Научная статья на тему 'К ЕГЭ шаг за шагом: рабочая тетрадь по русскому языку. Часть 2'

К ЕГЭ шаг за шагом: рабочая тетрадь по русскому языку. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11752
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЕПРИЧАСТИЕ / ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ / НАРЕЧИЕ / ПРАВОПИСАНИЕ / МОРФОЛОГИЯ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / PARTICIPLE / PARTICIPLE STRUCTURE / ADVERB / SPELLING / MORPHOLOGY / WORK-BOOK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кашина Наталья Валентиновна, Пятова Елена Александровна

приведенный вариант рабочей тетради по русскому языку для школьников посвящен изучению тем «Деепричастие» и «Наречие». Разносторонний подход, который предлагают авторы, позволяет не только уяснить на практике отличия частей речи друг от друга, а также рассмотреть особенности их правописания, образования и употребления в речи. Потому данный вариант рабочей тетради призван помочь ученику не только в классной, а еще и в самостоятельной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To SSE step by step: work-book on the Russian Language1school № 1 (Talitsa)

The given variant of a work-book on the Russian Language for schoolchildren is aimed to study the topics Participles and Adverbs. Comprehensive approach that the authors suggest provides not only practical understanding the differences of those parts of speech but also considering the peculiarities of their spelling, way of formation and usage in speech. So this variant of work-book can help a student not only in the classroom but also in his independent work.

Текст научной работы на тему «К ЕГЭ шаг за шагом: рабочая тетрадь по русскому языку. Часть 2»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Н.В. Кашина, Е.А. Пятова К ЕГЭ ШАГ ЗА ШАГОМ:

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Часть II. ДЕЕПРИЧАСТИЕ

1. Вставьте слово или словосочетание в истинное утверждение, чтобы сделать его полным и завершённым.

1) Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает _, объединяет признаки и_и показывает______,

_______, _ совершается действие, названное глаголом.

2) Деепричастие отвечает на вопросы:

3) В деепричастии объединяются значения

двух частей речи -_________и__________.

4) Общее грамматическое значение деепричастий - .

5) Морфологические признаки деепричастия -

6) Деепричастия образуются при помощи суффиксов___________.

7) Деепричастие в предложении является

8) Признаки глагола у деепричастий:

9) Признаки наречия у деепричастий:

10) Деепричастие с зависимыми словами называется .

11) Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола _времени с помощью суффиксов_____________.

12) Деепричастия совершенного вида образуются от основы ___________ с помощью суффиксов

13) Глаголы, от которых деепричастия не образуются: .

14) НЕ с деепричастиями пишется_________.

2. Укажите словосочетания с деепричастием:

A) ударивший ночью;

Б) очарованный картиной;

B) размышляя об экзамене;

Г) прикоснувшись к губам;

Д) блестящий на солнце;

Е) убитая морозом;

Ж) увлекая друзей.

3. Укажите буквы, которые стоят за деепричастиями в каждом из предложений.

1) И старый Бульба мало-помалу горячился (а), горячился, наконец, встал (б) из-за стола и, приосанившись (в), топнул ногой.

2) Бедная старушка, привыкшая (а) уже к таким поступкам своего мужа, печально (б) глядела (в), сидя (г) на лавке.

3) Она не смела ничего говорить (а); но, услышав (б) о таком страшном для неё решении, она не смогла (в) удержаться (г) от слёз.

4) Мать обняла (а) их, вынула (б) две небольшие иконы, надела (в) им, рыдая (г), на шею.

1. 2. 3. 4.

4. Отметьте предложения с нарушением норм употребления деепричастий.

1) Определивши направление и силу ветра, можно прогнозировать изменения в погоде.

2) Сломив сопротивление противника, батальон занял село.

3) Заговорив о делах, мы забыли о времени.

4) Что имеем - не храним, потерявши - плачем.

5) Потерявши книгу, принесите в библиотеку другую.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Отправляя телеграмму, ...

1) всегда указывается обратный адрес;

2) обязательно укажите обратный адрес;

3) без обратного адреса не примут;

4) мне не хватило денег.

6. Озаглавьте текст; назовите тему текста и основную мысль. Чем интересен для нас этот текст? Какую роль играют в нём деепричастия?

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

(Р.Саути)

Деепричастный оборот

7. Подчеркните в предложениях глаголы -сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами.

1) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, боясь отца своего.

2) Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.

3) Он (Андрий) глядел на неё, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою ещё больше замазывался.

4) Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста.

5) Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

8. Укажите номера предложений с деепричастным оборотом.

1) Ночь подобралась незаметно, окутавши землю тёмной вуалью.

2) Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.

3) Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

4) Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны.

5) Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.

6) Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

7) Путники, отдохнув в лесу, отправились дальше.

9. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

1) Рассматривая старые фотографии, мне вспомнилось детство.

2) Я покатился по льду, не думая об опасности.

3) Поезд, лениво постукивая на стыках, проходил по мосту.

4) Пройдя через такой кошмар, мужество не покинуло её.

5) Благодаря радушную хозяйку за гостеприимство, туристы стали собираться в обратный путь.

6) Включив радио, раздались звуки музыки.

7) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.

8) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

9) Осенью берёзки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

10) Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса.

10. Создайте в парах текст (тип - повествование, стиль - художественный), используя деепричастные обороты. Запишите, устно обсудите постановку знаков препинания.

11. Укажите номера предложений, в которых деепричастия не выделяются запятыми.

1) И день и ночь спешу к вам голову сломя.

2) Малыш испугавшись громко расплакался.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Эго упражнение делают стоя на вытянутых ногах.

4) Татьяна любит не шутя.

5) Волнуясь он говорил торопливо и непонятно.

6) Читать лёжа вредно.

7) Я проснулся и умывшись сел завтракать.

8) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.

9) Утром вставая я только и думал о визите.

10) Отец работал засучив рукава.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая

(2) солнца (3) низкие дымчатые облака.

А) 1, 2 Б) 1, 3 В) 1, 2, 3

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лес неожиданно побледнел (1) растворяясь (2) в косых потоках ливня.

А) 1 Б) 1, 2 В) 2

14. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Вечернее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросило на небосклон несколько лиловых мазков.

1) 1 - выделяется причастный оборот

2) 2 - выделяется деепричастный оборот

3) 1, 3 - выделяется деепричастный оборот

4) 1, 3 - выделяется причастный оборот.

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь (3) в произносимые ею (4) слова.

1) 1

2) 1, 2, 3, 4

3) 3, 4

4) 2, 4

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Траву (1) скошенную (2) но ещё не высохшую

(3) переворачивая (4) сгребали в копны.

1) 2, 3, 4

2) 1, 2, 3

3) 1, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Снежок (1) выпавший ночью (2) тая у нас на глазах (3) делает склон ещё более скользким.

1) 1, 2

2) 1, 2, 3

3) 1, 3

4) 2, 3

НЕ с деепричастиями

18. НЕ с деепричастием пишется слитно:

A) (не) продумав;

Б) (не) страшась;

B) (не) шелохнувшись;

Г) (не) взирая.

19. Определите, как надо писать НЕ со словами в предложениях:

(Не) давши слова, крепись, а давши, держись.

Он ушёл, (не) истовствуя от досады.

A) В 1-м случае слитно, во 2-м раздельно.

Б) В 1-м случае раздельно, во 2-м слитно.

B) В обоих случаях слитно.

Г) В обоих случаях раздельно.

20. Укажите слитное написание НЕ со словами.

1) (Не) терпя возражений.

2) Сильно (не) доумевая.

3) (Не) домогая с утра.

4) Нисколько (не) думая.

5) (Не) навидя ложь.

A) 1, 2, 3 Б) 1, 2, 3, 5

B) 2, 3, 5

Г) 1, 4

21. Раскройте скобки, расставьте запятые. Объясните случаи слитного написания НЕ с деепричастиями.

1) Бессонов (не) дослушав взмахом руки остановил его. 2) Она сидела (не) шевелясь. 3) Но уезжать обидно. Всё равно как из кино уйти (не) досмотрев фильма. 4) Благодарю тебя, что ты продолжаешь быть со мною (не) смотря ни на что. 5) Надо (не) мешкая ехать домой. 6) Они шли (не) торопясь и как бы наслаждаясь прогулкой.

22. Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Книги Пушкин любил с детства. (2) По словам его младшего брата Льва, ещё будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца, и без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руки. (3) Сергей Львович, отец поэта, рассказывал, что Александр уже в самом младенчестве своём показал большое уважение к писателям.

(4) Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой. (5) Пушкин всегда жил в окружении книг.

1) Определите тему и главную мысль текста.

2) Какими способностями обладал А.С. Пушкин? Какие книги он читал?

3) Озаглавьте текст.

4) Выпишите из текста все деепричастия.

5) Укажите номера предложений с деепричастными оборотами.

6) В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.

По словам его младшего брата Льва,(1) ещё будучи мальчиком,(2) проводил бессонные ночи,(3) тайком забираясь в кабинет отца,(4) и без разбора «пожирал» все книги,(5) попадавшиеся ему под руки.

НАРЕЧИЕ

1. В какой строке все выделенные слова являются наречиями?

