Научная статья на тему 'К 80-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ЭСЕНБЕКА МАМБЕТАКУНОВА: МОИ ВСТРЕЧИ С ПРОФЕССОРОМ'

К 80-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ЭСЕНБЕКА МАМБЕТАКУНОВА: МОИ ВСТРЕЧИ С ПРОФЕССОРОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эсенбек Мамбетакунов / юбилей / педагог-методист / психодидактика / методика преподавания физики / кыргызская педагогика / Esenbek Mambetakunov / anniversary / teacher-methodologist / psychodidactics / methods of teaching physics / kyrgyz pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Келдибекова Аида Осконовна

Статья посвящена знаменательному юбилейному событию 80-летию Эсенбека Мамбетакунова, лидеру кыргызской психодидактики, общей педагогики, теории и методики преподавания физики, основателю авторитетной научной школы и «Общества педагогов Кыргызстана». Изучение вклада профессора в развитие отечественной педагогической и методической науки выполнялось на основе его профессиональной биографии, научных трудов, что позволило раскрыть талант ученого. В разные годы Э. Мамбетакунов руководил научно-исследовательским отделом института интеграции международных образовательных программ и кафедрой технологии обучения физике и естествознания факультета физики и электроники Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, на которой проработал более 30 лет. Автор 655 научных, учебно-методических работ, статей, обогативших педагогическую науку, посвященные методологии педагогических исследований, гуманизации содержания, формам и методам обучения физике и другим естественным наукам в общеобразовательных школах и вузах. В их числе 8 монографий, 19 учебников, 76 учебнометодических указаний, 5 стандартов образования, свыше 10 учебных программ, более 480 научнометодических статей, посвященных проблемам технологизации образовательного процесса, создания цифровых виртуальных сред. Труды профессора широко применяются в процессе обучения студентов физических специальностей республики. Под руководством Э. Мамбетакунова защитили диссертации 8 докторов наук, 25 кандидатов наук, 3 доктора философии Phd Республики Казахстан по проблемам технологий обучения естественнонаучным дисциплинам в средней и высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Келдибекова Аида Осконовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE 80TH ANNIVERSARY OF ESENBEK MAMBETAKUNOV: MY MEETINGS WITH THE PROFESSOR

The article is dedicated to a significant anniversary event the 80th anniversary of Esenbek Mambetakunov, the leader of Kyrgyz psychodidactics, general pedagogy, theory and methods of teaching physics, the founder of an authoritative scientific school and the Pedagogical Society of Kyrgyzstan. The study of the professor's contribution to the development of domestic pedagogical and methodological science was carried out on the basis of his professional biography, scientific works, which made it possible to reveal the talent of the scientist. In different years, E. Mambetakunov headed the research department of the Institute for the Integration of International Educational Programs and the Department of Technology of Teaching Physics and Natural Science of the Faculty of Physics and Electronics of the Kyrgyz National University named after J. Balasagyn, where he worked for more than 30 years. The author of 655 scientific, educational and methodological works, articles that enriched pedagogical science, devoted to the methodology of pedagogical research, humanization of content, forms and methods of teaching physics and other natural sciences in comprehensive schools and universities. Including 8 monographs, 19 textbooks, 76 teaching and methodological guidelines, 5 educational standards, over 10 curricula, more than 480 scientific and methodological articles devoted to the problems of technologization of the educational process, creation of digital virtual environments. The works of the professor are widely used in the process of teaching students of physical specialties of the republic. Under the supervision of E. Mambetakunov, 8 Doctors of Science, 25 candidates of science, 3 Doctors of Philosophy Phd of the Republic of Kazakhstan defended their dissertations on the problems of technologies for teaching natural science disciplines in secondary and higher education.

Текст научной работы на тему «К 80-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ЭСЕНБЕКА МАМБЕТАКУНОВА: МОИ ВСТРЕЧИ С ПРОФЕССОРОМ»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. PEDAGOGY. PSYCHOLOGY

e-ISSN: 1694-8742

№ 2 (5). 2024, 6-17

ИСТОРИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ History of science and education Илимдин жана билимдин тарыхы

УДК: 37.00

DOI: https://doi.org/10.52754/16948742 2(5) 1-2024

К 80-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ЭСЕНБЕКА МАМБЕТАКУНОВА: МОИ ВСТРЕЧИ С ПРОФЕССОРОМ

ЭСЕНБЕК МАМБЕТАКУНОВДУН 80 ЖЫЛДЫГЫНА: ПРОФЕССОР МЕНЕН ЖОЛУГУШУУЛАРЫМ

ON THE 80TH ANNIVERSARY OF ESENBEK MAMBETAKUNOV: MY MEETINGS WITH THE PROFESSOR

Келдибекова Аида Осконовна

Келдибекова Аида Осконовна Keldibekova Aida Oskonovna

д-р пед. наук, профессор Ошского государственного университета пед. илимд. д-ру, Ош мамлекеттик университетинин профессору D-r of Ped. Sciences, Professor at Osh State University [email protected] ORCID: 0000-0001-6444-0468

