► НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
К.Д. УШИНСКИЙ -
КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
K.D. USHINSKY - CLASSICAL LEGACY FOR MODERN EDUCATION
Богуславский М.В.
Заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Председатель Научного совета по истории образования и педагогической науки РАО
E-mail: [email protected]
Boguslavsky M.V.
Head of the Laboratory of History of Pedagogics and Education of the Institute of Theory and History of Pedagogics of the RAE,
Doctor of science (Education), Professor, Corresponding member of the RAE, Chair of the History of Education and Pedagogics Scientific Council of the RAE.
E-mail: [email protected]
Занаев С.З.
Научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО E-mail: [email protected]
Zanayev S.Z.
Research fellow of the Laboratory of History of Pedagogics and Education of the Institute of Theory and History of Pedagogics of the Russian Academy of Education E-mail: [email protected]
Аннотация. В научной информации представлены материалы круглого стола,
«К.Д. Ушинский - классическое наследие для современного образования», посвященного 190-летию со дня рождения выдающегося отечественного ученого и деятеля образования.
Annotation. The scientific information presents the materials from the round-table discussion, «K.D. Ushinsky - Classical Legacy for Modern Education», dedicated to the 190th birthday anniversary of the prominent Russian scientist and educational figure.
Ключевые слова: К.Д. Ушинский, отечественная педагогика, российское образование, педагогическое наследие.
Keywords: K.D. Ushinsky, Russian pedagogics, Russian education, pedagogical legacy.
1 Текст публикуется в авторской редакции.
17 февраля 2014 г. в Конференц-зале Института теории и истории педагогики РАО состоялся круглый стол: «К.Д. Ушинский - классическое наследие для современного образования», посвященный 190-летию со дня рождения великого педагога.
В работе круглого стола приняли участие более 100 ученых-педагогов, преподавателей педагогических вузов, докторантов, аспирантов и соискателей, студентов педагогических вузов и колледжей.
Открывая заседание, директор ИТИП РАО, д. филос. н., профессор С.В. Иванова отметила, что происходящее событие начинает ряд исключительно важных для отечественной педагогической науки мероприятий, связанных с празднованием юбилейных торжеств, посвященных 190-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Для нас, ученых-педагогов, это особенно значимо, потому что К.Д. Ушинский - основоположник многих направлений педагогики. Обращение к выдающемуся педагогическому наследию, к персоналиям, внесшим значимый вклад в определенные области науки, для настоящих исследователей это повод еще раз «сверить часы», посмотреть на развитие идей. Определить, какой вектор имеют наши современные исследования, насколько они совпадают с классическими идеями, продолжают их или, наоборот, изучение прошлого никак не коррелиру-ется с современными исследованиями. Все это особенно существенно, потому что именно в нашем институте находится самая главная, самая важная научная школа в сфере истории педагогики и образования.
С докладом «Педагогическая судьба К.Д. Ушинского» выступил М.В. Богуславский, заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО. Выступающий эмоционально и содержательно охарактеризовал основные вехи и противоречия жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушин-ского. Подчеркнул, что основу педагогической системы классика составляла совокупность взаимосвязанных идей: народность - общественность - религия - наука.
В заключении, докладчик выразил надежду, что юбилейные торжества, связанные со 190-летием со дня рождения К.Д. Ушинского, смогут содействовать более адекватной и вместе с тем многомерной трактовке идей и взглядов выдающегося отечественного педагога.
Обстоятельная характеристика педагогического наследия К.Д. Ушинского в свете современного образования была дана в докладе «Немеркнущий свет идей К. Д. Ушинско-го» Л.М. Перминовой, д. п. н., профессором Московского института открытого образования, ведущим научным сотрудником лаборатории дидактики ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО.
Как подчеркнула докладчик, если Я.А. Коменский разработкой «Великой дидактики» заложил системные основы педагогики, то К.Д. Ушинский раскрыл научные основы педагогики, заложил ее теоретический фундамент, сделал образование сферой общественной инициативы», а педагогическую деятельность гражданским поприщем, и по сути заложил начала отечественной педагогической научной школы, развиваемой его многочисленными исследователями и последователями. Педагогическое наследие К.Д. Ушин-ского - наше национальное достояние, которое поворачивается к нам новыми гранями,
оно неисчерпаемо, и в свете острых современных проблем развития образования представляется всё более актуальным.
