https://doi.org/10.24411/2310-8266-2018-10309
К 70-ЛЕТИЮ УФИМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕФТЯНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
РАМИЛЬ БАХТИЗИН:
«НОВАЯ РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА - ЦЕНТР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»
Совсем скоро УГНТУ отметит свое 70-летие. Рамиль На-зифович, какие достижения и победы последнего времени вы считаете самыми главными? В годы вашего руководства УГНТУ получил статус опорного вуза России. Какие плюсы это дает самому университету?
Программа Министерства образования и науки РФ «Создание и развитие опорных университетов России» направлена на создание в регионах ведущих вузов, которые могли бы стать драйверами экономики региона и при этом не только вели бы образовательную и научную деятельность, а также стали площадкой для интеграции власти, бизнеса и общества. Мы получили статус опорного вуза (в числе 11 российских университетов и находимся в процессе реализации программы) и сейчас входим в число 72 вузов России, имеющих особый статус.
Для нас звание опорного вуза не только имеет имиджевое значение, но и дает право, например, на приоритет при распределении контрольных цифр приема. В этом году у нас было открыто больше бюджетных мест в аспирантуре, чем в других вузах республики. Кроме того, мы получаем субсидии на учреждение так называемых центров (компетенции) превосходства, которые направлены на создание условий для продвижения достижений университета в реальный сектор экономики.
Уфимский государственный нефтяной технический университет традиционно занимает устойчивые позиции в российских рейтингах. Так, например, в ежегодном рейтинге вузов России, проводимом рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»), УГНТУ в разные годы занимал 4757-е места.
В национальном рейтинге востребованных вузов России, проводимым МИА «Россия сегодня», национальном рейтинге университетов, проводимом информационным агентством «Интерфакс», и целом ряде других рейтингов УГНТУ также представлен среди ведущих вузов России.
В 2017 году УГНТУ вошел в международный рейтинг вузов Round University Ranking (RUR) в котором приведены данные по 758 университетам мира, в том числе 60 российским вузам. Также УГНТУ занял почетное место и вошел в ТОП-200+ международного университетского рейтинга QS Emerging Europe and Central Asia University Rankings.
Среди 300 лучших университетов стран БРИКС, результаты которых опубликованы в рейтинге QS World University Rankings BRICS 2018, Уфимский государственный нефтяной технический университет занял 161-е место.
Стоит отметить, что Республику Башкортостан в рейтингах QS представляет только УГНТУ.
Отныне за университетами закрепляют новую роль - центров технологического и социального развития регионов. Первая модель предполагает выстраивание взаимодействия с кластерами, промышленностью и высокотехнологичным бизнесом, работу по приоритетам научно-технологического развития. Вторая модель направлена на развитие
Рамиль Назифович Бахтизин, профессор, доктор физико-математических наук, академик РАЕН, академик АН Республики Башкортостан, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, почетный работник газовой промышленности, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и техники Российской Федерации, автор и соавтор более 270 научных работ академического и прикладного характера, учебника по теории вероятности, монографий, научного открытия.
Долгая 70-летняя история и значительные успехи порождают законное чувство гордости за Уфимский государственный нефтяной технический университет. Но они возлагают и ответственность за его будущее. А будущее университета уже четвертый год связывают с его ректором Рамилем Назифови-чем Бахтизиным. Мы хорошо знаем, что престиж организации во многом определяется ее руководителем. Пройдя в родном вузе все ступени профессионального становления, он впитал его особый дух и богатые исторические традиции, а став ректором, реализовал себя как высококвалифицированный организатор. Университет под его руководством динамично развивается и держит планку признанного лидера высшей школы. Университетская наука была и остается гарантом высокого качества образования. Почему диплом УГНТУ всегда ценен, какие перспективы ждут выпускников в крупных российских и международных компаниях, как университет становится центром технологического и социального развития региона, об этом рассказал в интервью ректор УГНТУ Рамиль Бахтизин накануне юбилея Уфимского государственного нефтяного технического университета.
рынка социальных услуг и социального предпринимательства, поиск новых решений совместно с региональной властью в рамках реализации социальной политики.