К 80-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ЭСЕНБЕКА МАМБЕТАКУНОВА: МОИ ВСТРЕЧИ С ПРОФЕССОРОМ

Аннотация

Статья посвящена знаменательному юбилейному событию - 80-летию Эсенбека Мамбетакунова, лидеру кыргызской психодидактики, общей педагогики, теории и методики преподавания физики, основателю авторитетной научной школы и «Общества педагогов Кыргызстана». Изучение вклада профессора в развитие отечественной педагогической и методической науки выполнялось на основе его профессиональной биографии, научных трудов, что позволило раскрыть талант ученого. В разные годы Э. Мамбетакунов руководил научно-исследовательским отделом института интеграции международных образовательных программ и кафедрой технологии обучения физике и естествознания факультета физики и электроники Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, на которой проработал более 30 лет. Автор 655 научных, учебно-методических работ, статей, обогативших педагогическую науку, посвященные методологии педагогических исследований, гуманизации содержания, формам и методам обучения физике и другим естественным наукам в общеобразовательных школах и вузах. В их числе 8 монографий, 19 учебников, 76 учебно-методических указаний, 5 стандартов образования, свыше 10 учебных программ, более 480 научно -методических статей, посвященных проблемам технологизации образовательного процесса, создания цифровых виртуальных сред. Труды профессора широко применяются в процессе обучения студентов физических специальностей республики. Под руководством Э. Мамбетакунова защитили диссертации 8 докторов наук, 25 кандидатов наук, 3 доктора философии Phd Республики Казахстан по проблемам технологий обучения естественнонаучным дисциплинам в средней и высшей школе. Ключевые слова: Эсенбек Мамбетакунов, юбилей, педагог-методист, психодидактика, методика преподавания физики, кыргызская педагогика.

Эсенбек Мамбетакуновдун 80 жылдыгына: профессор менен жолугушууларым

Аннотация

Макала маанилуу юбилейлик окуяга - кыргыз психодидактикасынын, жалпы педагогикасынын, физиканы окутуунун теориясы менен методикасынын лидери, абройлуу илимий мектептин жана Кыргызстан педагогикалык коомунун негиздеечусу Эсенбек Мамбетакуновдун 80 жылдык мааракесине арналган. Профессордун ата мекендик педагогикалык жана методикалык илимдин енугушуне кошкон салымын изилдее анын кесиптик емур баянынын жана илимий эмгектеринин негизинде жургузулуп, окумуштуунун талантын ачууга мумкунчулук тузду. Э. Мамбетакунов ар кайсы жылдары эл аралык билим беруу программаларын интеграциялоо институтунун илимий-изилдее белумун жана Ж. Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университетинин физика жана электроника факультетинин физика жана табигый илимдерди окутуунун технологиясы кафедрасын жетектеп, 30 жылдан ашык эмгектенген. Педагогикалык изилдеелердун методологиясына, жалпы билим беруучу мектептерде жана ЖОЖдордо физиканы жана башка табигый илимдерди окутуунун мазмунун, формаларын жана ыкмаларын гумандаштырууга арналган 655 илимий, окуу-методикалык эмгектердин, педагогика илимин байыткан макалалардын автору. Анын ичинде 8 монография, 19 окуу китеби, 76 окуу-методикалык керсетме, 5 билим беруу стандарты, 10дон жогору окуу программасы, 480ден ашык илимий-методикалык макалалар билим беруу процессин технологиялаштыруу,

On the 80th anniversary of Esenbek Mambetakunov: my meetings with the professor

Abstract

The article is dedicated to a significant anniversary event - the 80th anniversary of Esenbek Mambetakunov, the leader of Kyrgyz psychodidactics, general pedagogy, theory and methods of teaching physics, the founder of an authoritative scientific school and the Pedagogical Society of Kyrgyzstan. The study of the professor's contribution to the development of domestic pedagogical and methodological science was carried out on the basis of his professional biography, scientific works, which made it possible to reveal the talent of the scientist. In different years, E. Mambetakunov headed the research department of the Institute for the Integration of International Educational Programs and the Department of Technology of Teaching Physics and Natural Science of the Faculty of Physics and Electronics of the Kyrgyz National University named after J. Balasagyn, where he worked for more than 30 years. The author of 655 scientific, educational and methodological works, articles that enriched pedagogical science, devoted to the methodology of pedagogical research, humanization of content, forms and methods of teaching physics and other natural sciences in comprehensive schools and universities. Including 8 monographs, 19 textbooks, 76 teaching and methodological guidelines, 5 educational standards, over 10 curricula, more than 480 scientific and methodological articles devoted to the problems of technologization of the educational process, creation of

санариптик виртуалдык чейрелерду тузуу маселелерине арналган. Профессордун эмгектери республикада физикалык адистиктердин студенттерин окутуу процессинде кенири колдонулат. Э. Мамбетакуновдун жетекчилиги алдында 8 илимдин доктору, 25 илимдин кандидаты, 3 PhD доктору орто жана жогорку мектептерде табигый-илимий дисциплиналарды окутуунун технологияларынын маселелери боюнча диссертацияларын жакташкан.

digital virtual environments. The works of the professor are widely used in the process of teaching students of physical specialties of the republic. Under the supervision of E. Mambetakunov, 8 Doctors of Science, 25 candidates of science, 3 Doctors of Philosophy Phd of the Republic of Kazakhstan defended their dissertations on the problems of technologies for teaching natural science disciplines in secondary and higher education.

