К ИСТОРИИ ДВИЖЕНИЯ ИМЯСЛАВИЯ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОЧИТАТЕЛИ ИМЕНИ БОЖИЯ В НЕКАНОНИЧЕСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЮРИСДИКЦИЯХ.
Бочков Павел Владимирович
Межрегиональная Академия управления персоналом (Киев, Украина), доктор богословия, доктор теологии, кандидат юридических наук, профессор кафедры теологии и христианской коммуникации
Аннотация. Статья посвящена имяславию - религиозно-мистическому движению в Русской Православной Церкви, которое, возникнув по причине богословских споров, вскоре противопоставило себя канонической Церкви и покинуло ее. В работе также рассматриваются деятели современного неканонического православия, считающие себя идейными и духовными преемниками имяславцев первой половины ХХ века.
Abstract. The article is devoted to imyaslavia - a religious and mystical movement in the Russian Orthodox Church, which, having arisen due to theological disputes, soon opposed itself to the canonical Church and left it. The work also examines the figures of modern non-canonical Orthodoxy, who consider themselves the ideological and spiritual successors of the Imiaslavites of the first half of the twentieth century.
Ключевые слова: Имяславие, Антоний (Булатович), споры об Имени Божием, неканонические юрисдикции, раскол, Григорий (Лурье), Диомид (Дзюбан).
Key words: Imiaslavie, Anthony (Bulatovich), disputes about the Name of God, non-canonical jurisdictions, schism, Gregory (Lurie), Diomid (Dzyuban)._
О религиозно-мистическом движении в Русской Православной Церкви, порожденном особым почитанием имени Божия и получившим довольно широкое распространение в начале XX в. среди православных русских монахов на святой горе Афон, а затем и на Юге России и Украины, написано немало текстов и серьезных богословских исследований [5; 11; 14; 15; 16; 17; 19; 24; 25; 27; 28; 29].
«Начало движению положила публикация книги схим. Илариона (Домрачёва) «На горах Кавказа» [18], состоявшаяся в 1907 г. Изложенное в книге учение о почитании имени Божия вскоре после появления книги вызвало жаркие споры, охватившие все основные русские обители Афона - Фиваидский, Ильинский и Андреевский скиты и Свято-Пантелеимонов монастырь ... В 1909 г., после появления серии публикаций с критикой в адрес книги, русское монашество на Афоне разделилось на противников и сторонников почитания имени Божия. При этом первые стали называть вторых имяборцами, а те в ответ говорили о своих противниках как об «имябожниках». Сами почитатели имени Божия назвали себя имяславцами, а свое учение - И[мяславием]» [15, с. 457].
Основной мыслью имяславия являлось учение о том, что Бог невидимым образом присутствует в Божественных именах, и, как следствие, сторонники имяславия утверждали, что Имя Бога является Самим Богом, но Бог не является именем. Одним из самых ярких сторонников движения являлся иеросхимонах Антоний (Булатович), бывший русский офицер и ученый, под влиянием святого Иоанна Кронштадтского оставивший военную службу в Русской Императорской Армии и принявший монашеский постриг в 1903 г. К 1913 г. Антоний (Булатович) стал одним из лидеров имяславцев, защищая новое учение и его последователей в различных статьях, книгах [1, 2, 3, 4] и церковно-административных разбирательствах.
Полемика вокруг имяславия приобрела довольно резкие формы и с Афона перекинулась в Россию, где на страницах прессы противники и сторонники нового учения доказывали свою правоту. Наконец в 1912 г. по этому вопросу высказался Константинопольский патриарх Иоаким III (Деведзис), осудивший данное учение и признавший его еретическим [15, с. 460]. Новый Константинопольский патриарх Герман V (Кавакопулос) в апреле 1913 г. отправил на Афон грамоту, в которой объявил учение имяславия пантеизмом. В июне 1913 г. в Русском монастыре и скитах произошли волнения, в ходе которых имяславцы во главе с Антонием (Булатовичем) изгнали игумена из обители, и русскому правительству пришлось убеждать монахов допустить игумена к должности. Обеспокоенное происшедшими событиями священноначалие Российской Православной Церкви решительно осудило действия имяславцев.
После исследования вопроса ведущими русскими учеными богословами, такими как архиепископы Антоний (Храповицкий), Никон (Рождественский) и будущий проф. С. В. Троицкий [5, с. 10], Священный Синод РПЦ пришел к выводу о неправославном учении имяславцев, и, осудив его, издал особое «Послание к чадам Православной Церкви», принадлежавшее авторству архиепископа Сергия (Страгородского). В июне 1913 г. русскому правительству с помощью войск удалось усмирить волнения в русском монастыре на Афоне. Имяславцы были переписаны и в принудительном порядке вывезены с Афона в Россию. При этом вывезенных имяславцев насчитывалось более тысячи человек. «Всех прибывших в Россию имяславцев ждала суровая участь: если их не сажали в тюрьму, то распределяли по епархиям и монастырям с запретом в священнослужении и отлучением от причастия; иных лишали даже предсмертного причащения и хоронили по мирскому обряду» [15, с. 463].