Более 150 миллионов рублей вложено за последние три года в оснащение наших лабораторий. Такое оборудование редко где встретишь. С нами сейчас сотрудничают 11 техникумов-партнеров, а также десятки школ. Создан предуниверсарий на базе Республиканского инженерного лицея- интерната. Всех их мы вовлекаем в большое количество мероприятий - от спортивных до научных. Ищем креативные, нестандартные методы, чтобы старшеклассникам, студентам ссузов было интересно в наших стенах. Теперь начнем работать с детьми более младших возрастов.
Что касается сотрудничества с предприятиями, то в УГНТУ это давняя практика. Но эти отношения постоянно совершенствуются. Сейчас, к примеру, в стенах вуза создается учебно-образовательный центр на базе компании «Роснефть». Сумма инвестиций составит более 700 миллионов рублей, из них большую часть выделит само нефтяное предприятие, финансово проект поддержит и республика. Создание новой учебной базы в вузе - основном партнере компании в подготовке кадров позволит студентам получить новые профессиональные компетенции.
Все эти достижения ведущего вуза можно и нужно использовать для развития не только городской среды, в которой он находится, но и иных различных территорий республики.
Уфимский нефтяной технический университет - один из ведущих технических университетов России, опорный вуз России и ПАО «Газпром». Как реализуется программа развития УГНТУ в качестве опорного вуза, какие преимущества дает университету этот статус?
Университетом реализуется модель развития сетевого многопрофильного университета по следующим четырем ключевым направлениям деятельности: образовательная деятельность, научные исследования, инновации и коммерциализация, а также взаимодействие с внешней средой («Университет 4.0»). УГНТУ направлен на формирование «центров притяжения» для органов государственной власти, предприятий, представителей бизнеса, абитуриентов, родителей, школ, техникумов, вузов-партнеров, НКО, институтов развития, подразделений РАН и др.
Например, в 2018 году совместно с органами государственной власти мы участвовали в разработке и реализации следующих проектов: «Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года» (Правительство Республики Башкортостан), «Стратегии социально-экономического развития Или-шевского, Бакалинского, Бижбулякского, Ермекеевско-го, Шаранского, Калтасинского, Балтачевского районов Республики Башкортостан» (Правительство Республики Башкортостан), «Стратегия развития лесопромышленно-
го комплекса Республики Башкортостан на срок до 2030 года» (Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан), «Программа повышения производительности труда в Республике Башкортостан» (Министерство экономического развития Республики Башкортостан), «Система мониторинга и профилактики пожаров в Республике Башкортостан» (МЧС России по Республике Башкортостан), «Программа развития сельского туризма на территории Республики Башкортостан» (Министерство молодежной политики и туризма Республики Башкортостан), «Мастер-план развития не-фтегазохимической отрасли Республики Башкортостан» (Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан), Разработка инновационных проектов в сфере обращения с отходами в развитие деятельности экотехнопарка в Республике Башкортостан, «Прогноз потребности экономики РБ в трудовых ресурсах» и «Программа стимулирования закрепления населения в
УНИВЕРСИТЕТОМ РЕАЛИЗУЕТСЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО СЛЕДУЮЩИМ КЛЮЧЕВЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ,
• ИННОВАЦИИ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ,
• ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ
• увеличено количество поступивших абитуриентов из РБ (4702 человек в 2018 году, 4365 - в 2017 году; 3994 человека в 2016 году);
• увеличен средний балл ЕГЭ (77 баллов в 2018 году, 76 баллов в 2017 году; 73,1 - в 2016 году);
• увеличено количество поступивших на I курс победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников (30 - в 2018 году; 11 - в 2017 году; 14 - в 2016 году);
УГНТУ разработал более 30 новых образовательных программ, в том числе во взаимодействии с ПАО «НК «Роснефть» магистерская программа «Организационное развитие и управление персоналом в нефтяной и газовой промышленности»; АО «Транснефть Метрология» - магистерская программа «Метрологическое и информацион-
РБ» (Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан), «Концепция развития детско-юношеского научно-технического творчества и технологического предпринимательства в РБ», «Концепция развития одаренных (талантливых) детей в РБ», «Программы развития образовательных организаций СПО РБ» (Министерство образования РБ), «Программа по взаимодействию Республиканского инженерного лицея-интерната и УГНТУ по созданию модели преуниверсариума» (Министерство образования РБ), «Координация деятельности консорциума образовательных организаций дополнительного образования» и др.
