УДК: 902.9+902.6:930.27(477.75)
К ИСТОЛКОВАНИЮ ЭМИССИОННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ «0EY» И «0EYAO» НА МОНЕТАХ ФЕОДОСИЙСКОГО ЧЕКАНА
TO THE INTERPRETATION OF EMISSION SYMBOLS «0EY» AND «0EYAO»
OF THEODOSIA COINAGE COINS
М.М. Чореф M.M. Choref
Нижневартовский государственный университет, 628605, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 56
Nizhnevartovsk State University, 56 St. Lenin, Nizhnevartovsk, Khanty-Mansiysk Autonomous District, Russia, 628605
e-mail: [email protected]
Аннотация. Не секрет, что монеты чекана античных государств Северного Причерноморья являются ценными, и, подчас, единственно доступными историческими источниками. Учитывая это обстоятельство, мы поставили перед собой цель выяснить причину появления обозначений «©EY» и «©EYAO» на монетах феодосийского чекана. Выполнив иконографический анализ изучаемых монет и уточнив полученные результаты с данными об изменении стопы и состава их сплава, получаем, что серии с «©EY» и «©EYAO» могли быть выпущены при Митридате VI Евпаторе Дионисе. Само же их появление следует объяснять изменением статуса Феодосии в период правления этого государя.
Resume It is no secret that the coins of Antique states of the Northern Black Sea region coinage are valuable, and often the only available historical sources. Take these circumstances into account we set a goal to find out the cause of the notation «©EY» and «©EYAO» of the Theodosian coinage coins. After completing the iconographic analysis of the studied coins and comparing the results with data on the stack and alloy composition, we've found out that the series «©EY» and «©EYAO» could be released under Mithridates VI Eupator Dionysus rule. It's emergence could be explained as a change of Feodosia status during the reign of this monarch.
Ключевые слова: Археология, нумизматика, Северное Причерноморье, Боспорское государство, Феодосия.
Key words: Archaeology, numismatics, Northern Black Sea, the Bosporus state, Feodosia.
В 1852 г., в ходе раскопок курганов, расположенных близ Феодосии, А.А. Сибирским была обнаружена серебряная монета1. На ее аверсе было оттиснуто изображение мужской безбородой головы в шлеме2 влево, а на реверсе выбит букраний, украшенный гирляндами и обрамленный легендой «0Е-ОД-ЕП» (рис. 1,1). Основываясь на прочтении надписи, ученый отнес свою находку к чекану античной Феодосииз. Правда, он уточнил, что на ней было выбито не название города, по его мнению, записываемому как ©suSooia4, а имя городского магистрата
Действительно, его вывод был вполне логичен. Ведь в начале XIX в. считалось, что название созвучного эмиссионного центра писалось только через «0EY»6. Правда, вскоре стали известны лапидарные памятники, в текстах которых встречаются написания как «0su5ooia», так и «0so5ooia»7. И, чтобы объяснить это явление, были выдвинуты предположения о переименовании города. Так, Б.В. Кёне полагал, что полис первоначально, т.е. в период независимости, носил негреческое название 0so5sa или 0so5sia, а позже был переименован завоевателем Левконом I
1 Ее изображение и подробное описание было приведено в труде Б.В. Кёне (de Koehne B. Description du musée de feu le prince Basile Kochoubey. SPb., 1857. Vol. I. P. 275, № 1). По мнению исследователя, она представляла собой триобол аттической стопы (de Koehne B. Description du musée... P. 275, № 1).
2 Так считал ее первооткрыватель А.А. Сибирский (См.: Извлечение из всеподданнейшего отчета об археологических изысканиях в 1853 году. СПб., 1855. С. 125).
3 Там же. С. 124-125.
4 Там же. С. 125.
5 Там же.
6 Спасский Г. Босфор Киммерийский с его древностями и достопамятностями. М., 1846. C. 30, Табл. II,22; von Koehler H.K.E. Dissertation sur le monument de la reine Comosarye. SPb., 1805. P. 84; Он же. Lettre sur plusieurs Medailles de la Sarmatie d'Europe et de la Chersonese Taurique // Nova Acta Academiae Scientiarum Imp. Petropolitanae. 1805. T. 14. Р. 121-126. Tab. A. Fig. XXIII; Mionnet T.E. Description de Médailles antiques grecques et romaines. Paris, 1822. Suppl. II. P. 11, № 67; de Koehne B. Description du musée. P. 276, № 2.
