К истории бытования художественного наследия Н.К. Рериха в собраниях Парижа*
Юлия Спиридонова
В статье представлены результаты поиска наследия Н.К. Рериха в музейных и частных собраниях Парижа, сделаны попытки восстановить фрагменты истории бытования произведений художника, местонахождение которых неизвестно. В частности, в результате реконструкции цепочки музейных передач автором обнаружены произведения Рериха в фонде Национального музея современного искусства.
Ключевые слова: Н.К. Рерих, Музей декоративных искусств, Люксембургский музей, религиозная живопись, «пархомовские» эскизы.
Сколько разбросано! Сколько разлетелось!
И не собрать. В Париже - целый архив и картины.
Н.К. Рерих. Сколько
Вехи выставочной истории
Франция сыграла немаловажную роль в творческой биографии и общественной деятельности Н.К. Рериха1. Можно выделить два периода отношений Рериха с этой страной. Первый период приходится на 1900-е -начало 1920-х годов и характеризуется временем ученичества в мастерской Фернана Кормона, художественными «отчетами» на многих выставках в Париже, поиском творческого почерка. Для второго этапа, начавшегося в середине 1920-х годов и достигшего расцвета к началу 1930-х, характерна яркая общественная деятельность художника, связанная с идеей сохранения культурного наследия, воплотившейся в Пакте Рериха (1935). В это время Франция становится форпостом для продвижения идей Рериха в Европе.
На Всемирной выставке 1900 года в Париже европейский зритель впервые познакомился с именем художника. В составе русского художественного отдела Рерих был представлен картиной «Сходятся стар-
* Статья является результатом поездки автора во Францию в 2009 году, поддержанной грантом Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве. Автор благодарит Мартин Брийан (Отдел документирования коллекций Национального музея современного искусства, Центр Помпиду, Париж), Ксавье-Филиппа Гишона (Национальный центр пластических искусств, Париж).
цы» (1898). В 1906 году при Осеннем Салоне в Гран Пале проходила «Выставка русского искусства», подготовленная С.П. Дягилевым, на которой Рерих был представлен шестнадцатью произведениями2. Среди экспонируемых работ - «Древний город», «Охотники», «Бой», эскиз к «Идолам», «Береза», «Славяне на Днепре», «Поход Владимира на Кор-сунь». Несмотря на то, что ни одна его картина не была приобретена3, об успехе Рериха свидетельствует факт его избрания в числе пятнадцати русских художников в действительные члены Общества французского Осеннего салона.
В 1907 году Рерих участвует в двух выставках в Париже - вновь в Осеннем салоне, где экспонировались «Священное место» и «Древние славяне»4, и в декабрьской Выставке современного русского искусства, устроенной княгиней М.К. Тенишевой. Здесь творчество Рериха было представлено очень широко - 130 произведениями художника5. На последней были приобретены его произведения как в государственное музейное собрание Франции, так и в частные коллекции, о чем речь пойдет далее. Выставочная история Рериха в Париже в 1908-1910 годах связана с его театрально-декорационным искусством. В 1908 году на Театральной выставке в Музее декоративных искусств экспонировались не получившие сценического воплощения эскизы Рериха к опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакого в постановке А. Каррэ6. В 1910 году на выставке «Русские художники. Театральные декорации и костюмы и живопись» (название дано по каталогу. - Ю.С.) в галерее «Bernheime Jeune & C» (улица Ришпанса, 15) были показаны эскизы декораций Рериха к операм «Князь Игорь» А.П. Бородина и «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова7.
В 1921 году произведения Рериха экспонировались на трех парижских выставках, везде в составе «мирискусников». Летом - на Выставке русских художников группы «Мир искусства»8, осенью - в Осеннем салоне9, в декабре - на Выставке старого и нового русского искусства, устроенной Г. Лукомским10. Этот год стал последним плодотворным в выставочном отношении годом для Рериха в Париже. С начала 1920-х годов имя Рериха как художника звучит во Франции реже, его искусство представлено менее масштабно, чем в первом десятилетии XX века.
Столь богатая выставочная история Рериха в Париже свидетельствует о том, что французский зритель был хорошо знаком с его творчеством. Произведения художника, приобретенные с парижских выставок, осели в частных коллекциях. Проблема рассеивания и утраты творческого наследия Рериха остро встала уже при жизни художника: «Если посчитать, то выйдет, что я пострадал более всех русских художников»11. Сам Рерих не знал точного количества своих произведений во Франции. В одной статье он упоминает число 3812, в другой фигурируют 46 картин13. За несколько недель до своей кончины художник писал: «Не представляю себе, что происходит с картинами в Париже - висят ли они
на прежних местах или, чего упаси, покоятся в подвале, где находились во время войны?»14.
Александр Лемари, сподвижник Рериха во Франции, в середине 1930-х годов отмечал три места, где можно было познакомиться с творчеством художника в Париже: Музей декоративных искусств, Музей Люксембурга и Французская ассоциация друзей Музея Рериха15. Речь, видимо, шла не о временных выставках, а о включении произведений в состав собраний.
Музей декоративных искусств
Музей декоративных искусств появился в 1905 году и до сих пор располагается в Павильоне Марсан Луврского дворца. Его коллекция не имеет никакого отношения к собранию музея Лувра. Однако расположение Музея декоративных искусств во дворце Лувра вызвало путаницу у сторонников и исследователей творчества Рериха, результатом которой стало включение одного собрания в другое. Сам Рерих в воспоминаниях ошибочно приводит неверные сведения относительно своих картин в Лувре, которые стали кочевать из каталога в каталог еще при жизни ху-дожника16. При жизни Рериха его произведения никогда не экспонировались в Лувре, не приобретались и не дарились в это собрание17. Поэтому, если издание содержит указание на Лувр как место экспонирования или хранения его картин, под этим следует понимать Музей декоративных искусств.