Ачкыч свздвр: Эсенбек Мамбетакунов, юбилей, педагог- Keywords: Esenbek Mambetakunov, anniversary, методист, психодидактика, физиканы окутуунун teacher-methodologist, psychodidactics, methods of методикасы, кыргыз педагогикасы. teaching physics, kyrgyz pedagogy.

ак

Введение

В феврале 2024 г. научно-академическое и педагогическое сообщества Кыргызской Республики отметило 80-летие талантливого ученого, одного из столпов отечественной педагогики и методики преподавания физики, Заслуженного работника образования Кыргызской Республики, Почетного академика Национальной академии наук, доктора педагогических наук, профессора Эсенбека Мамбетакунова. За 60-летний период научно-педагогической деятельности он внес значительный вклад в становление и развитие педагогической науки Кыргызской Республики в области психодидактики и методики преподавания физики. Торжество, посвященное юбиляру, с участием деятелей науки и образования Кыргызстана и зарубежных стран, состоялось 21 февраля 2024 г. в Кыргызском национальном университете им. Ж. Баласагына.

Рассмотрим этапы становления Э. Мамбетакунова как ученого и педагога, его вклад в становление и развитие образования и науки Кыргызской Республики.

Основное содержание

Школьные и студенческие годы

Мамбетакунов Эсенбек Мамбетакунович родился 15 февраля 1944 г. в селе Жацы-^ч Ат-Башинского района Нарынской области.

В период 1950-1960 гг. получил школьное образование в начальной школе Жацы-^ч, сш им. Калинина, сш Кара-Суу, сш Пограничник.

В 1960 г. поступил на физическое отделение физико-математического факультета Кыргызского государственного университета (ныне Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына).

После окончания университета в 1965 г., получив квалификацию «физик, учитель физики», Э. М. Мамбетакунов начал трудовую деятельность учителем физики средней школы с русским языком обучения № 2 имени В. И. Ленина села Ат-Баши. Обучая математике учеников V классов, физике и астрономии учащихся У1-Х1 классов, учащихся вечернего и заочного отделений той же школы, начал интересоваться вопросами совершенствования методики преподавания физики. Зарождающийся методический опыт Э. М. Мамбетакунов отразил в своей первой статье «Некоторые физические задачи», опубликованный в двух выпусках 22.01.1966 г., 16.08.1966 г. «Учительской газеты» (Энциклопедия: Нарын облусу, 1998).

С октября 1967 г. Э. М. Мамбетакунов назначен на должность заместителя директора по воспитательной работе сш № 2 им. В. И. Ленина. Интерес к научным исследованиям положил начало его публикационной деятельности, начавшейся со статей «Лекторская группа», «Изучаем характер», «Если общество поддержит», «Личность учителя», «В честь великого юбилея», «На основе науки», «Пусть учитель будет другом родителей», «Мы в тесном контакте с родителями», опубликованных в региональных и республиканских газетах.

В августе 1971 г. Э. М. Мамбетакунов начал работать преподавателем физики во Фрунзенском политехническом техникуме, поставив цель поступить в аспирантуру по методике преподавания физики. Под наставничеством опытного педагога Е. А. Евдокимова, он приобретает профессиональные навыки преподавания физики: проведение демонстрационных работ, автоматизация учебного процесса, программное обучение,

проверка и контроль знаний. В эти же годы в «Учительской газете» выходят в свет его статьи «Лабораторная работа», «Физика и физическое воспитание», «Особенности демонстрации физических явлений», предназначенные для методической помощи учителям физики (Чыманов, 2015).

Становление Э. М. Мамбетакунова, как педагога и ученого

Особое место в биографии профессора занимают Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына и Кыргызская академия образования. Именно в этих учреждениях Э. М. Мамбетакунов сформировался как педагог и ученый.

18 декабря 1973 г. Э. М. Мамбетакунов принят на конкурсной основе в очную аспирантуру Кыргызского научно-исследовательского института педагогики (ныне Кыргызская академия образования) по методике преподавания физики. С этого момента начались его целенаправленные научные исследования и путь от аспиранта (1973), младшего научного сотрудника (1976) до заведующего отделом Кыргызского научно-исследовательского института педагогики (1982).

Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Методы создания и использования системы упражнений для повышения качества усвоения студентами физических понятий» под научным руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры методики преподавания физики Челябинского государственного педагогического института Антонины Васильевны Усовой состоялась в Ташкентском государственном педагогическом институте имени Низами.

26 сентября 1978 г. Э. М. Мамбетакунову присвоена ученая степень кандидата педагогических наук (шифр специальности: 13.00.02 - методика преподавания физики).

Через несколько лет, 25 сентября 1985 г. ВАК СССР присуждает ему ученое звание доцента по специальности методика преподавания физики.

2 февраля 1982 г. Э. М. Мамбетакунов был переведен на кафедру общей физики и методики преподавания физики Кыргызского государственного университета ордена Трудового Красного Знамени имени 50-летия СССР (ныне Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына), где трудится по сей день.