1) Выглядеть старше своих лет, отправиться далеко, лицо обветрено, строить по-новому.

2) Говорить уверенно, выть по-волчьи, играть в открытую, знать на память.

3) Появиться неожиданно, брат моложе сестры, действовать по-новому.

4) Действовать заодно, боксёр оказался сильнее соперника, море взволновано бурей.

2. Составьте с каждой парой слов предложения. Запишите сначала предложения, где эти слова выступают в качестве наречий.

Навыпуск - на выпуск

Наперерыв - на перерыв

Например - на пример

Наудачу - на удачу

Сплеча - с плеча.

3. Подберите к данным наречиям синонимы, запишите их.

Старательно, близко, воодушевлённо, искусно, ласково.

4. Подберите к данным наречиям антонимы, запишите их.

Низко, тихо, плохо, медленно, мало.

7. Замените данные фразеологизмы наречиями.

Положа руку на сердце, у чёрта на куличках, рукой подать, как в аптеке, как баран на новые ворота, на широкую ногу, чёрным по белому, битый час, бок о бок, вверх дном, веки вечные, на вес золота, душа в душу, не покладая рук.

8. Прочитайте наречия, расставляя правильно ударение. Составьте и запишите предложения с каждым примером.

Холодно, слабо, жестоко, весело, просторно, коротко, вредно, сильно, тесно.

9. Прочитайте текст, поставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните наречия как члены предложения.

А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше и в глубине её между чёрными стволами безумно заметались запрыгали красные мохнатые звери.

Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между чёрными стволами и была неутомима пляска этих фигур.

(М. Горький)

10. Восстановите текст. (Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия).

Был полдень, _______________палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая _____________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

двигалась с запада на восток.___________подул ветер.

Молодая берёзка _____________ затрепетала. Порыви-

стый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния,

_________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _заметались птицы.

Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерыгвисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.

Образование наречий

11. Определите способ образования наречий.

Четырежды, засветло, назавтра, давным-давно, вдали, мягко, быстро-быстро, тише, медленно, когда-то.

12. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).

13. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.

Образец записи: не + мало - немало.

Неоткуда, нигде, повсюду, несерьёзно, несправедливо, никогда, отныне, отовсюду, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.

Степени сравнения наречий

14. С данными словами составьте глагольные словосочетания. Запишите эти словосочетания, образуя степени сравнения наречий.

Образец: взглянуть строго - строже (более строго) - строже всех.

Умно, холодно, жарко, сладко, интересно, радостно.

15. Определите устно, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительной степени, в каких - в превосходной.

Бежать быстрее, бежать быстрее всех, любить сильнее, любить сильнее всего, смеяться громче.

5. Заполните таблицу, записывая к наречиям правильно вопросы и разряд.__________________

наречие вопросы разряд по значению

по-дружески как? образа действия

накануне

издали

сгоряча

нарочно

очень

6. Сделайте полный синтаксический разбор предложения. Найдите в предложении наречие, расскажите о нём как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно. (М. Горький)

искренне, осуждающе, когда-либо наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса

вкось, наречия, образованные

замуж, путём сложения

вплавь

по-прежнему, наречия, образованные с

по-видимому, помощью суффиксов

впустую,

издавна

полушутя, наречия, образованные с

полулёжа помощью приставок

16. Найдите и подчеркните словосочетания, содержащие наречия в сравнительной и превосходной степенях. Придумайте и запишите рассказ на тему школьной жизни, используя как можно больше данных словосочетаний с наречиями.

Громче всех поздоровался, ужасно не хотелось, плохо знал, моментально придумал, бодро завёл, уже рассердилась, читай наизусть, кричал громко, прекрасно понял, смотрел ещё внимательнее, сразу вспомнил.

17. В каких вариантах все словосочетания содержат наречия в сравнительной степени?

1) поднялся выше, нарисовал красивее;

2) поднялся выше всех, нарисовал красивее, сделал быстрее, бросил дальше;

3) кричит громче, говорил дольше, поднялся выше, раскрасил менее ярко;

4) спел громко, нарисовал красивее, поднялся выше.

18. Какое предложение содержит наречие в сравнительной степени?

1) На улице весело смеются дети.

2) Всех веселее звучал голосок Катеньки.

3) На снимке лицо Бориса веселее.

4) Сегодня ансамбль пел веселее и громче.

19. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1) Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была. (A.C. Пушкин).

2) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка. (А.П. Чехов).

3) Мы выбирали место поровнее. (А.И. Куприн).

4) О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной. (К.Н. Батюшков).

5) Казалось, стучат двое: один - погромче, другой - потише. (Ш.А. Каверин).

6) Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей. (В.А. Астафьев).