В интересах предприятий ТЭК выполняются проекты, которые направлены на повышение производительности труда, конкурентоспособности продукции, создание новых рабочих мест. Например: «Роботизированный мобильный комплекс для капитального ремонта скважин», «Изоляционные материалы на основе полипропилена для защиты стальных трубопроводов», «Технологии на основе новых катализаторов и углеродных наноматериалов для глубокой переработки углеводородного сырья», «Комплексная переработка тяжелых углеводородных остатков», «Системы автоматического управления газотурбинными двигателями и газотурбинными установками на основе быстродействующих измерителей температуры газов», «Безредукторный станок-качалка» и др. Помимо этого, университетом как самостоятельным хозяйствующим субъектом созданы новые рабочие места для реализации следующих инновационных опытно-промышленных производств по направлениям: нефтегазовое машиностроение; полигон нефтегазовых технологий (совместно с частными нефтяными компаниями); полигон переработки горнорудных техногенных отходов Башкирского Зауралья и др. Впервые в УГНТУ начались разработки для оборонно-промышленного комплекса, в частности по направлению «Электротермические технологии для нужд Арктики».
В области образовательной деятельности мы наблюдаем стабильное увеличение показателей как по количеству, так и по качеству приема:
УСИЛЕНО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: НА БАЗЕ ЛИЦЕЯ № 83 ФУНКЦИОНИРУЕТ «ГАЗПРОМ-КЛАСС», В ЛИЦЕЕ № 62 ОСУЩЕСТВЛЕН НАБОР В «РОСНЕФТЬ-КЛАСС»
ное обеспечение производств»; с Федеральной службой по труду и занятости РФ магистерская программа «Управление, надзор и инспектирование в сфере труда и безопасности производства».
Увеличивается количество сетевых образовательных программ и программ двойных дипломов. Совместно с Башкирским государственным медицинским университетом реализуется магистерская программа «Функциональные продукты питания и диетология»; совместно с Уфимским государственным авиационным техническим университетом программы «Экономика и финансы фирмы», «Менеджмент в связях с общественностью и рекламе», «Эффективный менеджмент и маркетинг», «Управление человеческими ресурсами и социальными процессами», «Государственное управление и местное самоуправление» и др.
Усилено взаимодействие с образовательными организациями общего образования: на базе лицея № 83 функционирует «Газпром-класс», в лицее № 62 осуществлен набор в «Роснефть-класс».
Совместно с Министерством образования Республики Башкортостан реализуется модель по созданию предуни-версариума на базе Республиканского инженерного лицея-интерната по организации обучения старшеклассников в
классах физико-математического, химико-технологического и химико-биологического профилей.
Реализуется сотрудничество с администрациями и образовательными организациями Янаульского, Или-шевского и Дюртюлинского районов РБ (характеризу-
ются высоким уровнем оттока молодежи), предусматривающее мероприятия, направленные на выявление и поддержку талантливой молодежи, а также их закрепление в опорном университете.
В целях модернизации материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры были открыты именные аудитории (ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Газпром трансгаз Уфа», НПФ «Пакер»); семь лабораторий, в том числе именные лаборатории ПАО «Уфаоргсинтез», ПАО «Сибур», ПАО «Транснефть», АО «Транснефь-Урал», АО «Транснефть-Прикамье», ДУБУД и др.
Открыт центр практического обучения «Автоматизация и метрологическое обеспечение учета жидких углеводородов», который оснащен в рамках реализации плана совместных мероприятий между УГНТУ, АО «Транснефть -Урал», АО «Транснефть-Метрология» для подготовки специалистов.