В 1989-1990 гг. переведен научным сотрудником для выполнения докторской диссертации: «Дидактические функции обучения путем соединения предметов в формировании естественнонаучных представлений учащихся». В ходе исследования, посвященного изучению психолого-дидактических проблем формирования физических представлений студентов, профессором решены задачи:

• научные понятия рассматриваются одновременно как объект познания и средство освоения содержания понятия, а процесс формирования физических понятий представляет собой диалектический процесс развития мышления учащихся;

• качество физических знаний учащихся и эффективность методов обучения зависят от логической определенности элементов системы знаний, к которым относятся: научные факты, понятия, законы, теории, методы исследования, практическое использование знаний и т. д. Основной проблемой выступает определение типов физических понятий, соответственно которым возможно разработать эффективный метод обучения каждому типу понятий;

• выявлены типичные ошибки, допускаемые учащимися при усвоении понятий, обоснованы причины их возникновения с позиции психодидактики. Знание этих распространенных ошибок способствует нахождению способов их предотвращения и последующего устранения;

• с позиции психодидактики, определены, систематизированы и внедрены в процесс обучения этапы формирования и развития научных понятий;

• с целью организации активной познавательной деятельности учащихся на каждом этапе формирования понимания, Э. М. Мамбетакунов создал систему специальных упражнений, используемых на начальном этапе формирования физических представлений, и разработал методику ее использования на уроке;

• разработаны конкретные требования к усвоению содержания понятия, общий план по усвоению понятия. Создана методика обучения студентов её самостоятельному применению;

• в целях формирования естественнонаучных представлений в сознании учащихся, определены и научно обоснованы дидактические функции преподавания смежных предметов (физики, химии, биологии), а именно: повышение научного уровня усвоения естественных понятий; непрерывность их формирования и укрепление навыков их владением.

После успешной защиты диссертации в Ташкентском государственном педагогическом институте им. Низами, 11 июня 1992 г. ВАК СССР присваивает Э. Мамбетакунову ученую степень доктора педагогических наук (шифр специальности: 13.00.01 - общая педагогика), и уже через 2 года, 9 июня 1994 г., ВАК КР присуждает ему ученое звание профессора по специальности методика преподавания физики.

В 1992-1997 гг. Э. Мамбетакунов является заместителем директора Кыргызского института образования по научной работе.

С 1994 года по настоящее время трудится заведующим кафедрой технологии обучения физике и естествознания факультета физики и электроники Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына.

В 1997-2008 гг. совмещает заведование кафедрой с заведованием научно-исследовательским отделом Института интеграции международных образовательных программ КНУ им. Ж. Баласагына.

Вклад в подготовку научно-педагогических кадров

Признанный эксперт в научной сфере по направлениям: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (физика), Э. Мамбетакунов в 1992 г. основывает научную школу «Психодидактика естественно-научного образования», посвященную области знаний 14.07.07 Общая теория образования и обучения (Смадиярова, 2019).

Известный в научных кругах, как требовательный, кропотливый, не терпящий халатности руководитель, Э. Мамбетакунов воспитал целую плеяду научных кадров: 8 докторов педагогических наук (Байсеркеев А.Э., Ким В.Л., Кособаева Б.М., Курманкулов Ш.Ж., Мааткеримов Н.О., Раимкулова А.С., Сияев М., Уметов Т.Э.), 25 кандидатов педагогических наук (Алиев Т., Абакирова Г.Б., Абдывалиева К., Андюшечкин С.М., Бабаев М.Д., Байсеркеев А.Э., Бугубаева В.Т., Гудимова А.Н., Исаева Р.У., Исмаилова Г.Д., Карашева Н.Т., Карасартова Н.А., Качиева А.Е., Колбаев К.Б., Касенова С., Курманбаев С., Мурзаибраимова Б.Б., Садыкова Ж., Темирбаев М.М., Токтогулов А., Умарбекова А.А., Фаизова Л.К., Фатеева В.А., Чыныбаев Р.Р., Шерматова И.К.), 3 Phd доктора Республики Казахстан (Искакова А.Б., Ерженбек Б., Оспанбеков Э.).

Кропотливая работа профессора в диссертационных и экспертных советах, способствовала подготовке научных кадров Кыргызстана и Казахстана:

- в 1993-1995 гг. Э. М. Мамбетакунов трудится в составе экспертного совета по защите кандидатских (докторских) диссертаций по специальности: 13.00.01 - общая педагогика,

история педагогики и образования, организованного при Кыргызском институте образования;

- в 1997-2010 гг. работает в составе диссовета по защите кандидатских (докторских) диссертаций по специальности: 13.00.02 - теория и методика преподавания физики, математики, химии) при Казахском национальном педагогическом институте им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан).