В годы работы Поместного Собора Православной Российской Церкви в 1917-1918 гг., имяславцы пытались добиться пересмотра церковной полнотой своего дела. Их дело обсуждалось в специально для
этого сформированном Подотделе Отдела по внутренней миссии [16, с. 121]. Однако итогом работы Подотдела стало мнение о правильном осуждении имяславия и его последователей.
Лидер имяславцев, иеромонах Антоний (Булатович), впоследствии разорвал общение с патриархом Московским Тихоном и уехал в свое родовое имение в Харьковскую область, где погиб в декабре 1919 г. При трагических обстоятельствах.
Революция и развернувшиеся затем гонения на Церковь и верующих в полной мере затронули и имяславцев, и сочувствующих им клириков и мирян. Некоторые из них приступили к созданию нелегальных религиозных общин, считавшихся частью иосифлянского движения и Катакомбной Церкви [26, с. 316 - 317], и традиционно воспринимавшихся властями как секты. Советский религиовед Ф. Федоренко пишет об этом так: «Особо укрепилась секта в Краснодарском крае. В 1923-1924 гг. главари подполья провели под лозунгом «сохранения в пустыни православной веры силами истинно верующих» активную работу по переселению своих последователей в глухие районы края - Темные Буки (лес в 10 километрах от станицы Бакинской), Медведовскую пустынь, в село Бабук-Аул, где были созданы нелегальные монастыри и секты... В 1928-1929 гг. подполье было ликвидировано, а руководство наказано по заслугам. Деятельность секты вновь оживилась в 1944 г., когда были воссозданы нелегальные подворья, кельи и церкви с послушниками из вновь завербованных в секту лиц. Попытки создания групп имяславцев в Ставропольском крае, Грузинской и Азербайджанской ССР были в последний раз отмечены в 1947 г.» [32, с. 209 - 210].
Тем не менее религиозно-философская проблематика, поднятая имяславцами, была достаточно близка таким религиозным философам и мыслителям первой половины ХХ века как священник Павел Флоренский и профессор Алексей Лосев [15, с. 467 - 468]. В 1930-е гг. практически все духовенство иимяславцев было репрессировано и сгинуло в расстрельных сталинских списках и лагерях ГУЛАГа.
В 1948 г. в прессе было лишь одно упоминание о последователях «религиозно-монархической кулацкой организации имяславцев» [32, с. 205], неких «соляновцах» «(выродившихся из секты имяславцев)», представители которых проживали в районе города Майкопа [20, с. 77; 30].
Благодаря интенсивной полемике, развернувшейся вокруг имяславия, в России оживился интерес к наследию отцов - исихастов, что, в свою очередь, повлияло в целом и на развитие русской религиозно-философской мысли первой половины ХХ в. [23, с. 277].
«Очевидно, что с канонической т[очки] зр[ения] мн[огие] действия имяславцев в 10-х гг. ХХ в. являются неприемлемыми. Прежде всего, это относится к «бунту», устроенному имяславцами во главе с иеросхим. Антонием (Булатовичем) в Андреевском скиту: именно с этого бунта началась цепь насильственных действий, которая привела к изгнанию сторонников И. с Афона. Канонически неоправданной является позиция Булатовича и его соратников и после возвращения в Россию, в частности их неподчинение церковной власти и многочисленные «отложения от духовного общения» с ней. Позиция сознательного противления церковной иерархии, в конце концов - уже после 1917 г. - завела имяславцев в экклезиологический тупик, лишив их спасительной ограды Церкви и превратив в секту. В то же время представляется неадекватной реакция на действия имяславцев со стороны российских церковных властей, приведшая к разгрому русского монашества на Афоне» [15, с. 493].
Тем не менее, история имяславия не закончилась с ликвидацией их общин и клириков, еще помнивших афонские события и хранивших заветы Илариона (Домрачёва) и Антония (Булатовича). До наших времен не сохранилось ни одной аутентичной группы верующих-имяславцев. Но поднятые ими идеи и мысли нашли свой отклик и у наших современников, так как определенную симпатию некоторые идеи имяславцев вызывают у крупных и видных русских религиозных мыслителей, богословов и иерархов Русской Православной Церкви.
В 2003 г. останки Антония (Булатовича) были обретены частично нетленными, что позволило современным немногочисленным поклонникам имяславия заговорить о его святости [21]. Примечательно, что свою категорическую поддержку имяславию высказали несколько неканонических православных юрисдикций самой разной идеологической направленности.
