Научная статья на тему 'К ГЕНЕЗИСУ СПОРТА: ФУНКЦИИ СПОРТА В ОБЩЕСТВЕ МОДЕРНА'

К ГЕНЕЗИСУ СПОРТА: ФУНКЦИИ СПОРТА В ОБЩЕСТВЕ МОДЕРНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
298
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТИЗАЦИЯ / ФУНКЦИИ СПОРТА / КУЛЬТУРА МОДЕРНА / ОБЩЕСТВО МОДЕРНА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / HOMO LUDIS / ТИМОС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Огородов Дмитрий Алексеевич

В статье рассматриваются представления о спортивных практиках в разные исторические эпохи, приводится краткий анализ форм физической активности, предшествующих современному понятию спорта. Автор предполагает, что в современном обществе спорт приобрел новый статус социокультурного института, выполняющего определенные специфические функции, направленные на поддержание существующего социокультурного устройства, такие как поддержание и воспроизводство человеческой телесности как аксиологической, этической и эстетической единицы; нормализация и демилитаризация социальной жизни; развлечение и досуг; демократизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS THE GENESIS OF SPORT: THE FUNCTIONS OF SPORT IN MODERN SOCIETY

The article examines the ideas about sports practices in different historical epochs, provides a brief analysis of the forms of physical activity that predate the modern concept of sports. The author suggests that in modern society, sport has acquired a new status of a socio-cultural institution that performs certain specific functions aimed at maintaining the existing socio-cultural structure, such as maintaining and reproducing human corporeality as an axiological, ethical and aesthetic unit; normalization and demilitarization of social life; entertainment and leisure and democratization.

Текст научной работы на тему «К ГЕНЕЗИСУ СПОРТА: ФУНКЦИИ СПОРТА В ОБЩЕСТВЕ МОДЕРНА»

УДК 796.011 DOI: 10.24151/2409-1073-2021-2-136-143

К генезису спорта: функции спорта в обществе модерна Д.А. Огородов

Национальный исследовательский университет «МИЭТ» [email protected]

В статье рассматриваются представления о спортивных практиках в разные исторические эпохи, приводится краткий анализ форм физической активности, предшествующих современному понятию спорта. Автор предполагает, что в современном обществе спорт приобрел новый статус социокультурного института, выполняющего определенные специфические функции, направленные на поддержание существующего социокультурного устройства, такие как поддержание и воспроизводство человеческой телесности как аксиологической, этической и эстетической единицы; нормализация и демилитаризация социальной жизни; развлечение и досуг; демократизация.

Ключевые слова: спорт, спортизация, функции спорта, культура модерна, общество модерна, глобализация, homo ludis, тимос.

Towards the Genesis of Sport: the Functions of sport in Modern Society

D.A. Ogorodov

National Research University MIET [email protected]

The article examines the ideas about sports practices in different historical epochs, provides a brief analysis of the forms of physical activity that predate the modern concept of sports. The author suggests that in modern society, sport has acquired a new status of a socio-cultural institution that performs certain specific functions aimed at maintaining the existing socio-cultural structure, such as maintaining and reproducing human corporeality as an axiological, ethical and aesthetic unit; normalization and demilitarization of social life; entertainment and leisure and democratization.

Keywords: sport, sportization, sports functions, modern culture, modern society, globalization, homo ludis, timos.

Спорт является важной составляющей современной социальной и культурной жизни. Его влияние на современное общество продолжает неуклонно расти, о чем сви-

детельствуют статически подтверждаемые данные о возрастающей включенности населения в спортивные практики и высокой уровень представленности спорта в массовой

культуре, масс-медиа и социальных сетях. Это распространение спорта заставляет предполагать наличие диалектической связи между спортом и современностью.

