Научная статья на тему 'К 95-летию Рамзии Гиниатовны мухамедовой'

К 95-летию Рамзии Гиниатовны мухамедовой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Р.Г. МУХАМЕДОВА / ТЮРКО-ТАТАРСКАЯ ЭТНОЛОГИЯ / ВОЛГО-УРАЛЬСКИЕ ТАТАРЫ / АТЛАС / НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / R.G. MUKHAMEDOVA / TURKIC-TATAR ETHNOLOGY / VOLGA-URAL TATARS / ATLAS / FOLK COSTUME

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суслова Светлана Владимировна

Публикация посвящена 95-летию со дня рождения Рамзии Гиниатовны Мухамедовой одного из основателей татарской ветви российской этнологической науки. С её именем так или иначе связаны этапы становления тюрко-татарской этнологии в Республике Татарстан. Она воспитала целое поколение профессиональных исследователей, работающих в настоящее время в разных областях исторической науки. Р.Г. Мухамедова является автором ряда фундаментальных исследований по традиционной культуре и этнокультурной истории татарского народа. Основным предметом ее научных интересов является традиционная одежда. Материалы книг по народному костюму волго-уральских татар активно используются в современной культуре этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Суслова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON OCCASION OF RAMZIYA MUKHAMEDOVA’S 95TH

The article is devoted to the 95th anniversary of the birth of Ramziya Ginayatovna Mukhamedova, one of the founders of the Tatar branch in the Russian ethnological science. The stages of Turkic-Tatar ethnology formation in the Republic of Tatarstan are linked to her name. She brought up a whole generation of professional researchers currently working in different fields of historical studies. R.G. Mukhamedova is the author of a number of fundamental academic research works on the ethno-cultural history of the Tatar people. The main subject of her scientific interest is traditional clothing. The materials of her books on the folk costume of the Volga-Ural Tatars are widely used in the modern culture of the ethnos.

Текст научной работы на тему «К 95-летию Рамзии Гиниатовны мухамедовой»

Хроника научной жизни

УДК 391 DOI: 10.22378/he.2018-3-2.361-374

К 95-ЛЕТИЮ РАМЗИИ ГИНИАТОВНЫ МУХАМЕДОВОЙ

С.В. Суслова

Институт истории им. Ш.Марджани

Академии наук Республики Татарстан

Казань, Российская Федерация

sv_suslova@mail.ru

Публикация посвящена 95-летию со дня рождения Рамзии Гиниатовны Му-хамедовой - одного из основателей татарской ветви российской этнологической науки. С её именем так или иначе связаны этапы становления тюрко-татарской этнологии в Республике Татарстан. Она воспитала целое поколение профессиональных исследователей, работающих в настоящее время в разных областях исторической науки. Р.Г. Мухамедова является автором ряда фундаментальных исследований по традиционной культуре и этнокультурной истории татарского народа. Основным предметом ее научных интересов является традиционная одежда. Материалы книг по народному костюму волго-уральских татар активно используются в современной культуре этноса.

Ключевые слова: Р.Г. Мухамедова, тюрко-татарская этнология, волго-уральские татары, атлас, народный костюм.

Для цитирования: Суслова С.В. К 95-летию Рамзии Гиниатовны Мухаме-довой // Историческая этнология. 2018. Т. 3, № 2. С. 361-374. DOI: 10.22378/he.2018-3-2.361-374

Коллектив Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, сотрудники Республиканского центра развития традиционной культуры сердечно поздравляют со славным юбилеем - 95-летием со дня рождения Рамзию Гиниатовну Мухамедову1, с именем которой связаны этапы становления тюрко-татарской этнологии в Республике Татарстан [4, с. 162-178].

Р.Г. Мухамедова родилась 23 декабря 1923 г. в поселке Ново-Иркеево Богдашкинского района Ульяновской области. В 1931 г. семья переехала в г. Зеленодольск Татарской АССР, где она в 1941 г. закончила школу, а в годы Великой Отечественной войны работала приемщицей на заводе № 340 и бухгалтером в городском финансовом отделе г. Зеленодольска. В 1944 г. она поступила, а в 1949 г. успешно закончила географический фа-

1 См. иллюстрации к статье на цв. вклейке.

культет Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина и в этом же году поступила в аспирантуру Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР (ИЯЛИ КФАН СССР) по специальности «Этнография». После окончания аспирантуры, проработав некоторое время в Государственном музее Татарской АССР, тяжело заболела и на продолжительное время практически была лишена трудоспособности. После выздоровления в октябре 1959 г. Р.Г. Мухамедова была принята на работу в сектор археологии и этнографии ИЯЛИ КФАН СССР. В 1966 г. в Институте этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР она успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Татары Мордовской АССР: историко-этнографическое исследование».