По выражению докладчика, К.Д. Ушинским заложены философско-психологические, ценностные основы педагогики, образования, обучения, воспитания как социокультурных процессов, имеющих одни и те же, вне географических условий, закономерности их влияния на развитие человека и общества.
Классик педагогики последовательно выступал за культурообразующее и культурно-развивающее назначение языка в обучении и воспитании ребенка. На тот период развития естественных, гуманитарных и социальных наук педагогическая антропология К.Д. Ушинского являла собой вершину научного осмысления человеческой природы во взаимосвязи биологического, психического и социального аспектов и научного обоснования возможностей системно-педагогического влияния на развитие всех сущностных сил человека. Тем самым принципиально и на новом витке методологии педагогического знания развивались принципы природосообразности и культуросообразности.
На основе педагогической антропологии К. Д. Ушинского разрабатывалась дидактика советской школы, заложившая разработкой теорий и теоретических концепций основы фундаментальности образования и обучения в новых социокультурных условиях. Среди них теория процесса обучения и теория содержания образования образуют научно-дидактическое основание преподавания различных дисциплин. В настоящее время академик РАО Б.М. Бим-Бад развил идеи педагогической антропологии К.Д. Ушинского, существенно расширив контекст методологии и содержания принципов гуманизации и гуманитаризации образования.
Заключая доклад, Л.М. Перминова подчеркнула, что важно сохранить ключевую идею педагогического наследия Учителя русских учителей, о том, что только характером образуется характер, только личностью воспитывается личность, - и никакие образовательные средства не заменят Учителя и гуманитарной педагогической профессии, поскольку ни обучение, ни воспитание не имеют аналогов в социокультурной практике человечества.
В дальнейшем состоялась творческая дискуссия.
Ю.Б. Алиев, д. п. н., главный научный сотрудник лаборатории дидактики ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, посвятил выступление проблемам школьного художественного образования.
Приводя слова К.Д. Ушинского: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять ее вечно», выступающий подчеркнул, что это выражение классика очень актуально по отношению к использованию искусства в деле «наполнения души» молодого человека. И хотя Константин Дмитриевич почти не писал непосредственно о значении искусства в жизни юного поколения, - в его трудах мы находим россыпи мыслей, с различных сторон освещающих процесс школьного художественного образования.
Так, в первом томе своего капитального труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Константин Дмитриевич разбирает и анализирует строение и назначение органов чувств, в частности, органа слуха. Знакомясь с этим разделом его труда можно заметить, что речь тут идет отнюдь не о физиологии слуха, как мож-
но было бы ожидать. Константин Дмитриевич видит в этом органе, прежде всего, его человеческую, чувственную, эстетическую сущность. И хотя, сам он невысоко оценивал собственные музыкальные способности (с чем довольно трудно согласиться!), его анализ слухового анализатора человека насыщен столь глубокими эстетическими и художественными ассоциациями, что это обстоятельство подтверждает глубокое проникновение Ушинского в чувственную сущность человеческого слуха. Он пишет: «Звуки, которые мы уже прослушали, не исчезают из нашей памяти, и следы слышанного вносятся нами в то, что мы еще слушаем: этим открывается новое поле для работы художественного сознания, для сравнений и различений».
Не оставил своим вниманием Константин Дмитриевич ведущую роль народного искусства, служащего прекрасным средством становления художественного вкуса и музыкального восприятия: «Из серой, невежественной, грубой массы, - писал он, - льётся чудная народная песнь, из которой почерпают своё вдохновение и поэт, и художник, и музыкант...».
В публикациях Ушинского существенное место занимают мысли о высоком воспитательном значении хорового пения: «какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение! Как оно оживляет утомленные силы детей, как оно быстро организует класс!». Критикуя существующее в современной ему России положение с хоровым пением, которое, если и проводилось, то носило в большой мере «оцерковленный» характер, Ушинский особо подчеркивает общественное, светское значение коллективного пения: «В песне, а особенно хоровой, есть что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Вот почему в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности ученья».