«Французский вестник Музея Рериха» (Париж, 1930) на основании официального каталога приводит данные относительно произведений художника в этом музее. Издание содержит только подробные описания произведений без указания их названий18. Под номером «18. 402. А, В, С» фигурируют «Эскизы росписи культового здания в византийском стиле» Николая Рериха. Все три ниже перечисленных эскиза, закрепленных за этим номером, выполнены в технике акварели. На основании подробного описания работ и имеющегося ряда репродукций, опубликованных в журнале «Зотолое руно» (1907. № 4) можно сделать вывод, что речь идет об эскизах для росписи церкви в селе Пархомовка Киевской области. В пользу этого говорит и заметка самого Рериха: «Не состоялась роспись в Пархомовке - теперь часть эскизов в Лувре»19.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена по завещанию крупного предпринимателя В.Ф. Голубева (1842-1903) в его имении Пархомовка. Возводился храм на средства и под наблюдением его сыновей - Виктора Викторовича и Льва Викторовича. В.В. Голубев (1878-1945), известный востоковед, унаследовал имение после смерти отца. Рерих в 1906 году выполнил 12 эскизов росписи храма. Но братья Голубевы представляли себе живописный декор в ином виде, поэтому эскизам Рериха не суждено было воплотиться в росписях церкви. Согласно списку А.П. Иванова20, выполненные эскизы принадлежали
В.В. Голубеву, который с 1905 вплоть до 1920 года жил в Париже. Французская публика могла познакомиться с этими произведениями уже в 1907 году на «Выставке современного русского искусства», устроенной княгиней Тенишевой21. Очевидно, на этой выставке эскизы были выставлены впервые. Приведем описания эскизов, содержащиеся во «Французском вестнике».
(A). Фигура стоящего вооруженного ангела, окруженного нимбом; над его головой фриз, изображающий стадо овец. - Л. В. Короткина приводит перечень эскизов росписей для Пархомовской церкви, сделанный рукой Рериха22. Описание соответствует сюжету акварельного эскиза «Ангел со щитом и копьем» из этого перечня и иконографии «Эскиза стенописи» (красное с серым) (1906), опубликованного в «Золотом руне»23. Оба названия следует считать тождественными. (Ил. 1.)
(B). Четыре стоящие патриарха на золотом фоне, поднимающие маленькие кресты над своими головами. - В описании содержится ошибка в количестве персонажей. Согласно каталогу картин Н.К. Рериха, составленному В. Бендюриным24, среди эскизов для Пархомовки была акварель «Фрагмент росписи. Три патриарха», иконография которой полностью соответствует приведенному описанию эскиза. Репродукция произведения была опубликована в 1916 году под названием «Фрагмент росписи в Пархомовке» (1906)25. Оба названия следует считать тождественными. (Ил. 2.)
(C). Роспись апсиды в желтых тонах на синем, сером и черном фоне, изображающая одиноких или в группе увенчанных нимбами персонажей с животными. - Вероятно, речь идет о «Синей росписи» (1906), которая включена в перечень эскизов для Пархомовки, приведенный Л.В. Короткиной. На известном воспроизведении этой работы Рериха также изображено полукруглое углубление апсиды. Однако выполнена была «Синяя роспись» в технике темперы. «Французский вестник», как мы уже упоминали выше, указывает на акварельную технику для всех трех эскизов. Возможно, сборник в указании техники содержит ошибку, либо существовал и акварельный эскиз к произведению.
«Синяя роспись» имела богатую выставочную историю в Париже. Она была показана уже в 1906 году на «Выставке русского искусства» при Осеннем салоне26, затем в 1907 году на «тенишевской» выставке современного русского искусства27. В 1910 году на театральной выставке в галерее «Bernheime Jeune & C», помимо эскизов Рериха к оформлению опер «Князь Игорь» и «Снегурочка», вновь экспонировалась «Синяя роспись»28. По утверждению Л.В. Короткиной29 и Е.П. Маточкина30, местонахождение эскизов к росписи в Пархомовке неизвестно. Однако Короткина предполагает, что эскиз «Синяя роспись», до последнего времени находившийся в Лувре, передан либо в музей Токио, либо в Центр имени Ж. Помпиду31. Все прижизненные каталоги произведений Рериха относят «Синюю роспись» к собранию Лувра32 (мы под этим понимаем
Ил. 1. Н.К. Рерих. Ангел со щитом и копьем. (Эскиз стенописи). 1906. Местонахождение неизвестно. Источник изображения: Золотое руно. 1907. № 4. С. 23
Ил. 2. Н.К. Рерих. Фрагмент росписи. Три патриарха (Фрагмент росписи в Пархомовке). 1906. Местонахождение неизвестно. Источник изображения: Николай Константинович Рерих / Текст Ю.К. Балтрушайтиса, А.Н. Бенуа, А.И. Гидони, А.М. Ремизова и СЛ. Яремича. Пг.: Свободное Искусство, 1916. С. 72
Музей декоративных искусств). К настоящему времени во французских собраниях «Синяя роспись» не обнаружена33. Последнее упоминание о произведении находим у Э.Ф. Голлербаха в его эссе «Искусство Рериха» (Рига, 1939), которое окончательно запутывает следы перемещений этого произведения. Голлербах, подробно описывая развеску картин Рериха в Русском музее, отмечает: «Ценно, прежде всего, то, что картины Рериха помещены отдельно, то есть не смешаны с другими, а занимают целиком одну стену зала. Порядок их расположения таков: ...в нижнем ряду - эскиз декорации "Князю Игорю", "Мхи", "Змиевна", эскиз декорации к "Снегурочке" и "Заклятие земли". Там же "Пещное действо", "Синяя роспись"»34. Итак, последнее известное место экспонирования этого произведения приходится на Ленинград.
Помимо трех перечисленных эскизов, зарегистрированных под номером 18.402, в Музее декоративных искусств было представлено произведение Рериха под номером 18.403. «Часть росписи купола церкви. Акварельный рисунок серым монохромом на желтом фоне, представляющий собой круговой фриз с ангелами; первый держит жезл и сферу; остальные трубят, окружая всевидящее око, помещенное в левом верхнем углу композиции». Описание отсылает к сюжету эскиза «Всевидящее око с небесными силами», входящее в перечень эскизов росписей для Пархомовки, приведенный Короткиной. Что касается изображения, то описание полностью соответствует иконографии эскиза «Архангел» (1906), опубликованного в «Золотом руне»35. Оба названия тождественны и относятся к одному произведению36. Однако, согласно исследованию Маточкина, «Архангел» имеет другую цветовую гамму - красную и зеленую. Назначение эскиза, по мнению исследователя, также иное - для мозаичной стенной вставки. Однако описание изображения «Архангела» полностью соответствует описанию из французского сборника: «...на переднем плане изображен в статичной позе Архистратиг Михаил в парадном платье византийских императоров, в коническом шлеме на голове, с лабарумом и сферой в руках. Рядом с ним по дуге круга выстроилась рать ангелов. Одни из них беседуют, другие трубят. В центре круга пристально смотрит на мир Всевидящее око. Оно окружено сонмом херувимов и серафимов.»37. На этом основании можно утверждать, что речь идет об этом произведении. (Ил. 3.)
