НАУКА И ПРАКТИКА МНОГОГРАННОЙ ЛИЧНОСТИ
К 75-летию Г.В. Залевского
В опыте многих народов есть интересное наблюдение: те люди, которым досталась очень трудная стартовая ситуация, в своей жизни добиваются гораздо большего, чем все другие. Наверное, такая же идея заложена во фразе «Self made man» - «человек, сделавший самого себя», которая весьма распространена в западном мире, особенно в Америке. И эти мысли в полной мере относятся к члену-корреспонденту Российской академии образования, доктору психологических наук, профессору Г.В. Залевскому со всеми его формальными и неформальными регалиями и статусами, о которых мы скажем чуть ниже.
Мальчишка военных лет, в чью жизнь народная трагедия ворвалась не просто абстрактным понятием, а реальными «страшными» дядечками - фашистами на украинской земле, которые даже квартировались в их доме, - он рано почувствовал не только любовь со стороны родных, но и ненависть к тем, кто губит и разрушает чужие счастливые жизни. Скорее всего, детское подспудное стремление противоборствовать злу и предопределило его миссию благородного служения людям на психологическом поприще.
Сразу после Великой Отечественной была учеба в школе, окончив которую семнадцатилетним юношей, он поступил на работу на одну из шахт Донбасса. О таких, как он, в те годы звучали слова песни: «Там на шахте угольной паренька приметили, руку дружбы подали, повели в забой...». В 1958 г. был призван в ряды Советской Армии, и не куда-нибудь, а в ракетную часть в Группе Советских войск в Германской Демократической Республике. Служить в войсках подобного рода в те времена было трудно, но одновременно престижно и почетно. Многие стороны армейской закалки позднее пригодились в разных жизненных перипетиях юбиляра.
После службы, когда Г.В. Залевского досрочно демобилизовали для поступления в вуз, он выбрал Сибирь и поступил в Иркутский институт иностранных языков им. Хо Ши Мина (ныне Сибирский лингвистический университет) на отделение немецкого и английского языков. Трудовой и армейский стаж, высокая ответственность, возраст (старше своих однокурсников на 5-
8
Наука и практика многогранной личности
6 лет) предопределили и интенсивность, и качество учебы зрелого студента. Он был в те годы Ленинским стипендиатом (в СССР этот статус был попрестижнее, чем любые современные президентские стипендии в рамках СНГ), избирался секретарем комсомольской организации всего института, комиссаром группы сту-дентов-спортсменов, совершивших пеше-лыжный переход от Байкала до Урала, Северного Кавказа, Крыма, Белоруссии (февраль - май 1967 г.). Молодой задор, кипучую энергию и студенческую романтику тех лет Г.В. Залевский навсегда вплетет в свою судьбу.
После окончания вуза с красным дипломом Генрих Владиславович сначала был оставлен на преподавательской работе, а затем направлен на продолжение учебы в статусный для того времени Московский педагогический институт им. В.И. Ленина, где стал аспирантом кафедры психологии. С учителями и наставниками ему повезло. Заведующим кафедрой в то время был известный советский психолог А.В. Петровский, научными руководителями стали ведущие ученые педагогической и психологической науки Н.Ф. Добрынин и М.С. Роговин. И как в прежние времена, ученик с благоговением и уважением относился к своим учителям, а наставники уверенно гордились своим надежным воспитанником. Всего один нюанс: материалы из диссертации Г.В. Залевского в 1970 г. были опубликованы в трех номерах «Журнала психиатрии и невропатологии им. С.С. Корсакова». В аспирантские годы диссертант достаточно успешно общался и даже консультировался у таких известных деятелей отечественной науки, как В.А. Артемов, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Б.В. Зейгарник, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов,
А.Р. Лурия, А.В. Снежневский, Д.Б. Эльконин и др. Интересно, что первый оппонент его кандидатской диссертации, кстати, предложивший оценить кандидатскую диссертацию Генриха Владиславович как докторскую, профессор Ф.Д. Горбов готовил первого космонавта Ю.А. Гагарина к легендарному полету. Уверенно можно говорить, что учеба и жизнь в Москве стали мощным научноисследовательским фундаментом для всей последующей теоретической и практической работы.
После защиты кандидатской диссертации Г. В. Залевский некоторое время работал в Иркутске, но основная его сибирская эпопея связана с Томском. Именно здесь он проходил и проходит основные вехи своей профессиональной биографии: член-корреспондент РАО, действительный член Академии педагогических и социальных наук, руководитель лаборатории медицинской психологии НИИПЗ СО ТНЦ АМН, директор Института образования Сибири, Дальнего Во-
9
№ 46
Сибирский психологический журнал
2012 г.
