НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 1(47)(09) ББК 87.3(2)61-02
К 90-ЛЕТИЮ «ФИЛОСОФСКОГО ПАРОХОДА»
М.В. МАКСИМОВ
Ивановский государственный энергетический университет ул. Рабфаковская, 34, г. Иваново, 153003, Российская Федерация E-mail: mvmaximov@yandex.ru
Рассматриваются вопросы высылки из России в 1922 году философов-идеалистов, представлявших реальную политическую оппозицию Советской власти. Представлен обзор докладов научной конференции «"Философский пароход" и судьбы русской философии в ХХ веке», прошедшей в Ивановском государственном энергетическом университете в ноябре 2012 года по инициативе Соловьевского семинара. Приводятся сведения о публикации документов и исследовательских материалов, посвященных этому трагическому событию в истории русской философии и его значению для развития русской философии.
Ключевые слова: «философский пароход», Советская власть, судьбы русской философии в XX веке, Соловьевский семинар.
ОN THE 90TH ANNIVERSARY OF THE «FILOSOFSKIY PAROKHOD»
M.V MAKSIMOV
Ivanovo State Power University, 34, Rabfakovskaya St., Ivanovo, 153003, Russian Federation E-mail: mvmaximov@yandex.ru
The article explores the expulsion from Russia in 1922 of idealist philosophers representing real political opposition to the Soviet regime. It reviews the academic conference «"Filosofskiy parokhod" and the Fate of Russian Philosophy in the Twentieth Century,» which took place at the Ivanovo State Power University in November 2012 on the initiative of the Solovyov Seminar. The article also provides information on the publication of documents and research materials on this tragic event and its significance for the development of Russian philosophy.
Key words: «Filosofskiy parokhod», Soviet power, the fate of Russian philosophy in the XX century, Solovyov Seminar.
«Философский пароход» - собирательное название насильственного выдворения из страны выдающихся деятелей российской философии, культуры и науки. Поясняя этот шаг Советской власти, один из её лидеров Л. Троцкий отмечал, что «мы этих людей отправили, так как расстрелять их не было повода, а вытерпеть было нереально». «Те элементы, которые мы высылаем или будем высылать, - заявил он, - сами по себе политически ничтожны. Но они - потенциальные орудия в руках наших возможных врагов. В случае новых военных осложнений... все эти непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-
политической агентурой врага. И мы будем вынуждены расстреливать их по законам войны. Вот почему мы предпочитаем сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. И я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность и возьмете на себя ее защиту перед общественным мнением» [1].
Этот «гуманный» акт был осуществлен в соответствии с декретом ВЦИК «Об административной высылке», принятым 10 августа 1922 года. На двух германских пароходах - «Обер-бургомистр Хакен» («Oberbürgermeister Haken») и «Пруссия» («Prussia»), вышедших из Петрограда соответственно 29 сентября и 16 ноября 1922 г., Советскую Россию вынужденно покинули более 170 человек. Среди высланных были Николай Бердяев, Семён Франк, Иван Ильин, Лев Карсавин, Николай Лосский, профессора и студенты институтов и многие другие1.
Эти драматические события начала 20-х годов оказались судьбоносными не только для покинувших Россию представителей её интеллектуальной элиты, но и для всей русской философии. Её традиция, насильственным образом прерванная в родном Отечестве, продолжалась на протяжении нескольких десятилетий уже за пределами России.
В.В. Зеньковский в своей работе «История русской философии» писал: «Когда власть в 1922 г. изгнала из России ряд виднейших представителей религиозной и философской мысли (о. С. Булгаков, Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский), то их философское творчество, затихшее было в России, расцвело как раз в эмиграции, дав целый ряд замечательных философских трудов. Философы, оставшиеся в России (Лопатин, скончавшийся от голода, Флоренский, сосланный в Сибирь, Шпет, отправленный в ссылку, замолчавший Лосев, судьба которого осталась неизвестной) сошли со сцены...» [2, с. 30]. Многие из уехавших остались живыми только благодаря этой высылке. Судьба оставшихся в Советской России философов оказалась более трагичной, многие из них погибли в тюрьмах и лагерях. Расстреляны П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет...