Изучение этнической истории, культуры и быта татарского народа тесным образом связано с открытием в 1804 г. Казанского Императорского университета, и особенно с созданием в его стенах в 1878 г. Общества археологии, истории и этнографии (ОАИЭ), в «Известиях» и практической деятельности которого впервые формируется особое научное направление - этнографическое татароведение. На этом начальном этапе ведущая роль в изучении татар принадлежала университетским ученым - профессорам Н. Катанову, К. Фуксу, работы которых совершенно справедливо относят к золотому фонду татарской историографии [8, с. 10], а также крупным татарским ученым-просветителям - Ш. Марджани, К. Насыри, Х. Фаисха-нову, Г. Ахмарову, Г. Губайдуллину.

Важнейшую роль в становлении этого направления сыграли этнографические исследования профессора Н.И. Воробьева - крупного российского ученого-этнографа, последовательной ученицей которого является Р.Г. Мухамедова. С 1944 г. Н.И. Воробьев работал заведующим сектором археологии и этнографии ИЯЛИ КФАН СССР. Заслуга Н.И. Воробьева в том, что в отличие от предшествующих исследователей, эпизодически обращавшихся к этнографии татар, он заложил основы системного подхода к изучению культуры и быта народа, главным образом референтной группы этноса - казанских татар [2; 3]. Этот подход заключался в создании достаточно обоснованной этнокультурной дифференциации волго-уральских татар, в основу которой были положены изученные на тот период времени языковые и культурно-бытовые различия внутри татарского этноса. Им впервые была осуществлена попытка использования типологического подхода к систематизации этнографического материала, который позволял преподнести устойчивые разновидности материальной культуры в динамике, проследить эволюцию, наметить истоки и аналоги им у других народов и тем самым поставить вопрос о генезисе татарской культуры. Системный подход был применен и усовершенствован в трудах и научно-организационной деятельности Р. Г. Мухамедовой.

После ухода профессора Н.И. Воробьева она возглавила коллектив этнографов, входивших отдельным подразделением в сектор археологии и

этнографии ИЯЛИ КФАН СССР, заведующим которого стал профессор А.Х. Халиков. В 1971 г. Р.Г. Мухамедова решением Ученого Совета была назначена руководителем фундаментального исследования «Историко-этнографический атлас татарского народа». Исследование координировалось и финансировалось Институтом этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР.

Составление национальных историко-этнографических атласов, как известно, представляет собой трудоемкое, но важное и весьма перспективное звено в комплексе современных этнологических исследований. Их цель заключается в создании обширного и репрезентативного с научной точки зрения корпуса этнорегиональных источников, в разработке на его базе принципов типологической классификации основных категорий традиционной культуры, в картографировании выделенных типов и выделении этнокультурных комплексов. Картографирование элементов и типов традиционной культуры (хозяйства, типов поселений и жилищ, одежды, головных уборов, обуви и украшений и др.) представляет собой эффективный метод научного исследования. Оно позволяет с достаточной полнотой и графической четкостью учесть особенности традиционной культуры территориальных групп народа, обобщить многочисленные и разнохарактерные сведения по этнографии татар всего региона, разбросанные по разным источникам. Материалы атласа являются основой для проведения современных этнорегио-нальных исследований - нового научного направления, предполагающего выявление региональных этнокультурных комплексов и особенностей их формирования путем изучения характера этнокультурных взаимосвязей и степени влияния цивилизационных центров.

Р.Г. Мухамедовой была разработана научная проблематика Атласа, принципы и методы его составления [10, с. 58-59; 11, с. 72-73]. Под её руководством и в соавторстве с коллегами и учениками был разработан инструментарий исследования и опубликованы Программы-вопросники для сбора этнографического материала в разных регионах проживания волго-уральских татар и по разным темам (земледелие [14], поселения и жилища [13], ткачество, ткани, одежда, украшения [12]). В рамках этого фундаментального исследования и под непосредственным руководством Р.Г. Мухамедовой велась научная подготовка кадров, в том числе и через аспирантуру, в результате чего сформировался высококвалифицированный коллектив профессиональных этнографов. Деятельность ученого в этот период была тесно связана с академическими традициями советской науки - методологией, методикой и тематическими направлениями исследований. Этому способствовали её хорошо отлаженные контакты с ведущими отечественными учеными, защита диссертационных исследований её учеников при жестких академических требованиях в Институте этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР.

Важнейшим направлением её деятельности была работа, связанная с научной организацией и проведением ежегодных этнографических экспе-

диций. Они носили характер сплошного территориального обследования всех районов проживания татар в Волго-Уральском регионе РСФСР. Это территория современного Татарстана, Башкортостана, а также Пермская, Оренбургская, Челябинская, Кировская Самарская, Пензенская, Саратовская, Горьковская и другие области России. Материал собирался по единой программе, включающей основные разделы традиционной культуры: хозяйство, материальная и духовная культура. За 1971-1986 гг. (до ухода на пенсию) под ее руководством совершено 28 экспедиций, охвативших около 450 татарских населенных пунктов. Во время полевых работ велись дневники, фотофиксация вещественных источников, составлялись чертежи, выполнялись художественные зарисовки элементов материальной культуры. Помимо ученых-этнографов к участию в них был привлечен и профессиональный художник - А.А. Мазанов. Его работы хранятся в архиве отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (около 2000 рисунков). Особая ценность этих работ заключается в том, что в то время (1960-1980-е гг.) традиционная культура фиксировалась исследователями, как правило, в черно-белом изображении. Цветные слайды и фотопленки были редкостью, да и качество их желало быть лучше. Рисунки А.А. Мазанова выполнены в цвете и отображают региональное художественное своеобразие традиционной культуры и декоративно-прикладного искусства татарского народа. Его работы являются уникальным визуально-художественным источником по практически утраченной ныне традиционной культуре татарского села.

