УДК 615.32+930.1
Ц.Д. Туртуев, С.М. Баторова, Ж.Б. Дашинамжилов
к фармакологической коррекции нарушений пищеварения в тибетской медицине
Центр восточной медицины Министерства здравоохранения РБ (Улан-Удэ) Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН (Улан-Удэ)
В статье дана краткая информация из тибетских медицинских источников о теоретических представлениях тибетских врачей о системе пищеварения, о принципах лечения при ее нарушении и некоторых растительных лекарственных средствах, представляющих интерес для экспериментального изучения.
Ключевые слова: восточная медицина, доши и три системы регуляции: ветер, желчь и слизь, нарушения пищеварения, растительные лекарственные средства, фармакологическая коррекция
to pHARMAcoLoGicAL correction of THE DiGEsTioN’s iNFAcTioNs iN TIBETAN medicine
C.D. Turtuev, S.M. Batorova, G.B. Dashinamjilov
The center for oriental medicine under the Republic of Buryatia Ministry of public health care,
Ulan-Ude
Institute of general and experimental biology SB RAS, Ulan-Ude
The article includs concise information from the Tibetan medicinal origins about Tibetan physian's theoretical ideas about digestion's system, principles of it's treatment and some plant's medicinal remediums interesting for experimental studing.
Key words: Oriental medicine, Doshi and three systems: «wind, bile and peken, Digestion infaction, Plant's remediums Pharmacological correction
В Тибете существует обширная медицинская литература, состоящая из трактатов и комментариев, которые посвящены глубоким исследованиям в различных областях медицины. Многие из этих текстов являются итогом каждодневного опыта тибетских медиков и отражают наблюдения и выводы, сделанные на протяжении всей жизни.
По представлениям восточной медицины (индийской и тибетской) равно как и в других медицинских системах способность исцелять себя является главным и наиболее значительным свойством организма человека. Восточная медицина определяет исцеление как процесс возвращения организму его естественных функций. Известно, что в каждом человеке проявляются индивидуальные особенности, выражающиеся в пищевых и вкусовых предпочтениях, по которым можно судить о конституции, состоянии организма и психоэмоциональном статусе. В зависимости от того, какая доша доминирует в организме, традиционная медицина выделяет три основные типы человека и 7—10 смешанных.
Учение о трех началах (или системах) — это рлунг, мкхрис и бад-кан — заимствованы из традиционной индийской медицины, их физиологическими эквивалентами являются следующие доши: вата, питта и капха, причем в каждом организме их соотношение сугубо индивидуально. Лишь незначительный процент населения относится к «чистым» типам: рлунг (ветер), мкхрис (желчь) и бад-кан (слизь). В каждом присутствуют составляющие всех трех начал. Очень часто два начала
объединяются и преобладают, определяя тем самым психическое состояние и физиологию индивидуума, а иногда можно обнаружить и все три в равной степени. Исходя из этих представлений, соматический, психофизиологический и биоэнер-гоинформационный статус человека зависит от того, функции каких начал или их сочетаний являются в организме доминирующими.
По мнению Дипак Чопра [9], индийского врача, практикующего в Америке, доши — это квантовомеханические принципы ума и тела, которые управляют потоком интеллекта через физиологическую оболочку. Основные функции дош: вата управляет телесными функциями, отвечающими за движение; питта управляет функциями, отвечающими за тепло и обмен веществ; капха — функциями, отвечающими за структуру и жидкостный обмен. Согласно источникам тибетской медицины [6], ведущая роль в функционировании организма отводится системе пищеварения, эта система в тибетских трактатах описывается довольно подробно. Расстройство пищеварения, т.е. ослабление «огненной теплоты желудка» (me-drod), считается ближайшей причиной большинства болезней, поскольку от «работы» пищеварения зависит и усвояемость лекарств, предназначенных для лечения других болезней. По представлениям тибетских медиков, система желчи прежде всего отвечает за пищеварение, управляет «огненной теплотой желудка» (т.е. нормальной секрецией и моторикой органов пищеварительного тракта, обеспечивающим переваривание и всасывание
пищи) [1] и другими метаболическими процессами, необходимыми для всасывания питательных веществ. Самим физическим движением пищи по пищеварительному тракту «руководит» система рлунг — ветра, а пищеварительными жидкостями «управляет» система бадкан — слизи. Равновесие всех трех систем ветра, желчи и слизи — очень существенно для идеального пищеварения. При нарушении равновесия трех упомянутых дош или трех систем: рлунг, мкхрис и бад-кан, когда «потревожены» определенные физиологические точки, начинают проявляться симптомы. Когда это происходит, то задача врачей состоит в том, чтобы преодолеть или подавить эти симптомы, так как это необходимо для восстановления нарушенного равновесия. При достижении их равновесия симптомы исчезают сами по себе. Для того чтобы пищеварение и обмен веществ происходили в норме, первой предпосылкой является уравновешенный образ жизни. Нездоровая, а также не соответствующая типу конституции пища, плохой сон, отрицательные эмоции, физическое и умственное перенапряжение могут привести к отклонениям в естественном функционировании тела.