7 КБН 6, 8, 10, 11, 25, 36, 40, 231, 971, 972, 1014, 1015, 1037, 1039, 1040, 1042, 1111.
(389/388-349/348 гг. до н. э.)1. Позже к истолкованию этого явления обращались В.А. Анохин2, В.Д. Блаватский3, А.Н. Зограф4, М.Д. Шелов5, Н.А. Фролова6, В.Ф. Столба7, Э.Б. Петрова8, О.Н. Мельников9, а также В.А. Сидоренко и И.В. Шонов10. Однако ученые так и не смогли прийти к единой точке зрения. А это, по мнению последних двух исследователей, «не дает оснований для построения относительной хронологии сопровождающихся этими надписями выпусков»11. Мы согласны с этим выводом. Действительно, результаты изучения одной лишь трехбуквенной легенды «0EY» - довольно шаткое основание для научной гипотезы. Тем более что на монетах с ней есть куда более заметные, и, как нам кажется, информативные элементы оформления - изображения на аверсе и реверсе. Их изучению и будет посвящена наша работа.
Начнем с аверса. На нем оттиснута голова в коринфском шлеме, развернутая вправо. По мнению Г.К.Э. фон Кёлера, Т.Э. Мионне, Б.В. Кёне и А.А. Сибирского ее следует трактовать как портрет мужчины, вернее всего - самого Левкона I12. Иного мнения придерживался П.О. Бурачков, полагавший, что на лицевой стороне меди с «0EY» оттискивали изображение Афины Паллады13. Однако каких-либо аргументов в пользу этого предположения он не привел. Учтем и то, что нумизмат склонен был склонен видеть Афину в каждой безбородой фигуре в шлеме на аверсе феодосийских мо-нет14. Однако А.Л. Бертье-Делагард в целом согласился с такой атрибуцией15. И с легкой руки «патриарха крымоведения» все последующие поколения ученых-античников, изучавших историю древней Феодосии, были склонны объяснять появление Паллады на монетах этого города его вхождением в Афинский морской союз16, или же самим фактом подконтрольности Левкону II (240-220 гг. до н. э.)17, на монетах которого выбивали изображение этого же божества (рис. 2,4,5).
Действительно, события такого рода вполне могли найти отражение в денежной эмиссии18. Так что появление изображения Афины на монетах Феодосии этих периодов вполне допустимо. Однако сторонники этой идеи основываются исключительно на аналогиях в методике изображения Паллады исключительно на аттических, боспорских и феодосийских монетах19. А это, с нашей точки зрения, определенно натянуто. Попытаемся опровергнуть эту устоявшуюся точку зрения.
Рассмотрим небольшую подборку монет, приведенную на рис. 2. В верхнем ряду приведены фотографии заинтересовавших нас феодосийских бронз (рис. 2,1-3). На их аверсе оттиснуты фигуры в шлемах, практически бесследно скрывших короткие (рис. 2,1) или длинные (рис. 2,2,3), беспорядочно рассыпавшиеся по плечам волосы. Заметим, что подобного рода изобразительные при-
1 de Koehne B. Description du musée... P. 276.
2 Анохин В.А. Монетное дело Боспора. К., 1986. С. 15-16, 138, № 73-76; Он же. История Боспора Киммерийского. К., 1999. С. 44-45, 50, 87-88, рис. 8, 205; Он же. Античные монеты Северного Причерноморья. К., 2011. С. 138-141, № 918-946.
3 Блаватский В.Д. Феодосия в VI-IV вв. и ее название // СА. 1981. № 4. С. 23-24.
4 Зограф АН. Античные монеты // МИА. 1951. № 16. С. 162-163.
5 Шелов Д.Б. Монетное дело Боспора VI-II вв. до н. э. М., 1956. С. 39-42.