Во время этнографических экспедиций удавалось собрать не только богатейшую устную информацию, но и немало весьма ценных вещественных источников. Так, в 1986 г. в Государственный музей Татарской Республики от этнографов отдела этнографии и лично Р.Г. Мухамедовой были переданы две коллекции по народной одежде и декоративно-прикладному искусству волго-уральских татар. Эти коллекции (более 200 предметов) были собраны в 1971-1985 гг. в русле работ по темам Атласа. Их ценность заключается в том, что и отдельные предметы костюма, и порою целые региональные комплексы одежды описаны, аннотированы и хронологически определены специалистами-этнографами. Коллекции достаточно полно представляют народную одежду, промыслы и искусство казанских татар и кряшен из уездов бывшей Казанской губернии (особенно правобережных) второй половины XIX - начала XX вв., а фрагментарно и середины XIX в. Кроме того в них содержатся ценные материалы из периферийных регионов.

Рамзия Гиниатовна возглавила работу и по сбору этнографического материала в архивах, библиотеках, музеях страны: были изучены материалы более 20 архивов, фонды около 30 музеев. Собранный по теме атласа материал был систематизирован в научном каталоге архива отдела этнографии, содержащим более 40 тысяч единиц хранения по основным разделам традиционной культуры (хозяйству, поселениям и жилищам, одежде и

украшениям, ткачеству, пище и др.). По существу в эти годы была подготовлена обширная научная база и для последующих поколений исследователей. В настоящее время значительная часть этого архива оцифрована и переведена в электронный формат. Архив активно используется не только татарстанскими учеными, но и этнографами других регионов России, изучающими быт и культуру татар и других народов.

Р.Г. Мухамедова - известный в Татарстане и России специалист в области этнографии татарского народа, в сферах как материальной, так и духовной культуры. Она является соавтором ряда крупных академических трудов, которые уже сейчас считаются классикой татарской и в целом российской этнографической науки. Это коллективный труд «Татары Среднего Поволжья и Приуралья» [5, с. 235-292], где ей в соавторстве с А.А. Загидуллиным написан раздел «Семейно-родственные отношения» с приложением таблицы древних терминов родства и свойства, фундаментальное исследование «Народный костюм татар Поволжья и Урала. Исто-рико-этнографический атлас татарского народа» [21], которое было переиздано в Москве в рамках справочно-энциклопедического издания «ТАРТАРИКА» [24]. Этот том Атласа в силу своей информативности является одной из базовых основ для углубленного изучения этнической истории и истории культуры татарского народа и для качественного развития самых различных сфер национальной культуры от фольклорных и фольклористических форм до элитарных форм профессиональной культуры. Рамзия Гиниатовна является одним из авторов коллективной монографии «Татары» [23], изданной в 2001 г. (переизданной в 2017 г.) в серии «Народы и культуры» Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, за которую в 2003 г. она была удостоена звания «Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники». В монографии «Татары» она является автором главы, посвященной традиционной пище и домашней утвари. Метод системного анализа материалов позволил ей выявить и объяснить этнотерриториаль-ные особенности в системе традиционного питания татар, а также обозначить сложные пути формирования национальной кухни.

Р.Г. Мухамедова является соавтором ряда крупных академических и энциклопедических трудов Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР, в которых ей написаны разделы, посвященные этнической истории и народной культуре волго-уральских татар [19; 20].

Особо следует отметить ее монографию «Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование», дополненную и переизданную в Казани в 2008 г. [9; 18]. В ней на большом фактическом, в том числе экспедиционном материале, показано своеобразие и одновременно этнокультурное единство татар-мишарей и казанских татар - двух основных нациеобра-зующих субэтносов волго-уральских татар, а также роль мишарской торгово-промышленной буржуазии в формировании татарской нации. Исследованные ею территориальные особенности народной одежды татар, про-

живающих на западе Волго-Уральского региона [9, с. 119-125], в значительной степени соответствуют результатам предпринятого ранее исследования диалектологов [1]. По материалам народной одежды на территории Окско-Сурского междуречья также, как и на картах диалектологов, выделяются особые этнокультурные зоны, соответствующие говорам так называемых ч-окающих и ц-окающих мишарей.