Юрген Хабермас предлагает говорить о модерне1 как о проекте [11, с. 7], который включает в себя ряд комбинаторных процессов, таких как: секуляризация, демифологизация, технизация, демократизация, бюрократизация, урбанизация, индустриализация, разделение труда, унификация стандартов образования и социальных норм жизни. В более широком смысле проект модерна означает западноевропейскую рациональность. С исторической точки зрения, эти процессы, начавшие развиваться с XVI века в Западной Европе, послужили основой появления общества модерна. Однако сегодня модерн, оторванный от своего пространственно-временного контекста, понимается также как модель универсального исторического прогресса, и, следовательно, он может быть реализован на мировом уровне, то есть послужить культурным фундаментом экономической глобализации. Это дает возможность выдвинуть гипотезу о том, что спортизация2 (мы используем здесь понятие, введенное в научный оборот Нор-бертом Элиасом [8, с. 41—62 ] входит в проект модерна. Иными словами, мы предполагаем, что спорт, с одной стороны, внес и продолжает вносить определенную значимую контрибуцию в формирование культуры модерна и, с другой стороны, является на сегодняшний день практикой, которая пропагандирует культуру модерна на мировом уровне.

В настоящей статье мы собираемся, во-первых, схематически представить историю развития спорта с целью выявления его современного социокультурного статуса, что послужит для нас основой для того, чтобы, во-вторых, выделить культуроформирующие функции современного спорта. Решив эти

исследовательские задачи, мы сможем оценить в какой мере спорт связан с культурой модерна, являясь одновременно одной из ее причин, симптомов и следствий.

Обзор исторического развития спорта должен также развеять ощущение противоречия, которое может возникнуть при соотнесении спорта и культуры модерна. Действительно, спорт — разве это не одна из старейших практик человечества? На чем тогда основана связь между модерном и спортом?

Мы считаем возможным говорить о четырех этапах исторического развития спорта3.

1. Спорт в эпоху Античности. Археологические данные доказывают, что спорт существовал уже в Минойскую эпоху Крита. Это подтверждают, в частности, хранящиеся сегодня в музее Эшмола в Оксфорде резные каменные печати [12, с. 509—517], на которых изображены люди, занятые различными физическими действиями (прыжки через быка, охота, бег, ловля быка, упражнения на площадке и др.). В эпоху Древней Греции занятия физической активностью приобретают уже настолько большое распространение, что скифский философ Анахарсис уже мог сделать следующее замечание: «В каждом греческом городе есть место, где, ежедневно, греками овладевает безумие, — гимназия» [9, с. 214.]. Во многих греческих полисах проходят спортивные состязания: Пифийские, Истмийские, Немейские и Афинские игры и самые известные — Олимпийские игры. В период эллинизма спортивные практики распространялись попутно с греческим политическим влиянием на обширные территории Средиземноморья, Малой и Западной Азий.

Однако в этот период спорт был одной из составляющих сакральных ритуалов, а сами состязания часто инсценировали

1 Moderne означает современность в немецком языке.

2 Спорт относится к спортизации также, как техника относится к технизации: иными словами, речь идет о проникновении спорта в общественную жизнь, о его выходе за пределы чисто спортивной сферы.

3 Возможен ли новый, пятый, виток в его развитии? На сегодняшний день мы оставляем этот вопрос открытым.

мифологические сюжеты. То есть несмотря на высокий уровень спортивного мастерства и подготовки участников состязаний4 нельзя отождествлять античные и современные спортивных практик: «Хотя спортивные занятия древних греков воспринимаются как прямое предвестие современного спорта, состязания в Олимпии и Дельфах стоят гораздо ближе к первобытным игрищам, чем к современным Олимпийским играм <.. .> Олимпийские игры <...> представляли собой священные празднества, составлявшие часть религиозной жизни древних греков» [2, с. 153].

2. Спорт в эпоху Средневековья. Эта эпоха часто характеризуется как период деградации по отношению к Античности, как «темные века». Религиозные идеалы Средневековья толкали людей на усмирение и умерщвление плоти, а не на ее усовершенствование. Поэтому многие исследователи в области истории и социологии спорта склонны считать, что этот период не внес никакой контрибуции в развитие спорта, оставаясь промежуточным временным отрезком между падением Римской империи и Ренессансом [3, с. 91-94].

Между тем формирование феодального общества и рыцарства внесло определенный вклад в развитие спорта. Именно в это время в среде рыцарей появляются педагоги, ставящие задачу воспитать юношей в зрелых мужчин путем серьезных физических тренировок. Спортивные практики не только служили утилитарным (подготовка рыцарей к войне), но также педагогическим и развлекательным целям (рыцарские турниры). Более того, мы можем говорить о специфической для рыцарства системе ценностей и идеалов, в которой мужественность, основанная на физической силе, становится основной составляющей [10]. Однако, стоит признать, что спорт еще не становится обще-

распространенной практикой и физическое образование не получает должного признания.