6 Фролова НА. Чеканка Феодосии конца V-IV вв. до н. э. // ПИФК. 1999. Вып. VIII. С. 302-303; Она же. Griechisches Münzwek. Die Frühe Münzprägung vom Kimmerischen Bosporus (Mitte 6. Bis Anfang 4. Jh. v. Chr.) Die Münzen der Städte Pantikapaion, Theodosia, Nymphaion und Phanagoria sowie der Sinder. Berlin, 2004. S. 45-53, Taf. 26-27.
7 Столба В.Ф. О боспорских монетах с надписью ©ЕОДЕО - ©ЕОДЕП // Проблемы скифо-сарматской археологии Северного Причерноморья. Тезисы докладов конференции. Запорожье, 1989. С. 147-148.
8 Петрова Э.Б. Наименование Феодосии и культ Аполлона // Античность: события и исследователи. Казань, 1999. С. 49-50; она же: Феодосия в составе Боспорского царства (политический аспект) // МАИЭТ. 1991. Вып. II. С. 51-52.
9 Мельников О.Н. Монеты античной Феодосии // МАИЭТ. 2000. Вып. VI. С. 208-218.
10 Сидоренко В.А., Шонов И.В. К типологии чекана античной Феодосии // МАИЭТ. 2009. Вып. XV. С. 501-524.
11 Там же. С. 503.
12 Спасский Г. Босфор Киммерийский с его древностями и достопамятностями. М., 1846. C. 30, Таб. II,22; von Koehler H.K.E. Dissertation sur le monument de la reine Comosarye. SPb., 1805. P. 84; Mionnet T.E. Description de Médailles antiques grecques et romaines. Suppl. II. Paris, 1822. P. 11, № 67; de Koehne B. Description du musée... P. 276, № 2.
13 Бурачков П.О. Общий каталог монет, принадлежавшим эллинским колониям, существовавшим в древности на северном берегу Черного моря, в пределах нынешней Южной России. Ч. I. Одесса, 1884. С. 129, 130.
14 Там же. С. 129-130, № 1-6.
15 Бертье-Делагард А.Л. Поправки общего каталога монет П.О. Бурачкова. М., 1907. С. 18.
16 Шелов Д.Б. Монетное дело Боспора. С. 41.
17 Анохин ВА. Монетное дело Боспора. С. 57; Он же. История Боспора Киммерийского. С. 87-88, Рис. 20,1,2; Он же. Античные монеты Северного Причерноморья. С. 182, № 1267-1269; Мельниченко О.Н. Монеты античной Феодосии. С. 214, 217, Фе7; Сидоренко В.А., Шонов И.В. К типологии чекана античной Феодосии. С. 516.
18 Так, стоит обратить внимание на гипотезу, предложенную В.А Анохиным. Ученый допустил, что серебряные монеты с легендой «ZAMMA» на реверсе могли быть выпущены в Нимфее беженцами с о. Самос (См.: Анохин В.А. К дискуссии о монетах с надписью ZAMMA // Материалы, исследования и заметки по археологии и нумизматике. К., 2010. С. 8287). Не вдаваясь в дискуссию по поводу возможности этой, к слову, общинной эмиссии в столь незначительном городе, заметим только то, что точка зрения уважаемого исследователя не получила всеобщего признания. Так, И.Е. Суриковым (См.: Суриков И.Е. По поводу древнегреческих монет с легендой ZAMMA // Восьмая Всероссийская нумизматическая конференция (Москва, 17-21 апреля 2000 г.). Тезисы докладов и сообщений / Отв. ред. АС. Беляков. М., 2000. С. 7; Он же. Древнегреческие монеты с легендой ZAMMA: к оценке хода дискуссии // ПИФК. 2004. Вып. 14. С. 316-326) и С.Ю. Сапрыкиным (См.: Сапрыкин С.Ю. Боспорское царство: от тирании к эллинистической монархии // ВДИ. 2003. № 1. С. 11-35) была выработана и обоснована куда более правдоподобная теория о переименовании этого полиса во время его принадлежности к Афинскому морскому союзу. Точнее, С.Ю. Сапрыкин считает, что «причины появления новой легенды на ним-фейских монетах следует искать в возможном переименовании города, которое произошло... после перехода Нимфея под власть и влияние Афин» (См.: Сапрыкин С.Ю. Боспорское царство: от тирании до эллинистической монархии. С. 24). Заметим также, что точка зрения В.А. Анохина не была поддержана и В.Л. Строкиным (См.: Строкин В.Л. Нимфей - Сам-ма(?) - Нимфей // ДБ. Т. 13. 2009. С. 359-392). Нумизмат допустил, что монеты с «ZAMMA» были выпущены афинянами (См.: Там же. С. 386). Собственно, детальный разбор многочисленных гипотез появления этого термина приведен И.Е. Суриковым (См.: Суриков И.Е. ZAMMA: о нескольких новых гипотезах // ДБ. Т. 14. 2010. С. 468-483).