Итак, сравнив описания эскизов на основании информации французского сборника с сюжетами эскизов росписей в Пархомовке, можно констатировать тот факт, что в Музее декоративного искусства в Париже экспонировались именно они и с высокой степенью уверенности говорить о конкретных произведениях: «Ангел со щитом и копьем» (Эскиз стенописи), «Фрагмент росписи. Три патриарха» (Фрагмент росписи в Пархомовке), «Синяя роспись», «Всевидящее око с небесными силами» (Архангел). Остается под вопросом их современное местонахождение.
Ил. 3. Н.К. Рерих. Всевидящее око с небесными силами. (Архангел).
1906. Местонахождение неизвестно.
Источник изображения: Золотое руно. 1907. № 4. С. 21
Во Франции с 1791 года начал формироваться фонд национальных коллекций за счет покупки произведений искусства у художников-современников. Каждое произведение, поступившее на хранение государству, подлежало процедуре инвентаризации и на основании министерского постановления включалось в состав национальных коллекций. В течение XIX столетия ведомство, ответственное за приобретение произведений у художников от имени Французского государства, меняло названия и подчинение разным министерствам. С 1882 по 1961 год эту функцию стало выполнять Управление произведений искусства, являвшееся одним из самых крупных подразделений министерства
по вопросам изобразительных искусств. Сегодня выполнение этой функции доверено Национальному центру пластических искусств (Centre national des arts plastiques, CNAP). Затем произведения поступали на хранение в различные учреждения - региональные музеи, центральные и региональные государственные органы, французские представительства за границей. К настоящему моменту Национальный фонд современного искусства (Fonds national d'art contemporain, Fnac) насчитывает более 90 000 произведений38.
Если эскизы к Пархомовке поступили в Музей декоративных искусств, они должны были быть зарегистрированы Управлением произведений искусства. Однако в материалах CNAP соответствующие документы не обнаружены. На этом основании можно сделать вывод, что в государственные собрания эти произведения не поступили. Остается предположить, что они осели в частных коллекциях или утрачены. Почему же мы находим так много свидетельств относительно этих произведений Рериха в Лувре? Возможно, речь шла не о включении в постоянное собрание, а об их участии во временной выставке, проходившей в залах Музея декоративных искусств.
Штаб-квартира Французской ассоциации друзей Музея Рериха
Следующее место, где экспонировались произведения Рериха в Париже в 1930-е годы, была Штаб-квартира Французской ассоциации друзей Музея Рериха по адресу: улица Пуатье, 12. Зал с представленными произведения Рериха был посвящен Елене Ивановне Рерих39. Согласно данным «Французского сборника», здесь было представлено четырнадцать произведений художника, восемь из них было передано княгиней Е.К. Святополк-Четвертинской в память о княгине М.К. Те-нишевой, т. е. они являлись собственностью последней; четыре рисунка без указания названия являлись даром Святополк-Четвертинской, и два произведения передал сам Рерих40. В письме сына Юрия Рериха младшему брату находим подтверждение этой информации: «Сняли новое помещение для Общества друзей на rue de Poitier, VII. Хорошее помещение в чудном доме. Княгиня Четвертинская пожертвовала несколько ценных шкафов для книг и свыше 11 картин и рисунков папы»41. «Бюллетень Музея Н.К. Рериха» также подтверждает дар княгини и приводит названия двенадцати произведений художника, 13-м номером без уточнения названий и количества фигурируют «Эскизы для росписи в Пархомовке». Французский и американский источники имеют расхождения в названиях, к тому же перевод названий в иностранных каталогах не всегда отображал истинное название произведения. Французский сборник не содержит данные о датах картин, эту информацию восполняет американский источник. Наконец, основываясь на данных о владельцах картин, сведениях, которые содержатся в ряде прижизненных списков и в перечнях произведений художника42,
можно с высокой степенью уверенности восстановить большую часть фонда Французской ассоциации. (См. Приложение).
Перечень из 11 произведений выглядит следующим образом: 1) Эскиз «Царица Небесная над рекой жизни» (1906, акварель) для Пар-хомовской церкви или одноименный эскиз для росписи церкви в Талаш-кино (1910-е, темпера); 2) Эскиз «Вседержитель в куполе» для росписи Пархомовской церкви (1906, акварель); 3) Эскиз «Всевидящее око с небесными силами» (известный под названием «Архангел») для росписи Пархомовской церкви (1906, акварель)43; 4) «Трон Невидимого Бога». Эскиз внутренней росписи церкви в Талашкине (1909); 5) «Архангел. Эскиз для картины «Сокровище ангелов»» (1904, масло); 6) «Святой Александр Невский» (один из вариантов - черный или вариант в красках, 1904); 7) «Ангелы у престола» (1906, пастель); 8) «Изба смерти» (1905, акварель); 9) «Сосны» из серии Летние этюды (1905, акварель); 10) «Заморские гости» (1906, картон для эмали); 11) «Кочевники» (1902 или 1904, пастель).
Помимо этого, фонд содержал эскизы к вышивкам. На выставке Тенишевой в 1907 году экспонировались «Изба смерти», «Сосны», «Святой Александр Невский», «Архангел. Эскиз для картины "Сокровище ангелов"»44. Последнее произведение княгиня приобрела за 450 франков45. Имеющаяся информация о количестве картин относится к моменту открытия филиала Музея Н.К. Рериха в Париже. Сведения о дальнейших пополнениях собрания фонда Французской ассоциации произведениями художника отсутствуют. На сегодняшний момент дальнейшая судьба этих произведений остается неизвестной. Рерих в очерке «Памятка» (1945) ошибочно писал, что «"Царица Небесная", "Ангелы", "Пантократор" - в Париже (Лувр)»46.