Печень, по представлениям тибетских медиков, по своей анатомической и функциональной характеристике отнесена, в основном, к физиологической системе мкхрис (желчь). Считается, что система желчи отвечает за регуляцию деятельности гепатобилиарной системы, а болезни желчи прежде всего соотносятся с заболеваниями печени, желчного пузыря и тонкой кишки, а также являются ведущим фактором болезней жара (Чжуд-ши, т. 3, гл. 3) цит. По Э.Г. Базарон [1]. Перевод с тибетского, расшифровка описаний болезней гепатобилиарной системы из «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо» позволили Э.Г. Базарону [1] идентифицировать их с острыми и хроническими гепатитами, болезнями желчных путей и желчного пузыря, циррозом печени, желчно-каменной болезнью, опухолевыми поражениями и др. Диагностика болезней печени, равно как и других, в тибетской медицине проводится по пульсу, моче и внешним проявлениям, с использованием опроса, осмотра больного.
Согласно тибетским источникам, при лечении болезней печени рекомендуется комплексная схема терапии с учетом этиологии, патогенеза и клиники заболевания. Большое значение придается диете, образу жизни больного. Назначаются дозированное кровопускание, прижигание и другие процедуры.
Задача наших исследований — изучение методов и некоторых лекарственных средств в письменных источниках тибетской медицины, предназначенных для лечения болезней печени и билиарной системы.
В тибетской медицине, как правило, используются многокомпонентные лекарственные средства природного происхождения. Количество ингредиентов в некоторых препаратах доходит до 60-ти, наиболее часто используются средства, состоящие из 3 — 25 компонентов, приводящие в
равновесие три упомянутых системы, т.е. обеспечивающие гомеостаз организма. Также согласно принципам лечения в тибетской медицине лекарство должно оказывать как строго направленное, специфическое, так и общеукрепляющее, тонизирующее действие. Изучение трактатов и опыта практикующих лам-врачевателей показывает, что при составлении сложных лекарственных смесей, они учитывают вкусовые качества и лечебные свойства каждого ингредиента. Нами из рецептур-ника тибетской медицины переведены некоторые рецепты, применяемые при заболеваниях печени [8]. Исходя извыше указанных принципов лечения, разработана пропись, условно названная «сэ-год-5» («шиповник-5), состоящая из официнальных видов растений: шиповника майского, девясила высокого, календулы лекарственной, кориандра посевного и одуванчика лекарственного.
Фитосбор «шиповник-5» состоит из плодов шиповника майского (= ш. коричного) — Rosa majalis Hemm (= R. cinnamomea L.)), применяемого в тибетской медицине при болезнях печени с жаром, систем желчи и желтой воды (лимфатической системы) [2, 3]. Как известно, препараты из плодов шиповника обладают широкой фармакологической активностью, обусловленной, главным образом, содержанием в растении комплекса витаминов. Плоды шиповника содержат аскорбиновую кислоту (2,5 — 5,2 %), витамины В1, В2, К, Р, Е, каротин (провитамин А), соли железа, марганца, фосфора, магния и кальция, флавоноиды, сахара, пектины, дубильные вещества, органические кислоты, семена — жирное масло. Плоды шиповника обладают противовоспалительным, желчегонным и диуретическим свойствами. В настоящее время экспериментально доказано антиатеросклеротическое действие аскорбиновой кислоты, которое проявляется в снижении концентрации холестерина в крови и в ингибировании отложения атероматозных массах в стенках кровеносных сосудов [7].
Девясил высокий (Inula helenium L., ma-nu), корневища и корни его используются в тибетской медицине при расстройстве системы ветра, при жаре, септических состояниях и коликах. Подземная часть его способствует перевариванию пищи [2, 3].
Корневища и корни девясила содержат до 3 % эфирного масла, состоящего из смеси сесквитерпе-новых лактонов, производных р-селинена, из них основной — алантолактон, а также изоалоктолак-тон и гидроалактолактон. В корневищах и корнях содержится до 40 % инулина [10]. Фармакологические исследования извлечений из данного сырья выявили определенную специфику их влияния на функциональную деятельность кишечника в эксперименте. Было установлено, что под действием настоя растения замедляется перистальтика и секреторная активность кишечника, повышается желчеобразование и заметно усиливается желчеотделение в двенадцатиперстную кишку. Сочетание этого действия с противовоспалительными и антисептическими свойствами извлечений значительно
повышает его ценность при заболеваниях органа пищеварения [7].