Специфический элемент костюма ч-окающих мишарей составляет нижний головной убор: волосник-чепец с узким чехлом - накосником и особый полотенцеобразный тастар. Среди них выделяются своеобразные группы - темниковско-азеевская, лямбирская, кузнецко-хвалынская [21, с. 175-180]. Например, у лямбирских мишарей (Саранский, Инсарский уезды Пензенской и Карсунский уезд Симбирской губ.) комплекс женского головного убора, кроме волосника и полотенцеобразного тастара с двумя украшенными концами, включает монетную шапочку кашпау. Здесь бытовал и оригинальный способ повязывания тастара: его украшенный конец особым образом укладывался на голову. Местной спецификой отличался и комплекс костюма мишарей Саратовской губ. (Кузнецкий и Хвалынский уезды), особенно в плане декоративного оформления богатой золотошвейной гладью тастаров, женских нагрудников и волосников. Эти территориальные особенности костюма ч-окающих мишарей выделяются и на диалектологических картах.

Специфика костюма ц-окающей группы мишарей заключается в ранних головных уборах [21, с. 181-182]. Оригинальный волосник сылапцау был в форме небольшого платка. В комплекс головного убора молодой женщины входил волосник башкигец, который для ч-окающих мишарей не характерен. Тастар ц-окающих мишарей совершенно иной, нежели у их ч-окающей группы: у него украшен лишь один конец. Составленный из разноцветных кусочков ткани конец тастара был заметно шире основного полотнища. Значительные особенности в костюме мишарей прослеживаются и в декоративном оформлении женских рубах: ранние экземпляры женских рубах ч-окающих мишарей декорированы счетной вышивкой, а ц-окающих - аппликацией, так называемым, лоскутным узором.

Книга Р.Г. Мухамедовой в отличие от работ предыдущих исследователей более информативна как исторический источник, поскольку написана с применением новых исследовательских методов, в частности, метода этнографического картографирования. Этот метод позднее лег в основу подготовленных и опубликованных сотрудниками отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ томов «Историко-этнограф-ического атласа татарского народа». Материалы монографии дополнили предложенную Н.И. Воробьевым этнокультурную дифференциацию вол-го-уральских татар [22] и внесли заметный вклад в разработку структуры татарского этноса последующим поколением ученых, в частности Д М. Исхаковым [6, с. 63-131].

Р.Г. Мухамедова является автором создания ряда историко-этногра-фических экспозиций в музеях Татарстана (г. Зеленодольск, с. Б. Атня), в том числе и экспозиции этнографического отдела Национального музея Республики Татарстан. На протяжении десятилетий она являлась научным консультантом и экспертом этого музея. Как ведущего этнографа и знатока татарской культуры её не раз приглашали для консультаций в Российский этнографический музей (Санкт-Петербург), где она из имеющихся музейных артефактов помогала воссоздать татарские этнокультурные, в том числе и костюмные комплексы.

Рамзия Гиниатовна является одним из главных инициаторов создания Государственного центра татарского фольклора при Министерстве культуры Республики Татарстан, где она после завершения работы в ИЯЛИ КФАН СССР проработала в качестве ведущего научного сотрудника и консультанта до 2013 г. Она принимала непосредственное участие в разработке планов научных исследований центра, в создании банка информации по этнографии народа, в определении маршрутов экспедиций по районам Республики Татарстан и регионам проживания татар в Российской Федерации. Начиная с конца 90-х гг. ХХ столетия и практически до 2005 г., несмотря на солидный возраст, она выезжала в качестве научного руководителя в экспедиции, во время которых передавала свой полувековой исследовательский опыт изучения народной культуры молодому поколению ученых.

Р.Г. Мухамедова была главным консультантом и руководителем многочисленных конференций и круглых столов, посвященных проблемам сохранения и возрождения традиционной татарской культуры, инициированных Государственным центром татарского фольклора. Желание вовлечь в исследовательское поле фольклористики и этнографии молодежь привело к организации при центре «Школы молодого фольклориста», бессменным участником и лектором которой стала Рамзия Гиниатовна. Ее лекции по этнической истории и истории расселения волго-уральских татар, этнокультурным особенностям территориальных групп народа собирали немалое количество заинтересованных слушателей на протяжении многих лет. Школа приобрела популярность не только в Республике Татарстан, но и за ее пределами. Постоянными участниками чтений стали молодые ученые и аспиранты Чувашского государственного института гуманитарных наук (Чебоксары), Башкирского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. М. Гафури (Уфа), Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН (Ижевск) и др. Она была одним из инициаторов создания научно-популярных фильмов, посвященных методике изучения традиционной культуры татарского народа и сама же являлась их научным консультантом.

Основной темой её научных исследований и в центре внимания оставалась «Традиционная одежда татар». В настоящее время, несмотря на унификацию социокультурных процессов и усиление роли общечеловече-

ских ценностей, наблюдается тенденция к сохранению и воспроизводству этнических стереотипов татарского костюма в различных вторичных формах (костюм-новодел, костюм-реконструкция, дизайнерские разработки). Традиционный костюм выступает фактическим посредником между типами культур различных хронологических периодов татарской истории, «осуществляя коммуникацию, трансляцию и усвоение определенной, значимой для данной культуры информации» [7, с. 6].