- в 2003, 2011-2015 гг. - является председателем диссовета по защите кандидатских (докторских) диссертаций по специальности: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования при Кыргызском государственном университете им. И. Арабаева и КНУ им. Ж. Баласагына; а также членом диссертационного совета Д.13.11.022 по защите кандидатских (докторских) диссертаций по специальности: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (математика, физика, русский язык и литература) при Кыргызской академии образования и НГУ им. С. Нааматова;

- в 2016-2018 гг. является членом диссертационного совета Д 13.16.526 по специальностям: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (математика, физика, информатика), 13.00.08 - теория и методика профессионального образования;

- в 2018-2022 гг. возглавляет диссертационный совет Д 13.20.627 по защите кандидатских (докторских) диссертаций по специальностям: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (математика, физика, химия, биология), 13.00.08 - теория и методика профессионального образования при Кыргызском государственном университете имени И. Арабаева и КНУ им. Ж. Баласагына;

- с 2022 г. - по настоящее время является членом диссовета Д 13.23.675 по защите кандидатских (докторских) диссертаций по специальностям: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (физика, биология), 13.00.08 - теория и методика профессионального образования;

- в 1995-2002, 2005-2007 гг. является председателем экспертного совета по общественным и гуманитарным наукам ВАК КР.

В сферу научных интересов Эсенбека Мамбетакунова входят предметные области: физика, педагогика, астрономия, естествознание. Он является автором 655 научных и учебно-методических работ, в их числе: 9 монографий, 19 учебников, 28 учебно-методических пособий, 26 методических указаний, 5 стандартов образования, свыше 10 учебных программ, более 480 научно-методических статей, посвященных методологии педагогических исследований, проблемам формирования профессионально-методических умений студентов, гуманизации содержания, форм и методов обучения физике и другим естественным наукам в общеобразовательных школах и вузах, обогативших педагогическую науку.

Написанные им и его последователями учебники по физике и естествознанию широко применяются в процессе обучения школьников (Карашев, Мамбетакунов и др., 2008), (Мамбетакунов & Карашев, 2000), (Мамбетакунов & Рязанцева, 2003), (Мамбетакунов, Карашев и др., 2008), (Мамбетакунов & Мурзаибраимова, 2023) и студентов физических специальностей в вузах республики (Журавлев, Токгомышев, Мамбетакунов и др., 1988), (Мамбетакунов, 1989), (Мамбетакунов, 1991), (Мамбетакунов, 2004), (Мамбетакунов & Сияев, 2008), (Мамбетакунов, 2010), (Мамбетакунов & Жораев, 2014), (Мамбетакунов & Калыбеков, 2014), (Мамбетакунов & Исаева, 2015), (Мамбетакунов, 2015а), (Мамбетакунов, 2015Ь), (Мамбетакунов & Кадышев 2016), (Мамбетакунов, (2017Ь), (Мамбетакунов, Мурзаибраимова и др., 2010). Многие из них переведены на русский, казахский, узбекский, таджикский языки.

Несмотря на известный вечный спор «физиков» и «лириков», как примера разделения

научной и художественной культур, профессор, согласно философскому закону развития, объединяет любовь к науке и искусству. Эсенбек Мамбетакунович, в своем почтенном возрасте, дружит с компьютером, интересуется проблемами технологизации образовательного процесса (Мамбетакунов, 2016), (Мамбетакунов, 2017a), (Мамбетакунов & Дыйканбай, 2017), (Мамбетакунов и др., 2018a), (Мамбетакунов и др., 2019), создания цифровых виртуальных сред (Мамбетакунов & Акматбекова, 2014), (Акматбекова, Мамбетакунов, и др. 2023). В период 2018-2023 гг. появляется цикл трудов, посвященных теме природы, нравственного и эстетического воспитания, заметно выделяющихся среди многообразия его трудов (Мамбетакунов, 2018b), (Мамбетакунов, 2022a), (Мамбетакунов, 2022b), (Мамбетакунов, 2022c), (Мамбетакунов, 2022d), (Мамбетакунов, 2022e). Согласно требованиям времени, публикует статьи в журналах, индексируемых в международных базах РИНЦ, Scopus (Mambetakunov & Mambetakunov, 2019); (Keldibekova, Mambetakunov and ets., 2023).

Профессор неустанно ведет не только научно-образовательную, но и насыщенную общественную деятельность:

- в 1978-1992 гг. являлся председателем жюри Республиканских олимпиад школьников по физике;

- руководил группой по созданию учебников по физике и астрономии при Министерстве образования КР;

- с 1999 г. проводит республиканские научно-практические конференции: «Актуальные проблемы преподавания естественно-математических предметов в средней и старшей школе»;

- с 2015 г. является основателем и председателем «Общества педагогов Кыргызстана» (Бабаев & Мааткеримов, 2015), (Исаева, 2024).

