К ИСТОРИИ ЧЕХОВСКИХ ПОСТАНОВОК НА ОРЕНБУРГСКОЙ СЦЕНЕ
В статье систематизируются сведения о постановках пьес А.П. Чехова в Оренбургском театре с конца XIX века по настоящее время; приводятся отзывы критиков; дается оценка современных спектаклей.
Интерес к Чехову во всем мире постоянен. Как свидетельствует статистика, по количеству постановок «Чайка» на втором месте в мире после «Г амлета». У оренбургской публики пьесы А.П. Чехова пользовались особой популярностью, о чем свидетельствует тот факт, что после провала «Чайки» на Александринской сцене в 1896 году, на столичной сцене она не шла вплоть до 17 декабря 1898 года (Московский Художественный театр, в постановке К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко), а в Оренбурге премьера «Чайки» состоялась 11 января 1898 года, т. е. почти на год раньше, чем в Москве, что свидетельствует о смелости антрепренера А.П. Грубина [1].
В те годы, когда Чехов не был еще классиком, а лишь знаменитым современником, оренбургский театр внимательно следил за его творчеством. Так, по данным Г осударственного архива Оренбургской области, почерпнутым из публикации Т.В. Суторгиной [2], до революции неоднократно ставился «Иванов» (1892, 1902, 1914гг.). В 1904 году - в год смерти Чехова, - в оренбургском театре шли «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». После революции Чехов надолго исчез из поля зрения оренбургских режиссеров. Лишь в 1944 г, в 40-летнюю годовщину смерти писателя, были поставлены его водевили «Свадьба», «Предложение», «Юбилей». Начиная с пятидесятых годов прошлого столетия чеховские пьесы постоянно были в репертуаре театра. «Вишневый сад» вновь появился в Оренбурге в 1950 году. По отзывам зрителей, спектакль был скучным и быстро сошел со сцены. В 1959 году был поставлен «Дядя Ваня».
Следующее обращение к этой пьесе случилось в 1980 году. В спектакле, поставленном главным режиссером А.М. Зыковым, в оформлении Станислава Шевелева, были заняты лучшие творческие силы театра: заслуженные артисты России - Анатолий Солодилин, Зиновия Улановская, Елена Высоцкая, Ким Густырь,
Анатолий Багров и молодежь: Галина Виноградова, Елена Валенская, Татьяна Быкова. Как отмечала критик Е. Павлова, в этом спектакле «одна из любимых мыслей Чехова - о времени как о нравственной связи поколений, восходящих к разумному и чистому, - заявляет о себе с первых его мгновений: музыкой. ... Мелодия будет исчезать и возникать, обозначая своим мерцанием ток времени, проходящий через судьбы людей. Но не она определит тон и температуру того, что произойдет. Произойдет же здесь бунт. Яростный, отчаянный потому что -у последней черты, за которой духовная смерть. И сколько живой боли, сколько молодых сил, задыхающихся в бездействии, какая нетерпеливая жажда достучаться до людей - через фальшь, через ложь - вырвется в нем у Войниц-кого! Полная, истовая отдача заслуженного артиста РСФСР А. Солодилина в этой роли дает спектаклю широкое, страстное дыхание, а обжигающий контраст отрешенной размеренности времени, которую несет музыка, с быстротечностью, единственностью человеческой жизни, так остро ощущаемыми Войницким-Солодилиным, в лучших сценах поднимает его до подлинно драматических высот.
Они пришли к нам - высоким напряжением душевной жизни, серьезностью требований, предъявляемых к себе. И культом человека -прекрасного в человеке» [3] (см. также [4]).
Спустя 46 лет после второй постановки, в 1996 году в оренбургской драме вновь зашелестел «Вишневый сад» в постановке заслуженного деятеля искусств И. Борисова. С завидным постоянством в течение 7 лет на этот спектакль ходила публика. Актеры завоевали множество премий, как областного уровня, так и различных театральных фестивалей. Так, Андрей Лещенко за роль Фирса получил диплом Международного театрального фестиваля «Театр без границ» - за «роль второго плана, вышедшую на первый»; Александр Папыкин был удостоен губернаторской премии «Лучшая роль года»
за роль Г аева; Анатолий Бледный-Лопахин и Надежда Величко-Раневская стали лауреатами премии «ОНАКО - Театральным звездам Оренбуржья». Не было газеты в Оренбурге, которая не откликнулась бы на этот спектакль, ставший заметным событием в театральной жизни [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11]. И не случайно, ведь он был пронизан ощущением сегодняшнего дня, его сумятицей, разладом, ожесточением. Несмотря на то, что пьеса была написана почти 100 лет назад, спектакль, поставленный И. Борисовым, был про нас, про наше время. Наступил еще один стык веков, когда одна жизнь уходит, а другая приходит. А мы попали в эти самые ножницы. Спектакль, констатирующий, что конец XX века оставил нам в наследство смутное предчувствие надвигающихся перемен и опасений за человека, которому в этом времени неизбежно существовать. Так неужели грядут времена, когда только копейка будет править балом?
Статьи-рассуждения соседствовали с диспутами, рецензии - с актерскими портретами. Газета «Оренбуржье» 12.10.96 г. даже опубликовала письмо известного московского театрального критика Ирины Вергасовой. Пожалуй, это была одна из последних статей талантливого театроведа, написанная уже смертельно больным человеком. Тем дороже строчки, оставленные нам:
«Ваш спектакль, как и чеховские постановки Ю. Погребничко, но по-другому, пытается посмотреть на пьесу чистыми глазами первооткрывателя, независимо от груза предыдущих театральных штампов. Отсюда и «детская» наивность, открытость взгляда на героев и ситуации в пьесе отсюда эта стилистика «детства» -куколки, театрик Шарлоты, дети, чучела-манекены и прочее. И это верно еще и потому, что сам образ вишневого сада - это образ детства, это напоминание и воспоминание о нем. Все это, и многое другое, «постановочное» - безусловные плюсы вашей общей работы, из-за которой я смотрела ее три раза с интересом, и которые понимаются постепенно - не сразу, после одного просмотра [12].