За последние двадцать лет опубликовано большое количество документов2, извлеченных из ранее засекреченных, малодоступных для исследователей фондов Центрального архива ФСБ России и архивов территориальных органов бе-
1 В Петербурге 15 ноября 2003 г. по инициативе Санкт-Петербургского философского общества установлен памятный знак, посвященный этому событию (проект архитектора А.В. Сайкова). Памятный знак находится на набережной Лейтенанта Шмидта, откуда и «отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки».
2 Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК - ГПУ. 1921-1923 /
сост. В.Г. Макаров, В.С. Христофоров. М., 2005. 544 с.; «Философский пароход». Высылка уче-
ных и деятелей культуры из России в 1922 г. / вступ. ст. и коммент. В.С. Христофорова // Новая и
новейшая история. 2002. № 5. С. 126-170; Коган Л.А. «Выслать за границу безжалостно» (новое
об изгнании духовной элиты) // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 61-84; Макаров В.Г. Архивные тайны: интеллигенция и власть // Вопросы философии. 2002. №10. С.108-155; Макаров В.Г., Христофоров B.C. Пассажиры «философского парохода» (судьбы интеллигенции, репрессированной летом - осенью 1922 г.) // Вопросы философии. 2003. № 7. С. 113-137.
зопасности, позволяющих восстановить подлинную картину высылки 1922 года, издаются монографии3, воспоминания4 и статьи5.
Памятные мероприятия, посвященные 90-летию «философского парохода», прошли в Москве, Санкт-Петербурге. 26 ноября 2012 г. в Ивановском государственном энергетическом университете прошла научная конференция «"Философский пароход" и судьбы русской философии в ХХ веке», посвященная 90-летию высылки философов-идеалистов из Советской России.
Конференция была организована Соловьёвским семинаром - Российским научно-образовательным центром исследований наследия В.С.Соловьёва. В ней приняли участие философы, историки и культурологи из Иванова, Москвы, Владимира, Костромы, Шуи.
С докладами выступили проф. М.А. Маслин (зав. кафедрой истории русской философии МГУ им. М.В. Ломоносова), доц. А.П. Козырев (заместитель декана философского факультета МГУ), канд. ист. наук М.А. Колеров (президент издательского дома «Регнум»).
3 Главацкий М.Е. «Философский пароход»: год 1922-й: историографические этюды. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 224 с.
4 Осоргин М. Как нас уехали // Хрестоматия по истории России. 1917-1940 / под ред. проф. М.Е. Главацкого. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. С. 265-268; Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. СПб.: Алетейя, 1994. С. 617-628; Трубецкой С.Е. Минувшее. М.: ДЭМ, 1991. С. 308-329; Рещикова В.А. Высылка из РСФСР // Минувшее. Вып. 11. М.; СПб.: Atheneum, Феникс, 1992. С. 200-209.