Признание заслуг Э. Мамбетакунова общественностью

Авторитет Э. Мамбетакунова признан в научно-академическом сообществе республики и зарубежья:

- является «Почетным профессором» Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева (2013), Нарынского государственного университета им. С. Нааматова (2015), Таласского государственного университета (2015);

- ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник образования» вузов, обладающих особым статусом: Ошского государственного университета (2015), Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына (2017);

- он академик Кыргызской академии образования (2014), член-корреспондент Национальной академии наук Кыргызской Республики (2000), Почетный академик НАН КР (2021), в 1995 г. избран академиком Международной академии гуманизации образования (академия основана в городах Магдебург и Бийск), действительный член Российской академии педагогических и социальных наук России (Москва, 1998 г.);

- обладатель почетного звания Основатель научной школы: «Научно-методические основы обучения физике в школе и совершенствование методической подготовки педагогических кадров» Международной академии наук педагогического образования (2015), Основатель научной школы: «Психодидактика естественно-научного образования» Российской академии естествознания (Москва, 2015);

- награжден именными медалями: «К 15-летию Кызыл-Кийского гуманитарно-педагогического института Баткенского государственного университета» (2013), «медалью К. Ушинского» Российской академии образования (2017), «Герой педагогики» общества педагогов Кыргызской Республики (2020), «медалью Жусупа Баласагына» КНУ (2021),

«медалью академика К. Карасаева» Бишкекского гуманитарного университета (2022);

- награжден премиями им. Жусупа Баласагына Кыргызского национального университета за заслуги в области развития гуманитарных наук (1998); за учебники по физике и естествознанию, написанные для средних и высших учебных заведений, ему присуждено почетное звание Лауреата Государственной премии Кыргызской Республики в области науки и техники (2004), премиями им. С. Нааматова Нарынского государственного университета (2016), премия им. И. Бекбоева Кыргызской академии образования (2023).

Деятельность Э. Мамбетакунова получила признание и иных сообществ республики и зарубежья (Исаева, 2024):

- является обладателем звания «Почетный гражданин» Нарынской области (2015) (Энциклопедия: Нарын облусу, 1998);

- награжден специальным дипломом «Человек 2002 года» Американского института автобиографии.

Плодотворный труд Э. Мамбетакунова высоко оценен руководством страны:

- награжден Почетными грамотами «Победитель социалистического соревнования» Совета министров СССР и ЦК профсоюза (1979), Почетными грамотами Министерства народного образования Киргизской ССР, СССР, Кыргызской Республики (2008), Почетной грамотой ВАК КР (2021);

- Имеет знаки отличия: Отличник народного образования Киргизской ССР (1984), Отличник просвещения СССР (1991), "Кыргызский язык" (2001);

- награжден почетным званием «Заслуженный работник образования КР» (2022).

Мои встречи с профессором

Первое мое знакомство с профессором Э. Мамбетакуновым произошло в июне 2011 г. на республиканской научно-практической конференции «Теория и практика подготовки педагогических кадров в Кыргызстане», проходившей в КНУ им. Ж. Баласагына, где он был модератором одной из секций. После слушаний профессор наградил 3-х участников дипломами за лучший доклад (в их числе оказалась и я), особо выделив участников, приехавших на конференцию из других городов и дальних районов.

Через год (в 2012 году) мы, 2 аспирантки, сдавали кандидатский минимум по теории и методике преподавания математики в Кыргызской академии образования. Экзамен принимали профессора И. Б. Бекбоев, Э. М. Мамбетакунов, Е. Е. Син. В то время Исаак Бекбоевич Бекбоев был председателем диссертационного совета Д. 13.11.022 при Кыргызской академии образования и КГУ им. И. Арабаева, Эсенбек Мамбетакунович - его заместителем, Елисей Елисеевич Син - заведующим лабораторией естественно-математических предметов КАО.

После наших ответов на вопросы экзаменационных билетов профессора стали задавать вопросы по содержанию диссертации. Многие вопросы оказались сложными, однако экзамен мы обе сдали на «отлично». В декабре того же года я защищала кандидатскую диссертацию и среди вопросов, задаваемых членами совета, вопросы Эсенбека Мамбетакуновича отличались своей неожиданностью, многогранностью и глубиной, не имея однозначного ответа, относились к вопросам «открытого» типа.

Следующая наша встреча произошла через 7 лет, 2 ноября 2019 г., на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания естественно-математических дисциплин в школе и вузе», посвященной 40-летию кафедры технологии обучения физике и естествознания КНУ им. Ж. Баласагына, которой заведует профессор. На конференции я выступала с секционным докладом по теме своей, уже докторской,

диссертации. Эсенбек Мамбетакунович поочередно посещая все секции, внимательно слушал докладчиков. На закрытии конференции наградил сувенирами почетных гостей, выступавших с пленарными докладами, в свойственной ему манере особо отметив участников, приехавших издалека. Я хорошо помнила конференцию 2011 года, было очень лестно дважды получить грамоты за лучший доклад из рук Эсенбека Мамбетакуновича. Тогда я еще не знала, что мне предстоит тесно работать с профессором, перенимать его опыт и знания.

Выполнение моей докторской диссертации подходило к завершению, мы с моим научным наставником, профессором Джоомартом Усубакуновичем Байсаловым, планировали сдавать документы в диссовет в сентябре 2020 г. В июле мой незабвенный учитель неожиданно скончался от коронавируса (Келдибекова, 2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В октябре того же года Ошский государственный университет проходил программную аккредитацию. В составе экспертов аккредитационного совета был и профессор Э. Мамбетакунов. При прохождении интервью в формате онлайн, Эсенбек агай узнав меня, поинтересовался, на какой стадии готовности находится моя докторская диссертация. Его участие очень подбодрило меня.