3. Спорт в эпоху Возрождения и Раннего Нового времени. Эпоха Возрождения, отмеченная процессом секуляризации, вернула спорту его прежний статус достойного времяпрепровождения. Согласно взглядам того времени, гражданин должен уметь владеть своим телом, чтобы, в случае нужды, защитить себя и свое Отечество. Поэтому новая этика одобрительно смотрит на занятия физическими упражнениями. Джироламо Мер-куриалис издает в 1569 г. ставший популярным во всей Европе снабженный гравюрами трактат «Искусство гимнастики», посвященный античным спортивным практикам. Растет интерес к эстетическим идеалам Античности, человеческое тело не только становится предметом вдохновения, но также и объектом усилий по его совершенствованию.

4. Спорт модерна. Современный спорт начал формироваться в западном обществе с начала XIX века. В отличие от спорта, существовавшего на предыдущих исторических стадиях, современный спорт - практика универсальная, то есть открытая для всех. Действительно, несмотря на существование отдельных игр с применением физической активности в более ранние эпохи, спортивные практики оставались на протяжении почти всей истории человечества достоянием ограниченного круга лиц5. В новое время спорт впервые становится массовым явлением, начиная с этой эпохи мы можем говорить о демократизации спорта, то есть о его проникновении во все слои общества. Необходимо отметить, что этот процесс был неразрывно связан с борьбой за социальные и экономические права, в частности, за сокращение продолжительности рабочего дня. Иными словами, спорт мог массово войти

4 Об этом уровне мы можем догадываться, глядя на греческие статуи, изображающие атлетов. Пример: «Дискобол» Мирона.

5 Речь идет не всегда об элитарном круге лиц: вспомним, например, римские бои гладиаторов.

в жизнь населения только при наличии у него свободного времени и свободных денежных средств, то есть не ранее XIX века. Спорт начинает рассматриваться как обязательная практика для всех, и появление занятий физической культурой в школах закрепило за ним этот универсальный статус.

С 20-х гг. ХХ века мы можем говорить уже о начале постепенного процесса спорти-зации социальной жизни: влияние спорта широко распространяется на жизнь человека, теперь он не только специфическая практика, но и популярная форма досуговой деятельности. Речь идет не только о занятиях спортом, но и о мероприятиях, организованных вокруг спорта: это времяпрепровождение на стадионах, возможность делать ставки на любимых игроков, формирование сообществ болельщиков, спортивна мода.

Стремительное распространение спорта на все слои населения в западном обществе потребовало рационализации спорта, что позволило сделать процесс спортизации контролируемым и прогнозируемым. Рационализация спорта была осуществлена посредством ряда направленных на него процессов: унификация правил спортивных практик и состязаний, бюрократизация спорта, специализация спорта (строгое разделение спортивных дисциплин), его профессионализация и институализация.

Из сказанного выше можно заключить, что западноевропейская рациональность «создала» спорт в той форме, в которой мы знаем его сегодня. Однако, одновременно можно констатировать обратный процесс: влияние спорта на саму культуру модерна. О взаимовлиянии спорта и общества модерна говорит, в частности, внесший серьезный вклад в развитие современной социологии спорта Н. Элиас: «Очевидно, продуктивнее <...> рассматривать индустриализацию (послужившую технической основой культуры модерна. — Д.О., Т.Р.), и преобразование определенных форм досуга в спортивные состязания как взаимосвязанные тенден-

ции и составные моменты целостного процесса трансформации общества в его современную форму» [8, с. 44]. Наиболее ярко это взаимовлияние заметно в его эстетической и этической составляющих. Так, мы можем говорить о человеке модерна как о homo ludis — человеке спортивном. Этот новый человек не только отличается спортивной физиологией, но и обладает определенным набором моральных качеств, которые логически вытекают из его спортивного образа жизни: упорство, целеустремлённость, отсутствие социально-осуждаемых привычек и др.