Как отметил в заключении Ю.Б. Алиев, педагогическое творчество Константина Дмитриевича Ушинского особо актуально в наши дни. Его суждения о значении и роли искусства в жизни учащихся общеобразовательной школы настолько ёмки и значимы, что и сегодня в его творениях мы открываем для себя и для всей школьной практики всё новые и новые горизонты, дидактические средства и методы воспитания средствами искусства.
В сообщении «К.Д. Ушинский о практическом подходе к воспитанию» И.З. Глик-ман, к. п. н., доцент Московского городского педагогического университета, отметил, что идеи Ушинского настолько современны и актуальны, что трудно поверить, что он жил более, чем полтора века назад. Это полностью относится к проблемам воспитания. Вот его оценка состояния российской школы в середине XIX века. Ушинский критикует старый порядок вещей, от которого зависит жалкое положение нашего образования: «Этот гибельный порядок можно выразить несколькими словами: канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание за дверьми заведения. Пока не вывернешь налицо этого кафтана, вывернутого наизнанку, до тех пор ничего путного не будет. Учение и воспитание должны стоять на первом плане, администрация - на втором, а канцелярия на последнем».
К.Д. Ушинский категорически возражал против того, что учение есть достаточное средство для воспитания. Он справедливо подчеркивал, что нельзя воспитать детей разго-
ворами и наставлениями, необходимо постоянно упражнять их в нравственном поведении. При этом он указывал, что упражнения в нравственном поведении естественно происходят там, где разумно организована вся жизнь, вся жизнедеятельность и поведение детей.
По убеждению выступающего внимательное прочтение и изучение идей Ушинско-го, развитых другим великим педагогом - А.С. Макаренко, позволяет нам сегодня уточнить смысл понятия «Воспитание». Воспитание - это формирование культурного характера человека через целесообразную организацию его поведения и ближайшей среды. До тех пор, пока будет господствовать школа учёбы, управляемая канцелярией, ярко описанная великим Ушинским, никакого реального воспитания в школах не будет.
Л.В. Алиева, д. п. н., главный научный сотрудник лаборатории теории воспитания ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, особо подчеркнула, что значение и актуальность учения К.Д. Ушинского о воспитании человека с новой силой возрастает в кризисных условиях российской действительности начала XXI века, когда образование, воспитание человека нового времени становится реальными факторами выхода из состояния кризиса и позитивного цивилизационного развития страны.
К.Д. Ушинский верил, что настанет время, когда «потомки наши будут с удивлением вспоминать, как мы долго пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности». В данной связи его педагогическое наследие содержит научное обоснование роли и назначения воспитания в инновационном становлении и развитии человеческого общества и каждого его члена и необходимости особого знания - науки о реализации потенциала воспитания в целенаправленной специальной профессиональной деятельности человека. Сердцевиной педагогической системы классика является разработка первой в отечественной педагогике психолого-педагогической концепции «воспитания Человека в человеке», заложившей основы теории и практики воспитания в системе образования.
Существенно, что Ушинским определены цель, задачи, принципы воспитания, средства и методы организации данного процесса на базе отрефлексированного межисци-плинарного (антропологического) научного знания о человеке и человечестве и практики воспитания (зарубежной и отечественной).
Ученым сформулированы основные «педагогические правила» воспитательной деятельности педагога-профессионала в образовательном учреждении. В целом, вклад Ушинского в развитие теории и практики воспитания как основы педагогики трудно переоценить.
Отмечая 190-летие со дня рождения великого отечественного ученого-педагога, важно не только вспомнить о том, что сделано ученым, а главное, проанализировать, как это великое наследие «проросло», что сегодня «живет» в практике воспитания, развивается в педагогических (прежде всего) исследованиях; каков вклад современных наук (психологии, физиологии, философии, антропологии) в обогащение педагогики (теории воспитания). Добрые слова в адрес классика следует подкрепить «реальными» делами по выполнению заветов ученого.