Календула лекарственная (Calendula officinalis L., gur-gum). Соцветия применяются в тибетской медицине при всех заболеваниях печени и полезны при повышенной кровоточивости [2, 3]. Калефлон — препарат из цветков календулы, представляет собой сумму полифенольных соединений, главным образом флавоноидов и фенолкарбоновых кислот. Настой из цветков используется как желчегонное, при желудочно-кишечных заболеваниях, воспалительных процессах печени; рекомендуется препарат калефлон как противоязвенное средство, при хронических гастритах в фазе обострения; входит в состав препарата ротокан [10]. Установлено также, что калефлон оказывает гепатозащитное влияние [5]. И.П. Убеевой с соавторами [4] при экспериментальном хроническом токсическом гепатите установлено благоприятное фармакотерапевтическое влияние калефлона, способствующего стойкому понижению скорости накопления продуктов пе-роксидации липидов, уменьшению выраженности основных синдромов: цитолиза и холестаза.
Кориандр посевной (Coriandrum sativum L., 'u-su). Плоды применяются в тибетской медицине при расстройстве систем ветра и слизи, при острых болях в брюшной полости, болезнях желудка, а также утоляет жажду [2, 3]. В плодах кориандра содержатся эфирные масла (0,7 —1,0 %), в семенах — 15 — 20 % жирного масла. Плоды входят в состав желчегонного и желудочного сборов, используются также как пряное и улучшающее вкус средство [10].
Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinalis Wigg, khur-mang). В тибетской медицине надземная часть и корни применяются при воспалении слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта и хроническом жаре [2, 3]. В научной медицине, как известно, используются корни одуванчика лекарственного. Корни содержат тритерпеновые соединения, стерины, холин, никотиновую кислоту, никотинамид, каучук, смолы, воск, инулин, жирное масло, органические кислоты (олеановая, линолевая, пальмитиновая и др.). Одуванчик относится к лекарственным растениям, содержащим горечи. Применяют его для повышения аппетита и улучшения пищеварения. Препараты одуванчика или свежие корни растения используют для повышения аппетита, улучшения секреторной и моторной деятельности желудка, кишечника, ускорения
желчеотделения и секреции пищеварительных желез [7].
Таким образом, анализ данных о лечебных свойствах из тибетских источников, а также фармакологических свойств и химического состава указанных видов растений из современной литературы аргументируют целесообразность изучения «сэ-год-5» как перспективного средства, предназначенного для лечения и профилактики заболеваний гепатобилиарной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Базарон Э.Г. Очерки тибетской медицины / Э.Г. Базарон. — Улан-Удэ, 1984.
2. Базарон Э.Г. «Вайдурья-онбо» — трактат индо-тибетской медицины / Э.Г. Базарон, Т А. Асеева. — Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1984. - 120 с.
3. Баторова С.М. «Дзэйцхар-Мигчжан» — памятник тибетской медицины / С.М. Баторова, Г.П. Яковлев, Э.Г. Базарон. — Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1985. — С. 88.
4. Влияние калефлона на течение хронического токсического гепатита у белых крыс, вызванного длительным введением тетрахлорметана / И.П. Убеева [и др.] // Биологически активные добавки в профилактической и клинической медицине : Материалы науч.-практ. конф., 18 — 19 сент., 2003. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. — С. 67 — 68.
5. Николаев С.М. Растительные лекарственные препараты при повреждениях гепатобилиарной системы / С.М. Николаев. — Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1992. — С. 104—110.
6. Самтэн. Учебник тибетской медицины. Новый рассвет или краткая суть медицины / Самтэн // Пер. с тиб. А.А. Кособурова. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006. — С. 144.
7. Соколов С.Я. Справочник по лекарственным растениям (фитотерапия) / С.Я. Соколов, И.П. За-мотаев. — М.: Медицина, 1985.
8. Тибетский чжор — новый сборник рецептов. Лхаса: Тибетское народное издательство, 1975.
9. Чопра Д. Идеальное здоровье / Д. Чопра // Пер. с англ. — М.: Древо жизни, 1992. — С. 431.
10. Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного происхождения: Учеб. пособие / Под ред. Г.П. Яковлева и К.Ф. Блиновой. — СПб.: Специальная литература, 1999. — С. 407.
Сведения об авторах
Туртуев ЦыбикжапДоржиевич - врач-терапевт (670000, г Улан-Удэ, ул. Линховоина 10; тел.: 8 (3012) 21-29-70) Баторова СофьяМайоровна - старший научный сотрудник (670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; тел. 8 (3012) 55-07-61) Дашинамжилов Жаргал Бадлуевич - старший научный сотрудник, к.м.н.