Итак, собрание Французской ассоциации составили произведения Рериха, которые до этого входили в частные собрания русской эмиграции. Оно содержало ранние работы художника, значительная часть которых представляла церковное творчество.
Люксембургский музей
Последнее место экспонирования произведений Рериха в Париже к 1930-м годам - Люксембургский музей, в собрании которого раннее творчество художника было представлено пастелью «Человек со скребком» (1905), а зрелый период - произведением «Замки Майтрейи» (1929).
«Человек со скребком»
Это единственное произведение Рериха, включенное в Национальный фонд современного искусства Франции на основании покупки, в настоящее время находится во Французском институте восточной археологии в Каире. Пастель «Человек со скребком» (1905) экспонировалась
в Париже на Выставке современного русского искусства в 1907 году47. Там, помимо Н.К. Рериха, были представлены М.К. Тенишева (эмалями) и Талашкинская школа (работами крестьян), художник И.Я. Билибин, скульптор барон К. Рауш фон Траубенберг, архитектор А.В. Щусев. Для этой выставки Рерих дважды приезжал в Париж: в сентябре 1907 года для подготовки и в декабре на открытие, в обоих случаях на несколько дней. Выставка, на которую было разослано 3 500 приглашений, открылась 5 декабря. Внимание публики привлекли такие работы Рериха, как «Славяне», «Змей Горыныч», «Пещное действо», «Сокровище ангелов». Сам Рерих признавался в интервью, что подобного успеха никто из участников не ожидал: «Нам думалось, что французы уже утомлены от русского искусства. Оказывается, напротив. Они влюблены в него. И влюбила их кн. Тенишева»48.
Интерес к творчеству Рериха со стороны французских властей закрепил успех художника. В собрание Люксембургского музея была приобретен «Человек со скребком». Об этом Рерих сразу сообщил в письме супруге: «Сейчас Министр купил для Государства "Человека со скребком"»49. Это событие сразу нашло отражение в российской прессе. «Русь» отметила: «.выставка, имела хороший успех, заслужила лестные отзывы печати и весьма посещалась. Наибольший успех выпал на долю Н.К. Рериха, которому посвятил специальную статью Д. Рош, а Национальная академия в Реймсе избрала Н.К. своим членом. Французское правительство приобрело пастель Рериха "Человек со скребком"»50.
Факт приобретения пастели был узаконен постановлением Министерства народного образования и изящных искусств Франции от 21 декабря 1907 года51. Уже 5 февраля 1908 года в выписке Dépôt des Marbres подразделения, ответственного за передачу произведений на хранение, сообщается, что пастель занесена в инвентарную книгу под номером «2062»52. На имя княгини Тенишевой была выплачена сумма в 250 франков53. С 1 декабря 1923 года произведение было передано на хранение во Французский институт восточной археологии в Каире, в коллекции которого находится до сих пор54. «Человек со скребком» - это своего рода гимн Рериха-археолога, а также его настойчивые заявления о необходимости изучать и охранять памятники старины. В археологическом собрании Рериха было несколько кремневых скребков, привезенных из его археологических раскопок. С. Маковский писал: «Каменный век! Сколько раз я заставал Рериха за рабочим столом, бережно перебирающим эти удивительные "кремни", считавшиеся так долго непонятной прихотью природы: гранёные наконечники стрел, скребла, молотки, ножи из могильных курганов. Он восхищается ими, как ученый и поэт. Любит их цвет и маслянистый блеск поверхностей и красивое разнообразие их, столь чуждое ремесленного холода, так тонко выражающее чувство материала, линии, симметрии. <...>"Человек" - не русский, не славянин и не варяг. Он -древний человек, первобытный варвар земли»55.
Ил. 4. Н.К. Рерих. Замки Майтрейи. 1929. Холст, масло. 74,5x117,5. Национальный музей современного искусства (Центр Помпиду). Париж. Источник изображ.: Message of1929. NY.: Roerich Museum Press, 1930. P. 14
«Замки Майтрейи»
Как мы уже упоминали, в Люксембургский музей поступила еще одна картина Рериха - «Замки Майтрейи»56. (Ил. 4.) И на сегодняшний момент это единственное произведение художника, которое находится в составе национальных коллекций на территории Франции. Помимо данных FNAC, этот факт подтверждает также Дидье дю Бле, французский исследователь творчества Рериха57. В настоящее время произведение хранится в фонде живописи Национального музея современного искусства (Центр Помпиду, Париж) (холст, масло. 74,5х117,5. Инв. № JP862P).
Произведение было преподнесено в дар Франции самим Н.К. Рерихом в 1929 году. Передача дара была узаконена постановлением Министерства народного просвещения и изящных искусств. Министр написал Рериху: «Хочу выразить Вам свое чувство горячей признательности за этот дар, который так обогатил наши национальные коллекции (4 июня 1930)»58. Секретарь Французского Рериховского общества Г.Г. Шклявер отметил: «Картина, которую господин Рерих недавно преподнес в дар французскому правительству, одно из больших полотен, на котором изображены горы и святыни Тибета. Возможно, в одном из таких древних храмов, на вершине страны снегов, возвышается статуя Майтрейи, Будды грядущего, который, согласно
распространенным верованиям в Центральной Азии, придет вскоре на землю, чтобы начать Новую эру. Для нас легенда о Майтрейи имеет символическую ценность. Принося в дар Франции эту картину, профессор Николай Рерих хотел вновь подтвердить свою веру в будущее этой страны, так как во Франции он любит все: ее древние памятники и самые новые устремления»59.
Картина поступила в Жё-де-Пом (Jeu de Paume) в саду Тьюильри, который с 1922 года являлся структурным подразделением Музея Люксембурга и представлял современное искусство иностранных художников. В 1932 году в Жё-де-пом открылся самостоятельный Музей современных иностранных школ, к тому времени его собрание пополнили произведения таких художников, как Пикассо, Модильяни, Де Кири-ко, Дали, Купка, Кандинский60. Музей унаследовал фонд секции иностранных художников Люксембургского музея. Картина «Замки Май-трейи» официально поступила в Музей современных иностранных школ 15 октября 1937 года61. В 1947 году был создан задуманный еще до Второй мировой войны Национальный музей современного искусства, в который были переданы фонды Люксембургского музея и Музея современных иностранных школ. С этого времени «Замки Майтрейи» Рериха находятся в собрании Национального музея современного искусства, который до появления Центра Жоржа Помпиду в 1977 году размещался во Дворце Токио.