Но, к сожалению, научно обоснованные подходы К.Д. Ушинского к проблеме выявления специфических задач, содержания, методов воспитания в учебной деятельности
(основной трудовой для подростков) не получили затем должного развития и обогащения. Более того, воспитание в образовательных учреждениях сведено к внеурочной деятельности и набору стандартных форм воспитания - «мероприятий, конкурсов, смотров», которые выступают главными показателями результативности воспитания в учреждении. Предан забвению важный урок Ушинского о роли комплексной основы воспитании - «деятельности» (ее ценностей, содержания, включенности ребенка в процесс ее организации, реализации, общения, отношений, коллективную оценку результативности и самооценку).
Практически не освоен важный урок ученого о критическом, осмысленном подходе к использованию зарубежных теорий и практик воспитания, образования. Современные исследования (диссертационные) изобилуют обращенностью преимущественно к зарубежным ученым, специалистам, без научной аргументации их позиций, взглядов, потенциальной применимости к отечественным реалиям. А имя К.Д. Ушинского практически даже не упоминается, не говоря уже о творческом использовании его педагогического наследия. Современные молодые педагоги имеют слабое представление о трудах ученого, его педагогических советах для педагога-воспитателя.
В данной связи существенно, что проблемы современного воспитания, исследуемые лабораторией теории воспитания ИТИП РАО (рук. Н.Л. Селиванова), развивают идеи Ушинского о многомерном, многозначном методологическом подходе к полисубъектному воспитанию, выявлению его специфического потенциала в новых условиях модернизации всей системы образования (основного, дополнительного, высшего). Исследуется проблема роли места детской и детско-взрослой общности как объекта и субъекта воспитания. Этой проблеме Ушинский уделял особое внимание как комплексному средству воспитания в реальной деятельности, отвечающей природе, нравственным, духовным, физическим, социальным потребностям и возможностям ребенка и особому пространству формирования позиции педагога-воспитателя.
Объектом исследований сотрудников лаборатории стала разработка проблемы общественного воспитания, значение которого особо выделял Ушинский, связывая с важнейшим принципом народности в воспитании. Эта проблема рассматривается в исследовании теории и практики современного детского, детско-молодежного движения (деятельности многообразных детских, молодежных общественных организаций, объединений, движений - инновационных субъектов воспитания).
В заключении выступающая сформулировала предложение к РАО - публиковать труды Ушинского для повышения квалификации и совершенствования профессиональной деятельности педагогов разных типов образовательных организаций.
Е.В. Бережнова, д. п. н., ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО обратилась к работе К.Д. Ушин-ского, которая считается наиболее популярной «О пользе педагогической литературы». Безусловно, в этой работе поднимается ряд важных проблем, актуальных и сегодня. Процитируем текст великого педагога: «Спор между теорией и практикой - спор очень старый, который, наконец, умолкает в настоящее время, осознавая свою неосновательность. Война между практиками и теоретиками, между поборниками опыта и поборниками идеи приближается к миру, главнейшие условия которого уже обозначились. Пустая, ни
на чем не основанная теория, оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли».
Вслед за К. Д Ушинским хочется поставить точку в этом споре. Но. Читая литературу последних лет нам постоянно приходится сталкиваться с таким словосочетанием как «практико-ориентированная наука», именно так стало модным писать о педагогике. Одной из причин популярности такого определения является стремление преодолеть привычные суждения по поводу отрыва науки от практики. При этом проявляется склонность рассматривать ориентацию на практику как новое направление в педагогике.
Видимо, не имеет смысла в очередной раз повторять, что педагогическая наука существует, в конечном счёте, для того, чтобы на её основе можно было создавать эффективные средства совершенствования педагогической действительности. Но нельзя выпускать из виду то, что практика в научной работе выступает не только как объект конструирования и проектирования, а также как объект исследования и критерий оценки. Недостаточное внимание к этому снижает качество педагогических исследований, а значит, и степень их влияния на практику.