На рубеже XX-XXI вв. традиционная сфера функционирования татарского костюма практически переместилась в область празднично-сценической и профессиональной деятельности. Основой для современной творческой интерпретации традиций татарского костюма зачастую служит аутентичная (соответствующая подлиннику) реконструкция утраченных этнолокальных комплексов одежды. На основе репрезентативных материалов Атласа и совместно с профессиональными художниками Рамзия Гиниатовна приступила к разработке экскизов сценических костюмов для фольклорно-этнографических коллективов, театров, самодеятельности. Так, для Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан вместе с народным художником и заслуженным деятелем искусств РТ Ф.Ш. Хасьяновой были созданы сценические варианты костюма нижегородских мишарей и астраханских татар. С целью воспроизводства современных «фольклористических» [25] форм традиционной татарской одежды и передачи историко-этнографической информацию об определенной группе этноса ею были подготовлены красочные научно-популярные книги-альбомы, снабженные аутентичными, практически соответствующими подлиннику рисунками-реконструкциями [16; 17].

Познав и проникнув в суть механизмов сохранения и воспроизводства татарского фольклорно-этнографического наследия Р.Г. Мухамедова до сих пор бескорыстно передает свои глубокие познания молодому поколению исследователей, модельерам, художникам-прикладникам.

Автор благодарит Фанзилю Хакимовну Завгарову за предоставленные сведения, касающиеся научной деятельности Р.Г. Мухамедовой в Республиканском центре развития традиционной культуры.

Избранные публикации Р.Г. Мухамедовой

Монографии

1. Татары-мишари (историко-этнографическое исследование). М.: Наука, 1972. 246 с.

2. Татарская народная одежда. Татар халык киемнэре. Казань: Тат-книгоиздат, 1997. 224 с.

3. Народный костюм татар Среднего Поволжья и Урала (середина XIX - начало ХХ вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во «ФЭН», 2000. 312 с. (в соавт. с С.В. Сусловой).

4. Народный костюм татар-кряшен (на татарском и русском языках). Казань: Слово, 2005. 159 с.

5. Татары-мишари: Историко-этнографическое исследование. Казань: Магариф, 2008. 295 с.

Статьи и разделы в коллективных монографиях

6. Одежда одной из групп темниковских татар // Труды КФАН СССР. Серия гуманитарных наук. Выпуск 2. Казань, 1959. С. 221-233.

7. К вопросу о расселении татар-мишарей // Материалы по татарской диалектологии. Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1962. С. 242-281.

8. Терминология родства и свойства у татар - мишарей в Мордовской АССР // Материалы по татарской диалектологии. Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1962. С. 242-281.

9. Семейно-родственные отношения // Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967. С. 235-292 (в соавт. с А.А. Загидуллиным)

10. Поволжские татары // Очерки общей этнографии. Европейская часть СССР. М.: АН СССР, 1968. 480 с.

11. Предисловие к альбому Л. Л. Сперанской «Костюм казанских татар». Казань, 1972. С. 5-8.

12. Принципы составления историко-этнографического атласа татарского народа // Первое Поволжское археолого-этнографическое совещание (тезисы). Казань, 1974. С. 58-59.

13. О программе сбора материала для историко-этнографического атласа татарского народа по теме «Поселения и жилища» // Первое Поволжское археолого-этнографическое совещание (тезисы). Казань, 1974. С. 72-73 (в соавт. с Ю.Г. Мухаметшиным).

14. Программа-вопросник к атласу этнографии татарского народа для сбора материалов по теме «Ткачество, ткани, одежда и украшения». Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1975. 59 с. (в соавт. с Ф.Ш. Сафиной, СВ. Сусловой).

15. Программа-вопросник к атласу этнографии татарского народа для сбора материалов по теме «Поселения и жилища». Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1976. 37 с. (в соавт. с Ю.Г. Мухаметшиным).

16. Работа над атласом по этнографии татарского народа// Историко-этнографический атлас Урала и Поволжья (Препринты докладов и сообщений). Уфа, 1976. С.7-9.

17. Исторические истоки этнокультурных параллелей между туркменами и татарами Поволжья и Приуралья // Проблемы этногенеза туркменского народа. Ашхабад, 1977. С. 144-159 (в соавт. с А.Х. Халиковым).

18. Программа-вопросник к атласу этнографии татарского народа для сбора материалов по теме «Земледелие». Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1978. 26 с. (в соавт. с Н.А. Халиковым).

19. Чепецкие татары (Краткий исторический очерк) // Новое в этнографических исследованиях татарского народа. Казань, 1978. С. 5-17.

20. Жилище чепецких татар в конце ХК - начале ХХ вв.) // Новое в этнографических исследованиях татарского народа. Казань: КФАН СССР, 1978. С. 30-59.