19 Сидоренко В.А., Шонов И.В. К типологии чекана античной Феодосии. С. 516.
емы не были задействованы при оформлении традиционных образов ПалладыЧ Точнее, нас настораживает отсутствие длинных, тщательно завитых прядей, ниспадающих на шею и щеки, столь характерных для бюстов и статуй этого женского божества (рис. 2,4-5,7,8). Кроме того, у одной из фигур заметен очевидный кадык (рис. 2,3). Полагаем, что он не мог появиться на монете из-за ошибки резчика - она невероятна. Само же наличие этого органа не позволяет атрибутировать заинтересовавшую нас фигуру как женскую. Похоже, что на аверсе монет этой группы изображали мужчину. Чтобы совершенно в этом убедиться, обратим внимание на шлемы. Хорошо заметно, что у фигур на феодосийских монетах они гладкие2. Точнее, на них не заметны украшения, обязательно присутствующие на канонических изображениях Афины. В качестве примера рассмотрим посмертный золотой Александра III Великого (336-323 гг. до н. э.) (рис. 2,7), тетрадрахму афинского эллинистического чекана (рис. 2,8) и тетрахалки Левкона II (рис. 2,4,5). Хорошо видно, что шлем на голове Паллады украшен изображениями змей (рис. 2,4,5,7) - священных животных этого божестваз, или же растительным орнаментом (рис. 2,8).
Правда, нам могут возразить, что сохранившиеся медные монеты с «0EY» могли износиться из-за длительного участия в обращении, и, в результате этого, утерять слабо-рельефные элементы изображения аверса. Предвидя этот вопрос, и, к слову, считая его вполне резонным, мы подобрали изображения феодосийских монет практически идеальной сохранности (рис. 2,1,2). Заметим, что раз подобные украшения неплохо сохранились на шлеме Афины на меди Левкона II (рис. 2,4,5), то у нас есть все основания полагать, что они не могли стереться и с феодосийской меди, если они, конечно, на ней были.
Итак, отсутствие на монетах с «0EY» изображений Паллады не позволяет нам на основании монетного материала рассуждать об исключительном влиянии Афин на Феодосию в период их эмиссии.
Перейдем к анализу реверса. Хорошо видно, что выше «0EY» были оттиснуты палица и горит (рис. 2,1—3). Их вполне можно трактовать как символы почитаемых богов. В данном случае -Геракла. Но куда интереснее то, что на реверсе обола - крупнейшем номинале меди Левкона II (рис. 2,6), также выбиты лук и палица. На основании этого, вроде бы, можно сделать вывод об одновременности их эмиссии. Однако это не очевидно. Начнем с того, на реверсе оболов Левкона II оттискивали изображения лука без колчана. К слову, такое же сочетание предметов известно и на золоте Александра III Великого (рис. 2,7), что, однако, не дает никаких оснований датировать ее периодом правления вышеупомянутого боспорского государя.
Полагается, что выявленные обстоятельства не позволяет нам датировать феодосийскую медь с «0EY» периодом правления Левкона II. Нам не остается ничего другого, кроме как отказаться и от второго объяснения появления заинтересовавшей нас серии монет в обращении. Но, в таком случае, когда же выпустили серию с «0EY» на реверсе? Помочь ответить на этот вопрос может атрибуция мужского изображения на аверсе этих монет.