В настоящее время молодым людям, вступающим на научный путь, нужно знать, что педагогика прошла свой путь становления, и он зафиксирован в трех концепциях: 1) «педагогика как междисциплинарная область, 2) педагогика как прикладная дисциплина, 3) педагогика как самостоятельная научная дисциплина, сочетающая фундаментальный и прикладной аспекты». Последняя концепция, разработанная В.В. Краевским, соответствует мировой тенденции в науке - отказ от жесткого деления исследований на фундаментательные и прикладные. В каждом исследовании есть фундаментальный и прикладной аспект, только их соотношение может быть различным. Нами было доказано, что эта позиция наиболее продуктивна для современной педагогики.
В.Г. Безрогов, д. п. н., член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО обратил внимание на три аспекта изучения наследия К.Д. Ушинского: 1) сопоставление его идей с собственными исследовательскими программами; 2) изучение идей Ушинского в контексте его собственной жизни и деятельности; 3) изучение истории восприятия Ушинского на протяжении прошедших полутора столетий.
В третьем направлении соединяется реконструкция восприятия его идей разными поколениями исследователей на протяжении всей истории изучения его наследия с изучением различной политики в отношении к наследию К.Д. Ушинского, к его текстам. Коллегами были подняты оригиналы статей опубликованных К.Д. Ушинским в журнале «Народное образование» и сопоставлены с публикациями, особенно изданными в советское время, и при этом было выявлено, что имеется масса серьезных купюр.
В некоторых вполне авторитетных изданиях встречаются указания на то, что, что выпущена такая-то тема, а что там было, - не указано. В других купюры произведены без всякого уведомления читателя. В связи с тем, что нынешним и последующим поколениям педагогов еще неоднократно будет необходимо обращаться к живому наследию
К.Д. Ушинского, возникает предложение разработать и осуществить проект по размещению отсканированных копий подлинных первых публикаций работ К.Д. Ушинского на портале сайта Института теории и истории педагогики.
Копирование подлинных прижизненных изданий великого педагога вполне может быть осуществлено на основе сотрудничества ученых из педагогических институтов, входящих в Научный совет по истории образования и педагогической науки РАО, личного вклада отдельных историков образования и педагогической мысли. В.Г. Безрогов выразил готовность безвозмездно передать в данный проект имеющиеся у него электронные копии некоторых прижизненных публикаций Ушинского.
К.Ю. Милованов, к. и. н, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГНУ ИТИП РАО в сообщении: «Общественно-педагогические взгляды К. Д. Ушинского» отметил, что воззрения К. Д. Ушинского были объективно детерминированы протекающими в Российской империи в 50-60-е гг. XIX века сложнейшими реформационными процессами во многих сферах общественной жизни. Для общественной жизни того времени были характерны резкая поляризация взглядов, неожиданные повороты и идейные трансформации общественных воззрений от классического либерализма западного типа к почвенничеству, от славянофильства к общинному социализму. Активная общественная, научная и преподавательская деятельность К. Д. Ушинского проходила в период подъема общероссийского общественно-педагогического движения.
В бурный и противоречивый период реформ и социальных трансформаций К.Д. Ушинский выступил как провозвестник и идеолог русской народной школы, взяв на себя решение проблем ее теоретического и практического научно-педагогического обеспечения. К.Д. Ушинский был одним из ярчайших представителей отечественной педагогики нового времени. Именно творческое наследие выдающегося мыслителя и педагога стало подлинным эталоном русской педагогической мысли эпохи «Золотого века» русской культуры.
По выражению выступающего, исполнена высокого обаяния и неизменной притягательности сама личность К.Д. Ушинского. В определенном отношении драматична судьба этого человека, совершившего огромный научный и гражданский подвиг.
«Отец русской педагогики» был выдающимся ученым по самому характеру своей деятельности, по области приложения своих жизненных сил. Его внутренним двигателем было упование на общественный прогресс и нравственное просвещение народных масс. За годы своей плодотворной педагогической деятельности К.Д. Ушинский осуществил грандиозный размах научной, преподавательской, литературной и административной работы, став автором многих фундаментальных научных исследований, статей, очерков, рецензий, исторических изысканий, сказок и иных работ.