5 Геллер М.С. «Первое предостережение» - удар хлыстом (к истории высылки из Советского Союза деятелей культуры в 1922 г.) // Вестник Русского Христианского Движения. 1978. № 127. С. 187-232. См. также // Вопросы философии. 1990. № 9. С. 37-66; Хоружий С.С. Философский пароход: Как это было // Литературная газета. 1990. 9 мая; Гак AM., Масальская А.С., Селезнева И.Н. Депортация инакомыслящих в 1922 г. (позиция В.И. Ленина) // Кентавр. 1993. № 5; Шенталинский В. «Осколки Серебряного века» // Новый мир. 1998. № 5-6; Селезнева И.Н. Интеллектуалам в Советской России места нет // Вестник РАН. 2001. № 6. С. 738-741; Колчинский Э.И. «Философские пароходы» // Наука и кризисы. СПб., 2003. С. 465-473; Арти-зов А.Н. «Очистим Россию надолго» (к истории высылки интеллигенции в 1922 г.) // Отечественные архивы. 2003. № 1. С. 65-96; Дмитриева Н.А. «Летучий голландец» российской интеллигенции. Очерки истории «философского парохода» // Скепсис. Научно-просветительский журнал. М., 2005. № 3-4. С. 79-102; Эдельман О. «Философский пароход» // Знание-сила. 2004. № 1. С. 88-94; Малышева С.Ю. Казанские профессора - пассажиры «философского» парохода // Культурная миссия Российского Зарубежья. История и современность. М.: Рос. ин-т культурологии, 1999. С. 53-60; Малышева С.Ю. Историк с «философского» парохода (о Иринархе Стратонове) // Татарстан. Казань, 1992. № 7-8. С. 69-74; Тополянский В.Д. Пожизненный пассажир «философского парохода» (об Иване Лапшине) // Новое время. 2002. № 36. С. 30-32; Тополянский В.Д. Бесконечное плавание философской флотилии // Новое время. 2002. № 38. С. 33-35: С.П. Мельгунов - пассажир «философского парохода» (1922 г.) / публ., вступ. ст. и коммент. В.С. Христофорова // Новая и новейшая история. 2003. № 2. С. 119-140; Христофоров В.С. О высылке группы студентов из России в 1922 году // Культура и интеллигенция России ХХ века как исследовательская проблема: итоги и перспективы изучения: тез. докл. науч. конф. Екатеринбург, 2003. С. 173-175; Макаров В.Г., Христофоров B.C. Пассажиры «философского парохода» (судьбы интеллигенции, репрессированной летом - осенью 1922 г.) // Вопросы философии. 2003. №7. С. 113-137.
В своём докладе «Русское зарубежье: пореволюционные идейные течения» проф. М.А. Маслин отметил сложный, разнокачественный состав русской эмиграции, что создаёт определённые трудности в определении этого целостного, интегрированного явления. Но главной, объединяющей идеей русской эмиграции «первой волны» - русских беженцев, осевших как в европейских странах, так и на Востоке - в Китае, Японии, была идея сохранения русской культуры, уверенность в том, что духовный путь России и её философская культура не будут преданы забвению, несмотря ни на какие исторические катаклизмы. Докладчиком дана характеристика вклада мыслителей русского зарубежья в общеевропейский философский процесс. Он подчеркнул, что переводы их трудов на основные европейские языки способствовали восприятию русской философии на Западе в качестве полноправного компонента философии европейской. М.А. Маслин отметил, что эмигрантской ветви русской философской культуры принадлежит приоритет в постановке целого ряда философско-исторических, культурологических, историко-философских и других проблем, впервые ставших предметом широкого обсуждения советскими учёными и публицистами лишь во второй половине 80-х годов ХХ века. К их числу относятся, как отметил докладчик, осмысление роли православия в развитии русской духовной культуры и национального самосознания русского народа, анализ национальной специфики философской культуры России Х1Х-ХХ вв., постановка вопроса об основных чертах русской нации в ХХ столетии. Философы русского зарубежья, подчеркнул докладчик, оказали сильнейшее влияние на европейские и североамериканские исследования истории русской философии. Истоки западной историографии русского идеализма - в трудах Н.А.Бердяева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лос-ского, Г.П. Федотова, Г.В. Флоровского и других эмигрантских авторов, публиковавших свои труды в Берлине, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Белграде, Софии, Харбине и других городах Европы, Азии, Северной и Южной Америки6.
Можно утверждать, что именно благодаря деятельности философов русского зарубежья «интерес к русской философии на Западе не убывает, европейская русистика и славистика успешно развиваются» [3, с. 124].
В докладе доц. А.П. Козырева «"На реках Вавилонских" Покаяние и опыт собирания русской культуры в изгнании» дана характеристика политической и идеологической ситуации в Советской России, подчёркнуто, что философия, ставшая в России в начале ХХ века заметной политической силой, воспринималась большевистским правительством в качестве реального оппонента и препятствия революционным преобразованиям. Власть понимала, что необходимо избавиться от этой силы - выслать представителей именно этой политической философии. Неслучайно в 1922 г. Ленин публикует знаменитую статью «О значении воинствующего материализма», ставшую программной в контексте борьбы с идеалистической философией.