В 2005 г. в неканонической «Российской Православной Автономной Церкви» [7, с. 70 - 82] (РПАЦ) юрисдикции «митрополита» Валентина (Русанцова) состоялось заседание «Архиерейского Синода», на котором рассматривалось дело ряда «клириков» и мирян данной группы: «игумена» Григория (Лурье), «игумена» Феофана (Арескина), А.В. Солдатова, инокини Марфы (Сениной), О.В. Митрениной «которые, по всей вероятности, задались целью реанимировать «имябожие»» [12, с. 3]. В итоге череды запрещений и конфликтов группа, возглавляемая известным византологом, доктором философских наук «игуменом» Григорием (Лурье), организовала самостоятельную неканоническую юрисдикцию, в настоящее время известную как «Архиерейское Совещание Российской Православной Автономной Церкви» [7, с. 90 - 96]. «Игумен» Феофан (Арескин) сложил с себя сан и монашество, и к 2020 г. в качестве мирянина занимался историей, работая исполняющим обязанности начальника отдела информации и научного использования документов Государственного архива Владимирской области.
Вскоре Лурье с помощью других неканонических «иерархов» получил епископское рукоположение и уже в качестве «иерарха», возглавив собственную юрисдикцию, приступил к более детальному богословскому обоснованию почитания Антония (Булатовича). Вскоре Григорий (Лурье), официально прославил Булатовича в лике святых [22, с. 1 - 16], а затем, популяризируя его идеи и жизненный путь,
смог заинтересовать проблематикой имяславия и другие неканонические юрисдикции, с которыми поддерживал каноническое общение или вел некий богословский диалог и собеседования.
Так, свою поддержку имяславию в разной форме высказали такие неканонические группы, как «Российская Православная Церковь», возглавляемая «митрополитом» Дамаскином (Балабановым) [7, с. 44
- 50], «Украинская Автономная Истинно-Православная Церковь» под руководством «епископа» Иова (Коновалюка) [8, с. 246 - 249] и «Истинно-Православная Церковь России» [7, с. 118 - 166] под руководством «схимитрополита» Серафима (Прокопьева-Мотовилова). Помимо юрисдикций отечественного происхождения, имяславцами себя считают и представители греческого старостильного движения - неканонические юрисдикции «Святая Православная Церковь Северной Америки» («Бостонский Синод») [9, с. 88 - 98] и ««Флоринитско-каллиникитский» Синод Церкви Истинно Православных Христиан Греции и Зарубежья» [9, с. 60 - 71].
О своей поддержке имяславия объявил и извергнутый из священного сана бывший иерарх Русской Православной Церкви, бывший епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) [13]. В рамках своего неканонического малочисленного религиозного сообщества [10, с. 31 - 42] 25 октября 2008 г. Диомид (Дзюбан) опубликовал специальный указ [31], в котором, по его мнению, упразднил определение Священного Синода Православной Российской Церкви от 1913 г. Из публичных заявлений, опубликованных на различных Интернет-ресурсах, известно, что приверженцами имяславия также являются неканонический «иерарх» «архиепископ» Мартин (Лапковский), бывший ранее членом одной из групп, производной от РПЦЗ, и отделившийся от Диомида «митрополит» Корнилий (Радченко), создавший собственное неканоническое образование, известное как «Царская Православная Церковь Святой Руси» [10, с. 42 - 52; 6, с. 5 - 15].
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что, начавшись с богословской полемики, имяславия вскоре пришло к противопоставлению себя канонической Церкви, что охотно используется некоторыми лидерами неканонических юрисдикций и в наше время, с той же низменной целью подчеркнуть и обосновать свое отделение от канонического Православия по вероучительным и богословским, а не только по каноническим основаниям. Несмотря на то, что идеи имяславия разделяют несколько неканонических юрисдикций, в целом имяславие не получило широкого распространения в среде неконических групп, в основе своей мало интересующихся вопросами богословского характера, сосредотачивающих свою апологетическую мысль и критику исключительно на вопросах церковной дисциплины, канонического права и событий новейшей церковной истории. Отмечая наличие богословской рефлексии и научного поиска в вопросах православного вероучения, нельзя не отметить и тот факт, что данные опыты не приводят сторонников неканонических групп к единству ни с подобными себе, ни с Канонической Церковью.
Список литературы
1.Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. - М., 1913.
2.Антоний (Булатович), иеросхимонах. Афонский разгром; Церковное бессилие. - СПб., [1913];
3.Антоний (Булатович), иеросхимонах. Истина о истине к предотвращению имеборства. - Изд. иноков Св. Афонской горы, исповедников Имени Иисуса. [Афон, 1913].