Для К.Д. Ушинского приоритетным был принцип народности в общественном воспитании как воплощение глубинных национально-творческих сил народа в рамках всемирного историко-педагогического процесса. Принцип народности предполагал развитие общественной инициативы и активное вмешательство в организацию образовательного процесса и управление школьным делом. Основным идейным источником принципа
народности К.Д. Ушинского стал ярко выраженный общественный вектор его педагогического учения.
К.Д. Ушинский поставил педагогическую теорию на службу систематизированного человековедения и заложил прочные идейно-теоретические основы развития всеобщего народного образования.
Выдающийся ученый был одним из первых в отечественной педагогической науке, кто смог блестяще и доходчиво охарактеризовать предмет педагогики с точки зрения выявления и поступательного развития общенациональных аксиологических приоритетов.
Провозгласив принцип народности, К.Д. Ушинский выступил популяризатором и деятельным защитником народного творчества. Благодаря великому педагогу фольклор стал органической частью общекультурного процесса, приобрел права педагогического и литературного гражданства, получив педагогическую и художественную авторитетность. Педагогические, публицистические и литературно-художественные сочинения К.Д. Ушинского наряду с избранными произведениями русской классики XIX столетия создали базу общенационального эстетического, нравственного и художественного воспитания народов России.
Культурно-антропологический подход в современной педагогической науке тесно связан с фундаментальными положениями К.Д. Ушинского о духовной жизни человека, включающей эстетическую, этическую и нравственную составляющие. Благодаря деятельности ученого и педагога были определены теоретико-методологические ориентиры целостности процесса развития народной эстетической культуры. Для многих читателей произведений К.Д. Ушинского непосредственное приобщение к сокровищам национальной педагогики стало подлинной дорогой постижения всего богатства народной этики и эстетики, незамутненным источником родного слова.
В заключении К.Ю. Милованов подчеркнул, что богатейшее научно-педагогическое наследие К.Д. Ушинского представляет собой уникальный опыт построения целостной гуманистической теории общественного воспитания, которая зиждется на принципе соединения духовности и народности как важнейших аксиологических приоритетов зрелого социума.
С.З. Занаев, научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГНУ ИТИП РАО, отметил, что великий отечественный педагог, большое значение в обучении и воспитании подрастающих поколений отводил физическому труду и подчеркивал, что воспитание, построенное на принципе народности, должно готовить детей «к труду в жизни». В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинским, большое значение отводится роли труда в жизни общества, в формировании человеческой личности. В данной связи организацию посильного общественнополезного, производительного труда детей следует рассматривать как важное средство трудового воспитания и обучения. Великий отечественный педагог придавал особое значение этому фактору не только из-за материальных результатов трудовой деятельности, составляющих человеческое достояние, но и в связи с внутренней духовной животворящей силой труда как источника человеческого достоинства, а, вместе с тем, и нравственности, и счастья. На основе историко-педагогического, философского анализа К.Д. Ушинский
показал, что снижение значения этого животворного влияния и незримой ценности труда приводит к тяжелым негативным последствиям.
Заключая заседание Круглого стола, директор ИТИП РАО, профессор С.В. Иванова отметила, что были заслушаны 9 выступлений, с одной стороны, содержащих яркое повествование о педагогической судьбе К.Д. Ушинского, а с другой стороны - представляющих теоретическое осмысление его педагогического наследия в аспекте современных проблем российского образования.
Она предложила коллегам поделиться интересными цитатами и афоризмами, которые можно включить в издания, где является главным редактором, это журналы «Ценности и смыслы», включенный в перечень ВАК России и «Отечественная и зарубежная педагогика». Подчеркнула, что следует обратить внимание на эти журналы и охарактеризовала некоторые интересные статьи, которые вышли в последних номерах, как чрезвычайно важные для ученых - педагогов и работников образования.
С.В. Иванова поблагодарила всех сотрудников института и гостей, присутствующих на заседании и отметила, что такие корифеи отечественной педагогики, как К.Д. Ушин-ский, особенно по юбилейным датам заставляют переосмыслить наши былые достижения и извлечь из них уроки для современного и перспективного развития российского образования.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014, № 1