Введена в эксплуатацию уникальная научная испытательная лаборатория пожароопасных свойств строительных материалов. Лаборатория предназначена для повышения уровня подготовки студентов, магистрантов и аспирантов в области оценки пожароопасных свойств отделочных материалов, ненесущих и самонесущих конструкций, а также изучения теплового воздействия на свойства металлических, деревянных и полимерных конструкций и изделий.
С целью проведения совместных открытых мероприятий с администрацией Орджоникидзевского района городского округа города Уфы в учебном корпусе на пересечении улиц Космонавтов и Комарова открыта именная аудитория имени летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза Владимира Михайловича Комарова.
В рамках развития коворкинг-зон реализуется проект совместно с иностранными студентами по созданию международных аудиторий Анголы и Вьетнама.
Произошли серьезные трансформации и по другим направлениям деятельности университета. Например, по образовательной деятельности на шести факультетах реализуется проектно-ориентированное модульное обучение. Дисциплинарное построение образовательной траектории замещается проектным обучением.
Расширен спектр основных и дополнительных образовательных программ различного уровня, интенсивности и продолжительности, а также применяемых технологий обучения. В УГНТУ проведена работа по расширению перечня формируемых компетенций, предъявляемых со стороны основных стейкхолдеров (индустриальные партнеры, исполнительные органы власти РБ), которые необходимы для организации проектного обучения. Помимо этого, изменены подходы по выстраиванию процесса обучения. Это позволяет обучающемуся индивидуально подобрать для освоения дополнительные компетенции в связке «основная образовательная программа - дополнительное образование»
С учетом приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (образовательные организации СПО республики должны разработать онлайн-курсы) УГНТУ по смежным направлениям подготовки совместно с колледжами республики приступил к разработке и реализации онлайн-курсов, а пять образовательных программ реализуется в формате электронного (смешанного) обучения.
Значимые достижения произошли и в спектре реализуемых программ дополнительного образования. В УГНТУ разработаны и реализованы программы МВА «Стратегический менеджмент» и «Финансы». Уже в первый год реализации программы были выведены и на международный рынок. По
договору с Институтом инжиниринга и информационных технологий Казахстанско-Британского технического университета реализуется программа «Эффективное управление в нефтегазовой отрасли».
В рамках создания условий для развития инновационного пояса университета, включающего все стадии от момента зарождения идеи до ее реализации в УГНТУ в рамках стратегического проекта создан Центр технологического предпринимательства (ЦТП). ЦТП ориентирован на работу со студентами, планы которых предполагают самостоятельный выход на рынок со своими продуктами. Центр помогает молодым и талантливым инноваторам-предприни-мателям сделать из их проектов готовый успешный бизнес. Центр сопровождает начинающих разработчиков на всех этапах: помогает определиться с актуальными направлениями, востребованными на рынке технологий, оказывает содействие в создании прототипа продукта и его испытаниях, учит выстраивать бизнес-модели и составлять бизнес-планы, помогает в поисках партнеров и финансирования.
УГНТУ ведет работу со средними специальными учебными заведениями Республики Башкортостан в рамках регионального энергетического образовательного кластера. В рамках взаимодействия УГНТУ и ссузов осуществляется обмен опытом, ресурсами, ведется работа по экспертизе образовательных программ для интеграции среднего профессионального и высшего образования.
УГНТУ является единственным вузом в республике, который вошел в топ-200 рейтингов ОБ ЕЕСА и ОБ БЯ1СБ. Что это значит для университета?
УГНТУ при первой же подаче сведений вошел в рейтинг ОБ стран Восточной Европы и Центральной Азии (ОБ ББСД), а также в рейтинг ОБ вузов стран БРИКС (ОБ ВЯ1СБ), занимая одни из лучших позиций среди опорных вузов. При подаче сведений учитывались показатели 2016 года, которые характеризуются низкими рейтинговыми показателями вуза в условиях реорганизации. В обновленном рейтинге ОБ ВЯ1СБ УГНТУ продемонстрировал положительную динамику среди российских университетов. В рейтинге мы опережаем и часть федеральных и научно-исследовательских университетов.
