагалось вести параллельно со специальными. По набору специальных курсов училища подразделялись на несколько групп. Местные потребности диктовали выбор формы обучения: училища могли быть как шестиклассными с полным общеобразовательным курсом, или с курсом 5-ти, 4-х, 3-х и 2-х старших классов. При этом 5-й и 6-й классы могли состоять из двух отделений: основного и коммерческого или одного из них. При основном отделении мог быть учрежден высший дополнительный класс, который готовил учеников по разным направлениям: 1. общим, предназначенным для подготовки учеников в высшие специальные училища; 2. механико-техническим и 3. химикотехническим.
В циркулярах МНП от 31 июля и 7 августа того же года разъяснялись основные положения нового устава, по которым реальные училища рассматривались как своеобразные малые или средние политехнические институты, призванные приносить пользу торговле и промышленности. По замыслу министра народного просвещения Д.А. Толстого, реальные училища не должны были превращаться в профессиональные школы, сосредоточенные лишь на подготовке учеников к одной «промышленной» профессии. Напротив, реальные училища сохраняли общеобразовательный характер. В силу этого выпускники реальных училищ могли продолжать обучение в высших специальных учебных заведениях страны.
Министр стремился к неукоснительному и бескомпромиссному исполнению реформы. Особенно он настаивал на скорейшем преобразовании реальных гимназий в реальные училища и открытии новых училищ. На их устройство в 1873 г. МНП был выделен государственный кредит в 460 тыс. рублей, а в 1875-76 гг. -особые кредиты в 40430 и 23400 руб. на стипендии лицам, которые готовились в высших учебных заведениях к преподаванию в реальных училищах химии, механики и коммерческих наук [2, 525].
Несмотря на сложности, которые переживал Кавказский учебный округ с введением новой образовательной модели, реформа проводилась здесь во всей своей полноте. Все прежние Положения об устройстве учебной части в Кавказском наместничестве были отменены. Ход реформы в крае регламентировался высочайше утвержденными 22 ноября 1873 г. «Правилами о применении к учебным заведениям Кавказского учебного округа общих уставов гимназий, прогимназий и реальных училищ
90
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
ведомства Министерства народного просвещения» [7]. Учебные заведения Кавказского учебного округа были окончательно введены в общероссийскую образовательную систему. Но для них допускался ряд незначительных отступлений. Кавказским гимназиям разрешалось открытие восьмого класса, затем принятого МНП и для русских гимназий. При Ставропольской гимназии временно сохранялось реальное отделение, предназначенное для горцев и потому переименованное в Горское. Начиная с третьего класса, для его воспитанников дополнительно вводились уроки математики, естествознания, химии, черчения и иностранных языков, что давало ученикам отделения возможность получить гимназическое образование с техническим уклоном. При реальных училищах сохранялись приготовительные классы, не предусмотренные общим Уставом. В четырех низших классах всех средних учебных заведений допускалось преподавание всем желающим местных языков, но за дополнительную плату учителям.
Особо подчеркивалась обязательность преподавания всех предметов в учебных заведениях Кавказа на русском языке. Наместник мог принимать меры для облегчения усвоения русского языка местными уроженцами. В реальных училищах вводился дополнительный, седьмой, класс и планировалось открытие технических отделений. Например, при Владикавказском реальном училище должно было открыться механико-технологическое отделение [1, с. 82-83]. Но эти планы не осуществились из-за недостатка абитуриентов: выпускники, окончившие общий курс реального училища, стремились поступить в высшие специальные учебные заведения страны. Так, в 1883 г. из 25 выпускников Владикавказского реального училища 19 продолжили учебу: в строительном училище - двое, в Технологическом институте - трое, в лесном и горном институтах - по одному, в Военно-Топографическом училище - один, в Петровской сельскохозяйственной академии - двое, в Константиновском военном училище - девять человек [3, с. 79].
Учебные заведения, существовавшие прежде на особом положении, также должны были быть подведены под общую систему начальных и средних школ. Так, Темир-Хан-Шуринскую горскую школу необходимо было преобразовать в классическую прогимназию с сохранением при ней пансиона. В ведение учебной администрации Кавказского округа с 1875 г. переходили и другие горские пансионы, действующие еще с 1837 г. при некоторых частях войск Кавказской армии. Существовавший при Владикавказском реальном училище горский пансион в ноябре 1874 г. из ведения окружного управления перешел в подчинение училищного начальства. Таким образом, участие в образовательном процессе военного ведомства, к которому относились горские школы, становилось минимальным, а лидирующие позиции в развитии образования в Кавказском наместничестве окончательно заняло Министерство народного просвещения.
Таким образом, образовательные реформы 1871-1872 гг. создали условия для появления и развития системы среднего образования в России. Они задали тон образовательной политике и заложили основы стройной системы народного просвещения в Кавказском учебном округе.
Список использованной литературы:
1. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М.: РИЦ «Россия молодая», 1993. 143 с.
2. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 / Сост. С.В. Рождественский. СПб., 1902. 840 с.
3. Магометова В.Д. Просвещение и школа в Северной Осетии во второй половине XIX в.: Дисс. ... канд. ист. наук. Орджоникидзе, 1973.
4. Мельниченко Е.Х. Развитие русско-осетинских культурных связей во второй половине XIX в.: Дисс. ... канд. ист. наук. Орджоникидзе, 1984.
5. ПСЗ-II. Т. LXVI. Отд. 2-е. № 49860. С. 85-99.
6. ПСЗ-II. Т. LXVII. Отд. 1-е. №50834. С. 626-636.
7. ПСЗ-II. Т. XLVIII. Отд. 2-е. № 52808. С. 524-526.
© Н.А. Ладонина, 2015
91