стока и Севера РАО, заведующий кафедрой генетической и клинической психологии факультета психологии ТГУ, председатель диссертационных советов, основатель и редактор «Сибирского психологического журнала». Что характерно, каждая должность и каждый статус для Генриха Владиславовича не столько официальное положение, сколько возможность проявить свое призвание, врожденные добросовестность и ответственность, свои профессиональные и человеческие таланты.
Что касается сугубо формальных показателей его деятельности, то их можно привести сегодня только обобщенно, поскольку даже названия опубликованных работ составят как минимум половину страниц данного журнала. Он автор более 320 печатных работ, в том числе 12 монографий и учебных пособий, среди них «Фиксированные формы поведения» (1976), «Теоретические основания психологического и психопатогологического исследования» в соавторстве с М.С. Роговиным (1988), «Психическая ригидность в норме и патологии» (1993), «Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, в норме и патологии)» (2004), «Основы бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования» (2002, 2006), «Личность и фиксированные формы поведения» (2007), «Введение в клиническую психологию» (2010), «Психологическая супервизия» (2010), соредактор коллективной монографии «Ценностные основания психологической науки и психология ценностей» (2008); соавтор «Психологического практикума» (1972), «Психологического словаря» (1981); автор оригинальной методики «Томский опросник ригидности» (1987); переводчик и научный редактор ряда книг зарубежных авторов (2002); составитель-редактор двуязычных немецко-русского, французско-русского и многоязычного русско-англо-немецкого словарей (1999, 2004, 2006).
Творческое, с достоинством и высочайшей энергией выполнение Г.В. Залевским самых различных функций и обязанностей позволяет говорить о нем как богатой многогранной личности, каждая грань которой светится, искрится и радует окружающих красотой, уникальностью, ориентированностью на благо людей. Невозможно осветить богатство этих граней, но мы попытаемся это сделать хотя бы в значительно «усеченных» размерах.
В качестве основателя концепции фиксированных форм поведения, а также автора разрабатываемых им в последние годы ценностно-целостного подхода и биопсихосоционоэтической модели природы человека и его здоровья в контексте интегративной антропологической психологии Г.В. Залевский проявил
10
Наука и практика многогранной личности
себя одновременно отличным методологом и педагогом, теоретиком и экспериментатором, исследователем и практиком. Широта его научных взглядов, творческий потенциал, острый и в то же время корректный полемизм, способность хорошо разбираться в самых запутанных проблемах обусловили высокие потенциалы динамизма его взглядов. Всего одна деталь. Когда в начале XXI тысячелетия в отечественной науке стала быстрыми темпами развиваться экономическая психология, Г.В. Залев-ский с глубокой обоснованностью вместе с В.Г. Залевским в ряде статей рассмотрел проблему «фиксированных форм экономического поведения». И надо отметить, что разрабатываемые автором алгоритмы анализа фиксированных форм поведения могут использоваться и используются в разных областях психологической науки. Это делает направление и современным, и инновационным. И то, что среди учеников Генриха Владиславовича уже свыше 10 докторов наук, несколько десятков кандидатов и несметное количество специали-стов-психологов говорит о значительном расширении и обогащении многих его идей, создании научной школы, конституировании клинической психологии на обширном пространстве от Урала до Дальнего Востока.
С давних пор Г.В. Залевский сумел настроить на службу обществу и конкретным людям свои лидерские потенциалы. Они проявили себя при реализации армейских ролей от командира отделения до старшины батареи. Лидерство ярко проявилось на комсомольских должностях в годы студенчества. Потенциалы лидерства, прежде всего целеустремленность, инициатива, умение увлечь людей за собой, стали стержнем его успехов в руководстве самыми разнообразными научными коллективами, о которых мы уже говорили.
В 1995 г. Генрих Владиславович стал основателем и одновременно главным редактором «Сибирского психологического журнала». В то время это было первое научное периодическое издание по психологии на территории от Урала до Дальнего Востока. Появление данного журнала стало не только знаменательным событием для сибирской психологической науки, но и позволило целенаправленно оказывать помощь и поддержку ученым из разных регионов. Не удержусь от следующего примера: в 2005 г. Генрих Владиславович вместе с редколлегией предоставил почти все страницы журнала для исследователей и практиков психологической науки из Иркутска. Данный номер стимулировал разнообразную тематику иркутян, помог многим молодым ученым заявить о себе на более широком и авторитетном уровне. Журнал и его главный
11
№ 46
Сибирский психологический журнал
2012 г.
редактор постоянно и последовательно выполняют свои функции. Сорок шесть номеров «Сибирского психологического журнала», сотни авторов и огромное количество научных позиций и идей: есть чем гордиться!
Диссертационные советы всегда были, есть и будут стимуляторами развития научной теории и практики. Не случайно за рубежом уровень докторских диссертаций, выполненных молодыми исследователями, считается одним из самых главных показателей развития науки в целом.