В настоящий момент за произведением закрепилось ошибочное название «Пейзаж Тибета»62. Эта ошибка обнаруживается уже в 1929 году в официальном издании Дирекции национальных музеев «Бюллетень музеев Франции», где среди поступлений в Люксембургский музей фигурирует дар Рериха - «Paysage du Thibet» («Пейзаж Тибета»)63. Эта информация сразу попала в парижские газеты64. Истинное название «Замки Майтрейи» («Castles of Maitreya») подтверждает ряд источников65. Рерих в очерке «Битва» указывает: «С трудом нашли в Лувре "Замки Майтрейи"»66. Как мы отмечали, Рерих в воспоминаниях часто допускает неточность в местонахождении своих произведений, приписывая их собранию Лувра. Если это не простая ошибка, то этот факт может быть объясним следующей причиной. До 1902 года большинство приобретенных Дирекцией Изящных искусств произведений современников, предназначенных для Люксембургского музея, приписывались национальным музеям, и на этом основании вносились в инвентарный перечень Лувра67. Возможно, будучи в курсе этой системы учета, Рерих по инерции считал, что произведения включены в собрание Лувра.
Первоначально Н.К. Рерих приписывался к американской школе, о чем свидетельствует запись в книге поступлений Жё-де-Пом68. Передача картины в качестве дара была знаком сотрудничества между Францией и США, о чем официально высказалась Французская ассоциация друзей Музея Рериха69. Во-вторых, к моменту включения произведения в
коллекцию музея уже был подписан Пакт Рериха (1935), который на государственном уровне инициировали США. Несмотря на то, что художник воспринимался как представитель американской школы, его работы не экспонировались на большой выставке «Три века искусства США», состоявшейся в 1938 году в Жё-де-Пом, которая вошла в историю как первая масштабная выставка американского искусства в Европе. Там, помимо художников, родившихся в США, были представлены авторы из двенадцати стран Европы и Азии, эмигрировавшие в Америку, включая выходцев из Российской империи, таких как А. Горки (Arshile Gorky), М. Кантор (Morris Kantor), А. Валькович (Abraham Walkowitz)70.
Портрет «Николай Рерих» С.Н. Рериха11
В Национальном музее современного искусства (Центр Помпиду), помимо произведения Н.К. Рериха, хранится портрет мастера кисти Святослава Рериха - «Николай Рерих» (1938. Холст, масло. 122х122. Инв. № JP901P). (Ил. 5.) Портрет, как и «Замки Майтрейи», поступил первоначально в Музей современных иностранных школ, располагавшийся в Жё-де-Пом, в 1939 году. Тогда авторство приписали не С.Н. Рериху, а Н.К. Рериху, а сама картина фигурировала под названием «Портрет мужчины». Как и его отец, С.Н. Рерих вначале был отнесен к американской школе72. Переписка супруги Святослава Николаевича Девики Рани Рерих с директором Центра Помпиду Домиником Бозо (Dominique Bozo, 1935—1993) проливает свет на долгие поиски этого произведения. В 1983 году она писала: «В течение многих лет мы пытались найти следы этой картины, и сейчас так счастливы узнать, что она находится под Вашей опекой»73. Д. Бозо в ответном письме отметил: «Они [картины Н.К. и С.Н. Рерихов] представляют собой ценное свидетельство устремлений этих художников к Востоку» (5 сентября 1983)74.
Итак, на сегодняшний момент в Фонде современного искусства Франции всего числится два произведения Н.К. Рериха - «Человек со скребком» (Каир), «Замки Майтрейи» (Париж) и один портрет Святослава Рериха - «Николай Рерих» (Париж). Однако творческое наследие Рерихов во Франции не исчерпывается этими произведениями. Большое количество картин осело в частных коллекциях. Известны имена владельцев произведений Рериха во Франции в первой четверти XX века. Среди них были как французы - барон де Бай, Арман Дайо, Морис Дени, Дени Рош и другие; так и выходцы из Российской империи - И.Я. Павловский, А.В. Руманов, князь Святополк-Четвертинский. Как мы уже упоминали, крупными коллекционерами Рериха в Париже были княгиня Тенишева и Голубев75. Судьба известных по каталогам и спискам произведений76, поступивших во французские частные собрания при жизни Рериха, на сегодняшний момент по большей части остается неизвестной77.
Произведения Рериха могли приобретаться в течение всего XX века во французские собрания из разных источников. Нам удалось обна-
ружить в частной коллекции (Париж) картину Н.К. Рериха из серии «Гималаи»78. Произведение композиционно очень схоже с одноименной картиной из собрания Д.А. Руманова (Париж), наследовавшего коллекцию отца А. В. Руманова (1878-1960), но отличается по цветовому решению. Отметим, что картина была куплена нынешним владельцем в парижской художественной галерее, куда она поступила из Нью-Дели. Этот факт интересен с точки зрения движения произведений Рериха по миру, который свидетельствует о неослабевающем интересе европейских любителей искусства к картинам художника.
В Париже в первой трети XX века экспонировались произведения раннего и зрелого периодов творчества Н.К. Рериха. Французский зритель имел возможность познакомиться с религиозным, театрально-декорационным творчеством художника, его «архитектурными этюдами» и произведениями, вдохновленными темой Востока. На долю Франции выпала удача познакомиться с «пархомовскими» эскизами, которые не успели получить богатую выставочную историю в России и остались практически неизвестными на родине художника. До сих пор исследователи могут судить о них лишь благодаря сохранившимся репродукциям. Произведения из частных коллекций русской эмиграции пополнили фонд Французской ассоциации друзей Музея Рериха, достаточно подробно представлявшей церковное творчество художника; их судьба остается неизвестной. На сегодняшний момент известно одно произведение Рериха, входящее в состав национальных коллекций на территории Франции - «Замки Майтрейи». «Человек со скребком», формально относящийся к французскому национальному фонду, находится во Французском институте восточной археологии в Каире. Творческое наследие Рериха во Франции не исчерпывается этими произведениями. Его картины осели в частных коллекциях. Сведения о произведениях в составе коллекций русской эмиграции начала XX века по большей части носят фрагментарный характер. Их поиск и изучение на сегодняшний день являются первостепенной задачей для восполнения «белых пятен» в творческой биографии Рериха.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Эта тема получила рассмотрение в исследованиях: Князева В.П. Николай Константинович Рерих. 1874-1947: Жизнь и творчество. Л.-М.: Искусство, 1963; Короткина Л.В. Николай Константинович Рерих: Альбом. СПб.: Художник России, «Золотой век», 1996; Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. Самара: Агни, 1996.