В год столетия со дня смерти Антона Павловича Чехова имя великого драматурга вновь появилось на оренбургской афише. 19 марта 2004 года в оренбургской драме состоялась премьера «Чайки» в постановке народного артис-
та РФ, художественного руководителя столичного театра «Школа современной пьесы» Иосифа Леонидовича Райхельгауза. У него в театре обрели полет три «Чайки»: одна Чеховская, вторая - Акунинская, а третья «Чайка» - классическая оперетта для драматических артистов. Театр «Школа современной пьесы» - очень модный в Москве государственный театр. В его репертуаре около 20 спектаклей, в которых играют замечательные артисты: Альберт Фило-зов, Ирина Алферова, Татьяна Васильева, Владимир Стеклов, Владимир Качан. Много лет на сцене театра играли Мария Миронова и Михаил Глузский, уже ушедшие из жизни.
В Оренбурге И.Л. Райхельгауз появился по приглашению своего бывшего сокурсника по ГИТИСУ, ныне художественного руководителя Оренбургской драмы Р.В. Исрафилова. Конечно же, здесь, в Оренбурге, совершенно другой спектакль. «Чайка» неисчерпаема.
Все компоненты, кроме режиссера и текста пьесы, новые. И. Райхельгауз давно не ставил в провинциальных российских театрах, все больше за рубежом. Тем приятнее, что он по-досто-инству оценил нашу труппу и сумел, по его словам, за неделю сделать больше, чем за месяц в своем театре. «У ваших актеров очень хорошие качества - мобильность, интерес, реальное желание. Конечно, здесь нет возможности уйти на сторону, а в Москве все это уже давно есть. Но зато есть другое. Артисты становятся хозяевами роли, компонентами театра, спектакля», -так оценил режиссер свои первые встречи с творческим коллективом. Оренбургскую «Чайку» И. Райхельгауз сочинил вместе с главным художником театра Петром Плотниковым, художником по костюмам Татьяной Костогриз и актерами оренбургской драмы - Натальей Беляевой, Ольгой Григорьевой, Зинаидой Карпович, Еленой Оличенко, Ларисой Толпышевой, Олегом Бажановым, Виктором Балабановым, Владимиром Бухаровым, Сергеем Куниным, Борисом Кругловым, Андреем Лещенко, Александром Папыкиным, Сергеем Тыщенко, Василием Шуром.
Премьера спектакля вызвала интерес публики и помогала расширить представления как о чеховских героях, так и о талантах наших актеров. И как отмечала критика, «в спектакле получилось главное - восторже-
ствовало чеховское отношение к человеку. Никогда не судья, никогда не ментор, он предполагал изначальное уважение к личности, к праву каждого быть самим собой, исповедовать свою правду <...> В крепкий ансамбль объединены и корифеи и молодежь. Задача исполнителей ролей усложнена режиссером, зато интересна: они играют как бы в двух регистрах - на сцене треплевского театра и спустившись с подмостков в обыденную жизнь. Это дает возможность сделать образ объем-
ным, полнее рассказать о людях, чья профессия - игра, перевоплощение. И, наконец, это подготовило реплику Сорина «Без театра -нельзя!..», на которую зал окончательно сдался» [13] (см. также [2, 14, 15, 16, 17, 18]).
Все драматургическое наследие А. Чехова, кроме «Лешего», на протяжении трех веков, от «Чайки» 1898 года до «Чайки» 2004 г. волновало как артистов, так и зрителей старейшего театра на Урале, каждый раз удивляя новыми открытиями.
Список использованной литературы:
1. Театр и музыка // Оренбургская газета, 14.01.1898 г.
2. Судоргина Т. Что-то нынешнее слышится в переживаниях Чеховских героев // Вечерний Оренбург, 15.07.04 г.
3. Павлова Е. Суждено победить // Южный Урал, 11.01.81 г.
4. Данилина Л. Наш современник Чехов // Волжская коммуна, 25.08.82 г.
5. Боброва О. В России время топоров // Оренбургские ведомости, 27.09.1996 г.
6. Веркашанцева Н. Чехов нашего времени //Оренбургская неделя, 17.10.96 г.
7. Емельянова Н. Житейские драмы - это всегда «смех сквозь слезы», // Южный Урал, 25.09.96 г.
8. Максимов А. «Мы друг перед другом нос дерем, а жизнь проходит», // Оренбуржье, 27.09.96 г.
9. Петрова И. «Вишневый сад» - 96 // Вечерний Оренбург, 26.09.96 г.
10. Павлова Е. «Мне интересен ваш интерес...» // Новое поколение, 17.10.96 г.
11. Скибина О. Нужен ли Чехов Оренбургу? // Вечерний Оренбург, 26.09.96 г.
12. Вергасова И. Из Москвы - с любовью // Оренбуржье, 12.10.1996 г.
13. Павлова Е. «Без театра нельзя!» // Вечерний Оренбург, 25.03.2004 г.
14. Текутьева Т. Выстрел // Оренбургская неделя, 7.04.2004 г.
15. Талыкова Ю. «Чайка» крылья расправляет // Оренбургские ведомости, 6.04.04 г.
16. Чернова Е. Полет «Чайки», или как играют театр в театре // Труд, 18.03.04 г.
17. Шарапова Е. Предостережения «Вишневого сада» // Южный Урал, 22.11.96 г.
18. Шарапова Е. Артисты становятся хозяевами роли // Досуг, №3, март 2004 г.