Данное понимание сути вопроса всегда отличало Г.В. Залев-ского, ставшего в свое время инициатором создания диссертационного совета по психологии в Томском государственном университете. Откровенно говоря, стезя председателя совета не очень простая и не всегда благодарная, но руководить советом - значит развивать молодую и поддерживать зрелую науку, выводить «в люди» нестандартные творческие личности, и эта миссия по сердцу и по силам Генриху Владиславовичу. Не менее сотни защитившихся в совете ТГУ кандидатов и десятки докторов наук из всех городов Сибири, Урала и Дальнего Востока от души благодарны объективному, компетентному и весьма корректному председателю Совета.
Как человек, с ранних лет впитавший в себя сокровища речи разных народов - русского, украинского и немецкого, к тому же закончивший институт иностранных языков, Г. В. Залевский отличается двумя лингвистическими и коммуникативными дарами. С одной стороны, у него прекрасное чувство слова, которое отражается в изысканности его выступлений в различных аудиториях, в точности, простоте и одновременно красоте лексики и грамматики его статей, эссе, обзоров и книг. Не случайно он является автором и составителем нескольких востребованных специалистами словарей. С другой стороны, Генрих Владиславович великолепный коммуникатор и переговорщик, человек, способный найти ключик к душе любого человека, обратившегося к нему со своими проблемами. Он обладает особым даром межкультурной компетентности - способностью находить подходы к людям разных национальностей и верований, оптимальной толерантностью, когда терпимость работает на благо людей, на совершенствование личностей. Этот дар проверен Г.В. Залевским в его многочисленных поездках и встречах: от Владивостока и Токио - до Парижа и Берлина, от Пекина и Улан-Батора - до Брюсселя и Стокгольма, от Якутска и Иркутска - до Амстердама и Ванкувера... «В разных краях оставляем мы сердца частицы.» - эти слова звучат о нем, о его
12
Наука и практика многогранной личности
искусстве ладить с окружающими, о его любви к жизни, нашей прекрасной земле.
С восхищением и признательностью относится Генрих Владиславович к сибирской земле, ее личностям и народам, живущим в суровых условиях, но очень бережно относящимся к своим традициям, обычаям, обладающим величайшим искусством гостеприимства. Будучи директором Института образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО, он хорошо освоил ее просторы, познал чаяния, запросы и бесконечную роскошь различий ее замечательных людей. И этот край отвечает ему взаимностью. Алтай, Байкал, Восточные Саяны, Горный Алтай и Хакасия - эти и другие природные сокровища сибирской земли в лице своих незаурядных сынов и дочерей с благодарностью чтут его имя. Да разве можно обладать таким дивным творческим долголетием без постоянной подпитки энергией и духовностью родных мест?
Те, кто знает Генриха Владиславовича по личным, дружеским контактам, выделяют в нем в первую очередь исключительную гостеприимность, хлебосольство, стремление внести комфорт и уют в душу гостя. «Дом друзей, куда можно прийти без всякого, где и с горя и с радости ты ночевал, где всегда приютят...» - эти слова поэта о его доме, где останавливаются родные и друзья с разными характерами, разными судьбами, разных национальностей. И после встреч каждый уносит с собой частичку его души, его доброго и щедрого сердца. И в эту доброту и щедрость очень много вложили самые близкие и дорогие лица - жена Юлия и дети - Яна-Юзефа, Артем, Владислав и Олег.
Когда говорят о знаменательных датах человека, обязательно показывают его награды и отличия. Надо сказать, что труды Генриха Владиславовича не остались незамеченными со стороны коллег и общества, что отмечено званиями, дипломами и грамотами: звания «Заслуженный деятель науки РФ» (1997), «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2004), Почетная грамота Российского психологического общества «За личный вклад в развитие психологической науки» (2007), диплом лауреата конкурса губернатора Томской области в сфере образования и науки (2005), диплом победителя конкурса «За высокие достижения в науке, образовании и культуре» Томского госуниверситета (2007), золотая медаль «За заслуги перед Томским государственным университетом» (2008) и т.д.
На Востоке есть чрезвычайно достопочтимое понятие - Гуру - Учитель. В его содержание вкладывается два смысла: в первую очередь - это разносторонняя, духовно богатая личность,
13
№ 46
Сибирский психологический журнал
2012 г.
истинная многогранность которой подтверждена всей его примечательной жизнью. С другой стороны - это человек, никогда не прекращающий свое движение к знаниям, к проявлению своих духовных качеств, к самосовершенствованию. Только такая судьба может вдохновить учеников и последователей. Когда-то давно Г.В. Залевский встал на такой путь и стойко, уверенно идет по нему.
Счастья и долголетия, удач и успехов Вам, Генрих Владиславович, на этом благородном пути!
Карнышев Александр Дмитриевич,
профессор, доктор психологических наук, заслуженный учитель РФ, заведующий кафедрой социальной и экономической психологии Байкальского университета экономики и права
14