2 Salon d'Automne. Exposition d'art russe, Paris: Moreau Frères Editeurs, 1906.
3 Маковский С. Художественные заметки. XIV // Страна. 1906. 23 ноября / 6 декабря. № 220. С. 2.
Ил. 5. С.Н. Рерих. Николай Рерих. 1938. Холст, масло. 122x122. Национальный музей современного искусства (Центр Помпиду). Париж. Источник изображ.: Roerich Pact. Peace Banner. The Red Cross of Culture. Delhi, 1939. Frontispiece
4 Базанкур О. Художественная хроника // Санкт-Петербургские ведомости. 1907. 7/20 октября. № 221. С. 3. Цит. по: Николай Рерих в русской периодике, 18911918. Вып. 3: 1907-1909. СПб.: Фирма Коста, 2006. С. 96.
5 Exposition d'Art russe moderne. Paris, 1907.
6 Париж. — I. Выставки. А. Театральная выставка в помещении музея Декоративных искусств (Pavillon Marsan в здании Тюильери) // Старые годы. 1908. № 10. С. 631-634. Цит. по: Николай Рерих в русской периодике, 1891-1918. Вып. 3. С. 283.
7 Les artistes russes. Décors et Costumes de theatre et Tableaux. Paris, 1910.
8 Exposition de l'Art Russe à Paris en 1921. / Publié sous la direction de G. Loukomsky.
Édition «L'Art russe». Paris, sans date.
9 Salon d'Automne. Section: Groupe des Artistes russes, membres et exposants de la Société «Mir Iskousstva». Paris, 1922.
10 Exposition russe d'art ancien et moderne. Peinture, sculpture, dessins des maitres anciens, emaux, tapisseries, meubles - L'Art russe (1765-1921) / Catalogue avec les préfaces de Maurice Paléologue, Louis Réau, Georges Loukomsky. Paris: Helikon, 1921. P. 27.
11 Рерих Н.К. Новое // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. III (1942-1947). 2-е изд. М.: изд. МЦР, «Мастер Банк», 2002. (Большая Рериховская библиотека). С. 474.
12 Рерих Н.К. Сколько // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. III. С. 68.
13 Рерих Н.К. Трудные дни (15.01.1946) // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. III. С. 340.
14 Рерих Н.К. Новое // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. III. С. 473.
15 Lesmaries A. Pour la protection, en temps de guerre des trésors historiques et artistiques. Le Pacte Nicolas Roerich // La Paix. Paris. 1934. Mai-Juin. P. 148.
16 The Nicholas Roerich exhibition. With Introduction and Catalogue of the Paintings by Christian Brinton. NY: Redfield-Kendrick-Odell Co., 1920, 1921, 1922.; Nicolas Roerich exhibition: Catalogue. San Francisco Museum of Art, Palace of Fine Arts, September 9-October 15, 1921; Message of 1929. New York: Roerich Museum Press, 1930. (New Era Library. Ser. VI: Roerich Museum Series. Book I). P. 152. Сам Рерих тоже указывал на Лувр (см. примеры в тексте статьи).
17 Этот вывод мы сделали на основании отсутствия документов в Национальном Фонде современного искусства Франции (FNAC) о включении произведений Рериха в собрание Лувра. См. также: Italie, Espagne, Allemagne, Grande-Bretagne et divers: Catalogue sommaire illustré des peintures du musée du Louvre. Paris: Editions de la Réunion des musées nationaux, 1981.
18 Le Messager Francais du Roerich Museum. Paris, 1930. № 1. P. 21-22.
19 Рерих Н.К. Срывы // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. III. С. 473.
20 Иванов А.П. Списки живописных и литературных работ Н.К. Рериха // Автограф. Сектор рукописей ГРМ. Ф. 143. № 10.
21 Exposition d'Art russe moderne. Paris, 1907. P 8. (Под кат. № 92 фигурируют «Десять фрагментов для росписи церкви», принадлежащих В.В. Голубеву).
22 Короткина Л. В. Николай Константинович Рерих: Альбом. СПб.: Художник России, «Золотой век», 1996. С. 89-90.
23 Золотое руно. 1907. № 4. С. 23.
24 Бендюрин В. Каталог картин Н.К. Рериха // http://www.roerich-encyclopedia. facets.ru/kartiny. html
25 Николай Константинович Рерих / Текст Ю.К. Балтрушайтиса, А.Н. Бенуа, А.И. Гидони, А.М. Ремизова и С.П. Яремича. Пг.: Свободное Искусство, 1916. С. 72.
26 Salon d'Automne. Exposition d'art russe, Paris: Moreau Frères Editeurs, 1906. P. 81. (Кат. № 466. «Esquisse d'une fresque bleue»).
27 Exposition d'Art russe moderne. Paris, 1907. P. 8. (Кат. № 94. «Esquisse de fresque bleue»).
28 Les artistes russes. Décors et Costumes de theatre et Tableaux. Paris, 1910. P. 9 (Кат.
№ 95 «Fresques d'églises bleues»).
29 Короткина Л.В. Указ. соч. С. 90.
30 Маточкин Е.П. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара, 2005. С. 22.
31 Короткина Л.В. Указ. соч. С. 90.
32 Эрнст С.Р. Н.К. Рерих. Пг.: Община Св. Евгении, 1918. С. 117; Nicolas Roerich. / Précédé d'une introduction par M. de Vaux-Phalipau et G. Chklaver // La Revue du vrai et du beau. Paris, 1928. P. XIV; Николай Константинович Рерих. С. 214; Список А.П. Иванова.