6 О философии русского зарубежья см.: Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. С. 5-42.
Докладчиком дана характеристика деятельности философских и богословских центров русского зарубежья, подчеркнуто, что именно Православная церковь стала для русских философов-эмигрантов объединяющим началом, центром собирания и сохранения русской культуры в изгнании. Это, безусловно, не могло не отразиться на характере философии русского зарубежья, ставшей более религиозной.
В докладе канд. ист. наук М.А. Колерова «Белые и подсоветские: когда состоялась "встреча в Берлине" Струве и Бердяева?» раскрыт драматический диалог видных деятелей русской интеллектуальной элиты, оказавшейся в разных идейных лагерях русской эмиграции. Встреча П. Струве и Н. Бердяева в Берлине в
1923 г. характеризуется как попытка примирения во внутривеховской традиции.
***
Значительными событиями конференции, привлекшими особое внимание преподавателей вузов региона, библиотекарей и книголюбов города Иванова, стали книжные выставки и презентации новых изданий. Следует отметить, что они давно стали традиционными формами деятельности Соловьёвского семинара, «подпитывающими соловьевское пространство современной культуры» [4, с. 8].
Огромный интерес участников конференции вызвала выставка книжных серий Модеста Колерова. Представляя свои издания, президент издательского дома «Рег-нум» охарактеризовал основные направления деятельности издательства и книжные серии, ставшие широко известными и авторитетными изданиями, отличающимися не только исключительно высоким научным уровнем, но и тщательностью подбора публикуемых материалов, например «Исследования по истории русской мысли»7. Присутствующим были представлены 14 изданий, в том числе серийные, такие как «Русский Сборник: исследования по истории России», «SELECTA» и др.
На презентации выступили доц. А.П. Козырев, проф. М.В. Максимов, отметившие существенную роль издательской деятельности М. Колерова в научной жизни современной России, её значение для развития исследований в области истории русской философии и культуры.
Все участники конференции получили книжные подарки от издательства «Регнум», а представителям библиотек города Иванова были вручены Модестом Колеровым столь весомые книжные дары, что их перемещение в соответствующие библиотеки продолжалось на протяжении всей последующей недели. Ярким событием презентационной части конференции стала презентация последнего номера журнала «Сократ»8, представленная его главным редактором Алексеем Козыревым.
7 Первым выпуском серии периодических научных сборников, посвященных новейшим исследованиям русской мысли конца XIX - начала XX в., «Исследования по истории русской мысли» является ежегодник за 1997 год.
8 Журнал выходит по инициативе и при участии Московско-Петербургского философского клуба. В состав его редакционного совета входят А.А. Гусейнов, А.В. Захаров, А.В. Логинов, В.В. Миронов, А.М. Руткевич, Ю.Н. Солонин. Главный редактор журнала - Алексей Козырев (зам. декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
Появление философского журнала неакадемического формата, как отметил А.П. Козырев, стало ответом на возрастающий интерес к философскому осмыслению культурных событий прошлого и современности, тех кризисных явлений общественной и политической жизни, современниками которых мы являемся. Этот интерес к философии не случаен. Не объясняется ли это тем, что, как отметил А. Козырев в «Колонке редактора» в первом номере, «... кризис - время торжествовать философии? Ведь именно она со времен Сократа стала тем универсальным инструментом европейской культуры, который позволяет ей оставаться жизнеспособной, преодолевая тяжелейшие кризисы и катастрофы». «Называя журнал «Сократ», продолжает А. Козырев, мы не просто отдаем дань памяти человеку, ставшему воплощенной философией, то есть сделавшему философию своим образом жизни, вдобавок - философскому праведнику, сумевшему пойти до конца в отстаивании своей жизненной позиции и убеждений. Сократ для нас - это способность к сократическому мышлению, включающему в себя гибкость ума, иронию, неустанный поиск, азарт в поиске истины, которая не может быть скучна, радость открытия нового, честность перед собой и перед временем, в котором ты живешь, перед страной, с которой связываешь свою личную судьбу. <.> Опыт Сократа показывает, что философия может дать свободу, а значит, может быть духовным упражнением, "песней о главном','а не только о том, что "над землей и под землей"» [5, с. 8].