Известно, что греки почитали двух олимпийских богов-воителей: Ареса и Афину. Обоих, как правило, изображали во всеоружии, по крайней мере - в шлемах. Что, собственно, мы можем наблюдать на тетрахалке Амиса (рис. 2,9) времен Митридата VI Евпатора Диониса (120-63 гг. до н. э.). Кстати, сравним фигуры на аверсах бронз понтийской (рис. 2,9) и феодосийской (рис. 2,1-3) чеканки. У изображенных горделивый и спокойный взгляд - показатель силы и уверенности в себе. Их шлемы практически идентичны. Вдобавок у них из-под затыльника выбиваются волосы. Полагаем, что на рассматриваемых монетах выбивали бюсты Ареса4. Стилистическая же близость изображений аверса дает нам все основания полагать, что заинтересовавшие нас выпуски понтий-ской и феодосийской меди чеканили одновременно, т.е. при Митридате VI Евпаторе Дионисе.
Мы отдаем себе отчет в том, что наше утверждение, в случае, его правдоподобности, не только прекращает бесперспективную дискуссию по поводу причин появления гипотетических изображений Афины на меди с «0EY», но и позволяет по-новому осветить историю северопричерноморского региона в период Понтийских войн. Учитывая последнее обстоятельство, постараемся обосновать наше предположение.
Написание названия эмиссионного центра через «0EY» известно не только на меди, но и на трех разновидностях серебра: драхме, тетроболе и диоболе аттической системы5 (рис. 3,1-3). Правда, на них оно имеет вид «0EYДO». Зато заметно, что текст был вырезан одним и тем же мастером - обратим внимание на написание со сдвинутыми влево наклонными гастами, причем размещенных под разными углами к вертикальной составляющей буквы. В одном стиле переданы и изображения божеств: Геракла на драхме (рис. 3,1), Аполлона на тетроболе (рис. 3,2) и Деметры
1 Блаватский В.Д. Греческая скульптура. М., 2008; Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1971; Саверкина И. Греческая культура V в. до н. э. в собрании Эрмитажа. Л., 1986.
2 Мы специально подобрали неизношенные монеты. Их изображения выложены на сайте bosporan-kingdom.com.
3 Напомним, что священными животными Афины считались змей и сова.
4 Отметим, что так же считал и Г.К.Э. фон Кёлер (См.: Тункина И.В. Открытие Феодосии: страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей. 1771-1871 гг. К., 2011. С. 48, 49). Сравнительно недавно к этой точке зрения вернулись А.В. Гаврилов и И.В. Шонов. Исследователи предположили, что на монетах с «0ЕУ» был изображен безбородый Арес (См.: Гаврилов А. В., Шонов И. В. Арес на монетах Феодосии // Боспорский феномен: Искусство на периферии античного мира. СПб., 2009. С. 151.). Однако они не сочли нужным проанализировать сам факт появления изображения этого божества, что не позволило им датировать эту эмиссию.
5 Мы принимаем точку зрения В.А Анохина по поводу их номиналов (См.: Анохин В.А Античные монеты Северного Причерноморья. К., 2011. С. 140-141, № 943-945).
на диоболе (рис. 3,3). Находят эти монеты так же в одном слое1. Так что у нас есть все основания согласиться с недоказанным мнением ряда современных исследователей2, т.е. отнести медь с «0EY» и серебро с «0EYДO» к одной эмиссии.
Причем, важно, что она определенно не могла быть выпущена при Левконе II. Ведь он серебра не чеканилз. В то же время при Митридате VI Евпаторе Дионисе боспорские города Пантика-пей4, Фанагория5 и Горгиппия6 возобновили эмиссию своего серебра различных номиналов, причем, что интересно, аттического стандарта. Собственно, именно это обстоятельство и позволило нам окончательно удостовериться в допустимости нашей гипотезы.
Итак, проведя небольшое нумизматическое исследование, мы выделили небольшую, но крайне важную исторически группу феодосийской меди и серебра, которую есть все основания отнести к эмиссии Митридата VI Евпатора Диониса. Причем нам удалось это сделать, основываясь на атрибуции монеты с «0Е-ОД-ЕП», предложенной А.А. Сибирским. Полагаем, что сам факт возрождения денежной эмиссии через почти двести лет после потери независимости и вызвал появление на монетах нового, к тому времени уже укрепившегося названия города. Само же наличие монет с «0EY» и «0EYДO» убедительно свидетельствует о восстановлении Митридатом VI Евпато-ром Дионисом полисной системы управления в этом городе. Вернее всего, Феодосия получила тот же статус, что и Пантикапей, Фанагория и Горгиппия.