31 марта 2021 г. я прилетела в Бишкек сдавать документы в диссертационный совет. Эсенбек Мамбетакунович в тот период был председателем диссовета Д. 13.20.627 при КНУ им. Ж. Баласагына и КГУ им. И. Арабаева. Встретив меня по-отечески тепло и заботливо, он внимательно ознакомился с моей диссертацией, порекомендовав внести некоторые изменения в содержание, как того требовала методология исследования.

Приходя на назначенные консультации, я не раз наблюдала, что несмотря на крайнюю занятость, будучи заведующим кафедрой, председателем диссовета, он умел выделять время для соискателей и аспирантов, организовывал предзащиты магистерских диссертаций.

В процессе наших бесед, Эсенбек агай тепло и с любовью вспоминал свою научную наставницу — академика Российской академии образования, члена-корреспондента АПН СССР, профессора Челябинского государственного педагогического университета Антонину Васильевну Усову, оказавшую огромное влияние на развитие советской системы образования, не раз цитировал ее высказывания. В кабинете профессора размещены стенды с ее наказами, превратившимися в крылатые слова среди его последователей. И в этом я вижу в нем проявление одного из важнейших человеческих качеств — умение быть благодарным.

Слушая его воспоминания, я прониклась глубоким искренним уважением к Антонине Васильевне. Те традиции, в которых получил образование Эсенбек агай, были хорошо знакомы и мне, ведь в школьные годы моим классным руководителем и учительницей математики высшей квалификационной категории была выпускница Челябинского государственного педагогического университета Мошина Анна Ефимовна - отличник образования, сильнейший учитель не только сш № 20 им. ВЛКСМ с углубленным изучением математики г. Ош, но и всей республики, ученики которой занимали призовые места на Республиканских и Всесоюзных математических олимпиадах, поступали в престижные вузы: МГТУ им. Баумана, Обнинский институт атомной энергетики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники и др. (Байсалов & Келдибекова, 2017).

В предзащитный период Эсенбек Мамбетакунович проводил консультации, обсуждения с профессором Д. Б. Бабаевым, с членами экспертной комиссии Ш. А. Алиевым, Н. О. Мааткеримовым, Е. Е. Син. За несколько дней до защиты назначил мое прослушивание, дал замечания по некоторым пунктам доклада.

27 октября 2021 г. наступил долгожданный волнительный день защиты моей

докторской диссертации. Защита прошла успешно. С того времени мы регулярно видимся на разнообразных международных конференциях, делимся новостями, достижениями, обсуждаем актуальные проблемы науки, ведем научное сотрудничество. Выводы

Прекрасный 80-летний рубеж пройден с впечатляющими достижениями. Наш наставник Эсенбек Мамбетакунов - видный ученый в области педагогики, психодидактики, теории и методики преподавания физики. Получивший признание общественности и руководства на Родине и за рубежом, награжден многочисленными грамотами, дипломами, медалями, премиями, званиями.

Могу утверждать, что мне всегда везло на лучших учителей, а это редкая удача. Вспоминая слова Ричарда Баха: «Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты», я испытываю глубокую благодарность судьбе за то, что одним из моих наставников стал замечательный человек, выдающийся педагог современности и настоящий ученый-интеллектуал, обладающий духом творчества - Эсенбек Мамбетакунов.

Многоуважаемый Эсенбек Мамбетакунович, вы и сегодня восхищаете нас своей творческой энергией, преданностью делу, твердыми научными принципами. Ваша личность является образом истинного ученого, а благородный труд - примером для подражания молодого поколения. От всей души желаем вам долгих лет жизни, плодотворной научной деятельности, успехов, процветания и достижений высоких целей во имя науки.

Литература

Акматбекова А. Ж., Мамбетакунов Э., Мухаметжанова Г. Ж., Пейил Э.К. (2023) Виртуальные лабораторные работы по физике как форма оптимизации самостоятельной работы студентов. Вестник ОшГУ. Педагогика. Психология, 1 (2), 6-17. Бабаев Д., Мааткеримов Н. (2015) Профессору Э. Мамбетакунову - 70 лет. Alatoo Academic Studies, 3, 269-273. Байсалов Дж. У., Келдибекова А. О. (2017) Опыт работы школы олимпийского резерва по математике: учебно -

методическое пособие. Ош: Билим, (103). Журавлев В. М., Токгомышев С. Ж., Мамбетакунов Э., Гудимова А. Н. (1988) Формирование понятий и

познавательных умений как средство повышения качества обучения физике. Фрунзе: «Мектеп». Исаева Р. (2024) Научная школа Эсенбека Мамбетакунова. Бишкек, (416).

Карашев Т., Мамбетакунов Э., Мамбетакунов У. (2008) Физика: орто мектептин 8 классы YЧYн окуу китеби.

Бишкек: «Билим компьютер», (160). Келдибекова А. О. (2024) Устатымды эскерип: профессор Дж. У. Байсаловдун 75-жылдык мааракесине (19492020). Вестник Ошского государственного университета, 2, 299-307. Мамбетакунов Э. (1989) Функции межпредметных связей в формировании у школьников естественнонаучных

понятий. Бишкек: «Мектеп». Мамбетакунов Э.М. (1991) Формирование естественнонаучных понятий у школьников на основе

межпредметных связей. Бишкек: «Илим», (240). Мамбетакунов Э., Карашев Т. (2000) Физика: учебник для 7 класса. Бишкек: «Мектеп».