Несмотря на относительную молодость журнала (вышло из печати 4 номера), «Сокра т» обрёл свою читательскую аудиторию, с нетерпением ждущую выхода из печати свежих номеров. Главный редактор справедливо посетовал на трудности издательской деятельности в гуманитарной и особенно философской областях. Отсутствие бюджетного финансирования, эпизодическая спонсорская поддержка - всё это создает отнюдь не благоприятные условия для издания журнала современной философии.
Участникам конференции была также представлена монография кандидата культурологии, доцента Костромского государственного технологического университета Е.П. Ращевской «Космогонический миф Даниила Андреева и культура Серебряного века» (Кострома, 2012. 157 с.). Е.П. Ращевская сопроводила рассказ об исследовании идейных и философских истоков творчества Д. Андреева, его духовно-генетической связи с культурой Серебряного века и творчеством В.С. Соловьёва великолепной презентацией - видеорядом, составленным из малоизвестных фотографий Даниила Андреева, его родных и близких.
К конференции было приурочено еще одно событие - открытие в университетской библиотеке книжной выставки «Философский пароход», подготовленной работниками библиотеки и кафедрой философии ИГЭУ, где представлены издания сочинений философов и писателей русского зарубежья, словари, справочники, библиографические указатели, а также статьи и книги современных исследователей истории русской философии. Книжная выставка активно задействована в учебном процессе, её посещают студенты и преподаватели университета.
События конференции - доклады, выставки и презентации - стали ярким свидетельством колоссального интеллектуального и культурного подвига русских мыслителей, оказавшихся оторванными от Отечества, но сохранивших и продолживших традиции русской философии.
Список литературы
1. «Очистим Россию надолго». К истории высылки интеллигенции в 1922 г. / вступ. ст., коммент. и подг. документов к публ. А.Н. Артизова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusarchives.rU/publication/deportation.shtml#50#50
2. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. II. Ч. 2. Л., 1991. 270 с.
3. Максимов М.В. Русская философия в интеллектуальной жизни Европы // Соловьёвские исследования. 2009. Вып. 4 (24). С. 122-145.
4. Максимов М.В. Соловьевский семинар и современное российское соловьевоведение // Философия В.С. Соловьева в межкультурной коммуникации: к 110-летию со дня смерти В.С. Соловьева и 20-летию праведной кончины протоиерея Александра Меня / отв. ред. М.В. Максимов. Иваново, 2010. С. 6-11.
5. Алексей Козырев. Колонка редактора: На дне? // Сократ. 2009. № 1. С. 6-9.
References
1. «Ochistim Rossiyu nadolgo». K istorii vysylki intelligentsii v 1922 g. [«Let's clean up Russia for good.» On the history of the expulsion of the intelligentsia in 1922]. Available at: http:// www.rusarchives.ru/publication/deportation.shtml#50#50
2. Zen'kovskiy, VV Istoriya russkoy filosofii, t. II., chast' 2 [The History of Russian Philosophy, vol. II, part 2], Leningrad, 1991, 270 p.
3. Maksimov, M.V Solov'evskie issledovaniya, 2009, issue 4 (24), pp. 122-145.
4. Maksimov, M.V. Solov'evskiy seminar i sovremennoe rossiyskoe solov'evovedenie [The Solovyov Seminar and contemporary Solovyov studies in Russia], in Filosofiya VS. Solov'eva v mezhkul'turnoy kommunikatsii: k 110-letiyu so dnya smerti VS. Solov'eva i 20-letiyu pravednoy konchiny protoiereya Aleksandra Menya [The Philosophy of VS. Solovyov in Intercultural Communication: on the 110th anniversary of the death of V Solovyov and the 20th anniversary of the death of Fr. Alexander Men], Ivanovo, 2010, pp. 6-11.
5. Aleksey Kozyrev. Sokrat, 2009, no. 1, pp. 6-9.