В эпоху модерна произошла рационализация неутилитарных спортивных практик, и этот процесс был неразрывно связано с ин-струментализацией: на спорт как таковой были наложены определенные функции.

Список функций, который мы будем представлять далее, является нашей теоретической разработкой, основанной на анализе и синтезе научной литературы по теме нашего исследования. Подчеркнем, что мы будем перечислять ниже только культуро-формирующие функции спорта, а не все его функции, которых значительно больше.

Функция 1. Спорт производит и воспроизводит человеческое тело.

Человеческое тело всегда являлось частью процесса экономического производства, однако именно в эпоху модерна установились специфические отношения между экономикой и телом человека. С одной стороны, мы можем констатировать, что тело постепенно перестает быть производственной силой, тем самым будто бы выходя из экономического оборота. Действительно, технический, экономический и социальный прогресс поспособствовали значительному снижению телесной задействованности человека в трудовом процессе: экономический рост позволил как уменьшить продолжительность рабочего дня, так и освободить от необходимости участия в рабочем процессе многие слои населения: детей и подростков, отпускников, людей временно или

постоянно освобождаются от работы по состоянию здоровья, людей пенсионного возраста; техгический прогресс освободил человека от физических нагрузок, передав их машинам; развитие общества привело к увеличению потребности в интеллектуальном труде, а это значит, что все возрастающая часть населения занимается работой, которая не предполагает никакой физической активно-сти6. Таким образом, человеческое тело стало мало востребованным с производственной точки зрения, и, как следствие, человек модерна стал меньше им пользоваться. Гельмут Плесснер констатирует наличие у современного человека «чувства атрофированности телесного существования» [4, с.192], а Жан Бод-рийяр говорит о «хронической недогрузке тела в нашем обществе» [1, с.292]. Однако, отделить телесное от духовного - нереализуемая утопия, а тело человека - исторически сложившийся биологический механизм, нуждающийся в постоянных физических нагрузках. В этой перспективе спорт является практикой, формирующей нормально функционирующие человеческие тела. К сказанному можно добавить, что спорт пропагандирует здоровый образ жизни, отказ от алкоголя и табакокурения и правильное питание, тем самым дополнительно внося вклад в формирование и сохранение здорового тела.

С другой стороны, экономика возвращает человеческое тело в свое лоно в качестве объекта воспроизводства. На тело направлен целый ряд индустрий, внушающих нам идею о необходимости заботы о своем теле. Жан Бодрийяр, в частности, замечает: «Достаточно хорошо известно, насколько эротика и современная эстетика тела утопают в изобильном окружении предметов, гаджетов, аксессуаров под знаком всеобщей софистификации. Гигиена и макияж, загар, спорт и многочисленные «либерализации»

моды встроены в новое открытие тела, которое осуществляется прежде всего через предметы. Кажется, даже, что единственный по-настоящему освобожденный импульс - это импульс покупки.» [1, с.204]. В этой перспективе спорт, который лежит в основе крупной спортивной индустрии по производству и сбыту спортивных товаров и услуг, оказывается одним из способов поддержания и развития экономики.

Функция 2. Спорт нормализует социальную жизнь и обеспечивает мирное сосуществование.

Современный западный мир стремится к снижению уровня насилия: больше не ведутся кровопролитные войны7, практики кровной мести и дуэли также ушли в прошлое, человеческая жизнь считается главнейшей ценностью и больше не существует идеалов (этических, религиозных или политических), ради которых человек мог бы пожертвовать своей жизнью. Но даже если в обществе модерна произошло снижение уровня агрессии, природа человека осталась неизменной.

В четвертой книге своего трактата «Государство» [4, с. 161] Платон выдвинул теорию о трехчастной структуре человеческой души: душа человека состоит из рациональной, желающей и тимотической (тимос - иррациональное желание признания и самоутверждения) частей. В рационализированном обществе модерна, которое является также и обществом потребления, в той же степени, как и обществом изобилия, потребности первых двух частей человеческой души могут быть легко удовлетворены, тогда как третьей, тимотической, — нет. Фрэнсис Фукуяма считает, что тимотическая часть человеческой души — единственный источник опасности в процветающем западном обществе: «суще-ствует...опасность, а именно что мы снова станем первыми людьми, ввязывающимися

6 Доведем ситуацию до абсурда: современный фрилансер может, не вставая с постели, полностью организовать свою жизнь, работая из дома за компьютером, заказывая еду, одежду и услуги на дом и используя электронные средства развлечения.