Рис. 1. Феодосийская гемидрахма, найденная А.А. Сибирским (1) и монета этой же разновидности отличной сохранности (2,3) Fig. 1. Feodosian gemidrahma found by A.A. Sibirsky (1) and a coin of the same excellent safety varieties (2.3)
Рис. 2. К анализу феодосийской меди с эмиссионным обозначением «©EY» Fig. 2. The analysis of Feodosian copper emission with designation «©EY» 1-3 - феодосийские монеты разновидности «©EY»; 4-6 - медь Левкона II; 7 - четверть статера Александра III; 8 - афинская тетрадрахма «нового стиля», прим. 165-164 гг. до н. э.; 9 - тетрахалк Амиса времен Митридата VI Евпатора Диониса.
1 Пользуясь случаем, хотим поблагодарить крымских исследователей А.В. Гаврилова и И.В. Шонова за безукоризненную в нумизматическом смысле публикацию материала, обнаруженного на территории античной усадьбы «Южное», на земле которой были найдены все разновидности монет этой группы (См.: Гаврилов А.В., Шонов И.В. Нумизматический материал античной усадьбы «Южное» и некоторые вопросы истории Феодосии второй трети III в. до н. э. // Сугдейский сборник. Вып. III. К.-Судак, 2008. С. 34, 37-31, рис. 4, 5).
2 Сидоренко В.А., Шонов И.В. К типологии монетной чеканки... С. 515; Гаврилов А.В., Шонов И.В. Нумизматический материал античной усадьбы «Южное»... С. 34, 37-31, рис. 4, 5.
3 Анохин ВА. Монетное дело Боспора. С. 56; Античные монеты Северного Причерноморья. С. 182-183, № 1267-1269.
4 Анохин В.А. Монетное дело Боспора. С. 72-75; он же: Античные монеты Северного Причерноморья. С. 158-161, № 1091-1103, 1108-1112, 1115-1118.
5 Анохин В.А Монетное дело Боспора. С. 72-75; он же: Античные монеты Северного Причерноморья. С. 168-171, № 1171, 1175-1178.
6 Анохин В.А Монетное дело Боспора. С. 72-75; он же: Античные монеты Северного Причерноморья. С. 172-173, № 1202-1204.
Рис. 3. Монеты Феодосии времен Митридата VI Евпатора Диониса Fig. 3. Coins of Feodosia at times of Mithridates VI Eupator Dionysus
Библиография
Анохин В.А. Античные монеты Северного Причерноморья. К.: Стилос, 2011. Анохин В.А. История Боспора Киммерийского. К.: Одигитрия, 1999.
Анохин В.А. К дискуссии о монетах с надписью 2АММА / / Материалы, исследования и заметки по археологии и нумизматике. К.: Стилос, 2010. С. 82-88.
Анохин В.А. Монетное дело Боспора. К.: Наукова думка, 1986.
Бертье-Делагард А.Л. Поправки общего каталога монет П.О. Бурачкова. М.: б.и., 1907. Блаватский В.Д. Греческая скульптура. М.: Б.Г.С. - ПРЕСС, 2008.
Блаватский В.Д. Феодосия в VI-IV вв. и ее название / / Советская археология. 1981. № 4. С. 21-29. Бурачков П.О. Общий каталог монет, принадлежавшим эллинским колониям, существовавшим в древности на северном берегу Черного моря, в пределах нынешней Южной России. Ч. I. Одесса: тип. А. Шульце, 1884.
Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1971.
Гаврилов А.В., Шонов И.В. Арес на монетах Феодосии / / Боспорский феномен: Искусство на периферии античного мира. СПб.: ИИМК, Гос. Эрмитаж, 2009. С. 147-152.
Гаврилов А.В., Шонов И.В. Нумизматический материал античной усадьбы «Южное» и некоторые вопросы истории Феодосии второй трети III в. до н. э. // Сугдейский сборник. Вып. III. К.-Судак: Академперио-дика, 2008. С. 28-45.
Зограф А.Н. Античные монеты. М.: АН СССР, 1951.
Извлечение из всеподданнейшего отчета об археологических изысканиях в 1853 году. СПб.: тип. Имп. АН, 1855.