21. Н.И. Воробьев - исследователь культуры и быта татарского народа // К вопросу этнической истории татарского народа. Казань: КФАН СССР, 1985. С. 8-11.

22. Татары // Народы Поволжья и Приуралья: Историко-этнографи-ческие очерки. М.: Наука, 1985. С. 200-237.

23. Ареальные исследования традиционной одежды татар Среднего Поволжья и Приуралья (материалы историко-этнографического атласа татарского народа) // Второй международный конгресс этнографов и антропологов (резюме докладов и сообщений). Часть II. Уфа: Восточный университет, 1997. С. 57-58.

24. Пища и домашняя утварь // Татары (серия «Народы и культуры). М.: Наука, 2001. С. 316-326.

25. Пища и домашняя утварь // Этнография татарского народа. Учебное пособие. Казань: Изд-во «Магариф», 2004. С. 103-110.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атлас татарских народных говоров Среднего Поволжья и Приуралья в 2-х томах. Казань: Татпрокаттехприбор, 1989. 240 с.

2. Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар (опыт этнографического исследования). Казань: Дом Татарской Культуры и Академический Центр ТНКП, 1930. 480 с.

3. Воробьев Н.И. Казанские татары (этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода). Казань: ТАТГОСИЗДАТ, 1953. 380 с.

4. Габдрахманова Г.Ф., Мусина Р.Н., Суслова С.В. Тюрко-татарский вектор российской этнологии (к 25-летию отдела этнологии Института истории Академии наук Республики Татарстан // Этнографическое обозрение. 2014. №5. С. 162178.

5. Загидуллин А. А., Мухамедова Р.Г. Семейно-родственные отношения // Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967. С. 235-292.

6. Исхаков Д.М. Проблемы этнокультурной дифференциации волго-ураль-ских татар. Этнографические группы волго-уральских татар: опыт системного анализа // Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Казань, 2002. С. 63-131.

7. Калашникова Н.М. Семиотика народного костюма. Учебник. СПб.: СПГУТД, 2000. 370 с.

8. Усманов М.А. Несколько слов об историко-этнографических трудах Карла Фукса (предисловие) // Казанские татары. Репринтное воспроизведение трудов К. Фукса. Казань, 1991. С. 8-12.

9. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари (историко-этнографическое исследование). М.: Наука, 1972. 246 с.

10. Мухамедова Р.Г. Принципы составления историко-этнографического атласа татарского народа // Первое Поволжское археолого-этнографическое совещание (тезисы). Казань, 1974. С. 58-59.

11. Мухамедова Р.Г., Мухаметшин Ю.Г. О программе сбора материала для историко-этнографического атласа татарского народа по теме «Поселения и жилища» // Первое Поволжское археолого-этнографическое совещание (тезисы). Казань, 1974. С. 72-73.

12. Мухамедова Р.Г., Сафина Ф.Ш., Суслова С.В. Программа-вопросник к атласу этнографии татарского народа для сбора материалов по теме «Ткачество, ткани, одежда и украшения». Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1975. 59 с.

13. Мухамедова Р.Г. Мухаметшин Ю.Г. Программа-вопросник к атласу этнографии татарского народа для сбора материалов по теме «Поселения и жилища». Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1976. 37 с.

14. Мухамедова Р.Г., Халиков Н.А. Программа-вопросник к атласу этнографии татарского народа для сбора материалов по теме «Земледелие». Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1978. 26 с.

15. Мухамедова Р.Г. Ареальные исследования традиционной одежды татар Среднего Поволжья и Приуралья (материалы историко-этнографического атласа татарского народа) // Второй международный конгресс этнографов и антропологов (резюме докладов и сообщений). Часть II. Уфа: Восточный университет, 1997. С. 57-58.

16. Мухамедова Р.Г. Татарская народная одежда. Казань: Таткнигоиздат, 1997. 223 с.

17. Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар-кряшен. Казань: Слово, 2005. 159 с.

18. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари: Историко-этнографическое исследование. Казань: Магариф, 2008. 295 с.

19. Мухамедова Р.Г. Татары // Народы Поволжья и Приуралья: историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1985. С. 200-237.

20. Очерки общей этнографии. Европейская часть СССР. М.: АН СССР, 1968. 480 с.

21. Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало XX вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: ФЭН, 2000. 311 с.

22. Загидуллин А.А., Мухамедова Р.Г. Семейно-родственные отношения // Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967. С. 235-292.

23. Татары (серия «Народы и культуры). М.: Наука, 2001. С. 316-326.

24. Тартарика. Этнография. Справочно-энциклопедическое издание. Казань-М.: Дизайн. Информация. Картография. М., 2006. С. 474-526.

25. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л.: Наука, 1986. 304 с.