4.Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. - Петроград, 1917.
5.Афонская трагедия. Гордость и сатанинские замыслы. Автор-составитель игумен Петр (Пиголь). -М., 2005.
6.Бочков П.В., свящ. Диомидовцы: История неканонической юрисдикции «Царская Православная Церковь Святой Руси» Корнилия (Радченко) // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии.
— Выпуск № 2 (16). — Пенза, 2020. С. 5 - 15.
7.Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: Свое издательство, 2018.
8.Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. - Изд. 2-е, испр. и доп. -СПб.: Свое издательство, 2018.
9.Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. - СПб.: Свое издательство, 2018.
10.Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX—XXI вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы: монография / свящ. П.В. Бочков. — СПб.: Свое издательство, 2020.
11.Булгаков Сергий, протоиерей. Философия имени. - М., 1997.
12.Заседание Архиерейского Синода Российской Православной Церкви // Суздальские Епархиальные ведомости. - Суздаль, 2005. - № 21, май-сентябрь. - С. 2 - 13.
13."И на Имя Его будут уповать народы" (Мф., 12:21). Послание архиепископа Мартина (Лапковского) и епископа Диомида (Дзюбана) к 105-летию "имяборческого" послания российского Синода от 4 (17) мая 2018 г. // Портал-Credo.Ru [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: https://credo.press/218396/- Дата доступа: 25.11.2020.
14.Иларион (Алфеев), архиепископ. Имя Божие // Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. - Т. XXII. - С. 430-457.
15.Иларион (Алфеев), архиепископ. Имяславие // Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. - Т. XXII. - С. 457-495.
16.Иларион (Алфеев), епископ Венский и Австрийский. Поместный собор 1917-1918 годов и имяславие // Церковь и время. - М., 2004. - №1 (26). - С. 117-155.
17.Иларион (Алфеев), митрополит. Священная тайна церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. - Изд. 3-е, испр. - СПб.: Изд. Олега Абышко, 2013.
18.Иларион [Домрачёв], схимонах. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец через молитву Иисусу Христову, или духовная деятельность современных пустынников. Издание четвертое, исправленное. - СПб.: Воскресение, 1998.
19.Имяславие. Сборник богословско-публицистических статей, документов и комментариев. В 3-х т. / сост. Борщ К., прот. - М.: Астра-Полиграфия, 2005.
20.Каргашинский Дмитрий, свящ. Из Краснодарской епархии // Журнал Московской Патриархии. -М., 1948. - №1. - С. 76 - 77.
21.Кассия (Сенина), монахиня. Обретение мощей преподобномученика Антония (Булатовича), исповедника Афонского // Имяславие. Богословский спор об Имени Божием: история и современность [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: http://www.pravoslav.de/imiaslavie/foto/ obretenie.htm -Дата доступа: 15.05.2020.
22.Кассия (Сенина), монахиня. Служба преподобномученику Антонию (Булатовичу), исповеднику Афонскому. — Санкт-Петербург, 2011. С. 1 - 16. // Имяславие. Богословский спор об Имени Божием: история и современность [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: http://kassia.listopad.info/akolouthia/St_Antony_Bulatovitch.pdf - Дата доступа: 15.05.2020.
23.Кравецкий А.Г. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). - М., 2012.
24.Лескин Димитрий, свящ. Спор об имени Божием. Философия имени в России в контексте афонских событий 1910-х гг. - СПб.: Алетейя, 2004.
25.Лосев А.Ф. Имяславие. Ареопагитский корпус. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита. С приложением перевода трактата «О Божественных именах». Подготовка текста и общая редакция А.А. Тахо-Годи. - СПб.: Университетская книга, 2009.
26.Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995.
27.Православный взгляд на почитание имени Божия. События на Афоне 1913 года. - Львов: Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ, 2003.
28.Сенина Т. А. (монахиня Кассия). Последний византиец. Религиозно-философская мысль иеросхимонаха Антония (Булатовича) и её византийский контекст. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2013.
29.Споры об имени Божием: Архивные документы 1912-1938 гг. / Сост. и общ. ред. епископа Илариона (Алфеева). - СПб.: Изд. Олега Абышко, 2007.
30.Струве Н. А. Современное состояние сектантства в Советской России // Вестник РСХД. - Париж, 1960. - №58-59, III // Портал-Credo.Ru [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=243 - Дата доступа: 14.05.2020.
31.Указ епископа Анадырского и Чукотского Диомида об осуждении ереси имяборчества // Портал-Credo.Ru [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: https://credo.press/97914/- Дата доступа: 29.01.2020.
32.Федоренко Ф.И. Секты, их вера и дела. - М.: Политиздат, 1965.
Норильск, 25.11.2020