7 Стоит оговориться: мы не ведём войн на своей территории.

в кровавые и бессмысленные войны за престиж, только на этот раз — с современным оружием. И действительно, эти проблемы взаимосвязаны, поскольку отсутствие регулярных и конструктивных выходов для мега-лотимии могут просто привести к ее выбросу на поверхность в экстремальной и патологической форме. И разумно поинтересоваться, все ли люди верят, что виды борьбы и жертв, возможные в самодовольном и процветающем либеральном обществе, достаточны для выражения всего, что есть высшего в человеке. Потому что разве нет резервуаров идеализма, которые нельзя исчерпать.» [6, с. 489].

Действительно спорт позволяет канализировать тимотические стремления человека, которые потенциально угрожают мирному сосуществованию. Действительно, в спорте присутствуют соревновательность, знаки отличия, награды и победы — эти нематериальные знаки отличия способны утолить в определенной мере человеческую жажду к почестям, признанию и престижу. И этот фактор косвенно влияет на эмоциональный мир человека и позволяет поддерживать высокий уровень безопасности в обществе модерна.

Функция 3. Спорт развлекает и развеивает скуку.

Человек модерна — человек скучающий8: он обладает временем, которое необходимо использовать. С одной стороны, человек стремится уменьшить рабочее и увеличить досуговое и время, но получив желаемое он сталкивается с определенной проблемой. Шопенгауэр отмечает, что свободное время оказывается для человека мучительным: «.как только нужда и страдания дают человеку отдых, тотчас же приближается скука, так что он непременно должен как-то «проводить время». То, что занимает всех живущих и поддерживает их в движении, — это стремление к бытию. Но с бытием, когда

оно обеспечено им, они не знают, что делать: вот почему второе, что приводит их в движение, это стремление освободиться от бремени бытия, сделать его нечувствительным, «убить время», т. е. «избежать скуки» [7, с. 513].

Таким образом, перед человеком культуры модерна встала проблема поиска занятий для свободного времени. В этой перспективе спорт становится одним из возможных решений данной проблемы, а учитывая все возрастающие эстетические требования к телу9, мотивирующие на ежедневные занятия спортом, — это одно и самых эффективных решений.

Функция 4. Спорт поддерживает демократическую идеологию.

В демократическом обществе модерна спорт создает особое социокультурное пространство, в котором аннулируются классовые, политические, экономические, межэтнические, межрасовые и гендерные неравенства. Действительно, спорт подпитывает демократическую веру в равенство шансов и равноправие: в спорте все подчиняются единым правилам, известны и прозрачны количественные критерии оценки спортивных достижений, спортом может заниматься каждый и каждый может демонстрировать свои спортивные достижения.

Однако всеобщее равенство остается, несмотря на значительный социальный прогресс, произошедший в западном обществе, горизонтом, к которому мы можем только стремиться: фактическое неравенство продолжает существовать (в тех или иных проявлениях), несмотря на декларируемое равенство людей.

Выделив культуроформирующие функции современного спорта, мы можем увидеть, что модерн и спорт находятся во взаимодействующих отношениях: с одной стороны, современная экономика позволила

8 Perls, Fritz. The Gestalt Approach and Eye Witness to Therapy. Science and Behavior Books, 1989.

9 Впрочем, движение бодипозитива несколько замедлило этот процесс.

всему населению заниматься спортом, а, с другой стороны, спорт подпитывает стаг-нирующую сегодня экономику; с одной стороны, современные нормы морали, осуждающие насилие и агрессию, привели миллионы людей в спорт, где они могут выплеснуть негативные эмоции, а, с другой стороны, спорт позволяет направить природную агрессивность человека в мирное русло спортивных достижений, делая тем самым современное общество безопасным; с одной стороны, высокий современный уровень развития экономики и техники позволил каждому иметь досу-говое время и, следовательно, регулярно заниматься спортом, а, с другой стороны, спорт решает сложнейшую проблему современного человека — избавляет его от скуки; с одной стороны, современная политическая система обеспечивает всех равными правами, что позволяет каждому заниматься спортом и иметь шансы на высокие спортивные достижения, а, с другой стороны, спорт поддерживает удовлетворенность населения современной политической ситуацией, подкрепляя его веру в реализованность демократических идеалов.