Сведения об авторе: Суслова Светлана Владимировна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, отдел этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7А, Казань, Российская Федерация); sv_suslova@mail.ru

ON OCCASION OF RAMZIYA MUKHAMEDOVA'S 95th ANNIVERSARY

S.V. Suslova

Sh.Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences

Kazan, Russian Federation

sv_suslova@mail. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to the 95th anniversary of the birth of Ramziya Ginayatovna Mukhamedova, one of the founders of the Tatar branch in the Russian ethnological science. The stages of Turkic-Tatar ethnology formation in the Republic of Tatarstan are linked to her name. She brought up a whole generation of professional researchers currently working in different fields of historical studies. R.G. Mukhamedova is the author of a number of fundamental academic research works on the ethno-cultural history of the Tatar people. The main subject of her scientific interest is traditional clothing. The materials of her books on the folk costume of the Volga-Ural Tatars are widely used in the modern culture of the ethnos.

Keywords: R.G. Mukhamedova, Turkic-Tatar ethnology, Volga-Ural Tatars, Atlas, folk costume.

For citation: Suslova S.V. On occasion of Ramziya Mukhamedova's 95th anniversary. Istoricheskaya etnologiya - Historical Ethnology, 2018, vol. 3, no. 2, pp. 361374. DOI: 10.22378/he.2018-3-2.361-374

REFERENCES

1. Atlas tatarskih narodnyh govorov Srednego Povolzh'ya i Priural'ya v 2-h tomah [The Atlas of Tatar folk dialects of the Middle Volga and Ural regions in 2 volumes]. Kazan, Tatprokattekhpribor Publ., 1989. 240 p. (In Russian)

2. Vorobyev N.I. Material'naya kul'tura kazanskikh tatar (opyt etnograficheskogo issledovaniya) [The material culture of Kazan Tatars (the experience of ethnographic research)]. Kazan, Tatar Culture House and TNKP Academic Center, 1930. 480 p. (In Russian)

3. Vorobyev N.I. Kazanskie tatary (etnograficheskoe issledovanie material'noi kul'tury dooktyabr'skogo perioda) [Kazan Tatars (ethnographic study of the material culture of the pre-October period)]. Kazan, TATGOSIZDAT Publ., 1953. 380 p. (In Russian)

4. Gabdrahmanova G.F., Musina R.N., Suslova S.V. Tyurko-tatarskii vektor rossiiskoi etnologii (k 25-letiyu otdela etnologii Instituta istorii Akademii nauk Respubliki Tatarstan) [Turkic-Tatar Vector of Russian Ethnology (on the occasion of the 25th anniversary of the Ethnology Department of the Institute of History of the

Tatarstan Academy of Sciences]. Etnograficheskoe obozrenie - Ethnographic Review. 2014, no. 5, p. 162-178. (In Russian)

5. Zagidullin A.A., Mukhamedova R.G. Semeino-rodstvennye otnosheniya [Family Relationships]. Tatary Srednego Povolzh'ya i Priural'ya [Tatars of the Middle Volga and Ural Region]. Moscow, Nauka Publ., 1967, pp. 235-292. (In Russian)

6. Iskhakov D.M. Problemy etnokul'turnoi differenciacii volgo-ural'skih tatar. Etnograficheskie gruppy volgo-ural'skih tatar: opyt sistemnogo analiza [Problems of ethnocultural differentiation of the Volga-Ural Tatars. Ethnographic groups of Volga-Ural Tatars: the experience of system analysis]. Etnoterritorial'nye gruppy tatar Povolzh'ya i Urala i voprosy ih formirovaniya [Ethnoterritorial groups of Tatars of the Volga region and the Urals and the issues of their formation]. Kazan, 2002, pp. 63-131. (In Russian)

7. Kalashnikova N.M. Semiotika narodnogo kostyuma. Uchebnik [Semiotics folk costume. Textbook]. St.Petesburg, SPGUTD Publ., 2000. 370 p. (In Russian)

8. Usmanov M.A. Neskol'ko slov ob istoriko-etnograficheskih trudah Karla Fuksa (predislovie) [A few words about the historical and ethnographic works of Karl Fuchs (preface)]. Kazanskie tatary. Reprintnoe vosproizvedenie trudov K. Fuksa [Kazan Tatars. Reprint reproduction of K. Fuchs's works]. Kazan, 1991, pp. 8-12. (In Russian)

9. Mukhamedova R.G. Tatary-mishari (istoriko-etnograficheskoe issledovanie) [Mishari Tatars (historical and ethnographic research)]. Moscow, Nauka Publ., 1972. 246 p. (In Russian)

10. Mukhamedova R.G. Principy sostavleniya istoriko-etnograficheskogo atlasa tatarskogo naroda [The principles of the compilation of the historical-ethnographic atlas of the Tatar people] Pervoe Povolzhskoe arheologo-etnograficheskoe soveshanie (tezisy) [First Volga Archaeological-Ethnographic Conference (theses)]. Kazan, 1974, pp. 58-59. (In Russian)

11. Mukhamedova R.G., Mukhametshin Yu.G. O programme sbora materiala dlya istoriko-etnograficheskogo atlasa tatarskogo naroda po teme «Poseleniya i zhilisha» [On the program of collecting materials for the historical and ethnographic atlas of the Tatar people on the topic "Settlements and dwellings"] Pervoe Povolzhskoe arheologo-etnograficheskoe soveshanie (tezisy) [The First Volga Archaeological and Ethnographic Conference (abstracts)]. Kazan, 1974, pp. 72-73. (In Russian)