33 Этот вывод мы сделали на основании отсутствия документов, касающихся включения произведений Рериха в государственные музейные собрание Франции, в материалах Национального Фонда современного искусства Франции (FNAC).
34 Голлербах Э. Искусство Рериха // Иванов В.Н., Голлербах Э.Ф. Рерих: Часть 1. Рига: Izdevis Rericha muzejs, 1939. С. 38.
35 Золотое руно. 1907. № 4. С. 21.
36 На это также указывает В. Бендюрин. См.: Бендюрин В. Указ. соч.
37 Маточкин Е. П. Указ. соч. С. 26.
38 По материалам сайта http://www.cnap.fr (от 23.12.2011).
39 Paris branch opens // Roerich museum bulletin. N.Y. : Roerich Museum Press, 1931. №1. С. 4.
40 Le Messager Francais du Roerich Museum. P. 22.
41 Юрий Рерих. Письма к брату Святославу. 1925-1930 // Вестник Ариаварты. Москва - Нью-Йорк. 2002. № 2. С. 62.
42 Список А.П. Иванова, перечень С. Эрнста (1918), перечень произведений в издании: Николай Константинович Рерих. Пг.: Свободное Искусство, 1916.
43 Как мы предположили, именно этот эскиз был представлен под номером 18.403. в Музее декоративных искусств. Учитывая отсутствие данных о поступлении этих произведений Рериха в национальные коллекции, мы пришли к выводу, что в Музее декоративных искусств работы художника могли экспонироваться на временной выставке. Затем произведение поступило в фонд Французской ассоциации.
44 Exposition d'Art russe moderne. Paris, 1907.
45 Письмо Н.К. Рериха к Е.И. Рерих. Париж, [22 ноября/5 декабря 1907] // ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 354. Л. 1.
46 Рерих Н.К. Памятка (24.02.1945) // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. III. С. 259.
47 Exposition d'Art russe moderne. Paris, 1907. P. 9. (Кат. № 99. «L'Homme au grattoir»).
48 Шебуев Н. Негативы // Слово. 1907. 2/15 декабря. № 320. С. 1-2. Цит. по: Николай Рерих в русской периодике, 1891-1918. Вып. 3. С. 123.
49 Рерих Н.К. Рерих Е.И. [24 ноября/7 декабря 1907]. Париж // ОР ГТГ. 44/345. Л. 1.
50 Цит. по: Николай Рерих в русской периодике. Вып. 3. С.132.
51 Arrêté du Ministère de l'Instruction publique et des Beaux-Arts sur l'achat d'un tableau de M. Roerich intitulé «L'homme au grattoir ». Paris. le 21 décembre 1907 //
Centre national des arts plastiques (Paris). F/21/4264. Dossier № 101 (série artistes). С. Эрнст ошибочно указывает, что картина была приобретена в 1909 г. (см.: Эрнст С.Р. Указ. соч. С. 99).
52 Note d'un conservateur du Depôt de Marbres. Signée Eugène Morand. Paris. le 13 février 1908 // Centre national des arts plastiques (Paris). F/21/4264. Dossier №101 (série artistes).
53 Note d'ordonnancement pour la comptabilité. Paris. le 13 février 1908 // Ibid.
54 Электронное письмо. Cherpion Nadine - Спиридонова Ю.В. Каир. 19.12.2011 // Личный архив автора.
55 Золотое руно. 1907. Апрель. № 4. Цит. по: Николай Рерих в русской периодике. Вып. 3. С. 44-52.
56 Репродукцию картины см.: Message of 1929. P. 14.
57 Ble D. du. Nicolas Roerich. Paris: Pax Cultura, 1985. P 30
58 Цит. по.: Chklaver G. L'association française des amis du Roerich Museum (19291930) // Le Messager Francais du Roerich Museum. Paris. 1930. № 1. P 34.
59 Ibid. P. 32.
60 Jeu de paume : histoire. Paris: Ed. du Jeu de paume, 1991. P 49-52.
61 Le livre d'inventaire du Musée national d'art moderne // Service de documentation des collections du Musée national d'art moderne (Paris).
62 Среди пометок на обороте рамы фигурируют такие названия, как «The Landoe/ Майтрейи (?) Тибетская серия 1929» и «Замок Гессар-хана».
63 Conseil des Musées Nationaux. Séance du 2 décembre 1929 // Bulletin des musées de France / Direction des musées nationaux. 1929. № 12. décembre. С. 280.
64 Dans les musées nationaux. Les nouveaux dons, legs et acquisitions // Le matin. Paris. 1929. 11 décembre. № 16702. С. 8.
65 См.: Message of 1929. - NY.: Roerich Museum Press, 1930. (New Era Library. Ser. VI: Roerich Museum Series. Book I). P. 14, 152; Messager francais du Roerich Museum». P. 21; Lesmaries A. Pour la protection, en temps de guerre des trésors historiques et artistiques. Le Pacte Nicolas Roerich. P. 147.
66 Рерих Н.К. Битва // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. III. С. 569.
67 Italie, Espagne, Allemagne, Grande-Bretagne et divers: Catalogue sommaire illustré des peintures du musée du Louvre. Paris: Editions de la Réunion des musées nationaux, 1981. P. 7.
68 Le livre d'acquisition. Jeu de Paume // Service de documentation des collections du Musée national d'art moderne (Paris).
69 Chklaver G. L'association française des Amis du Roerich Museum (1929-1930) // Le Messager Francais du Roerich Museum. P. 32.
70 Trois siècles d'art aux Etats Unis: peinture, sculpture, architecture, cinéma. Tours, 1938.
71 Репродукция картины была опубликована в изданиях: Иванов В.Н., Голлербах Э.Ф. Рерих. (1939). С. 24; Roerich Pact. Peace Banner. The Red Cross of Culture. Delhi, 1939. Frontispiece; The Roerich Pact and the Banner of Peace. New York: The Roerich Pact and the Banner of Peace Committee, 1947.
72 Le livre d'acquisition. Jeu de Paume.
73 Letter from Devika Rani Roerich to Dominique Bozo. Bangalore. 19th August 1983 // Service de documentation des collections du Musée national d'art moderne (Paris). Dossier Svetoslav Roerich.