Исходя из вышесказанного мы можем утверждать, что спортизация является одной из составляющих проекта модерна10, позволяя этому проекту расширяться вглубь, проникая во все новые сферы человеческой жизнедеятельности, и вширь, оставаясь горизонтом развития незападных обществ.

Литература

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Москва: ACT, 2020. 320 с.

2. Гуттман А. От ритуала к рекорду // Логос. 2009. Вып. №6 (73). С. 147—87.

3. Колькина Е. А., Фоменко Е.Г., Новоселова ГА Развитие физической культуры и спорта: истори-

10 Ю.Хабермас считает проект модерна незавершённым

ческий аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Вып. 61-1. С. 91—94.

4. Платон. Государство. М.: Академический проект, 2015. 398 с.

5. Плесснер Г. Функции спорта в индустриальном обществе // Социология власти. 2018. Т. 30, № 2. С. 190—205.

6. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек. М.: ACT МОСКВА: Полиграфиздат, 2010. 588 с.

7. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. М.: АСТ, 2020. 672 с.

8. Элиас, Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос. 2014. Вып. 3(99). С. 41—62.

9. Дион Хрисостом, Discourses XXXII Chry-sostom, D. Discourses 31-36. Translated by J. W. Co-hoon, H. Lamar Crosby. Loeb Classical Library 358. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1940.

10. Broekhoff Jan. The ideal of Chivalry // History of Physical Education and Sport / Athletic Institute, Bennett Bruce. 1972.

11. Habermas J. Der Philosophische Diskurs Der Moderne: Zwolf Vorlesungen. 13. еd. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1988.

12. L. Howell M. Seal stones of the Minoan period in the Ashmolean Museum // Oxford depicting physical activities. Res Q. 1969 Oct. 40(3):509—17.

Поступила 25.05.2021

Огородов Дмитрий Алексевич — начальник Молодежного инновационного центра НИУ МИЭТ (124498, Россия, г. Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, дом 1), [email protected]

Referensis

1. Bodrijyar ZH. Obshchestvo potrebleniya. Moskva: ACT, 2020. 320 s.

2. Guttman A. Ot rituala k rekordu // Logos. 2009. Vyp. №6 (73). S. 147—87.

3. Kol'kina E. A., Fomenko E. G., Novoselova G. A. Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta: istoriches-

kij aspekt //Problemy sovremennogo pedagogiches-kogo obrazovaniya. 2018. Vyp. 61—1. S. 91—94.

4. Platon. Gosudarstvo. M.: Akademicheskij proekt, 2015. 398 s.

5. Plessner G. Funkcii sporta v industrial'nom obshchestve // Sociologiya vlasti. 2018. T. 30. № 2. S. 190—205.

6. Fukuyama, F. Konec istorii i poslednij chelo-vek. M.: ACT MOSKVA: Poligrafizdat, 2010. 588 s.

7. SHopengauer, A. Mir kak volya i predstavle-nie. M.: Izdatel'stvo AST, 2020. 672 s.

8. Elias, N. Genezis sporta kak sociologicheskaya problema // Logos. 2014. Vyp. 3 (99). S. 41—62.

9. Discourses XXXII Chrysostom, D. Discourses 31-36. Translated by J. W. Cohoon, H. Lamar Crosby. Loeb Classical Library 358. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1940.

10. Broekhoff, Jan. The ideal of Chivalry // History of Physical Education and Sport, Athletic Institute, 9-31. Bennett, Bruce, 1972.

11. Habermas, J. Der Philosophische Diskurs Der Moderne: Zwölf Vorlesungen. 13. Edition. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1988.

12. L. Howell, M. Seal stones of the Minoan period in the Ashmolean Museum // Oxford, depicting physical activities. Res Q. 1969 Oct; 40(3):509—17.

Submitted 25.05.2021

Ogorodov Dmitry A., Head of the Youth Innovation Center NRU National Research University of Electronic Technology (MIET) (1, Shokina sq., Zelenograd, Moscow, 124498, Russia), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.