Тенденция по продвижению вуза в рейтингах характерна также и для российских рейтингов. Многие опорные вузы первой волны, которые создавались за счет присоединения к себе других вузов, в 2016 году показали отрицательную динамику по ряду удельных показателей (как правило, присоединяемый вуз имел меньший рейтинговый потенциал). В 2018 году УГНТУ не просто изменил данный тренд, но и продвинулся выше занимаемых ранее позиций уже в ка-
честве вуза новой формации. Так, например, в «100 лучших вузов России», проводимом агентством RAEX («Эксперт РА»), УГНТУ показал положительную динамику продвижения с 57-го места в 2017 году на 54-е в 2018-м.
В 2017 году в рамках проведения межвузовского форума «Опорные университеты - драйверы развития регионов» УГНТУ стал лидером приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Какие изменения произойдут и какие новации потребуются при реализации данного проекта?
В соответствии с концепцией конкурса УГНТУ должен обеспечивать устойчивую конкурентоспособность на мировом образовательном рынке, сформировать позиции университета как инновационного и технологического флагмана нефтегазовой, строительной отраслей и сферы услуг. Вуз еще больше включится в решение задач устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан. В самом университете будет трансформирована образовательная, научно-исследовательская и инновационная деятельность. Совместно с университетами-партнерами будут развиваться центры превосходства в области проведения научно-исследовательских и прикладных работ мирового и национального уровня. Также будет сформирована институциональная среда университета, ориентированная на капитализацию наукоемких и технологических разработок и результатов интеллектуальной деятельности.
С какими отечественными и западными работающими на российском рынке компаниями нефтегазовой отрасли сотрудничает ваш университет? Какие наиболее перспективные варианты взаимодействия вуза с работодателями имеются сегодня?
В ВУЗЕ СОЗДАНЫ ОТДЕЛЬНЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ТРАНСНЕФТЬ», «ГАЗПРОМ» И «ЛУКОЙЛ».
ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ НАСТРОИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПОД КОНКРЕТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КОМПАНИЙ С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ОБУЧЕНИЯ
Одним из распространенных механизмов взаимодействия является создание и функционирование на производственных площадках компаний так называемых базовых кафедр. В УГНТУ сегодня действует более 70 подобных кафедр. Также активно реализуется «дуальное» образование, когда для образовательного процесса используются материальный и кадровый ресурсы предприятий-заказчиков. Компании активно выплачивают повышенные стипендии, гранты как для обучающихся, так
и для преподавателей. В вузе создана выпускающая кафедра «Цифровые технологии в разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений» компании «Роснефть».
В вузе созданы отдельные корпоративные студенческие группы, например компаний «Транснефть», «Газпром» и «ЛУКОЙЛ». Это позволяет настроить образовательный процесс под конкретные потребности компаний с первых дней обучения.
В последнее время также в университете практикуется обучение целевых студентов параллельного обучения по дополнительным образовательным программам. Речь идет об узкой специализации под заказ индустриального партнера, например компаний «Газпром нефть» и «СИБУР».
Учитывая, что в структуре заказчиков много зарубежных компаний (БсЫитЬегдег, Weatherford, НаШЬигЬп), мы расширяем число образовательных программ, реализуемых на иностранных языках.
Какие существуют совместные международные программы УГНТУ с зарубежными университетами? Что в итоге они дают студентам?
УГНТУ является одним из лидеров в стране по численности обучающихся иностранных граждан (в 2017 году УГНТУ занимал 17-е место по этому показателю). В настоящее время в вузе обучаются студенты из 64 стран ближнего и дальнего зарубежья. Международ-
ными партнерами УГНТУ являются 59 организаций из 21 страны мира.
Иностранные послы и дипломаты - частые гости УГНТУ. Только за последние несколько лет УГНТУ посетили послы Кубы, Вьетнама, Алжира, Индонезии, Саудовской Аравии, Палестины, Мавритании, Судана, Ирака, Кувейта, Йемена, Мексики, Таджикистана, Ливии, Китая. Обсуждаются вопросы подготовки и переподготовки кадров для топливно-энергетических комплексов этих стран.