74 Letter from Dominique Bozo to Devika Rani Roerich. Paris. 5 Septembre 1983 // Ibid.
75 The Nicholas Roerich exhibition. With Introduction and Catalogue of the Paintings by Christian Brinton.
76 По прижизненным спискам и каталогам произведений Рериха можно восстановить некоторые принадлежащие им произведения. Барон де Бай - пастель «Священное место» (1907) из серии «Финляндские этюды»; Арман Дайо - пастель «Сосны» (1907) из серии «Финляндские этюды»; Морис Дени - Эскиз для резного шкафа «Звери» (1904); Дени Рош - пастель «Заклятье водное» (1905), Жакен -пастель «Семь принцесс» (1906). См.: Список Иванова.
77 Исключением является исследование: Яковлева Е.П. О петербургском собирателе А.В. Руманове и судьбе его художественных коллекций // Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры: Сб. статей по материалам Междунар. научно-практич. конференции. Одесса, 16-18 мая 2000 г. Одесса: Астропринт, 2001. С. 172-188.
78 Слева внизу имеется надпись «N. Roerich». Дата отсутствует. На обороте холста имеются наклейки, свидетельствующие о том, что произведение было выставлено на продажу на аукционе Sotheby's.
Приложение
№ Данные «Французского вестника Музея Рериха» (Париж, 1930) Перевод Данные «Бюллетеня Музея Н.К. Рериха» (Нью-Йорк, 1931) Перевод Произведение Н.К. Рериха Владелец. Источник1
1 Madonne Мадонна Heavenly Queen (Variant of original sketch) 1906 Царица небесная Если дата верная, то речь идет об эскизе для Пархомовской церкви «Царица Небесная над рекой жизни» (1906)2, принадлежавшем В.В. Голубеву. М.К. Тенишевой принадлежал эскиз для внутренней росписи церкви в Та л аш кино «Царица небесная над рекою жизни (1910-е гг.) В.В. Голубев (вариант 1906 г.) [1]. М.К. Тенишева (вариант 1910-х гг.) [1], [3, с. 120]
2 L'Isba de la Fée Изба феи A Chicken-Legged Hut 1908 Избушка на курьих ножках «Изба смерти» (1905. Акварель) М.К. Тенишева [1], [2, с. 212]
3 Sapins Ели Pines 1905 Сосны «Сосны». Серия «Летние этюды» (1905. Акварель) М.К. Тенишева [1], [2, с. 212]
4 Trésors des Anges (Fragment) Сокровище ангелов (фрагмент) Archangel (Detail of Treasure of Angels) 1904 Архангел (Фрагмент «Сокровища ангелов») «Архангел». Эскиз для картины «Сокровище ангелов» 1904 г. М.К. Тенишева [1], [2, с. 211]
5 Saint Alexandre Newsky Св. Александр Невский St. Alexander Nevsky Conquers Yarl Birger, 1905 Св. Александр Невский побеждает Яр л а Биргера Св. Александр Невский (один из двух вариантов: черный и вариант в красках). Оба 1904 г. М.К. Тенишева [1]
6 Archanges Архангелы пастель «Ангелы у престола» (1906) М.К. Тенишева [1], [2, с. 213]
7 Les Hôtes d'au-delà des Mers Заморские гости Guests from Beyond the Sea 1906 Заморские гости картон для эмали «Заморские гости» 1906 года М.К. Тенишева [1], [2, с. 212]
8 The Throne of the Invisible God, 1907 Трон невидимого бога «Трон Невидимого Бога». Эскиз внутренней росписи церкви в Талашкино (1909) М.К. Тенишева [2, с. 221]; [3, с.123]
9 Les Nomades Кочевники Scythians (pastel) 1903 Скифы (пастель) Кочевники (1902 или 1904, пастель) Кн. Святополк-Четвертинский [1],[2, с. 211]
я
о
х >
х •<
в
о
*
X
s
*
10 Horseman (Sketch for an enamel) 1906 Всадник (Эскиз для эмали) Возможно, эскиз мозаики «Святой Михаил Архистратиг»3 (1906, темпера) В.В. Голубев [1], [2, с. 214]
11 Le Christ Христос The Savior, 1906 Христос Эскиз к Пархомовской церкви (акварель) «Вседержитель в куполе» (1906) В.В. Голубев [1], [2, с. 214]
12 Archange Архангел Archangel, 1906 Архангел Эскиз к Пархомовской церкви (акварель) «Всевидящее око с небесными силами», известный также под названием «Архангел» (1906) В.В. Голубев [1], [2, с. 214]
13 A Duel (Sketch for embroidery), 1908 Поединок (эскиз для вышивки), 1908 Неизвестно, о каком произведении идет речь. Известно несколько произведений с названием «Поединок» (1902, 1906, 1907,1910). Не подтверждена собственность М.К. Тенишевой или Е.К. Святополк-Четвертинской
14 An Embroidery, 1908 Неизвестно, о каком произведении идет речь. Возможно, «Декоративный фриз» (узор для вышивки). 1904 [3, с. 115] (С.С. Миту сов) Не подтверждена собственность М.К. Тенишевой или Е.К. Святополк-Четвертинской
15 Sketches for Frescoes in the Church Golubieff near Kieff Эскизы фресок для церкви Голубева близ Киева Эскизы росписи для церкви в Пархомовке. Названия и количество не указано. Возможно, дублирование № 1,11, 12 В.В. Голубев [1], [2, с. 214]
1 Список А.П. Иванова [1]; Николай Константинович Рерих / Текст Ю.К. Балтрушайтиса, А.Н. Бенуа, А.И. Гидони, A.M. Ремизова и С.П. Яремича. Пг.: Свободное Искусство, 1916. [2]; Эрнст С.Р. Н.К. Рерих. Пг.: Община Св. Евгении, 1918. [3].
2 См. репродукцию: Маточкин Е.П. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара, 2005. С. 25.
3 Мозаика для церкви Святых апостолов Петра и Павла «На пороховых заводах» (ныне поселок Морозовка) близ Шлиссельбурга. См. изображение: [2, с. 70]; Маточкин Е.П. Указ. соч. С. 14.