12. Mukhamedova R.G., Safina F.Sh., Suslova S.V. Programma-voprosnik k atlasu etnografii tatarskogo naroda dlya sbora materialov po teme "Tkachestvo, tkani, odezhda i ukrasheniya" [Program questionnaire for the atlas of the Tatar people ethnography to collect materials on the topic "Weaving, fabrics, clothing and jewelry"]. Kazan, IYaLI KFAN USSR Publ., 1975. 59 p. (In Russian)

13. Mukhamedova R.G. Mukhametshin Yu.G. Programma-voprosnik k atlasu etnografii tatarskogo naroda dlya sbora materialov po teme "Poseleniya i zhilisha" [Program questionnaire to the atlas of the Tatar people ethnography to collect materials on the topic "Settlements and dwellings"]. Kazan, IYaLI KFAN USSR Publ., 1976. 37 p. (In Russian)

14. Mukhamedova R.G. Khalikov N.A. Programma-voprosnik k atlasu etnografii tatarskogo naroda dlya sbora materialov po teme «Zemledelie» [Program questionnaire to the atlas of the Tatar people ethnography to collect materials on the topic "Agriculture"]. Kazan, IYaLI KFAN USSR Publ., 1978. 26 p. (In Russian)

15. Mukhamedova R.G. Areal'nye issledovaniya tradicionnoi odezhdy tatar Srednego Povolzh'ya i Priural'ya (materialy istoriko-etnograficheskogo atlasa tatarskogo

naroda) [Areal studies of the traditional clothing of the Tatars of the Middle Volga and Ural region (materials of the historical and ethnographic atlas of the Tatar people)]. Vtoroi mezhdunarodnyi kongress etnografov i antropologov (rezyume dokladov i soobshenii). Chast' II. [The Second International Congress of Ethnographers and Anthropologists (summary of reports and messages). Part 2]. Ufa, Eastern University Publ., 1997, pp. 57-58. (In Russian)

16. Mukhamedova R.G. Tatarskaya narodnaya odezhda [Tatar Folk Clothes]. Kazan, Tatar Publ. House, 1997. 223 p. (In Russian)

17. Mukhamedova R.G. Narodnyi kostyum tatar-kryashen [Folk Costume of the Tatar-Kryashens]. Kazan, Slovo Publ., 2005. 159 p. (In Russian)

18. Mukhamedova R.G. Tatary-mishari: Istoriko-etnograficheskoe issledovanie [The Tatar-Mishars: Historical and ethnographic research]. Kazan, Magarif Publ., 2008. 295 p. (In Russian)

19. Mukhamedova R.G. Tatary [Tatars]. Narody Povolzh'ya i Priural'ya: istoriko-etnograficheskie ocherki [Peoples of the Volga and Ural Regions: Historical and ethnographic essays]. Moscow, Nauka Publ., 1985, pp. 200-237. (In Russian)

20. Ocherki obshei etnografii. Evropeiskaya chast' SSSR [Essays on general ethnography. The European part of the USSR]. Moscow, USSR Academy of Sciences Publ., 1968. 480 p. (In Russian)

21. Suslova S.V., Mukhamedova R.G. Narodnyi kostyum tatar Povolzh'ya i Urala (seredina XIX - nachalo XX vv.). Istoriko-etnograficheskii atlas tatarskogo naroda [Folk costume of the Tatars of the Volga region and the Urals (mid 19th - early 20th centuries). Historical and Ethnographic Atlas of the Tatar People]. Kazan, FEN Publ., 2000. 311 p. (In Russian)

22. Zagidullin A.A., Mukhamedova R.G. Semeino-rodstvennye otnosheniya [Family Relationships]. Tatary Srednego Povolzh'ya i Priural'ya [Tatars of the Middle Volga and Urals]. Moscow, Nauka Publ., 1967, pp. 235-292. (In Russian)

23. Tatary (seriya "Narody i kul'tury") [The Tatars (Peoples and Cultures series]. Moscow, Nauka Publ., 2001, pp. 316-326. (In Russian)

24. Tartarika. Etnografiya. Spravochno-enciklopedicheskoe izdanie [Tartarika. Ethnography. A reference encyclopedic edition]. Kazan-Moscow, Dizain. Informaciya. Kartografiya Publ., pp. 474-526. (In Russian)

25. Chistov K.V. Narodnye tradicii i fol'klor. Ocherki teorii [Folk Traditions and Folklore. Essays of Theory]. Leningrad, Nauka Publ., 1986. 304 p. (In Russian)

About the author: Svetlana V. Suslova is a Candidate of Science (History), Leading Research Fellow, Department of Ethnological Research, Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (7 A, Baturin St., Kazan 420111, Russian Federation); sv_suslova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.