Правописание наречий

20. В какой строке все выделенные слова пишутся слитно?

1) мчаться (в) скачь, вернуться (за) темно, шапка (на) бекрень, располагаться (на) верху;

2) сидеть (в) низу, (с) начала хорошо подумай, взглянуть (на) право, одеться (по) модному;

3) работать (без) устали, шагать (еле) еле, сделать (в) ручную, поделить (по) ровну;

4) сделать (в) торопях, одеться (по) зимнему, исполнить (точь) (в) (точь).

21. В какой строке все выделенные слова пишутся раздельно?

1) поймать (на) лету, остановить (с) разбегу, сделать (на) совесть, сделать (кое) как;

2) задание (на) дом, подняться (на) верх холма, выполнить (в) начале недели, рассказать (по) памяти;

3) начать (с) нова, подойти (с) зади, пообещал ответить (на) днях, проникнуть (в) глубь леса;

4) оказаться (на) верху крыши, исполнить (точка) (в) (точку), (в) доволь, надышаться чистым воздухом, работать (без) устали.

22. Подготовьтесь к словарному диктанту. Какое правило нужно вспомнить?

Поневоле пришлось уехать, на улице по-весеннему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, поступать по-своему, запоминать крепко-накрепко, поссориться сгоряча, по-прежнему дружить, смущённо улыбаться.

23. Выберите правильную букву в словах: е или и?

Н_где н_ встретились, н_как н_ мог понять, н_чуть н_ волновался, н_сколько удивился, н_мало н_ сожалел, н_когда н_откуда н_ получал информацию, торопиться н_куда.

24. В какой строке наречие оканчивается на А?

1) уходить засветл_;

2) находиться дотемн_;

3) разбрасывать направ_ и налев_.

25. Укажите корни в данных наречиях. Объясните устно написание этих наречий и их образование.

Вдалеке, наискось, зачастую, вчистую, вперемешку, вперемежку, сызнова, изредка, наперерез, невпопад, спросонья, исподлобья, впустую, наизусть, наедине, натощак, ввысь, ввек, книзу, кверху, наравне, сгоряча, напролом, исподтишка, врассыпную, сызмала, въявь.

26. Образуйте и напишите наречия от данных ниже слов; выделите суффиксы; составьте 5-6 предложений с любыми из этих наречий.

Редкий, честный, устный, вкусный, яростный, искусный, внешний, средний, старческий, товарищеский, русский, кавказский, охотничий, медвежий, лисий, новый, боевой, особый.

27. Пользуясь орфографическим словарём, определите написание следующих наречий.

(С) разбегу, (в) сухомятку, (без) разбору, (на) яву, (без) просвета, (без) промаху, (на) часах, (на) смерть, (за) панибрата, (в) складчину, (по) горло, (на) скаку, (до) верху.

28. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

A) бежать неуклюж_

Б) рассказывать певуч_

B) горяч_ одобрить

Г) кричать угрожающ_

1) А, Б 2) Г 3) В, Г 4) В

29. Укажите строку, где все слова пишутся через дефис.

1) чисто(начисто), как(либо), (до)статочно;

2) (из)далека, (из)давна, как(нибудь);

3) (за) светло, (по)волчьи, (во)первых;

4) (по) волчьи, (чуть)чуть, (крепко)накрепко.

30. Буква Н пишется в слове?

A) беше.. .о мчаться;

Б) рассказывать дли.о;

B) исти. о русский характер;

Г) необыкнове.. .о яркий шарф.

31. В какой строке НЕ с наречием следует писать раздельно?

1) (не) ясно проступали;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) (не) ряшливо выполнить;

3) говорить (не) убедительно;

4) совсем (не) легко работать.

32. Прочитайте текст и выполните задания.

(1) История человечества - это история открытий, изобретений, находок. (2) Всё, что окружает нас, чем мы постоянно пользуемся, когда-то кем-то открыто, найдено, построено, сделано впервые.

(3) Имена подавляющего большинства таких изобретателей канули в Лету. (4) Возьмём такую простую вещь, как напёрсток. (5) Без него трудно бы было обойтись. (6) Кажется, напёрсток существовал всегда. (7) Но это не так. (8) Был такой момент, когда безвестного портного, исколовшего себе пальцы, вдруг осенило. (9) Но когда это произошло, не сможет сказать никто.

Филологический класс, 26/2011

1) Определите тему и главную мысль текста.

2) Озаглавьте текст.

3) Объясните значение выражения «канули в Лету».

4) Выпишите из текста все наречия.

правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько же букв Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано»

5) Из предложений 2 - 4 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Перед суффиксом -то в наречиях пишется дефис»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.