Корпус боспорских надписей. М.-Л.: Наука, 1965.
Мельников О.Н. Монеты античной Феодосии // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии (МАИЭТ). Вып. VII. 2000. С. 208-218.
Петрова Э.Б. Наименование Феодосии и культ Аполлона // Античность: события и исследователи. Казань: КГУ, 1999. С. 47-59.
Петрова Э.Б. Феодосия в составе Боспорского царства (политический аспект) / / МАИЭТ. 1991. Вып. II. С. 97-105.
Саверкина И. Греческая культура V в. до н. э. в собрании Эрмитажа. Л.: Искусство, 1986. Сапрыкин С.Ю. Боспорское царство: от тирании к эллинистической монархии / / Вестник древней истории. 2003. № 1. С. 11-35.
Сидоренко В.А., Шонов И.В. К типологии чекана античной Феодосии / / МАИЭТ. 2009. Вып. XV. С.
501-524.
Спасский Г. Босфор Киммерийский с его древностями и достопамятностями. М.: Унив. тип., 1846. Столба В.Ф. О боспорских монетах с надписью 0ЕОДЕО - 0ЕОДЕО / / Проблемы скифо-сарматской археологии Северного Причерноморья. Запорожье: ЗГУ, 1989. С. 20-21.
Строкин В.Л. Нимфей - Самма(?) - Нимфей // Древности Боспора (ДБ). Т. 13. 2009. С. 359-392. Суриков И.Е. 2АММА: о нескольких новых гипотезах / / ДБ. Т. 14. 2010. С. 468-483. Суриков И.Е. Древнегреческие монеты с легендой ЕАММА: к оценке хода дискуссии / / Проблемы истории, филологии, культуры (ПИФК). 2004. Вып. 14. С. 316-326.
Суриков И.Е. По поводу древнегреческих монет с легендой ЕАММА / / Восьмая Всероссийская нумизматическая конференция (Москва, 17-21 апреля 2000 г.) / Отв. ред. А.С. Беляков. М.: ГИМ, 2000. С. 34-35.
Тункина И.В. Открытие Феодосии: страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей. 1771-1871 гг. К.: Болеро, 2011.
Фролова Н.А. Чеканка Феодосии конца V-IV вв. до н. э. // ПИФК. 1999. Вып. VIII. С. 116-118. Шелов Д.Б. Монетное дело Боспора VI-II вв. до н. э. М.: Наука, 1956.
de Koehne B. Description du musée de feu le prince Basile Kochoubey. SPb.: Imprimerie des papiers de la Couronne, 1857. Vol. I.
Frolowa N. Griechisches Münzwek. Die Frühe Münzprägung vom Kimmerischen Bosporus (Mitte 6. Bis Anfang 4. Jh. v. Chr.) Die Münzen der Städte Pantikapaion, Theodosia, Nymphaion und Phanagoria sowie der Sinder. Berlin.: Akad. Verlag, 2004.
Mionnet T.E. Description de Médailles antiques grecques et romaines. Paris: Impr. de Testu, 1822. Suppl. II.
von Koehler H.K.E. Dissertation sur le monument de la reine Comosarye. SPb.: Akad. Verlag, 1805.
von Koehler H.K.E. Lettre sur plusieurs Medailles de la Sarmatie d'Europe et de la Chersonese Taurique / / Nova Acta Academiae Scientiarum Imp. Petropolitanae. 1805. T. 14. C. 121-126.
References
Anohin V.A. Antichnye monety Severnogo Prichernomor'ya. K.: Stilos 2011.
Anohin V.A. Istoriya Bospora Kimmerijskogo. K.: Odigitriya, 1999.
Anohin V.A. K diskussii o monetah s nadpis'yu SAMMA / / Materialy, issledovaniya i zametki po arheologii i numizmatike. K.: Stilos, 2010. S. 82-88.
Anohin V.A. Monetnoe delo Bospora. K.: Naukova dumka, 1986.
Bert'e-Delagard A.L. Popravki obshchego kataloga monet P.O. Burachkova. M.: b.i., 1907.
Blavatskij V.D. Grecheskaya skul'ptura. M.: B.G.S. - PRESS, 2008.