Как результат комплексного развития международного сотрудничества можно назвать увеличение более чем в три раза контингента иностранных студентов за последние 10 лет.
Университет регулярно выступает площадкой для проведения международных научных конференций и форумов. УГНТУ является сопредседателем с российской стороны Ассоциации вузов России и Азербайджана, возглавляет Общество дружбы Республики Башкортостан и Социалистической Республики Вьетнам.
Иностранные студенты принимают самое активное участие в культурной и спортивной жизни университета. Некоторые мероприятия, зародившиеся в УГНТУ, уже вышли за границы университета. Так, День независимости Казахстана, Навруз, День Африки, чемпионат мира по мини-футболу собирают иностранных студентов из вузов Республики Башкортостан и соседних регионов.
Научные исследования - непременное условие обеспечения качественной подготовки специалистов. Какие научные исследования являются приоритетными для университета? Каков научно-педагогический потенциал вуза?
Основные научные направления УГНТУ:
• углубление переработки нефти и повышение эффективности использования углеводородного сырья; синтез, строение, свойства, области применения, лабораторные и промышленные технологии получения химических веществ;
• совершенствование техники и технологии бурения и разработки нефтяных и газовых месторождений;
• разработка рациональных приемов и методов проектирования и сооружения нефтебаз, нефтехранилищ, нефтегазопроводов и повышение эффективности работы объектов транспорта и хранения нефти и газа;
• повышение эффективности, безопасности, долговечности и коррозионной устойчивости нефтепромыслового, нефтехимического и нефтегазотранспортного оборудования;
• охрана труда и окружающей среды, экология человека;
• повышение эффективности работы, совершенствование управления и планирования предприятий нефтедобычи, нефтепереработки, нефтехимии, транспорта и хранения нефти и газа;
• разработка новых строительных материалов и технологических процессов, обеспечивающих снижение мате-риало- и энергоемкости, трудоемкости и повышение долговечности строительных конструкций.
Расскажите, пожалуйста, о научных школах университета.
В УГНТУ действуют научные школы, являющиеся лидерами в своих научных областях в России: • химия и технология линейных и циклических аце-талий и их серо-, кислород-, азот-, кремнийсодержащих аналогов;
• превращение насыщенных гетероциклов под действием свободных радикалов и карбенов;
• органическая и биоорганическая химия и биотехнология;
• разработка и оценка надежности нефтегазопромысло-вого оборудования;
• повышение качества и обеспечение безопасности эксплуатации оборудования нефтегазоперерабатывающих заводов;
• проблемы разработки автоматизированных систем управления в нефтедобыче, нефтепереработке и нефтехимии;
• углубление переработки нефти и технологии получения нефтепродуктов с улучшенными экологическими свойствами;
• моделирование и разработка энергосберегающих технологий фракционирования нефти, газа и продуктов не-
фтехимии и нефтепереработки на базе противо- и пере-крестноточных насадочных колонн;
• совершенствование технологических процессов изготовления нефтехимической аппаратуры;
• модифицированные бетоны повышенной прочности и долговечности и конструкции на их основе;
• история науки и техники добычи и переработки углеводородов;
• экономическая эффективность инвестиционной и инновационной деятельности предприятий нефтегазового, нефтеперерабатывающего и нефтехимических комплексов;
• финансовое управление и учет на предприятиях нефтегазового профиля и в институтах финансового рынка региона;
• повышение качества строительства и заканчивания скважин;
• повышение эффективности разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений;
• повышение эффективности, надежности и экологич-ности объектов транспорта и хранения нефти и газа.
В университете существует сетевая образовательная программа «Предуниверсарий». Какие дополнительные возможности и преимущества дает эта программа старшеклассникам, которые обучаются в профильных классах УГНТУ? Что в результате реализации этого проекта получает университет?
Предуниверсарий УГНТУ - это совместный проект Уфимского государственного нефтяного технического университета и Республиканского инженерного лицея-интерната по организации обучения старшеклассников в классах физико-математического, химико-технологического и химико-биологического профилей.