Мамбетакунов Э., Рязанцева В. А. (2003) Табият таануу: орто мектептердин 5-классы YЧYн окуу китеби. 2-изд. Бишкек: «Мектеп».

Мамбетакунов Э. (2004) Физиканы окутуу теориясы жана практикасы. Бишкек: «МОК», (490). Мамбетакунов Э., Сияев Т. М. (2008) Педагогиканын негиздери. Бишкек: «Айат», (304).

Мамбетакунов Э., Карашев Т., Токтогулов М. (2008) Физика: орто мектептердин 9 классы YЧYн окуу китеби.

Бишкек: «Инсанат», (240). Мамбетакунов Э.М. (2010) Методология и качество педагогических исследований. Бишкек, (102). Мамбетакунов Э., Мурзаибраимова Б. Б., Мамбетакунов У.Э. (2010) Кыргызстанда профилдик билим берууге киришуу Физика предметинин мисалында: Мугалимдер учун методикалык колдонмо. Бишкек:

«Гулчынар», (64).

Мамбетакунов Э., Акматбекова А. Ж. (2014) Применение пакета программ "Начала электроники при проведении

лабораторных работ" по физике в вузе. Известия ВУЗов Кыргызстана, 5, 197-199. Мамбетакунов Э., Жораев М. (2014) Педагогикалык жогорку окуу жайларында физиканы окутуу. Бишкек, (380). Мамбетакунов Э., Калыбеков А. (2014) Астрономия илиминин енугушу. Бишкек, (240). Мамбетакунов Э. (2015a) Физиканын дидактикасы: окуу китеби. Бишкек, (189).

Мамбетакунов Э. (2015b) Дидактические функции межпредметных связей в формировании у учащихся

естественнонаучных понятий. Бишкек: «Университет», (328). Мамбетакунов Э., Исаева Р. У. (2015) Мугалимдердин окуучулардын физикалык тYШYHYктeрYн калыптандыруу

компетенттYYЛYктeрY. Бишкек: «Университет», (268). Мамбетакунов Э. (2016) Теоретические основы технологизации процесса обучения. Вестник НГУ им. С. Нааматова, 3, 40-44.

Мамбетакунов Э., Кадышев С. (2016) Физикалык маселелер (чыгарылыштары менен). Бишкек, (186). Мамбетакунов Э. (2017a) Технологизация процесса обучения. Эл агартуу, 3-4, 15-20. Мамбетакунов, Э. (2017b) Процесс обучения: теория, технология, практика. Бишкек, (269). Мамбетакунов Э., Дыйканбай К.Г. (2017) Интерактивные технологии в обучении физики. Известия ВУЗов Кыргызстана, 5-2, 101-102.

Мамбетакунов Э. и др. (2018a) Технологизация учебного процесса. В сборнике: Высшая школа: опыт, проблемы,

перспективы. Материалы XI межд. научно-практ. конференции: в 2-х частях, 15-20. Мамбетакунов Э. (2018b) Табият, инсан жана жан дуйне. Бишкек: «Университет», (402).

Мамбетакунов Э. и др. (2019) Формирование профессионально-технологических компетенций учителей физики.

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана, 5, 158-162. Мамбетакунов Э. (2022a) Красота природы как средство эстетического воспитания. Вестник КГУ им. И. Арабаева, 1, 143-148.

Мамбетакунов Э. (2022b) Табигый дуйне жана эстетикалык тарбия. И. Арабаев ат. КМУнин Жарчысы, 4-2, 325330.

Мамбетакунов Э. (2022c) Эстетикалык тарбиянын башаты табияттын кооздугунда. Ж. Баласагын атындагы

Кыргыз улуттук университетинин Жарчысы, 3 (111), 69-75. Мамбетакунов Э. (2022d) Табият жана эстетикалык тарбия Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана, 8, 190-194.

Мамбетакунов Э. (2022e) Эстетикалык тарбиянын башаты табияттын кооздугунда. Эл агартуу, 5-6, 2-8. Мамбетакунов, Э., Мурзаибраимова, Б. (2023) Физика: учебник для 7 класса. Бишкек: «Учкун», (272). Смадиярова З. А. (2019) Основоположники научных школ Кыргызстана в области педагогики. Высшее

образование сегодня, 5, 10-13. Чыманов Ж. (2015) Мамбетакунов Э.: библиографический очерк. Бишкек, 197-198.

Энциклопедия: Нарын облусу (1998). Бишкек: Кыргыз Энциклопедиясынын Башкы редакциясы / гл. редактор А.

Карыпкулов; предс. ред. совета Y. Асанов, (420). Keldibekova, A.O., Mambetakunov, E.M., Babaev, D.B., Kaldybaev, S.K. (2023) Theoretical Foundations of Organizing and Preparing Schoolchildren for Mathematical Olympiads. Approaches to Global Sustainability, Markets, and Governance, Part F 643, 95-105. Mambetakunov, E., Mambetakunov, U. (2019) Standardization of natural and scientific education in secondary school. Advanced Physical Research, 1(2), 105-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.