Blavatskij V.D. Feodosiya v VI-IV vv. i ee nazvanie / / Sovetskaya archeologia. 1981. № 4. S. 21-29.
Burachkov P.O. Obshchij katalog monet, prinadlezhavshim ehllinskim koloniyam, sushchestvovavshim v drevnos-ti na severnom beregu Chernogo morya, v predelah nyneshnej Yuzhnoj Rossii. Ch. I. Odessa: tip. A. Schulze, 1884.
Vipper B.R. Iskusstvo Drevnej Grecii. M.: Nauka, 1971.
Gavrilov A. V., Shonov I. V. Ares na monetah Feodosii / / Bosporskij fenomen: Iskusstvo na peri-ferii an-tichnogo mira. SPb.: IIMK, Gos. Ermitazh, 2009. S. 147-152.
Gavrilov A.V., Shonov I.V. Numizmaticheskij material antichnoj usad'by «Yuzhnoe» i nekotorye voprosy is-torii Feodosii vtoroj treti III v. do n.eh. / / Sugdejskij sbornik. Vyp. III. K.-Sudak: Akademperiodika, 2008. S. 28-45.
Zograf A.N. Antichnye monety. M.: AN SSSR, 1951.
Izvlechenie iz vsepoddannejshego otcheta ob arheologicheskih izyskaniyah v 1853 godu. SPb.: tip. Imp. AN, 1855.
Korpus bosporskih nadpisej. M.-L.: Nauka, 1965.
Mel'nikov O.N. Monety antichnoj Feodosii // Materialy po archeologii, istorii I etnografii Taurii (MAIET). 2000. Vyp. 7. S. 208-218.
Petrova E.B. Naimenovanie Feodosii i kul't Apollona / / Antichnost': sobytiya i issledovateli. Kazan': KGU 1999. S. 47-59.
Petrova E.B. Feodosiya v sostave Bosporskogo carstva (politicheskij aspekt) / / MAIET. 1991. Vyp. II. S. 97-105.
Saverkina I. Grecheskaya kul'tura V v. do n.eh. v sobranii Ermitazha. L.: Iskusstvo, 1986.
Saprykin S.Yu. Bosporskoe carstvo: ot tiranii k ehllinisticheskoj monarhii / / Vestnik drevnei istorii. 2003. № 1. S. 11-35.
Sidorenko V.A., Shonov I.V. K tipologii chekana antichnoj Feodosii // MAIET. 2009. Vyp. XV. S. 501-524.
Spasskij G. Bosfor Kimmerijskij s ego drevnostyami i dostopamyatnostyami. M.: Univ. tip., 1846.
Stolba V.F. O bosporskih monetah s nadpis'yu 0EOAEO - ©EOAEß / / Problemy skifo-sarmatskoj arhe-ologii Severnogo Prichernomor'ya. Zaporozh'e: ZGU, 1989. S. 20-21.
Strokin V.L. Nimfej - Samma(?) - Nimfej // Drevnosti Bospora (DB). T. 13. 2009. S. 359-392.
Surikov I.E. SAMMA: o neskol'kih novyh gipotezah // DB. T. 14. 2010. S. 468-483.
Surikov I.E. Drevnegrecheskie monety s legendoj SAMMA: k ozenke hoda diskussii // Problemy istorii, philologii, kultury (PIFK). 2004. Vyp. 14. S. 316-326.
Surikov I.E. Po povodu drevnegrecheskih monet s legendoj SAMMA // Vos'maya Vserossijskaya numiz-maticheskaya konferenciya (Moskva, 17-21 aprelya 2000 g.) / Otv. red. A.S. Belyakov. M.: GIM, 2000. S. 34-35.
Tunkina I.V. Otkrytie Feodosii: stranicy arheologicheskogo izucheniya Yugo-Vostochnogo Kryma i na-chal'nye ehtapy istorii Feodosijskogo muzeya drevnostej. 1771-1871 gg. K.: Bolero, 2011.
Frolova N.A. Chekanka Feodosii konca V-IV vv. do n.eh. // PIFK. 1999. Vyp. VIII. S. 116-118.
Shelov D.B. Monetnoe delo Bospora VI-II vv. do n.eh. M.: Nauka, 1956.