Основные цели, которые мы преследуем при реализации этого проекта, заключаются в том, что университет должен принимать непосредственное участие в обеспечении высокого качества среднего общего образования, обеспечивать развитие непрерывного образования по системе «школа-вуз». В результате мы получаем заблаговременно подготовленных к учебе в университете школьников, которые прошли постепенную адаптацию для обучения в университете по выбранным направлениям подготовки.
Обучение в предуниверсарии УГНТУ организовано в рамках профильных классов УГНТУ, где старшеклассники помимо предметов, входящих в учебный план лицея, изуча-
ют специальные курсы и дисциплины, соответствующие профилю и направлениям подготовки университета.
Ученики профильных классов УГНТУ обучаются по основной общеобразовательной программе, а также посещают учебные лаборатории университета, мастер-классы и открытые лекции ведущих российских ученых, участвуют в университетских культурно-массовых, спортивных мероприятиях, учебных олимпиадах и конкурсах, конференциях УГНТУ, совместно с нашими студентами посещают профильные предприятия.
Рамиль Назифович, расскажите немного о себе. С чего все начиналось?
Я родился 30 марта 1955 года в Уфе. Окончив среднюю школу, поступил на математический факультет БашГУ. Далее продолжил учебу в Ленинградском государственном университете по специальности «Математика». В 1983 году окончил аспирантуру, а в 1992 году -докторантуру Азербайджанского института нефти и химии им. М. Азизбекова. По окончании университета был распределен в Уфимский нефтяной институт, где начал свою профессиональную трудовую деятельность и работаю по сей день.
Я с большим трепетом отношусь к нефтяному университету и, несмотря на ряд предложений, которые мне поступали в разные годы от различных компаний, остался верен ему. В моей трудовой книжке начиная с 1977 года в качестве места работы непрерывно указано: Нефтяной университет - ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан, проректор и ректор.
Область моих научных интересов - это применение математических методов и математического моделирования к процессам нефтегазодобычи, транспорта, переработки нефти и в экономике нефтегазового комплекса. Результаты научных работ внедрены на ряде предприятий топливно-энергетического комплекса Башкортостана и России.
Ваша официальная биография хорошо известна. А откуда ваши корни?
АД Моя малая родина - Западный Башкортостан, Или-шевская земля. Сюда мои предки переселились в начале XX века из тогдашней Тамбовской губернии. Их переселение было вызвано столыпинской аграрной реформой. Мой дед Раян Ханбекович Бахтизин - один из
основателей деревни Ново-Атяшево современного Или-шевского района. Там же родился и вырос мой отец Назиф Раянович до переезда в Уфу. Я же уже родился и вырос в Уфе, но связь с малой родиной сохраняю, регулярно бываю здесь, стараюсь поддерживать родственников.
Почему вы выбрали для себя карьеру ученого?
Я считаю, что формирование личности человека, его мировоззрения и в некоторой степени определение траектории его жизненного пути зависит от его родителей. С просвещением и образованием были связаны дед, братья отца и другие родственники. Раян Ханбе-кович окончил знаменитое в начале ХХ века медресе Хуса-ния, способствовал открытию медресе в родной деревне и преподавал там до закрытия. Примечательно, что преподавала там и бабушка Шамсиямал Фахертдиновна. Я родился в научно-педагогической семье. Мой отец был и остается известным и авторитетным человеком в республике: он долгое время работал ректором аграрного университета, директором научно-исследовательского института земледелия и селекции полевых культур, был членом-корреспондентом Академии наук, профессором, подготовил большую плеяду учеников. Все это, конечно, повлияло на мои представления о том, как строить жизнь. Неменьшую роль в выборе жизненного пути сыграла моя мама, которая была преподавателем математики в средней школе, можно сказать, что я пошел по ее стопам, выбрав математическую специальность в Башгосуниверситете. После первого курса я перевелся на механико-математический факультет Ленинградского государственного университета: в те годы существовала специальная учебная программа, позволяющая наиболее отличившимся в периферийных вузах студентам продолжить обучение в столичных университетах. После окончания учебы я вернулся в Уфимскай нефтяной институт на кафедру математики.
Можно ли сказать, что такая преданность стала одним из факторов, определивших развитие вашей карьеры?
Я прошел долгий путь по карьерной лестнице, поднявшись от инженера - а именно так звучало название моей первой должности - до ректора. Наверное, верность одному учреждению и стала главной причиной успеха. Другой можно назвать личные качества. У меня была знакомая художница, которая однажды сказала: «Я не знаю, какой ты профессионал и каковы твои заслуги на работе, но то, что у тебя есть талант дружить, я могу утверждать точно». Знаете, бывают блестящие ученые, чьими работами восхищаются многие, но они не всегда могут найти общий язык со своими коллегами и принять близко к сердцу их проблемы. Построить добрые отношения с людьми, не только профессиональные, но и жизненные, так же важно для карьеры. Не зря говорится, что жизнь длинная, а земля круглая: те связи, основы которых были заложены много лет назад, и по сей день помогают мне. Во многом это касается той научной школы, в которую мне посчастливилось попасть, и все мое дальнейшее окружение, коллеги, друзья, карьерное движение - базируется на этой школе. Мне очень повезло в жизни, и наверное, это одна из самых больших удач, что я познакомился с академиком Азатом Халиловичем Мирзад-жанзаде. Это был, не побоюсь этого слова, гениальный уче-
ный, человек энциклопедических знаний и блестящий педагог. Ученики Азата Халиловича разбросаны по всему миру: они живут в США, Израиле, Германии, Вьетнаме и, конечно, в России, и все достигли больших успехов. Мы и по сей день общаемся, и это тоже один из даров, которым мы обязаны нашему учителю: он определил наш круг общения. Когда мы собираемся, мы, естественно, вспоминаем времена учебы, говорим о многом, и один из главных наших тостов во время таких встреч: «За нашего учителя! За то, что он нас вместе собрал!».
Каким вы видите УГНТУ через три-пять лет?
Вуз с развитой исследовательской деятельностью. Для этого нашему университету необходимо сохранять и развивать сильные стороны. Во-первых, нам надо усиливать интеграцию с производственными предприятиями и организациями топливно-энергетического и строительного комплексов.
Следует более активно двигаться по пути усиления международной составляющей в образовательной и научно-исследовательской деятельности университета. Ведь в вузе есть направления, имеющие большой потенциал для развития: научно-исследовательская, инновационная и особенно грантовая активность. Кстати, последнему направлению мы уделяем большое внимание и уже видим результаты - значительно увеличилось число и сумма привлеченных грантов. Например, проектно-инжиниринговый центр УГНТУ стал победителем конкурса Минобрнауки России (общая сумма финансирования 100 миллионов рублей).
Рамиль Назифович, вы были доверенным лицом действующего президента РФ в Башкирии, что очень ответственно. Расскажите, об этом.
Владимир Владимирович еще в 2003 году был у нас в университете, и я смог пообщаться с ним лично. Тогда как раз обсуждался вопрос о ведущих региональных вузах, и все те тезисы, которые он высказал, сейчас реализованы в соответствии с программой опорных вузов регионов. Наш университет тоже вошел в эту категорию, и впервые вуз нашей республики получил федеральный статус. Компетенции Владимира Путина в этом вопросе заслуживают действительно высокого уважения. Плюс - он высокообразованный человек, знающий языки, обладающий военной выправкой, ведущий здоровый образ жизни, эрудированный. Нечасто встретишь сочетание таких положительных качеств, что, естественно, вызывает симпатию.
Будучи доверенным лицом кандидата в президенты, я получил полезный опыт, познакомился с текущей ситуацией, современными проблемами и нуждами населения ряда районов и городов Башкортостана. Среди них и родные мне Илишевский и Дюртюлинский районы.
Большое спасибо за интересное интервью, Рамиль На-зифович. От имени редакционной коллегии поздравляем вас, преподавательский состав, всех студентов и выпускников университета с юбилеем - 70-летием вуза. Желаем дальнейших творческих успехов, покорения новых высот в области науки и профессионального процветания.